Линтульский монастырь

Историю Свято-Троицкого Линтульского женского монастыря можно разделить на три периода.

Первый период: 1895-1939 годы. Монастырь располагался в поместье Линтула Кивенаппской волости Финляндии, в настоящее время это поселок Огоньки Выборгского района Ленинградской области, в 50 километрах от Санкт-Петербурга. 1917 год разделил этот период на две части: до революции происходило становление монастыря, который продолжал свою деятельность и в условиях предреволюционного времени на территории Российской империи; после революции обитель оказалась на территории независимого Финляндского государства.

Основатель монастыря Федор Петрович Неронов (+19.01.1906 г.) в своем имении Линтула построил Свято-Троицкий храм и пригласил из Мокшан монахиню Смарагду (Сапунову) и несколько сестер для обустройства монастырской жизни. Открытие монашеской общины было трудным: согласно шведскому королевскому манифесту 1781 года, на территории Финляндского княжества, пользовавшегося значительной автономией во внутренней жизни, было нельзя открыть православный монастырь, несмотря на то, что княжество Финляндское было частью православной Российской империи. Финляндский Сенат после долгого рассмотрения принял компромиссное решение, и в октябре 1896 года православная община была открыта с условием, чтобы ее деятельность была направлена только на православное население этой местности. К этому времени монастырь фактически существовал два года, так как первые сестры приехали после постройки храма, в 1894 году. Святейший Синод утвердил монашескую общину в 1895 году.

Процесс становления монастыря в инородной и иноверческой среде был трудным. Скудость материального обеспечения, тяжелый физический труд, а также внутренние нестроения, связанные с приходом новых сестер, сменой настоятельниц и священнослужителей, разногласиями с Нероновыми, ― все это испытали насельницы обители, число которых достигло 70 человек.

В 1905 году Линтульская община получила статус монастыря. Возрастали его известность и значение. Был открыт детский приют со школой для местного населения на 30 детей. Поддерживалась связь с Гродненским Красностокским миссионерским монастырем. Линтульский приют с храмом в честь равноапостольного великого князя Владимира и мученицы Софии был построен на пожертвования И.М. Тюлева (+29.6.1924 г.) и М.П. Фроловой-Тюлевой (+1.01.1924 г.) в память ее умерших детей Владимира и Софии. Освятил храм архиепископ Сергий (Страгородский) 18 сентября 1911 г. Обучение на русском языке для местных жителей давало возможность в дальнейшем работать в русскоязычной среде; русский язык приводил иноязычных через православную культуру в Церковь.

После революции для обители наступили скорбные времена: гражданская война, голод, разруха, отрыв от родной России, изменение церковного управления. Число сестер сократилось с семидесяти до сорока.

Так как монастырь находился за границей Советской России, гонений за веру не было, однако обитель испытывала недостаток хлеба, не было уверенности в будущем. В это время монастырь окормляли монахи Валаамского монастыря.

В 1924 году в Выборге состоялся монашеский собор, на котором был принят общий Устав общежительных монастырей Финляндской епархии (Валаамского, Коневецкого, Трифоно-Печенгского и Линтульского), в котором были закреплены основы монашеской традиции: единоначалие, уставное богослужение, трудовое послушание и благотворительность. В это время в Линтульском монастыре наладилась духовная жизнь, о чем свидетельствуют совершавшиеся в монастыре монашеские постриги.

Второй период в истории Линтульской обители: с 1939 года по настоящее время. В связи с началом советско-финской войны монастырь был вынужден переехать вглубь Финляндии и обустроиться на новом месте. Теперь Линтульский монастырь располагается в местечке Палокки и входит в юрисдикцию Финляндской Автономной Православной Церкви.

В 1998 году управление монастырем приняла игумения Марина (Илтола), и обитель стала полностью финской. Значимость монастыря в религиозной культуре Финляндии очень возросла в период управления им игумении Марины с 1998 по 2012 год. Небольшой по количеству сестер монастырь поддерживает связи с православными монастырями в Европе. Сестры делают переводы богослужебных и святоотеческих текстов на финский язык, выступают с лекциями о Православии, принимают паломников и трудников, подготавливают желающих принять Крещение или перейти из лютеранства в Православие.

Третий период: с 2007 года по настоящее время — возрождение Линтульской обители на историческом месте в поселке Огоньки Ленинградской области в качестве подворья Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии.

1 ноября 2007 года, в день рождения праведного Иоанна Кронштадтского, распоряжением митрополита Санкт-Петербургского Владимира бывший Свято-Троицкий Линтульский женский монастырь был приписан как подворье к Константино-Еленинскому женскому монастырю для производства восстановительных работ. В Духов день, 16 июня 2008 года, был отслужен первый молебен рядом с развалинами храма. Было принято решение организовать крестный ход из монастыря к этим руинам. 4 августа 2008 года был совершен первый крестный ход с поклонным деревянным крестом, который был установлен на месте алтаря Свято-Троицкого храма. С тех пор крестные ходы совершаются ежегодно, собирая все больше участников. В 2013 году по завершении крестного хода в Линтульском храме впервые за 74 года была совершена Божественная литургия. В 2015 году на территории обители и в храме завершились отделочные работы.

Сестры Константино-Еленинского монастыря приезжают в Линтулу на богослужения, а также для исполнения чередных послушаний. Постоянно здесь проживает монахиня Мария (Судакова).

Обитель занимается просветительской и миссионерской деятельностью: на Санкт-Петербургском подворье Константино-Еленинского монастыря ежегодно проходят научно-практические конференции «Линтуловские чтения», выпускается литературно-публицистический альманах «Линтула».

Пресс-служба Выборгской епархии/Патриархия.ru

Статья 2016 г.

Одним из важных центров распространения Православия в Финляндии в XX веке был Свято-Троицкий Линтульский монастырь. Первая женская обитель в Великом княжестве Финляндском была основана в 1890-е гг. при активном участии святого о. Иоанна Кронштадтского и тайного советника Ф.П. Неронова на мызе Линтула Эуряпяского уезда Выборгской губернии. 11 сентября 1905 г. обители был присвоен статус монастыря. И сразу она начала активную благотворительная деятельность. Так во время русско-японской войны сестры Линтульской общины передали в 1905 г. здание усадьбы «Мир», пожертвованной им будущим схимонахом Иннокентием (Сибиряковым), для устройства военного госпиталя и санатория, который содержался за счет вдовствующей императрицы Марии Федоровны (матери Николая II). В результате вся монастырская усадьба получила новое название «Здравница». От этого русского слова произошло и ее финское название – «Рауница» (Raunitsa). В усадьбе размещался военный санаторий до революционных событий 1917 г.

К 1917 г. Линтульский монастырь уже представлял из себя сформировавшуюся в духовном и материальном плане обитель. Число его насельниц доходило до 70, ежегодно не менее 100 верующих прибывали сюда на богомолье. Имелось довольно развитое монастырское хозяйство. В Линтуле существовал детский приют для русских и финских детей, в котором обучали русскому языку, арифметике, географии, истории и Закону Божию.

Революция 1917 г. и последовавшие за ней события сказалось на положении монастыря. В декабре 1917 г. Финляндия стала независимой, и монастырь оказался в особой пограничной зоне со строгим контролем. Пожертвования, поступавшие из России, полностью прекратились, перестали приезжать паломники. Экономическое положение резко ухудшилось, чтобы избежать голодной смерти все сестры постоянно занимались сельскохозяйственными работами. За короткий срок их число сократилось с 70 до 40.

После получения Финляндией независимости положение Православной Церкви в ней существенно изменилось. 6 июня 1923 г. Финляндская Православная Церковь была принята с правами широкой автономии в Константинопольский Патриархат. В середине 1920-х гг. сестры Линтульской обители, вслед за всей Финляндской Православной Церковью, были вынуждены перейти на григорианский богослужебный календарь, хотя пытались оказать в этом вопросе сопротивление государственным и церковным властям. Тесную связь сестры Линтульского монастыря поддерживали с общиной русского Казанского храма в Терийоках, настоятелем которого в первые послереволюционные годы служил протоиерей Григорий Светловский, высланный в конце 1925 г. по распоряжению губернатора из Терийок в Выборг за проведение Пасхального богослужения по юлианскому календарю. В дальнейшем в Казанской церкви служили протоиерей Михаил Орфинский и диакон Антоний Быстриевский, постоянно бывавшие в Линтуле.

С 1924 г. в монастырских храмах богослужения и все требы в Линтульской обители совершали иеромонахи Спасо-Преображенского Валаамского или Рождество-Богородицкого Коневского монастырей. Одна из сестер Линтульской обители – будущая игумения Антонина (Боллведж) разделяла убеждения большинства иноков Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, несколько десятилетий боровшихся за чистоту Православия и старый календарь. Являясь духовной дочерью валаамского старца Тимона (Питкевича), она всей душой поддерживала дух истинного монашества.

После 1917 г. в приграничной Линтуле нередко находили временный или постоянный приют беженцы из Советской России. В 1922 г. подала прошение стать насельницей монастыря известная бывшая фрейлина и близкая подруга российской императрицы Александры Федоровны Анна Александровна Танеева (в замужестве Вырубова), чудом избежавшая расстрела в Советской России. Проживая с 1921 г. в Терийоках, Анна Александровна совершала частые поездки в Линтульский и Валаамский монастыри. Однако в обитель ее не взяли, как инвалида, нетрудоспособную и не привыкшую к тяжелым сельскохозяйственным работам. Тогда 14 ноября 1923 г. Анна Александровна тайно приняла монашеский постриг с именем Мария (скончалась она в 1964 г. в Хельсинки).

Помимо А.А. Танеевой со Свято-Троицким монастырем были связаны и многие другие беженцы из СССР. Утратив связь с Россией, обитель стала островком православного благочестия на территории иноязычной и инославной страны. Некоторые вынужденные эмигрантки поступили сестрами в Линтульскую обитель. При монастыре существовало кладбище, где, помимо сестер обители, были захоронены некоторые русские эмигранты, например, жена художника Юрия Репина, сына знаменитого живописца Ильи Репина, Прасковья Андреевна (урожденная Андреева), скончавшаяся в 1929 г. Юрий Репин с детьми до советско-финской войны постоянно посещал могилу жены. Сам Илья Ефимович, несомненно, тоже бывал в монастыре на могиле невестки.

Жизнь сестер в новых условиях постепенно наладилась, хотя приняла существенно более скромные, чем до революции, формы. Однако постепенно в монастырь летом стали приезжать многочисленные гости, для которых устроили кафетерий, в здании детского приюта – летнюю гостиницу и лавку, где продавали свечи, иконы, четки; одна из монахинь выполняла роль экскурсовода, показывая приезжим обитель. Паломничество стало приносить определенный доход, помимо поступлений от сельского и лесного хозяйства. Монастырю по-прежнему принадлежали участки леса, довольно обширные сельскохозяйственные угодья, пасека, конюшни, ферма молочного скота, сапожная мастерская, мельница и лесопилка, которые действовали на близлежащей реке Линтуловке все 1920-е – 1930-е гг. На собственные средства обитель содержала приходскую школу. Существовал известный замечательным пением монастырский хор, в котором в 1934 г. пели 10 сестер.

В 1929 г. в Сердоболе (Сортавале) вышла небольшая книга «Линтульский Свято-Троицкий женский монастырь», которая продавалась в обители и дарилась почетным гостям. На обложке одного из сохранившихся экземпляров книги имеется автограф игуменьи Ларисы от 17 июля 1929 г.: «На молитвенную память отцу игумену Павлину настоятелю «. Сестры обители также участвовали в издании в 1921-1940 гг. периодического издания «Пробуждение. Ежемесячный русский свободный христианский орган в Финляндии» с приложением «Детский уголок». В 1920-х гг. в монастыре насчитывалось около 40 насельниц, а к 1939 г. – 44 сестры. Хотя Линтульской общине статус монастыря был предоставлен еще в 1906 г., финляндские государственные власти юридически признали его только в 1932 г.

На своем первоначальном месте Линтульский монастырь просуществовал всего 44 года. В ноябре 1939 г. вспыхнула советско-финская война, и еще 11 октября, перед началом боевых действий, началась эвакуация обители. Прекратились богослужения в Свято-Троицкой церкви, все 40 сестер уехали в Центральную Финляндию. С собой им удалось взять лишь почитаемую в обители икону Божией Матери Иерусалимскую, духовную реликвию – часть облачения святого отца Иоанна Кронштадского, облачения священников и несколько предметов церковной утвари (сосуды для причащения).

В марте 1940 г. территория Линтульского монастыря отошла к СССР, но в конце лета 1941 г. ее вновь заняли финские войска. Однако сестры в свою обитель уже не вернулись. В 1943-1944 гг. в здании, где они ранее проживали, размещалась народная школа, в частности занятия проходили в помещении монастырской трапезной. Летом 1944 г. советские войска окончательно отвоевали Карельский перешеек.

Первое время после эвакуации из родного монастыря линтульские сестры пребывали в различных местах временного размещения: только в период войны 1939-1940 гг. они трижды меняли место проживания в Финляндии. После долгих поисков сестры осенью 1944 г. нашли подходящюю по цене усадьбу в местечке Палокки (Palokki) в муниципалитете Хейнявеси (Heinävesi), куда и переселились. В обители остались только верные своему призванию монахини средних лет и старицы, всего 34 сестры. Монастырь сохранил свое прежнее название – Линтульский (Lintulan luostari).

С надеждой встретили сестры известие о том, что в 18 километрах от выбранного места – в усадьбе Папинниеми обосновались эвакуированные монахи из оказавшегося на территории СССР Валаамского монастыря, которые устроили Ново-Валаамскую обитель. Они очень помогли инокиням обустроиться, как выполнением тяжелых физических работ, так и духовным окормлением; именно эти иеромонахи совершали ежедневные богослужения для сестер. Из этого монастыря были получены многие иконы, три колокола и различные предметы церковного обихода.

Для продолжения монастырской жизни согласно прежним традициям необходимо было построить новую церковь и различные монастырские строения, в частности вместительный келейный корпус. С целью сбора средств и содействия возрождению монастыря было учреждено общество «Lintulan luostarin ystavat» («Друзья Линтульского монастыря») под председательством отца Лев (Лео) Макконена, позднее архиепископа Карельского и Финляндского. В 1966 г., несмотря на нехватку средств, удалось завершить строительство нескольких зданий.

Вплоть до конца 1960-х гг. Линтульский монастырь был полностью аграрным, и сестры долгое время жили только за счет земледелия и скотоводства. Однако на рубеже 1960-х – 1970-х гг. они взяли на себя обязанность изготовления свечей из пчелиного воска для нужд всех православных церквей Финляндии, и в 1967 г. при монастыре начал действовать вновь построенный свой небольшой свечной завод. Впоследствии, с ростом паломничества и туризма, в монастырском хозяйстве стали доминировать две основные статьи дохода: производство свечей и туризм.

Осенью 1972 г. было закончено возведение каменной церкви, по традиции во имя Пресвятой Троицы. Верхнюю часть иконостаса представляет собой Тайная вечеря, работы иконописца Александра Викстрема. Все остальные иконы в иконостасе, некоторые настенные иконы и большой запрестольный образ Божией Матери «Знамение» написал известный финский художник японского происхождения Петрос (Петр) Ивао Сасаки (Petros Sasaki). В дальнейшем иконописец расписал в Финляндии несколько новопостроенных православных церквей. Он неоднократно приезжал и подолгу жил в Линтульском монастыре. Скончался Петрос Сасаки в 1999 г. и согласно завещанию был похоронен на кладбище Линтульского монастыря.

В связи со смертью почти всех прежних линтульских сестер, к 1980 г. число насельниц сократилось до 9: семи монахинь и двух послушниц, но затем оно вновь стало постепенно расти за счет прихода в обитель православных финок. В Хейнявеси монастырь начал постепенно превращаться в финскоязычный. С начала 1980-х гг. богослужения стали регулярно проводиться только на финском языке. В 1988 г. была построена гостиница для паломников, а в 1995 г. — в русском стиле бревенчатая кладбищенская часовня Иерусалимской иконы Божией Матери. В 2003-2004 гг. был реконструирован 150-летний старинный усадебный дом с устройством в нем кафе и сувенирной лавки.

В начале 1990-х гг. обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, оставивший запись в книге почетных гостей. В дальнейшем он еще не раз приезжал в обитель. Когда в 1995 г. Линтульский монастырь праздновал свое столетие, то на праздник съехались многие сотни людей. Настоятельницу игумению Антонину (Боллведж) поздравляли архиепископ Йоханнус (Иоанн), митрополит Карельский и Финляндский Лео (Лев), представители русской и греческой православных церквей. Пели православные хоры из Йоенсуу и Хельсинки.

В 1998 г. скончалась игумения Антонина, и новой настоятельницей впервые была избрана финка, не бывшая насельницей старой Линтулы, – игумения Марина (Илтола). До поступления в обитель она несколько лет служила православным миссионером в Кении. Свойственное матери Марине умение находить общий язык с разными людьми, сохраняя при этом внутреннюю неизменность своих убеждений, принесло несомненную пользу Линтульскому монастырю. Небольшая по количеству сестер обитель установила широкие международные связи с общинами и монастырями многих Поместных Православных Церквей. Линтульские сестры также существенно активизировали свою миссионерскую деятельность, выступая с лекциями о Православии, переводя духовную литературу на финский язык, принимая посетителей обители других конфессий, и, готовя желающих принять крещение или перейти из лютеранства в Православие.

70 последних лет жизни Линтульской обители прошло в Хейнявеси. За это время монастырь врос в окружающую среду. И сегодня его влияние широко распространяется как на Финляндскую Православную Церковь, так и на все финское общество. В настоящее время в единственном во всей Скандинавии православном женском монастыре – Линтульской Свято-Троицкой обители окормляются 12 монахинь и четыре послушницы, все они этнические финки. В частности, насельницей монастыря является писательница монахиня Христодула (Kristoduli). Некоторые сестры окончили действующую с 1988 года кафедру православного богословия при теологическом факультете университета Йоэнсуу или Православную народную академию при Ново-Валаамском монастыре. Линтульская обитель поддерживает постоянные связи с российскими женскими монастырями, особенно с Константино-Еленинским монастырем в пос. Ленинское, Иоанновским и Воскресенским Новодевичьим монастырями в Санкт-Петербурге.

Ежегодно Линтульскую обитель посещают до 25 тысяч паломников и туристов, которые приезжают главным образом в летнее время, посещая одновременно близлежащий Ново-Валаамский монастырь. Значительная часть паломников прибывает из России. Они знакомятся с монастырской жизнью, покупают в специальной лавке сувениры, иконы, духовно-нравственные книги, церковные свечи, монастырские травяные чаи, вязаные изделия и другие произведения ручной работы. Сестры знакомят паломников с историей и современной жизнью Линтульского монастыря.

Кроме изготовления свечей и приема паломников, усилия сестер сконцентрированы на новых направлениях работы. Главным из них является духовное просвещение, которое осуществляется путем написания и перевода духовной литературы с греческого и русского. Сестры также занимаются золотошвейным рукоделием и пишут иконы для продажи. Богослужения проводятся на финском языке, ежедневно утром и вечером. Эти богослужения составляют основу духовной жизни монастыря и доступны для верующих в течение всего года. Храм Пресвятой Троицы постоянно открыт для посещения, в нем пребывают главные святыни обители: чтимая Иерусалимская икона Божией Матери и епитрахиль святого отца Иоанна Кронштадтского.

Доклад М.В. Шкаровского на международной конференции «Санкт-Петербург и страны Северной Европы» 13 апреля 2016 г. в РХГА

Линтульский монастырь на Карельском перешейке

Линтульский монастырь был основан в 1895 году на Карельском перешейке, всего в 50 километрах от Санкт-Петербурга и в 7 километрах от тогдашней русской границы. Данная территория принадлежала Великому княжеству Финляндскому, входившему в состав Российской Империи на правах частичной автономии.
Тайный советник Федор Петрович Неронов и его жена Лариса Алексеевна пожертвовали свою обширную усадьбу, с целью основать на ней православную женскую общину. Первые 12 сестер приехали сюда из Казанского Мокшанского монастыря Пензенской губернии. Освящение Свято-Троицкого храма состоялось 4 июня 1895 года архиепископом Финляндским и Выборгским Антонием (Вадковским, в будущем митрополит Санкт-Петербургский).

Икона св. Иоанна Кронштадтского в Линтульском монастыре

Через год, 10 августа 1896 года состоялось официальное открытие Свято-Троицкой Линтульской женской общины. Богослужение по этому случаю совершал архиепископ Антоний в сослужении св. прав. Иоанна Кронштадтского. Отец Иоанн подбадривал сестер, заверяя, что со временем монастырь обзаведется всем необходимым: будут и ежедневные богослужения, и налаженный монашеский быт.

Годы первого расцвета Линтульского монастыря приходились на период до революции и до принятия Финляндией независимости. Сестер в обители в то время было более шестидесяти, большая часть из них была русскоязычная, но среди сестер были и молодые православные карелки. Главным источником дохода служило лесное и сельское хозяйство. Условия жизни в монастыре были суровые. Сестры трудились на разных тяжелых послушаниях.

В 1917 году Финляндия стала независимой. Граница закрылась и пожертвования, поступавшие из России прекратились. Число сестер сократилось с 70-ти до 40. Наступило трудное и голодное время. Вследствие затруднительности связи с Россией православные приходы в Финляндии, в том числе и Линтульский монастырь, перешли в подчинение Константинопольского Патриархата.

Постепенно жизнь сестер в новых условиях налаживалась. В монастырь стали приезжать многочисленные гости, для которых устроили кафетерий, гостиницу и лавку. Паломничество стало приносить доход, помимо сельского и лесного хозяйства.

На своем первоначальном месте монастырь просуществовал всего 44 года. В 1939 году началась зимняя война и сестер эвакуировали в Центральную Финляндию. С собой удалось взять лишь чтимую икону Божией Матери Иерусалимскую. Почти все монастырские здания и имущество погибли во время боевых действий 1939, 1941 и 1944 годов.

Пережив годы военной эвакуации, сестры оказались перед выбором нового места под монастырь. Они нашли две усадьбы, и были в затруднении: какую из них выбрать и купить под монастырь? Тогда, уповая на помощь Богородицы, сестры спели акафист перед Иерусалимской иконой, и бросили жребий. Жребий выпал на деревню Палокки в Хейнявеси, куда сестры в 1946 году переселились. К тому времени молодые послушницы покинули монастырь, не пережив тягот войны. В обители остались только верные своему призванию монахини средних лет да старицы, всего 34 души.

Линтульский монастырь был вплоть до конца 60-х годов полностью аграрным. Сестры жили за счет земледелия и скотоводства. На рубеже 60-х и 70-х годов сестры взяли на себя обязанность изготовления свечей из пчелиного воска для нужд всех православных церквей Финляндии. Впоследствии, с ростом паломничества и туризма, в монастырском хозяйстве остались практически две статьи дохода: свечной завод и туризм. В 1960-е годы были построены новые монастырские здания, а в 1973 году освящена церковь во имя Пресвятой Троицы.

Внутренний вид Свято-Троицкой церкви Линтульского монастыря в Палокки

В Хейнявеси монастырь начал постепенно превращаться в финскояычный. С начала 1980-х годов богослужения проводятся регулярно на финском языке.

В настоящее время Линтульская обитель больше не занимается скотоводством. Помимо изготовления свечей и приема паломников, усилия сестер сконцентрированы на новых направлениях работы. Главным из них является духовное просвещение, которое осуществляется путем написания и перевода духовной литературы с греческого и русского. Сестры занимаются рукоделием и пишут иконы для продажи. О традиционном сельском хозяйстве напоминает небольшой садовый участок, урожай с которого идет в собственное пользование обители.

За плечами у Линтульского монастыря довольно скромная и, по меркам православного монашества, короткая история. Семьдесят последних лет прошло в Хейнявеси. За это время монастырь вросся в окружающую его среду. И сегодня его влияние широко распространяется как на православную церковь, так и на все финское общество.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *