2 июня 2017
Выражаем особую признательность и огромную благодарность от всего коллектива музея-заповедника «Изборск» Николаю Петровичу Токареву, президенту ПАО «Транснефть» за бесценный подарок музею-заповеднику «Изборск» — Лицевой летописный свод XVI века. Это эксклюзивное красочно-иллюстрированное издание на современном русском языке уникально по содержанию и исполнению, содержит копии миниатюр и рукописей.
Лицевой летописный свод был создан в XVI веке по приказу русского царя Ивана Грозного для обучения царских детей. Возглавил работу по составлению данного Свода образованнейший человек своего времени- Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси. Над его составлением трудились лучшие писцы и иконописцы столицы. Уже в наши дни усилиями энтузиастов разрозненные книги и листы были собраны воедино из разных хранилищ.
В нашей экспозиции «Летопись древнего города Изборска: от начала России до Полтавской баталии» использованы миниатюры из Лицевого летописного свода Ивана Грозного.
Мы получили 33 тома копий редкого фолианта.
Не имеющий аналогов исторический источник, поступивший в распоряжение музея, мы будем использовать в научной работе, популяризируя историю, для воспитания детей на этом сокровище опыта и мудрости тысячелетий.
Удивительным образом тот труд, который делался для царских детей пятьсот лет назад, достался нашим детям.
ЛИЦЕВОЙ СВОД, Лицевой летописный свод (от др.-рус. «лица» — изображения, рисунки) — русское историческое иллюстрированное произведение XVI века.
Вопрос о времени создания Лицевого свода вызвал большую полемику в историографии. Относя создание памятника к периоду правления царя Ивана IV Васильевича Грозного, исследователи датировали составление Лицевого свода 1550-ми годами (О.И. Подобедова), началом 1560-х годов (Д.Н. Альшиц, Р.Г. Скрынников), концом 1570-х годов (Н.П. Лихачёв, С.О. Шмидт, А.А. Амосов). Комплексный анализ Лицевого свода позволил заключить, что работа над ним началась около 1569 года (Амосов), а прервалась около 1586 года (В.В. Морозов). Нет единства и по вопросу о месте создания рукописи: помимо Москвы исследователи называли загородную резиденцию Ивана IV — Александрову слободу (Б.М. Клосс) и др..
Сохранилось 10 томов Лицевого свода, которые охватывают события «от Сотворения мира» до 1567 года (10 тысяч листов большого формата с 17 тысячами миниатюр). В существующем ныне виде тома Лицевого свода сложились в XVII-XVIII веках, когда отдельные листы были переплетены в тома, при этом часть листов была утрачена, часть перепутана (например, части единого текста чернового варианта истории Ивана IV оказались в составе Синодального тома и Царственной книги). Утрачены начальная часть текста по русской истории, содержавшая «Повесть временных лет»; часть известий 1560-х годов; заключительная часть памятника с известиями до 1586 года; различные небольшие фрагменты (утраченный текст Лицевого свода восстанавливается по тексту Александро-Невской и Лебедевской летописей).
В первых трёх томах Лицевого свода (так называемая Хронографическая часть) излагается всемирная история: Музейский сборник содержит изложение священной и древнееврейской истории от Сотворения мира до разрушения Трои в XIII веке до н.э.; Хронографический сборник — история древнего и эллинистического Востока и Древнего Рима; Лицевой хронограф — история Древнего Рима с 70-х годов I века н.э. до 337 года и византийской истории с 337 года до X века. Остальные 7 томов (так называемая Летописная часть) последовательно излагают события русской истории: Голицынский том охватывает периоды 1114-1247 и 1425-1472 годов (со значительными пропусками, восстанавливаемыми по другим томам); Лаптевский том — 1116-1252 годы (с восстанавливаемыми пропусками); Остермановский I том — 1254-1378 годы; Остермановский II том — 1378-1425 годы (ныне фрагмент тома с Повестью о Куликовской битве находится в отдельном переплёте); Шумиловский том — 1425, 1472-1533 годы; Синодальный том — 1535-1542, 1553-1567 годы (со значительными пропусками, восстанавливаемыми по Александро-Невской и Лебедевской летописям); Царственная книга — 1533-1553 годы.
В настоящее время Лицевой свод разрознен: Музейский сборник, Синодальный том и Царственная книга хранятся в ГИМ; Хронографический сборник, Остермановские I и II тома — в Библиотеке Академии наук; Лицевой хронограф, Голицынский, Лаптевский и Шумиловский тома — в Российской национальной библиотеке. Отдельные исследователи (О.И. Подобедова, Б.М. Клосс, Ю.А. Неволин, А.А. Амосов) дополняют этот комплекс рукописей: так называемым Егоровским сборником (РГБ), содержащим Апокалипсис, Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы, Слово похвальное на Зачатие Иоанна Предтечи, Сказание о чудесах архангела Михаила; Житием Николы (РГБ), содержащим Житие Николая архиепископа Мир Ликийских и фрагмент Книги Бытия с повествованием о потопе и столпотворении.
Текст Лицевого свода представляет собой добросовестную компиляцию положенных в его основу источников. При составлении Хронографической части источники (книги Ветхого завета, Троянская история Гвидо де Колумны, «Александрия», «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, Еллинский летописец, Толковая палея, Хроника Георгия Амартола, Хронограф 1512) использовались полностью, без пропусков или отбора фрагментов. Для рассказа о событиях русской истории было использовано несколько летописей (Никоновская, Воскресенская), Свод 1560 года, Летописец начала царства, Летописец 1568 года, Новгородский свод 1539 года, Постниковский летописец и «Степенная книга». В состав Лицевого свода вошло более 30 произведений, бытовавших вне летописных памятников (жития, повести и др.), что позволяет назвать его своеобразной литературной антологией. Лицевой свод был призван обосновать идею возвышения богоизбранного Русского государства. Этой задаче подчинено изложение всемирной истории как череды последовательных возвышений и падений различных царств. Итогом и конечной целью этого процесса является Русское государтство во главе с родом его «самодержцев», наиболее приближенное к утраченному идеалу Райского сада. Русские «самодержцы» — первоначально киевские, затем владимирские и, наконец, московские — начиная с князя Владимира Святославича богоизбранны и наделены мудростью.
Миниатюрами проиллюстрирована большая часть сообщений Лицевого свода, они тесно связаны с текстом. Иллюстрируя современные или недавние события, художник использовал наблюдения над окружающей действительностью, при обращении к более древним эпохам он брал за основу миниатюры рукописей XIV-XV веков, модернизируя их (А.В. Арциховский). Кроме того, источником миниатюр Лицевого свода послужили «иконописные подлинники», западноевропейские печатные книги (хроника Г.Шеделя) и гравюры, в том числе А. Дюрера, Х. Хольбейна Младшего (см. в статье Хольбейн) и др. Как показывает анализ художественных особенностей миниатюр, над ними работали не менее 6 мастеров, которым была присуща манера московской школы живописи XVI века с новгородскими и тверскими элементами.
На этапе работы над историей Ивана IV Лицевой свод подвергнут переработке: данная часть Лицевого свода, переписанная набело, была снабжена приписками, которые существенно меняли содержание текста и миниатюр. Исследователи связывали их возникновение с редакторским вмешательством Ивана IV (С.Ф. Платонов, Д.Н. Альшиц), И.М. Висковатого (Б.А. Романов, Н.М. Рогожин), Б.Ф. Годунова (В.В. Морозов).
В 2004-2006 проведены подготовка и выпуск факсимильного издания Лицевого свода.
Повесть о Куликовской битве: Текст и миниатюры Лицевого свода XVI в. Л., 1984;
Житие Александра Невского. Текст и миниатюры Лицевого летописного свода XVI в. Л., 1990;
Лицевой летописный свод XVI в. . М., 2006. Кн. 1-10.
Пресняков А.Е. Московская историческая энциклопедия XVI в. // Известия Отделения русского языка и словесности. СПб., 1900. Т. 5. Кн. 3
Подобедова О. И. Миниатюры русских исторических рукописей: к истории русского лицевого летописания. М., 1965
Амосов А.А. Лицевой летописный свод Ивана Грозного: комплексное кодикологическое исследование. М., 1998
Лицевой летописный свод XVI в.: методика описания и изучения разрозненного летописного комплекса. М., 2003
Арциховский А.В. Древнерусские миниатюры как исторический источник. М.; Томск, 2004
Морозов В.В. Лицевой свод в контексте отечественного летописания XVI в. М., 2005
Иллюстрации:
1. Архив БРЭ. Лицевой свод. Фрагмент текста и миниатюра. 2-я половина XVI века Российская национальная библиотека (С.-Петербург).
2. Архив БРЭ. Лицевой свод. Фрагмент листа с приписками. 2-я половина XVI века Исторический музей (Москва).
Общее представление об основных понятиях изучения летописных текстов
В качестве одной из основ изучения летописания выступает терминология. В настоящее время она считается недостаточно устойчивой. Это связно с тем, что ни одно из основных понятий, применяемых при изучении летописных текстов, не имеет строгого определения, поэтому различные текстологи понимают их по-своему. Напомним, что к числу таких основных понятий относятся:
- летописный свод;
- летопись;
- летописец;
- редакция летописи.
Современная текстология сильно нуждается в точной научной терминологии в сфере изучения летописей. Однако сейчас специалисты только стремятся достичь подобное состояние этой области научных знаний. Текущая неточность терминологии во многом вызвана самим характером явлений.
В частности, необходимо понимать, что летописи представляют собой дополнения и соединения предшествующего материала. Это означает, что все отечественные летописи стали результатом соединения и переработки предшествующего материала. Это стало причиной лишения границ отдельных памятников в истории летописания определённой чёткости.
То есть отдельный летописный памятник может рассматриваться как часть более крупного летописного памятника. Однако в подобном соединении он подвергается со стороны летописцев различного рода переработкам. В результате у текстологов зачастую возникают вопросы о степени переработки летописного памятника. Эти вопросы зачастую могут оставаться без ответов, поэтому становится невозможным установить какие-то чёткие и определённые правила и термины.
Сущность понятий «летопись» и «летописный свод»
Определение 1
Летописью называли хронологическую, ведущуюся год за годом, запись исторических событий. Название этой записи произошло от общепринятого начала этого вида произведения — «в лѣто …» (то есть «в году …»).
Летопись была одним из основных исторических жанров в Древней Руси. Как правило, они составлялись в каждом городе по отдельности. Поэтому летописи отражали события, присущие общественной жизни одного конкретного города. При этом летописи были хронологически ограниченными, в связи с чем после завершения одной летописи приходилось начинать создание другой. Таким образом, в целях охвата одним памятником событий на большей по площади территории или большего периода времени летописи соединялись и образовывали летописные своды.
Определение 2
Летописный свод представляет собой одну из форм древнерусских и средневековых историко-литературных сочинений. Свод являлся ежегодным изложением событий русской истории. Он с точки зрения правящих в то время классов феодального общества давал толкование исторического процесса.
Летописный свод признаётся сложным по составу памятником литературы. Их создание в Древней Руси основывалось на ряде произведений художественного и народного творчества:
- погодных записей;
- местных устных преданий;
- переводных житейских и хронографических памятников;
- поучений;
- сказаний;
- повестей;
- актов;
- родословных преданий;
- разрядных записей и т.д.
Для летописных сводов характерной была преемственность в историческом изложении, а также в широком хронологическом охвате событий на протяжении почти 700 лет (от времён зарождения Древнерусского государства до эпохи Смутного времени). Составление летописных сводов инициировалось из-за какого-либо крупного политического (посажения нового князя) или церковного (выбора нового митрополита) события, которое имело общегосударственное значение.
Текстологи, которые установили сложный состав летописного свода, на протяжении долгого времени рассматривали их в качестве всего лишь механистического соединения разнородного материала. Поэтому их взаимоотношения не выяснялись исследователями. Только А. А. Шахматов, который применил в данном вопросе сравнительно-исторический метод, способствовал выявлению генетической связи и политической направленности летописных сводов.
Сущность понятий «редакция летописи» и «летописец»
Ещё одним ключевым понятием в системе научных знаний и исследований в области летописания является редакция летописи. Она представляет собой особый вид и состояние летописи, содержание которой в целом или в его значительных структурных, композиционных частях было существенно изменено. Кроме того, могли быть изменены художественный замысел летописи и литературно-художественная форма выражения её содержания.
Также редакцией летописного памятника считается определённая группа его списков, в которых было зафиксировано сознательное стремление предоставить текст, особый по стилистическим, идейным или иным соображениям.
Понятие редакции летописного памятника оказывается чрезвычайно трудным для определения его различия с новым летописным памятником. Это связано с тем, что, если новый летописный памятник был создан на основе одного предшествующего памятника, то в некоторым смысле он может рассматриваться как новая редакция этого предшествующего текста. В данном случае принципиальной разницы между этими двумя памятниками не будет. Единственным отличием будет единственное трудно уловимое количественное различие.
Чтобы распознать в летописном памятнике его новую редакцию (или же новый памятник), необходимо обратить внимание на степень переработки текста предшествующего памятника и на степень соединения нескольких предшествующих летописных произведений.
Рассмотренные выше летописи, летописные своды и редакции летописей являются продуктом профессиональной деятельности определённых (иногда зачастую специально обученных) людей – летописцев.
Замечание 1
Первым летописцем в Древней Руси был Нестор, который составил знаменитую «Повесть временных лет». Зачастую летописцами могли выступать монахи или послушники монастырей.
Таким образом, разобравшись в сущности основных понятий летописания (летописный свод, летопись, летописец, редакция летописи), исследователь может первоначально избрать правильный подход к изучению древнерусских летописей.