Левиратный брак, что это?

12 3 4 5 6 7 …88

Татьяна Алферьева

«Левиратный брак»

Глава 1. Подмена.

Две стройные девичьи фигурки стояли в проёме высокого узкого окна второго этажа огромного фамильного замка и смотрели на залитую лунным светом лужайку.

— Мари, ты этого не сделаешь! — горячо шептала одна девушка другой. — Не подведёшь так тётушку. Она нас любит, заботится о нас, а ты… Да это сведёт её в могилу!

— Сведёт, если ты расскажешь, — спокойно отвечала вторая. — Я люблю Мэрла и хочу быть с ним. Это наш единственный шанс на счастье.

— А как же я?

— О, Лил! — патетически вскрикнув, Мари упала на колени. — До конца своих дней мы с Мэрлом будем молиться за тебя! Мне больше не к кому обратиться! Только ты способна нам помочь.

С этими словами Мариана обняла ноги сестры, да так, что та чуть не упала навзничь.

— Перестань! И не кричи, — зашептала Лилиана. — Слуги услышат, разбудят тётушку и…

— Хорошо, я не буду, не буду, — поднимаясь с колен, поспешила заверить Мари. — Так ты нам поможешь?

— А ты хоть соображаешь, на что обрекаешь меня? — горько поинтересовалась Лил.

— На брак, дорогая моя, всего лишь на брак. Рано или поздно тебе придётся выйти замуж. Твоё сердце свободно, так почему бы не впустить в него маркиза Стейна. Я видела его пару раз. Он очень красив. Да, у него плохая репутация, но это могут быть всего лишь сплетни. Зато он невероятно богат, любая готова броситься на шею, а шанс выпал тебе…

— Вообще-то, он выпал тебе, Мари, не забывай, — заметила Лил, садясь на подоконник.

— Если бы не Мэрл, я бы, не задумываясь, вышла замуж за Виктора. — Но…я всегда любила только Мэрлока, а тётя насильно выдала меня замуж за Ральфа. Судьба предоставила мне ещё один шанс стать счастливой, и я не упущу его! И ты не упусти!

— Что-то я не вижу в отношении себя никакого шанса на счастье. Я не хочу замуж ни за Виктора, ни за кого-то другого, — пожала плечами Лил.

— Ах ты, холодное сердце! Так ведь можно и старой девой остаться, — пожурила сестру Мари. — Или тётушка выдаст тебя замуж за какого-нибудь богатого старикашку и будет считать свой долг перед нашими родителями выполненным.

— Тётушка нас любит, — возразила Лил.

Мариана сердито скрестила руки на груди:

— Я всё равно сбегу, Лил. Выбирай: мы можем сделать это так, чтобы тётушка ничего не заметила и не расстроилась или…

— И у кого после этого холодное сердце? — гневно перебила сестру Лилиана. — Ты шантажируешь меня здоровьем тётушки!

— У меня нет иного выхода. Ты же не хочешь соглашаться по-хорошему.

Какое-то время девушки молчали. Мари продолжала стоять, Лил сидела, опустив голову.

— А как же брачная ночь?! — вдруг, вспомнила свой самый веский аргумент против подмены Лилиана. — Виктор тут же поймёт, что мы его обманули.

— Поймёт, но будет уже поздно. Брак заключён, дороги назад нет, — уверенно заявила Мари. — Ну, что ты так беспокоишься об этом? Ну, какая ему разница? Мы похожи как две капли воды. Будете с ним на пару срывать, что ты это не я. Общая тайна только упрочит ваш брак.

— Ты чудовище, — вздохнула Лил.

— Станешь тут чудовищем, целый год проведя замужем за нелюбимым, — фыркнула в ответ сестра.

— Хорошо, расскажи ещё раз свой план…

* * *

Неделю спустя два дорожных экипажа отъезжали от замка семьи Геридж. Ни слугам, ни подслеповатой тётушке Софи и невдомёк было, что две сестры-близняшки поменялись местами, а заодно и ролями. Одна отправлялась якобы в гости к подруге по пансионату, вторая — к чужому жениху.

Несколько месяцев назад нелюбимый муж Марианы маркиз Ральф Стейн сломал себе шею на охоте, освободив молодую жену от ненавистного брака. За год супружества детей у Мари с Ральфом не появилось, и девушка чувствовала себя совершенно свободной, если бы не одно НО. Старший брат Ральфа неожиданно вспомнил о таком устаревшем брачном обычае как левират и решил взять невестку себе в жёны. Мариана была в отчаянии. Девушка давно, ещё до замужества, была в люблена в барона Эдвер и теперь рассчитывала, наконец-то, соединится с ним. Поэтому-то она и обратилась к сестре-близняшке с просьбой поменяться местами, поменяться судьбой…

Прошёл дождь, омыв листву и немного развезя дорогу. Зато колёса экипажа перестали поднимать пыль, и Лилиана могла смело выглядывать из окна, не опасаясь ощутить на зубах неприятный скрип. Светлые берёзовые рощи розовели в лучах закатного солнца, зеленели огромные поля, за которыми темнел лес. Имения здесь, в отличие от прибрежной зоны, располагались на большом расстоянии друг от друга, а потому местность казалась безлюдной. Будущее пугало, поэтому девушка старалась не думать о том, что её ждёт, сосредотачиваясь на окружающем её великолепии природы.

Родители Мари и Лил погибли, когда девочкам было всего пять лет. Корабль, на котором они отправились в столицу, поскольку так было гораздо быстрее, чем по суше, разбился о скалы во время внезапно налетевшего шторма. Близняшки остались на попечении сестры отца, старой девы леди Софии. Когда Лилиане исполнилось семь лет, тётушка, решив, что ей не под силу справляться сразу с двумя девочками, отправила одну из них, более шуструю, в пансионат для способных девиц сестёр Рошер. Так в народе называлось учебно-воспитательное заведение для девушек из богатых, но не знатных семей. Обучение стоило недёшево, а знать предпочитала домашнее образование. Последнее леди Софию ничуть не смутило. Несмотря на то, что племянницы были похожи друг на друга как две капли воды, её сердце вместило лишь одну из них — Мариану. Её-то Софи и оставила при себе на домашнем обучении, а Лил сдала в пансионат.

Это заведение было уникальным в своём роде, открытое силами двух благородных дам, задумавших непросто обучать девиц таким женским профессиям, как гувернантка и экономка, но давать им весьма широкое образование. Языки, пение, игра на музыкальных инструментах, рисование, грамота, математика, этикет, танцы — далеко не весь перечень предметов, по которым занимались девушки. Получая образование, достойное благородных девиц, они попутно приобретали такие знания, которые в обществе считались чисто мужской прерогативой. В учебную программу на весьма высоком уровне были включены: история, философия, риторика, естествознание, законоведение, география, экономика. В то же время девушек обучали чисто женским навыкам: шитьё, укладывание волос, умение одеваться, использовать декоративные средства для лица. В результате такой насыщенной образовательной программы выпускницы были нарасхват. Приглашая к себе в дом гувернантку, прошедшую обучение в Пансионате сестёр Рошер, дама получала не просто наставницу для своей дочери, но и достойную компаньонку, которая развивала у девицы вкус и стиль, могла сделать ей чудесную прическу и пошить изысканный наряд. Очень удобно. К профессии экономки относились более настороженно, так как привыкли в этом статусе видеть женщину пожилую, поднявшуюся по карьерной лестнице вверх от простой служанки и за счёт этого знавшую всю подноготную вверенного ей хозяйства. Однако на практике оказалось, что бойкая девица с новаторскими нововведениями способна и достойно управлять имением, и экономить при этом средства на его содержание.

Смысл обычая заключался в следующем: если умирал мужчина, то на его вдове должен был жениться один из его братьев или кто-нибудь из близких родственников покойного. В свое время этот обычай подробно описали ученые Ибрай Алтынсарин, Халел Аргынбаев, Шайзада Тохтабаева и др.

Как выглядел этот обычай?

В степи, где выживал сильнейший, одной вдове прожить с малолетними детьми было практически невозможно. О возвращении женщины, оставшейся без мужа, к своим родичам не могло быть и речи — она уже считалась человеком рода своего мужа. И, чтобы осиротевшие дети не остались без кормильца и защиты своих родственников, а вдова без крепкого мужского плеча, наши предками был и придуман этот обычай. В казахской степи, где подавляющее большинство промышляло скотоводством, постоянно перекочевывая с одной местности в другую, мужская сила играла решающую роль. С другой стороны родственники умершего не желали отдавать на сторону имущество родича, унаследованного вдовой. То есть обычай имел как в морально-этический, так и экономический аспект. Притязания на руку вдовы человека из другого рода были почти невозможны. Поэтому появилась пословица: «Аға өлсе, жеңге мұра, іні өлсе, келін мұра» («если умирает старший брат, то его жена переходит младшему, если умирает младший — жена переходит к старшему»). Если же вдова не желала выходить еще раз замуж, а у покойного остались взрослые сыновья, решившие взять на себя заботу о матери, они объявляли о своем решении, пригласив родичей на беседу за дастарханом.

Бывало и так, что вдову, нежелавшую выходить за деверя, вынуждали разными способами. И она соглашалась так, как у нее другого выхода просто не было. Но вместе с тем имели место неординарные случаи, когда обычай нарушался в пользу вдовы. В таком случае, она брала с собой только свое приданое, а тот, кто брал ее в жены, должен был заплатить за нее калым.

Если увещевания не помогали, и вдова ни в какую не соглашалась стать женой родственника мужа, проводили старинный обряд для того, чтобы все прошло без ущерба для семьи. Братья мужа, не допуская вдову к двери юрты, разрешали ей покинуть помещение. Тогда вдова приподнимала край юрты, и проползала наружу. После чего она могла выйти замуж за своего избранника. Естественно, она не брала ничего из имущества, и уходила только в той одежде, которая была на ней.

Это краткое описание аменгерства — левирата в казахской степи. На первый взгляд, все просто. Однако за каждым случаем — человеческие судьбы.

Примеры из истории

Этот степной закон описан в казахском эпосе «Кыз Жибек». После гибели Толегена, его брат Санзызбай приехал и забрал вдову брата. Правда, в одноименном фильме, снятом в прошлом веке, Жибек бросается в реку Жайык. К закону левиратства в разное время относились по-разному. Габит Мусрепов в одном из своих рассказов упоминает, что ранее в эпосе было написано, что Кыз Жибек была против этого закона, и там были такие строки:

«Что случилось с тобой несчастный парень,

Что лезешь в постель, которая принадлежала твоему брату?»

Это, конечно, художественное произведение.

Обряд аменгерства практиковался и среди известных казахов. Из трудов ученого Алькея Маргулана известно, что Шокан Валиханов, ушедший из жизни в неполные тридцать лет, перед смертью жил у родственников жены, и написал своим родным письмо, чтобы они забрали его жену Айсару. И брат Шокана Жакып привез вдову брата в свой аул.

У Жакыпа было две жены — Ману и Гакия. На вдове брата он женился по настоянию отца султана Чингиза Уалиханова. У них с Айсарой было трое детей: Мариям, Малик и Рабига. Сын Жакыпа, Кулыш, рассказал Маргулану, что его отец женился на вдове брата, поскольку на то была воля отца.

Мать великого казахского просветителя Ибрая Алтынсарина после кончины мужа Алтынсары по обычаю аменгерства вышла замуж за брата мужа, Кошана. Поэтесса Мариям Хакимжанова и ученый Шабден Балгожин являются потомками Кошана и матери Ибрая Алтынсарина Айман Шегенкызы. Кто не знает известного государственного деятеля Узбекали Жанибекова, который внес большой вклад в развитие культуры Казахстана? Он рано осиротел, после кончины отца его сородичи решили, что его мать должна выйти за родственника мужа — Серима. У мальчика была несладкая жизнь, о чем он вспоминал неоднократно.

Обычай в 20-м веке

Аменгерство имело место и в ХХ веке. В этом году исполняется 110 лет великому художнику Абильхану Кастееву. Обычай аменгерства имел место и в его семье. Его мать, после смерти отца, вышла замуж за брата Кастея по имени Масим. Известный писатель и исследователь казахской культуры Акселеу Сейдимбек в своем дневнике написал: «…оказывается, на следующий день после моего рождения мой отец ушел на фронт. Через некоторое время пришла похоронка. Тогда 18-летнюю мать соединили с вернувшимся с фронта раненым родственником, а меня к себе взял родной брат отца Аманбек».

Аменгерство сохранилось и среди казахов, по разным обстоятельствам вынужденных покинуть родину. Свидетельство тому судьба поэта Акыта Улимжиулы, который погиб в прошлом веке в застенках гоминдановского правительства Китая. Первая жена поэта умерла в первый год их совместной жизни. Вторая жена Кампит родила ему пятерых детей. Но и она скончалась. Умирает и третья жена Бокай. А когда умер двоюродный брат, он женился на его вдове Малике.

Писатель Мухтар Ауезов описал случай левиратства в романе-эпопее «Путь Абая». Умирает Оспан, брат Абая. После него остаются три его жены — Зейнеп, Торымбала и Еркежан. Братья Оспана, Такежан и Искак, поднимают вопрос о левиратстве. Еркежан, одна из трех жен, наотрез отказывается от предложения братьев покойного мужа. Она сообщает, что не ищет нового мужа, что у нее есть дети, и она дала клятву, что сделает все, чтобы не погас огонь в шаныраке Оспана.

Против аменгерства выступает и поэт Абай. На вопрос Такежана: «Разве не ты первый, кто должен жениться на вдове брата?» — поэт твердо отвечает: «Нет, я первый, кто не женится на вдове брата».

Однако сегодня этот древний обычай предков не имеет той актульности, которая была в те далекие времена. Сегодня женщина, даже оставшись одна с малолетними детьми, может самостоятельно воспитать своих детей. Они находятся под защитой государства и получают всю необходимую помощь.

Предки говорили «Елу жылда – ел жаңа» (за пятьдесят лет страна обновляется), значит, должны обновляться обычаи и традиции народа. Кроме того, наши предки говорили, что традиции и обычаи народа должны соответствовать своей эпохе. Значит, сегодня можно сказать, что древний обычай предков, каким бы гуманным он не был, утратил свое первоначальное значение, и нет необходимости возрождать его.

УДК 94(470.67) «18/1917» ББК 66.3 (2 Рос. Даг)5 Э 53

А.Д. Эльмурзаева,

кандидат исторических наук, преподаватель кафедры гуманитарных

дисциплин Дагестанского государственного института народного

хозяйства, тел: 8 928 969 36 45, E-Mail: eaminat@mail.ru

О некоторых семейно-брачных особенностях отношений в Дагестане (XIX — начало XX в.)

(Рецензирована)

Аннотация. Статья посвящена недостаточно изученным вопросам в традиционном дагестановедении о фактическом брачном возрасте, люлечном и малолетнем сговоре, о пережитках левирата и сорората.

Ключевые слова: люлечный сговор, малолетний сговор, родители, обычай, левират, сорорат.

A.D. Elmurzayeva,

Candidate of Historical Sciences, Lecturer of Department of the Humanities, Daghestan

State Institute of National Economy, ph.: 8 928 969 36 45, E-mail: eaminat@mail.ru

On some family and marriage features of the relations in Daghestan (the 19th — the beginning of the 20th century)

Keywords: cradle conspiracy, conspiracy of minors, the parents, the custom, the levirate, the sororate.

В настоя щей статье мы попыта- общества. У большей части кумыкских емся затронуть вопросы недостаточ- семей сын до 20-25 лет нужен был в

но освещенные в отечественном да- хоз я йстве как опора отцу в его домаш-

гестановедении, введя в нее полевой них хлопотах и зан яти ях земледелием,

этнографический материал, еще пока скотоводством, ремеслом. Кроме того,

не апробированный в научной литера- за невесту нужно было платить калым,

туре. Речь пойдет о брачном возрасте, и немалый, а средства дл я этого нужно

люлечном сговоре, о неравных по воз- было раздобыть, заработать. Таким обрасту браках, а также о проя влени я х в разом, парн я женили обычно в возрас-

дагестанской среде обычаев левирата и те 25-26 лет, а бывало и попозже.

сорората. Брачный возраст определялся у

лет . Однако, наши полевые мате- в 14-15 лет для девушек и в 16-17 лет

риалы показывают, что такой брачный для юношей . Но здесь опя ть-таки

возраст вполне приемлем для девушки уместны те же рассуждения, основан-

и, за редким исключением, неприем- ные на полевых этнографических мате-

лем дл я юноши. Молодого человека, по риалах, которые мы приводили выше

сути подростка, в раннем возрасте мог дл я кумыков. Материально окрепнуть,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

женить представитель феодального со- заложить основы своего будущего хо-

словия или весьма состоя тельный член з я йства юноша мог лишь к 25-26 годам.

«Брачным возрастом у лакцев для девушки считались 14-15 лет, а дл я юноши 16-18 лет», — считает А.Г. Булатова . По народной молве, лакцы всегда отличались поздними браками. «Вообще годными для брака парень и девушка считаютс я с 15-ти лет», — пишет Б.К. Далгат . Ближе к истинному положению вещей подошла, пожалуй, М.Ш. Ризаханова: «… преобладающим брачным возрастом дл мужчины были 25-30 лет, дл я женщины 16-18 лет» . На 20 лет раньше нее такую же возрастную градацию установила С.Ш. Гаджиева . Подавляющее большинство других исследователей называют брачным возраст для девушки 14-16 лет, для юноши — 16-18 лет. Таким образом, ранние браки заключались в Дагестане в исключительно редких случаях. 17-18 лет для девушки, 25-27 лет для юноши — вот основные ориентиры фактического брачного возраста дл подавл ющего большинства дагестанцев, по мнению 68 наших информаторов из 49 селений в разных концах Дагестана.

Люлечный сговор — довольно редкий обычай дл Дагестана. К такому сговору обычно в порыве дружеских чувств приходили отцы детей, близкие друзья или кунаки; при этом обязательно присутствовало 2-3 свидетел .

В исследовании А.Г. Абдиновой приводитс интересный материал о малолетнем обручении детей в Дагестане в XIX — начале XX вв. Обя зательным условием при этом было согласие на такой брак обеих матерей. «Усиление тенденции дальнейшего патриархального развити дагестанского обще-

ства, подкрепленного к тому же идеологией ислама, привело, наверное, к тому, что инициаторами такого брака в подавл ющем большинстве случаев стали выступать исключительно мужчины — отцы, согласия на это женщин — матерей уже не требовалось . Думается, что и это не совсем точно. После обмена при свидетел х совместными обещания ми, каждый из мужчин по этическим нормам обя -зан был оповестить о случившемс обеих бабок ребенка, его мать и бли-

жайшую родню матери. Те, в свою очередь, оповещали об этом же мужчин, ближайших родственников каждого из детей по отцовской и материнской лини м. Дело получало широкую огласку, и если соображений «против» с одной или другой стороны накапливалось много, то все могло быть переиграно, мужчины при людя х и пожатых руках просили друг у друга прощени за необдуманное и скоропалительное решение. Впрочем, такие случаи были редки, и молодые люди, повременив, становились мужем и женой.

Интересный материал о сговоре малолетних дает А.Г. Абдинова. «Так, в сел. Башлыкент, — пишет исследователь, — договорившиес об обручении малолетних мужчины уходили к берегу реки и бросали в нее по два камн , называ по имени мальчика и девочку и призыва при этом в свидетели Тенгри» . Наш полевой материал свидетельствует о том, что так же поступали и жители сел. Каякент, Джавакент, Капкайкент и другие. Описанные А.Г. Абдиновой ритуалы, исполненные при обручении малолетних в сел. Дылым, Карабудахкент, Губден, Вихли и др., по нашим полевым материалам, были в той или иной мере знаками и населению соседних селений , а также и другим народам Кавказа .

Устраивалась в Дагестане и помолвка малолетних детей от 7-8 до 11-12 лет . Обычаи и св занные с ними ритуалы в разных селени х Дагестана были самыми разными. У многих кай-тагцев, южных табасаранцев, дагестанских азербайджанцев и терекеменцев по этому случаю устраивали небольшие свадьбы в доме отца мальчика. Подарки не приносились, молодых людей, виновников торжества, на свадьбе не было, да и вообще здесь присутствовали только взрослые родственники и родственницы будущих супругов. Уго-щени подавались самые изысканные, звучала музыка, заздравные тосты, организовывались танцы.

В той или иной мере известны были народам Дагестана и обычаи левирата и сорората.

Левират — это когда женщина становилась единственной или второй женой брата своего покойного мужа. Такой брак обязательным не считался, но все же стойко держался как пережиток ранних архаических отношений. В народе такой брак приветствовал с я, хот я между супругами порой могла быть солидна разница. Дети женщины попадали под патронаж и опеку не постороннего мужчины, а родного д ди, дл которого с момента брака они становились сыновь ми и дочерьми. Приданое, полученное женщиной от своих родственников и родственников жениха при замужестве, не уходило в чужой дом, а пополняло достаток семьи. Детей жены своего мужа новая жена называла своими детьми и старалась относитьс к ним соответственно. Если жена покойного брата становилась единственной женой в новом доме, дети обретали не мачеху, а родную тетю и вскоре привыкали к ней как к родной матери. В этнографической литературе не нашел отражения целый цикл обря -довых действ, которые нова хоз йка выполняла в новом доме и в хозя йстве. Оставшись одна, без посторонних, она подходила к очагу, к предметам кухонной и хоз йственной утвари, к коврам, дорожкам, паласам, к центральному опорному столбу, к двер м и к окнам, и т.д., а затем к каждой домашней скотине, включа кошку и собаку, и говорила вполголоса примерно одни и те же слова: «Я не виновата, что так получилось, теперь ваша хоз я йка — я. Я буду к вам заботлива и внимательна, прошу вас, не творите мне зло». Те же слова она повтор ла на пахотных участках, на сенокосном участке, в саду, обращая сь к каждому дереву и кусту отдельно, пчелам в улья х. Брачное ложе новая жена должна была помен ть: пользоватьс спальными принадлежност ями покойной она не смела. Одежда, украшения, обувь и проч., оставшиес от покойной хоз йки, становились ее собственностью. Однако каждый раз, пользуясь вещами покойной, она должна была спросить об этом разрешения у мужа и взрослых детей покойной хозя йки. Здесь давали о себе знать пережитки, сохранившиеся до новейшего времени, согласно которым душа по-

койной из зависти могла навредить новой хоз йке. Считалось хорошим тоном, если нова хоз йка дома по п тничным дн м и религиозным праздникам раздавала в селении хлеб, чуду, лепешки в пам ть о покойной хоз йке дома.

Сорорат (от лат. эогог — сестра) — это обычай, унаследованный от эпохи родового стро и в силу практической целесообразности сохранившийс до первых десятилетий XX в. и даже дольше. Мужчина, потерявший жену, сваталс к сестре покойной и брал ее в жены. Могло случиться так, что умирала и вторая жена — тогда он брал в жены следующую сестру. Впрочем, жениться вдовец мог и на двоюродной сестре покойной жены и даже привести в дом в качестве жен двух родных или двоюродных сестер ушедшей. Правда, последнее случалось весьма редко, а если и случалось, то с об зательным на это согласием каждой из них. Такое многоженство в народе не поощр ялось. На женитьбу мужчины на сестре умершей жены население реагировало позитивно. Во-первых, что считалось очень важным, мужчина не оставался одиночкой, а обретал полновесную семью. Во-вторых, приданое жены, которое нередко состо ло не только из утвари, одежды, постельных принадлежностей, ковров, шкур, войлоков, паласов и проч. , но из пахотного участка, участка сенокоса, сада, того или иного количества мелкого и крупного рогатого скота и проч. , считавшеес личной собственностью женщины, переходило не в посторонние руки. Далее, в лице новой жены отца его дети обретали не мачеху, а родную тетю, что способствовало поддержанию нормального морального микроклимата в доме.

Полевой материал показывает, что нередко между отцом и его новой женой на первых порах происходили недоразумения. Жалея своих племя нников и племя нниц, оставшихся фактически полусиротами, их тетя по матери всячески потакала им, старалась кормить я ствами, не особенно загружать работой, без особой нужды и часто ласкать их, делать им мелкие и крупные подарки и т. д. М гкость новой хоз йки,

желающей побыстрей найти общий имеющееся в традиционном дагестано-

язык с домочадцами, вскоре, однако, ведении представления о фактическом

уравновешивалась жесткостью и тре- брачном возрасте в Дагестане, о люлеч-

бовательностью отца, не терпевшего в ном обручении, обручении малолетних

доме бездельников, лакомок, щеголей и подростков, о месте, роли и значении

и проч. Впрочем, все вскорости прихо- таких форм брака, сохранившихся в

дило в надлежащую норму, и семья по- пережиточном виде, как левират и со-

тихоньку, незаметно оп я ть втя гивалась рорат. Наши уточнения и дополнени я,

в повседневный быт, установленный хот и не нос т характера исключи-

традицией и самой жизнью. тельно важных сюжетов и наблюдений,

Таким образом, имеющийся в на- дают, тем не менее, более отчетливую

шем распоря жении полевой этнографи- и я сную картину о некоторых особен-

ческий материал позволил нам несколь- ност х семейного и свадебного ритуала

ко расширить, углубить и уточнить в Дагестане в XIX- начале XX вв.

Примечания:

1. Абдинова А.Г. Реликты домонотеистических верований в семейной обрядности народов Дагестана. Махачкала, 2010. С. 19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Там же. С. 26.

3. Там же. С. 9.

4. Булатова А.Г. Лакцы. (XIX — начало XX века): историко-этнографические очерки. Махачкала, 1971. С. 143.

5. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана. XIX — начало XX в. М., 1985. С. 268.

6. Там же. С. 151.

7. Там же. С. 163.

9. Жардецкая Н. Народная медицина и лечебная магия у черкесов // Религиозные пережитки черкесов-шапсугов. М., 1941. С. 23.

10. Исламмагомедов А.И. Аварцы: историко-этнографическое исследование. XVIII — начало XX в. Махачкала, 2002. С. 260.

11. Кушнарева К.Х., Чубинишвили Т.Н. Древние культы Южного Кавказа. М.; Л., 1970. С. 160.

12. Ризаханова М.Ш. Лезгины. XIX — нач. XX в.: историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2005. С. 143.

13. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. Вторая половина XIX — XX века. М., 1983. С. 317.

14. Чибиров Л.А. Традиционная народная культура осетин. М., 2008. С. 263.

15. Чурсин Г.Ф. Народные обычаи и верования Кахетии // ЗКОИРГО. Тифлис, 1905. Кн. 25, вып. 2. С. 368.

1. Moiseyev P.P., Gasratyan M.A. Turkey. Socio-economic sketch. M., 1965. P. 95.

2. . URL: http://www.yok.gov.tr.

3. Miller A.F. Sketches of the contemporary history of Turkey. M., 1948. P. 156.

4. Vartanyan E.G. The culture of Turkey. Krasnodar, 2006. P. 358.

5. Lee Yu.A. Science and education in modern Turkey. M., 1984. P. 47.

6. Vartanyan E.G. The culture of Turkey … . P. 358.

7. Turkey. History and the present: coll. of articles, 1988. P. 189.

9. Vartanyan E.G. The culture of Turkey… P. 358.

10. Novichev A.D. Turkey. Short history. M., 1965. P. 237.

11. Turkey. History, economy, policy: coll. of articles. M., 1984. P. 134.

12. The Turkish Republic. Reference book. M., 1975. P. 457.

Супружество…Иудейское понимание брака основано на заповедях, данных человечеству на заре его существования. Поскольку институт брака введен Богом, физический и эмоциональный союз мужчины и женщины считается естественным состоянием взрослого человека. И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, отнятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; И будут одна плоть./ Книга Бытия, 2:18, 22-24

В иудаизме супружеская пара считается цельным организмом, где свойства каждого служат завершению целого. Иудеи считают брак необходимым не только для рождения детей, но развития личности каждого из супругов. Муж и жена должны стать наиболее близкими людьми, а их отношения — уникальными и неповторимыми. Большинство иудеев чувствуют необходимость вступать в брак с иудеями же. Браки между людьми разной веры могут натолкнуться на трудности: например, конфликты могут возникнуть вследствие разных представлений о том, как воспитывать детей. Также в соответствии с иудейской традицией вероисповедание ребенка наследуется по материнской линии. Если мать исповедует иудаизм, то и родившийся у нее ребенок считается иудеем, вне зависимости от религиозной принадлежности его отца. В традиционных еврейских общинах люди стараются узнать как можно больше о характере, биографии, интересах и устремлениях предполагаемого партнера до того, как происходит встреча. Если люди заведомо не подходят друг другу, встреча с целью будущего брака и не назначается. Таким образом, удается избежать разочарования. Если похоже, что юноша и девушка подойдут друг другу, пара встречается. И тогда уже от них зависит, захотят ли они встретиться снова и продолжать отношения. Когда используется этот метод выбора партнера, браки, как правило, оказываются удачны и очень счастливы. Уровень разводов исключительно низок.

Все благословения, получаемые человеком, воплощаются только в достоинствах его жены./ Талмуд

До сравнительно недавнего времени родители занимались выбором женихов и невест для своих детей. Либо отец, либо профессиональный сват устраивал брак. Профессия свата была глубоко уважаема, и даже раввины занимались этим делом. Мидраш рассказывает о римской патрицианке, которая спросила раввина, чем занимался Бог с тех пор, как создал мир. «Подбирал пары», — был ответ. «Что? — воскликнула женщина.— Это даже я могу». Она выстроила в ряд тысячу своих рабов и тысячу рабынь и решила, кого на ком женить. На следующий день все они пришли к ней с жалобами. Некоторые были побиты. «Я не хочу ее»,— говорил один. «Он мне не нужен»,— говорила другая. Дама послала за раввином и сказала: «Ты был прав. Нет бога, подобного твоему Богу».

Свадьба

В субботу перед свадьбой жениха зовут в синагогу читать отрывок из Торы или из Пророков. Когда он заканчивает читать, его приветствуют криками: «Мазл тов» — «Желаем счастья». Затем перед свадьбой жених и невеста по обычаю постятся. Это позволяет им собраться, попросить прощения у Бога за свои прошлые ошибки и сделать чистым начало супружеской жизни. Еврейская свадьба происходит под «хупой», балдахином на четырех шестах, которые обычно украшаются цветами. Хупа, представляя Небеса, символизирует присутствие Бога в браке. Первым под хупу входит жених. Затем к нему присоединяются его родители, мать невесты и раввин. Последней в сопровождении отца или другого близкого родственника входит невеста. Во многих общинах выход невесты сопровождается музыкой и пением. Вот краткое изложение последующего обряда:

* Кантор поет приветствие жениху и невесте: Благословенны пришедшие во имя Господне! Благословение вам из дома Господня. Пусть наивысший, наиблагословенный, наивеличайший благословит жениха и невесту.

* Краткое обращение к жениху и невесте.

* Раввин читает два благословения над бокалом вина. Первое благословение читается до того, как пьется вино. Второе восхваляет Бога за то, что он освятил народ Израиля своими заповедями о браке. Вино передается жениху и невесте, которые по очереди пьют из одного бокала.

* Чтение Ктубы. Это брачный договор, который является заявлением о намерении мужа кормить и одевать свою жену, быть для нее мужем. Он также обеспечивает для невесты определенное законом материальное содержание на случай расторжения брака или вдовства.

* Затем жених надевает простое золотое кольцо на палец невесты и говорит: «И вот ты посвящаешься мне в жены по закону Моисееву, по обычаю Израилеву». Принимая кольцо, невеста показывает, что вступает в брак по своей воле.

* Раввин оглашает Семь благословений (Шева Берахот), которые являются главным компонентом службы. Он восхваляет Бога за создание человеческой расы, за радость и веселье, которые отныне пребудут с молодыми.

* После церемонии жених разбивает стеклянный бокал из-под вина. Это древний обычай, который должен напоминать людям о разрушении Иерусалимского Храма и о том, что каким бы радостным ни было бракосочетание, их радость никогда не может быть полной без Храма.

* Сразу же после церемонии жених и невеста уходят в специально для них приготовленную комнату, где могут провести несколько минут в уединении. Когда жених и невеста удаляются, присутствующие приветствуют их криками «Мазл тов», что значит «Желаем счастья».

* В традиционных общинах празднование продолжается неделю. Каждый вечер устраивается праздничный пир, и жених и невеста приглашаются как почетные гости в дома к разным людям. В конце каждой трапезы произносятся благословения — «Шева берахот».

Иудаизм всегда имел очень естественные взгляды на сексуальность. В Талмуде о ней говорится очень откровенно и в то же время с большой скромностью. Признается, что сексуальность играет важную роль в человеческих отношениях и может порождать очень сильные чувства. По этой причине сексуальное поведение должно тщательно регулироваться. Как и все основные религии, иудаизм учит, что сексуальная близость возможна только в браке. Даже в браке супружеская близость должна быть священной, а не обыденной и не похотливой. Прелюбодеяние строго запрещено. Кровосмешение, которое в соответствии с иудейскими представлениями также является прелюбодеянием, также запрещено. Эти указания поддерживают чистоту половых отношений и оберегают близость.

Семь Благословений

Благословен будь Господь Бог, создатель Вселенной, сотворивший плоды виноградные.
Благословен будь Господь Бог, создатель вселенной, сотворивший все во славу Свою.
Благословен будь Господь Бог, создатель вселенной, сотворивший человека.
Благословен будь Господь Бог, создатель вселенной, сотворивший человека по образу Своему, по подобию Своему, и из него же самого Ты приготовил для него вечную материю.
Благословен будь Господь Бог, сотворивший человека. Пусть та, что не имеет детей, возрадуется и возликует, когда дети ее воссоединятся в радости. Благословен будь Господь Бог, радующий Сион детьми ее. Весели же друзей возлюбленных (новобрачных), как веселил Ты творение Твое (Адама) в саду Эдемском во времена былые. Благословен будь Господь Бог, создатель вселенной, веселящий жениха и невесту.
Благословен будь Господь Бог, создатель вселенной, сотворивший радость и веселье, жениха и невесту, ликование, пение, довольство и счастье, любовь и братство, мир и согласие. Скоро слышен будет в городах Иудеи, на улицах Иерусалима голос невесты, ликующий голос жениха из-под свадебного полога и пение юношей на пиру их. Благословен будь Господь Бог, веселящий жениха и невесту.

Идеальная жена

Кто найдет добродетельную жену? Цена ей выше жемчугов. Уверенно в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка. Она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью, и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее. Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Она делает покрывала, и продает, и поясы доставляет купцам финикийским. Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростию, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем, и не ест хлеба праздности. Встают дети — и ублажают ее, муж — и хвалит ее: «Много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их». Миловидность обманчива, и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее! /Притчи 31:10-31

Развод

Когда мужчина разводится с первой женой, даже алтарь (в Храме) проливает слезы./Талмуд

В иудаизме брак — великая ценность. Если брак не очень удачен, делаются все попытки спасти его. Однако иногда признается, что развод — лучший выход из положения. Если двое старались сохранить свой брак, но в конце концов решают развестись, им не чинится препятствий. Иудаизм с древних времен разработал подробнейшую процедуру развода. Еврейский развод требует написания и вручения «Гет» — документа, подтверждающего, что брак расторгнут. «Гет» составляет религиозный суд, состоящий из трех раввинов. После развода обе стороны могут свободно вступить в новый брак, только женщина должна подождать три месяца, чтобы убедиться, что она не беременна.

Родители и дети

Отношения между родителями и детьми в еврейских семьях очень близки. Отчасти это происходит оттого, что жизнь еврейской семьи наполнена обрядами, традициями и праздниками, которые сближают членов семьи, так что они делят общую жизнь и переживания. Такая жизнь означает, что они имеют общие ценности и цель в жизни. Поскольку Бог заповедал Адаму и Еве плодиться, еврейские семьи обычно многочисленны. Дети считаются великим благословением. Иудаизм учит, что родители и дети обладают определенными обязанностями по отношению друг к другу. От родителей ожидается, что они будут кормить, одевать и учить своих детей, поэтому образование играет очень большую роль в жизни евреев. Еще в первом веке нашей эры евреи организовали начальные школы для своих детей. Когда большинство людей в Европе не умело ни читать, ни писать, еврейские общины отличались высокой грамотностью.

И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем, и внушай их детям твоим, и говори об них… /Второзаконие 6:6-7

От детей ожидается, что они будут заботиться о родителях. Они должны относиться к родителям с уважением, стараться не обижать их и не доставлять им даже мелких огорчений. Родителям предписывается воспитывать детей высоконравственными людьми. Они должны осуществлять нравственное руководство и (самое главное) показывать личный пример. Наряду с заповедью «Почитай отца своего и мать свою» иудейская литература полна мудрых высказываний о родителях и детях.

У родителей не должно быть любимого ребенка. Из-за нескольких метров яркой ткани детей Израиля обратили в рабов в Египте. /Милраш Рабба

Не угрожай ребенку. Либо накажи, либо прости его. /Семахот

Взрослый не должен обещать что-либо ребенку и не выполнить обещания, потому что так он учит ребенка лгать. /Талмуд, Суккот

Существует много историй, часто забавных, помогающих регулировать и налаживать отношения в семье.

Расстроенный отец явился однажды к рабби Израилю Баал Шем Тову. «Рабби, что мне делать? — спросил отец. — Мой сын идет по дурной дорожке «. «Ты должен любить его «, — отвечал рабби. «Но, рабби, — продолжал расстроенный человек, — Вы не понимаете. Он лжет и мошенничает. Он работает в субботу. Он даже ворует «. «О, это другое дело, — сказал рабби Израиль. — В таком случае ты должен любить его еще больше «.

Семейная жизнь

Жизнь в иудейской семье неразрывно переплетена с религиозной практикой. Любая попытка отделить их друг от друга будет искусственной и ошибочной. О том, что в доме живут иудеи, говорит возможным посетителям «мезуза», прибитая снаружи к дверному косяку. Это узкий продолговатый ящичек, в котором лежит написанный от руки на пергаменте текст Второзакония, 6:4-9. Он объявляет Израилю, что Бог един, что Бога нужно любить «всем сердцем своим и всей душой своею», что эта любовь должна быть двигателем повседневных, обыденных действий, и что это — краеугольный камень воспитания детей в семье. За входной дверью, в кругу семьи, содержащийся в мезузе текст переводится в сферу конкретных традиций и обычаев. По-древнееврейски семья называется «мишпаха», и в нее входят не только родители и дети, но и дедушки, бабушки, дядья, тетки, двоюродные и троюродные братья и сестры. Это означает как родство, так и большую степень взаимозависимости. Жизнь соблюдающей обычаи еврейской семьи полна разных традиций. Существует множество праздников, благословений, относящихся к разным случаям жизни, специальная одежда, специальная еда. Эти традиции сплачивают семью, способствуют тому, что члены семьи разделяют общую жизнь, общие обычаи, общие ценности и общую духовность. Это помогает единству и стабильности семьи. Именно дома дети получают начальное образование. Родители на собственном примере показывают им, как должны жить иудеи. В своей повседневной жизни иудеи стараются следовать Библейскому правилу «На всех путях твоих познавай Его» (Притчи 3:6). Таким образом, даже самые обычные ежедневные действия (принятие пищи и т.п.) превращаются в пути служения Богу. По мере роста детей родители побуждают их участвовать в живой иудейской практике. Следование традициям постепенно дает ребенку ясное представление о его обязанностях как иудея.

Праздники

Традиционная иудейская семья отмечает много праздников, которые справляются как в синагоге, так и дома. Некоторые из них — большие празднества, на время которых прекращаются все повседневные дела — работа, школа, покупки. Вместо этого иудеи проводят долгое время в молитве или праздновании в кругу семьи. Другие случаи менее торжественны, и повседневная жизнь продолжается как обычно.

Шаббат

Бог сказал Моисею: «Драгоценный дар есть у Меня в сокровищнице. Имя ему «шаббат «.Пойди и скажи народу Израиля, что я хочу подарить ему»./Талмуд

Шаббат (суббота) считается самым важным иудейским религиозным праздником. Он начинается в пятницу на закате солнца и продолжается до субботнего вечера, до появления звезд. Он отмечается в память как о сотворении мира, так и об исходе народа Израиля из Египта. Этот день с особой атмосферой радости и мира представляется провозвестием грядущего века Царствия Небесного.

Шаббат — день, когда иудеям запрещено работать. Но это гораздо больше, чем просто «выходной» — это священный день, когда иудеи могут посвятить себя молитве и изучению Торы. Как Бог отдыхал в Шаббат после сотворения мира, так же, в подражание Богу, иудеи проводят последний день недели в отдыхе и размышлении. Шаббат — время отдыха в кругу семьи. В настоящее время, когда люди живут очень напряженной жизнью, стараясь управиться со всеми делами, многие семьи редко имеют возможность собраться вместе в спокойной обстановке. Субботняя атмосфера не такая, как в другие дни. Поскольку в шаббат нельзя работать, все приготовления делаются заранее, так что в пятницу днем хлопот много. В доме делается уборка, приготовляется лучшая посуда и столовое серебро. Все принимают ванну и одеваются в субботнюю одежду. Перед закатом солнца в пятницу вечером мать семейства зажигает субботние свечи и произносит благословение. Отец и сыновья идут в синагогу. Вернувшись, отец благословляет детей и читает 32 главу Притч Соломона, принося хвалы Богу. Вымыв руки в знак очищения, все собираются за столом для субботней трапезы. Это не просто обед. Семья ест особые блюда, поет песни, родители говорят с детьми об истории народа Израиля, пересказывают библейские притчи. Это спокойная, неторопливая трапеза, за которой всем приятно быть вместе. На следующее утро вся семья идет в синагогу. После завтрака псе члены семьи изучают Тору, идут гулять или принимают гостей. Шаббат кончается молитвой «гавдолла», которая отмечает окончание священного дня. Над чашей вина и коробочкой пряностей читаются благословения. Пряности символизируют аромат субботнего дня, которым, как все надеются, будет благоухать и следующая неделя.

Празднование еврейской Пасхи (Пейсах)

Пейсах символизирует спасение Израильтян и связан с событиями, произошедшими около трех с половиной тысяч лет назад, когда пророк Моисей по велению Бога вывел народ Израиля из Египетского рабства в обетованную землю. Во время празднования, которое ежегодно проводит каждая иудейская семья, присутствующие забывают о сегодняшней жизни и переносятся во времена рабства, страданий и чудесного искупления Исхода. На столе находятся предметы, которые символически напоминают об этих событиях. Это маца, означающая пресный хлеб, который израильтяне ели на протяжении долгого рабства в Египте: горькие травы, чтобы напомнить о горькой жизни и Египте; соль, которая означает слезы, пролитые израильтянами в рабстве. В такие праздники еврейские семьи чувствуют особую близость и ощущают себя частью народа Израиля, история которого насчитывает 3500 лет.

Для вашего дневника

Какие традиции существуют в Вашей семье? Что они значат для Вашей семьи? Что важного для Вас в семейных традициях? Как можно в соблюдении обрядов найти глубокий внутренний смысл?

Как Вы думаете, почему праздники сплачивают иудейскую семью?

Почему люди отмечают праздники, и каковы, по-Вашему, достоинства празднований как для семьи, так и для общины?

Чему учатся дети в иудейской семье?

Почему иудеи обычно вступают в брак с людьми мой же веры?

Чем религиозная брачная церемония отличается для новобрачных от светской церемонии?

Каковы основные ценности иудейской семейной жизни?

Как Вы думаете, каким образом традиции иудейской семьи способствовали выживанию народа за 2000 лет жизни на чужой земле?

Брачное агенство

Вы решили открыть брачное агентство. Вы хотите, чтобы оно было романтичным и помогало людям найти партнеров на всю жизнь. Сейчас Вы должны решить, какие вопросы должны входить в основную анкету. Вам нужно собрать сведения о людях и о том, каких партнеров и каких отношений они ищут.

Какую Вы составите анкету, чтобы обнаружить истинные намерения и интересы людей и суметь подыскать им подходящих партнеров?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *