Листок при елизавете Петровне

Биография

Елизавета Петровна — российская императрица, ставшая последней представительницей монаршей династии Романовых по женской линии. Она вошла в историю России как веселая правительница, так как имела выраженную страсть к шикарным балам и великосветским развлечениям.

Портрет Елизаветы Петровны / Википедия

Годы ее царствования не отмечены особо выраженными достижениями, но она умело руководила двором и маневрировала среди политических группировок, что позволило ей удерживаться на троне 2 десятилетия. Тем не менее Елизавета I сыграла важную роль в развитии культуры и хозяйства страны, а также сумела привести русскую армию к нескольким уверенным победам в серьезных войнах.

Детство и юность

Елизавета Петровна родилась 29 декабря 1709 года в подмосковном селе Коломеское. Она стала внебрачной дочерью царя Петра I и Марты Скавронской (Екатерины I), поэтому получила титул царевны только через 2 года после рождения, когда родители вступили в официальный церковный брак. В 1721 году, после восхождения Петра I на императорский престол, Елизавета и ее сестра Анна Петровна получили титулы цесаревен, что сделало их законными наследницами на царский трон.

Елизавета Петровна в детстве / Государственный Русский музей

Юная Елизавета была самой любимой дочкой императора Петра, но видела отца редко. Ее воспитанием занимались царевна Наталья Алексеевна (родная тетка по отцовской линии) и семья Александра Меншикова, являвшегося сподвижником Петра Алексеевича.

Они не обременяли будущую императрицу учебой — она основательно занималась только изучением французского языка и выработкой красивого почерка. Также она получила поверхностные знания о других иностранных языках, географии и истории, но они не интересовали цесаревну, поэтому все свое время она посвящала заботе о своей красоте и подбору нарядов.

Елизавета Петровна и ее сестра Анна Петровна / Государственный Русский музей

В молодости Елизавета Петровна слыла первой красавицей при дворе, в совершенстве владела танцами, отличалась находчивостью и изобретательностью. Ее гардероб пополнялся новыми модными нарядами, особенно ей нравились платья, расшитые золотом и серебром (по легенде, к концу жизни количество нарядов Елизаветы достигало 15 тысяч).

Такие качества сделали ее «главным центром» дипломатических проектов — Петр Великий строил планы выдать дочь замуж за Людовика XV и за герцога Орлеанского, но французские Бурбоны отвечали вежливым отказом. После этого портреты цесаревны были отосланы второстепенным немецким князьям, но проявивший интерес к Елизавете Карл-Август Голштинский по прибытии в Санкт-Петербург умер, так и не дойдя до алтаря.

Елизавета Петровна в молодости / Государственный Русский музей

После смерти Петра Великого и Екатерины Алексеевны хлопоты относительно замужества Елизаветы прекратились. Тогда царевна всецело отдалась развлечениям, увлечениям и увеселениям при дворе, но при восшествии на престол двоюродной сестры Анны Иоанновны была лишена блестящего положения и сослана в Александровскую слободу. Однако общество видело в Елизавете Петровне истинную наследницу Петра Великого, поэтому у нее начали проявляться властные амбиции, и она стала готовиться к исполнению своего права царствовать.

Восхождение на престол

Титул императрицы Елизавета Петровна получила в результате самого «бескровного» государственного переворота 1741 года. Он произошел без предварительного заговора, так как императрица особо не стремилась к власти и не проявляла себя сильной политической фигурой. В момент самого переворота она не имела никакой программы, но была охвачена идеей собственного воцарения, которую поддержали граждане и гвардейцы, выражавшие недовольство из-за засилья иностранцев при дворе, опалы русской знати, ужесточения крепостного права и налогового законодательства.

Портрет Елизаветы Петровны / Википедия

В ночь с 24 на 25 ноября 1741 года Елизавета Петровна при поддержке своего доверенного лица и тайного советника Иоганна Лестока прибыла в Преображенские казармы и подняла гренадерскую роту. Солдаты беспрекословно согласились помочь ей свергнуть действующую власть и в составе 308 человек направились к Зимнему дворцу, где царевна провозгласила себя императрицей, узурпировав действующую власть: император-младенец Иоанн Антонович и все его родственники из рода Брауншвейгов были арестованы и заточены в Соловецкий монастырь.

Учитывая обстоятельства восхождения на престол Елизаветы I, первым подписанным ею манифестом стал документ, согласно которому она является единственной законной наследницей престола после смерти Петра II. После этого она провозгласила политический курс, направленный на возврат наследия Петра Великого.

Петр II и Елизавета Петровна / Государственный Русский музей

В тот же период она поспешила наградить своих сподвижников, которые помогли ей взойти на престол: рота гренадеров Преображенского полка была переименована в лейб-компанию, а все солдаты, не имевшие дворянских корней, возведены в дворяне и повышены в чинах. Также все они были награждены землями, которые конфисковали у иностранных помещиков.

Коронация Елизаветы Петровны состоялась в апреле 1742 года. Она прошла с особой пышностью и шиком. Именно тогда 32-летняя императрица раскрыла свою любовь к ярким зрелищам и маскарадам. В период торжественных мероприятий была объявлена массовая амнистия, а люди на улицах пели приветственные оды в адрес новой правительницы, сумевшей изгнать правителей-немцев и ставшей в их глазах победительницей «иноземных элементов».

Правление

Надев корону и убедившись в поддержке и одобрении обществом происшедших перемен, Елизавета I после коронации сразу подписала второй манифест. В нем императрица в грубой форме изложила доказательства незаконности прав на престол Ивана VI и выставила обвинения немецким временщикам и их русским друзьям.

Императрица Елизавета Петровна / Третьяковская галерея

В результате фавориты прежней императрицы Левенвольд, Миних, Остерман, Головкин и Менгден были приговорены к смертной казни, но после правительница решила смягчить им наказание и сослала в Сибирь, чем решила доказать Европе собственную терпимость.

С первых дней на престоле Елизавета I начала восхвалять «петровские деяния» — она восстановила сенат, Главный магистрат, Провиантскую коллегию, Мануфактур- и Берг-коллегии. Во главу этих ведомств она поставила тех представителей общественности, которые были в опале у прежнего правительства или до госпереворота являлись обычными гвардейскими офицерами.

Документальный фильм «Елизавета Единственная: правление дочери Петра»

Таким образом, у руля нового правительства страны встали Петр Шувалов, Михаил Воронцов, Алексей Бестужев-Рюмин, Алексей Черкасский, Никита Трубецкой, с которыми в первое время Елизавета Петровна рука об руку вела государственные дела. Елизавета Петровна провела серьезную гуманизацию общественной жизни, смягчила ряд отцовских указов, предусматривающих жесткую кару за взяточничество и казнокрадство, впервые за 100 лет отменила смертную казнь.

Помимо этого, императрица уделила внимание культурному развитию — именно ее приход к власти связывают исследователи с началом эпохи Просвещения, так как в России была проведена реорганизация учебных заведений, расширена сеть начальных школ, открыты первые гимназии, основан Московский университет и Академия художеств.

Паломничество Елизаветы Петровны в Новый Иерусалим / Википедия

Совершив первые шаги во внутренней политике, императрица посвятила себя придворной жизни, интригам и увеселениям. Царица не скрывала интерес к регулярным маскарадам и балам. Императрице шел мужской наряд, поэтому она часто устраивала гуляния с переодеванием гостей: мужчин в женские костюмы, а женщин в мужские. Любовь к светской жизни сочеталась в характере царицы с большой набожностью. Елизавета Петровна известна тем, что регулярно устраивала пешие паломничества в крупные монастыри.

Управление империей сразу перешло в руки ее фаворитов — Алексея Разумовского и Петра Шувалова. Существует версия, что Разумовский был тайным мужем Елизаветы Петровны, но при этом был очень скромным человеком, старавшимся держаться подальше от большой политики. Поэтому Шувалов в 1750-е годы практически самостоятельно руководил страной.

Портрет Алексея Разумовского / Википедия

Все же достижения Елизаветы I и итоги ее правления нельзя назвать для страны нулевыми. Благодаря ее реформам, проведенным по инициативе фаворитов, в Российской империи была отменена внутренняя таможня, что ускорило развитие внешней торговли и предпринимательства.

Также она усилила привилегии дворян, детей которых с самого рождения записывали в государственные полки, и к моменту службы в армии они были уже офицерами. Собственным указом императрица предоставила права помещикам решать «судьбу» крестьян — им разрешалось продавать людей в розницу, ссылать их в Сибирь. Это вызвало более 60 крестьянских восстаний по всей стране, которые императрица подавила крайне жестоко.

Елизавета Петровна в Царском Селе / Третьяковская галерея

Елизавета Петровна в годы царствования создала новые банки в стране, развила мануфактурное производство, что неторопливо, но верно наращивало экономический рост в России. Также она провела мощную внешнюю политику — на счету императрицы две победы в войнах (Русско-шведская и Семилетняя), которые восстановили подорванный авторитет страны в Европе.

С деятельностью императрицы связано появление именного стиля в архитектуре — Елизаветинского барокко. При Елизавете в Санкт-Петербурге были отстроены Зимний дворец, деревянный Летний дворец, который впоследствии был снесен, завершено строительство Екатерининского дворца в Царском Селе, перестроены резиденции Петра I в Стрельне и Петергофе. Возведение зданий осуществлялось под руководством придворного архитектора итальянского происхождения – Бартоломео Франческо Растрелли.

Личная жизнь

Личная жизнь Елизаветы Петровны не сложилась с юности. После провальных попыток Петра Великого «удачно» выдать дочь замуж царевна отказалась от официального брака, предпочтя ему разгульную жизнь и увеселения. Существует версия, что императрица все же была в тайном церковном браке с фаворитом Алексеем Разумовским, но никаких бумаг, подтверждающих этот союз, не сохранилось.

Портрет Ивана Шувалова, фаворита Елизаветы Петровны / Эрмитаж

В 1750-е годы правительница завела нового фаворита. Им стал друг Михаила Ломоносова Иван Шувалов, который был начитанным и образованным человеком. Не исключено, что под его влиянием Елизавета Петровна занималась культурным развитием страны. После смерти правительницы он попал в опалу у нового правительства, поэтому в годы правления Екатерины II был вынужден скрываться за границей.

После смерти императрицы при дворе ходила масса слухов о тайных детях Елизаветы. В обществе считали, что у императрицы был внебрачный сын от Разумовского и дочь от Шувалова. Это «возродило» массу самозванцев, считавших себя царскими детьми, самой известной из которых стала княжна Тараканова, именуемая себя Елизаветой Владимирской.

Смерть

Смерть Елизаветы Петровны наступила 5 января 1762 года. На 53-м году жизни императрица скончалась от горлового кровотечения. Исследователи отмечают, что еще с 1757 года здоровье правительницы стало на глазах ухудшаться: у нее были выявлены эпилепсия, одышки, частые носовые кровотечения, отечности нижних конечностей. Ей пришлось сократить придворную жизнь, отодвинув пышные балы и приемы на второй план.

Памятник императрице Елизавете Петровне в Балтийске / Википедия

В начале 1761 года Елизавета I перенесла тяжелую бронхопневмонию, которая приковала ее к кровати. Последний год жизни императрица сильно болела, у нее постоянно возникали приступы простудной лихорадки. Перед смертью у Елизаветы Петровны возник упорный кашель, который привел к сильному кровотечению из горла. Не справившись с болезнью, императрица скончалась в собственных покоях.

5 февраля 1762 года тело императрицы Елизаветы с почестями было захоронено в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Наследником Елизаветы I стал ее племянник Карл-Петер Ульрих Голштинский, который после провозглашения императором был переименован в Петра III Федоровича. Исследователи называют этот переход власти самым безболезненным за все правления в XVIII веке.

Память

События биографии Елизаветы Петровны нередко становились сюжетной канвой для ряда исторических романов, посвященных эпохе XVIII столетия. Среди популярных литературных произведений, где встречается имя императрицы, числятся романы Нины Соротокиной и Валентина Пикуля «Слово и дело» и «Пером и шпагой».

Наталья Сайко в роли Елизаветы Петровны (кадр из сериала «Михайло Ломоносов»)

В кинематографе Елизавета Петровна становилась героиней фильмов «Михайло Ломоносов», «Гардемарины, вперед!», «Виват, гардемарины!», «Фаворит», «Екатерина», «Великая». Российскими исполнительницами, воплощающими на экране образ царицы, были Наталья Сайко, Елена Цыплакова, Наталья Гундарева, Юлия Ауг, Наталья Суркова. За границей роль королевы играли Тина Латтанци, Ванесса Редгрейв, Жанна Моро.

12 декабря 1741 года, вскоре после вступления на престол, Императрица Елизавета издала указ об упразднении кабинета и о восстановлении Правительствующего сената (перед тем опять именовавшегося Высоким) в его прежней должности. Сенат не только стал верховным органом империи, не подчинённым никакому другому учреждению, не только являлся средоточием суда и всего внутреннего управления, снова подчинив себе военную и морскую коллегии, но нередко совершенно бесконтрольно осуществлял функции верховной власти, принимая меры законодательного характера, разрешая своею властью административные дела, раньше восходившие на утверждение монархов, и присвоив себе даже право самопополнения. Иностранная коллегия осталась, однако, неподчиненною Сенату. Должность генерал-прокурора, которую при Елизавете почти все время занимал ничем не замечательный князь Трубецкой, отнюдь не подавляла Сенат, хотя и приобрела уже большое значение в общем строе внутреннего управления, так как через генерал-прокурора шла большая часть докладов императрице (даже по Св. Синоду). Учреждение конференции при высочайшем дворе (5 октября 1756 г.) сначала мало поколебало значение Сената, так как конференция занималась преимущественно делами иностранной политики; но в 1757–1758 гг. начинается постоянное вмешательство конференции в дела внутреннего управления. Сенат, несмотря на свои протесты, оказывается вынужденным отвечать на запросы конференции, исполнять ее требования. Устраняя Сенат, конференция начинает непосредственно сноситься с подчинёнными ему местами. Встраиваемый пылесос для маникюрного стола топ 7 лучших пылесосов.

Пётр III, вступив на престол 25 декабря 1761 года, упразднил конференцию, но 18 мая 1762 г. учредил совет, по отношению к которому Сенат был поставлен в подчинённое положение. Дальнейшее умаление значения Сената выразилось в том, что военная и морская коллегии снова были изъяты из его ведения. Свобода действий Сената в области внутреннего управления была сильно стеснена запрещением «издавать указы, кои в некоторый закон или подтверждение прежних служат» (1762).

Крупные мероприятия Ставки Верховного Главнокомандующего по обороне столицы
К началу наступления немецко-фашистских войск под Мо­сквой на дальних подступах к столице оборонялись три наших фронта: Западный (командующий генерал-полковник И. С. Ко­нев), Резервный (командующий Маршал Советского Союза С, М. Буденный) и Брянский (командующий генерал-лейтенант А.И.Еременко). Всего в их составе в конце сентября насчиты …

Преобразования экономики Китая в 1979— 1984 гг.
Реформа началась в сельском хозяйстве. В качестве важных мер по перестройке сельской экономики были предложены: воспитание уважения к правам собственности и предоставление полномочий по принятию решений производственным бригадам; соблюдение принципа «каждому по труду» вместо уравнительного, возрождение подсобных промыслов, защ …

Крым под покровительством Турции
В мае 1453 года Константинополь пал после двухмесячной осады. Константинополь, переименованный в Стамбул, стал столицей огромной многонациональной Османской империи. В 1475 году турецкий флот, опираясь на поддержку татарской знати начал завоевание Крыма. Одно из генуэзских владений – крепость Чембало — была переименована в Балаклаву. Т …

Российская императрица Елизавета Петровна 16 июня (27 июня) 1754 года подписала проект Зимнего дворца в Петербурге, представленный итальянским архитектором Бартоломео Растрелли. Строительство Зимнего дворца было завершено в 1762 году.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге — главный императорский дворец России, расположенный по адресу: Дворцовая площадь, 2 / Дворцовая набережная, 38. Нынешнее здание дворца — 5-е по счёту было построено в 1754—1762 годах русским архитектором итальянского происхождения Бартоломео Франческо Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах.

Всего за период 1711—1764 годов в Петербурге на разных участках возводилось 5 Зимних дворцов. Первоначально Пётр I поселился в построенном на скорую руку в 1703 году недалеко от Петропавловской крепости одноэтажном доме.

Первый Зимний дворец — Свадебные палаты Петра I

Пётр Великий владел участком между Невой и Миллионной улицей (на месте нынешнего Эрмитажного театра). В 1708 году здесь, в глубине участка, строится деревянный «Зимний дом» — небольшой двухэтажный дом с высоким крыльцом и черепичной крышей. В 1712 году были выстроены каменные Свадебные палаты Петра I. Этот дворец стал подарком губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова к свадьбе Петра I и Екатерины Алексеевны.

Второй Зимний дворец — дворец Петра I у Зимней канавки

В 1716 году архитектор Георг Маттарнови по приказу царя Петра I приступил к постройке нового Зимнего дворца, на углу Невы и Зимней канавки, которую тогда называли «Зимнедомным каналом». В 1720 году Пётр I со всем своим семейством переехал из летней резиденции в зимнюю. В 1725 году в этом дворце император умер.

Третий Зимний дворец — дворец Анны Иоанновны

Позднее императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким и в 1731 году поручила его перестройку Ф. Б. Растрелли, который предложил ей свой проект переустройства Зимнего дворца.

По его проекту требовалось приобрести стоявшие в то время на месте, занимаемом нынешним дворцом, дома, принадлежавшие графу Апраксину, Морской Академии, Рагузинскому и Чернышеву. Анна Иоанновна проект одобрила, дома были скуплены, снесены и весной 1732 года началось строительство.

Фасады этого дворца были обращены на Неву, Адмиралтейство и на «луговую сторону», то есть на Дворцовую площадь. В 1735 году строительство дворца было завершено, и Анна Иоанновна переехала в него на жительство.

Четырёхэтажное здание включало в себя около 70 парадных залов, более 100 спален, галерею, театр, большую капеллу, множество лестниц, служебные и караульные помещения, а также комнаты дворцовой канцелярии. Практически сразу дворец начал перестраиваться, к нему началась пристройка по луговой стороне технических построек, сараев и конюшен.

Здесь 2 июля 1739 года состоялось обручение принцессы Анны Леопольдовны с принцем Антоном-Ульрихом. После смерти Анны Иоанновны сюда привезли малолетнего императора Иоанна Антоновича, который пробыл здесь до 25 ноября 1741 года, когда Елизавета Петровна взяла власть в свои руки.

При Елизавете Петровне продолжилась пристройка ко дворцу служебных помещений, в результате к 1750 году он

представлял вид пестрый, грязный, недостойный места им занимаемого и самая странность императорского дворца, одним крылом примыкающего к Адмиралтейству, а другим в противоположной стороне, к ветхим палатам Рагузинского, не могла быть приятна государыне.

1 января 1752 года императрица приняла решение о расширении Зимнего дворца, после чего были выкуплены соседние участки Рагузинского и Ягужинского. На новом месте Растрелли пристраивал новые корпуса. По составленному им проекту эти корпуса должны были быть пристроены к уже существующим и быть оформлены с ними в едином стиле.

В декабре 1752 года Елизавета Петровна пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров. Растрелли был вынужден переделывать проект здания, после чего решил строить его в новом месте. Но Елизавета Петровна отказалась от перемещения нового Зимнего дворца. В результате архитектор принял решение строить всё здание заново, новый проект был подписан Елизаветой Петровной 16 июня (27 июня) 1754 года]:

Понеже в С.-Петербурге наш Зимний Дворец не токмо для приёму иностранных министров и отправления при Дворе во уреченные дни праздничных обрядов, по великости нашего императорского достоинства, но и для умещения нам с потребными служительми и вещьми доволен быть не может, для чего мы вознамерились оный наш Зимний Дворец с большим пространством в длине, ширине и вышине перестроить, на которую перестройку по смете потребно до 900.000 рублев, какой суммы, расположа оную на два года, из наших соляных денег взять невозможно. Того для повелеваем нашему Сенату сыскать и нам представить, из каких доходов такую сумму по 430 или 450 тысяч рублев на год взять к тому делу возможно, считая с начала сей 1754 и будущий 1755 годы, и чтобы сие учинено было немедленно, дабы не упустить нынешнего зимнего пути для приготовления припасов к тому строению

Четвёртый (временный) Зимний дворец

Был построен в 1755 году. Его построил Растрелли на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки. Был разобран в 1762 году.

Пятый (существующий) Зимний дворец

С 1754 по 1762 год шло строительство существующего и в настоящее время здания дворца, ставшего в то время самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500 комнат. Общая площадь дворца порядка 60 000 м². Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III.

К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 года Петра III свергли с престола, окончено строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II. Прежде всего императрица отстранила от работ Растрелли.

Отделкой интерьеров дворца занимались архитекторы Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди под руководством Бецкого. Первоначально окраска дворца имела жёлтые оттенки, как у Версаля и Шёнбрунна. В середине XIX века в окраске дворца появились красные оттенки.

По первоначальной, сделанной Растрелли, планировке дворца самые большие парадные залы находились во 2 этаже и выходили окнами на Неву. По замыслу зодчего, путь к громадному «Тронному» залу, который занимал всё пространство северо-западного крыла, начинался с востока — с «Иорданской» или, как она прежде называлась, «Посольской» лестницы и пролегал через анфиладу из 5 аванзалов, из них 3 средних зала составили впоследствии нынешний «Николаевский» зал. В юго-западном крыле Растрелли поместил дворцовый театр «Оперный дом». Кухни и прочие службы занимали северо-восточное крыло, а в юго-восточной части между жилыми покоями и устроенной в восточном дворе «Большой церковью» была перекинута галерея.

Зимний дворец — начало Эрмитажа

В 1764 году Екатерине II были переданы из Берлина 317 ценных картин общей стоимостью в 183 тысячи талеров из частной коллекции живописи Йоханна Эрнста Гоцковского (Johann Ernst Gotzkowsky, 1710—1775) в счёт его долга князю Владимиру Сергеевичу Долгорукову.

Из этих 317 картин (принято считать, что их было лишь 225) в основном голландско-фламандской школы первой половины XVII века, переданных в Россию в 1764 году и положивших начало собраниям Эрмитажа, сегодня здесь сохранилось по меньшей мере 96 полотен.

Картины размещались в уединённых апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж» (место уединения). С 1767 по 1775 годы для ценной коллекции построили специальное здание восточнее дворца. В 1780—1790-х годах работы по отделке дворцовых интерьеров продолжили И. Е. Старов и Дж. Кваренги.

В 1790-х годах по указу Екатерины II, которая сочла неуместным хождение публики в Эрмитаж через её собственные покои, была создана галерея-перемычка с Зимним дворцом — «Аполлонов» зал, — при помощи которой посетители могли миновать царские апартаменты. После пожара 1837 года, когда были уничтожены все интерьеры, восстановительными работами в Зимнем дворце руководили архитекторы В. П. Стасов, А. П. Брюллов и А. Е. Штауберт.

***

С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год Зимний дворец использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. В 1904 году Николай II перенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе.

С октября 1915 года до ноября 1917 года во дворце работал госпиталь имени царевича Алексея Николаевича. С июля по ноябрь 1917 года во дворце размещалось Временное правительство. В январе 1920 года во дворце открыт Государственный музей революции, разделявший здание с Государственным Эрмитажем вплоть до 1941 года. Начиная с советского времени в стенах дворца размещена основная экспозиция Государственного Эрмитажа.

Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют красивейший архитектурный ансамбль современного города и являются одним из главных объектов внутрироссийского и международного туризма.

Правление Елизаветы Петровны (1740-1761) называют культурным Ренессансом России. Хотя в Академии наук, созданной в 1725 г. по инициативе Петра I, бессменно царили иностранцы (до воцарения Елизаветы там не было ни одного русского ученого), Российская Академия наук отличалась от подобных научных учреждений Запада тем, что, во-первых, не занималась богословием. Во-вторых, она создавалась не только как научное, но и как учебное заведение для подготовки русских ученых. Она была организована в составе трех «классов»: математического, где работали крупнейшие математики того времени Л.Эйлер и Д.Бернулли, физического, общественных наук. В Кунсткамере Академии наук были собраны археологическая, антропологическая, зоологическая и ботаническая коллекции.

В указе императрицы от 1744 г. говорилось о необходимости дальнейшего развития начального образования. В Москве в 1755 г. была открыта первая в России гимназия. Но все же в XVIII в. преобладало церковное образование. К концу столетия в России было 36 семинарий, 115 духовных училищ и три академии — в Киеве, Москве и Петербурге, а также погода в Иваново. Первыми из русских получили звания российских академиков М.В.Ломоносов и В.К.Тредиаковский. Событием, значение которого для развития всей российской культуры трудно переоценить, было открытие Московского университета 25 января 1755 г. с тремя факультетами: философским, юридическим и медицинским, причем преподавание в отличие от Европы велось на русском языке, а не на латыни.

Литература постепенно освобождается от пут Средневековья, впитывая просветительские идеи. Но многие произведения XVIII в. дошли до сегодняшнего дня без указания авторства, часть из них продолжала распространяться рукописным путем, грамотность носила еще очень ограниченный характер, язык, отягощенный церковнославянской лексикой, был очень тяжеловесен, не развито стихосложение. Но уже в Петровскую эпоху заметны первые положительные сдвиги. На смену благочестивым повестям приходят «гистории» о славных подвигах российской армии. Эти пока еще нескладные вирши прославляли славные победы, как тогда говорилось, «Российской Европии». Стали заметны те литературные произведения, где главным героем был обычный человек с его радостями и заботами.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *