Литургия чайковского

Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор, широко известный и почитаемый как в России, так и за рубежом. Наверное каждому с детства знакомы его балеты, оперы, симфонии. Однако не стоит забывать, что Чайковский писал и духовную музыку. Творческое наследие композитора в области духовной музыки составляют: «Литургия св. Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение», «Девять духовно-музыкальных сочинений», «Ангел вопияше». Эти сочинения важны как в контексте творчества композитора, так и для русской духовной музыки в целом.

Чайковский не занимался непосредственно певческой или же регентской деятельностью, но во время своего обучения в Училище правоведения пел в хоре под управлением Г. Ломакина. Этот коллектив, отличавшийся высоким исполнительским мастерством, участвовал в богослужениях и таким образом опыт пения в церковном хоре будущий композитор всё же получил.

Приступая к написанию духовной музыки, Чайковский изучал Устав, Обиход, особенности православного богослужебного пения, для чего посещал богослужения в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. Композитора бесконечно восхищало аскетичное монастырское пение, в то время как пышное концертное «сладкогласие» столичных храмов вызывало его негодование. Тяжелее всего композитору давался Устав. В одном из своих писем Петр Ильич писал следующее: «Если бы вы знали, до чего трудно всё сообразить. В этом океане ирмосов, стихир, седальнов, катавасий, богородичнов, троичнов, тропарей, кондаков, эксапостилариев, подобных, степенных, – я совершенно потерялся и просто до сумасшествия иногда дохожу. И решительно не понимаешь, где, что, как и когда!» Но, несмотря на некоторые трудности, возникшие в творческом процессе, духовная музыка Чайковского отличается большой осознанностью и глубоким пониманием основ православного богослужения.

Впервые к написанию духовной музыки Петр Ильич обращается в 1878 г., в период сочинения Симфонии № 4 и оперы «Евгений Онегин». Первым сочинением, написанным для православного богослужения становится «Литургия святого Иоанна Златоуста», написанная для смешанного хора и состоящая из пятнадцати номеров. В этом сочинении Чайковский сочетает свой авторский, безусловно, узнаваемый, композиторский стиль и характерные особенности московской синодальной школы, так или иначе оказавшей на него влияние.

Стоит отметить, что появление «Литургии» Чайковского стало довольно резонансным событием. Причина этого в том, что любое богослужебное сочинение, написанное в то время, не допускалось к исполнению без одобрения цензуры Придворной Певческой Капеллы. А «Литургия» Чайковского с его идеями возрождения русского церковного пения была совершенно чужда взглядам петербургских композиторов, считавших, что русская духовная музыка должна создаваться исключительно по западному образцу. Н. Бахметьев, занимавший в то время пост директора Придворной Певческой Капеллы, даже настаивал на том, чтобы изъять партитуры «Литургии» из продажи и предать сожжению, но, к счастью, таких радикальных мер принято не было.

Своего рода новаторством стало и то, что Чайковский обращается к написанию полной службы, то есть всех ее номеров. После «Литургии» таким же образом композитор работает со «Всенощной». По причине большей структурной вариативности и неширокого распространения в композиторской среде цикла, Чайковский обращается к прот. Дмитрию Разумовскому с просьбой помочь выстроить последовательность песнопений, исполняемых на всенощном бдении.

«Всенощное бдение» написано П.И. Чайковским в 1882 г. Оно значительно отличается от «Литургии». Здесь мы можем проследить, как с годами развивалось убеждение Чайковского в том, что русская духовная музыка должна вернуться к своим истокам. Именно поэтому все номера «Всенощного бдения» содержат в себе одноголосные распевы из Обихода: знаменный, греческий, киевский и болгарский.

Создавая «Всенощную» Чайковский ставит себе уже совершенно новые цели. Здесь авторский стиль и композиторское начало отходит на второй план, уступая главенствующую роль яркой и самобытной мелодике древнерусского пения. Композитор пишет об этом следующее: «Всенощная будет попыткой возвратить нашей Церкви ее собственность, насильно от нее отторгнутую. Я являюсь в ней вовсе не самостоятельным художником, а лишь перелагателем древних напевов».

Последним богослужебным сочинением П.И. Чайковского стал задостойник Пасхи «Ангел вопияше». Обращение к этому тексту не случайно – он привлекал многих композиторов XIX в. Среди них М. Мусоргский, М. Балакирев, П. Чесноков, а Н. Римский-Корсаков использовал тему «Ангел вопияше» из Обихода в своей симфонической увертюре «Светлый праздник».

В наше время духовные сочинения П.И. Чайковского часто звучат как в храмах, так и на концертах, входят в репертуар многих хоровых коллективов, а в некоторых храмах даже есть традиция исполнять «Литургию» Чайковского в день памяти композитора 6 ноября.

Евгения Земцова, 8 апреля 2018 года

Liturgy of St. John Chrysostom, Op. 41

Композитор Год создания 1878 Дата премьеры 18.12.1880 Жанр Страна Россия

Исполнители: смешанный хор.

История создания

Осенью 1877 года с тяжелейшим нервным расстройством, вызванным неудачным во всех отношениях браком, Чайковский уехал для лечения за границу. Необходимые средства для этого ему предоставила Надежда Филаретовна фон Мекк, вдова железнодорожного магната, в дальнейшем много лет поддерживавшая композитора. В числе других произведений, написанных в основном за границей или в одном из имений фон Мекк, где композитору была предоставлена возможность жить в отсутствие хозяев, — и Литургия Иоанна Златоуста.

14 (26) февраля Чайковский, находившийся тогда во Флоренции, просил своего издателя Юргенсона прислать ему для образца экземпляр литургии Львова, директора Придворной певческой капеллы, издавшего в 1848 году «Обиход нотного церковного пения». По словам композитора, Юргенсон прислал ему не то, что нужно, и в другом письме, через две недели, уже из Кларана, Чайковский пишет: «Мне нужен полный текст литургии, с музыкой или без музыки — это все равно. Умоляю тебя достать мне таковой или, в противном случае, указать, к кому за ним обратиться». Судя по другому письму, Чайковский в своей работе использовал «Краткое изъяснение Божественной литургии и наставление, с какими мыслями и чувствами должно стоять при совершении литургии», изданное в 1867 году. Задача композитора при сочинении была не особенно сложной, так как традиции основных песнопений, распределение того, что поется, а что читается, прочно сложились. Уже к 27 мая, как сообщал Чайковский в письме к фон Мекк, были закончены несколько номеров в эскизах, а в июле композитор упоминает Литургию в числе вполне законченных произведений. Она получила порядковый номер сочинения 41 и была впервые исполнена в церкви Киевского университета в июне 1879 года (точная дата неизвестна), затем в одной из московских церквей, а в ноябре 1880 года — в закрытом духовном концерте Московской консерватории. Первое открытое исполнение Литургии состоялось 18 декабря 1880 года в экстренном собрании Русского музыкального общества в Москве, в зале Благородного собрания.

Сам факт публичного исполнения произведения, которое до тех пор могло звучать только в церковных стенах, имел принципиальное значение. По свидетельству прессы, реакция публики была далеко не однозначной. В анонимном письме, опубликованном в одной из газет, указывалось, что исполнение литургии в публичном зале за деньги может иметь пагубные последствия для нравственности. Модест Чайковский, обобщая появившиеся рецензии, писал: «Одним не нравилась «не церковность» музыки, в смысле «отсутствия сходства» с тем, что обыкновенно слышно при богослужениях, т. е. с сочинениями Бортнянского, Сарти, Львова и Березовского, другим — тоже «не церковность» в смысле отсутствия древнецерковного стиля… Третьи остались недовольны бедностью пикантных и интересных музыкальных сочетаний, четвертые, наоборот,… взывали к строгости стиля Палестрины. Наконец, пятые, преимущественно из духовных лиц, негодовали без всякого повода, просто так, на дерзкую попытку «светского» композитора и говорили «Куда он лезет в церковную музыку?! Писал бы польки, да вальсы, да оперы!»

Литургия задумывалась не как концертное произведение, а именно как часть церковной службы. Об этом свидетельствует и ее строение: она состоит из 15 небольших номеров. №1 — После возглашения «Благословлено царство», №2 — После первого антифона, №3 — После малого входа, №4 — После чтения апостола, №5 — После чтения Евангелия, №6 — Херувимская песнь, №7 — После Херувимской песни, №8 — Символ веры, №9 — После символа веры, №10 — После возглашения «Твоя от твоих…», №11 — После слов «Изрядно о Пресвятей…», №12 — После возглашения «И даждь нам единеми усты…», №13 — Молитва Господня, №14 — Причастный стих, №15 — После возглашения «Со страхом Божиим…»

Издание впервые было осуществлено Юргенсоном в 1879 году.

Музыка

В Литургии композитор не претендовал на принципиально новые решения. Однако, как признавал сам, музыка получилась слишком «европейской». «Хочется сохранить в неприкосновенности древние церковные напевы, а между тем, будучи построены на гаммах совершенно особого свойства, они плохо поддаются новейшей гармонизации. Зато если удастся выйти победителем из всех затруднений, я буду гордиться, что первый из современных русских музыкантов потрудился для восстановления первобытного характера и строя нашей церковной музыки».

Музыка Литургии начинается с хоровых возгласов «Аминь, Господи, помилуй». В №3 центральное место занимает «Трисвятое», распетое в строгом, суровом стиле с минимально движущейся мелодией. №4 возглашает Аллилуйю с радостным распевом. В №6, Херувимской, появляются элементы полифонии — медленно и тихо, один за другим, вступают голоса хора, начиная с сопрано, лишь постепенно сливаясь в стройные аккорды и заканчиваясь торжествующим «Аллилуйя». Самый развернутый — №8, Символ веры, где мощная кульминация приходится на слова «И взошедшего на небеса, и седяща одесную Отца», после чего постепенный спад приводит к заключительному «Аминь» на пианиссимо. Медленно и величаво излагается «Достойно есть» (№11) в каноническом движении, объединяясь лишь в заключительных торжественных аккордах. «Причастный стих» (№14) «Хвалите Господа с небес» — псалмодирование на одном звуке, переходящее в радостные юбиляции «Аллилуйи».

Л. Михеева

  • Хоровое творчество Чайковского →

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *