Лекции по источниковедению

Введение в предмет. Методологические основы изучения курса истории России.

Возникновение истории относится к глубокой древности. Люди всегда интересовались своим прошлым. С тех пор, как человек начал мыслить абстрактно, задумываться о природе вещей, о ходе времени, о том, что его окружает, возникает история. История — это важнейший способ самоидентификации, средство определения своего места в социальном пространстве.

Сущность, формы и функции исторического знания различны. История — это развивающийся массив социального опыта, передающийся из поколения в поколение и каждый раз осмысливаемый по-новому. История принадлежит к разряду гуманитарных наук и изучает процессы, происходящие в обществе. Сам термин «история» греческого происхождения. «Отцом» истории считают древнегреческого ученого Геродота, жившего в V веке до н.э.

Оценка одних и тех же событий в историческом исследовании может быть разной. Это вызывает вопрос о том, что же является истиной в истории? Что есть наука?

Часть ученых считает, что история субъективна, так как проходит через ум ученого и является его оценкой событий прошлого. Другие исследователи полагают, что история объективна — но лишь тогда, когда в качестве объекта для изучения выступают конкретные материальные артефакты — древние тексты, документы и т.д.

Но история – это, прежде всего, научный анализ фактов прошлого. Прошлое познаваемо. И в его познании историей, как любой другой наукой в своей области, используется весь арсенал научного знания- законы и закономерности, термины и понятия, методы, источники, направления, школы и т.д.

История — закономерный процесс, имеющий характеристики повторяемости. Развитие истории идет по спирали, и это связано с социологическими процессами. Законы и закономерности различаются по времени действия, ареалу, феноменам проявления и механизму действия.

История- многофакторный процесс. К основным факторам исторического процесса относятся природно-климатические, геополитические, национальные, ментальные, экономические, культурные, религиозные факторы.

История выполняет ряд функций — познавательную, практическо-политическую, мировоззренческую, которые помогают человеку ориентироваться в окружающем его мире, выбрать свое место в социуме, сформировать свою жизненную позицию и цель. История сама по себе также служит предметом исследования. Ее изучает наука историография.

У истории есть свой специфический язык — термины и понятия, которые используются в описании исторического процесса и научном исследовании. Важным для историка- исследователя является метод, которым он руководствуется в научном исследовании.

Методы и источники изучения истории разнообразны. В историческом познании используются важные научные методы, которые условно можно разделить на три основные группы — общенаучные, специальные и исторические. Важными методами в современном историческом исследовании являются следующие: историко-генетический, сравнительный, историко-типологический, системный, методы диахронного анализа, моделирования исторических ситуаций, методы количественного анализа и др. В большинстве исторических исследований применяется комплексный анализ, основанный на применении разных методов. Применение того или иного метода зависит от задач, которые ставит перед собой историк, а также от уместности применения метода в данном конкретном исследовании и его новизны.

Историческое исследование идет на базе изучения источника. Понятие исторического источника широко и в целом сводится к базе изучения. Классификация исторического источника включает такие виды, как письменные источники (документы, дневники, письма, книги и т.д.), материальные ( вещественные) источники — археологические находки, здания, предметы быта и орудия труда, художественные работы, этнографические артефакты- костюмы, элементы декора, устные, лингвистческие источники ( сказки, былины, легенды), а также фонические источники -кино-, видео- фото- и аудиодокументы. В последнее время появился еще один вид исторического источника — электронные ресурсы (Интернет). Профессиональными историками принято выделять пять основных групп исторического источника — вещественные, письменные, изобразительные, фонические, лингвистико-этнографические. С помощью исторического источника можно воссоздать научным образом картину прошлого, реально существовавшего события, проследить действия исторического персонажа.

Развитие истории связано с совершенствованием у человека исторического сознания, которое является важным элементом культуры каждой эпохи, отражающим господствующие в данную эпоху представления о мире и месте в нем человека, а также об обществе, рассматриваемом во времени и пространстве. Историческое сознание развивается от эпохи к эпохе, формируя особую историческую культуру. Она определяет ориентацию общества и влияет на отбор, объем и содержание исторической памяти. Человек познает мир через историю, он обладает историческим сознанием и, следовательно, причастен к истории. Историческое сознание — фундаментальная мировоззренческая характеристика культуры любой эпохи. Историческое сознание занимает важное место в жизни человека, оно помогает человеку определить, кто он, каково его место в обществе и т.д.

Человек участвует в историческом процессе. Исторический процесс — это процесс созидания человеком своей исторической, социальной природы. Мысленно воссоздавая прошлое, человек тем самым воспроизводит процесс своего собственного становления.

Каждая культурно-историческая эпоха создает свое представление об истории (войн и подвигов, учение о конце света, теория классовой борьбы и др.). Эти представления постоянно совершенствуются и тем самым показывают, что процесс исторического сознания и познания постоянен и не имеет границ. Цель исторического познания — самопознание человека.

Процесс воссоздания исторической истины очень сложен. В различные периоды времени он характеризовался применением отличающихся друг от друга подходов, точек зрения и даже носителей информации. В древнерусском Киевском государстве возникла традиция церковно-исторической литературы, в монастырях создавались первые русские летописи, написанные на пергаменте. Характерной чертой летописи является вера летописцев в определяющую силу божественных сил. Летописи часто переписывались и составлялись обычно как своды предшествующих летописей и различных материалов и заканчивались современными летописцу событиями. Русское летописание, как считают историки, возникает с конца Х века. Древнейший список летописей с датой — краткий летописец Константинопольского патриарха Никифора, дополненный русскими статьями до 1278, содержащийся в Новгородской кормчей 1280. Наиболее известный из ранних летописных сводов, дошедший до нашего времени, — «Повесть временных лет». Ее создателем считают Нестора — монаха Печерского монастыря в Киеве, написавшего свой труд около 1113 г. Летописание было важным делом, поощряемым государственными и церковными деятелями; в летописях отражались представления о мире, религиозное мировоззрение авторов.

К сожалению, большинство дошедших до нас документов, содержащих сведения о древней истории русского государства, носят экономико-хозяйственный характер. Тем не менее, можно отследить формирование особых традиций в создании исторических документов разных эпох.

Отечественная историография в прошлом меняла приоритеты своего развития. В более поздний после летописания период началось написание особой исторической литературы, содержащей описание жизни «святых». Редкими включениями в документы той эпохи были описания путешествий. С конца XVII в. эти тенденции в историко-литературном творчестве изменились. На смену лаконичному изложению исторических событий пришло пространное описание, но в это время основными авторами исторических произведений по-прежнему остаются отцы церкви. Ситуация изменилась также на век позднее. В XVIII в. резкая перемена курса исторического летописания связывается с именем В.Н. Татищева, который подготовил первую русскую публикацию исторических источников, введя в научный оборот тексты «Русской Правды» и Судебника XVI в. и снабдив их подробными комментариями. В.Н. Татищев создал труд «История Российская с самых древнейших времен». В своих работах В.Н. Татищев попытался дать целостное видение российской истории, связать ее с мировой историей. Он дал периодизацию российской истории с точки зрения развития государства:

  1. «совершенное самовластительство» — 862-1132 гг.
  2. «аристократия, но беспорядочная» -1132-1462 гг.
  3. «восстановление единовластия» — с 1462 г.

Его идеалом была абсолютная монархия. Труд Татищева «История Российская с самых древнейших времен» представляет интерес для историков и в наши дни.

Большая заслуга в изучении истории принадлежит М.В. Ломоносову. Он создал учебник русской истории — «Древнюю российскую историю», в которой проводил сравнение российской и западноевропейской истории. Известен вклад М.В. Ломоносова в развенчание «норманнской теории».

На рубеже XVIII-XIX вв. появилось новое понимание истории, которое связывается с именем А.Н. Радищева. Этот автор рассматривал узловые проблемы отечественной истории с точки зрения народной борьбы с угнетателями, господствующим классом и самодержавием. Но более профессиональные труды были созданы историками Н.М. Карамзиным и М.П. Погодиным, которые стояли на дворянско-монархических позициях. Они рассматривали историю в связи с развитием общественного прогресса и просвещения, выделяли роль в истории великих людей, к которым, в первую очередь, относили самодержцев. Н. М. Карамзин писал историю по заказу императора Александра. Заслугой Н.М. Карамзина было введение новой периодизации:

  1. Древнейшая история (с Рюрика до Ивана III), характерной чертой которой была система уделов;
  2. Средний период (с Ивана III до Петра I) с единовластием;
  3. Новая история (от Петра I)-период, когда резко менялись гражданские обычаи.

Основная мысль Карамзина, присутствующая в его трудах — необходимость мудрого самодержавия в России.

В XIX века в России стали популярны труды немецких философов, и это отразилось на исторической литературе. В стране стала развиваться так называемая государственная школа историков, к которой принадлежали С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин и другие. Представители этой школы важную роль в истории отдавали государству, подчеркивая своеобразие Российского государства в силу его географического положения. Западник, либерал Соловьев создал 29-томную «Историю России с древнейших времен», где доказывал, что история страны связана с географическим, этническим и внешним фактором. Для него история- объяснительница настоящего. Соловьев писал о том, что история-то свидетель, от которого зависит решение дела, и поэтому понятно стремление «подкупить свидетеля», заставить говорить только то, что нужно. Соловьев утверждал, что из самого стремления исказить историю видна ее важность и необходимость. В конце XIX в. известность получает творчество В.О. Ключевского, который большое место в своих работах уделял исследованию классов и социальных групп, их взаимоотношений и месту их в экономической и политической жизни.

Позитивист Ключевский огромную роль уделял природно- географическому фактору и колонизации территории России. История для Ключевского- это движение в времени как процесс и, также, познание этого процесса.

Свое понимание истории вложили в отечественную копилку знаний историки нала ХХ века. Для историка Л. Гумилева историей являлись постоянные изменения, вечная перестройка кажущейся стабильности; он считал, что исторические события характеризуют пространство. Его теория этногенеза, в основе которой лежит идея о пассионарном толчке, объясняет периоды колебаний в развитии отечественной истории.

Н. Бердяев говорил, что история- это миф. Но не вымысел, а реальность иного порядка.

Традиционно российская история изучалась как становление государственности, утверждение европейской традиции в общественной ориентации и культуре. Россия изучалась через призму европейского опыта, в связи с ходом мировой истории, но при этом выделялись свои, специфические законы развития. Но в ХХ в. в изучении истории произошли большие перемены.

История отразила дух острой идейной борьбы, развернувшейся в этот период. Перед учеными в нашей стране на протяжении большей части ХХ в. (так называемый советский период) стоял сложный выбор: что поставить в своей работе на первое место — партийность, несущую политические выгоды, или научную объективность, в большей степени отражающую историческую истину. После событий Октября 1917 г. победившая партия большевиков сделала всю историю в нашей стране партийной. Историческая наука рассматривалась как инструмент политики и формирования сознания народа. Партийное руководство наукой сужало ее, заставляло принимать в основном те оценки, которые одобряла КПСС. История России разделялась на два этапа — негативное прошлое (до Октября 1917 г.) и светлое настоящее. К созданию отечественной истории привлекались коммунистические лидеры — В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.И. Бухарин, Л.Д. Троцкий, Я.М. Свердлов и др. Особую роль в создании советской версии отечественной истории играл М.Н. Покровский, который издал большое количество работ, в которых излагал историю с позиций марксизма. В основу истории советского периода был положен экономический фактор. Исторический материализм, ставший краеугольным камнем советской истории, основывался на учении об экономических формациях, сменяющих друг друга вследствие развития способа производства. Экономический базис завершался надстройкой- государством и особыми общественными отношениями, характерными для этого базиса.

В советский период создавались центры для изучения истории с позиций марксизма-ленинизма, партийный вариант истории тиражировался и распространялся в стране и пропагандировался за рубежом.

Инакомыслие искоренялось. Постепенно усилилось идеологическое давление, подкрепляемое существованием «железного занавеса», через который не проникали идеи и факты зарубежной истории. С наступлением перестройки в середине 1980-х гг. перед учеными встал вопрос: что изучать? Шло разрушение монополии КПСС на научные знания. Короткий период времени основной акцент был сделан на изучение политической истории. Впоследствии научный голод отечественных ученых стал удовлетворяться огромным объемом информации из-за рубежа. На смену марксистско-ленинскому учению об исторических формациях (особых исторических этапах развития всего человечества — от первобытно-общинной до коммунистической формации) пришла цивилизационная теория А. Тойнби, согласно которой история повторяется в соответствии с общим ритмом Вселенной, сменяя цивилизации.

А. Тойнби считает, что к настоящему времени история повторилась около двадцати раз, воспроизводя цивилизации. Теорию локальных цивилизаций поднимали в своих трудах ученые Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер и другие.

Отечественная историография в настоящем развивается по различным направлениям. Усложняется арсенал методологии и теории исторической науки. С конца ХХ в., после изменения политического курса страны, отечественные ученые знакомятся с передовыми теориями выдающихся западных историков. Значительное место среди них занимают идеи М. Блока. Этот французский ученый разрабатывал общетеоретические вопросы, большое место уделял исследованию взаимосвязи поступков отдельных личностей с социально-экономическими условиями их жизни. Его взгляды легли в основу направления в историографии, получившего условное название школы «анналов» (по названию научного журнала, издававшегося этим автором вместе с Л. Февром). Сегодня большую роль играют труды Р. У. Сетон- Ватсона, английского историка, который изучал историю взаимоотношений Запада со славянским миром. Значительное место в современной истории занимают теории и труды представителей школы компаративистов (Д.Брайс, О. Шпенглер, К. Ясперс, А. Тойнби).

Современная российская позиция в изучении истории отражает не только уверенность в особом, уникальном историческом пути России, но и точку зрения о взаимосвязи и взаимовлиянии Запада и Востока, о единстве мирового развития. Сегодня отечественные ученые подчеркивают, что, познав свою историю, взаимосвязь государств и цивилизаций, мы сможем успешно развиваться, дорожить своим прошлым во имя будущего.

Основной задачей данного учебника является освещение истории России на основе междисциплинарного подхода, опирающегося на основные достижения общественных наук. История России описывается одновременно как часть всемирного исторического процесса и как уникальный исторический путь. Автор старался подчеркнуть цивилизационное своеобразие российской истории, связанное с ее национальным многообразием, ментальностью, религиозным опытом и культурой. Структура учебника состоит из пяти разделов и пятнадцати глав по темам курса. Учебник ориентирован на помощь в самостоятельном изучении и повторении курса истории России. С этой целью в него включены вопросы для повторения. В каждой главе имеются также выдержки из подлинных документов описываемого периода, которые помогут ближе понять исторические события эпохи. В конце каждой главы расположены данные, которые помогут ориентироваться в хронологии событий. В конце учебника имеются тесты для самопроверки.

Вопросы для повторения и самоконтроля:

  1. Что такое история?
  2. Какую роль играют законы и закономерности в истории?
  3. Какие методы исторического исследования существуют на сегодняшний день?
  4. Что вы знаете об историческом сознании?
  5. Охарактеризуйте основные факторы исторического процесса.
  6. Какие исторические источники вы можете назвать?
  7. Как изменялась основная позиция в оценке истории от эпохи к эпохе?
  8. Какие российские историки получили наибольшую известность?
  9. Опишите современные подходы отечественных историков к изучению истории России.

Церкви, носящие имя «методистские”, берут свое начало в Англии 18-го века и ассоциируются с именами двух священников Англиканской Церкви – Джона (1703-1791) и Чарльза (1707-1788) Уэсли. После разрыва с Римом, во время правления короля Генриха \////, Церковь Англии стала государственной церковью. Поэтому, на самом деле, корни методизма находятся в Англиканской и Римско-католической Церкви и оттуда уходят еще глубже – к Церкви Новозаветного периода.
Методизм зародился в Оксфорде, в Англии, в небольшой группе людей, которые чувствовали потребность углубления своей христианской веры. Это были Джон и Чарльз Уэсли с их друзьями. Они начали собираться регулярно для изучения и обсуждения Библии, молитвы, а также для посещения заключенных Оксфордских тюрем. Так как число участников их группы выросло, в 1730г. они организовывают, так называемые, «общества», в которых люди могли поддерживать и укреплять друг друга в христианской жизни и вере. Эти общества собирались для проповеди Слова и общения. При дальнейшем увеличении количества членов в обществе происходило деление на «классы», состоящие, примерно, из 12 человек. Классы собирались минимум раз в неделю – для личной подотчетности, индивидуального исследования своего духовного состояния, изучения Библии и молитвы.
Растущее число классов и обществ, проповедующих и практикующих учение личной и социальной святости, имело большое влияние в Великобритании. Они проводили свои служения по всей Англии, в первую очередь, среди бедных и неимущих, путем изучения Библии, молитвы, внутреннего свидетельства духа, прославления Бога в песнях, здравого проповедования Слова и верному следованию этому Слову. Как средство выражения Божьей спасающей благодати методисты организовывали школы, медицинские учреждения, приюты для сирот, развивали служение в тюрьмах и шли к тем, кто считался отбросами общества. Везде, где они видели человеческую нужду, они старались помочь, поэтому вера и жизнь сливались в одно целое. Они понимали, что Божья искупительная любовь, явленная во Христе Иисусе, – это любовь ко всем людям, во все времена, повсеместно. Методисты считали, что обращение, рождение свыше значило как изменение жизни одного человека, так и изменение жизней других людей. Когда жизнь человека обретает совершенно иной смысл в следовании Иисусу Христу и стремлении быть проводником Божьей любви в этом мире, когда он начинает расти в святости во взаимоотношениях с Богом, тогда человек уже не может удовлетворяться только личными переменами, и окружающий мир также находится под влиянием таких перемен. Такие изменения стали называться «путем святости”.
И хотя Джон Уэсли никогда не ставил перед собой цели создать новую деноминацию и до конца своей жизни оставался священником Англиканской Церкви, вскоре после его смерти в 1791г. его последователи в Англии основали Методистскую Церковь.
По мере того, как люди, называемые методистами, продолжали сеять слово о Божьей спасающей благодати и библейской святости, методизм распространялся за пределы Великобритании – в Европе и Северной Америке.
В Соединенных Штатах Америки Методистская Епископальная Церковь стала официальной организацией 25 декабря 1784г.. Объединенная Методистская Церковь образовалась в 1968г. в результате объединения Методистской Церкви с Евангелической Церковью Объединенных Братьев. В это же время в Европе Евангельская Церковь (Evangelische Gemeinschaft) объединилась с Методистской Церковью, и образовалась Евангельско-Методистская Церковь (Evangelisch-Methodistischen Kirche).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *