ПОЛЬСКО-ЛИТОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО
В Речи Посполитой XVII в. ознаменовался апогеем «золотых шляхетских вольностей», что привело к трансформации шляхетской демократии в магнатскую олигархию. Усилился процесс внутренней дезинтеграции государственного управления, осознаваемый самими шляхтичами, недаром в это время появилось выражение «Польша держится непорядком» (Nierzadem Polska stoi). Любая мера королевской власти по установлению хоть какого-нибудь порядка расценивалась шляхтой как нарушение законов страны и сразу же вызывала вооруженное сопротивление. Юрий Крижанич, хорватский католик, долго живший в России и стремившийся к славянской интеграции, придумал меткое слово, выражающее сущность магнатской олигархии, — «вольнобесие». Ситуацию в стране обостряла усилившаяся после Брестской церковной унии 1596 г. конфронтация конфессий: население белорусских земель в основном приняло унию, тогда как на украинских территориях сохранялась верность православию. Главной силой в этом регионе становится запорожское казачество, активно участвовавшее в войнах с турками и крымскими татарами, поэтому требовавшее уважения к своей православной вере и равных с польской шляхтой прав. Нежелание польских магнатов учитывать интересы казачества привело в середине XVII в. к войне под руководством гетмана Богдана Хмельницкого, которая закончилась вхождением в Россию Левобережной Украины и Киева.
XVII столетие принесло Речи Посполитой внешнеполитическую нестабильность, страна почти все время воевала. В этой атмосфере окончательно сформировался тип поляка-сармата как рыцаря-защитника западной христианской цивилизации перед угрозами мусульманского и православного мира. Одновременно рыцарь-сармат должен быть рачительным хозяином на своей земле, добрым помещиком по отношению к крестьянам, их покровителем. Сарматская ментальность кроме традиционных для польского шляхтича качеств включала в себя значительный восточный элемент, как в манере поведения, так и во внешнем облике.
Наиболее наглядно это демонстрирует так называемый сарматский портрет — жанр живописи, ставший ведущим в польском искусстве эпохи барокко. Его цель — представить члена шляхетского сословия во всем блеске славы, поэтому главное в портрете — аксессуары знатности и власти, гербы и пояснительные надписи. Задача такого портрета — не психологическая характеристика конкретного человека, а создание социального архетипа. Иметь в своем доме галерею портретов предков, неважно, реальных или вымышленных, стало делом чести любого шляхтича, претендовавшего на место в обществе. Специфической разновидностью сарматского портрета стал надгробный портрет, помещавшийся на торце гроба, что было связано с длительными пышными похоронными церемониями, на которые съезжались многочисленные родственники покойного. С сарматским сознанием также связан расцвет гербовников и литературы, посвященной описаниям подвигов и доблестей. В XVII в. на значительное место выдвигается шляхта «кресов» — так по-польски стали называться восточнославянские земли Речи Посполитой (Kresy Wschodnie — букв, «восточные окраины»). Там велись наиболее ожесточенные военные действия, территория постоянно подвергалась набегам османов и крымских татар, население жило с ощущением непрекращающейся опасности. Эти факторы обеспечили значительную активность «кресовой» шляхты, по праву считавшей себя защитницей Европы и требовавшей учитывать ее интересы во внутренней и внешней политике.
Войны, в которых участвовала Речь Посполитая, следовали одна за другой, иногда накладываясь друг на друга. Страна стала одной из крупнейших держав, от которой зависела европейская политика. Кроме войн на востоке с Россией, на юге с Османской империей и Крымом, из-за стремления польских королей из рода Ваза (Васа) получить шведскую корону Речь Посполитая была вовлечена в первой половине XVII в. в династическую войну. Отношения с Габсбургами оставались напряженными, несмотря на общие цели в освобождении Европы от турок. Ход военных действий показал, что без военного участия Польши победа над Османской империей одними силами державы Габсбургов невозможна.
Попытка Сигизмунда III (1587–1632) укрепить свою власть столкнулась с решительным сопротивлением шляхты, объединившейся вокруг краковского воеводы М. Зебжидовского. «Рокош» Зебжидовского вылился в гражданскую войну (1607–1609), в которой победила «кресовая» шляхта. Король был вынужден отказаться от планировавшихся реформ. «Кресовая» шляхта оказала помощь русскому авантюристу, бежавшему в Литву и выдававшему себя за чудом спасшегося царевича Димитрия, сына Ивана Грозного. Поддержка Лжедмитрия I стала поводом для вооруженного вторжения в Московское государство, предпринятого шляхтой без предварительного согласования с королем, который, впрочем, поддержал вместе с польскими иезуитами претензии самозванца. Смута начала XVII в. создала великолепный предлог для вмешательства Речи Посполитой в русские дела (см. гл. «Смута в России в конце XVI — начале XVII века»).
В 1611 г. русское правительство («семибоярщина») избрало на русский трон польского королевича Владислава и впустило в Кремль польский гарнизон. Взятие войском Сигизмунда III Смоленска, победоносные рейды конницы гетманов Жолкевского и Сапеги, неэффективное участие шведской армии в войне на русской стороне, переход значительной части боярства на сторону поляков и Лжедмитрия II показали, что Москва стоит на грани краха. В изменившиеся планы Сигизмунда III уже входило коронование царской короной и присоединение Московской Руси к Речи Посполитой. Однако начавшийся подъем русского освободительного движения позволил войску Минина и Пожарского в 1612 г. освободить Москву от поляков и пытавшихся ее захватить казаков атамана Заруцкого. Кстати, в боях за Москву единственное свое поражение потерпел выдающийся полководец гетман Я.К. Ходкевич, чьи родственники в Литве поддерживали православие. Сложное переплетение личных, групповых, национальных, государственных, династических и конфессиональных интересов, сконцентрировавшихся в «Смутное время», не позволяет современным историкам делать однозначные оценки происходившего и говорить только о негативном воздействии Речи Посполитой, тем более что именно с этого времени начинается мощное влияние Польши, а через нее и Западной Европы, на культуру России, что в итоге подготовило реформы Петра I. Можно утверждать, что культурный и политический «прорыв в Европу», сопровождавшийся территориальными приобретениями, Россия начала именно со «Смутного времени» благодаря польскому воздействию. В 1613 г. в результате выборов на соборе к власти в Русском государстве пришла новая династия Романовых. Попытка поляков в 1617 г. провести реванш закончилась крахом. Этому способствовала возобновившаяся война со Швецией, которая велась еще с 1600 г. В 1632 г. избранный польским королем Владислав IV вновь начал войну с Москвой и взял Смоленск, но перед угрозой военного конфликта со Швецией в 1634 г. заключил мир, отказавшись от претензий на русский трон.
Хотя официально Речь Посполитая не участвовала в Тридцатилетней войне, она воевала со Швецией и боевые действия проходили на польско-литовской территории. В этой войне она потеряла Ригу и Дерпт (Тарту), но сохранила Гданьское Поморье, хотя и в разоренном виде. Попытке Сигизмунда III оказать помощь Фердинанду II в покорении восставших в 1618 г. чешских сословий воспротивилась польская шляхта, справедливо увидевшая в этом предостережение в свой адрес; к тому же она всегда была настроена антигабсбургски. Тридцатилетняя война ничего не принесла Речи Посполитой, но в том же 1648 г. началось казацкое восстание гетмана Б. Хмельницкого, приведшее к переходу части земель Речи Посполитой к Московскому государству в 1654 г. Русско-польская война, в ходе которой русские войска взяли Смоленск и Гомель, вызвала новую смуту в Польше, чем воспользовалась шведская ветвь династии Ваза. В 1655 г. произошел так называемый «Потоп»: шведы без боя заняли почти все польско-литовские земли, воспользовавшись изменой литовских магнатов Радзивиллов и других аристократов польскому королю Яну Казимиру (1648–1668). Сорокатысячная армия Карла X Густава буквально затопила Польшу. Началась затяжная полу партизанская война против шведов, главной силой которой стала шляхта, поддержавшая своего короля из стремления ограничить своевластие магнатов. Результаты «Потопа» оказались катастрофичны: население страны сократилось на треть или четверть, сельское и городское хозяйство было разорено. В результате усилилась крепостническая эксплуатация крестьянства, что упрочило положение магнатов — владельцев обширных поместий.
Воспользовавшись ослаблением Польши, Россия в 1658 г. возобновила войну за Украину. В 1660 г. Польша и Швеция заключили Оливский мир, признав границы, существовавшие до «Потопа». По Андрусовскому перемирию (1667) и затем по условиям «вечного мира» (1686) Россия вернула Смоленск и приобрела Левобережную Украину с Киевом.
Эти события стали сильными потрясениями для государственной и военной системы Речи Посполитой. Королевская власть ослабела, а шляхта стала открыто злоупотреблять своими привилегиями, в частности правом liberum veto, т. е. необходимостью единогласного принятия решений на сейме. Достаточно было одному шляхтичу выйти вперед и крикнуть «Не позволю!», как сейм становился недееспособным. Впервые такой срыв работы сейма зафиксирован в 1652 г. Магнатская олигархия часто использовала зависимую от нее мелкую шляхту (обычно методом подкупа), манипулируя голосованием на сейме. То, что в условиях постоянных войн, территориальных и людских потерь, начинавшейся анархии Речи Посполитой в первой половине XVII в. удалось не только выжить, но и сохранить положение великой державы и боеспособную армию, вызывает удивление историков.
Ежи Шимонович-Семигиновский. Ян III Собеский под Веной. Гравюра 1686 г.
На элекционном сейме 1669 г. мелкая и средняя шляхта взяла реванш: королем был избран ее кандидат Михаил Вишневецкий, оказавшийся абсолютно бездарным и безынициативным правителем, что, впрочем, устраивало все группировки шляхты. В 1672 г. началось османское нашествие: турки захватили Подолье и дошли до Львовщины и Краковщины. Польша была вынуждена заключить унизительный мир и выплатить султану большую дань. Это вызвало недовольство шляхты. Победа над турками под Хотином (1673), одержанная гетманом Яном Собеским, показала значительный потенциал польской армии, но не прекратила турецко-татарских набегов. Благодаря ореолу победителя турок Ян Собеский был избран шляхтой на королевский престол (1674–1696). Польша вошла в Священную лигу (1684) против Турции и оказала решающее влияние на ход войны, которую в основном вели Габсбурги. Последний успех турок в Европе — осада Вены в 1683 г., угрожавшая в случае падения столицы Габсбургов новой волной опустошения европейских земель. Положение спас Ян III Собеский, который прибыл к стенам Вены с 30-тысячной армией, в основном состоявшей из полков польских гусар. Получив за победу над турками под Веной от римского папы титул «спасителя христианства и Европы», польский король запечатлел в истории доблесть польского оружия. По миру 1699 г. в Сремских Карловцах Польша вернула себе многие земли, в основном украинские, захваченные турками. Однако во внутриполитических делах Ян III Собеский оказался слабым правителем. Элекционный сейм 1697 г. вызвал острое противостояние магнатских партий. Конкуренция французской и саксонской кандидатур закончилась победой того, кому оказывал поддержку Петр I. Так, Россия, которая в начале XVII в. была объектом военной экспансии Речи Посполитой, в конце века превратилась в державу, влиявшую на политику соседних государств. С этого времени Речь Посполитая входит в сферу российских интересов, что и показала начавшаяся в 1700 г. Северная война, вновь, как и в 1600 г., обострившая польско-шведские отношения.
* * *
Польская культура XVII в. принесла плоды почти во всех видах художественного творчества. Хотя наука и образование переживали регресс, на этом фоне рывок вперед осуществила православная культура Речи Посполитой: коллегия, основанная киевским митрополитом Петром Могилой (Киево-Могилянская академия), стала тем учебно-научным учреждением, которое осуществило синтез православной веры и западной образованности, и позднее оказала сильное влияние на русскую культуру. Искусство Речи Посполитой рано восприняло барочную стилистику, которая как нельзя лучше подходила смутному и военному XVII в. Его условия наложили суровый отпечаток на польскую литературу: она вновь стала по преимуществу рукописной. В ней, как и в изобразительном искусстве, господствовал стиль сарматского барокко с его пышностью, велеречивостью, аллегоричностью и эмблематичностью. Выдающимися поэтами, писавшими преимущественно на польском языке, были представители семейства Морштынов С. Твардовский, В. Коховский, В. Потоцкий. По-прежнему создавались сатирические сочинения, бичующие нравы. Появляются огромные по объему стихотворные исторические хроники. Отстраивается новая столица Варшава, в архитектуре которой сказывается сильное влияние голландского и французского зодчества. Королева Мария Казимира Собеская, француженка по происхождению, покровительствовала своим соотечественникам. Новая резиденция Собеских, Вилянов под Варшавой, строится по типу версальского дворцовопаркового комплекса и станет образцом нового, помещичьего, типа польской усадьбы.
Появляется новый центр религиозной жизни — монастырь Ясна Гура в Ченстохове, где находится чудотворная икона Божией Матери, почитаемая и католиками, и православными. Отразив в 1655 г. нападение шведских войск, монастырь расширяется и перестраивается в барочном стиле, особое значение придается капелле с чудотворной иконой, которая стала почитаться как спасительница Польши. Культ Ченстоховской иконы Божией Матери широко распространяется на территории Речи Посполитой, становясь ее национально-государственным сакральным символом и несколько смягчая противоречия между католиками и православными. Кстати, по Андрусовскому перемирию Россия получила право защищать интересы православного населения Речи Посполитой в условиях противостояния и с католиками, и с униатами.
В музыке в первой половине XVII в. отмечается ранний расцвет барочного стиля. Новые веяния приходят из Италии. Под их влиянием проходит творчество М. Зеленьского, ознаменовавшее переход от ренессансной полифонии к барочной. К вершинам барочной музыки относятся церковные и светские сочинения М. Мельчевского, Б. Пенкеля, А. Яжембского, позже С. Шажиньского; до середины XVII в. польская музыкальная культура не уступала лидерам общеевропейского раннего барокко.
И в поэзии, и в живописи одной из ведущих становится тема смерти. Иногда она сопрягается с военной темой, но чаще является самостоятельной. «Триумф смерти» — сюжет, распространенный в европейской барочной культуре, — в Польше приобретает особый размах и трагизм. Другой полюс — воспевание земных радостей, по-славянски масштабное. В целом это создает стереоскопическую картину человеческого существования на грани пропасти в годину испытаний.
Следующая глава >>
Содержание
- Великое княжество Литовское и Русское
- Великое Княжество Литовское
- ПОЛЬСКО-ЛИТОВСКОЕ, ЧЕШСКОЕ И ВЕНГЕРСКОЕ КОРОЛЕВСТВА В XVI ВЕКЕ
- Белорусско-Литовское государство до Витовта Великого
- 9. Великое княжество Литовское
- Великое княжество Литовское и Русь
- Глава 3 Московское государство в борьбе с польско-литовской и шведской интервенцией и военные конфликты периода Смоленской войны 1632–1634 гг.
- 1. Московское государство в 1604–1610 гг. Военные действия против самозванцев и восставших казаков. Начало польско-литовской и шведской интервенции
- г. Литовское королевство
- и. Борьба за Литовское королевство
- Великое княжество Литовское и его правители
- 1. Литовская диалектика: Великое княжество Литовское и национальное литовское государство
- ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ
- Покусились на основы
- «Грубое нарушение Конституции»
- Украинскому сценарию быть?
- За семью печатями
- Литовский дивертисмент
- Пример для подражания
- Общественный запрос
- Беларусь: Мужественный и неутомимый Калиновский спасал людей
- Литва: К. Калиновский сменил Сераковского во главе восстания
- Польша: восстанием в Литве и Беларуси руководил Сераковский. О Калиновском упоминаний нет
- Россия: польское восстание ухудшило отношения с Францией
Великое княжество Литовское и Русское
Великое княжество Литовское и Русское В 1242 году, еще при Миндовге, Минская земля заключила союзный договор с Литвой, чтобы вместе отбиваться от монголов.Под власть Гедимина мирно, без войны, перешли русские земли: Полоцкая (1307), Гроднинская с городами Гродно и Берестий
Великое Княжество Литовское
Великое Княжество Литовское Великое княжество Литовское (полное название Великое княжество Литовское, Русское и Жамойтское) — государство, существовавшее с конца XII — первой половины XIII вв. по 1795 г. на территории современных Литвы, Белоруссии (до 1793 г.) и Украины (до
ПОЛЬСКО-ЛИТОВСКОЕ, ЧЕШСКОЕ И ВЕНГЕРСКОЕ КОРОЛЕВСТВА В XVI ВЕКЕ
Белорусско-Литовское государство до Витовта Великого
Белорусско-Литовское государство до Витовта Великого К IX веку литовцы, впервые упомянутые в летописях и хрониках в 1009 году, состояли из нескольких племен-литвинов, жмудинов, ятвягов. Прусы жили над Вислой и Неманом, жмудины – в устье Немана, собственно литовцы – в
9. Великое княжество Литовское
9. Великое княжество Литовское
Великое княжество Литовское и Русь
Великое княжество Литовское и Русь Одним из последствий государственной децентрализации Киевской Руси, разоренной Батыем, стало политическое, экономическое и культурное разобщение древнерусских территорий. Особенно это сказалось на судьбе Южной и Западной Руси,
Глава 3 Московское государство в борьбе с польско-литовской и шведской интервенцией и военные конфликты периода Смоленской войны 1632–1634 гг.
Глава 3 Московское государство в борьбе с польско-литовской и шведской интервенцией и военные конфликты периода Смоленской войны 1632–1634 гг. Войны и военные действия, которые шли на территории России в 1604–1618 гг., в эпоху так называемого Смутного времени, заслуживают
1. Московское государство в 1604–1610 гг. Военные действия против самозванцев и восставших казаков. Начало польско-литовской и шведской интервенции
1. Московское государство в 1604–1610 гг. Военные действия против самозванцев и восставших казаков. Начало польско-литовской и шведской интервенции В конце XVI в. на Русское государство обрушился ряд бедствий, ставших следствием жестокого правления Ивана Грозного и
г. Литовское королевство
г. Литовское королевство Перед Литвой двери в европейскую политическую систему отворились в ту пору, когда папы уже укротили императора Германии. Санкционировавший крещение Литвы папа Иннокентий IV был человеком, который привел Святой престол к исторической победе и
и. Борьба за Литовское королевство
и. Борьба за Литовское королевство С выходом Литвы на европейскую политическую арену вопрос о гуситах стал для Витовта одним из важнейших в его рабочем распорядке. Удачное жонглирование чешской короной делало Витовта и Ягайло в глазах папы потенциальными вершителями
Великое княжество Литовское и его правители
Великое княжество Литовское и его правители ВЕЛИ?КОЕ КНЯ?ЖЕСТВО ЛИТО?ВСКОЕ – государство в северной части Восточной Европы в 13–16 вв.Основу Великого княжества составили литовские племена: жемайты и литва, жившие по р. Неман и его притокам. Формирование государства было
1. Литовская диалектика: Великое княжество Литовское и национальное литовское государство
1. Литовская диалектика: Великое княжество Литовское и национальное литовское государство Литовская нация сформировалась в XIX, а национальное литовское государство возникло в XX веке, но огромную роль в их создании сыграла историческая память о средневековом имперском
ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ
ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ 1. — Источники к истории княжества Литовского. 2. — Возникновение Литовской государственности. 3. — Южная Русь в конце XIII века. 4. — Причины утраты государственности Южной Русью. 5. — Литовское государство в XIV веке. 6. — Литва и Московское
Власти Латвии открыто вмешались в дела православной общины и на законодательном уровне запретили Русской православной церкви присылать своих иерархов. Латвийская церковь и так была автономна, однако государство решило, что этого недостаточно, чтобы обезопасить религию от влияния Москвы. В соседней Литве, где церковь не имеет самостоятельности, открыто заговорили о необходимости подобных мер. Обе республики вдохновил пример Украины, где с прошлого года продолжается церковный раскол. «Лента.ру» разбиралась, что ждет прихожан РПЦ в Прибалтике.
Покусились на основы
До сих пор власти Латвии не вмешивались в дела православной церкви страны (ЛПЦ), да и ее иерархи сторонились политики и каких-либо острых высказываний на тему сложных отношений Риги и Москвы или ликвидации образования на русском языке. Но в начале июня депутаты латвийского Сейма приняли решение, напрямую затрагивающее суверенитет и права религиозной структуры. Парламентарии одобрили поправки к «Закону о православной церкви», согласно которым митрополит, все архиепископы, епископы и кандидаты на эти должности обязаны быть гражданами Латвии.
Иными словами, Московский патриархат отныне теряет возможность назначать на высокие посты в Латвию тех, кто не связан с прибалтийской республикой. Более того, даже наличие паспорта не решит вопрос с главенством в ЛПЦ, так как потенциальный руководитель на момент назначения должен прожить в стране не менее десяти лет. За такое решение проголосовали 79 депутатов, против — ни одного.
Поправки затрагивают саму основу ЛПЦ. Сейчас она пусть и находится в структуре Русской православной церкви (РПЦ), но при этом является самоуправляемой и в административно-хозяйственных делах от Московского патриархата не зависит. Православные составляют 16 процентов населения Латвии, но церковь не гнушается проводить светские мероприятия — например, балы, велопробеги, образовательные и культурные программы, активно вовлекая в них молодежь.
Автор законопроекта об ограничениях для церкви Артусс Кайминьш, лидер правоцентристской популистской партии «Кому принадлежит государство» (KPV LV), убежден, что прямая гражданская принадлежность священников к Латвии необходима для «формирования гармоничного и сплоченного общества». Логика депутата проста: посторонние и приезжие не могут вести за собой паству, если они незнакомы с культурными, общественными и правовыми аспектами жизни страны.
1/1Митрополит Рижский и всея Латвии Александр совершает Божественную литургию в кафедральном соборе Рождества Христова (Рига) Фото: В. Суриц / официальный сайт ЛПЦ
«Введение критериев гражданства и постоянного места жительства для должностных лиц таких религиозных организаций, руководство которых находится за пределами Латвии, позволит укрепить автономию этих организаций и даст возможность избежать потенциального влияния из-за рубежа», — сказал он в ходе представления законопроекта в Сейме, подчеркнув, что возглавляемый им парламентский комитет по правам человека консультировался с руководством ЛПЦ, прежде чем принять это решение.
«Грубое нарушение Конституции»
Представители политических кругов, отстаивающие права русскоязычного населения страны, считают, что поправки имеют явный политический окрас. По словам бывшего депутата Европейского парламента (ЕП), члена партии «Русский союз Латвии», журналиста Андрея Мамыкина, вмешательство власти в дела православной церкви следует расценивать как очередную антироссийскую инициативу. Исходя из логики политика, истеблишмент вновь хочет что-то доказать Кремлю и пытается указать латвийским русским на их место, но на этот раз в односторонний конфликт вовлекли еще и Церковь. Он уверен, что православные верующие Латвии не поддерживают это решение.
«Я православный. И я понимаю, что выбор и назначение архиерея — это исключительно дело самой церкви и собора клира и мирян. Но даже с позиции неверующего человека эти поправки — грубейшая попытка вмешаться в дела церкви, ведь по Конституции церковь у нас отделена от государства. А этими поправками Сейм явно и грубо идет на нарушение Конституции», — пишет он на своей странице в Facebook.
«Открою страшную для депутатов Сейма тайну: ЛПЦ является канонической территорией РПЦ. В духовных делах ЛПЦ находится под омофором (одеяние архиерея, в данном случае слово употребляется в значении «покровительство») Святейшего Патриарха Кирилла. И для православных верующих в Латвии это принципиально важная вещь. Все это напоминает советские времена, когда спецслужбы наблюдали, контролировали, а иногда репрессировали священников и церковь», — резюмировал политик.
Действующий депутат Европарламента Татьяна Жданок пояснила «Ленте.ру», что государство пытается усилить автономию ЛПЦ от Москвы и предпринимает для этого вызывающе избыточные меры. «Однако сама церковь против этого решения публично не протестовала. Высказываются предположения, что закон может служить инструментом для повышения уровня реальной автономии Латвийской православной конфессии по отношению в Московскому патриархату, который после принятия закона не сможет прислать нового руководителя из России», — заметила она.
1/1Прихожанка православного храма в ЛатвииФото: Дмитрий Евсиков / официальный сайт ЛПЦ
Об этом же пишет проправительственная газета Neatkariga, фактически транслирующая позицию высшего руководства Латвии: в статье «Православную церковь будут дистанцировать от Москвы» говорится, что из соображений национальной безопасности необходимо оградить все значимые общественные институты от российского влияния.
Украинскому сценарию быть?
«Мы наблюдаем за процессом, когда власти, очевидно, хотят поставить все религиозные вопросы на политические рельсы, но ничего хорошего из этого не выйдет», — высказался один из отцов-основателей современной Латвийской Республики, бывший министр иностранных дел (1990-1992) Янис Юрканс в беседе с «Лентой.ру».
Он указывает, что принятые в Сейме поправки вряд ли согласуются с международным правом, даже несмотря на то, что со стороны МИД Латвии они не вызвали нареканий. Юрканс убежден, что поводом для таких действий стал конфликт между Московским и Константинопольским патриархатами из-за предоставления автокефалии новой церкви на Украине, образованной из неканонических структур. Каноническая Украинская православная церковь, оставшаяся в составе Московского патриархата (УПЦ МП), имеет такой же особый статус автономии, что и ЛПЦ сейчас.
«Полагаю, что все, происходящее в Сейме, — это попытки государства прозондировать почву для того же сценария, что произошел на Украине, то есть открыть путь Вселенскому патриархату», — сказал политик и выразил мнение, что повторение этого сценария в Латвии вполне возможно.
Однако, указывает бывший глава МИД, руководство страны вмешивается не только в дела православной церкви. Юрканс напомнил, что в середине июня этого года латвийская Служба госдоходов VID провела серию обысков в католических храмах, что он считает беспрецедентным случаем. «Спрашивается, на каком основании? Если церковь платит налоги, то приходить и изымать пожертвования, требуя у священников разъяснить, откуда они появились, не очень нормально. Все это дурно пахнет. Даже коммунисты так не поступали. Церковь отделена от государства. Что православная, что католическая церкви, что другие конфессии существовали в Латвии все эти годы без какого-либо госрегулирования и поправок в сфере религии», — подчеркнул Юрканс.
С другой стороны, изменение правового статуса ЛПЦ нельзя назвать прецедентом. Бывший депутат «Народного фронта Латвии» (политическое движение 1988-1993 годах, выступавшее за выход Латвии из состава СССР), известный журналист и публицист Алекс Григорьевс указал, что поправки скорее уравнивают в правах католическую и православную церковь в Латвии. «Надо сказать, что с Ватиканом у Латвии есть соглашение, по которому Папа Римский обязывается не назначать в Латвию главой католической церкви неместного иерарха. С РПЦ подобного соглашения не было, хотя это по умолчанию подразумевалось статусом автономии ЛПЦ», — пояснил он «Ленте.ру».
1/1Праздник Рождества Христова в рижском храме Вознесения ГосподняФото: Илья Дишлерс / официальный сайт ЛПЦ
При этом Григорьвс все же признал, что политический подтекст в новых поправках есть. «РПЦ под руководством патриарха Кирилла стала активным проводником политики «русского мира». Она втянула латвийских православных в конфликт со Вселенским патриархатом. В свое время латвийские власти поспешили с признанием ЛПЦ МП правопреемницей довоенной ЛПЦ, которая была в юрисдикции Константинопольского патриархата. Видимо, рано или поздно к этому вопросу пришлось бы вернуться», — констатировал журналист.
Есть в Латвии и третья, достаточно неожиданная точка зрения на изменения закона о православной церкви. Религиовед, научный ассистент факультета теологии Латвийского университета Никита Андреев полагает, что государство на самом деле хочет не допустить украинского сценария и усиливает позиции РПЦ. На территории республики, помимо официальной ЛПЦ, действует Латвийская православная церковь, независимая от Московского патриархата, — именно она формально подчиняется Константинополю, и именно ее иерархи претендуют на приходы, находящиеся в юрисдикции ЛПЦ. Сейм же, приняв поправки, решил юридически застолбить права Москвы, пока «пламя раскола» не перекинулось с Украины на Прибалтику.
«Поводом в данном случае стали повторные попытки зарегистрировать альтернативную православную церковь в Латвии, которая была бы связана не с Московским, но с Константинопольским патриархатом. Поэтому принятие данных поправок является взаимовыгодной сделкой между ЛПЦ и латвийскими политиками», — считает теолог.
За семью печатями
В РПЦ уже отреагировали максимально жестко и категорично: глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион Волоколамский оценил ситуацию в Латвии как «очень грубое вторжение в то, что является абсолютной прерогативой Церкви».
Устраивает ли текущее положение дел саму церковь Латвии — вопрос открытый. Ситуацию могла бы прояснить четкая позиция иерархов ЛПЦ, но митрополит Рижский и всея Латвии Александр Кудряшов, равно как и его пресс-служба, хранят молчание. «Ленте.ру» удалось получить только анонимный комментарий от священника, приближенного к викарию Рижской епархии Иоанну. По его словам, в ЛПЦ обеспокоены ситуацией, но единства мнений по этому вопросу нет.
«Внутри епархии действительно обсуждаются последние события, но решено сторониться публичных оценок, так как церковь всегда держалась вдали от политики, и уж тем более от критики власти. Есть много мнений, причем они достаточно разные. Лично я, возможно, не до конца понимаю решение депутатов, но церковь как жила, так и будет жить дальше», — сказал клирик.
Отсутствие официальных заявлений не дает возможности подтвердить или опровергнуть версию, что руководство ЛПЦ действительно заключило взаимовыгодную сделку с властями страны, чтобы усилить свою автономию. Однако совершенно точно можно сказать, что от нехватки квалифицированных кадров из Москвы религиозная структура не пострадает: своих иерархов она давно растит в Рижской духовной семинарии, которую окончили действующие главы обеих епархий ЛПЦ.
Литовский дивертисмент
Православная церковь Литвы, в отличие от ЛПЦ или канонической УПЦ, даже не имеет особого статуса и является обычной епархией в составе Московского патриархата, то есть зависима от него не только в духовном, но и в административно-хозяйственном плане.
Всю независимую историю Литвы государство не вмешивалось во внутренние дела епархии. Более того, власти без проволочек вернули ей утерянное в 1940 году имущество, а священнослужителям разрешили свободно преподавать основы религии в школах, несмотря на то, что по закону церковь отделена от государства. Во многом такую лояльность обеспечил бывший ее глава — митрополит Хризостом: на заре развала СССР он активно поддерживал независимость страны, был членом движения «Саюдис», возглавившего выход республики из состава Союза, и резко осуждал применение силы советской властью во время беспорядков в Вильнюсе в 1991 году.
1/1Митрополит Виленский и Литовский ИннокентийФото: официальный сайт Виленско-литовской епархии
С 2010 года Виленской и Литовской епархией руководит митрополит Иннокентий — до этого он возглавлял Корсунскую епархию, объединяющую приходы во Франции, Монако, Швейцарии и Лихтенштейне. Несмотря на малочисленность православной общины — всего 140 тысяч человек, или около пяти процентов населения Литвы — епархия пользуется широкими юридическими правами, получает целевое финансирование из госбюджета и крупные пожертвования от русскоязычных бизнесменов-миллионеров. Все ключевые приходы сосредоточены в крупнейших городах — Вильнюсе и портовой Клайпеде, где нет недостатка в прихожанах.
После церковного раскола на Украине в литовском обществе внезапно вспомнили о зависимости своей православной епархии от Москвы и открыто подняли вопрос о ее переходе в прямое подчинение Константинополю. Официальные власти пока не вовлечены в дискуссию, ее ведут проконсервативные политологи и эксперты разного толка. Последние активно влияют на формирование общественного мнения, пользуясь доверием ведущих СМИ, в том числе общенационального «Литовского радио и телевидения» (ЛРТ).
Пример для подражания
Известный литовский обозреватель и публицист Рамунас Богданас указал, что РПЦ управляет литовскими приходами на основании документа 1686 года. По нему Константинопольский патриарх Дионисий передал Московскому патриархату Киевскую митрополию, частью которой в то время была и территория Литвы, напоминает он. Акт потерял законную силу после предоставления автокефалии новой церкви на Украине — следовательно, и Вильнюс имеет право на самостоятельность, считает публицист.
«Посмотрим, как поведет себя Литовская православная церковь. Сделает ли она вид, что ничего не произошло, и таким образом отвернется от Константинопольского патриарха, изолируя себя от других православных вместе с Москвой, или воспользуется исторической возможностью и будет действовать по закону канонов как церковь независимого государства, а не исполнитель кремлевской политики?» — резюмирует Богданас.
Однако, как утверждает доктор философских наук, историк и автор книги «Православная вера и Церковь в истории Литвы» Андрей Фомин, публицист лишь повторяет позицию Вселенского патриарха Варфоломея, который, в свою очередь, грубо исказил факты в угоду украинским раскольникам. В документе 1686 года, на который ссылается Богданас, есть фраза: «Пусть отныне Киевская митрополия будет подчиняться святому патриаршему Московскому престолу, и когда будет необходимость поставить митрополита в этой епархии — да поставляется от патриаршествующего в богохранимом великом граде Москве».
1/1Покрово-Никольский храм в Клайпеде (Литва)Фото: pokrov.lt
«Поэтому сегодня довольно странно слышать от Вселенского патриарха Варфоломея II, что Киевская митрополия была передана Москве временно. Реальные исторические документы говорят об обратном», — объяснил он «Ленте.ру».
«Православная церковь в составе польско-литовского государства — Речи Посполитой — переживала в конце XVI и в XVII веках крайне трудное положение, — продолжил историк.— Гонения, насильственное вовлечение в унию с Католической церковью, нападения на храмы и монастыри униатов и иезуитов. Сложными были и внутриполитические процессы в польско-литовском государстве: борьба шляхетских группировок между собой и с королем, восстания запорожских казаков и другие события, от которых в первую очередь страдало притесняемое православное население. В 1676 году Сейм Речи Посполитой запретил православным всякие отношения с Вселенским патриархом. Лишь в 1686 году Константинопольский патриарх отказался от власти над Киевской митрополией и передал ее под покровительство патриарха Московского. Это же подтвердили главы поместных Церквей».
Общественный запрос
Сторонники отделения литовской церкви от Москвы объясняют его необходимость заботой о местных украинцах, которые сейчас формируют заметную часть населения Литвы и являются самой крупной диаспорой. По официальным данным, в стране постоянно проживает около 20 тысяч этнических украинцев, еще более 18 тысяч временно находятся на литовской территории как трудовые мигранты и студенты. И власти поощряют приток людей с Украины.
«С признанием автокефалии украинской церкви православные украинцы за границей будут принадлежать Константинопольскому патриархату. Такая возможность у них должна появиться и в Литве. Это означает, что в нашей стране должны быть созданы условия, позволяющие учредить церковные структуры, тем более что число украинцев среди литовских граждан составляет около 20 тысяч человек», — пишет политолог Шарунас Лекис, профессор Каунасского университета имени Витаутаса Великого, крупный специалист по межэтническим конфликтам, близкий к властным структурам.
Насколько большую роль в жизни этих людей играет религия — вопрос сложный. «По всему миру живут миллионы христиан, в том числе и православных, но это не значит, что они должны покорно брать под козырек перед иностранной канцелярией. В Литве я пока не вижу большой группы украинцев, которая проявила бы явный интерес к открытию независимых от РПЦ храмов, но такая группа вполне может заявить о себе, и я не вижу в этом ничего плохого», — сказал «Ленте.ру» председатель Ассоциации прибалтийских украинцев Леонид Трегуб.
1/1Священник окропляет прихожан святой водой около Владимирского собора в КиевеФото: Valentyn Ogirenko / Reuters
Аналогичного мнения придерживается и глава клайпедского украинского культурно-просветительского центра «Родына» Лидия Тригуб. Клайпеда является вторым после Вильнюса городом в стране по числу живущих в нем украинцев — диаспора насчитывает около пяти тысяч человек, в основном православных. «Сегодня в Вильнюсе действует Украинская греко-католическая церковь Пресвятой Троицы, где регулярно проводятся службы. В Клайпеду долгие годы раз в месяц приезжал батюшка и проводил службы на украинском языке, но в нашем городе не так много представителей этой конфессии. В Вильнюсе их тоже раньше было немного, но в последнее время их число сильно возросло, и связано это, конечно, с приезжими. Я не могу сказать, что запрос на появление новой украинской православной церкви в Литве или в Клайпеде очень велик. Нужно разбираться. Но очевидно, что он имеет место быть, и в будущем, учитывая и прирост украинцев в стране, он может стать более явным», — сказала Тригуб «Ленте.ру».
Православная церковь существует на территории Литвы и Латвии уже более семи веков, и даже в самые сложные исторические периоды она была стабильной, устойчивой и сохраняла свое единство. Несмотря на мировые кризисы последних 30 лет, православные этих двух стран ни разу не поднимали вопрос о разделении церкви по политическому, языковому или национальному признакам. Однако, судя по процессам в соседней Латвии, для отделения от РПЦ нужен не столько запрос общественности, сколько политическая воля. А у Вильнюса, как и у Риги, с Москвой весьма напряженные отношения.
Министерство иностранных дел Беларуси считает, что «Кастусь Калиновский — это совместное наследие Беларуси, Польши и Литвы». А что узнают о нем на уроках школьники этих стран и России?
Беларусь: Мужественный и неутомимый Калиновский спасал людей
8 класс, параграф 14 «Восстание 1863-1864 гг.»
Восстанию посвящен отдельный параграф. Калиновский здесь — центральная фигура.
«Летом 1862 г. с целью подготовки восстания в Беларуси и Литве представители революционно-демократического течения «красных» организовали в Вильнюсе Литовский провинциальный комитет (ЛПК). Председателем ЛПК с октября 1862 года стал уроженец Гродненщины Кастусь (Константин Викентий Семенович) Калиновский (1838-1864)».
«В конце лета 1863 г. руководство восстанием в крае сосредоточилось в руках К. Калиновского. Но было уже поздно, реальных успехов достичь не удалось. Осенью 1863 г. вооруженная борьба в Беларуси прекратилась. Мужественный и неутомимый Калиновский продолжал свою революционную деятельность, пытаясь спасти людей, чтобы снова выступить весной 1864 г. Долгое время ему удавалось скрываться от преследования, но один из членов организации на допросе выдал его».
«Лісты з-пад шыбеніцы» представляют собой духовное завещание К. Калиновского белорусскому народу: «…народзе… цэлай грамадой ідзі ваяваці за сваё чалавечае і народнае права, за сваю веру, за сваю зямлю родную». Калиновский также придерживался идеи демократического народного государства: «… не народ создан для правительства, а правительство для народа».
Литва: К. Калиновский сменил Сераковского во главе восстания
9 класс. Глава «Литва в Российской империи в 1815-1864 годах». Авторы — Йозас Бразаускас, Саулюс Юркявичус, Кястутис Пятравскис.
Восстанию посвящены две страницы. Калиновский дважды упоминается как человек, который сменил Зигмунда Сераковского во главе повстанцев.
«1 февраля к восстанию присоединился и Литовский провинциальный комитет. В марте восстание началось в Ковенской губернии. Первым в бой вступил отдел во главе со священником Антонасом Мацкявичюсом. Лидеры восстания не рассчитывали победить только своими силами. Поддержка ожидалась от Франции, Англии и Австрии».
«В конце марта в Литву прибыл офицер Зигмунд Сераковский. Он начал управлять повстанцами. В Роговских лесах к З. Сераковскому присоединился отдел, возглавляемый А. Мацкявичюсом».
«В середине июля пост комиссара Временного национального правительства перешел к К. Калиновскому. Организованное восстание закончилось лишь 10 февраля 1864 года задержанием К. Калиновского и повешением его через месяц в Вильнюсе на нынешней Лукишской площади».
Польша: восстанием в Литве и Беларуси руководил Сераковский. О Калиновском упоминаний нет
7 класс. Глава «Польские земли после весны народов». Авторы учебника — Ярослав Клочко, Анна Лашкевич, Станислав Рошак
Январскому восстанию — так восстание 1863-1864 годов называется в Польше — посвящены три параграфа. Но на 13 страницах польского учебника нет ни одного упоминания Калиновского.
В учебнике рассматривается прежде всего восстание в Королевстве Польском — это была административная единица в составе Российской империи. События на землях современной Беларуси упоминаются дважды.
«Повстанческие действия охватили все Королевство Польское, а также Беларусь и Литву, где сражался Зигмунд Сераковский».
Также упоминается Ромуальд Траугут, который возглавил Национальное правительство в Варшаве в конце восстания. О его биографии в учебнике пишут так:
«Был генералом и последним диктатором (руководителем) январского восстания. Родился в Шестаково в современной Беларуси. В начале январского восстания в 1863 года взял на себя командование партизанским отрядом на Полесье. В апреле 1864 года был арестован и 5 августа того же года казнен».
Россия: польское восстание ухудшило отношения с Францией
8 класс. Параграф 29: «Внешняя политика Александра II». Автор — Андрей Левандовский
Восстание 1863-1864 годов упоминается в двух абзацах в контексте отношений России с Францией и Пруссией.
«Отношения России и Франции в скором времени резко ухудшились. Причиной послужило восстание 1863-1864 гг. в Польше. Наполеон III заявил, что считает требования повстанцев справедливыми. Хотя никакой реальной помощи повстанцы от него не получили, российско-французские отношения были испорчены».
«Зато борьба с польскими повстанцами привела к сближению России и Пруссии. Пруссия имела в своем составе земли, населенные поляками, была заинтересована в скорейшем подавлении восстания и оказала поддержку России».
* В Литве, Польше и России нет одного учебника, по которому учатся все школы, поэтому в материале названы авторы учебников, которые цитируются.