Лоно авраама

См. раздел ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

  • Лоно авраамово Богословско-литургический словарь
  • Лоно авраамово Словарь библейских образов
  • Лоно авраамово С.С. Аверинцев
  • Где находится «лоно Авраамово»? А. Ткаченко

***

Ло́но авраа́мово — 1) место упокоения праведников до Воскресения Иисуса Христа. Выражение встречается в Библии лишь в Притче о богаче и Лазаре (Лк. 16:22); 2) образное выражение, указывающее на Небесные (Райские) обители; 3) иконографический образ, встречающийся, в частности, на канонических иконах Страшного Суда.

Лоно в данном случае буквально переводится как грудь, пазуха.

«Лоном Авраамовым называют совокупность тех благ, какие предлежат праведникам по входе их от бури в небесные пристани; поскольку и в море заливами (лоном) мы обыкновенно называем места удобные для пристани и успокоения.».
блж. Феофилакт Болгарский. «Толкование на Евангелие от Луки»

«По смерти Лазаря, душа его была отнесена Ангелами на лоно Авраамово. Не сказано «в рай», потому что рай был отверзт только страданием и воскресением Господа Иисуса Христа, но выражается лишь та мысль, что Лазарь, как истинный сын Авраама, разделил с Авраамом его посмертный жребий, улучив состояние, полное утешительных надежд на будущее блаженство, ожидающее всех праведников.»
архим. Аверкий (Таушев)

***

Почему если выражение «лоно Авраамово» используется в отношении посмертного местопребывания ветхозаветных праведников, его же используют и для обозначения Райских обителей?

Лоном Авраамовым и действительно названо место загробного пребывания праведных душ времён Ветхого Завета, когда человек ещё не был искуплен и Рай для него был закрыт. Выражение «лоно авраамово», используемое в приложении к Райским обителям, имеет смысловую связь с иносказательным выражением «дети Авраама» (Лк.3:8), под которыми могут пониматься праведники, как духовные преемники Авраама (Ин.8:3), могут пониматься христиане. Таким образом, лоно авраамово может пониматься и как лоно — посмертное обиталище христианских святых, то есть Небесные или Райские обители.

Вопрос 67. Какое место назначено собственно для душ тех людей, кои умирают с благодатию Божиею?

Ответ. Души тех людей, которые отходят от мира сего с благодатию Божиею и с покаянием во грехах своих, имеют своим местом руки Божии. Ибо Священное Писание так говорит: «Праведных же души в руце Божией, и не прикоснется их мука». Называется также место их раем как Христос Господь сказал на кресте к разбойнику: «аминь глаголю тебе, днесь со Мною будеши в раи» (Лк. 23:43). Оно именуется и лоном Авраамовым, как написано: «Бысть же умрети нищему и несену быти Ангелы на лоно Авраамле» (Лк.16:22), и Царствием Небесным, по слову Господа: «Глаголю же вам, яко мнози от восток и запад приидут и возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом во Царствии Небеснем» (Мф.8:11). Посему каким бы кто именем из числа упомянутых нами ни назвал место сие, не погрешит: только бы знал, что души пребывают в благодати Божией в Царствии Небесном, и, как гласят Церковные песни, «на небеси».
свт. Петр (Киевский). «Православное Исповедание»

«…поелику <Лазарь> терпением страданий на целом поприще жизни сохранил себя непадшим, по разрушении на нем этой скинии после победы над боровшимся с ним на жизненном поприще, немедленно оказался среди Ангелов; ибо сказано: «бысть умрети нищему, и несену быти Ангелы» (Лк. 16:22). Вот ликование — совершение пути с Ангелами, и лоно патриарха, приемлющее на себя Лазаря, и само представляющееся не чуждым сего радостного согласия с ликом. Ибо не погрешит, кто, услышав слово: «лоно», представит себе, что это ПОЛНОТА БЛАГ, какою наименован патриарх, подобно какому-то обширному объему моря, и в ней-то пребывает Лазарь; — потому что у отличившихся подобными подвигами ни у кого нет ничего собственного, но благо общим делается для всех, одною и тою же добродетелью достигших равного блага.»
Свт. Григорий Нисский. «О надписании псалмов, книга 2., гл. 6.»

***

«…лоно Авраамово есть страна живых, жилище вечно веселящихся, обилие вечных благ».
свт. Григорий Палама. «Омилия на 22-е воскресное Евангелие».

«Говорят, по учению святого Евангелия и святых отцов, грешники, находящиеся в аду, видят праведных, находящихся в раю, через это еще более усиливается мука грешников. Спрашивается: как же грешники могут видеть праведных на столь безмерно великом расстоянии, которое отделяет рай от ада? … Если это возможно для чувственного зрения, то тем более возможно для духовного, ибо для духовного зрения пространство как бы вовсе не существует, так же, как не существуют пространство и время для нашей мысли.»
св. Варсанофий Оптинский. «Келейные записки»

«…будем молить Бога, чтобы Он удостоил всех нас, по отшествии отсюда придти туда так, чтобы нам не с богачом, а с Лазарем успокоиться в лоне патриарха и наслаждаться вечными благами».
свт. Иоанн Златоуст. «Слово 3 о Лазаре»

«Евангелие не упоминает ни о какой добродетели нищего Лазаря; говорит только о его страдальческой жизни и о том, что ангелы отнесли душу его в отделение рая, именуемое лоном авраамовым».
свт. Игнатий (Брянчанинов). «Беседа в двадцать вторую неделю»

«Авраам отвечал, что великая пропасть утвердилась между ним и страждущим в муках богачом, показывая различие между праведными и грешными. Ибо Авраам был страннолюбив и нищелюбив, принимал приходящих издалека, а богач немилосердно отвращался от лежащего в язвах при вратах его. Посему, как расположения противоположны, так и места переселения РАЗДЕЛЬНЫ ОДНИМ — ПОКОЙ, другим — мучение.
св. Исидор Пелусиот. «171. Архонтию. На сказанное Авраамом богатому: между нами и вами пропасть велика утвердися»

«Поскольку Авраам был слуга Христов то посему лоно его, говорится, есть как бы некая тихая пристань и место невозмутимого упокоения праведников».
Свт. Астерий Амасийский. «Беседа на притчу из евангелия от Луки, О богаче и Лазаре»

«А праведные, которые содержатся ныне в аду, но не в том же месте, что и неправедные, достигнут нетленного и неоскудевающего Царства. Ибо в эту область одна дорога, и мы верим, что у ее врат стоит Архангел с воинством. Те, кто приводятся ангелами, приставленными к душам, пройдя эти врата, направляются не одной и той же дорогой. Ибо праведные, которые ведутся направо, озаряемые ярким светом, и воспеваются ангелами, стоящими вдоль нее, направляются в светлую область (χωρίον φωτεινόν). В ней от начала живут праведные, которые не находятся под властью закона (υπ’άνάγκης κρατούμενοι), но всегда в удовольствии созерцают доступные взору всех блага (δρωμένων αγαθών) и наслаждаются ожиданием всякий раз новых, считая, что они лучше этих. Это место не приносит им усталости и изнурения. Там нет ни зноя, ни холода, ни сорной травы. Но всегда улыбается созерцаемый лик (όρωμένη όψις) праведных отцов, которые ожидают после этого упокоения и вечного воскресения (άναβίωσις) на небе. же это мы называем лоном авраамвым…
Вот слово об аде, в котором содержатся души всех до времени, определённого Богом, когда он совершит воскресение всех, не перевоплощая (μετενσωματών) души, но воскрешая тела».
свмч. Ипполит Римский. «Слово против эллинов» или «О всеобщей причине. Против Платона»

«Что значит лоно Авраамово, если не тайное успокоение отцов? О нем Истина говорит: говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф.8:11,12). Ибо одетый в порфиру и виссон справедливо называется сыном царствия. Он издали возвел очи, чтобы видеть Лазаря, потому что неверные, находясь в нижнем месте своего осуждения, обращают внимание до последнего дня суда на находящихся над ними в покое всех верных, коих радостей после никогда не могут видеть»
Григорий Двоеслов. «Сорок бесед на Евангелия, XL».

***

См. также: СТРАШНЫЙ СУД, РАЙ, АД, СОШЕСТВИЕ ВО АД, ВЕЧНЫЕ МУКИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *