Лукианова пустынь

Монастырь расположен в 12 км севернее г. Александрова на слегка всхолмленной местности и окружен полями, с юга к нему примыкает селение Лукьянцево. Островок полей окружен густым лесом, в котором и возник монастырь.
Начало истории монастыря относится к 1594 г., когда в соседнем с. Игнатьево был построен новый храм. Храмовая икона Рождества Богородицы из этой церкви несколько раз исчезала и являлась в урочище посреди лесов, называвшемся «Псковитино Раменье». Вследствие этого священник Григорий, по благословению патриарха Иова, выстроил деревянный храм на новом месте и поселился около него. В Смутное время храм был разорен и долго стоял без кровли. В 1640 г. сюда пришел для аскетических подвигов некто Илларион, основавший здесь мужскую обитель и получивший монашеское имя Лукиан, а пустынь стала называться по имени основателя Лукиановой.

В 1922 г. монастырь был закрыт, часть икон и святынь поругана и уничтожена. Местопребывание чудотворной иконы Рождества Богородицы доныне остается неизвестным. В обители поместили дом престарелых, с отделениями для душевнобольных и слепых.
В 1991 г. Лукианова пустынь первая во Владимирской епархии возродилась из небытия. В 1992 г. обретены мощи прп. Лукиана. Мощи прп. Корнилия были обретены в 1995 г. в Троицком храме Успенского женского монастыря г. Александрова.

СВЯТЫНИ
1. Мощи преподобного Лукиана Александровского (+1655, обретены в 1992).
2. Список чудотворной иконы Рождества Богородицы «Лукиановская» (сер. 19 в).
3. Икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет» (ранее 1714).
4. Икона Божией Матери «Игумения Горы Афонской» (1998).
5. Ковчег с частицами мощей 54-х святых.

В 13 километрах на север от Александрова есть деревня Лукьянцево. Там находится Лукианов монастырь. Он существует в этих местах с XVI века. А прославил этот монастырь еще в XVII веке святой Лукиан.

Монастырь основал иерей Григорий в 1564 году. Предание гласит – в деревне Игнатьево, неподалеку от которой сейчас находится пустынь, по прошению иерея Григория была построена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В церкви была поставлена храмовая икона. Она три раза чудесным образом переходила из церкви в одно и то же пустынное место. Священник рассказал об этом знамении патриарху Иову и испросил его благословение на перенесение храма туда, куда указывает икона. Патриарх дал свое благословение. Через некоторое время церковь была перенесена.

Во время нашествия поляков и литовцев храм был разграблен. В 1640 году в нем поселился благочестивый старец Илларион. К нему стали приходить люди. Они просили принять их под руководство. Общими усилиями благочестивых пришельцев вокруг храма была организована обитель. Среди подвижников больше всех усилий к устройству монастыря приложил инок Лукиан. В честь него и была названа пустынь.

В обители есть свои святыни. Это мощи святого Лукиана и древняя явственная и троекратно обретенная икона Рождества Пресвятой Богородицы. В прежние времена в монастыре была церковно-приходская школа, изразцовый и кирпичный заводы, гостиница для паломников.

При советской власти монастырь был закрыт. Его возрождение началось в 1991 году. Сейчас это действующий мужской монастырь. В нем два храма. Один из них – действующий. Это белый Богоявленский храм (его постройка датируется XVII веком) с трапезной и шатровой колокольней. Храм Рождества Богородицы (XVIII век) с галереей в настоящее время ремонтируется. Сохранились остатки невысоких стен и некоторые другие строения.

Возведение нового пятиглавого каменного собора на том самом месте, где стоял первый деревянный храм Рождества Богородицы, началось в последние годы ХVII века стараниями постриженника Лукиановой пустыни, настоятеля обители с 1694 года по 1696 год, а затем — келаря Чудова монастыря, иеромонаха Иоасафа (Колдычевского). Строительство собора было поручено каменщику Шабунину «со товарищи». Освящён же храм был в 1712 году при игумене Авраамии.

Собор является наглядным примером нарышкинского барокко. В данном случае мы наблюдаем поздний вариант воплощения этого стиля в сочетании с традиционной для русской храмовой архитектуры бесстолпной композицией. Высокий трёхсветный четверик, поставленный на подклет, завершён пятью небольшими цилиндрическими барабанчиками с главами и дополнен трёхчастной алтарной апсидой, трёхлепестковой в плане. Четверик перекрыт крутым сомкнутым сводом, а апсида — трёхчастной конхой. Все фасады храма разделены лопатками на три высоких прясла, каждое завершено кокошником. Западный фасад, а также большие части северного и южного фасадов опоясаны просторной галереей. Пережив многочисленных «хозяев» обители, она в полуразрушенном состоянии сохранилась до наших дней и ждёт восстановления. В третьем уровне света находятся высокие окна, обрамлённые наличниками в стиле нарышкинского барокко с тонкими колонками и разорванными треугольными фронтонами. В окнах всех ярусов сохранились железные кованые решётки, выполненные из полос прямоугольного сечения. На окнах второго и третьего света решётки волнообразные и изготовлены из круглых в сечении прутьев. Обращают на себя внимание крупные, оригинальные S-образные анкерные затяжки, которые использовались при реставрации храма в 1851 году по всему периметру для укрепления здания. В подклетном этаже храма до закрытия монастыря находился некрополь упокоенных здесь представителей семейства дворян Собакиных, игумена Авраамия и других благотворителей обители. Склеп восстановлен в 2016 году.

В 1893 году при игумене Иерониме, настоятеле обители в 1887-1895 годы, в монастыре готовились торжественно отпраздновать предстоящее через год 300-летие явления чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы. К этой знаменательной дате в соборе выполнили роспись на внутренних стенах. Академические по манере росписи в стиле позднего классицизма илллюстрировали жизнь Иисуса Христа. Евангельские сцены находились над окнами, по три на каждой стене. А изображения святых были помещены внизу, между окнами. Письмо считается светотеневым, пропорции у него утончённые, рисунок правильный, красочные сочетания сдержаны. Расписаны только северная, западная и южная стены четверика. На каждой из них — по три композиции, объёдинённые орнаментальными арками. На северной стене находятся композиции «Исцеление слепого», «Проповедь Иоанна Крестителя» и «Благословение детей». В простенках нижнего ряда окон помещены изображения преподобных Кирилла, Андрея и Иоанна. На западной стене — сцены «Крещение Руси св. князем Владимиром», «Богоматерь на престоле» и «Крещение княгини Ольги». Между окон нижнего ряда были написаны преподобные Савватий, Сергий и Иероним, Антоний и Феодосий, Даниил. На южной стене расположены композиции «Воскрешение дочери Иаира», «Нагорная проповедь» и «Исцеление расслабленного». Между окон — преподобные Ефрем и Евфимий. В изображениях святых преобладают голубые, светло-зелёные и розоватые насыщенные цвета. После закрытия обители, когда территорию монастыря занимал дом инвалидов, центральная часть собора использовалась для сушки белья, поэтому росписи в большей своей части сохранились до наших дней. Братия обители не теряет надежды на то, что в недалёком будущем росписи будут отреставрированы и вновь засияют своей первозданной красотой в восстановленном соборе.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №275, 2018 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *