Лидда храм и гробница вмч Георгия победоносца

Этот храм знаменит, но история его полна загадок. Православное предание не проясняет ситуацию и концентрируется, в основном, на истории Лиддской иконы Божией матери, находившейся в византийское время в нескольких храмах Лидды (совр. Лод, Луд, в прошлом: Лидда, Георгиополь, Диосполис).

Храм св. Георгия в Лоде (2019)

Празднование иконы совершается 12 (25) марта (Лиддская на столпе) и 26 июня (9 июля). Икона относится к типу Одигитрия («путеводительница»). Десницы Богородицы и Иисуса соприкасаются так, что Дева Мария прикрывает кистью руку своего Сына. Считается, что когда апостолы Пётр и Иоанн основали в Лидде общину ранних христиан, то однажды верующие во время молитвы увидели на столбе нерукотворный образ Богородицы с Младенцем на левой руке (неясно о каком храме идёт речь). В период правления императора Юлиана Отступника (361—363) образ пытались уничтожить, но, согласно церковному преданию, каменотёсы не могли повредить его, он всё глубже уходил в колонну, и Лидда стала местом христианского паломничества. Список иконы был заказан константинопольским патриархом Германом, который в период иконоборчества, по легенде, опустил образ в море, чтобы спасти его от уничтожения. Икона по морю прибыла в Рим, где хранилась в соборе Св. Петра до восстановления в Византии иконопочитания. После этого, икона сама по морю вернулась в Константинополь и была обретена императрицей Феодорой, женой императора-иконоборца Феофила, регентшей (842—856) при своём сыне императоре Михаиле III. После этих событий икона получила своё второе название — Римская. История спасения иконы в период иконоборчества основана на историческом факте отправки патриархом Германом в Рим папе Григорию II константинопольских святынь, в настоящее время хранящихся в капелле Сан-Лоренцо рядом с Латеранской базиликой (Сан-Джованни ин-Латерано, Archbasilica of St. John Lateran).

Современный список Лиддской иконы из храма. Слева на колонне видны следы уничтоженного изображения

От иконы на колонне действительно остались следы уничтожения, и, по-видимому, это звено византийского столпа (колонны собирали из частей-барабанов, поставленных друг на друга) бережно переходило в каждый новый храм, строившийся на старом месте после разрушения предыдущего. Другие легенды связывают попытки уничтожения с эпохой иконоборчества (иконоклазма), да и уничтожение иконы мусульманскими завоевателями (или местными жителями) кажется весьма вероятным (по крайней мере, византийские паломники и пилигримы времён Латинского королевства об образе ничего не пишут).

Уничтоженный Лиддский образ Божией матери

Но вернёмся к сухим фактам. В современном храме мы видим остатки «обрезанных» по длине северного и центрального нефов когда-то величественной трёхнефной базилики крестоносцев (XII в.). Остальное пространство занимает мечеть эль-Умари (al-Umari Mosque), поэтому автор этих строк иногда именует весь комплекс «храмомечетью». 1 Отметим, что на Святой Земле в честь халифа Омара (Умара) ибн-Хаттаба, захватившего Палестину в 630-х годах, часто назывались различные строения, находившиеся рядом со священными для христиан местами. Однако и эти нефы восстановлены сравнительно недавно, поскольку к середине XIX вв. от храма Георгия Победоносца не оставалось даже стен – только несколько арок и остатки апсиды.

Illustration of St. George in 1874; PEF Survey, Volume 2, Sheet XIII, P 166 (https://biblewalks.com/sites/stgeorgeLod.html)

Византийский храм был построен на месте погребения вмч. Георгия Победоносца.2 Древнейшее письменное упоминание о церкви встречается в итинерарии диакона Феодосия «О местоположении Св. земли» (ок. 530). Он пишет, что «от Еммауса до Диосполя 12 миль, где претерпел мучение святой Георгий; там находится и его тело, и совершаются многие чудеса» (Феод. 23)3

Паломник из Пьяченцы (Antonini Placentini Itinerarium, 570), в свою очередь, говорит о дороге, которая спускается к «Диасполю, городу, который в древности назывался Азотом (типичная ошибка средневековых путешественников, Азот/Ашдод находится значительно южнее – И. Ц.), и где почивает святой Георгий мученик. По средине дороги, не очень далеко от города, стоит мраморный столб, к которому первее вели Господа на бичевание, но столб, убегая, был поднят облаком и поставлен на это место. Об истинности этого свидетельствует то обстоятельство, что столб не имеет базиса, на котором стоял бы, но стоит просто на земле и двигается. На его вершине водружён железный крест, к которому поднимаются по ступеням и там бывают светильники и воскурения. В этом месте очищаются бесноватые. Но и в самом округе блаженный Георгий являет много чудес» (ПП. XXV).

Большая базилика в Лидде изображена на мозаичной Мадабской карте (2-я пол. VI в.). По преданию, которое записал историк крестовых походов Гийом (Вильгельм) Тирский (2-я пол. XII в.), церковь была возведена императором Юстинианом I в VI веке.

Главная трёхнефная базилика (47×24 м) была возведена в V-VII вв., возможно, на месте более раннего храма. Сохранившиеся от неё часть северной стены и часть северной апсиды вошли в здание современной церкви (1871, иконостас – более поздний). Остатки южной стены видны в северной стене примыкающей к храму мечети. К востоку от минарета можно видеть руины византийской стены, отличающейся техникой кладки. Эта стена имеет прямоугольный портал с тонкими пилястрами по обеим сторонам. Две пары колонн белого мрамора с коринфскими капителями из византийской базилики находятся в мечети по сторонам прохода в южную часть молитвенного зала. На одной из них сохранилась греческая надпись. От постройки крестоносцев сохранились первая арка южной колоннады и базы колонн северной колоннады центрального нефа, третья пилястра южного нефа и фрагменты четырёх пилястр северного нефа.

План храма св. Георгия в Лоде (на основе מאת NiD123 – נוצר על ידי מעלה היצירה, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=24104970). Здесь есть противоречие с текстом: по-видимому, портал с тонкими пилястрами в мечети следует отнести к византийскому времени (автор постарается разобраться ASAP)

Нет сведений о разрушении базилики персами в 614 году.4

К югу от храма расположен комплекс строений, примыкавший к западной части южной стены главной базилики. Юго-западную часть этого комплекса занимало здание другой, меньшей по размеру, трёхнефной базилики (17×11 м), превращённой впоследствии в мечеть. С восточной стороны малой базилики позже было возведено небольшое квадратное строение (4×4 м) с куполом на цилиндрическом барабане. Это здание по форме и конструкции имеет сходство с сооружёнными в XII в. церквями св. Георгия в Дейр-эль-Асаде (около Кармиэля) и арх. Михаила в Иерусалиме. Постройка с куполом соединялась с южным и северным нефами малой базилики двумя прямоугольными строениями. Предполагают, что первоначально здесь был баптистерий (Pringle. P. 25). Между главной и малой базиликами располагалось еще одно здание с апсидой (23×7 м), относящееся к византийскому периоду, которое существовало еще в 1870-х годах, но в настоящее время разрушено.

Во второй половине I тыс. н.э. на острове Айона у западных берегов Шотландии стоял монастырь, основанный ирландским миссионером, св. Колумбой (563). В 679–704 годах аббатством Айона управлял девятый по счёту настоятель, Адомнан (Адамнан, Adamnanus). Помимо организационных забот, он находил время и на литературную деятельность. Его «Житие св. Колумбы» стало одним из первых ирландских агиографических сочинений. Позже он написал книгу «О святых местах» (De locis Sanctis), составленную, преимущественно, из рассказов галльского епископа Аркульфа (Arculf) незадолго до этого (ок. 680) посетившего Святую Землю и другие места христианского Востока. Адамнан со слов Аркульфа уделяет довольно много места Лидде-Диосполю, повествуя в трёх абзацах о мраморном столпе, у которого бичевали вмч. Георгия и где осталось изображение святого, которого он, правда, называет «неким исповедником Георгием» (certain confessor George, англ.). Интересно отметить, что по мнению Адамнана, исповедник Георгий: «Фактически … жил много лет после того, как его обвинили и выпустили из тюрьмы».5

Около 780 года Диосполь посетил св. Виллибальд (Willibald), бенедиктинский монах, один из просветителей Германии.

Примерно в 705–715 годах халифом Сулейманом ибн Абд аль-Маликом (715–717) в 4 км от Лидды был основан Рамле, ставший главным городом провинции Палестина (Фаластын). Лидда превратилась в селение, но продолжала играть роль религиозного центра. О существовании здесь монастыря и большого храма сообщает, например, Епифаний Монах (1-я пол. VII в., до 692). Он также упоминает о хранящихся в алтаре реликвиях: колесе, на котором пытали великомученика и мраморном столпе, от которого происходили чудеса. В частности, Епифаний пишет, что в день памяти святого «из колонны три часа течёт кровь», а также о том, что «в столпе есть трещина», которая «даёт знак»: если человек говорит правду, то может пройти (?) без помех, а если не говорит, то не может.

Монах Бернар(д) (ок. 870), помещая гроб святого в Рамле, упоминает о находившемся там монастыре вмч. Георгия.

Несмотря на почитание вмч. Георгия в исламе, в 1010 году церковь была разрушена по приказу египетского халифа аль-Хакима (996—1021). Храм был восстановлен византийским императором Константином IX Мономахом (1042—1055), хотя возможно, что работы были начаты ещё при Константине VIII (1025—1028). Сохранилось свидетельство, что в восстановлении храма принимал участие венг. король Стефан (Иштван) I (1001—1038).

Сильные землетрясения 1033 и в 1067-1068 годов повредили храм (напомним, что каменные блоки из разрушенных стихией монастырей и крепостей быстро расхищались местным населением для своих построек, и это продолжалось столетиями). В 1071 году Лидда была захвачена турками-сельджуками. Однако в 1090-х годах церковное здание в Лидде существовало, что следует из упоминания в «Истории Александрийских патриархов» Севира ибн аль-Мукаффы о том, что мощи великомученика покоились под главным алтарём церкви (Sawirus Ibn al-Muqaffa. Vol. 2. III 358).

Перед тем как Лидду заняли крестоносцы (3 июня 1099), храм был разрушен мусульманами, которые, по словам Вильгельма Тирского, боялись, что ее огромные балки будут использованы для сооружения катапульт и др. осадной техники во время штурма Иерусалима. Это свидетельство оспаривается (Pringle. P. 11), однако так или иначе крестоносцы обнаружили церковь разрушенной или полуразрушенной.

В начале XII века русский паломник игумен Даниил говорит лишь о руинах храма:

«Яффа же — город на берегу недалеко от Иерусалима, оттуда посуху надо идти к Иерусалиму. По полю десять вёрст ходу до святого Георгия: тут была большая церковь, построенная во имя святого Георгия, там же и гроб его был в алтаре, тут ведь и замучен был святой Георгий. И воды там много; и там отдыхают странники, у той воды, но — с большим страхом, ибо место это пустое и близок город Аскалон, а оттуда выходят сарацины и избивают странников на тех путях, так что очень боязно от места того входить в горы. От святого Георгия до Иерусалима двадцать больших вёрст, но все в горах каменных. Путь тут и тяжёл, и очень страшен».

Латинским епископом Лидды и Рамлы был поставлен Роберт Руанский, но греки продолжали служить в храме на протяжении всего периода ее существования. В XII веке крестоносцы восстановили церковь, скорее всего, между 1150 и 1170 годами. Рядом находилась укреплённая резиденция епископа. Трёхнефная базилика с трансептом примерно совпадала по размерам с византийской. Она была сложена из блоков известняка, капители колонн изготовлены из белого с серыми прожилками мрамора, а их базы – из белого мрамора.

Интересен «свежий» взгляд на Лод еврейского путешественника Биньямина (Вениамина) из Туделы (1160-е гг.): «В Средние века христиане обрели там гробницу св. Георгия. Этим объясняется наименование Луда Сангоргом (Сан-Георг). В Вавилонском Талмуде (Семахот 2, 4) упоминается также о некоем Горгосе, или Георге в Луде».

Теодерих (Теодорих, Theoderic) был немецким (?) монахом, возможно, из Вюрцбурга, посетившим Святую Землю в 1169-1174 годах. Если Теодерих – это Дитрих, то он мог быть тем, кому посвящены воспоминания другого немецкого пилигрима: Иоанна из Вюрцбурга («Description of the Holy Land by John of Wuerzburg”, A. D. 1160-1170). Теодерих был лучшим наблюдателем и писателем, чем Иоанн и не обнаруживал заметные у Иоанна расистские тенденции, хотя общая линия его воспоминаний не так хороша. В частности, Теодерих пишет, что в Лидде «был похоронен, как говорят, святой мученик Георгий. Поэтому название этого места изменилось и теперь называется «У святого Георгия».

По воспоминаниям византийского писателя армянского происхождения Иоанна Фоки (1185), верхняя плита гробницы вмч. Георгия находилась в алтаре под св. престолом. Паломник описывает одно из чудес, связанных с гробом святого, отмечая, что в округе Рамле мы видим

«храм громадный Святого великомученика Георгия, который и родился в этих местах, и за благочестие подъял величайшие подвиги, где находится и его священный гроб. Храм продолговатый, и в углублении алтаря под полом святой трапезы (престола) виднеется маленькое отверстие гроба, окаймлённое белым мрамором. Но необходимо (здесь) рассказать то, что мы слышали от клириков храма о том, что случилось на гробе святого за несколько лет пред сим. Нам говорили, что нынешний латинский епископ, определенный в этот город, пытался открыть устье гроба, и когда снята была доска, оное заграждавшая, найдена была большая пещера, в глубине которой находился гроб Святого. И когда он покусился открыть и самый гроб, то из гроба вырвался огонь и одного из них (рабочих или слуг епископа – И.Ц.) превратил на половину в уголь, а другого мгновенно сделал жертвою смерти». (И. Фока, 29).

В 1187 году Лидду захватил Салах-ад-Дин, который велел уничтожить церковь (1191), но, видимо, она не была разрушена целиком, а лишь серьёзно повреждена. Блоки кладки собора были использованы в 1273 году при строительстве моста в нескольких километрах к северу от Лидды (т. н. «мост Бейбарса»). Церковь была восстановлена англ. королём Ричардом I Львиное Сердце. Из описаний путешественников Людольфа Зудгейма (1336) и Николая из Поджибонси (1346) следует, что в это время церковь была в хорошем состоянии. Известно, что византийский император Иоанн VI Кантакузин (1347-1354) выделял деньги на реставрацию храмов на Святой земле. Николай из Поджибонси сообщает, что церковь была украшена фресками, а Л. Зудгейм упоминает также мозаики и мраморную облицовку. Паломники XIV века говорят о хранившемся в храме камне, на котором была усечена глава вмч. Георгия.

Своды храма (2019)

В 1442 году, при египетском султане Захире Сейф-ад-Дине Джакмаке (Sayf-ad-Din Jaqmaq, 1438—1453), вспыхнуло гонение на христиан и храм был разрушен. В 1480-х годах доминиканец Феликс Фабер описал развалины готического собора, упомянув стоящую рядом с ним мечеть. В 1517 году в храме, от которого уцелела алтарная часть и крипта, было возобновлено православное богослужение. Во время землетрясения 1834 года обрушились свод храма и северная апсида. Храм простоял в руинах до 1870 года, когда после спора между греками и францисканцами святыня была признана греческим владением. В 1871 году Иерусалимский патриарх Кирилл II (1845—1872) обратился с воззванием к российским кавалерам ордена св. Георгия с просьбой о пожертвованиях на восстановление храма. По высочайшему повелению императора Александра II из сумм капитула ордена было отпущено 3 тыс. руб. На средства, выделенные российским правительством, была возведена новая церковь, освящённая 3 ноября 1872 года. Она включила в свой состав центральную и северную апсиды храма XII в. Однако строительство продолжалось примерно до 1893 года. Несмотря на рассказы многих экскурсоводов, нет прямых свидетельств о том, что нынешнее большое золочёное паникадило – дар русских царей; скорее всего, оно имеет современное греческое происхождение.

Гробница св. Георгия

Слева от входа, перед апсидой северного придела, у иконы с изображением родителей св. Георгия, висят вериги, которыми, по преданию, был скован великомученик.

Уничтоженный Лиддский образ и икона св. Нины, просветительницы Грузии

Перед алтарём центрального придела установлен ковчег с частичками мощей вмч. Георгия и двух других святых.

Престольные праздники: 16/3 ноября – Обновление храма вмч. Георгия в Лидде (IV), и 6 мая/23 апреля – День памяти святого. Храм открыт с 09:00 до 15:00 (фактически, до 16:00), в дни богослужений (суббота и воскресенье) – до 13:00. На службы собирается большое количество выходцев из Грузии. В храме можно видеть связанные с историей этой страны список Иверской иконы Божией Матери, образ св. равноап. Нины, просветительницы Грузии и др. Сохранилась и любопытная доска периода британского мандата с надписью St. George, поскольку вмч. является покровителем Англии. Георгиевский — прямой красный на белом поле – крест можно видеть на флагах Великобритании, Англии, Грузии, флаге и гербе Милана, а также на флаге Иерусалимского Патриархата.

Строения греческого монастыря (и туалет) находятся напротив храма, через дорогу.

Примечания:

  1. Такое соседство не случайно. Хадр, Хидр, Хидир, Хизр, (араб. الخضر‎ — Х̮ид̣р‎; букв. «зелёный») — исламский праведник, упоминаемый в Коране, часто – но не всегда и не везде, отождествляемый со св. Георгием. Об использовании названия Омария (Умария) – см. в тексте.
  2. Нынешняя гробница-кенотаф – символическая, построенная патриархом Кириллом (1871). Глава и меч святого хранятся под главным алтарём в римской базилике Сан-Джорджио-ин-Велабро (San Giorgio in Velabro). Это не единственная глава Георгия, другая хранилась, как пишет в своём «Хожении» паломник Трифон Коробейников в конце XVI века, в церкви Георгия Победоносца в городе Лод. Исследования Ивана Забелина (1884) и Хрисанфа Лопарёва (1889) показали, что «Хожение» в значительной своей части не принадлежит Коробейникову и есть не что иное, как пересказ записок более раннего паломника, Василия Познякова (1558 г.) В 1821 году французский писатель Коллен де Планси (Jacques Collin de Plancy) описывает несколько голов, которые хранились в храмах и монастырях и считались главой Георгия Победоносца, они находились: в Венеции, в Майнце, в Праге, в Константинополе, в Кёльне, в Риме, в Лоде и т. д. Также известно, что часть мощей содержится в храме-реликварии Сент-Шапель в Париже. Реликвию сохранил французский король Людовик Святой, после чего она неоднократно служила на церковных празднествах в честь святого Георгия. Другие части мощей — десница, то есть правая рука до локтя, — хранятся в серебряной раке на святой горе Афон, в монастыре Ксенофонта (Греция).
  3. См. также комментарий 36 И. В. Помяловского к источнику 14, об упоминании Лидды/Диосполиса в трудах других паломников (Бордосский путник, Виллибальд, игумен Даниил, монах Бернар, Иоанн Вюрцбургский, Иоанн Фока и др.).
  4. Израильский археолог Гидеон Авни, несмотря на сложившееся мнение об уничтожении персами христианских святынь в 614 году, отмечает, что «похоже, что 14 лет персидской оккупации не оставили следов в постоянном христианском присутствии в Иерусалиме и вокруг него. Не было никакого постоянного оставления церквей, монастырей или жилых кварталов, и не было никакого структурного повреждения во внутренних районах города. Похоже, что восстановление после персидского завоевания было завершено в короткие сроки» (см. https://www.academia.edu/7363427/Avni_Persian_Conquest_BASOR_357_1_)
  5. В частности, поэтому существует гипотеза о существовании двух святых с именем Георгий, один из которых пострадал в Каппадокии, а другой в Лидде.

Страница в последний раз отредактирована 27 марта 2019 года

Лод — город Центрального округа Израиля, расположен 20 км юго-восточнее Тель-Авива.

Лод является смешанным городом — около 20% его населения составляют арабы.

Общая численность населения города — 70 тыс. жителей (2010).

История

Лод — один из древнейших городов, имеющий богатую историю.

Впервые упоминается в хрониках XV в. до н. э. как город Лод (Луд). Лод (Луд) упоминается в карнакской надписи времён Тутмоса III.

С V в. до н. э. Лидда была крупным центром иудейской учёности.

Город не раз упоминается в Новом Завете.

Во время Второй Иудейской войны был взят римлянами и разрушен как один из центров еврейского сопротивления.

На месте древней Лидды возникла колония с греческим названием Diospolis («город богов»).

Именно в ней, как считается, жил и был похоронен Георгий Победоносец.

В память об этом до арабского завоевания современный Лод был известен как Георгиополь («город Георгия»).

Халиф Сулейман в 716 г. перенёс центр арабской Палестины из Лидды в основанную им Рамлу.

В 1099—1191 гг. Лидда — один из центров сеньории Рамла и государства крестоносцев, которые нарекли Лидду «городом Святого Георгия».

Путешественник Вениамин Тудельский в 1170 г. нашёл в Лидде лишь одного еврея.

После присоединения к Израилю в 1948 г. арабское население оставило город.

Неоднократно разрушался в результате войн и землетрясений и отстраивался вновь.

В начале XX в. благодаря строительству железной дороги он превратился в транспортную развязку.

В 90-х в городе поселились 15 тыс. выходцев из стран СНГ.

В городе имеется большая промышленная зона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *