Ложный стыд

Толкования Священного Писания

Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами

Что значит: «кто постыдится Меня и Моих слов», и прочее?

Ответ. Многие хотят со Христом прославленными быть, но со смиренным и страждущим мало кто хочет. Но сие невозможно. Надо ученикам, рабам и членам тела в смирении и страдании быть со своим Учителем, Господом и Главою. Страждет глава, страждут и прочие члены тела. Поносится господин, поносятся и рабы его. Терпит учитель, терпят и ученики его. Христиане – телесные члены, рабы и ученики Христовы, потому надо и им последовать Христу как Главе, Господу и Учителю своему. Да не постыдится терпеть ученик, и раб, и член телесный то, что терпел Учитель, Господь и Глава. «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего» (Мф 10:24).

Видим христиане, что Христос Господь наш всякое бесчестие и злострадание претерпел за нас, потому праведный долг наш – не стыдиться претерпеть, что ни приключится нам. Если же кто убегает и стыдится терпеть поношение и озлобление, того и самого постыдится Господь, когда придет не в смирении, но во славе, и «скажет: «Говорю вам: не знаю вас, откуда вы» (Лк 13:27). Не признаю за рабов тех, которые не работали ради Меня, не принимаю как учеников тех, которые не последовали стопам Моим. Стыдились вы Меня в смирении Моем, и Я вас ныне стыжусь в славе Моей. Недостойными вы себя судили крест носить и последовать Мне, недостойными Меня и Я вас сужу. «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф 10:38).

Если Христа недостоин, то достоин того, гордости которого последует. Ибо, кто Христу не следует и со Христом не пребывает, тот необходимо должен противнику Его последовать и с ним участие иметь, – к какой-либо стороне надо пристать и той держаться. Кто чью волю творит, тот тому и последует. Жизнь в мире этом – непрестанная брань, в которой две стороны сражаются не оружием видимым, но духовным и невидимым, как и брань эта – невидимая и духовная. Христос, Царь мира, Церковью Своей управляет, и защищает ее, и вооружает против дьявола, врага христиан, но дьявол против них восстает, и вооружается со своим полчищем, и хочет не города их отнять, а души пленить. Потому непременно всякий или со Христом и рабами Его под крестом Его воинствует против того врага, или в противной стороне находится.

Письма келейные. Письмо 119.

СТЫД ЛОЖНЫЙ

Еще бывает во время молитвы, что сердце наше богопротивно стыдится перед людьми слов молитвы или Самого Господа Бога, вяло, не от сердца произнося молитвы. Надо попрать этот богопротивный, человекоугодливый, диавольский стыд и страх и произносить молитвы от души и громогласно, в простоте сердца, представляя перед собой единого Бога и всех считая как бы несуществующими. «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:38) (1).

* * *

Вот светский кружок: говорят, говорят, большей частью переливая из пустого в порожнее, и нет речи о Боге – общем всех Отце, о любви Его к нам, о будущей жизни, о воздаянии – почему? Стыдятся завести речь о Боге. Но что удивительнее всего, даже люди, мнящие себя благочестивыми, сами светильники, редко говорят о Боге, о Христе Спасителе, о драгоценности времени, о воздержании, о воскресении, о суде, о будущем блаженстве и вечных муках в кругу своих семейств и в кругу светских людей, а проводят часто время в пустых разговорах, играх и занятиях! Опять потому, что стыдятся завести такой разговор, боятся наскучить или опасаются, что сами не выдержат, не будут сердечно вести речь о духовных предметах. О, мир прелюбодейный и грешный! Горе тебе в день суда от общего всех нелицеприятного Судии. «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1:11). Да, не принят у нас Господь и Зиждитель всех! Не принят в домах наших, в разговорах наших. Или вот человек читает священную книгу или читает вслух молитвы, но отчего иногда он читает как бы невольно, неохотно, у него язык запинается? Не от избытка сердца, а от тесноты, пустоты уста его едва говорят. Это отчего? От посеянного внутри, в сердце, диаволом пренебрежения к духовному чтению или к молитве и ложного стыда. О, бедные, бедные мы люди! В чем следовало бы поставлять величайшую честь, того мы стыдимся. О, твари неблагодарные и злонравные! Каких мы мук заслуживаем таким поведением (6)?

«Кто постыдится Меня и Моих слов, – говорит Господь, – того постыдится Сын Человеческий, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов» (Лк. 9:26).

Какое страшное возмездие стыдящимся Христа за их ложный, преступный стыд! Что ожидает в будущем тех, кто устами, делами и всею жизнью отрекается от Него к погибели? И Христос Спаситель отвергается их перед святыми Ангелами и перед лицом самого Отца Небесного, когда явится Судией мира с силою и славою многою, «чтобы воздать каждому по делом его» (Откр. 22:12). Такому сраму подвергнутся все отступники от истинной веры и Церкви Православной, которые позволяют себе посмеиваться над всем, что говорит нам святое Евангелие, что запечатлено и утверждено крестной смертью Сына Божия. (9)

«Кто постыдится Меня и Моих слов, – говорит Господь, – в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:38). Здесь говорится о необходимости дерзновения или смелости и мужества при исповедании Христа, Сына Божия, о непощадении жизни своей для Христа и о последовании Его воле, потому что если кто здесь почтет за стыд следовать Ему, исполнять заповеди Его или постыдится следовать постановлениям Церкви Его ради угождения миру, плоти и диаволу, того не признает своим и Сын Божий во второе пришествие Свое и на Страшном суде Своем. Страшное слово, братья и сестры! Отбросим же ложный стыд и леность к благочестию, к посещению богослужения, леность к чтению Слова Божия и поучению в нем, отвержемся себя, отбросим угождение многострастной плоти, во зле лежащему миру и миродержцу-диаволу, возьмем крест свой и последуем за Христом, Агнцем Божиим, вземлющим грехи мира, за нашим Царем и Господом, уготовавшим нам царство на небеси от сложения мира (9).

Есть и еще причина, почему мы решительно не оставляем своего грешного образа жизни и остаемся рабами мира и его привычек, обычаев и всего склада светской, суетной жизни. Потому что многие из нас тайно стыдятся своей веры, стыдятся исповедовать Господа, жить по Его заповедям, по Его Евангелию, следовать за Ним, чтобы не потерять уважения в свете, почета в мире прелюбодейном и грешном – и вот они позволяют себе увлекаться потоком мирской, грешной, суетной, часто преглупой и вредной жизни. Они и сознают, что безрассудно, во вред себе проводят время столь драгоценное; знают и высшую цель жизни человека на земле, знают и о жертве искупления, принесенной за них на Кресте, но сложившийся образ жизни, понятия света, своеобразные, превратные взгляды товарищей на жизнь, на веру, на Церковь не позволяют им сойти с того распутья, на котором они себя поставили, и не дают им опомниться и прийти в себя, размыслить о своей судьбе. Они жалкие рабы своей среды, рабы мира грешного, во зле лежащего. Но если хочешь, христианин, идти за Христом и войти в славу Его, то ты должен непременно следовать за Ним, исполнять Его заповеди, смиряться, молиться, любить Его, страдать и терпеть. «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19). Ужасное возмездие ожидает неверных христиан за то, что они отвергли великое попечение о себе Божие и жертву Господа Иисуса Христа, принесенную и за них на Кресте. Они стыдились Его, Его Евангелия, жизни по Евангелию. Постыдится и Он их, когда придет судить мир во славе Отца Своего, не признает их Своими и навеки отринет их от лица своего. «Кто постыдится Меня, – говорит Господь, – в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:38) (14).

Религиозный человек – каким он должен быть?

К сожалению, в современном обществе отношение к религии у многих людей весьма настороженное, говоря, что «Религия – это опиум для народа», которая делает людей безвольными и легко управляемыми, являясь одним из главных источников многих конфликтов, часто ассоциируя религиозную направленность человека с сектантством.

Из-за чего же у людей сложилось такое мнение относительно религии, целями которой вроде бы должны выступать культивирование в людях сострадания и любви, скромности и отсутствия гордости, терпимости и прощения, и многих других положительных черт характера. Я попытаюсь рассказать, по каким причинам много людей с опасением относятся к религии, и ответить на вопрос, каким должен быть религиозный человек.

Когда начинаешь разговор о религии, у многих на уме возникает слова секта. Наверное, это все потому, что большинство сект являются именно религиозными. Но люди часто делают поспешные выводы, одно дело — выслушать человека, и выяснить по какому пути он идет, и совсем другое — не вникая, категорично запретить углубляться в это знание. Люди, находящиеся в секте, становятся на ложный путь, они отчуждаются от общества, следуя принципам, противоречащим принятым религиозным течениям и писаниям, что нарушает этические и моральные нормы — именно об этих людях можно сказать, что «Религия – опиум для народа». Также под эту категорию попадают люди, не обладающие глубоким пониманием, становясь безвольными, и когда приходят страдания, они бездействуют, говоря, что на все воля божья, не задаваясь вопросом, почему такова воля божья, или занимаются самоистязанием, вместо того, чтобы работать над улучшением своего характера. Приведу несколько характеристик того, каким должен быть религиозный человек.

Не фанатик

Многие люди, вставая на духовный путь, становятся религиозными фанатиками. Они начинают ставить принципы выше людей, то есть соблюдают определенные принципы ради самих же принципов. Именно по причине фанатизма, у многих и создается неблагоприятное впечатление о религиозных людях. Путь духовной практики означает становиться более строгим по отношению к себе, и более смиренным по отношению к окружающим, уважительно относиться к другим вероисповеданиям, а именно обратное, и порождает религиозные войны, когда человек начинает считать, что его вера лучше. Если определенная религия оказалась не по душе для одного человека, это не означает, что от нее нет пользы остальным людям. Приведу известную притчу о том, когда принципы ставятся выше людей.

Притча «Храм»

Жил-был один простой человек. Случилось так, что стало жить ему невыносимо, пришел в храм.

И тут к нему подходит один человек:

— Не так руки держишь!

Вторая подбегает:

— Совсем не так одет!

Сзади одергивают:

— Неправильно крестишься!

В конце концов, подошла одна женщина и поучает:

— Знаете, что, вышли бы из храма, купили себе книжку о том, как себя здесь вести надо, потом бы и заходили!

Вышел человек из храма, сел на лавку и горько заплакал.

И подходит к нему Христос:

— Что ты, чадо, плачешь?

Поворачивает человек свое заплаканное лицо и говорит:

— Господи! Меня в храм не пускают!

Обнял его Господь и тихо говорит:

— Ты не плачь, они и Меня давно туда не пускают.

Не впадает в крайности

Вставая на путь духовного развития, часто люди начинают бросаться в крайности. Не следует забывать о том, что материальные ценности так же важны в нашей жизни, а также не стоит забывать о выполнении своих обязанностей перед близкими людьми. Религиозная жизнь — внутренняя жизнь, но это не означает отстранение от людей, лучшее приложение сил — вкладывать их в окружающих людей. Многим людям свойственно впадать в крайности, одни склонны полностью погружаться в материальную жизнь, не думая о духовном росте, другие же наоборот, но во всем должна быть золотая середина. Правильное расставление приоритетов в данном случае означает, что в жизни должны больше культивироваться духовные ценности и меньше материальные, тогда и жизнь становится гармоничной и счастливой.

Правдивый

Религиозный человек обладает правдивостью — способностью говорить человеку ту правду, которая идет ему во благо, которую он способен принять и следовать ей. Но часто, обладая каким-то знанием, люди начинают поучать других людей, как им стоило бы жить, вместо того, чтобы самим следовать этому знанию, что в конечном счете заканчивается еще большими бедами. Нахватавшись знания, люди часто не замечают, как их желание помочь близкому человеку перерастает в осуждение.

Терпеливый

Религиозный человек должен быть терпеливым — то есть не копить гнев внутри себя и прощать окружающих людей, не отвечать злом на зло. Но это не значит, что мы должны молча уступать и принимать все, что бы ни делали люди по отношению к нам, или что нам вообще не следует решительно действовать, встречаясь с несправедливостью. Не нужно пытаться держать гнев внутри себя, если он начинает накапливаться, в первую очередь необходимо признать, что он есть, и затем, безопасными, не эмоциональными методами попытаться рассказать об имеющейся обиде, освободившись от агрессии.

Скромный

По мере накопления знания, гордость сама собой становится частью нашего характера, поэтому необходимо замечать любые ее проявления и бороться с ней, не выставлять свои познания на показ, не кичиться, не быть надменным и смиренно доносить до людей знание из желания помочь, не критикуя и не осуждая их.

Обладает глубоким пониманием

Действительно религиозным человеком нас делают искренние усилия изменить себя в духовном плане. Религия не ограничивается посещением храмов и церквей, некоторые же думают, что достаточно исповедаться, покаяться и можно дальше грешить – Бог все простит. Чтобы наша вера была сильна, необходимо обладать глубоким пониманием, но, к сожалению, многие религиозные люди не могут ответить на вопросы «Зачем» и «Почему», связанных с религиозной деятельностью и нашей жизнью ни себе, ни окружающим людям.

Вывод

Необходимо применять знание в личной жизни, мы же склонны использовать его для усиления собственной эгоистической позиции. От религии нет пользы, если мы пренебрегаем ее наставлениями в повседневной жизни. Своим собственным примером мы должны вдохновлять людей к исправлению — таким должен быть религиозный человек, не проявляя насилия по отношению к окружающим. Будем надеяться, что все те люди, которые настроены фанатично и не обладают достаточно глубоким пониманием, со временем вырастут духовно, а нам пока стоит делать выводы, глядя на людей, идущих уже по правильному пути и в правильном направлении, мы же не судим взрослых людей по тому, какими они были не разумными в раннем детстве.

P.S. Читая статьи, где упоминалась религия, я столкнулся с тем, что у многих людей сложилось негативное или же поверхностное понимание религии, и мне крайне сильно захотелось написать статью в ее защиту, поделиться своим видением, описать поведение религиозного человека, которое можно было бы назвать образцовым. В этой статье, написанной 14 августа 2012 года, я постарался кратко осветить основные аспекты, опираясь на те знания, которые у меня были в то время.

Следующую же статью подобного характера под названием «Религия. Размышления» я написал спустя пол года, где я уже более подробно отразил эту тему. Получилась она очень большой в связи с накопленным опытом и знаниями, а также наличием в ней большого количества афоризм и притч, наглядно показывающих и подтверждающих написанные мной слова. Ее я разделил на 5 частей:

  • Религия. Размышления. Часть 1 — Фанатизм
  • Религия. Размышления. Часть 2 — Религия любви и Слепая вера
  • Религия. Размышления. Часть 3 — Секты и Какой религии следовать
  • Религия. Размышления. Часть 4 — Вера в Бога и На все воля Божья
  • Религия. Размышления. Часть 5 — Карма и Реинкарнация

4 октября. Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий

Аудио

Святой Церковью читается Евангелие от Марка. Глава 8, ст. 34 — 38; глава 9, ст. 1

8:34. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

8:35. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

8:36. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

8:37. Или какой выкуп даст человек за душу свою?

8:38. Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

9:1. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе .

(Мк. 8, 34 – 9, 1)

В этом Евангельском отрывке каждое слово Спасителя является важным для понимания самой сути христианской жизни.

Кто хочет идти за Мною, отвергнись Себя , – говорит Господь людям, которые хотят следовать за Ним. Значение этого призыва будет понятнее, если воспринимать его буквально: «Скажи себе нет». Человек, желающий пойти за Христом, должен всегда говорить «нет» себе и «да» Богу. Он должен говорить «нет» своей естественной любви к удобствам и к комфорту. Человек когда-то должен повторить вслед за апостолом Павлом, что теперь живет не он, а Христос в нем, то есть теперь он живет не для того, чтобы следовать своим желаниям, а чтобы следовать воле Христовой и находить в этом абсолютную свободу.

По словам Христа, следование Его воле заключается в нашем подражании Ему, в несении своего креста. Блаженный Августин, епископ Иппонский в одном из своих посланий писал: » Последуй скорее этому наставлению, мой драгоценный друг: возьми крест свой и следуй за Господом. Когда обратил я внимание на то, что домашние заботы отвлекают от занятий божественным, то понял, что скорее крест твой несет и направляет тебя, нежели ты несешь его».

Господь откровенен и честен по отношению к Своим последователям. Спаситель обещает нам славу Своего Царства, а не легкий жизненный путь. И говоря, что мы должны быть готовы нести свой крест, готовит нас к тому, что на нас будут смотреть как на преступников. Яркий пример этому – начало XX века в России, когда было явленно множество славных имен, тех кто не отрекся от Церкви Христовой и до конца своих дней нес тяготу своего креста.

Евангельский отрывок сегодня заканчивается словами Спасителя о вознаграждении верных Христу и воздаянии неверным: Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8, 38).

Христианство всегда встречается с трудностями в этом сложном и враждебном мире. Человек, который при таких обстоятельствах стыдится проявить себя христианином, боится показать, на чьей стороне он находится, не может надеяться занять место в грядущем Царствии Божием.

Блаженный Феофилакт замечает: «Не довольно одной внутренней веры: требуется и исповедание уст. Ибо как человек двойствен, то двоякое должно быть и освящение, то есть освящение души посредством веры и освящение тела посредством исповедания. Итак, кто «постыдится» исповедать Распятого Богом своим, того и Он «постыдится» — признает недостойным рабом Своим, когда «приидет» уже не в смиренном виде, не в уничижении, в котором являлся здесь прежде и за которое некоторые стыдятся Его, но «в славе» и с воинством Ангельским».

Также Господь открывает одну небольшую тайну людям, которые слушали Его: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе (Мк. 9,1). Это была потрясающая истина, что еще при жизни многих из присутствовавших там, вопреки всем ожиданиям, христианство явилось в силе, распространившись по всей Малой Азии, Антиохии, проникнув в Египет, затем через Средиземное море достигло Рима, охватило всю Грецию, а после достигло и пределов нашей страны.

Каждому из нас, дорогие братья и сестры, открывается это Царствие Божие, пришедшее в силе. И не только во всей внешней красоте христианства, но и во множестве святых, составляющих «полк божественный», являющих в своих житиях славу Божию. Не просто увидеть славу Божию, а стать ее сопричастником призывает нас Господь. И это возможно, только если мы отсечем все греховное, все то, что не соответствует Евангелию, возьмем свой крест и последуем за Христом.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Объясните, пожалуйста, слова Иисуса: кто постесняется Меня, того и Я буду стесняться.

Спрашивает Илья
Отвечает Александра Ланц, 05.01.2012

Мир сердцу вашему, Илья!
Слова Иисуса, о которых вы спрашиваете, даны в Новозаветных Писаниях 3 раза.
Вот эти отрывки:

Лук.12:8 Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.

Матф.10:32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

Откр.3:5 Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его.
С первого взгляда может показаться, что эти отрывки не совсем хорошо соотносятся друг с другом, однако давайте вспомним одно их главных правил, которое помогает нам читать и верно понимать Библию. Все тексты Библии дополняют друг друга и объясняют друг друга. Они не меняют мысль, но уточняют её.
Таким образом мы видим, что если человек исповедует Иисуса Назарянина Христом, т.е. своим Создателем и Спасителем, то Сам Христос будет исповедовать этого человека, как Своего, как принадлежащего Ему, защищённого и спасенного Его кровью, перед ОТЦОМ, т.е. перед Тем, Кто будет праведно судить всех людей в назначенный день. А так же Иисус назовёт такого человека Своим перед лицом всех ангелов, которые, между прочим, являются полноправными жителями Божьего мира, Божьего Царства и не хотят, чтобы к ним в компанию попал кто-то нехристов. Почему? Потому что ведь такой человек очень быстро снова заварит всю эту гадкую греховную кашу, и снова начнутся болезни, неприятности и смерти. Зачем ангелам такие ужасы?
Третий текст сводит всё в одно и уточняет первую часть мысли. И получается так… Христа в действительности исповедует тот, кто побеждает. Остаётся вопрос: где побеждает? в чём побеждает? Можем ли мы найти правильный ответ на этот вопрос? Да. Если мы не ленивы и готовы искать не вокруг да около, а самой Библии.
Давайте прочитаем те главы, в которых данные тесты находятся. Мы увидим, что и в первом, и во втором случае Иисус произносит эти слова в связи с тем, что по-настоящему уверовавшие люди всегда будут иметь неприятности в этом мире… от них могут отвернуться их родные и друзья, их могут гнать, несправедливо обвинять, убивать, они всегда будут как овцы среди волков… И вот тут, если уверовавший поколеблется и решит всё же спасать свою душу для более-менее удобной жизни в этом мире, только бы сильно не гнали и не убили бы, то он ведь сможет сделать это только если начнёт отказываться от своей веры в то, что Иисус – Спаситель, от той веры, за которую его как раз и гонят и убивают. Т.е. этот человек перестанет исповедовать Иисуса Христом перед другими людьми, а значит, и Иисус будет вынужден перестать называть его(её) своим (Евр.10:38). Эта мысль раскрывается и уточняется, например, в Ин.12:42-50
«из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию. Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня (*т.е. в Отца). И видящий Меня видит Пославшего Меня. Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день».
Давайте теперь подумаем… Мы называем себя христианами… а исповедуем ли мы Иисуса как Христа, т.е. как Единственного, Кто спасает нас? Или мы слово «Христос» и слово «Спаситель» произносим только в кругу своих единоверцев, испытывая явный дискомфорт в том, чтобы поговорить об Иисусе с людьми не «нашего» безопасного круга? Или вот ещё… если у меня есть на примете ещё какой-то ещё помощник-спаситель, например, талисман, или медитации, или святой, или ритуал… за счёт которых я думаю избавиться от моих проблем, то я НЕ исповедую Иисуса Христа перед людьми. В этом случае я возможно и признаю, что Он, наверное или конечно же, Спаситель, но не для меня… ведь я ищу спасения в чём-то или ком-то другом.
Однако существуют ещё более утончённые формы ложного исповедания. Многие христиане с удовольствием цитируют 1Ин.4:14-15 «мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» и не поколеблются произнести имя Спасителя перед другими людьми. Однако если они честно заглянут в своё сердце, то не увидят там ничего, кроме гордости то ли за себя, то ли за свою церковь, хотя ведь та самая цитата, на которую они опираются, продолжается очень важным уточнением: «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». Таким верующим надо тщательно исследовать своё сердце, потому что если в нём нет настоящей, жертвенной любви к Богу и ближним, то они обманывают сами себя, произнося пустые напыщенные слова вместо того, чтобы исповедовать Иисуса, как Он есть.
Апостол Павел так говорит о том, что значит исповедовать Иисуса Спасителем:
(Рим.10:9-11) Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
Как видите, сердце и уста должны быть едины в исповедании, при этом сердце, которое верует во Христа по-настоящему, верует к праведности, т.е. стремится к праведной и святой жизни, а значит, и жизнь такого человека всё более будет праведной, всё более свободной от беззаконий и лжи этого мира. «Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2Тим.2:19).
Таким образом, исповедовать Иисуса Христом, т.е. Спасителем, надо не только на словах, но и всем своим сердцем, и делом, и желанием быть с Ним, служить только Ему, не смотря ни на какие испытания, которые мир, ненавидящий Бога, обязательно устроит для Его детей. Так вот побеждающий в этом деле будет спасён для вечной жизни в присутствии Вседержителя и ангелов небесных.
С любовью в Том, Кто даровал нам все победы,
Саша.

Стыд ложный и стыд истинный

Архиепископ Амвросий (Ключарев)

Есть стыд наводяй грех, и есть стыд слава и благодать.(Сир.4:25) Это изречение древнего библейского мудреца разъясняет нам одну нравственную черту, выразившуюся в обстоятельствах мученической кончины святого Иоанна Крестителя. Стыд Ирода сознаться пред своими придворными в безрассудности клятвы, данной угодившей ему танцовщице – исполнить всякую ее просьбу, довел его до преступного повеления предать смерти величайшего праведника, против собственного его убеждения. Это внутреннее его убеждение в невинности и благотворном влиянии святого Иоанна на его собственную загрубевшую в преступлениях душу возбуждало в нем смущение и стыд пред самим собою. Но в порочном его сердце проблеск стыда истинного пред своею совестию был подавлен стыдом ложным перед людьми. Для выхода из затруднительного положения путем сознания в безрассудстве данной клятвы и раскаяния у него не достало честности и мужества, – и преступление совершено. Так есть один стыд наводяй грех, и есть другой стыд слава и благодать.

Урок о внимании к стыду истинному и о хранении себя от стыда ложного особенно нужен христианам нашего времени.

Нет надобности много объяснять, какую страшную силу получил в наше время стыд ложный, т. е. стыд перед людьми и их мнением, становящийся на место стыда истинного пред Богом и совестию. Возобладали в ученом мире враждебные христианству учения – нельзя не следовать им, или по крайней мере неудобно бороться с ними: стыдно показаться врагом современного просвещения; хотя с чужого голоса, хотя наобум, а надобно повторять современные так называемые либеральные мысли. Вводятся обычаи, разрушающие нравственный порядок церковной и семейной жизни, – нельзя не следовать им, хотя совесть и восстает против них: стыдно идти против общего направления века, когда все так восхваляют современные усовершенствования во всех родах жизни частной и общественной. Выходит мода в одежде, нередко безобразная и неудобная, и вредная для здоровья – нельзя не следовать ей: стыдно перед людьми, когда все ей следуют, хотя для большинства любителей моды это и дорого, и средств у них мало, и семейства их от этого страдают. Смущается юноша, когда развратные товарищи влекут его к преступным удовольствиям, – нельзя бежать от них: это значило бы противиться современной цивилизации, да и стыдно показаться недорослем, боящимся гнева отца и матери и неумеющим завоевать себе свободу. Внутренне страдает девица, попавшая в общество людей, поставивших себе целию развитие и высвобождение женщины из-под влияния старинных христианских правил скромности и целомудрия, но она вопреки совести молчит и не выражает негодования: стыдно показаться непонимающею современного движения к установлению полноправности и равенства женщины с мужчиною и свободного отношения полов. Вот стыд наводяй грех. И мы видим своими глазами, какое множество грехов от него разливается в нашем обществе.

Раскроем с большею подробностию библейское учение о другом стыде, плодами которого являются слава и благодать, т.е. совершенство и благополучие.

Стыд истинный, как прирожденное свойство души человеческой, проявляется в двух видах. Первое, наиболее для нас понятное, движение стыда – это страдание души по совершении нравственно неприличного поступка или преступления. Мы с детства помним, как во дни невинности мы внутренно страдали, когда уличали нас во лжи, употреблении неприличных слов, обиде братьев и сестер и т.п. Еще более памятны нам первые падения, состоявшие в свободном и сознательном нарушении заповедей Божиих, разрушившие наш внутренний мир и блаженное состояние невинности. Здесь стыд есть болезненное ощущение души, входящее в состав целого ряда нравственных страданий, называемых угрызениями совести, и относится как к внутреннему сознанию нашего унижения, так и к внешнему обнаружению греха, когда грешнику кажется, что все знают о его преступлении и все видят на лице его следы его позора. В этом состоянии грешник готов скрыться от себя самого и от всего мира; так скрылись наши прародители после грехопадения, услышав глас Господа Бога, ходящего в раю (Быт. 3, 8). Освободиться от этого стыда можно только искренним раскаянием во грехах, исправлением жизни и внешнего поведения.

Другой вид стыда, менее нами понимаемый и наблюдаемый, есть стыд предварительный, предупреждающий грехи и преступления. Он есть смущение души при виде нравственного неприличия, при появлении соблазна и приближении греха. Он переходит в страдание, когда невинная душа пред опасностию греха трепещет, как горлица при появлении хищного ястреба. Это прирожденное и драгоценное свойство души человеческой. Если бы материалисты обратили на него должное внимание, то по одному этому чувству не смешали бы человека с безсловесными животными. Стыд в этом смысле можно назвать обонянием души, которое дает ей возможность издали чувствовать смрад греха и отвращаться от него. Как телесное чувство обоняния предохраняет нас от вредной пищи, питья и от зараженного воздуха, так чувство стыда предохраняет нас от греха. Как притупленное обоняние лишает нас способности замечать вредное для нашего здоровья, так ослабление или утрата естественного чувства стыда подвергает нас опасности освоиться с зловонием греха, придышаться и привыкнуть к нему, как бедные люди привыкают к зараженному воздуху в гнилых помещениях.

В наш век как будто намеренно все направляется к изгнанию из обществ стыдливости и водворению в них неограниченной свободы в обнаружении всех дурных свойств природы человеческой. Удивительно ли после этого, что у нас жены бросают мужей, а мужья жен своих, дочери убегают из домов родительских в развратные запрещенные сборища молодых людей не только здешних, но и заграничных; сыновья с раннего возраста оставляют книги и бросаются во все роды преступных удовольствий? Многими и многое в этом порядке жизни извиняется и оправдывается; иные, и сознавая опасность такого положения, с чувством безпомощности говорят: «Что делать? Ныне такое время». Как будто время есть какая-то непобедимая сила, влекущая нас против воли к развращению и бедствиям, как будто не мы сами делаем время таким или другим, т.е. благоприятным для христианской добродетели или затрудняющим исполнение нравственных обязанностей. Изменимся сами каждый в своем кругу, усугубим осторожность и бдительность по отношению к современным соблазнам – и изменится наше время. Это трудно при общем нравственном расслаблении, но необходимо для нашего собственного блага. При доброй воле и помощи Божией все возможно.

Но древний мудрец в особенное совершенство, а следовательно и в особенную обязанность вменяет стыдливость женскому полу: благодать на благодать жена стыдлива (Сир.26:18). Сама природа одаряет женщину особенною силою стыдливости и тем дает понять, что в женском поле она должна быть охраняема с особенною заботливостью. Если общество безстыдных мужчин представляет противное зрелище, то общество утративших стыд женщин становится еще более возмутительным и жалким. Можно по справедливости сказать: погибло то общество, где женщины утратили стыд. И в этом нетрудно убедиться. Женщине принадлежит первоначальное воспитание детей. На ней лежит обязанность охранять невинность детских душ и заблаговременно подавлять в них всякое проявление дурных склонностей. Но как это делается? Не наставлениями и рассуждениями, которых малые дети не понимают, а простым пробуждением в них естественного чувства стыда, простым и коротким словом: «Стыдно». Это краткое указание на естественную потребность хранить чистоту нравственного чувства, соединяемое с христианским, столь же кратким указанием: «грех», пробуждающим в невинной душе чувство страха Божия, – составляет самый верный способ первоначального нравственного воспитания. И вокруг понимающей это матери и представляющей в себе пример целомудренной стыдливости вы никогда не увидите детей неприлично одетых, распущенных и дерзких. Стыдливая жена не только девиц, но и взрослых сыновей, занимающих вне дома неблаговидные привычки, одним своим словом приводит в порядок; она и забывающегося мужа одною краскою стыда на лице своем и выражением оскорбленного достоинства заставляет опомниться; она и на гостей своих, кто бы они ни были, одним своим скромным видом и целомудренным взглядом налагает печать сдержанности и приличия. Это могущественное влияние женской стыдливости признают даже испорченные мужчины, прекращая при появлении женщины вольные речи. Не то видим мы в семействах, где хозяйка дома и своим и чужим подает пример развязности и вольности, давая понять, что в ее доме царствует свобода, что у нее все позволено. Из таких домов и выходят дети, которым впоследствии никакими усилиями нельзя внедрить в душу утраченную стыдливость и которых так трудно удержать на пути чести и нравственного приличия. Какое значение каждая женщина имеет в своем семейном кругу, такое же и все женщины, взятые вместе, имеют в целом обществе относительно окружающей их среды. Там, где они во всех вселяют уважение к себе и опасение оскорбить их нравственное чувство, там сдерживаются страсти и соблюдаются нравственные приличия; там же, где это влияние утрачивается, всякому обществу предоставляется возможность превращать свои собрания в более или менее шумные оргии. Но великое несчастие нашего времени состоит в том, что все, как мы сказали, ныне направлено к тому, чтобы лишить современную женщину этой нравственной силы и этого лучшего ее украшения.

Как же возвратить стыдливость и целомудрие в наши семейства и в общество, когда они утрачиваются?

Для этого нужно воcстановить в семействах под руководством нашей воспитательницы, Православной Церкви, благочестивое настроение в поведении всех взрослых членов семьи – родителей, родственников и старших детей, чтобы и малолетки чувствовали этот дух благочестия, который столь же животворно действует на нравственное течение духовной жизни, как чистый воздух на здоровье тела. Благоговейное отношение ко всему божественному и священному, прилежание и порядок в занятиях, приличие в одежде, осторожность в слове при напоминаниях молодым людям о приличии нравственном, обязательном не только для христианина, но и для всякого честного человека, – вот совокупность средств, или, лучше, среда, где воспитываются и охраняются чувство страха Божия и родственная этому религиозному чувству естественная стыдливость и целомудрие.

Что делает наш век из девиц и юношей, куда ведет он народы христианские при торопливости, легкости и односторонности в деле образования и при ложных взглядах на развитие общества, – об этом страшно и думать. Крепок и силен духом был наш православный народ, поставленный Промышлением Божиим под руководство Церкви, а теперь и он видимо слабеет, мельчает и развращается. И это в наше так называемое просвещенное время…

Скажем в духе покаяния словами пророка: Господу Богу нашему правда, а нам стыдение лиц (Вар.1:15). Аминь.

Авторы Произведения Рецензии Поиск Магазин Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *