Лица сосредоточенны или сосредоточены?

Per aspera ad astra Через тернии к звездам.

«Кольцо исчезло! Бог мой, да это же я во всем виновата… Если бы я его не бросила здесь, его бы не украли», — первым оправданием пропажи кольца стала версия о грабеже среди бела дня. Ярослава схватилась за сердце — чего, конечно же, не могла сделать напрямую, поэтому она, скорее, схватилась за грудь — и плавно съехала по стенке, вскоре приземлившись на пол. Холодная поверхность под пятой точкой привела девушку в чувство и немного отрезвила. «Может, оно просто упало и закатилось куда-нибудь, почему сразу грабеж?» — ухватившись за эту мысль как за спасательную соломинку, зеленоглазая вмиг встала на четвереньки и, словно охотничья собака, стала обыскивать коридорчик в поисках заветного кольца. Увы, поиски были абсолютно безрезультатными, не считая нескольких заколок, пробки от шампанского и мячика Террорчика. Пока Ярослава занимала себя поисками, она была целиком и полностью сосредоточена и внимательна, но как только девушка поняла, что все бесполезно, слезы, которые накапливались где-то глубоко внутри, прорвали плотину сдержанности и вырвались наружу небольшим соленым водопадом. — А вдруг я больше никогда ее не увижу? Неужели я потеряла ее навсегда? Я не успела сказать самое главное… — Ярослава сидела на полу и безудержно всхлипывала, лишь иногда утирая слезы собственной майкой. — Не увидишь… кого? — перед глазами зеленоглазой появились тапки, которые и задали этот неожиданный вопрос. Но проследив взглядом за ногами, растущими из тапок, Ярослава вскоре наткнулась на собственную маму, которая задумчиво смотрела на дочь сверху вниз. — Ее… не увижу ее… м-мою шариковую ручку, я не успела сказать ей, что она была лучшей шариковой ручкой в моей жизни! — зеленоглазая относительно быстро придумала оправдание, затем поднялась на ноги и ретировалась. Однако спрятаться от кого-либо в однокомнатной квартире не так уж и просто, поэтому уже через несколько секунд мама вновь настигла Ярославу и уставилась на нее с немым вопросом в глазах. — Ну, понимаешь, мам, я просто оставила ручку в коридоре, а она пропала. Ты ее не видела? Или воры… ты видела воров? — красноречивый взгляд мамы был вполне понятен и даже немного предсказуем. Он ясно давал понять, что ни ручки, ни, тем более, воров замечено не было. — А… ну я так и думала, я это… просто так спросила. — Так, с тобой все понятно, дочь. Я уже ухожу, но вообще-то я приходила помочь тебе с уборкой, а то скоро даже в этой квартире не смогу тебя найти. И да, блины на столе, так что поешь, а я пойду готовить твоему отцу, который тоже не знает, что такое уборка и не любит быть голодным. За мамой закрылась дверь, и тут же Ярослава повалилась на кровать, продолжая думать о том, как быть дальше и где искать Майю. Но тут раздался звонок и зеленоглазая, подпрыгнув от неожиданности, потянулась за телефоном. — Славушка, я совсем забыла тебе сказать, я переложила кольцо из коридора в твою шкатулку с драгоценностями. В тот же миг Ярослава почувствовала, как надгробная плита, стоявшая у девушки перед глазами, исчезла, и вокруг запели птички. — Ой, мама, я тебя так люблю! Спасибо, я побежала! — озадачив маму столь внезапным проявлением чувств, зеленоглазая понеслась к шкатулке. Едва открыв ее, девушка тут же надела кольцо на палец. — Майя, где ты? Я нашла кольцо, слава богу! Я так рада, что нашла его, я уж думала, что никогда тебя не увижу… Тишину в комнате нарушал лишь звук загружаемого мусоровоза, подъехавшего к подъезду девушки. Только сейчас Ярослава наконец-то поняла всю серьезность произошедшего сегодня. А главное, девушка поняла, насколько она виновата перед Майей. До этого Слава думала только о себе и о своих чувствах, она забыла подумать о том, что должна была почувствовать Майя, когда проснулась и не нашла Ярославы. Эта вина оглушила девушку и повергла в глубокую задумчивость. — Майя, я только сейчас поняла, какая я у тебя идиотка. Я пойму, если ты больше не будешь со мной разговаривать, если не сможешь меня простить. Я глупая эгоистка. Я просто хотела все обдумать и ушла, ушла, совершенно не подумав о последствиях. Прости меня, если сможешь. Но в любом случае я хочу, чтобы ты знала, что это была лучшая ночь в моей жизни. И ты… ты стала не только моим другом… ты больше, чем друг. Я поняла, что я люблю тебя. Слышишь? Майя, я люблю тебя. Я сожалею, что поняла это так поздно, это самая большая ошибка в моей бестолковой жизни, которая приобрела совсем другой смысл, когда в ней появилась ты. Спасибо тебе за все… — зеленые глаза наполнились слезами и закрылись, разрешив соленым каплям проложить путь в неизвестность. Чьи-то теплые руки обняли Ярославу сзади, а над ухом музыкой прозвучал голос Майи: — Конечно я прощаю тебя, Слава… И я… Я люблю тебя всем сердцем. Я очень хочу быть с тобой и никуда не денусь, обещаю. Здесь Ярослава наконец-то заметила, что обнимают ее совсем не невидимые руки, а самые настоящие руки любимой. Развернувшись, зеленоглазая в одночасье словно заново родилась, а затем крепко обняла Майю, которая вновь стала видимой.

Тема. Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях

и кратких прилагательных (7 класс)

Цель урока: показать различие в написании кратких страдательных причастий и кратких прилагательных; формирование умения отличать краткие страдательные причастия от кратких прилагательных, навыка написания н, нн в них. Воспитывать уважение к товарищу.

Тип: изучение нового материала

Оборудование: учебник, таблица, карточки

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1.Опрос.

2.Запись под диктовку с объяснением написания н, нн и указанием части речи.

Посеребренная инеем, ветреный человек, ветряная мельница, безветренная погода, тяжело раненный боец, раненое животное, писанная масляными красками картина, масленые блины, желанный гость, подлинная рукопись, глиняный сосуд, иллюстрированный журнал, отшлифованные прибоем, нарисована на холсте, кованый сундук, подкованная лошадь, груженная песком баржа, жаренные в масле грибы, застеленная шерстяным одеялом койка.

III. Мотивация деятельности учащихся

Синтаксическая пятиминутка.

1.Учащиеся должны распространить причастным оборотом одну из частей предложения Солнце высоко стояло в небе, и его лучи освещали сопки; затем записать полученное предложение, знаки препинания объяснить графически.

2.Индивидуальная работа по карточкам.

К а р т о ч к а № 1

Вставить пропущенные буквы.

К а р т о ч к а № 2

Вставить пропущенные буквы.

К а р т о ч к а № 3

Вставить пропущенные буквы.

К а р т о ч к а № 4

От данных причастий образовать краткие причастия мужского, женского и среднего рода. Составить с ними словосочетания и записать. Поставить ударение. К выделенному причастию подобрать однокоренные слова.

Любимый, разбитый, написанный, собранный, открытый, надломленный, раненный, организованный, продуманный.

3.Комментированное письмо.

История необыкновенна, улицы пустынны, герои юны, мысли прекрасны, глаза грустны, бойцы мужественны, утро туманно.

Делается вывод о написании н, нн в кратких прилагательных.

4. Фронтальный опрос.

— Чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные? Как изменяются полные и краткие причастия? Какова синтаксическая роль полных и кратких причастий? На какие вопросы они отвечают?

IV. Объяснение нового материала.

Запись на доске и в тетрадях.

Делается вывод: в кратких причастиях пишется одно н.

Запомни: чтобы отличить краткие прилагательные от кратких причастий, необходимо поставить их в полную форму, а затем найти глагол или существительное, от которого они образованы. Причастие можно заменить глаголом, прилагательное — другим прилагательным.

Например: Враги окружены. Полная форма — окруженные. Заменяем глаголом: враги, которых окружили.Следовательно, окружены — краткое причастие, в котором пишется одна буква н.

Речи (каковы?) торжественны и напыщенны.— Речи торжественные и напыщенные. Это прилагательные. Их можно заменить — речи восторженные.

Юная теннисистка воспитана (воспитывалась) детской спортивной школой.— Девочка (какова?) воспитанна и образованна. (Девочка воспитанная и образованная.)

V. Закрепление материала.

1. Работа с учебником с.62-63

2. Запись с объяснением.

1) Все мои друзья достаточно образованны, и мне с ними всегда интересно. 2) Все комиссии уже образованы. 3) Лица солдат были серьезны и сосредоточенны. 4) Все они были озабочены происходящим. 5) История эта очень запутанна. 6) Шерсть так запутана котенком, что ее трудно распутать. 7) Мое внимание сосредоточено на решении этой задачи. 8) Бригада организованна и дружна. 9) Собрание хорошо организовано. 10) Дорога длинна, путники измучены, но непреклонна их воля к победе. 11) На картине едва намечены отдаленные горы в предутреннем тумане, ветряная мельница, машущая крыльями.

VI. Подведение итогов урока.

VII. Домашнее задание: § 17; упр.125(126*)

VIII. Рефлексия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *