Литургика

См. раздел ЛИТУРГИКА

  • Литургика Богословско-литургический словарь

***

Литу́ргика – название богословской дисциплины, имеющей предметом изучения христианское церковное богослужение, где главное место занимает литургия. Основные отделы литургики – Гимнография и Эортология.

Крупный знаток литургического богословия архимандрит Киприан (Керн) так характеризует литургику:

«Литургика» является наукой о богослужении вообще; прилагательное «литургический» означает нечто относящееся к богослужению вообще, а не только к одной Евхаристии…

Как таковая, эта наука охватывает целый ряд областей церковно-богослужебного быта и обихода и распадается поэтому на несколько отделов. Вообще же к науке Литургики может быть три подхода, в зависимости от которых она приобретает тот или иной характер. Эти подходы можно назвать:

  • историко-археологический,
  • ритуалистический или уставной,
  • богословский.

Историко-археологический подход к науке старается осветить главным образом постепенное развитие и изменение богослужебных чинов, песнопений, облачений, церковной утвари и т. п. Этот подход интересуется возникновением и развитием тех или иных стилей храмоздательства, иконописания и т. д.

Часто в богословских школах из науки Литургики выделяются особые науки – Церковная археология и история христианского искусства.

Второй подход, ритуалистический или уставной, занят главным образом изучением системы православного богослужения в рамках ныне действующего церковного устава или Типикона и теми правилами и обычаями, которыми необходимо руководствоваться для правильного и уставного отправления богослужения. История самого Устава, его типы, их возникновение и изменение в данном случае отступают на второй план, уступая место ныне утвердившемуся Типикону. В семинариях и Академиях часто из Литургики выделяют особую науку под названием «Устава», которая и занимается изучением указанных правил богослужения.

Третий, наконец, подход богословский, смотрит на науку богослужения не только как на предмет исторического или археологического изучения и не только как на правила для отправления богослужения по духу и букве церковного Типикона, но главным образом как богословскую дисциплину, как на источник боговедения и вспомогательное средство для построения богословской системы Православия.

К богослужению можно отнестись как к выражению наших религиозных переживаний, нашей веры в Бога, нашей набожности. Это называют в нашей науке целью латреутической, от греческого слова λατρεύειν, т.е. служение, поклонение

Богослужение, кроме того, может иметь и цель сакраментальную, то есть являться приобщением к искупительному подвигу Господа Христа и быть проводником благодати в мир и к отдельным людям.

На третьем месте, наконец, богослужение имеет и характер дидактический, поучительный. Наш богословский обиход, содержа огромное богатство песнопений, переплетенных с чтениями из Ветхого и Нового Заветов, с поучениями из святых отцов, аскетических сборников и житийной литературы, является источником богопознания и углубления в истины православного богословия. Раскрытие этой назидательной стороны богослужения, совпадающее с третьим из указанных подходов к нашей науке, есть мощное оружие и вспомогательное средство для православного ученого и для ищущего богословского назидания. Литургика в таком случае становится для нас уже не только «обрядословием», как ее некогда называли в школах, но самостоятельной дисциплиной Литургического Богословия, имеющей полное и неоспоримое право на существование наряду с прочими богословскими науками систематическими и историческими. В этом случае Литургика стоит в теснейшей связи с Патристикой.

Патристика, история христианской догмы, занимаясь изучением развития христианской богословской мысли у разных писателей и учителей Церкви и в разные времена, не должна быть обособляема от литургического богословия. Изучение богослужебных песнопений, их возникновения, развития и содержания дополняет изучение богословских творений святых отцов Церкви».

Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология

Литургика — наука о богослужении христианской Церкви.

Наименование свое эта наука получила от одной из церковных служб — литургии. Такое сближение понятий, неравных по объему, объясняется как из этимологии слова литургия (греч. «общественное дело»), так и из исторического словоупотребления, в котором тем же словом обозначается и вся совокупность богослужебных действий, обрядов и форм, то есть все богослужение и отдельные формы его.

В собственном и ближайшем смысле литургией называется церковная служба, на которой совершается Таинство Евхаристии. Но Евхаристия — это средоточие всего христианского богослужения, то есть Богослужение по преимуществу. Отсюда Литургика — это наука о богослужении вообще, как деле общественном, церковном и о формах его.

Задача православной литургики состоит в том, чтобы представить Богослужение Православной Церкви в том виде и смысле, как его совершает и понимает Православная Церковь.

Литургика по своему предмету принадлежит к области практического богословия, которое разрабатывает вообще всю практическую деятельность как Церкви, так и отдельных ее членов, причем в этой деятельности духовенство, по своему положению в церковной общине, принимает если не исключительное, то преимущественное участие.

Но эта деятельность может быть представлена и как собрание и приведение отдельных лиц в церковную общину, и как духовное водительство и споспешествование церковной жизни в общине, выявляемое в определенной и связной форме церковного богослужения или в более свободной форме церковного собеседования, как попечение о душе каждого члена прихода.

Эта практическая деятельность определяется и охраняется всей церковной организацией, где каждый член Церкви должен действовать на своем месте и содействовать успешному достижению цели христианской жизни — стяжания Духа Святого. Отсюда развивается целый ряд практических богословских наук, из которых первая имеет дело с религиозным воспитанием — пастырская педагогика, вторая — с богослужением — литургика, с ее сущностью и формами, третья — с сущностью и формами проповеди — гомилетика, четвертая — с частным руководством верующих ко спасению — пастырское богословие и, наконец, пятая — с устройством Церкви и церковной жизни — каноническое право.

Литургика находится в теснейшей связи с областью теоретического богословия, раскрывающего вероучение Православной Церкви, ибо христианское богослужение всецело основывается на вере и являет собой внешнюю сторону религии, наглядное изображение ее догматов, нравственных истин и священных воспоминаний. Таким образом, христианское вероучение и нравственность — это корень и содержание богослужения. Отсюда и литургика находится в ближайшем отношении к догматическому и нравственному богословию.

Литургика обычно разделяется на две части: общую и частную. Богослужение может рассматриваться с двух сторон: как учреждение церковное (институт) и как собственно церковная деятельность (практика). Когда богослужение рассматривается как учреждение, тогда литургика охватывает:

1) основные положения, согласно которым оно существует, а именно:

а) общее понятие о богослужении и частное о богослужении христианском; б) фактическое происхождение новозаветного богослужения, как установления Божественного; это положение допускает различение существования богослужения ветхозаветного, установления самого новозаветного богослужения и наконец — исторического образования последнего; в) цель, для которой и по которой существует христианское богослужение, г) содержание его, как оправдание.

2) Общие литургические формы, в которых и чрез которые оно раскрывается, а именно:

а) составные части богослужения; б) священнодействия, употребляемые при нем; в) лица, совершающие богослужение; г) принадлежности, необходимые для совершения богослужения.

Когда богослужение рассматривается как деятельность Православной Церкви, тогда литургика должна представить сам образ его совершения, согласно с признаваемым и указываемым ею самою различением в нем родов и видов.

Таким образом литургика делится на две части, которые по основному содержанию своему называются общей и частной. Главными источниками, из которых литургика берет свое содержание, служат:

а) Священное Писание, которое представляет нам первоначальное установление христианского богослужения и первое появление его в христианском обществе, б) Писания отцов и учителей Церкви, а также других современных им нехристианских писателей древности. Отсюда заимствуется ряд свидетельств о постепенном развитии богослужения и о понимании его смысла и значения в первохристианские времена, в) Правила святых апостолов, святых отцов Вселенских и Поместных Соборов, входящие в состав так называемой Книги правил. В них заключено законодательство Церкви как относительно разных сторон церковной жизни и деятельности вообще, так и относительно предмета богослужения в частности, г) Богослужебные книги, в которых Церковь в разные времена заключала порядок (чинопоследование) богослужения и определила образ и смысл его совершения, д) Общая церковная практика, в которой сохранилось многое из того, что не сделалось достоянием письменности, но, войдя в устное Предание Церкви, служит часто единственным средством истолкования смысла и значения тех или иных форм богослужения.

Важнейшие вспомогательные науки для литургики суть: церковная археология и история. Первая имеет дело вообще с бытовой жизнью общества и Церкви, как выражением жизни духовной во всей ее совокупности и изображением ее по сохранившимся памятникам как письменным, так и, особенно, монументальным.

Для литургики имеет значение как общая, так и, особенно, древнееврейская и христианская церковная археология: первая — из-за тесной связи богослужебной жизни древнего Израиля с бытовой пользуется данными второй для определения как происхождения, так и значения многих богослужебных форм Православной Церкви. Что касается истории собственно церковной, то она обнимает все стороны церковной жизни христианской общины, в том числе и богослужебную, и с этой стороны оказывает важную помощь литургике.

Использованные материалы

  • Статья из Богословско-литургического словаря:

название одной из богословских наук, имеющей своим предметом учение о христианском церковном богослужении, в котором первое место занимает литургия. Обыкновенно Л. делится на общую и частную. Первая рассматривает богослужение как институт или учреждение вообще, излагает теоретические его основания, рассказывает историю его происхождения и развития, говорит о составных частях богослужения — таинствах, молитвах, песнопениях, чтении св. Писания, поучениях — и о символических действиях, их сопровождающих, о совершителях богослужений — священнослужителях и церковнослужителях, о временах и местах совершения богослужений, о священных изображениях и одеждах, о богослужебных сосудах и книгах. Л. частная имеет своим предметом отдельные чинопоследования, повседневные — вечернее, утреннее, дневное (литургия), — присвоенные праздникам и постам, таинствам и т. п. Л. вообще и в особенности Л. православная — наука всецело археологическая, почему она часто носит назв. «церковной археологии». Частная Л. в смысле археологии менее обработана, чем общая, отчасти по недостатку древних свидетельств об отдельных богослужениях, отчасти по причине едва начинающегося изучения этих свидетельств, особенно древнерусских. Первоисточники православной Л.: Кирилла иерусалимского «Огласительные и тайноводственные поучения»; Дионисия Ареопагита «О церковной иерархии»; Софрония, патриарха иерусалимского († 644), «О божественном священнодействии»; Германа, патриарха константинопольского († 740), «Созерцание предметов церковных». Все эти сочинения имеются в русск. переводе (в приложениях к журналу «Христианское Чтение» за 1855-1867 гг.). После них особенно важное значение для Л. имют: Goar, «Ευχολόγιον, sive rituale Graecorum» (1647);

Примеры употребления слова месса в литературе.

И аббатисса специально следит за тем, чтобы эта женщина обязательно смогла присутствовать на ежегодной мессе, которую заказала еще до того, как дала обет.

Когда на следующий день, перед отъездом, Мария Антуанетта желает прослушать мессу, у портала кафедрального собора вместо почтенного епископа во главе духовенства дофину приветствует его племянник и коадьютор.

А в области религии, в поисках нового бога, эти богоискатели экспериментировали с тем, что когда-то называлось черной мессой.

К тому же у него не было абсолютного доверия к этим одиноким старым богомолкам, которые буквально не вылезали из церкви, а в перерывах между мессами сплетничали и злословили.

И он верил Фрейду, верил, что будущее за мессой на английском, верил, что война с бедностью Линдона Джонсона — богоугодное дело, а расширение войны во Вьетнаме — идиотизм: они уже утопли в трясине по пояс, а этот кретин полагал, что они идут правильным путем.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *