Лот и авраам

Авраам. Икона сер.XVII в.

Авраам и Лот. Мозаика церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме. V в.

Изображение Авраама из Киевской Псалтири. 1397 г.

Праотец Авраам. , ветхозаветный патриарх (пам. 9 окт. и в Неделю праотец), родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен. Данное Аврааму Богом благословение, универсально понимаемое в Новом Завете, делает его «отцом всех верующих» (Рим 4. 11; Гал 3. 6-8). Родословие Авраама восходит к Симу (Быт 11. 10-26), его отцом был Фарра, у к-рого родились сыновья: Аврам, Нахор, Аран (Быт 11. 26). С Авраама начинается новый этап «священной истории» послепотопного времени: прежнему ходу домостроительства Божия противопоставляется новое начало истории с Авраама (ср. Быт 11. 4 и Быт 12. 2).
Авраам жил в стране Халдейской, недалеко от Вавилона. Он был потомком Сима и, со всем своим семейством, сохранил истинную веру в Бога. Он был богат, имел много скота, серебра и золота, и много слуг; но не имел детей и скорбел об этом.
Бог избрал праведного Авраама, чтобы сохранить истинную веру, через его потомство, для всего человечества. А чтобы оградить его и его потомство от родного ему языческого народа (потому что среди родных людей — язычников скорее можно было научиться идолопоклонству), Бог явился Аврааму и сказал: «Выйди из земли твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя и возвеличу имя твое. И благословятся в тебе все племена земные», то есть в этом народе — в его потомстве, со временем родится обещанный первым людям Спаситель мира, Который благословит все народы земли.
Аврааму было в то время семьдесят пять лет. Он повиновался Господу, взял жену свою Сарру, племянника Лота и все имение, которое они приобрели, всех слуг своих, и переселился в землю, которую указал ему Господь. Земля эта называлась Ханаанскою и была весьма плодородна. Там жили тогда хананеяне. Это был один из самых нечестивых народов. Хананеяне были потомками Ханаана, сына Хамова. Здесь Господь снова явился Аврааму и сказал: «Всю землю, которую ты видишь, Я дам тебе и твоему потомству». Авраам устроил жертвенник и принес Богу благодарственную жертву.
После этого земля Ханаанская стала называться обетованною, то есть обещанною, так как Бог обещал дать ее Аврааму и его потомству. А теперь она называется Палестиною. Находится эта земля на восточном берегу Средиземного моря, и по средине ее протекает река Иордан.
Когда стада Авраама и Лота так размножились, что им становилось вместе тесно и между их пастухами стали происходить непрестанные споры, тогда они решили дружелюбно разойтись.
Авраам сказал Лоту: «Да не будет раздора между нами, так как мы родственники. Не вся ли земля пред тобою? Отделись же от меня; если ты — направо, то я — налево».
Лот выбрал себе долину иорданскую и поселился в Содоме. А Авраам остался жить в земле Ханаанской и поселился близ Хеврона, у дубравы Мамры. Там около дуба Мамрийского, он раскинул свой шатер и устроил жертвенник Господу. Этот дуб Мамрийский и до сих пор еще растет в Палестине, около города Хеврона.

Спустя немного времени после того, как Лот поселился в Содоме, соседний царь Еламский напал на Содом, разгромил город и взял в плен людей и имущество. В числе пленников был и Лот.
Авраам, узнав об этом, тотчас же собрал своих слуг (318 человек), пригласил на помощь соседей, догнал неприятеля, напал на него и отбил всю добычу.
Когда Авраам возвращался, его встречали с торжеством. Мелхиседек, который был священником Бога Всевышнего и царем Салимским, принес Аврааму в дар хлеб и вино и благословил его.
О Мелхиседеке — его происхождении и смерти ничего неизвестно. Имя Мелхиседек значит царь правды: слово салим значит мир. Мелхиседек прообразовал собою Иисуса Христа: как Мелхиседек был вместе священником и царем, так и Иисус Христос есть Первосвященник и Царь. Как о Мелхиседеке не указано ни начала, ни конца жизни его — он как бы во веки жив, — так и Христос есть вечный Бог, Царь и Первосвященник; и мы называем Иисуса Христа — Первосвященником во век по чину Мелхиседекову. И как Господь наш Иисус Христос дал нам под видом хлеба и вина тело и кровь Свою, т. е. св. причастие, так и Мелхиседек, прообразовавши Спасителя, принес Аврааму хлеб и вино, и как старший благословил Авраама.
Авраам с благоговением принял от Мелхиседека благословение и подарил ему десятую часть своей добычи.
(см. Библию, кн. «Бытие»: главы 12, 14, 15, 16, 17).

Явление Бога Аврааму в виде трех странников

Жертвоприношение Авраама. Русская икона XVIII в.

Явление Святой Троицы Аврааму. Фрагмент росписи Софийского собора в Киеве. XI в.

Однажды, в знойный день, Авраам сидел под тенью дуба, у входа своего шатра, и видит: стоят против него три странника. Авраам любил принимать странников. Он сразу же встал и побежал на встречу им, поклонился до земли и стал звать их к себе отдохнуть под деревом и подкрепиться пищею.
Странники зашли к нему. По обычаю того времени, Авраам омыл им ноги, подал хлеб, тут же приготовленный его женой Саррой, подал масла, молока и лучшего жаренного теленка и стал угощать их. И они ели.
И сказали они ему: «где Сарра; жена твоя?»
Он ответил: «Здесь, в шатре».
И сказал один из них: «через год Я опять буду у тебя, и у Сарры, жены твоей, будет сын».
Сарра, стоявшая сзади у входа в шатер, слышала эти слова. Она засмеялась про себя и подумала: мне ли иметь такое утешение, когда я уже состарилась?
Но странник сказал: «зачем Сарра засмеялась? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок Я буду у тебя и у Сарры родится сын».
Сарра же испугалась и сказала: «я не смеялась».
Но он сказал ей: «нет, ты засмеялась».
Авраам тогда понял, что перед ним не простые странники, а что с ним говорит Сам Бог.
Аврааму в это время было 99 лет, а Сарре 89.
(см. Библию кн. «Бытие»: гл. 18, 1-16).

Гибель Содома и Гоморры

Троица Ветхозаветная . Фреска церкви Спаса Преображения в Новгороде Великом.

Гостеприимство Авраама (Зырянская Троица). Вологда, XIV в.

Уходя от Авраама, Бог открыл ему, что Он истребит соседние города Содом и Гоморру, так как они самые нечестивые города на земле. В Содоме же жил племянник Авраама, праведный Лот.

Авраам стал умолять Господа, чтобы Он помиловал эти города, если там найдутся пятьдесят праведников.
Господь сказал: «Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то ради них помилую весь город».
Авраам снова спросил: «может быть, до пятидесяти праведников не достанет пяти?»
Господь сказал: «не истреблю, если найду там сорок пять праведников».
Авраам же продолжал говорить с Господом и умолять Его, все уменьшая число праведников, пока не дошел до десяти; он сказал: «Да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять праведников?»
Бог сказал: «Не истреблю и ради десяти». Но в этих несчастных городах жители были так злы и развращены, что там не нашлось и десяти праведных людей. Эти нечестивцы хотели даже надругаться над двумя Ангелами, пришедшими, чтобы спасти праведного Лота. Они уже готовы были выломать дверь, но Ангелы поразили их слепотою, и вывели Лота с его семейством — с женой и двумя дочерьми — за город. Они велели им бежать и не оглядываться назад, чтобы не погибнуть.
И тогда пролил Господь на Содом и Гоморру дождь из серы и огня и истребил эти города и всех людей в них. И опустошил все место это так, что в долине той, где они были, образовалось соляное озеро, известное теперь под именем Мертвого моря, в котором не может жить ничто живое.
Жена же Лотова, когда убегала из города, оглянулась назад, на Содом, и тотчас превратилась в соляной столп.
Тем, что жена Лота оглянулась на Содом, она показала, что жалеет об оставленной греховной жизни — оглянулась, задержалась, — и сразу превратилась в соляной столп. Это строгий урок нам: когда Господь спасает нас от греха, нужно убегать от него, не оглядываться на него, т. е. не задерживаться и не жалеть о нем.
(см. Библию в кн. «Бытие»: гл. 18, 16-33; 19, 20).

Принесение Исаака в жертву

Явление Св.Троицы Аврааму. Жертвоприношение Авраама. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне. VI в.

Жертвоприношение Авраама. Мозаика собора в г.Монреале. 1180-1190 гг.

Через год после явления Аврааму Бога в виде трех странников исполнилось предсказание Господа: у Авраама и Сарры родился сын, которого они назвали Исааком. Аврааму тогда было сто лет, а Сарре девяносто. Они очень любили своего единственного сына.
Когда Исаак вырос, Бог пожелал возвысить веру Авраама и научить через него всех людей любви к Богу и послушанию воли Божией.
Бог явился Аврааму и сказал: «возьми сына твоего единственного Исаака, которого ты любишь, иди в землю Мориа, и принеси его в жертву на горе, которую Я тебе укажу».
Авраам повиновался. Ему было очень жалко своего единственного сына, которого он любил больше, чем самого себя. Но Бога он любил больше всего и верил Ему совершенно, и знал, что Бог никогда и ничего плохого не пожелает. Он встал рано утром, оседлал осла, взял с собою сына Исаака и двух слуг; взял дрова и огонь для всесожжения и отправился в путь.
На третий день пути они пришли к горе, которую указал Господь. Авраам оставил слуг и осла под горою, взял огонь и нож, а дрова возложил на Исаака и пошел с ним на гору.

Когда они шли вдвоем на гору, Исаак спросил Авраама: «Отец мой! у нас есть огонь и дрова, а где же агнец (ягненок) для жертвоприношения?»
Авраам ответил: «Господь усмотрит Себе агнца». И шли далее оба вместе и пришли на верх горы, на место, указанное Господом. Там Авраам устроил жертвенник, разложил дрова, связал сына своего Исаака и положил его на жертвенник поверх дров. Он уже поднял нож, чтобы заколоть своего сына. Но ангел Господень позвал его с неба и сказал: «Авраам, Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего. Ибо теперь Я знаю, что ты боишься Бога, потому что не пожалел единственного твоего сына для Меня».
И увидел Авраам невдалеке барана, запутавшегося кустарнике, и принес его в жертву вместо Исаака.
За такую веру, любовь и послушание Бог благословил Авраама и обещал, что у него будет потомства так много, как звезд на небе и как песку на берегу моря, и что в его потомстве получат благословение все народы земли, то есть из его рода произойдет Спаситель мира.
Принесение Исаака в жертву было прообразом или предсказанием людям о Спасителе, Который, будучи Сыном Божиим, отдан будет Своим Отцом на крестную смерть, в жертву за грехи всех людей.
Исаак, являясь прообразом Спасителя за две тысячи лет до Рождества Христова, предизобразил, по воле Божией, Иисуса Христа. Он так же, как Иисус Христос, безропотно шел на место жертвы. Как Иисус Христос нес на Себе крест, так и Исаак на себе нес дрова для жертвоприношения.
Гора, на которой Авраам приносил в жертву Исаака, получила название горы Мориа. Впоследствии на этой горе был построен царем Соломоном, по указанию Божию, Иерусалимский храм.
(см. Библию, кн. «Бытие»: гл. 21, 22).

Иконография.

Троица Ветхозаветная с бытием. Ок.1675 г. Школа Оружейной палаты Московского Кремля.

Икона Святой Троицы. в храме Иоанна Предтечи на Пресне. XVII-XVIII (Кострома).

Сюжет жертвоприношения Авраама (Быт. 22), символизирующий новозаветную жертву, получил широкое распространение в раннехристианском искусстве; одно из наиболее ранних изображений находится в росписи синагоги в Дура-Европос, ок. 250 г. Этот сюжет встречается в росписях катакомб (Присциллы, II в.; Каллиста, 1-я пол. III в.; Петра и Марцеллина, 2-я пол. III — 1-я пол. IV в.), рельефах саркофагов, украшает евхаристические сосуды. Иногда А. изображается безбородым юношей в короткой тунике (напр., стеклянная чаша IV в., найденная в 1888 г. в Булонь-сюр-Мер), но обычно Авраам — муж с бородой, в тунике и паллиуме (в Дура-Европос — с темными волосами; в росписях катакомб, мозаиках Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-440 гг.,- с короткими седыми). Среди вариантов изображения жертвоприношения Авраама чаще всего встречается композиция, где Авраам левой рукой держит за волосы коленопреклоненного Исаака, в правой руке — занесенный нож; слева от Авраама у дерева — овен, в небесном сегменте — десница Божия. Иногда позади Авраама изображен ангел (рельеф саркофага Юния Басса, 359 г. (Музеи Ватикана) — ангел представлен в виде юноши без крыльев). Этот тип иконографии удержался в византийском и в древнерусском искусстве. С IX в. Авраам начинает изображаться с нимбом (Гомилии Григория Назианзина. 880-882 гг. Paris. Gr. 510; Христианская топография Косьмы Индикоплова. Посл. четв. IX в. Vat. Gr. 699). Вместо десницы Божией в небесном сегменте или около него чаще помещается ангел (Хлудовская Псалтирь. IX в.; фреска собора Св. Софии в Киеве, сер. XI в., мозаики Палатинской капеллы в Палермо, 50-60-е гг. XII в., и кафедрального собора в Монреале (Юж. Италия), 1180-1190 гг.; роспись в жертвеннике ц. Рождества Богородицы Снетогорского монастыря в Пскове, 1313 г.). С XII в. Авраам, как правило, изображается старцем с длинными седыми волосами. С XVI в. сцена жертвоприношения Авраама в русских рукописях помимо иллюстраций Псалтирей известна в миниатюрах Палеи, Хронографов, Лицевого Летописного свода, Библии (Псковская Палея. 1477 г.: миниатюры сер. XVI в. ГИМ. Син. Греч. № 210. Л. 91); и в клеймах икон (напр. Св. Троица с деянием, сер. XVI в. (ГРМ); Св. Троица в бытии, 1580-1590 гг. (СИХМ) и др.).

Др. сюжет — явление трех ангелов Аврааму, или Гостеприимство Авраама. Самое раннее из дошедших до нас изображений сохранилось в катакомбах на Виа-Латина, IV в.: к сидящему под деревом Аврааму подходят трое юношей в туниках с клавами и паллиумах; около Авраама — телец. В мозаиках нефа Санта-Мария-Маджоре в Риме, 432-440 гг., где подробно иллюстрируется история А., явление ангелов и трапеза изображены в 2 сценах. В Сан-Витале в Равенне, ок. 547 г., Гостеприимство Авраама и жертвоприношение объединены в одну композицию, расположенную на стене вимы напротив жертвоприношения Авеля и Мелхиседека, т. о. подчеркнуто символическое значение события как прообраза евхаристии. Тот же смысл имеют гостеприимство и жертвоприношение Авраама во фресках церкви Св. Софии в Охриде, 50-е гг. XI в., и собора Св. Софии в Киеве, сер. XI в. Различные эпизоды из жизни Авраама представлены в миниатюрах рукописей (Венский Генезис (VI в. Vien. gr. 31); Коттон Генезис (Кон. V — нач. VI в. London. Otho. B. VI); Пятикнижие Ашбурнхама (VII в. Paris. nouv. acq. lat. 2334) и др.), а также в иллюстрациях Псалтирей IX-XVII вв. В ряду сцен библейского цикла явление ангелов и трапеза представлены в мозаиках Палатинской капеллы в Палермо, 1143-1146 гг., собора в Монреале, 1180-1190 гг., Сан-Марко в Венеции, XII — нач. ХIII в. С XVI в. ветхозаветные события, в т. ч. история А., изображаются в русских монументальных росписях (церковь Св. Троицы в Вязёмах, кон. XVI в.), а также в клеймах икон Св. Троицы с деянием.

Лоно Авраамово. Италия, г.Сериате. Архимандрит Зинон, 2000 г.

Лоно Авраамово. Даниил Черный. 1408 г. Успенский собор, г.Владимир.

Наряду с ветхозаветными сценами в византийском искусстве разрабатывается иконография, основанная на евангельской притче о богаче и бедном Лазаре (Лк 16. 22), получившая название «Лоно Авраамово». Самое раннее из известных изображений — миниатюра Гомилий Григория Назианзина (880-882 гг. Paris. Gr. 510. Fol. 149), где сидящий на престоле Авраам держит на коленях фигурку Лазаря, символизирующую его душу. В Псалтири Барберини (1092 г. Vat. Gr. 372. Fol. 39) Авраам с фигуркой в руках сидит под деревьями. В иллюстрациях Псалтирей встречаются многочисленные изображения Авраама, иллюстрирующие различные тексты о праведниках, рае, праведной жертве. Композиция «Лоно Авраамово», символизирующая рай, входит как один из элементов в цикл «Страшного Суда» (Евангелие. XI в. Paris. Gr. 74). Вместе с А. в раю изображаются сидящие на престоле ветхозаветные патриархи Исаак и Иаков, за пазухами которых находятся детские фигурки — души праведных (напр., фрески Дмитриевского собора во Владимире, кон. XII в.). В XVI в. в русских храмовых росписях «Лоно Авраамово» помещается в диаконнике (Архангельский собор Московского Кремля, церковь Св. Троицы в Вязёмах), что связано с традицией совершения здесь заупокойных служб (Стоглав. Гл. 13). В палеологовском искусстве изображение Авраама в числе ветхозаветных праведников встречается в храмовых росписях монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, 1316-1321 гг., церкви Феодора Стратилата в Новгороде, 80-е гг. XIVв.

Седален праотцев, глас 8:
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Авраама, Исаака же и Иакова восхвалим вси песненно, / Давида кроткаго, Иисуса и дванадесять патриархи / купно с треми юношами, угасившими огненный пламень силою духовною, / радуйтеся, – вопиюще к ним, – прелесть доблественне обличивше царя безумнаго, / и Христу молитеся / согрешений оставление даровати празднующим любовью святую память вашу.
Из 8 песни канона праотцем в Неделю святых праотец:
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Днесь сущих от века Божественную память совершаем честных отец, / Адама, Авеля же, Сифа, и Ноя, / и Еноса, и Еноха, и Авраама, / Мелхиседека и Иова, Исаака и вернаго Иакова, / да благословит тварь, вопиюще, Господа / и превозносит во вся веки.
(www.sedmitza.ru; www.pravenc.ru; wertograd.narod.ru; иллюстрации — ru.wikipedia.org; www.pravenc.ru; images.icon-art.info; www.cirota.ru; www.staratel.com; images.icon-art.info; foto.mail.ru; ricolor.org; community.livejournal.com).

Путь Авраама.

Современный Хеврон (аль Халиль) — город потомков Авраама.

Дуб Мамврийский на участке Русской Духовной Миссии в Хевроне.

В храме св.праотцев в Хевроне.

Икона Жертвоприношение Авраама в иконостасе Храма свв.Праотцев в Хевроне.

Икона святых праотцев. Патриарх Авраам — в нижнем ряду слева. Храм свв.Праотцев в Хевроне.

Икона явления Св.Троицы Аврааму в Иерусалимской Патриархии.

Интерьер храма Святых праотцев в Хевроне.

ЛОТ (לוֹט), сын Харана, внук Тераха и племянник Авраама (Быт. 11:27).

После смерти Харана в Уре Халдейском, когда Терах вместе с Авраамом и Саррой отправился в Ханаан, он взял с собой и Лота. Терах умер на полпути — в Харане (Быт. 11:32), и Авраам принял Лота в лоно своей семьи. Лот сопровождал Авраама в его странствиях из Харана в Ханаан, из Ханаана в Египет и обратно в Ханаан. Затем в поисках пастбищ для скота, умножившегося в Египте, Авраам и Лот пересекли Негев и прибыли в гористую область южного Ханаана (в будущем — надел Биньямина). Когда между пастухами Авраама и Лота вспыхнула ссора, ибо «непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе» (Быт. 13:6), Авраам предложил Лоту отделиться, чтобы избежать раздоров между родственниками, и предоставил племяннику право первым выбрать себе кочевье, и тот, выбрав плодородную в то время часть долины Иордана, поселился возле Содома (см. Содом и Гоморра). Отсюда Лот был уведен в плен пришельцами из Месопотамии, но освобожден Авраамом (Быт. 14:12–16); здесь же его посетили два ангела, которых он, принимая за людей, защитил от посягательств грешных содомитов (Быт. 19:1–11).

Когда, согласно Библии, Бог решил разрушить Содом и Гоморру, Лот с семьей, предупрежденный ангелами, бежал из города. Его жена вопреки запрету оглянулась и была превращена в соляной столб (подобных столбов немало в окрестностях Мёртвого моря. Лот с двумя дочерьми нашел убежище в пещере. Полагая, что все остальные мужчины погибли, дочери, напоив Лота, сошлись с ним. От старшей дочери родился Моав, прародитель моавитян, а от младшей — Бен-‘Амми, прародитель аммонитян (см. Аммон; Быт. 19:31–38). Библейская история отражает мысль о превосходстве Израиля над этими двумя народами — плодом кровосмесительной связи. Согласно апокрифической арамейской версии книги Бытие, найденной среди Мёртвого моря свитков Лот не только сопровождал Авраама в Египет, но и приобрел там богатство и положение, женился, а затем построил себе дом в Содоме.

Истина: «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым».

Цель: Учить детей избегать ссор.

Христианская этика: Избегаем ссоры.

Заинтересованность:

Принести на урок детские книжки с красивыми цветными картинками (2-3 шт.).

Рассказ: У Андрея и Володи была бабушка. И вот однажды бабушка приехала из деревни и принесла красивые книжки. (Показать книжки). Андрей и Володя стали спорить из-за книжек. На шум прибежала бабушка и наказала братьев.

— Ребята, как бы вы поступили на месте Андрея и Володи? Как вы думаете, Иисусу нравится, когда мы спорим или отбираем что-то у другого?

Сегодня мы узнаем историю о двух людях, которые оказались в подобной ситуации, как Андрей и Володя.

Библейская история:

  1. Авраам и Лот богаты скотом.
  2. Спор между пастухами.
  3. Авраам и Лот отделяются друг от друга.

Вопросы:

  • Сколько стад было у Авраама и Лота?
  • Почему их пастухи ссорились?
  • Что сделали Авраам и Лот, чтобы не ссориться?
  • И т. д.

На вопрос отвечает ребенок, которому учитель бросит мяч.

Золотой стих:

«Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым» (2 Тим. 2:24)

Применение:

Поделка 1:

Раздать каждому ребенку по 2 альбомных листа.

Сделать с детьми аппликации. Раздать цветную бумагу, помочь детям вырезать и наклеить.

Паша дергает Машу за косичку, Маша повернулась и ударила Пашу.

Примерные ситуации:

  • Света сидит за столом вместе со своим братом. На стол бабушка поставила свежие сливы. Алеша и Света вместе взялись за крупную сливу. Но Света убрала свою руку и разрешила взять эту сливу брату.

Поделка 2.

Вырезать Авраама и Лота, приклеить на картинку в нужном месте, раскрасить.

Домашнее задание:

выучить стихотворение «Брат и сестра».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *