Ломоносов о истории России

Он считал, что своими трудами сможет дать бессмертие русскому народу. Первая часть книги по существу представляет собой развернутый вариант темы «О происхождении имени и народа Российского», с которой ранее не справился его вечный оппонент Г.Ф. Миллер, за что Ломоносов и подвергал его беспощадной критике. В десяти главах автор представлял свою версию наиболее сложных в описании первых веков отечественной истории, которую можно свести к следующей схеме: русский народ произошел от слияния славян с чудью, что «подтверждается согласием в избрании на общее владение князей варяжских». Затем Ломоносов излагает собственную версию истории славянского племени, которое появилось «за многие веки до разрушения Трои». С тех пор «величество и могущество» славянского племени «больше полуторых тысяч лет стоит почти на одной мере». С тем, что Ноев внук Мосох был «прародителем словенского народа», великий ученый не может ни согласиться, ни отрицать. Далее он полагает, что множество земель, занимаемых славянами, является доказательством их величия и древности, а слава их дел, считает он, дала им славное имя. Описав быт и верования древних славян, Ломоносов переходит к их переселению с востока к местам около Понтийского моря, когда, по-видимому, Александр Македонский дал славянам грамоту, которою «кроме наших новгородцев и чехи похваляются». Большое место автор отводит далее «знатнейшим свидетельствам походов словенских на Римскую державу». Доказав «дальнюю древность», величие и славу славян, переходит к чуди, составившей вместе со славянами российский народ. Чтобы показать давность и этих племен, полагает вначале, что «имя скиф по старому греческому произношению со словом чудь весьма согласно», «представив чудской народ в нынешнем его рассеянном состоянии и по большей части у чужих держав в подданстве, помыслить можно, что в соединении бывал некогда силен на свете». Когда были доказаны давность и величие обоих народов, составивших русский народ, Ломоносов переходил к варягам, поскольку их представители были первыми российскими правителями. Варяги «от разных племен и языков состояли и только одним соединялись обыкновенным тогда по морям разбоем». Среди них были и скандинавы, и славяне. К последним Ломоносов относил военачальников Одоакра, Редегаста и самого Алариха, победителя Рима. Славянское же племя пруссов было одноименным с племенем варягов-россов, поэтому их он тоже справедливо относил к славянам.

В течение 117 лет в Российской Академии наук, начиная от её основания в 1724 г. и до 1841 г., из 34 академиков-историков было всего три русских академика — М. В. Ломоносов, Я. О. Ярцов, Н. Г. Устрялов.

На протяжении более века иностранцы контролировали весь процесс написания русской истории. В их ведении были все документы, архивы, летописи. На полном основании они вершили судьбу России, так как именно бесконтрольный доступ к документам истории (самому ценному) позволял им манипулировать информацией о прошлом по своему усмотрению.

Родоначальниками норманнской теории происхождения русского государства в IX в стали в XVIII в. историки немецкого происхождения: Т.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер. Их положения развили далее русские учёные: Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв и другие, которых можно смело называть норманистами.

В середине XVIII в. разворачивается борьба за русскую историю. Антинорманизм, в свою очередь, родился в трудах М.В. Ломоносова, который счёл антипатриотичным начинать русскую историю от скандинавов. М. В. Ломоносов выступает против лживой версии русской истории, на его глазах создаваемой немцами Миллером, Байером и Шлёцером. Он подверг резкой критике диссертацию Миллера «О происхождении имени и народа русского». То же самое постигло и труды Байера по русской истории. Михаил Васильевич начал активно заниматься вопросами истории, понимая важность и значимость этого для жизни общества. Ради этого исследования он даже отказался от обязанностей профессора химии. Великой битвой можно назвать противостояние Ломоносову немецкой исторической школы в научном мире России.

Норманнская теория отрицала самостоятельное развитие русского народа , развивала идею отсталости древнерусского народа. Ломоносов разработал историческую концепцию, в которой подчеркивал решающую роль Православия, Самодержавия и духовно-нравственных ценностей русского народа в формировании Российского государства; не изолировал отечественную историю от европейской, выявлял черты сходства и различий в исторической жизни разных народов, сделав вывод: «Немало имеем свидетельств, что в России толь великой тьмы невежества не было, какую представляют многие внешние писатели».

В начале 50-х годов 18 века Ломоносов начал интенсивно заниматься историей. Выход »Древней Российской истории» стал важным событием в Русской историографии. Работая на древнейшим периодом отечественной истории Ломоносов выступил как исследователь вооруженный знанием источников. Его идеи о глубокой древности славянских народов, об их важной роли в общеевропейской истории, о смешенной славяно-чудской этнической основе населения России были оригинальными и направленными против »Нормандской теории» происхождения Русского государства. «Показав единство с пруссами россов и сих перед оными преимущество, должно исследовать поколение, от какого народа обои происходят, о чем наперед мое мнение объявляю, что оба славенского племени и язык их славенский же, токмо чрез смешение с другими немало отдалился от своего корени».

Его книга вышла в 1766 году и называлась «Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого, или до 1054 года”.

Книга состояла из трех частей:

1. Вступление.

2. Часть Первая (О России прежде Рюрика).

3. Часть Вторая ( От начала княжения Рюрикова до княжения Ярослава Первого).

В своей работе Ломоносов пишет о том, что на территории где позже появилась Русское государство первоначально жили славяне и чудь, занимавшие примерно равное пространство, но с течением времени территория славян расширялась и многие территории занимаемые чудскими племенами позже были населены славянами. «Сих народов, положивших по разной мере участие свое в составлении россиян, должно приобрести обстоятельное по-возможности знание, дабы уведать оных древность и сколь много их дела до наших предков и до нас касаются.»

Часть чуди присоединилась к славянам, а часть переселилась к северу и востоку. Это соединение двух народов подтверждается согласием в избрании на общие владения князей варяжских, которые переселились к славянам и чуди со своими родами и множеством подданных и соединив их утвердили самодержавие. «Старобытные в России обитатели, славяне и чудь, по преданиям достоверных наших летописателей известны. Древние внешние авторы скифов и сармат, на разные поколения разделенных, под разными именованиями в ней полагают. Обои народы одержали великое участие в обширном сем земель пространстве. Славенское владение возросло с течением времени. Многие области, которые в самодержавство первых князей российских чудским народом обитаемы были, после славянами наполнились. Чуди часть с ними соединилась, часть, уступив место, уклонилась далее к северу и востоку. Показывают сие некоторые остатки чудской породы, которые по словесным преданиям от славенского поколения отличаются, забыв употребление своего языка. От сего не токмо многих сел, но рек и городов и целых областей чудские имена в России, особливо в восточных и северных краях, поныне остались. Немалое число чудских слов в нашем языке обще употребляется».

Основные генетические корни Российского народа составляли славяне и даже наш язык происходит от славянского и с тех пор не сильно изменился. «В составлении российского народа преимущество славян весьма явствует, ибо язык наш, от славенского происшедший, немного от него отменился и по толь великому областей пространству малые различия имеет в наречиях».

Территория, занимаемая славянским народом и есть главное доказательство его величества и древности. Одна Россия занимает территорию, которую нельзя сравнить ни с одним Европейским государством. «Итак, недивно, что Нестор называет Черное море Росским для частого россов по нему хождения. За обыкновенность сих варягов ходить на римские области явствует из многократных военных нападений на восточную часть оныя, то есть на Грецию и на самый Царьград, которые походы от начала первых князей российских продолжались даже до первого разделения Российския державы на разные княжения»

О варягах Ломоносов пишет следующее: «Не правильно рассуждает кто варяжское имя предписывает одному народу, многие сильные доказательства уверяют, что они из разных племен языков состояли. Только одни соединялись – обыкновенным тогда по морям разбоем». По мнению Ломоносова варягами называли все северные народы, в доказательство этого он ссылается на шведских, норвежских, исландских, славянских и греческих историков того времени. Племена варягов были воинственными и совершали множество военных походов. Проходя по земле где жили славяне и чудь, они периодически останавливались в районе города Киева где хранили награбленное.

Упоминая о варягах – россах Ломоносов писал, что: «Варяги с пруссами произошли от одного поколения.» И Рюрик по его мнению был призван на владение к славянам из варягов – россов, при этом он ссылается на летописца Нестора.

Ломоносов выдвигает гипотезу о происхождении названия прусского рода: » Когда Рюрик с братьями со всем родом и с варягами – россами переселился к славянам новгородским, тогда оставшиеся жители после них на прежних своих местах поруссами или оставшимися по руссов переименованы. То ж гласят обряды, которые как у старых пруссов, так и ныне в некоторых пограничных российских провинциях употребляются. Больше всех утверждает единство древних пруссов с варягами-россами почтение одного главного идола по имени, по знаменованию и по обрядам. Перкун прусский был то же, что у россов Перун, которым Ольг клялся грекам при заключении мирного договора и которого почитал еще в неверии Владимир. У обоих народов значил Перун бога грому и молнии; у обоих жрецы приносили ему в жертву огонь неугасимый и казнены были смертию, когда угасал их небрежением».

Основываясь на древних источниках, Ломоносов писал: что Русью назывались Литва, Жмуть и Подляхия. Еще до прихода Рюрика к новгородцам и распространялась по юго-восточным берегам Варяжского моря, основываясь на этом, можно сказать, что территория варяг – руссов простиралась до восточных пределов Белой Руси, а может быть, до Старой Русы, от которой она и получила свое название.

В те временя Рюрику покорялись несколько народов: славянские – Новгород, Изборск, Полоцк, из чуди – меря, весь, мурома, т.е. Ростов, Бело — озеро, Муромская земля. Южные славяне – поляне, кривичи, древляне, северяне и прочие, отчасти управлялись своими старейшинами, а от части платили дань козарам.

Северные славяне от новых своих владетелей прозвались россами. Из варяг с Рюриком пришли Аскольд и Дир, которые были хорошими воинами. Далее Ломоносов писал: «Сии просили что бы отпустить их с родом и с людьми своими к Царюграду поискать войною большего счастья. По уволении предприяли путь по Днепру вниз судами. В Полянской земле на горе увидели город и там живущих спросили: Кому он подвластен? на сие от жителей ответствовано, что три братаКий, Щек и Хорев – построили сей город во имя старшего и уже их не стало. Жители платят дань хазарам. Аскольд и Дир поселились в Киеве, присовокупили к себе множество варягов и начали княжить над полянами не завися от Рюрика.»

Используемые источники

М.В. Ломоносов. Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого, или до 1054 года
М.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 2004

Виртуальная выставка

Михайло Ломоносов — гений российский

к 300-летию со дня рождения

«Се Пиндар, Цицерон, Вергилий — слава россов, Неподражаемый, бессмертный Ломоносов. В восторгах он своих где лишь черкнул пером, От пламенных картин поныне слышен гром.
/Гаврила Державин. К портрету Михаила Васильевича Ломоносова (1779 г.)/
В 2011 году с нами особая осень — Ломоносовская юбилейная осень, когда исполняется 300 лет со дня рождения одной из самых удивительных фигур в отечественной истории – Михаила Васильевича Ломоносова.
Ломоносов Михаил Васильевич (8 (19) ноября 1711 г. — 4 (15) апреля 1765 г.), первый российский ученый-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.
Биография великого российского учёного и просветителя Михаила Васильевича Ломоносова со временем наполнилась мифами. Создаётся впечатление, что «простое происхождение», которое приписывают Ломоносову, уже само по себе является главной приметой его гениальности. А ведь на самом деле происхождение человека может и не влиять на его интеллектуальные способности.

Как же сын Русского Севера из зажиточной, не крепостной семьи стал первым российским академиком? Что повлияло на его характер? Кто его наставлял? Как развивалось действо его удивительной жизни?
Разумеется, за каждой написанной строкой биографии – череда людей и событий, удачные стечения обстоятельств и научный расчёт. А ещё это открытия, опыты, пробы, кропотливый труд и вдохновенное творчество, роскошь царской милости и несправедливая опала.
Окиньте взглядом недолгую, собственно, жизнь Михаила Васильевича Ломоносова! Сплошная полоса познания и развития, открытий и практических опытов. Такую «всеядную» жажду испытали только избранные.
Чуть больше половины века жил, мыслил, действовал, творил и просветительствовал Михайло Ломоносов. Посмотрите, сколько успел. Подумайте, как на это хватило отведённого времени?
Биография Ломоносова – это биография «молодой науки российской», здесь судьба человека тесно связана с научными открытиями и творческими деяниями. России, прежде всего, служил Михайло Ломоносов, ей посвящал свои оды и исследования.
Очень современно и сейчас звучат слова великого ученого:
-«Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии — украшение, везде верный и безотлучный спутник.»
-«Разум с помощью науки проникает в тайны вещества, указывает, где истина. Наука и опыт — только средства, только способы собирай материалов для разума.»
-«Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится победа. И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность.»
-«За общую пользу, а особливо за утверждение наук в отечестве, и против отца своего родного восстать за грех не ставлю… Я к сему себя посвятил, чтобы до гроба моего с неприятелями наук российских бороться, как уже борюсь двадцать лет, стоял за них смолоду, на старости не покину.»
-«Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся.»

Указ Президента РФ от 20.09.2006 г. № 1022 «О праздновании 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова»
Распоряжение Правительства РФ от 19 июля 2007 г. № 951-р «Об утверждении плана мероприятий по подготовке и проведению празднования 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова»
Ломоносов Михаил Васильевич: биография
Ломоносов Михаил Васильевич: биография /Русский биографический словарь
Ломоносов Михаил Васильевич: Собрание сочинений
Все проекты к 300-летию М.В.Ломоносова
Интернет-портал к 300-летию М.В.Ломоносова
Михаил Васильевич Ломоносов — 300 лет
Михаил Васильевич Ломоносов: Специальный проект
Молодежный научный портал «Ломоносов»
Кинофильм «Михайло Ломоносов» (1955 год, СССР, реж. А.Иванов)
Кинофильм «Михайло Ломоносов» (1984 год, СССР, реж. Александр Прошкин)

ГЕНИЙ

Первый российский ученый-энциклопедист мирового значения. Самородок, опередивший время. Просветитель, поэт, переводчик. Ломоносов был не только гением, но и фантастическим баловнем судьбы. Его жизнь сложилась вопреки всякой логике. Сын деревенского рыбака с северной окраины России, простолюдин, мужик, он стал членом Российской и Шведской академий наук, дворянином, ученым, признанным не только в России, но и во всей Европе. За всю историю ни один крестьянин не смог повторить судьбу Ломоносова. Он родился в деревне Денисовка (ныне село Ломоносово) близ города Холмогоры Архангельской губернии в семье помора. Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан. Когда ему было всего девять, умерла его мать, а отец его всегда относился к нему сурово. Мальчик рано выучился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые смог достать, среди них «Арифметику» Магницкого, «Славянскую грамматику» Смотрицкого и «Псалтирь рифмотворную» Симеона Полоцкого. В декабре 1730 г. он просто ушел с рыбным обозом в Москву за новыми знаниями.

В его биографии множество загадок. В январе 1731 г. Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую Заиконоспасскую славяно-греко-латинскую академию. Указ Святейшего Синода строжайше запрещал принимать крестьянских детей в академию. Обмануть руководство академии почти невозможно. Похоже, Ломоносов — единственный счастливчик, которому это удалось. Более того, ему выдавали стипендию в размере 10 рублей в год. В итоге в академии он получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам. Латинский язык знал в совершенстве и впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.

А дальше — еще удивительнее: «мужика Михайлу» отправили из Москвы в университет при Петербургской академии наук, где в марте 1736 г. Кабинет министров России утвердил его кандидатуру вместе с двумя дворянскими детьми на поездку в длительную командировку за границу — «для смотрения славнейших химических лабораторий». На дорогу Ломоносов получил 300 рублей, а на ежегодное проживание по 400 рублей: деньги по тем временам просто огромные. Осенью того же года он попал в Германию, в Марбургский университет, в котором три года обучался естественным и гуманитарным наукам. В 1739 г. отправился во Фрайбург, где изучал химию и горное дело в Горной академии.

Ломоносов всегда отличался необыкновенно смелым, если не сказать дерзким, поведением. Из Германии в Россию на него то и дело приходили жалобы. Так, фрайбургский учитель Ломоносова по горному делу, Генкель, рапортовал о выходках своего ученика: «Поручил я Ломоносову работу, какую обыкновенно и сам исполнял, но он мне дважды наотрез ответил: «Не хочу!». Далее он страшно шумел, колотил изо всей силы в стену, кричал из окна, ругался…» Удивительно, но все подобные «шалости» сходили с рук своенравному студенту. Правда, Генкель, следуя указаниям Петербургской академии, резко сократил расходы на содержание русских студентов и оповестил всех в городе, чтобы им ничего не давали в долг. Это сильнейшим образом обозлило Михайлу, тем более что в Марбурге дочка его квартирной хозяйки, вдовы Цильх, Елизавета-Христина родила ему дочь, которой он не мог теперь оказать материальную помощь. Кроме того, учеба у Генкеля была невыносимо скучной. Ломоносов решил покинуть Фрайбург, желая немедленно вернуться в Россию. Попытка встретиться с российским консулом оказалась неудачной, и ему ничего не оставалось делать, как возвратиться в дом вдовы Цильх. В итоге он вынужден был обвенчаться с ее дочерью.

К германскому периоду относятся его первые поэтические и литературно-теоретические опыты. Ломоносов прислал в Россию «Письмо о правилах российского стихотворства» с приложенной к нему одой «На взятие Хотина», в которой практически подтверждал провозглашенные в «Письме» правила русского силлабо-тонического стихосложения. В дальнейшем его сжатый и энергичный ямбический стих стал настоящим поэтическим открытием.

Очередная загадка — его встреча с могущественным тогда правителем Академической канцелярии Шумахером, наслышанным уже обо всех его европейских эскападах. Будущий злейший враг Ломоносова по непонятной причине встретил дерзкого студента весьма милостиво и зачислил в штат академии. В 1742 г. Ломоносов был назначен адъюнктом Физического класса, а в 1745 г. — профессором химии (академиком) Петербургской академии наук.

Вернувшись в Петербург, Михаил Васильевич сразу повел борьбу против «неприятелей наук российских» из числа иностранцев. Зачастую делал он это не совсем академично. В апреле 1743 г. он устроил пьяный дебош в стенах академии. В отчете записано: «..поносил профессоров отборной руганью, называл их ворами и такими словами, что и писать стыдно, и делал против них руками знаки самым подлым и бесстыдным образом…». Удивительно, но и на этот раз Ломоносов вышел сухим из воды. Ведь его буйное выступление в русской академии против бездарных и вороватых немцев, считавших русского ученого «диким туземцем», было уголовным преступлением. За публичные оскорбления ему полагались тюрьма и каторга, но гений отделался лишь коротким домашним арестом и штрафом, что спасло его научную карьеру.

Его необузданный нрав сочетался с потрясающим остроумием. Однажды один вельможа указал Ломоносову на дырку в его кафтане, спросив с издевкой: «Что это у вас, уважаемый академик, ум из кафтана выглядывает?» «Нет, — отвечал он, — это глупость туда заглядывает». «С ним шутить было накладно. Он везде был тот же: дома, где его все трепетали; во дворце, где он дирал за уши пажей; в Академии, где, по свидетельству Шлецера, не смели при нем пикнуть. Вместе с тем Ломоносов был добродушен…», — писал о нем Пушкин.

Неукротимость его натуры проявлялась и в научном творчестве, необыкновенно разностороннем. Он осветил почти все отрасли современной ему науки: естествознания, горного дела, металлургии, химии, математики, экономики, истории, филологии, языкознания, искусства, литературы. В 1748 г. он создал химическую лабораторию Академии наук, где проводил исследования по разработке составов стекла, фарфора и смальты. Эти материалы он использовал для своих мозаик. Он самостоятельно сконструировал приборы для химических и оптических исследований, ввел в употребление химические весы, заложил основы количественного анализа, опроверг флогистонную теорию горения, аргументы против которой позже изложил Лавуазье. Он занимался астрономией, мореходным делом, краеведением, географией, метеорологией: «Если бы люди предсказывать погоду умели бы, то им от Бога более ничего не было надобно». В 1741–1761 гг. в башне Кунсткамеры, построенной в Петербурге Петром I, он проводил астрономические наблюдения, химические и физические опыты. В 1742 г. он впервые в России начал читать публичные лекции на русском языке — в Академии наук.

В 1755 г. по его инициативе и проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян, позже ставший знаменитым МГУ имени М.В. Ломоносова. Он был организатором многих научных, технических и культурных начинаний, сыгравших огромную роль в развитии России. В 1758 г. ему было поручено «смотрение» за Географическим департаментом, Историческим собранием, университетом и гимназией при Академии наук.

Он впервые указал на ценность каждого человека, на то, что экономический рост и защиту территорий России можно обеспечить только за счет увеличения ее населения. В работе «О сохранении и размножении российского народа» писал: именно в численности населения «состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей».

Главным его учебником по языку была «Российская грамматика», написанная в 1755 г. и выдержавшая 14 изданий. Это была первая широко известная грамматика, созданная в России. Он также произвел стилистическое нормирование русского языка. Идеи о стилях Ломоносов впервые высказал в «Кратком руководстве к красноречию…» (1748 г.). Позже писал об этом в «Российской грамматике» и в сочинении «О пользе книг церковных в российском языке» (1758 г.). Теория «трех штилей» оказала большое влияние на развитие русского литературного языка второй половины ХVШ в., вплоть до деятельности школы Карамзина, взявшей курс на сближение русского литературного языка с разговорным.

Для современников Ломоносов был прежде всего ритором и поэтом, а не ученым. Его поэтическое наследие включает в себя множество од, стихотворные переложения псалмов, трагедии, поэмы, стихи. Вершиной поэзии стали оды, писавшиеся им «на случай», в связи с важными событиями в жизни государства. Ломоносов использовал торжественные поводы для создания ярких и величественных картин мироздания. Оды изобилуют метафорами, гиперболами, аллегориями, риторическими вопросами, создающими внутреннюю динамику и звуковое богатство стиха; они проникнуты патриотическим пафосом, размышлениями о будущем России. В «Оде на день восшествия на всероссийский престол Елизаветы Петровны» он написал знаменитое: «Науки юношей питают, Отраду старцам подают…».

Многие современники боготворили Ломоносова, но многие, как полагается, и недолюбливали. Однако на его похороны пришли все, даже старые заклятые враги. Народа собралось огромное количество. Непонимание и. скорее всего, зависть, заставили поэта Сумарокова выступить от имени «литературной общественности»: «Угомонился дурак и не будет более шуметь!» Наследник престола и будущий император Павел сказал примерно то же самое, но от имени царского двора: «Что о дураке жалеть, казну только разорял и ничего не сделал…» Время, как всегда, расставило всех по местам.

Имя России

М.В. ЛОМОНОСОВ. ХРОНИКА ЖИЗНИ

1711, 8 ноября. У крестьянина деревни Мишанинской (близ Холмогор) Василия Дорофеевича Ломоносова и его жены Елены Ивановны Сивковой родился сын Михаиле; приблизительно через 8-9 лет Елена Ивановна умерла.

1722-1723. Михаиле Ломоносов начинает учиться грамоте.

1730, декабрь. Уходит с обозом в Москву продолжать учение.

1731, 15 января. Зачислен учеником в Московскую Славяно-греко-латинскую академию.

1734, Некоторое время обучается в Киево-Могилянской академии; возвращается в Москву.

1735, 23 декабря. В числе лучших двенадцати учеников отправлен в Петербургскую Академию наук для дальнейшего обучения.

1736, 23 сентября. В числе лучших трех учеников послан за границу для изучения горного дела.

1736, ноябрь — 1741, май. Пребывание в Германии. 1739, осень. Пишет «Оду на взятие Хотина» и «Письмо о правилах российского стихотворства». 1741, 8 июня. Возвращается в Петербург, где вскоре узнает о смерти отца, последовавшей весною того же года.

1742, 8 января. Зачислен в штат сотрудников Петербургской Академии наук адъюнктом физики.

1743-1744, январь. Заканчивает работу над первым вариантом книги по ораторскому искусству «Краткое руководство к Риторике».

1745. 25 января — пишет диссертацию «О причине теплоты и холода», в которой формулирует молекулярно-кинетическую теорию теплоты; 25 июля -утвержден профессором химия Петербургской Академии наук.

1747, январь. Заканчивает работу над расширенным вариантом книги по ораторскому искусству (напечатана в 1748 г. под названием «Краткое руководство к красноречию»).

1748. 5 июля. Формулирует «всеобщий закон природы» — закон сохранения материи и движения; октябрь — после длительных хлопот Ломоносова построена первая в России Химическая лаборатория.

1750. Написана трагедия «Тамира и Селим» (1 декабря представлена при дворе).

1750. Выходит из печати «Собрание разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова» (книга первая).

1752. 4 сентября — закончена первая мозаичная картина; сентя брь -написана трагедия «Демофонт»; декабрь — сочинено «Письмо о пользе Стекла».

1753. 26 июля — убит молнией профессор Рихман, вместе с Ломоносовым проводивший опыты по изучению атмосферного электричества; 26 ноября — Ломоносов произносит в Академическом собрании «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» (где независимо от Б. Франклина излагает свою теорию атмосферного электричества).

1754. июнь-июль. Составляет проект организации Московского университета.

1755. 26 июля — в Москве торжественно открывается университет; в этот же день Ломоносов произносит в Академии «Слово похвальное Петру Великому»; сентябрь — завершает работу над «Российской грамматикой».

1756. Строит собственную мозаичную мастерскую, организует свою (домашнюю) химическую лабораторию и мастерскую оптических приборов; работает над созданием «ночезрителыюй трубы»; 1 июля-произносит в Академии «Слово о происхождении света».

1757. 1 марта — утверждение членом Академической канцелярии (высший административный орган Академии); 6 сентября — написано И произнесено в Академии «Слово о рождении металлов от трясения Земли»; написано антицерковное сатирическое стихотворение «Гимн бороде».

1757 — начало 1758. Работает над «Предисловием о пользе книг церьковных в российском языке», где излагает свою теорию «трех штилей».

1758. 8 марта. Назначение директором Географического департамента Петербургской Академии наук.

1759. Конструирует и создает ряд навигационных приборов, сочиняет «Рассуждение о большой точности морского пути».

1760. Закончена историческая работа «Краткий российский летописец сродословием»; апрель — избрание почетным членом шведской Академии наук.

1760, декабрь — 1761, июль. Написаны первые две части поэмы» «Петр Великий» (осталась незавершенной).

1761. 19 января — становится во главе Академической гимназии к Академического университета; 26 мая — открытие атмосферы на Венере; июнь -посылает в шведскую Академию свою работу «Мысли о происхождении ледяных горв Северных морях»; 1 ноября — направляет И. И. Шувалову записку «О размножении и сохранении российского народа».

1758-1761. Работает над «Разговором с Анакреоном».

1763. 10 октября — избрание почетным членом Петербургской Академии художеств; выходит в свет книга Ломоносова «Первые основания металлургии или рудных дел»; сочинено «Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию».

1764. 24 января — направляет в Академию художеств свою работу «Идеи живописных картин из российской истории»; апрель — избирается членом Болонской Академии наук (за работы в области мозаичного искусства); создана мозаичная картина «Полтавская баталия».

1765. 28 января — Ломоносов в последний раз присутствует на заседании Академической канцелярии; 4 апреля — кончина Ломоносова, через три дня погребение на кладбище Александро-Невской лавры «при огромном стечении народа».

Из книги Ломоносов М.В. Стихотворения. М., 1984

ЛОМОНОСОВ И ОСНОВАНИЕ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ПИСЬМО К И.И. ШУВАЛОВУ 1754 г

Милостивый государь Иван Иванович!

Полученным от вашего превосходительства черновым доношением Правительствующему Сенату к великой моей радости я уверился, что объявленное мне словесно предприятие подлинно в действо произвести намерились к приращению наук, следовательно, к истинной пользе и славе отечества. При сем случае довольно я ведаю, сколь много природное ваше несравненное дарование служить может и многих книг чтение способствовать. Однако и тех совет вашему превосходительству небесполезен будет, которые сверх того университеты не токмо видали, но и в них несколько лет обучались, так что их учреждения, узаконения, обряды и обыкновения в уме их ясно и живо, как на картине, представляются. Того ради, ежели Московский университет по примеру иностранных учредить намереваетесь, что весьма справедливо, то желал бы я видеть план, вами сочиненный. Но ежели ради краткости времени или ради других каких причин того не удостоюсь, то, уповая на отеческую вашего превосходительства ко мне милость и великодушие, принимаю смелость предложить мое мнение о учреждении Московского университета кратко вообще.

1) Главное мое основание, сообщенное вашему превосходительству, весьма помнить должно, чтобы план Университета служил во все будущие роды. Того ради, несмотря на то, что у нас ныне нет довольства людей ученых, положить в плане профессоров и жалованных (находящихся на содержании государства. — Сост.) студентов довольное число. Сначала можно проняться теми, сколько найдутся. Со временем комплет наберется. Остальную с порожних мест сумму полезнее употребить на собрание университетской библиотеки, нежели, сделав ныне скудный и узкий план по скудости ученых, после, как размножатся, оный снова переделывать и просить о прибавке суммы.

2) Профессоров в полном университете меньше двенадцати быть не может в трех факультетах

В Юридическом три

1. Профессор всей юриспруденции вообще, который учить должен натуральные и народные права, также и узаконения Римской древней и новой империи.

II. Профессор юриспруденции российской, который, кроме вышеписанных, должен знать и преподавать внутренние государственные права.

III. Профессор политики, который должен показывать взаимные поведения, союзы и поступки государств и государей между собою, как были в прошедшие веки и как состоят в нынешнее время.

В Медицинском 3 же

I. Доктор и профессор химии.

II. Доктор и профессор натуральной истории (изучала минералы, травы, животных — Сост.)

III. Доктор и профессор анатомии.

В Философском шесть

I. Профессор философии.

II. — физики.

III. — оратории.

IV. — поэзии.

V. — истории.

VI. — древностей и критики.

3) При Университете необходимо должна быть Гимназия, без которой Университет, как пашня без семян. О ее учреждении хотел бы я кратко здесь вообще предложить, но времени краткость возбраняет. Не в указ вашему превосходительству советую не торопиться, чтобы после не переделывать. Ежели дней полдесятка обождать можно, то я целый полный план предложить могу, непременно с глубоким высокопочитанием пребывая вашего превосходительства всепокорнейший слуга Михаил Ломоносов.

Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. М.-Л., 1957

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *