Содержание
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва»
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва»
Это маленькое стихотворение — рассказ о самом сокровенном: о молитве, о той минуте, когда человек, не находя опоры в себе, в жизни, обращается к Богу. Что он хочет найти? и что находит?
Главные слова стихотворения — «молитва чудная», «сила благодатная», «святая прелесть» — связаны с верой, с христианской традицией. Кажется, нам понятно слово «благодатная». Но то же ли это самое, что «Земля благодатная»? В Толковом словаре Д.Н. Ушакова значение этого слова — «полный благ, довольства, счастья; радующий». Однако для русского верующего человека прошлого века это слово значило неизмеримо больше. Дело в том, что «благодать» — это божественная сила, с помощью которой совершается спасение человека. Благодать — это обещание спасения души. Для спасения же к божественному дару человек должен прибавить свою веру, своё покаяние. Поэтому «сила благодатная» — это сила, несущая человеку надежду на спасение. Слово «благодатная» как бы отмечает кульминацию в лирической композиции стихотворения, знаменует переход от тьмы к свету.
Начало стихотворения довольно мрачное: трудная минута, в сердце — грусть…Ощущение печали, тяжести подчёркнуто глаголом «теснится». В такую минуту обращаются к Богу — «одну молитву чудную твержу я наизусть…» Поэт не называет, какую молитву. Остаётся тайна. Для самого поэта тайной является сила воздействия живых слов молитвы: «есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная , святая прелесть в них». Основную смысловую нагрузку здесь несут на себе эпитеты.
Если первая строфа — это описание состояния души лирического героя, его обращения к молитве, а вторая — описание силы и прелести живых слов этой молитвы, то третья строфа — рассказывает об ответе на молитву, о том, что приносит человеку «сила благодатная»: уходят тоска и томленье, их сменяют вера, надежда, слёзы облегчения.
Вместе с поэтом мы переживаем (со — переживаем) это движение души от тоски и грусти — к надежде и вере. В стихотворении всё живёт и меняется вместе с этим движением: окраска слов и звуков, ритм.
Отметим антонимичные противопоставления в первой и третьей строфах: трудную -легко, теснится грудь — бремя скатится.
От первой к последней строфе меняется и звуковой фон стихотворения. В первой строфе звуковой фон создаётся повторяющимся (даже во всех четырёх рифмах — ударный ). Для многих этот звук тёмный, ночной. Тяжёлый трёхстопный ямб (не пропущено ни одно из двенадцати ударений) подчёркивает ощущение томления и грусти лирического героя.
Но как всё преображается под действием «слов живых»! В последней строфе сильнее всего звучат совсем другие гласные — открытые , . Изменился и ритм: во второй и третьей строках не по три, а по два ударения — строчки стали «легче», они как будто бы «взлетают». Всё это позволяет нам не только понять, но и пережить вместе с поэтом чувство облегчения, покоя.
Даже синтаксические конструкции подчинены общему движению и передают его. Сначала это несколько личных предложений — они описывают состояние души и силу и прелесть слов, обращённых к Богу. Но глагол в форме 1-го лица всего один — я твержу. Это и есть единственное действие лирического героя: он твердит молитву — всё остальное происходит с ним: действие живых слов вне его воли. Две последние итоговые строчки — предложения безличные: «и верится» (ср.: «я стал верить»), «и плачется» (ср.: «я плачу») и «так легко, легко» (слова категории состояния).Через синтаксис передаётся авторское ощущение существования двух разных сфер: человеческого и высшего, божественного.
Всё произведение — это описание единого порыва души и её меняющегося состояния. Стихотворение «Молитва» могло быть навеяно даже не собственными переживаниями поэта, но он облёк их в столь искренние, воодушевляющие слова, которые заставляют и читателя ощутить сопричастность этому порыву души.
Все о религии и вере — «сопоставьте стихотворение лермонтова молитва с другими стихотворениями поэта» с подробным описанием и фотографиями.
Готовые школьные сочинения
Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.
Сравнительный анализ двух стихотворений М. Ю. Лермонтова ” Парус” и “Молитва”
Сравнивая два стихотворения М. Ю. Лермонтова ” Парус ” и ” Молитва ” , я вижу, что они очень похожи .Стихотворение ” Молитва” написано в 1839 году. Это произведение связанно с имянем княгини Марии Алексеевны Щербатовой. Идея стихотворения ” Парус ” является показать через одинокий ”образ паруса ” сметение души.
Основной мотив у двух произведений одинаковый находить успокоение и одновременно черпать новые силы для Прдолжения жизни. Темой стихотворений является покой. Лирический герой в произведении ” Парус ” море и Парус. В ” Молитве ” сам поэт. В произведениях расказывается про его состояние души.
В первом Стихотворении парус символ потерявшейся души, во allsoch. ru 2001-2005 втором, молитва символ успокоения, гармонии. Кульминационный момент находится в середине стихотворения. ” Играют волны ветер свищет, И мачта гнётся и Скрепит…..
” . В этих и последующих строчках усиливается драмматизм ситуации, душа не находит счастья и Гармонии, она в сметении. Поэт обращается к парусу, нов тоже время размышляет наедине с собой, хочет найти В себе силы. В стихотворении ” Молитва ” две последние строчки являются кульминацией, так как здесь Преобладает развитие переживаний лирического героя, а в этоге успокоение. Экспозиционный момент присутствует В первых строчках.
Созданию этого поэтического чуда способствует точная, перекрёстная рифма в нечётных слогах Дактилическая и трёхстопный ямб. У ” Паруса ” такой же стихотворный размер и рифма. В произведении ” Молитва ” звуковой ряд меняется от начала к концу стихотворения. Гласные звуки отличаются напряжённостью. В Произведении ” Парус ” речь взволная, тревожная.
Чтоб показать сметение души, М. Ю. Лермонтов Употребляет такие изобразительно вырозительные средства языка, как : олицетворение ” Играют волны ветер Свищет ” , ” Тесниться в сердце грусть ” , синекдоха ” Луч солнца золотой ” , эпитет ” Одинокий парус ” . Во втором стихотворении : метафора ” И дышит непонятная светлая прелесть в них ” , эпитеты ” Молитва Чудная ” , ” Созвучие слов живых ”, ” Светлая прелесть ” , сравнение ” с души как бремя скатится ”. Дважды повторённое в последней строке наречие ” легко ” очень точно передаёт владеющее лирическим героем Чувство лёгкости, полёта, свободы от узких земных рамок.
От тесноты забот и проблем, молитва поднимает Душу поэта к вершинам гор. Бремя земных забот, всё это в один момент скатывается. В стихотворении ”Парус” Присутствует риторический вопросы : ” Что ищет он в стране далёкой? ….. Что ищет он в краю родном?…
” Для усиления выразительности речи поэт использует инверсию : ” Парус ” ” Над ним луч солнца золотой ” , ”Молитва” ” С души как бремя скатится сомнение. Конец стихотворения ” Молитва ” завершается Многоточием. Эти три точки после двенадцатой строки придают всей ” Молитве ” ощущение неисчерпаемости, Нескончаемости. Созданию этого эффекта способствуют три союза в последних двух строчках : ” И верится, и Плачится, и так легко, легко… ” Стихотворения походят на кольцо, заставляющее ещё раз вернуться к Первой строчке, снова повторить эти прекрасные слова….
Сравнительный анализ двух стихотворений М. Ю. Лермонтова ” Парус” и “Молитва”
Шпаргалка – готовые бесплатные школьные сочинения по литературе и русскому языку. Все сочинения имеют авторский характер. Новый сборник школьных сочинений по литературе и сюжетов произведений. Опубликовано со специалистами филологических факультетов университетов города Москвы в поддержку выпускников школ. Русскоязычные темы WP изложений. Обращение к пользователям
Анализ
Стихотворение «Молитва» М.Ю. Лермонтова относится к зрелой лирике поэта (написано оно было в 1837 году). Оно представляет собой молитву Богородице о счастье любимой. Литературоведы считают, что поэт посвятил его своей соседке по московской квартире — Варваре Лопухиной, глубокое чувство к которой он пронес через всю свою жизнь. Впервые это стихотворение было приложено к письму Марии Лопухиной, другу поэта и сестре его возлюбленной, под названием «Молитва странника». Таким образом, главной темой произведения вполне можно считать тему любви. И это стихотворение заслужено считается одним из лучших в любовной лирике Лермонтова.
Как мы видим, в стихотворении поэт обращается к Божьей матери с просьбой защитить свою любимую, послать ей счастливую жизнь и спокойную смерть, дать самого лучшего ангела-хранителя, окружить ее достойными людьми. Поэтические строки наполнены нежностью и чистотой.
Проблемы, отраженные в стихотворении
Стоит отметить, что в произведении затрагивается также и несколько других проблем — нравственная, философско-религиозная, онтологическая.
Давайте раскроем суть некоторых из них: онтологическая проблема, на мой взгляд, выражается здесь в том, что лирический герой обращается к высшим силам с просьбой о «душе достойной». Так как не чувствует себя способным защитить близкого человека, дать ему счастье и наполненную жизнь.
Философско-религиозная же тема раскрывается в том, что Лермонтов видит духовную силу, способную помочь и спасти, лишь в божественном мире. Мир же людей представляется поэту «холодным», то есть равнодушным, мрачным местом. Стоит полагать, что помимо названных в стихотворении присутствует еще и философско-онтологическая проблема (проблема одиночества лирического героя и его души).
Через молитву лирического героя читатель может уловить конфликт между человеком и толпой, его окружением. Лирический герой предстает перед читателем отшельником, одиноким, непонятым обществом и отвергнутым им. Однако в стихотворении присутствует хронотоп церковного таинства и интонационно произведение имеет ритм молитвы. Все это помогает настроить читателя на восприятие стихотворения, погружая его в чувства поэта целиком.
Также в стихотворении присутствует противопоставление. Это антитеза чистоты, «теплой заступницы» и холодного окружающего мира. Лирический герой, будто бы забывая о самом себе, молится совсем не о собственных печалях, а о счастье для любимой.
Анализ структуры стихотворения «Молитва»
Анализируя метрическое строение стиха, можно отметить, что он написан четырехстопным дактилем в сочетании с большим количеством сверхсхемных ударений и с некоторым числом пропущенных ударений в ряде сильных мест. Все это придало произведению оригинальный мелодический рисунок.
Композиционно же это стихотворение можно разделить на две части: первая – обращение поэта к Божьей матери, а вторая – исповедь лирического героя, раскрытие собственной души перед высшими силами, просьбы о сохранении души «невинной девы».
Важно также отметить, что стихотворение построено в виде монолога, философского размышления, но помимо лирического героя в стихотворении присутствуют образы его любимой и «матери божьей.» То есть явно различимы три образа – лирический герой, его возлюбленная и божественный образ, представленный Богородицей. Причем образ возлюбленной в этом стихотворении выходит на первый план и даже несколько вытесняет образ лирического героя. Поэт рисует ее как нежную и чистую девушку, светлое и духовное существо с благородным сердцем. Мы видим это из таких эпитетов, как «дева невинная», «душа прекрасная и достойная», «сердце незлобное».
В произведении присутствуют ряды однородных членов, разнообразные средства художественной выразительности (в особенности эпитеты, погружающие читателя в ту таинственную атмосферу, которую пытался передать М.Ю. Лермонтов). Также присутствует инверсия, придающая герою спокойствие, антитеза («мир холодный»– «теплая заступница», «молодость светлая»– «старость покойная»).
Лирический герой возвышает свою любимую до образа божественного, а себя же со своей «пустынной» душой относит к «темному миру». Это помогает читателю разглядеть христианскую мифологию, которая пронизывает практически все стихотворение. Ну а еще такое противопоставление указывает на невозможность поэта быть вместе с возлюбленной, которое вынуждает героя к одиночеству и говорит о неразделенной любви.
В последнем абзаце поэт обращается к матери Божьей с просьбой послать к «ложу печальному душу прекрасную», что, на мой взгляд, является важным уточнением, так как в своем раннем творчестве поэт приравнивает образ лирического героя к образу демона, что впоследствии (уже в более поздней лирике) исчезает. На смену прошлым представлениям приходит спокойствие, смирение, истинная вера в Бога. Можно предположить, что по этой причине для словосочетания «прекрасная душа» используется определение «лучшей», то есть более возвышенной души, ведь демон – воплощение злых сил, но ради счастья любимой готовый полностью отказаться от своих убеждений, поверить в Бога, вверив ему свою судьбу.
Статья предоставлена Киндеевой Маргаритой (с небольшими дополнениями главного редактора).
Похожая статья:
>Михаил Лермонтов “Молитва”
Тема и настроения, идея и средства художественной выразительности в стихотворении «Молитва»
Тема и настроение
Основная тема стихотворения Ахматовой – патриотизм, самопожертвование ради своей страны. Лирическая героиня преисполнена чувством веры в будущую победу Отечества. Она готова жертвовать всем – и здоровьем, и ребенком, и даже голосом.
Настроение стихотворения полностью соответствует теме – патриотическое. Лирическая героиня предвосхищает будущее процветание страны, просто ей нужно немного помочь. У читателей стразу возникает чувство некого трепета перед добродетелью лирической героини, которой хочется соответствовать.
Также в стихотворении поднимается проблема войны. Она довела людей до отчаяния, они готовы приносить баснословные жертвы на алтарь победы, лишь этот кошмар прекратился.
Идея
Смысл стихотворения – поднятие народного духа сопротивления врагу. Автор призывает людей по-христиански жертвовать собой, дабы спасти страну. Это единственный способ отогнать угрозу от своих границ и обеспечить процветание будущим поколениям.
Анна Андреевна хочет, чтобы каждый соответствовал лирической героине – жертвенному, патриотичному и доблестному человеку. Она готова пожертвовать самым дорогим для матери – ребенком, только бы приблизить долгожданную победу, только бы спасти будущее страны.
Средства художественной выразительности
Стихотворение Ахматовой изобилует средствами художественной выразительности. Например, в первой же строке мы видим эпитет – «горькие годы». Образное использование данного прилагательного усиливает мрак страны, в котором и существует отечество из-за войны.
Также встречается эпитет «темная Россия» — опять же усиление образа «слабой» родины.
Туча и облако – развернутая метафора войны и исторической памяти о ней.