Лука крымский святой

1.Что значит странная фамилия?

Непривычная для уха фамилия Войно-Ясенецкий принадлежала польским дворянам, ставшим к XVI веке русскими подданными. К XIX веку род обеднел, и про своего деда, мельника, святитель Лука писал: «курная изба, лапти, на медведя с рогатиной». Отец святого выучился на фармацевта, «набожный католик, он был человеком чистой души, ни в чем не видевшим дурного, всем доверявшим, хотя по работе был окружен людьми нечестными». Мать, Мария Дмитриевна, известна тем, что постоянно помогала — арестантам, раненым. Третьего ребенка — Валентина — как и остальных четверых, воспитала в православии.

2. О пользе юношеских метаний, максимализма и упорства

О медицине гимназист Валентин не помышлял — с точными науками было туговато, мечтая стать художником, учился живописи в Мюнхене. Потом увлекся народничеством, стал толстовцем: спал на полу, ездил с крестьянами косить рожь. В двадцать лет писал Толстому, просил повлиять на семью, отрицательно относившуюся к учению писателя. Прочитав запрещенную в России книгу кумира «В чем моя вера», в толстовстве разочаровался, а юношеский максимализм остался. «Я решил, что не вправе заниматься тем, что мне нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей». На медицинском факультете Киевского университета учился уже блестяще, Валентину прочили карьеру ученого, а он заявил: «Я изучал медицину с исключительной целью: быть всю жизнь земским мужицким врачом». И действительно, с 1905 г. до 1917 г. служил врачом в самой глухомани, только науку не бросал. И в тюрьмах, и в лагерях, и после десятичасового приема и оперирования больных обобщал опыт, писал труды по анестезиологии и гнойной хирургии. Но начал «карьеру» доктора Войно-Ясенецкий, уехав на Дальний Восток: шла Русско-японская война.

3. Женитьба на девушке, давшей Богу обет безбрачия

Сестра милосердия Анна Ланская — «святая сестра», как называли ее раненые, покорила военно-полевого хирурга «не столько своей красотой, сколько исключительной добротой и кротостью». Два врача просили ее руки, но Ланская, дав обет безбрачия, им отказала, а вот перед Валентином Феликсовичем не устояла. Родила четверых детей, помогала с больными и умерла в 1919 г., в тридцать восемь лет, от туберкулеза, после первого ареста мужа.

4. Хирург от Бога? Да, плюс постоянная работа над собой

Гениальность Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого как хирурга поражала и больных, и коллег: очевидцы рассказывают, что его руки, даже когда архиепископу Луке исполнилось 60, были «необыкновенно точны, соразмерны и виртуозны». «Тончайшее чувство осязания, очевидно, было врожденным у отца, — вспоминал сын Михаил. — Он как-то, беседуя с нами, его детьми, на эту тему, решил доказать нам это «на деле». Сложил десять листков тонкой белой бумаги, а затем попросил давать задания: одним взмахом острого (это было обязательным условием!) скальпеля разрезать любое количество листков. Опыт оказался удачным. Мы были поражены!» Оперировал он Лука Войно-Ясенецкий 68 лет!

5. Видеть в больном страдающего человека!

Редкостным было и отношение доктора к больным. «Приступая к операции, — учил он будущих хирургов, — надо иметь в виду не только брюшную полость и тот интерес, который она может представлять, а всего больного человека, который, к сожалению, так часто у врачей именуется «случаем». Человек в смертельной тоске и страхе, сердце у него трепещет не только в прямом, но и в переносном смысле Поэтому не только выполните важную задачу подкрепить сердце камфарой, но позаботьтесь о том, чтобы избавить его от тяжелой психической травмы: вида операционного стола, разложенных инструментов, людей в белых халатах, масках — усыпите его вне операционной. Позаботьтесь о согревании его во время операции, ибо это чрезвычайно важно».

6. Стать священником, когда люди боялись даже упоминать о Боге

В 1921 г. Войно-Ясенецкий появился в коридоре ташкентской больницы в рясе и с крестом на груди. Обратившемуся к нему по имени-отчеству ответил: «Валентина Феликсовича больше нет, есть священник отец Валентин». «Надеть рясу в то время, когда люди боялись упоминать в анкете дедушку-священника, когда на стенах домов висели плакаты: «Поп, помещик, белый генерал — враги Советской власти», мог либо безумец, либо человек безгранично смелый. Безумным Войно-Ясенецкий не был… — вспоминает медсестра, работавшая с хирургом. — Перед тем как начать операцию, он должен был обязательно перекрестить ассистента, операционную сестру, больного. Он делал так вне зависимости от национальности и вероисповедания пациента. Однажды больной, по национальности татарин, спросил: «Я ведь мусульманин, зачем вы меня крестите?» «Под Богом все едины», — прозвучал ответ». В 1923 г. отец Валентин принял монашеский постриг с именем Лука — в честь евангелиста Луки, врача. В том же 1923 г. был тайно рукоположен в епископы, а через неделю его арестовали — начался 11-летний период ссылок и тюрем. Но ни ссылки, ни лагеря, ни Великая Отечественная война не остановили его научную деятельность и его служение хирургом.

7. Бесстрашие в вере

«Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? — спросил святителя Луку чекист Петерс (диалог произошел на слушании так называемого Дела врачей, сфабрикованного властями). — Разве вы его видели, своего Бога?». «Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель, — отвечал отец Валентин. — Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил». (Колокольчик председателя потонул в долго не смолкавшем хохоте зала.

8. Как человек может выдержать такие пытки?

«Был изобретен так называемый допрос конвейером, который дважды пришлось испытать и мне, — рассказывал святитель Лука об аресте в 1937 г. — Этот страшный конвейер продолжался непрерывно день и ночь. Допрашивавшие чекисты сменяли друг друга, а допрашиваемому не давали спать ни днем, ни ночью. Я опять начал голодовку протеста и голодал много дней. Несмотря на это, меня заставляли стоять в углу, но я скоро падал на пол от истощения. У меня начались зрительные и тактильные галлюцинации. То мне казалось, что по комнате бегают желтые цыплята, и я ловил их. То я чувствовал, что под рубахой на спине извиваются змеи. От меня требовали признания в шпионаже, но в ответ я только просил указать, в пользу кого я шпионил. На это ответить не могли. Допрос конвейером продолжался 13 суток».

9. «По окончанию войны готов снова вернуться в ссылку»

В начале Великой Отечественной войны сосланный святитель шлет телеграмму в Москву: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь в условиях фронта или тыла, там, где будет доверено. Прошу ссылку прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку». «В конце июля прилетел на самолете в Большую Mypту главный хирург Красноярского края и просил меня лететь в Красноярск, где я был назначен главным хирургом эвакогоспиталя, — писал святитель. — В нем я проработал не менее двух лет. Раненые любили меня. Когда я обходил палаты по утрам, меня радостно приветствовали больные. Некоторые, безуспешно оперированные в других госпиталях и излеченные мною, салютовали мне высоко поднятыми прямыми ногами».

10. Жизнь вопреки

С 44 лет, когда, исследуя трупы, хирург заразился возвратным тифом, он «уже ни одного дня не чувствовал себя здоровым, болезни преследовали» его. Преследовали, но не смогли победить. Святитель вернул жизнь десяткам тысяч больных, читал лекции (в рясе!), написал 55 научных трудов, оставил 10 томов проповедей. За труд «Очерки гнойной хирургии» епископ-хирург получил Сталинскую премию: 130 тысяч рублей из 200 он передал в детские дома, остальные разошлись по нуждающимся. Скончался святитель Лука в 1961 г., 84 лет от роду, в праздник Всех Святых, в земле русской просиявших. Верующие молятся святителю Луке, испрашивая исцеления от болезней.

В одной из проповедей святителя есть такие слова, «сказанные не от разума, а по собственному опыту»: «Вы спросите: «Господи, Господи! Разве легко быть гонимыми?.» Вы спросите с недоумением, в ваше сердце, может быть, закрадется сомнение, легко ли иго Христово? А я скажу вам: «Да, да! Легко, и чрезвычайно легко». А почему легко? Почему легко идти за Господом по тернистому пути? Потому что будешь идти не один, выбиваясь из сил, а будет тебе сопутствовать Сам Христос; потому что Его безмерная благодать укрепляет силы, когда изнываешь под игом; потому что Он Сам будет поддерживать тебя, помогать нести это бремя, этот крест» — говорил святитель Лука.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), исповедник, архиепископ Красноярский и Крымский (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий; 27 апреля (9 мая) 1877, Керчь — 11 июня 1961, Симферополь) — профессор медицины и духовный писатель, епископ Русской православной церкви; с апреля 1946 года — архиепископ Симферопольский и Крымский. Лауреат Сталинской премии первой степени (1946).

Канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в 2000 году; память — 29 мая по юлианскому календарю.

Биография

Светская жизнь

Родился 27 апреля (9 мая) 1877 года в Керчи, в семье провизора Феликса Станиславовича Войно-Ясенецкого (по некоторым данным, до 1929 года двойная фамилия Валентина Феликсовича писалась как Ясенецкий-Войно), который происходил из древнего и знатного, но обедневшего польского дворянского рода и был набожным римо-католиком. Мать была православной, творила дела милосердия. Как писал святитель в своих мемуарах, религиозность он унаследовал от отца. Будущий священник некоторое время увлекалсятолстовством, писал графу с просьбой повлиять на свою мать, пытавшуюся вернуть его к официальному православию, предлагал уехать вЯсную Поляну. После прочтения запрещённой в России книги Толстого «В чём моя вера» разочаровался в толстовстве. Тем не менее, он сохранил некоторые толстовско-народнические идеи.

После окончания гимназии при выборе жизненного пути колебался между медициной и рисованием. Подавал документы в Академию Художеств, но, поколебавшись, решил выбрать медицину как более полезную обществу. Пытался поступить в Киевский университет на медицинский факультет, но не прошёл. Ему предлагали пойти на естественный факультет, но он предпочёл юридический (так как никогда не любил ни биологию, ни химию, предпочитал им гуманитарные науки). Проучившись год, покинул университет и учился живописи вМюнхене в частной школе профессора Книрра. После возвращения в Киев рисовал с натуры простой народ. Наблюдая его страдания: нищету, бедность, болезни, — окончательно решил стать врачом, чтобы приносить пользу обществу.

В 1898 году стал студентом медицинского факультета Киевского университета. Учился прекрасно, был старостой группы, особенно преуспевал в изучении анатомии: «Умение весьма тонко рисовать и моя любовь к форме перешли в любовь к анатомии… Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии».

По окончании его в годы Русско-японской войны работал хирургом в составе медицинского отряда Красного Креста в военном госпитале вЧите, где женился на медсестре Киевского военного госпиталя Анне Васильевне Ланской — дочери управляющего поместьем наУкраине. У них было четверо детей.

Им двигала толстовская идея народничества: стать земским, «мужицким» врачом. Работал хирургом в городе Ардатов Симбирской губернии, в селе Верхний Любаж Фатежского уездаКурской губернии, в городе Фатеж, с 1910 года — в Переславле-Залесском. Во время этой работы заинтересовался проблемой обезболивания при операциях. Прочёл книгу немецкого хирурга Генриха Брауна «Местная анестезия, ее научное обоснование и практические применения». После чего отправился для сбора материалов в Москву к известному учёному, основателю журнала «Хирургия» Петру Ивановичу Дьяконову. Тот позволил Войно-Ясенецкому трудиться в Институте топографической анатомии. Валентин Феликсович препарировал, оттачивая технику регионарной анестезии, несколько месяцев и параллельно изучал французский язык.

В 1915 году издал в Санкт-Петербурге книгу «Регионарная анестезия» с собственными иллюстрациями. На смену прежним способам слойного пропитывания анестезирующим раствором всего, что надо резать, пришла новая, изящная и привлекательная методика местной анестезии, в основу которой легла глубоко рациональная идея прервать проводимость нервов, по которым передается болевая чувствительность из области, подлежащей операции. В 1916 году Валентин Феликсович защитил эту работу как диссертацию и получил степень доктора медицины. Однако книгу издали таким низким тиражом, что у автора не нашлось даже экземпляра для отправки вВаршавский университет, где он мог бы получить за неё премию.

Продолжил практическую хирургию в селе Романовка Саратовской губернии, а затем в Переславль-Залесском, где делал сложнейшие операции на желчных путях, желудках, кишечниках, почках и даже на сердце и мозге. Занимался и глазными операциями, возвращал зрение слепым. Именно в Переяславле он задумал книгу «Очерки гнойной хирургии». В Феодоровском женском монастыре, где Валентин Феликсович был врачом, до сего дня чтится память его. Монастырская деловая переписка неожиданно приоткрывает ещё одну сторону деятельности врача-бессребренника, которую Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий не посчитал нужным упомянуть в своих записях.

Приведем полностью два письма, где упоминается имя доктора Ясенецкого-Войно (по принятому тогда написанию):

«Глубокоуважаемая матушка Евгения!

Так как фактически врачом Феодоровского монастыря состоит Ясенецкий-Войно, я же по-видимому числюсь только на бумаге, то я считая для себя такой порядок вещей оскорбительным, отказываюсь от звания врача Феодоровского монастыря; о каковом своем решении и спешу Вас уведомить. Примите уверение в моем совершенном к Вам уважении.

Врач… 30. 12. 1911 г. »

«Во Владимирское Врачебное отделение Губернского правления.

Сим честь имею покорнейше уведомить: Врач Н… оставил службу при вверенном моему смотрению Феодоровском монастыре в начале февраля, а с оставлением службы врачом Н…, всё время подает медицинскую помощь врач Валентин Феликсович Ясенецкий-Войно. При большом количестве живущих сестер, равно и членам семейств священнослужителей, необходима врачебная помощь и, видя эту нужду монастыря, врач Ясенецкий-Войно и подал мне письменное заявление 10 марта полагать свои труды безвозмездно.

Феодоровского девича монастыря игумения Евгения.»

Принятие решения о безвозмездной врачебной помощи не могло быть случайным шагом со стороны молодого земского врача. Матушка игумения не нашла бы возможным принять подобную помощь от молодого человека, не убедившись прежде, что это желание исходит из глубоких духовных мотивов. Личность почтенной старицы могла произвести сильное впечатление на будущего исповедника веры. Его мог привлекать монастырь и неповторимый дух старинной обители.

Начало пастырской деятельности

С марта 1917 года — главный врач городской больницы Ташкента. В Ташкенте он был поражён религиозностью местного населения и стал посещать церковь. Вёл активную хирургическую практику и способствовал основанию Туркестанского Университета, где возглавил кафедру оперативной хирургии . В октябре 1919 года в возрасте 38 лет Анна Васильевна скончалась. Валентин Феликсович тяжело переживал кончину своей верной подруги, считая, что эта смерть была угодна Богу. После этого его религиозные взгляды укрепились:

«Неожиданно для всех, прежде чем начать операцию, Войно-Ясенецкий перекрестился, перекрестил ассистента, операционную сестру и больного. В последнее время он это делал всегда, вне зависимости от национальности и вероисповедания пациента. Однажды после крестного знамения больной — по национальности татарин — сказал хирургу: «Я ведь мусульманин. Зачем же Вы меня крестите?» Последовал ответ: «Хоть религии разные, а Бог один. Под Богом все едины»

Две грани одной судьбы

В январе 1920 года состоялся епархиальный съезд духовенства, куда его пригласили как деятельного прихожанина и уважаемого в городе человека. На этом съезде епископ Иннокентий предложил ему стать священником, на что Валентин Феликсович согласился. Он повесил в операционной икону и стал приходить на работу в рясе, несмотря на неудовольство многих коллег и студентов. В Сретение (15 февраля) 1921 года был рукоположён в диакона, а чрез неделю — в пресвитера епископом Ташкентским и Туркестанским Иннокентием (Пустынским). Летом 1921 года ему пришлось публично выступить в суде, защищая профессора П. П. Ситковского и его коллег от выдвинутого властями обвинения во «вредительстве».

Весной 1923 года в Туркестанской епархии бо́льшая часть духовенства и храмов признали власть обновленческого Синода (епархия перешла под управление обновленческого епископаНиколая (Коблова)); архиепископ Иннокентий после ареста ряда «староцерковных» священнослужителей самовольно покинул епархию. Отец Валентин оставался верным сторонником патриарха Тихона, и было принято решение сделать его новым епископом. В мае 1923 года протоиерей Валентин Войно-Ясенецкий был тайно в своей спальне пострижен в монашествоссыльным епископом Андреем (Ухтомским), имевшим благословение от Патриарха Тихона самому избирать кандидатов для епископской хиротонии, с именем святого апостола Луки (по преданию, также врача и художника).

31 мая 1923 года, по поручению епископа Андрея (Ухтомского), будучи лишь иеромонахом был тайно рукоположён во епископа в Пенджикенте двумя ссыльным епископами: БолховскимДаниилом (Троицким) и Суздальским Василием (Зуммером); спустя неделю был арестован по обвинению в связях с оренбургскими казаками-белогвардейцами и шпионаже в пользуВеликобритании через турецкую границу.

Ссылка

Свое отношение к Советской власти Валентин Феликсович выразил в одном из дальнейших писем:

«На допросе чекист спрашивал меня о моих политических взглядах и о моем отношении к Советской власти. Услышав, что я всегда был демократом, он поставил вопрос ребром: «Так кто Вы — друг или враг наш?» Я ответил: «И друг и враг. Если бы я не был христианином, то, вероятно, стал бы коммунистом. Но Вы возглавили гонение нахристианство, и поэтому, конечно, я не друг Ваш».

На рассмотрение дела епископа Луку направили в Москву. Там он во время рассмотрения дела дважды встречался с патриархом Тихоном, и тот подтвердил его право заниматься медициной. Находился в Бутырской тюрьме, затем в Таганской. В конце года сформировали этап и отправили в Енисейск. Владыка отказывался входить в тамошние храмы, занятые живоцерковниками, и совершал богослужения прямо у себя на квартире. В Енисейске он также работал в местной больнице, славясь врачебным мастерством.

Узнав о 75-летнем юбилее великого физиолога, академика Ивана Петровича Павлова, ссыльный профессор посылает ему 28 августа 1925 года поздравительную телеграмму.

Сохранился полный текст ответной телеграммы Павлова Войно-Ясенецкому:

«Ваше преосвященство и дорогой товарищ! Глубоко тронут Вашим теплым приветствием и приношу за него сердечную благодарность. В тяжелое время, полное неотступной скорби для думающих и чувствующих по-человечески, остается одна опора — исполнение по мере сил принятого на себя долга. Всей душой сочувствую Вам в Вашем мученичестве. Искренне преданный Вам Иван Павлов».

Да — сложилась необычная ситуация: архиепископ Лука находится в ссылке в Красноярском крае, а идеи профессора-хирурга В. Ф. Войно-Ясенецкого распространяются не только в Советском Союзе, но и за рубежом. В 1923 году в немецком медицинском журнале «Deutsch Zeitschrift» публикуется его статья о новом методе перевязки артерии при удалении селезенки (англ.)русск., а в 1924-м в «Вестнике хирургии» — сообщение о хороших результатах раннего хирургического лечения гнойных процессов крупных суставов.

Последовала ссылка — в Туруханск, где Владыка опять продолжал врачебную и пастырскую деятельность. ГПУ отправило его в деревню Плахино между Игаркой и Дудинкой. Но по требованиям жителей Туруханска профессора Войно-Ясенецкого пришлось вернуть в местную больницу. В январе 1926 года ссылка кончилась, и епископ Лука вернулся в Ташкент.

После возвращения владыка был лишен права заниматься преподавательской деятельностью. Митрополит Сергий пытался его перевести то в Рыльск, то в Елец, то в Ижевск (видимо, по указаниям сверху). Оснью 1927 года Лука около месяца был епископом Елецким и викарием Oрловской губернии. Затем, по совету митрополита Арсения епископ Лука подал прошение об увольнении на покой. По воскресным и праздничным дням служил в церкви, а дома принимал больных. 6 мая 1930 года был снова арестован по обвинению в убийстве профессораМихайловского и этапирован в Архангельск. Там он открыл новый метод лечения гнойных ран, ставший сенсацией. Святителя вызывали в Ленинград и лично Киров уговаривал его снять рясу. Но владыка отказался и был возвращён в ссылку. Освобождён в мае 1933 года.

В Москву он приехал лишь в конце ноября и сразу же явился в канцелярию Местоблюстителя митрополита Сергия. Сам Владыка так вспоминал об этом: «Его секретарь спросил меня, не хочу ли я занять одну из свободных архиерейских кафедр». Но истосковавшемуся в ссылке по настоящей работе профессору хотелось основать Институт гнойной хирургии, хотелось передать громадный врачебный опыт. Весной 1934 года, Войно-Ясенецкий возвращается в Ташкент, а затем переезжает в Андижан, где оперирует, читает лекции, руководит отделением Института неотложной помощи. Здесь он заболевает лихорадкой папатачи, грозящей потерей зрения (осложнение дало отслойку сетчатки левого глаза). Две операции на левом глазу не принесли результата, владыка слепнет на один глаз.

Осенью 1934 года издал монографию «Очерки гнойной хирургии», которая приобрела мировую известность. Несколько лет профессор Войно-Ясенецкий возглавлял главную операционную в Институте неотложной помощи Ташкента. 24 июля 1937 года арестован в третий раз по обвинению в создании «Контрреволюционной церковно-монашеской организации», ставившей целью свержение Советской власти и восстановление капитализма. По этому делу также проходили архиепископ Ташкентский и среднеазиатский Борис (Шипулин), архимандритВалентин (Ляходский) и многие другие священники. В тюрьме владыку допрашивают методом «конвейера» (13 суток без сна) с требованием подписать протоколы-доносы на невиновных. Епископ объявляет голодовку, продлившуюся 18 суток, но ложного признания не подписывает. Валентин Феликсович был приговорён к пяти годам ссылки в Красноярский край (а архиепископ Борис (Шипулин), подписавший признание и ложно оговоривший владыку Луку, был расстрелян).

С марта 1940-го работает хирургом в ссылке в районной больнице в Большой Мурте, что в 110 километрах от Красноярска (местная церковь взорвана, и владыка молился в роще). В началеВеликой Отечественной войны отправил телеграммму председателю президиума Верховного совета СССР Михаилу Калинину:

«Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий… являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука».

С октября 1941 года — консультант всех госпиталей Красноярского края и главный хирург эвакогоспиталя, делал самые сложные операции на ранах с нагноениями (в красноярской школе № 10, где располагался один из госпиталей, в 2005 году открыт музей).

Служение на Красноярской кафедре

27 декабря 1942 года состоялось определение Московской Патриархии: «Преосвященному архиепископу Луке (Войно-Ясенецкому), не отрывая его от работы в военных госпиталях по его специальности, поручить управление Красноярской епархией с титулом архиепископа Красноярского». Добился восстановления одной маленькой церкви в предместье Николаевка (5-7 километров от Красноярска). В связи с этим и практически с отсутствием священников за год Владыка служил всенощную только в большие праздники и вечерние службы Страстной седмицы, а перед обычными воскресными службами вычитывал всенощную дома или в госпитале. Со всей епархии ему слали ходатайства о восстановлении церквей. Архиепископ отправлял их в Москву, но ответа не получал.

В сентябре 1943 года состоялись выборы Патриарха, на которых присутствовал и владыка Лука. Однако, вскоре он отказался участвовать в деятельности Синода, чтобы успевать прооперировать большее число раненых. В дальнейшем стал просить о переводе в Европейскую часть СССР, мотивируя это ухудшающимся здоровьем в условиях сибирского климата. Местная администрация не хотела его отпускать, пыталась улучшить его условия — поселило в лучшую квартиру, открыла маленькую церковь в пригороде Красноярска, доставляло новейшую медицинскую литературу, в том числе на иностранных языках. В конце 1943 года опубликовал второе издание «Очерков гнойной хирургии», а в 1944 году — монографию «О течении хронической эмпиемы и хондратах» и книгу «Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов», за которые ему была присуждена Сталинская премия первой степени. Слава о великом хирурге растёт, о нём уже пишут в США.

Служение на Тамбовской кафедре

В феврале 1944 года Военный госпиталь переехал в Тамбов, и Лука возглавил Тамбовскую кафедру, где владыка занимался вопросом восстановления храмов и добился успеха: к началу 1946 года было открыто 24 прихода 4 мая 1944 года во время беседы в Совете по делам Русской православной церкви при СНК СССР Патриарха Сергия с председателем СоветаКарповым, Патриарх поднял вопрос о возможности его перемещения на Тульскую епархию, мотивировал такую необходимость болезнью архиепископа Луки (малярия); в свою очередь, Карпов «ознакомил Сергия с рядом неправильных притязаний со стороны архиепископа Луки, неправильных его действий и выпадов». В служебной записке наркому здравоохранения РСФСР Андрею Третьякову от 10 мая 1944 года Карпов, указывая на ряд допущенных архиепископом Лукой поступков, «нарушающих законы СССР» (повесил икону в хирургическом отделении эвакогоспиталя № 1414 в Тамбове, совершал религиозные обряды в служебном помещении госпиталя перед проведением операций; 19 марта явился на межобластное совещание врачей эвакогоспиталей одетым в архиерейское облачение, сел за председательский стол и в этом же облачении сделал доклад по хирургии и другое), указывал наркому, что «Облздравотдел (г. Тамбов) должен был сделать соответствующее предупреждение профессору Войно-Ясенецкому и не допускать противозаконных действий, изложенных в настоящем письме.»

Добился восстановления Покровской церкви в Тамбове. Пользовался большим уважением среди прихожан, которые не забывали владыку даже после его перевода в Крым.

В феврале 1945 года награждён патриархом Алексием I правом ношения на клобуке бриллиантового креста. Пишет книгу «Дух, душа и тело».

Служение на Крымской кафедре

5 апреля 1946 года Патриарх Алексий подписал указ о переводе архиепископа Луки в Симферополь. Там архиепископ открыто вступал к конфликты с местным уполномоченным по делам религии; также наказывал священников за любую халатность на богослужении и боролся с уклонением прихожан от выполнения церковных таинств . Активно вёл проповеди (в 1959 году Патриарх Алексий предлагал присвоить архиепископу Луке степень доктора богословия).

За книги «Очерки гнойной хирургии» (1943) и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов» (1944) в 1946 годуудостоен Сталинской премии первой степени (200 000 рублей), 130 000 рублей из которой пожертвовал детским домам.

Продолжал оказывать медицинскую помощь, несмотря на ухудшавшееся здоровье. Больных профессор принимал на дому, помогая всем, но требуя молиться и ходить в церковь. Некоторым больным владыка приказывал лечиться только молитвой — и больные выздоравливали.

В эти годы Войно-Ясенецкий не стоял в стороне от общественно-политической жизни. Уже в 1946 году он активно выступает как борец за мир, национально-освободительное движение колониальных народов. В 1950 году в статье «Защитим мир служением добру» он писал:

«Не могут быть христиане и на стороне колониальных держав, творящих кровавую неправду в Индонезии, Вьетнаме, Малайе, поддерживающих ужасы фашизма в Греции, Испании, насилующих волю народа в Южной Корее, не могут называться христианами те, кто враждует против демократического строя, осуществляющего… элементарные требования справедливости.»

В 1955 году ослеп полностью, что вынудило его оставить хирургию. С 1957 года диктует мемуары. В постсоветское время вышла автобиографическая книга «Я полюбил страдание…».

Умер 11 июня 1961 года в воскресенье, в день Всех святых, в земле Российской просиявших.

На надгробии была высечена надпись:

Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий

18(27).IY.77 — 19(11).YI.61

Доктор медицины, профессор хирургии, лауреат.

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) был похоронен на Первом Симферопольском кладбище, справа от храма Всех святых г. Симферополя. После канонизации Православной Церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских (22 ноября 1995 года), его мощи были перенесены в Свято-Троицкий Собор (17-20 марта 1996 года). Прежняя могила св. Луки также почитаема верующими.

Дети

Все дети профессора пошли по его стопам и стали медиками: Михаил и Валентин стали докторами медицинских наук; Алексей — доктором биологических наук; Елена — врачом-эпидемиологом. Внуки и правнуки тоже стали учёными (например, Владимир Лисичкин — академик РАЕН). Стоит отметить, что святитель никогда (даже после принятия епископского сана) не пытался приобщить их к религии, считая, что вера в Богa — личное дело каждого.

Святой Лука Крымский принадлежит не к какой-то далeкой эпохе. Это святой нашего времени. По нему почти нет хроники, но это только на первый взгляд. На самом деле он оставил нам многое.

Вместо фотографий — иконы. А вместо хроники — исцеленные пациенты. Его жизнь — поступки, которые совершенно непонятны современному человеку. С точки зрения простого обывателя, Лука (Войно-Ясенецкий) все делал «не так, как надо». Губил карьеру врача, портил отношения с властями, отказывался от высоких постов, не брал денег с пациентов. Он мог стать художником и пачкать руки лишь красками, а стал архиепископом, жертвой политических репрессий и «мужицким лекарем».

Больных он спасал при жизни, продолжает исцелять их и после смерти. Евгений Ефремов считает, что у него два дня рождения. Девять лет назад он попал в реанимацию с проломленной головой. Врачи уже готовили родственников к худшему. Но благодаря молитвам Святому Луке Женя сегодня полностью здоров. Авторы фильма побывали в Симферополе. Здесь Лука служил и принимал больных последние годы своей жизни. Возможно, это просто совпадение, но возвращение Крыма в состав России произошло в день обретения мощей Святого Луки.

В Симферополе мы нашли внучатую племянницу Святого. Она рассказала, каким был ее «дядечка», как она его называла. Как он жил последние 15 лет своей жизни. Мы нашли человека, который видел Луку, еще будучи студентом. Анатолий Бабанин почитает Святителя и мечтает ввести в обязательную программу для студентов-медиков клятву Войно-Ясенецкого. Врачи Симферополя создали особое сообщество православных медиков. Они почитают Святителя, просят о помощи. Мы встретились с хирургом Виктором Шуваевым, заведующим отделением костно-гнойной инфекции. За свою жизнь он такое перевидал, что, кажется, его ничем не удивишь. Но пару лет назад с ним произошло настоящее чудо — он исцелился от болезни, которая мучила его 18 лет.

Сохранились вещи, предметы и мебель св. Луки, они сегодня хранятся в музее на территории Свято-Троицкого монастыря Симферополя. Испытываешь удивительные ощущения, когда видишь очки, книги или инструменты Святого. Здесь царит особая атмосфера. Мощи святителя Луки хранятся в серебряной раке, которую в 2002 году подарили греческие священнослужители — митрополит Нектариос (Андонопулос) и отец Михаил. А сам монастырь стоит на улице Одесской, которая до 46-го года была Греческой. И в этом тоже есть особый знак. Парадоксально, но факт — Святого Луку Крымского в Греции почитают больше, чем в России, хотя в этой стране Святитель не был ни разу. Здесь более 30 храмов имени Святителя Луки. Оказывается, греки узнали о нем благодаря митрополиту Нектарию (Андонопулосу). Его так поразила жизнь Войно-Ясенецкого, что свою жизнь он решил посвятить распространению знаний о Владыке Луке. Мы записали интервью с Митрополитом Нектарием. Он показал удивительные иконы Луки, сделанные греческими мастерами, которые совсем не похожи на наши, познакомил нас с людьми, которые по молитвам Святому Луке остались живы или исцелились от тяжелых болезней.

Съемки фильма проходили и в Ташкенте. Городе, где произошел перелом в душе Святителя, тогда еще молодого врача. Здесь он стал священником, отсюда его впервые забрали в ссылку, здесь же он потерял свою любимую женщину. Хирурги Ташкента провели нас в операционную, где работал Войно-Ясенецкий, жители показали его дом.

По биографии святителя Луки можно изучать историю и географию России. Он пережил русско-японскую, Первую мировую войну, революцию, Гражданскую и Великую Отечественную войну, гонения на Церковь, лагеря и ссылки. Самая долгая ссылка была в Красноярский край. Именно здесь сегодня ходит поезд имени Святого Луки — передвижной консультативно-диагностический центр «Доктор Войно-Ясенецкий (Св. Лука)», в простонародье просто — поезд здоровья. Он ходит по самым отдаленным деревням и селам Красноярского края, там, где когда-то отбывал ссылку Святой Лука. Мы расскажем, как ведется прием больных, как живут и работают врачи.

В Севастополе мы нашли священника, который как две капли воды похож на Святителя Луку. Более того — сходство не только внешнее, но и биографическое. Отец Вячеслав, так же, как и Лука, был хирургом, а потом — стал священником. В Тамбове мы отыскали медсестру, которая в военные годы работала вместе с Лукой. Сегодня ей 97 лет.

Святой Лука Крымский. Этот человек стал легендой XX века, объединив, казалось бы, противоположные вещи: высокую образованность легендарного хирурга и глубокую веру православного архиерея. Белый халат и черная ряса были с ним до конца дней. Он мог отказаться от денег, от комфорта, от славы. Но отступить от своего пути — никогда.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — один из самых почитаемых святых, прославленных Русской Церковью на рубеже XX-ХХI веков. Уважение и любовь народа он снискал своим ревностным служением Богу и людям, неустанной архиерейской деятельностью, самоотверженным врачебным трудом, проникновенными проповедями и глубокими научными исследованиями в медицине. Его неординарная личность гармонично объединяла в себе нравственные качества духовного лица и профессионализм хирурга, талант богослова и профессорский кругозор. Благодарные и теплые воспоминания о нем хранили тамбовчане, которые молились с ним в храмах, ассистировали во время операций, пересекались с ним на жизненном пути. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» (№ 5, 2020).

Архиепископ Лука получил назначение на Тамбовскую кафедру в начале января 1944 года. Епархия была полностью уничтожена. Его предшественника — епископа Венедикта (Алентова) — арестовали по ложным обвинениям 28 апреля 1937 года, а 6 декабря того же года расстреляли. Были сосланы в лагеря и расстреляны большинство священнослужителей, прекратилась всякая легальная церковная деятельность. К началу Великой Отечественной войны на территории области не осталось ни единого действовавшего храма. Тамбовский край превратился в духовную пустыню и стал подобным «дикому полю», как его называли вплоть до XVII века, когда он еще не был просвещен светом Христовой веры. К моменту приезда преосвященного Луки в Тамбов в городе уже некоторое время действовал небольшой Покровский двухэтажный храм, ставший затем кафедральным собором.

Святитель занимал Тамбовскую кафедру до мая 1946 года, то есть чуть больше двух лет. Но за столь краткое время ему удалось сделать очень много! Прежде всего архипастырь озаботился возвращением храмов и возобновлением в них богослужений. К концу 1945 года было открыто 24 храма1, а в конце 1946 года их насчитывалось уже 432. Точно не известно, сколько храмов до своего отъезда из Тамбова открыл архиепископ Лука. Преосвященный считал, что богослужения должны возобновиться во всех неразрушенных храмах, однако местные власти всячески препятствовали этому. Он назначал на служение в открывавшиеся храмы в первую очередь священников, которые вернулись из тюрем и лагерей. С большой осторожностью святитель относился к священнослужителям, переходившим в Московский Патриархат из обновленческого раскола. Преосвященный составил специальный покаянный чин для обновленцев и настаивал на том, чтобы они приносили раскаяние в присутствии всех молящихся в храме.

Святитель Лука проповедовал за каждым богослужением. Его проповеди отличались проникновенностью, простотой изложения и в то же время богословской глубиной. Почитатели записывали их, составляли рукописные и машинописные сборники, часть которых сохранилась до наших дней.

В Тамбове после долгих лет ссылок и лагерей исповедник смог продолжить свои научные труды по медицине и богословию. В 1944 году он издал работу по хирургии «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов» и дополнил с учетом богатейшей личной врачебной практики свои знаменитые «Очерки гнойной хирургии», изданные еще в 1934 году. Именно «Очерки…», за которые в 1945 году архиепископ Лука получил Сталинскую премию, способствовали признанию его заслуг научным медицинским сообществом. Рекомендации, изложенные в них, спасли жизни тысяч солдат, раненных во время Великой Отечественной войны. В Тамбове святитель начал писать богословско-апологетическое сочинение «Дух, душа и тело»3.

Преосвященный Лука был человеком независимым и принципиальным, не допускавшим компромиссов в вопросах веры и всегда поступавшим в соответствии со своими убеждениями. Такое поведение рассматривалось чиновниками как сознательное противление принятым в советском обществе порядкам. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви в 1944 году писал в отчете, что «архиепископ Лука в хирургическом отделении госпиталя № 1494 повесил икону и перед проведением операции проводит молебные служения»4. В отчете также сообщалось, что святитель присутствовал «на межобластном совещании врачей эвакогоспиталей в полном архиерейском облачении»5. Эта информация свидетельствует о том, что он считал для себя естественным появиться в светском обществе или на совещании в рясе, клобуке и с панагией. Тем самым он подчеркивал, что является не только профессором и хирургом, но и священнослужителем.

Получив в пользование маленький Покровский храм, святитель Лука стал предпринимать усилия по возвращению Спасо-Преображенского кафедрального собора и мощей святителя Питирима Тамбовского. Он планировал начать строительство небольших деревянных храмов по всей епархии, хотел открыть воскресные школы в каждом приходе, наладить духовно-просветительскую работу среди населения, издавать епархиальный журнал, проводить ежегодные съезды духовенства. Естественно, власти не могли позволить деятельному епископу реализовать все его планы — тамбовские партийные руководители добились его перевода на Симферопольскую кафедру.

Все советские годы тамбовчане бережно хранили память о святителе Луке. В конце прошлого века, когда Церковь обрела свободу, появилась возможность увековечить его имя на Тамбовской земле. С инициативой о присвоении имени святителя Луки 2-й городской клинической больнице выступил ее главный врач Яков Фарбер. Идею поддержали руководители города и области, а также управляющий Тамбовской епархией архиепископ Евгений (Ждан; † 2002). В 1994 году больница получила имя архиепископа Луки, и на тот момент присвоение государственному лечебному учреждению имени святого стало беспрецедентным событием в новейшей российской истории6. Через некоторое время перед главным входом в эту больницу был установлен памятник святителю, который изготовил врач и скульптор, уроженец Дагестана Гамзат Юсупов. «С архиепископом получилось удивительное совпадение. Я видел энтузиазм врача Якова Иосифовича Фарбера, видел, как он радовался, когда дали добро на присвоение имени архиепископа Луки больнице. Хотя, если честно, до приезда в Тамбов об этом священнослужителе я и не слышал. Знал со студенческих лет профессора медицины Войно-Ясенецкого, читал его книгу по гнойной хирургии, но как-то не связывал тогда это имя с личностью архиепископа Луки, тем более — с Тамбовом, — вспоминал незадолго до своей кончины в 2014 году Гамзат Юсупов. — Когда я увидел фотографию архиепископа Луки, был поражен монументальным видом этого человека. Я решил воссоздать этот образ, в котором надо было соединить священнослужителя, хирурга и человека»7. В 1995 году по инициативе епархии была учреждена премия имени архиепископа Луки для врачей, медсестер и учащихся медицинского колледжа, которая вручается ежегодно управляющим Тамбовской епархией.

Мемориальные доски в память о святителе в течение 1990-х годов были установлены на зданиях, непосредственно связанных с его именем: на главном корпусе областной больницы, где владыка оперировал, и на доме по улице Комсомольской, где он проживал во время служения в Тамбове. В июне 2011 года, к полувековому юбилею со дня кончины исповедника, на здании областного Музейно-выставочного комплекса, где в годы Великой Отечественной войны располагался госпиталь № 5355 и где трудился святитель-хирург, открыли еще одну мемориальную доску.

Второй памятник преосвященному установили в городе Тамбове на Комсомольской улице перед домом № 9, где святитель проживал в годы управления епархией. Его торжественное освящение состоялось 14 октября 2017 года.

Через год, 13 октября 2018 года, состоялось открытие Историко-мемориального музея архиепископа Луки, что стало долгожданным событием для жителей города. В музее собраны различные предметы и артефакты, письма и фотографии, книги, предметы быта, мебель и т.д.

К празднику Покрова Пресвятой Богородицы 2018 года Тамбовская городская Дума переименовала часть улицы Комсомольской (от улицы Набережная до Советской) в улицу в честь архиепископа Луки и установила на домах соответствующие надписи. Указанная улица стала первой за 100 лет в городе Тамбове, носящей имя святого исповедника и подвижника Русской Православной Церкви.

Молитвенное почитание святителя Луки — важная составляющая приобщения наших современников к его духовному наследию. После прославления архиепископа Луки в сонме святых стало возможным поклонение его святым мощам. Впервые частица мощей исповедника была доставлена в Вознесенский женский монастырь Тамбова 16 ноября 2013 года из Ильинского мужского монастыря (Одесса, Украина). 3 февраля 2018 года его святые мощи прибыли в Тамбов из Ташкентской епархии. 15 ноября 2018 года у Спасо-Преображенского кафедрального собора состоялась торжественная встреча доставленного из Симферополя ковчега с частицей мощей святителя.

Наследие, оставленное архиепископом Лукой на Тамбовской земле, широко и многогранно. Именно святителю Тамбовская епархия обязана своим возрождением. И хотя он провел в Тамбове не так много времени, но, как он сам признавался, именно здесь он впервые почувствовал себя архиереем.

Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий

1 Чеботарев С.А. Тамбовская епархия в 40-60-е гг. XX в., Тамбов, 2004. С. 308.

2 Там же. С. 309.

4 ГАТО. Ф. Р5220. Оп. 1. Д. 53. Л. 8.

5 Там же.

7 Образ святителя Луки стоял особняком в творчестве Гамзата Юсупова

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *