«Моим диагнозом оказалось пограничное расстройство личности. Расстройства пищевого поведения — это один из его симптомов.
Значит, остаток жизни мне придётся провести с той самой фоновой всепожирающей тоской, успевшей вырасти в гигантскую Сциллу с тех времён, когда мне было восемь лет, и желанием биться головой об стену или провалиться под землю, которые по нескольку раз за день совершают марш-броски в голове.
Булимия может смениться алкоголизмом или наркоманией. Вероятность покончить с собой — 10%.
Я не представляю, как с бороться с этой болью, когда меня «накрывает». Мама говорит мне отвлекаться. Я кричу, что она не понимает меня. В результате меня прорывает, кончаю фразой: «Лучше бы я никогда не рождался», а мама плачет.
Наверное, я просто моральный урод, и мой диагноз это и означает»
— написала я 16-го декабря прошедшего 2019-года на своей странице ВКонтакте. К своей стене, где сплошь и рядом откровения такого рода, я давно привыкла, как и мои знакомые. Я даже отдельно написала: «Нажмите кнопку «Скрыть из новостей», я пишу в пустоту и вовсе не хочу жалости или чьего-то испорченного настроения». В одной из статей англоязычной Сети упоминалось, что «пограничники» питают особое отношение к «исповеди» вплоть до настойчивой потребности в выделяющихся от выговаривания нейромедиаторов.
К слову, меня часто упрекают, особенно люди старшего поколения, в «душевном стриптизе». Можете осуждать меня, но я считаю, что имеет на то моральное право решительно каждый. Переход за грань здесь — это хватание за рукава прохожих и требования выслушать под дулом пистолета. А интернет-страницу можно вмиг закрыть и больше никогда не открывать. Всем станет известно о моих слабых местах? Особо ничего не изменится — их у меня великое множество, и мина заложена почти на каждом шагу.
Итак, месяцем ранее я и мои родители решились обратиться в частную клинику психического здоровья. Вместо единичных походов к государственным психиатрам, выписывающим «Золофт» и почему-то говорящим о мистическом «любимом», обязательно решившим бы все мои проблемы, отныне — планомерные попытки облегчить ситуацию, застрявшую мёртвой точкой.
А за день до постановки диагноза я сожгла похвальные листы «За успехи в учении», получаемые мною с шестого по восьмой класс. До шестого класса мешала единственная злополучная «четвёрка» по физкультуре. Я вспоминала проливаемые из-за неё нескончаемые слёзы и крики «Нет, я отличница! Отличница!». Хотела кинематографично ударить кулаком по стене и сплюнуть кровью после окончания флешбеков с девочкой в школьном жилете и с двумя косичками, когда на экран вернётся разъярённая восемнадцатилетняя язва с короткой эмо стрижкой и тёмной кофте с черепом (но все ещё некинематографично полноватая). Именно так, нам тяжеловато связывать оттиски самых себя из разных отрезков жизни в нечто единое.
«За эти грамоты я готов был по целому году жить под паническими шквалами. В последние годы я и вовсе бился головой об стекло из-за «четвёрок» и впадал в нечто среднее между истерикой и эпилептическим припадком прямо на месте, в школе.
Родители меня не понимали, их вообще мало заботила моя успеваемость — её доверяли мне самому.
Буквально на днях понял, что под мнимым перфекционизмом и прочей рационализацией я доказывал целесообразность самого своего существования окружению.
Я пытался получить право быть, а отсюда шла и абсурдно сильная тревога из-за оценок: я боялся не оценки, а то, что меня сочтут недостойным жить.»Настоящий я» был порочен, грязен. Я должен был каждый день сражаться не на жизнь, а на смерть, «обтачивая свою изначально животную природу». По таким законам жили там, где я рос. И подсознание моё подстраивалось. Однажды, в десять лет, это привело меня на год к религии, на удивление всей семье атеистов.
Я всё детство пытался выставить на всеобщее обозрение свою безграничную внутреннюю свободу, никогда ею не обладав. Я страдал от вспышек агрессии, сбегал откуда возможно, вставал на дыбы, спорил и лез на рожон. Впрочем, это неплохо — я научился не робеть.
А грамоты я позавчера сжёг. Плюнул в пепел и спустил вниз из окна. Действительно, я не начал становиться прозрачным, как Марти Макфлай в той сцене на балу» — написала я на странице ВКонтакте.
Несколько часов спустя подумала: «В сущности, всё должно наладиться». В голове сразу всплывают привычные образы самой себя уже в эту весну, справившейся с булимией и оттого вернувшейся к нормальному весу, с более или менее полным восприятием мира. Но это успокоительная ложь. Ну, допустим, не ложь, а беспочвенное фантазирование. Психотерапия работает — ведь к чему, собственно, ловить будущее, как ящерицу за хвост? Зачем обещать себе после булимического приступа, что он последний, или, будучи в «завязке», бояться срыва? Будь как будет.
«Будь как будет» — именно этой спонтанности жизни я однажды лишилась, живя по расписанию. Когда я это поняла, то прямо назвала себя на сеансе терапии «человеком в футляре». Только у меня был шкаф, который взял меня в заложники. Однажды я обнаружила, что, идя по улице, я вообще не могла сосредоточиться на факте, что я иду по улице. Двадцать процентов — мысли о завтрашнем дне, ещё двадцать — о вчерашнем, остальное — мешанина из каких-то давно зажёванных картинок и навязчивых мыслей. Ну таких, когда видишь совершенно незнакомого человека, и думаешь, зарезать его или изнасиловать.
Однако препараты подобраны правильно. Я столкнулась со этими обнажёнными страхами и могу приподниматься над ними, как-то рассуждая уцелевшей частью рациональности. Всё в порядке. Не стоит идти по жизни, наглухо завёрнутым в пупырчатую плёнку. Решить, будет завтра геометрия или история, не более (я снова на экстернате, но эта другая история, не менее занимательная).
Перепады настроения и страх идут от давно потерянного якоря — чёткого представления о самом себе. Позапозавчера ты отрешённый анорексик, позавчера — целеустремлённый будущий биолог-ультраматериалист с блогом, вчера — исходящий яростью булимик, сегодня… психоаналитик с «Импалой» под окном и планами сходить на католическую мессу в воскресенье. «Обладание» или «бытие»? Хм…
Кстати, это абсолютно верно. Будучи поставленной перед этой неопределённости, можно купить что-нибудь идентифицирующее — футболку с харизматичным рисунком, побольше значков на рюкзак, скейт. Обычно проходит ведь.
Размытость доходит до того, что я имитирую увлечённость или удовольствие от какого-либо занятия. То есть, я часто поступала так раньше. Теперь считаю, что ничего — это тоже своего рода правда, а лгать самой себе не стоит.
Вообще, самое неприятное в неимении внутреннего стержня самого себя — это то, что оно приводит к появлению громадного шифоньера со множеством масок. По штуке на каждого собеседника: для того, кто считает тебя дуракой (отлично, и себя я буду чувствовать конченой тупицей), для назвавшего тебя «умным человеком» (аж голос становится похож на приятный баритон с обертонами, а фразы строятся с невероятной лёгкостью), для считающего тебя мелкой сошкой (немедленно появляется явственное ощущение, что сама мировая материя хочет извергнуть тебя к чертям собачьим). А если ко всему прочему учесть склонность «читать мысли» других и достраивать их представление обо мне… Тяжёлый случай.
Успокоение я нахожу в интернете. Все во всех моих профилях в социальных сетях благозвучные мужские имена — Артемий Гриневский, Евгений Войцеховский, Эрик Новак. Под ними скрывается образ эдакого невысокого, худощавого юноши, начитанного, жуткого правдоруба, в какой-то степени отчуждённого в этом мире со своей наивностью ангела Кастиэля и боевитостью Марти Макфлая. Если начистоту, то черновик этой статьи я пишу в мужском роде, а уже в финальной правке расставляю эти «а». Перечитываю текст с ними и не могу не читать писклявым голосом и не представлять истеричку с бюстом третьего размера.
Однако шансы понять, кто ты такая, как и обуздать расстройство личности и сладить со взрывной восприимчивостью, кажется, есть. В мозгу миндалина и гиппокамп останутся такими же поломанными, а кортизол в крови продолжит превышать норму, — но всё ещё можно найти какие-то обходные пути и принять следующее: мир не стремится сокрушить тебя больше остальных; проблема в тебе.
Людям, непоколебимо клеймящим позором поход к психиатру и приём «зомбирующей химозной дряни, вызывающей слабоумие», должно быть очень страшно от того, сколько «психов» вроде меня беспризорно шатаются среди «нормальных» людей. Ещё страшнее, что они создают их сами — распространён образ некоего «конвейера идиотов»: родителей бьют их родители, родители бьют детей, дети принимают решение не размножаться вообще. Шучу, это только умные дети так поступают. Конкретно же меня никто никогда не бил, и я в этом плане не особо травмированный человек; у меня по большей части всё врождённое.
Однако утверждается, что ПРЛ среди всех непсихотических психических расстройств связано с детскими травмами сильнее всего. Не до введения обязательной лицензии на родительство, но всё же… не будьте зверьми по отношению к детям. Очень прошу. С собой разберусь, но главное — хоть слегка прикрыть этот чёртов кран.
Да это я так, — понимаю же остатком рациональности, что никакое я не божество.
03 сентября 2020 22:18
Признание Михаилом Ефремовым своей вины адвокат семьи погибшего Александр Добровинский считает довольно странным.
«Это позднее псевдопокаяние. Михаил Олегович решил признать свою вину в последний день судебного следствия, когда она стала доказанной, да и то с большими оговорками», – заявил в эфире телеканала «Россия 1» Добровинский.
По словам адвоката, изначально позиция, которую занял Ефремов и его защита, была такова: если вы докажете, что я виноват, то я признаюсь в этом.
«На протяжении всего процесса, а он длился месяц с перерывами на псевдоинсульт, мы всё доказали во многом благодаря вашей программе. Я вам благодарен, потому что один из ключевых свидетелей, который нам помог найти истину, был найден здесь. Этот человек откликнулся, он написал мне и стал одним из главных свидетелей обвинения», – поблагодарил ведущих программы «60 минут» Добровинский.
По мнению адвоката, у правосудия не может быть сослагательного наклонения: «Это глумление над законом. Если ты признаешься, то должен сказать: я виноват. Мы все ответственны за наши слова и поступки».
Александр Добровинский сегодня сказал фразу, которая совсем не понравилась Михаилу Ефремову: «Мне очень жаль, что большой актер стал маленьким человеком».
«А что еще мог сказать адвокат семьи, которая за несколько часов потеряла кормильца, мужа, отца и брата?», – удивляется Добровинский.
8 сентября, когда суд огласит приговор Ефремову, работа адвоката будет завершена. Но Александр Добровинский уверен, что защита актера подаст апелляционную жалобу.
«Мне кажется, что лучше бы не было этого псевдопризнания Ефремова. Он выглядел сегодня еще хуже, чем, когда отрицал вину. Этот человек прижат к стене, его вина доказана. И для того, чтобы уйти от правосудия, он сегодня псевдопризнался», – заключил адвокат.
Пресненский суд Москвы 8 сентября огласит приговор актеру Михаилу Ефремову по делу о ДТП со смертельным исходом. Обвинение выступило с просьбой приговорить Ефремова к лишению свободы на срок 11 лет в колонии общего режима. Это почти максимальное наказание по статье «Нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности смерть человека» (предел – 12 лет).
При этом иск в 7,3 миллиона рублей, который был выдвинут старшим сыном погибшего водителя Сергея Захарова, должен быть удовлетворен частично. По мнению гособвинителя, с Ефремова в пользу потерпевшего нужно взыскать 500 тысяч рублей. Кроме того, Ефремова могут лишить водительских прав на три года.
56-летний актер обвиняется в том, что 8 июня 2020 года, находясь в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, на своем автомобиле Jeep Grand Cherokee на Смоленской площади в Москве нарушил правила дорожного движения, выехал на встречную полосу и врезался в легковой автофургон LADA Granta. Водитель последнего, 57-летний Сергей Захаров от полученных травм скончался в НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского на следующее утро.
Дарья Дурнева 53 2 года назад Консультирующий психолог TherapyNow. Помогаю разобраться со сложностями во взаимоотношениях с другими и самим собой, утратой, последствиями хронических и острых травмирующих событий. Работаю с членами приемных семей
Добрый день!
Я думаю, что жить с мыслью, что близким было бы лучше, если бы вас не было, должно быть очень тяжело.
Я не знаю вашей ситуации, возможно, если вы поговорите с родителями, вы узнаете, что они так не думают, и им трудно по иным причинам, но ваше чувство, что без вас лучше, в любом случае имеет значение.
Вопрос «могу ли я быть в этом мире» — один из первых, базовых вопросов, на которые человек отвечает себе, и если ответ отрицательный, то качество жизни и взаимоотношений с окружающими, с собой самим снижается.
Мы сами — самый главный ресурс, который у нас есть, и, на мой взгляд, только если мы отвечаем утвердительно на вопрос о том, имею ли я право и нравится ли мне самому жить, тогда мы можем помочь и своим близким, оказать им помощь, поддержку и дать эмоциональное тепло. Искренне поговорить о том, каковы их и ваши цели, в чем для них и для вас заключается радость жизни, и как вы можете друг другу помочь достичь их, чтобы ответ на вопрос «нравится ли мне жить?», несмотря на трудности, неудачи и проблемы, все-таки был бы положительным и для вас, и для ваших близких.
Ваши родители могут ощущать апатию по разным причинам, возможно, их беспокоят планы на будущее, взаимоотношения или мысли о том, как они проживают свою собственную жизнь, но только они сами смогут рассказать вам, что именно они чувствуют, в чем настоящая причина их тревог. И как вы могли бы поддержать их в сложившихся условиях, чтобы им стало легче, и они почувствовали, что дороги вам.
Думаю, что в такой ситуации можно задать такие вопросы:
Я чувствую, что тебе сейчас тяжело, чем я могу помочь тебе?
Я вижу, что ты как будто не ощущаешь радости от жизни, что я могу сделать приятного для тебя?
Я заметил, что ты в последнее время ты выглядишь подавленным(ой), я волнуюсь за тебя, и ты можешь поделиться со мной тем, что тебя беспокоит.
Удачи вам!

Тогда – девиз на гербе, сейчас – статус в соцсетях, а по сути, смысл девиза сводится к тому, чтобы обозначить свое существование в мире, а лучше даже – не только свое, но и всей семьи. Желание сохранить свое имя в истории, придать ему вес не только громкими делами, но и знаками своей принадлежности к тем, кто отмечен благородным происхождением и милостью государя, — вот что стояло за «статусами» прошлых веков.
Гербы русского дворянства: традиции западноевропейских рыцарей
Девизы были частью дворянских родовых гербов. Первоначально гербы возникали как опознавательные знаки для рыцарей, сражавшихся в битвах и на турнирах полностью облаченными в доспехи. Поэтому герб создавался в форме щита; его дополняли и другими элементами, часто имеющими особенный смысл для рода. Девиз, краткое изречение на гербе, был написан на ленте в нижней части щита. Первоначально это был рыцарский боевой клич, или же слова, напоминающие о важном событии в истории рода, или жизненное кредо обладателя герба.

Герб графов Головкиных. Слово «герб» происходит от немецкого erbe — «наследство»
Девиза на гербе могло и вовсе не быть, к тому же владелец мог его изменить. Кстати, сам термин «девиз» имел когда-то другое значение, представляя собой не слова, а фигуры на гербе – те, что размещались поверх других изображений на щите. Но со временем так стали называть лишь надпись, в большинстве случаев составленную на латыни – эта традиции сохранилась и в отношении гербов русских дворянских семей.

Петр принес в Российскую империю и эту западную традицию — присвоения дворянам «рыцарских» гербов и девизов
Разумеется, вернувшись из Великого посольства, дипломатической миссии в Европе, Петр I никак не мог обойти вниманием эту западную традицию создавать семейные символы. Дворяне в России стали обзаводиться своими гербами, у родов появлялись собственные словесные формулы – девизы. Первым русским графом стал Борис Петрович Шереметев (родился в 1652 году, умер в 1719). За свою долгую карьеру на государственном поприще он был боярином, участвовал в разных дипломатических миссиях за рубеж, проявил себя в войне со шведами в 1700 – 1721 годах. Титул же был дарован Шереметеву в 1706 году за успешное подавление восстания в Астрахани. К этому времени Борис Петрович уже был удостоен звания фельдмаршала.

Граф Борис Петрович Шереметев — первый удостоенный этого титула
При Петре возникла должность герольдмейстера, и были установлены правила, по которым дворянин мог претендовать на официально признанный родовой герб. Для этого требовалось документально подтвердить свое происхождение и заслуги перед государем, составить герб и по желанию девиз к нему с учетом правил. Законную силу этот знак дворянского рода приобретал после утверждения высочайшим именем. Дело было довольно дорогим, а потому лишь состоятельные дворяне затевали создание герба. После возникновения он украшал въездные ворота на территорию владельца, фронтон его дома, а также кареты, книги, бумаги для письма и, наконец, надгробия. Герб семьи переходил по наследству. Переходил и девиз – даже в тех случаях, когда новый владелец не следовал тому кредо, что было записано на гербе.

Фамильные гербы красовались над воротами, ведущими в дома дворян. Дворец Шереметевых в Санкт-Петербурге
Какие девизы были написаны на родовых гербах?
Как сообщала книга «Девизы русских гербов» 1882 года, «обыкновенно девизы выражали те чувства и истины, которыми руководствовались в жизни лица, получившие в гербах известный девиз, с тем, чтобы воспользовались им потомки, например: веру в Бога, преданность и верность Государю, рыцарские чувства, правила для жизни и т.д.». Их по-прежнему писали, как правило, на латыни, но некоторые гербы включали девизы на русском языке.

Гавриил Иванович Головкин
В 1710 году сподвижник Петра I Гавриил Иванович Головкин получил титул графа, герб и девиз на латыни, который гласил: «Этот герб дала доблесть».
Петр Андреевич Толстой (родился в 1645 году, умер в 1729) был удостоен графского титула и герба Екатериной I, женой Петра, в 1726 году, в день коронации. Такая высочайшая милость была заслуженна – Толстой занимал важные должности, и помимо прочего вернул в Россию беглого цесаревича Алексея. Екатерина своим указом признала заслуги Толстого и перед уже умершим к тому времени императором, и перед ней самой, поскольку восшествие на трон императрицы состоялось в том числе и благодаря этому верному дворянину. Девизом Толстого – а также его потомков, в число которых входит и писатель Лев Николаевич, стала фраза «Преданностью и усердием».

Герб графов Толстых
Другой соратник Петра, тоже принимавшим участие в деле с царевичем Алексеем, был Александр Иванович Румянцев, некогда денщик императора. Румянцев был губернатором Казани и Астрахани, командовал армией и снискал большой успех на дипломатическом поприще. Ему тоже был дарован титул графа. Сын Румянцева, Петр Александрович Румянцев-Задунайский, стал полководцем при императрице Елизавете Петровне, а девизом, начертанным на гербе рода, стали слова «Не только оружием».

Герб графов Румянцевых
Правители Российской империи отмечали дворянскими привилегиями и почестями не только военных деятелей, но и тех, благодаря кому страна становилась промышленной державой. В их числе были Демидовы, владеющие заводами на Урале. Никита Демидович Антуфьев некогда открыл под Тулой чугуноплавильный завод, и его сыну – Акинфию Никитичу Демидову, был присвоен графский титул. Девиз рода звучал так: «Делами, а не словами».
Так выглядел герб Шелиховых (Шелеховых)
Купец Шелихов Григорий Иванович, что был путешественником, ходил в экспедиции на Аляску, побывал на Курильских и Алеутских островах. «Верою и усердием» — такие слова были написаны на родовом гербе Шелиховых. Эта привилегия – получить родовой герб вместе с дворянским титулом, передающимся по наследству, была пожалована вдове Наталье после смерти Шелихова.
А в 1797 году был отмечен монаршей милостью Илья Андреевич Безбородко. Он посвятил себя с раннего возраста военной службе, воевал с Кутузовым под Измаилом, получил в награду золотую шпагу с бриллиантами. Безбородко основал в городе Нежине гимназию, которая содержалась им и его потомками. Позже эта гимназия стала лицеем, а потом – Историко-филологическим институтом. Девиз графов Безбородко гласил: «Трудом и усердием».
Девиз — выражение своих убеждения и жизненной позиции
Герб и девиз рода Державиных
Большая часть изречений, увековеченных на родовых гербах, касалась обращения к Богу или выражения глубокой веры. Девиз Бестужевых-Рюминых был «В Боге мое спасение», Державиных – «Силою вышнего держуся», Лопухиных – «Бог моя надежда», Лермонтовых – «Жребий мой Иисус». Собственно, и девиз Российской империи, написанный на гербе, гласил «С нами Бог».
Герб Лермонтовых
Значительное количество девизов относилось к дворянской чести и доблести, а также к готовности посвятить их и собственную жизнь государю и отчизне. Князья Васильчиковы своим кредо избрали «Жизнь царю, честь никому», графы Воронцовы – «Вечно непоколебимая верность», графы Суворовы – «За веру и верность». Интересен девиз графов Завадовских: «Лучше быть пожалованным, чем родиться графом».
Герб князей Васильчиковых
Жизненное кредо, провозглашенное на гербе, могло относиться к труду, к какому-либо из видов полезной деятельности, которую владелец титула и герба избрал для себя и своих наследников основной. Девиз Третьяковых гласил «Делом, не словом», девиз Склифософских – «В знании сила».
Герб Третьяковых
Была еще одна категория изречений на дворянских гербах – она включала те, что отличались недосказанностью, чрезмерной лаконичностью, а потому производили впечатление некой загадки, формулы, наполненной глубоким философским смыслом. Такими были девиз графов Брюсов – «Мы были», Майковых – «Не останусь», Строгановых – «Жизнь в энергии», Пономаревых – «В бурях покой».
Герб Пономаревых с девизом «В бурях покой»
Семья Гончаровых избрала своим девизом слова «В честном труде – успех», что расходилось с реальным положением дел уже во времена графа Афанасия Николаевича, внука и тезки Афанасия Гончарова, основавшего полотняные, бумажные, железоделательные фабрики и прожившего жизнь действительно деятельную. Наследник империи деда промотал состояние, и славное имя Гончаровых было несколько скомпрометировано, до той поры, когда внимание к нему вновь привлекла Наталья, жена Александра Сергеевича Пушкина.
Герб Аракчеевых
А вот девиз графов Аракчеевых «Без лести предан» злые языки переиначили на «Бес лести предан», явление в истории нечастое, а потому привлекающее внимание.
Общий гербовник дворянских родов Российской империи, вышедший при императоре Павле I в 1797 году, содержал информацию о трех тысячах родовых гербов. Перед Октябрьской революцией в 1917 году их насчитывалось уже пять тысяч.
Обложка Гербовника дворянских родов Российской империи
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: