Литургия Иакова

Апостол Павел в послании к Галатам пишет, что вместе с апостолом Петром почитались столпами Церкви и апостолы Иаков и Иоанн.

Св. Иаков был сыном Иосифа Обручника от его первой жены и потому в Евангелии называется братом Господним. Согласно преданию Господь Иисус Христос явился ему после Своего воскресения и поставил его епископом Иерусалимской церкви. Таким образом, на долю ап. Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира. Как глава Иерусалимской церкви, он председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51-м году. Голос его здесь фактически был решающим, и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского собора (Деян., 15 глава).

Биографическеи сведения

Иаков Младший, Иаков Праведный — один из 70 апостолов Христа, первый епископ Иерусалима. Казнён около 62 года в Иерусалиме иудеями.
Иакова называли «братом Господним», и это интерпретируется по-разному. Родным братом Иисуса из догматических соображений он обычно не признаётся. Наиболее распространённой в христианстве является версия, что он был двоюродным братом Иисусу (тем самым его отождествляют с Иаковом Алфеевым). Другая версия — что он был сыном Иосифа, родившимся до его обручения с Девой Марией, то есть Иисусу Христу он приходится сводным братом. Во время служения Иисуса Иаков по свидетельству Евангелий (Мк.3:21; Ин.7:5) не признавал его Мессией.
Вероятно, Иаков обратился и стал христианином после смерти и воскресения Христа. В Первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит о явлении Христа после воскресения Иакову. Кроме этого Иаков упоминается в Деяниях Апостолов (12,17; 15,13-21; 21,18), в Послании к Галатам (1,18; 2,9). Именно Иаков по свидетельству Деяний произносит итоговую речь на Иерусалимском соборе апостолов.
По свидетельству древних писателей, Иаков был первым епископом Иерусалима. Его упоминают, в частности, Евсевий Кесарийский и Иосиф Флавий. Иаков принял мученическую смерть: был сброшен иудеями с крыла Иерусалимского храма и побит камнями около 62 года.
Большинство библеистов признают Иакова, «брата Господня» автором Послания Иакова, входящего в состав Нового Завета. Существует также апокрифическое Протоевангелие Иакова, также приписываемое Иакову Младшему, не вошедшее в состав канонических книг. Тем не менее многие сведения из этой книги вошли в состав Священного Предания, в частности, повествование о Рождестве Богородицы и её введении во храм.
В средневековье Иакова, «брата Господня» зачастую отождествляли с апостолом Иаковом Алфеевым, однако в настоящее время библеисты полагают, что это два разных лица. Именем Иакова названа литургия апостола Иакова, которая служится в различных церквях сирийской традиции.
Католическая церковь празднует память св. Иакова 3 мая, Православная церковь — 5 ноября (23 октября по старому стилю).
В ноябре 2002 года было объявлено об обнаружении иудейского оссуария, надпись на котором гласит, что в нём был похоронен «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». До настоящего времени вопрос об аутентичности оссуария Иакова однозначно не решён.

Особенности литургии

Об апостоле Иакове нам повествует не только Священное Писание, но и многие дошедшие до нас исторические свидетельства очевидцев. Все они говорят о том, что апостол Иаков еще при жизни пользовался большим уважением не только среди простых уверовавших во Христа людей, но и среди пастырей Церкви, и даже среди апостолов. Он был первым епископом Иерусалимской Церкви – Матери всех христианских церквей. Апостол Павел, повествуя о своем посещении Иерусалима, упоминает, что «другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня», (Гал., 2:19), т.к. все апостолы проповедовали Евангелие в разных странах, апостол же Иаков нес свое служение в Иерусалиме.

Как известно, во времена апостолов еще не существовало строго сложившегося чина Божественной литургии. Первые христиане совершали литургию не по устоявшемуся образцу, а в Духе Святом. Предстоятель, по выражению святого Иустина, возносил молитвы и благодарения «так долго, как мог» и «сколько позволяло время». Благодатных сил у первохристиан было в избытке, и литургия продолжалась многие часы. Постепенно обретенный опыт – последование молитв и священных действий – закреплялся и складывался в устойчивый чин богослужения. Таким образом сложились чинопоследования литургий, носящих имена апостолов: например, литургия апостола Иакова, апостола Марка, антиохийская литургия 12-ти апостолов и другие. Знакомые каждому православному человеку чинопоследования литургий — литургия Иоанна Златоуста, которая отличается особой торжественностью и служится сегодня во всех православных храмах, а также литургии Василия Великого и Преждеосвященных Даров появились значительно позже.
Божественная литургия Святого Апостола Иакова, брата Господня — это дошедшее до нас через тысячелетия сокровище древней Церкви, рождённое в её колыбели, иерусалимской христианской первообщине. В первые века христианства, до IX-го века, она служилась повсеместно: в Палестине, в Антиохии, на Кипре, в Южной Италии и на Святой Горе Синай. Несмотря на то, что в течение веков она все же претерпела некоторые изменения (добавлено пение «Символа веры», песнопения «Достойно есть», «Святый Боже», «Единородный Сыне…» и некоторые другие), её строгий, аскетический характер и глубина её молитвословий возводят нас ко временам первых мучеников и апостольских преемников. Однако, начиная с IX века, она почти везде вытесняется литургиями св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустого, более торжественными и созвучными пышности императорских богослужений Константинополя.

Именно поэтому она осталась неизвестной и славянам, которые получили от своих просветителей богослужение в чисто «константинопольском» виде. Единственные два места на земле, где эта богослужебная жемчужина бережно сохранялась почти всё второе тысячелетие — это Иерусалимская Церковь и остров Закинф в Греции, где Литургия святого апостола Иакова постоянно служилась все эти годы (в Иерусалиме — три раза в год, в дни памяти святого апостола Иакова, Сродников Господних и 70 Апостолов, а на Закинфе — в любое время года, по желанию настоятеля).

В России до XX века эту литургию почти не знали. Лишь в 1938 году в русском зарубежье игуменом Филиппом (Гарднером) по благословению митрополита Анастасия был подготовлен её богослужебный перевод, а также песнопения на церковно-славянском языке. С этого времени и начинается возрождение этого редчайшего чина сперва в русских церквях за рубежом, потом, в 60-70 годы, в церкви Ленинградской Духовной Академии, где она служилась раз в год, 5 ноября, в день памяти святого апостола Иакова, а затем в Сербской, Болгарской и других поместных православных церквях.
Сегодня Божественная Литургия святого апостола Иакова совершается во многих епархиях Православной Церкви по желанию священноначалия.
Многое в этом богослужении кажется удивительным. Например, обращение диакона при произнесении ектений не к алтарю, а к молящимся чтение книг не только Нового, но и Ветхого Завета, причем чтение Священного Писания совершается в центре храма незнакомые молитвы, непривычное звучание известных молитв и ектений: «Гори будем иметь ум и сердца» или «Паки и паки, и непрестанно Господу помолимся». Также отличается порядок малого входа с Евангелием и Великого входа со Святыми Дарами – священнослужители не выходят на амвон, а обходят храм изнутри торжественной процессией, причем во время Великого входа вместо Херувимской песни поется «Да молчит всякая плоть человеческая…».
Особенным для данной литургии также является причащение молящихся отдельно Телом и отдельно Кровью Христовым. Такой порядок был характерен и для византийских литургий святых Василия Великого и Иоанна Златоустого вплоть до VIII века.
Выразительность молитвословий литургии апостола Иакова воскрешает живую веру первых христиан. Время, кажется, обращается вспять, и воззвания на литургии к святым отцам древней Церкви, почти современникам этого богослужения, оживляет ощущение близости к ним, единства с ними в Боге: «Не яко убо мы достойни есмы поминати их блаженство, но яко предстоящих страшному и трепетному престолу Твоему молящихся о нашем окаянстве».

Расписание служения Литургий апостола Иакова, апостола Марка и святителя Амвросия

13 сентября 2020 года (воскресенье)
Литургия апостола ИАКОВА
Нижний храм. Начало в 7:00

4 октября 2020 года (воскресенье)
Литургия апостола ИАКОВА
Нижний храм. Начало в 7:00

5 ноября 2020 года (четверг), память святого апостола Иакова
Литургия апостола ИАКОВА
Нижний храм. Начало в 7:00

13 декабря 2020 года (воскресенье)
Литургия апостола ИАКОВА
Нижний храм. Начало в 7:00

10 января 2021 года (воскресенье), память святого апостола Иакова
Литургия апостола ИАКОВА
Нижний храм. Начало в 7:00

8 мая 2021 года (суббота), память святого апостола Марка
Литургия апостола МАРКА
Нижний храм. Начало в 10:00

Литургия святого апостола Иакова – древний чин Иерусалимской Православной Церкви

Литургия апостола Иакова совершается в Феодоровском соборе, как и в некоторых других храмах Русской Православной Церкви и других Православных Церквей, в дни памяти святого апостола Иакова – 5 ноября и в неделю по Рождестве Христовом, а также в дни памяти других святых Иерусалимской Церкви (например, 18 декабря, память преподобного Саввы Освященного, или 25 декабря, память священномученика Александра, епископа Иерусалимского). Чинопоследование Литургии восходит к богослужебной традиции древней Иерусалимской Православной Церкви.

Служение Литургии апостола Иакова было возрождено в Санкт-Петербургских духовных школах по инициативе митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) и продолжено здесь же при митрополите, будущем Патриархе Алексии II.

Текст и ноты Литургии апостола Иакова, используемые в Феодоровском соборе, в формате ПДФ — здесь. Можно приобрести в интернет-магазине Феодоровского собора ()

Другие варианты текста и нот — .

Литургия святого апостола Марка – древний чин Александрийской Православной Церкви

В праздник святого апостола и евангелиста Марка 8 мая совершается Литургия, надписанная его именем, – чинопоследование древней Александрийской Православной Церкви. Также эту Литургию совершаем в дни памяти Александрийских святых, например, 31 января, в день памяти святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, или в дни памяти апостолов и евангелистов Матфея и Луки.

Текст обеих Литургий издан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в «Собрании Древних литургий», Москва, 2007.

Текст Литургии апостола Марка, используемый в Феодоровском соборе, в формате ПДФ — здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *