Любушка сусанинская

(1912–1997)

Блаженная Любушка мало рассказывала о себе, известно только что родилась она 17 сентября 1912 года в многодетной крестьянской семье «на Смоленщине». Отец её Иван Лазарев был старостой деревенского храма. В четырёхлетнем возрасте Любушка осталась без матери, вскоре в годы репрессий погиб и её отец. Девочку взяла к себе близкая родственница. Когда ей исполнилось 18 лет, она уехала в Ленинград к старшему брату, он помог ей устроиться на фабрику «Красный треугольник». Примечательно то, что молоко, которое выдавалось всем работником на «вредном» производстве бесплатно, Любушка отдавала сослуживцам, у которых были дети. Вскоре она заболела, врачи порекомендовали сменить работу. Пришлось перейти на должность кастелянши на склад. Здесь её стали принуждать обманывать, делать приписки, Любушка ушла и с этой работы, а чуть позже решила уйти и из дома брата и стать странницей. Ночевала, где придётся, часто в лесу под открытым небом. Странница побывала во многих церквях и монастырях России, но самым дорогим для неё местом стала Вырица, здесь жил её духовный отец иеромонах Серафим (недавно прославленный прп. Серафим Вырицкий). И после смерти старца Серафима, Любушка часто возвращалась в Вырицу, часами молилась у могилы старца.

Из воспоминаний Лукии Ивановны Мироновой: «Жила я в ту пору в Вырице, что под Ленинградом. Однажды пришла в собор на службу и слышу, все перешептываются: «Любушка, Любушка…» Смотрю – старушка, одета очень просто, вроде ничего особенного, но было в ней что-то такое, что выделяло ее среди других. Она вся была в молитве, как бы не от мира сего. Многие после службы к ней подходили, но я робела…

Пришла Любушка к нам в праздник святых апостолов Петра и Павла в 1974 году… Встретились мы с Любушкой на улице… Любушка спросила меня, где я живу и попросилась переночевать. Я сказала ей тогда, что я грешная и недостойная, но буду рада. Только у меня внуки маленькие…

– Я детей не боюсь, – ответила Любушка…

Мы постелили ей на раскладушке, другого места не было. Так она и осталась жить в нашем доме… По благословению Любушки мы купили дом в Сусанино, рядом с храмом иконы Казанской Божией Матери, которую она особо чтила. Эту покупку она нам предсказала заранее, за три года. Любушка много молилась, особенно ночами. Она знала наизусть много акафистов. В Сусанино к ней все чаще стали обращаться люди, особенно в беде, в горе. Она за всех, кто к ней обращался, молилась, говорила им волю Божию – ей было открыто. Она чаще всего по своей ручке читала, словно книгу жизни открывала. По молитве, конечно, которая ее, праведницы, доходила до Бога. Многих Любушка отправляла молиться в монастырь на Карповку к святому прав. Иоанну Кронштадтскому или к блж. Ксении. Она их очень почитала… Она особо почитала Матерь Божию. Любушка, сирота, любила Ее всем сердцем, всей душою, как свою родную мать. И тоже в сердечной простоте по-своему с Ней говорила. Любушка рассказывала мне, что Царица Небесная неоднократно к ней являлась…

Молилась Любушка необычно и трогательно. И в храме, и дома она разговаривала с иконами на своем языке, обращаясь к образу на иконе как к живому. Иногда слезно просила о чем-то, иногда радовалась. Молилась она за всех, кто к ней обращался, молилась за Петербург, за Россию. Как-то сказала, что если люди будут всё так же грешить и не будут каяться в грехах, наступит страшное время… Молилась она истово, особенно по ночам. Любушка никогда не спала, как люди спят. Закутается, бывало, в одеяло, подремлет, сидя на диване, вот и весь сон. Молилась она непрестанно, а разговаривала мало… Скольким людям она помогала! Особенно любила детей и голубей, всегда их подкармливала…

В последние годы не было дня, чтобы к нам не приезжали люди, бывало, что и ночью, и не только миряне, но и монашествующие, духовенство. Отец Наум, архимандрит из Троице-Сергиевой лавры, часто к нам своих чад отправлял. Он и сам не раз бывал у нас, в Сусанино. Помню, предлагал Любушке постричь ее в монашество, однажды куклу прислал в монашеской одежде. Но Люба упорно отказывалась. Она говорила всегда: «Я странница. Так меня и поминайте…» (Блаженная Любушка прожила у Лукии Ивановны 22 года.)

Священник Михаил (Малеев) рассказывает: «Благословение на свой молитвенный подвиг Любушка получила от блаженной старицы Марии, жившей в Никольском соборе… Так странница поселилась в Вырице, а потом переехала в Сусанино. Таким образом, название посёлка стало для людей с разных концов России так же значимо, как название святых мест, бывших доселе… Мне довелось побывать у матушки несколько раз. Сусанино – посёлок, находящийся в часе езды от г. Ленинграда – стал местом паломничества людей со всех концов не только России, но и других стран.

Неоднократно мне приходилось сталкиваться с тем, что Любушка заранее знала, кто к ней едет и откуда. Предсказывала, затем выходила встречать гостей…

Она могла часами беседовать со святыми на иконах Сусанинского храма и в своём святом углу… Присутствовать на службах, где молилась Любушка, было до слёз умилительно и благостно. Молитвы она совершала только стоя, не позволяла себе за время Богослужения даже немного присесть…Наряду с особым молитвенным заступничеством старицы, можно говорить и о сокровенном прозрении ею таинственных судеб Божиих. Так, накануне трагедии в Оптиной пустыни на пасху 1993 года один из иноков спросил у неё, что его ждёт, и услышал в ответ: «Убьют, но только не тебя»…

Навсегда останется в памяти светлый образ этой, такой смиренной молитвенной души, ответами которой руководствовались не только простые верующие, но и те, которым поручено «кормило Церкви»: опытные духовники, владыки, духовенство…

Из воспоминаний Клавдии Георгиевны П.:

– Странница осела в Вырице, в семье Лукии Ивановны Мироновой, а когда хозяйка переселилась в Сусанино, поехала туда с ней… За стеной жила соседка. Она была недовольна, что ночи напролет из Любушкиной комнаты доносились громкие рыдания: блаженная плакала о мире погибающем, вымаливала народ.

Иеросхимонах Серафим Вырицкий говорил, что настанет время, когда за каждого верующего сорок грешников цепляться будут, чтобы он вытащил их из болота греховного. Таким спасителем для знавших ее стала блаженная Любушка. Она помогала в деле спасения от голода духовного не только в годы блокады, но и в мирное время, когда люди нуждаются в заступнике и утешителе не меньше, чем на войне. Домик в Сусанино стал народным прибежищем – туда устремились сотни, а затем и тысячи посетителей. Люди шли к Любушке, как к пророчице: что Господь возвестит, то она и скажет, и принимали ее ответ, как из уст Божиих.

В 1992 году в Сусанино прибыл протоигумен Горы Афонской. При встрече и прощании он просил блаженную записать его имя для молитвенной памяти и дважды услышал потрясший его ответ: «Не надо писать, я знаю отца Афанасия». Это «знаю» было произнесено с таким выражением, с каким она говорила об отдаленных от нее не только расстоянием, но и временем молитвенниках. Так она беседовала со святыми на иконах в Сусанинском храме Казанской иконы Божией Матери и в своем святом уголке…

Она спасала не только отдельных людей, но и целые города. В 1991 году в пригороде Сосновый Бор на ЛАЭС была авария. События развивались по той же схеме, что и на Чернобыле. Накануне Любушка очень волновалась, говорила: «Огонь, огонь!». Крестила дорогу к городу, до утра не спала, молилась – и беды не произошло…

Недальновидные, мы часто считаем, что беда отступает сама собой, плохое не происходит по случайности.

Блаженная Любушка Сусанинская совершала свои молитвы днем и ночью, не позволяя себе не только прилечь, но даже присесть. Она брала принесенный богомольцами хлеб, откусывала от него кусочек и по-детски простыми словами поминала приносящих. Люди, видя это, начинали плакать слезами любви и покаяния. Как короста спадала с их душ, оставался единственный вопль: «Господи, помилуй мя грешного!» Потом Любушка брала с собой остатки этого хлеба и кормила им птиц в церковной ограде.

Любушка всегда защищала несправедливо гонимых. На кого клевещут, кого обижают, на кого возводят напраслину – за таких молилась сугубо и всегда вымаливала. Но бывала и нелицеприятна – если человек того заслуживал, он мог подвергнуться от нее обличению, весьма ощутимому и болезненному. Благословение она обычно давала, указывая на святого, которому нужно было особо молиться, отслужить молебен или прочитать акафист. Некоторым Любушка благословляла ставить свечи, говоря об этом, как об очень важном деле. Посетителям, которые приходили с сложными семейными и служебными проблемами, не мудрствуя, советовала: «Читайте молитвы дома, учите детей молиться». И действительно, в жизни этих людей не хватало главной ее основы, единого на потребу. Вследствие отсутствия молитвы и возникли проблемы, как естественное следствие жизни в доме, «построенном на песке» (Мф. 7, 26–27).

Из воспоминаний монаха Моисея (Малинского): «В 1991 году я проповедовал Христа, тогда на Западной Украине, откуда я родом, было гонение на Православие. Власти решили выслать меня в Израиль. Пока оформляли визу, я поехал к отцу Науму в Троице-Сергиеву Лавру (отец Наум называл блаженную Любушку «живой продолжательницей блаженной Матроны»), а тот направил меня к Любушке. «Матушка, меня высылают в Иерусалим», – сказал я. А она как захлопает в ладоши, как воскликнет с радостью: «В Иерусалим! В Иерусалим!». Я понял, что такова воля Божия, и с легким сердцем покинул Родину. Грек архимандрит Дионисий постриг меня в Святогробском братстве с наречением имени в честь Законоучителя Моисея.

Вернувшись в Россию, я поспешил с друзьями к Любушке. Она повела нас в церковную сторожку: «Буду вас кормить». И все накладывала, накладывала, мы уже не можем кушать, а она все насыпает: «Ешьте». Это большой дар, когда старец или старица тебя кормит – значит, благодатью делится.

В другой раз отец Василий Швец послал нас в Санкт-Петербург, сказав: «Побываете у блаженной Ксенюшки, потом на Карповке, потом поедете к Любушке». Мы стали искать ночлег, нашли с трудом, а утром отправились в Сусанино. Когда вошли, старица строго заметила: «Вам же было сказано: к блаженной Ксении, потом на Карповку, и только потом ко мне». Мы поняли, что нарушили последовательность благословения: указание духовного отца надо соблюдать дословно, без изменений».

Анна Петровна (регент) вспоминает: «Однажды блаженная стояла на паперти и вдруг говорит: «Там убивают, не ходи, туда ходить не надо». – «Куда, Любушка?» – удивилась я, но она не объяснила. Вскоре на моего мужа Ивана напали, чуть не убили. Она всегда притчами говорила, наше дело было разуметь. Питалась скромно, брала не от всех.

Как-то я себя плохо почувствовала и попросила: «Любушка, помолись за меня». – «Молюсь, молюсь». – «Плохо мне, худо, Любушка». – «Пой Господу, пока ножки ходят». Вот я и пою. Сама она все время на паперти стояла, и все на ножках, на ножках – сидеть не любила. Великой души была человек!» Матушка Людмила вспоминает: «Я думала: мы спрашиваем ее о своих житейских вопросах, а нам надо бы смотреть, как молится эта угодница Божия, пока она еще рядом с нами, на земле. Однажды Любушка долго молилась, потом подошла и сказала мне два греха, о которых никто кроме меня не знал: «Отмаливай, иначе Господь на Страшном суде взыщет».

Из воспоминаний матушки Валентины: «К Любушке мы ездили всей семьей… Однажды заболел мой внук Георгий: сочится гной, стафилококк… Я к Любушке: «Георгий умирает!» Она помолилась и сказала: «Будет жить». И все обошлось. Потом дочь заболела краснухой, и опять по молитвам Любушки болезнь прошла… Как-то глубокой осенью я даже дышать не могла, в носу были полипы.

Мы приехали к Любушке. Я рассказала ей о своей болезни. «Молись Богу и получишь помощь от Матери Божией, от Спасителя и Николая Угодника», – сказала Любушка. Я до платформы дойти не успела, как нос задышал нормально… Молилась она по руке. Пальчиком ведет и повторяет имена. Все ее духовные чада записаны у нее на руке – все мы, вся Россия. Для нашей семьи она была духовной «скорой помощью», и сейчас незамедлительно помогает, только попроси. Хоть Господь призвал ее к вечному блаженству, Любушка не оставляет нас, убогих, она всегда живая с нами».

Из воспоминаний Клавдия П.: «Перед кончиной Любушка посетила несколько обителей, и там почувствовали ее помощь… Так, после того, как блаженная старица побывала в Шамордино, женской обители, основанной прп. Амвросием Оптинским, им передали дом, который очень долго не отдавали монастырю. Матушка игумения попросила Любушку помолиться о передаче дома, и в скором времени хозяева принесли им ключи. Так и в Казанском монастыре в Вышнем Волочке, где она нашла вечное упокоение, обители передали все корпуса после того, как там поселилась блаженная.

Из воспоминаний игуменьи Феодоры:

– Господь сподобил меня, недостойную, приехать первый раз к Любушке в Сусанино по благословению духовного отца (схиархимандрита Серафима (Тяпочкина)) 14 января 1987 года. С тех пор одиннадцать лет, до самой блаженной кончины ее, я слушала ее и жила только по ее благословению и ее святыми молитвами.

В 1990 году мне предложили принять Вышневолоцкой Казанский женский монастырь, храмы и колокольня лежали в развалинах, сестрам жить было негде и не на что. А Любушка благословила: «Принимай». Несколько раз порывалась я оставить монастырь, так как приходилось жить с одной или двумя сестрами без средств к существованию, но когда приезжала к Любушке и говорила об этом, она и слушать не хотела: «Оставишь монастырь, он закроется, и Матерь Божия тебе не простит. Строй, строй и строй, построишь монастырь – Господь пошлет Свою милость». Только блаженная Любушка своими святыми молитвами помогла возродиться этой святой обители в честь Казанской Божией Матери, а в конце жизни и сама упокоилась здесь, вот Господь и послал Свою милость…

По прибытии в монастырь (29 января 1997 года) она сказала: «Вот я приехала домой». Когда мне было очень тяжело, я говорила Любушке: «Вас не будет, и я не смогу без Вас». А она мне отвечала: «Потерпи до лета». Я с тревогой ждала, что пройдет лето, и Любушка уедет. Но лето проходило, а Любушка у нас все жила, только начала болеть. И когда после сложной операции, которую ей сделали в Твери, она попросила отвезти ее в Казанский монастырь, я поняла, что Любушка останется у нас. Неожиданно ей стало хуже. Ее каждый день причащали. За сутки до смерти в 22 часа Любушка попросила еще раз причастить ее и этим дала понять, что скоро умрет. Все сестры и близкие чада, которые были в монастыре, начали подходить прощаться с ней. Она у всех просила прощения и молилась за нас. Все время писала пальцем по руке.

11 сентября в день Усекновения главы Иоанна Предтечи в 11 часов ее причастили, до последней минуты она была в сознании и молилась. За полчаса до смерти лицо ее начало просветляться. Видя ее последние минуты жизни на земле, мне было неловко за свою нерадивую жизнь и за то, что в келии никого не было, и я одна вижу блаженную кончину великой угодницы Божией. Я начала читать канон на исход души, затем Любушка три раза тихонько вздохнула и предала свою праведную душу Господу. Сразу же на ее лице запечатлелась блаженная улыбка. Она еще при жизни говорила, что Сама Матерь Божия Казанская придет за ней в белом платье. Похоронили блаженную старицу Любовь 13 сентября 1997 года в субботу возле Казанского собора с правой стороны алтаря. А на следующий день 14 сентября, по старому стилю 1 сентября – начало церковного новолетия. Только в этот день я, недостойная, поняла, почему она велела потерпеть до лета, оказывается, это значило – до церковного лета. Она, как только приехала к нам, уже знала день своей кончины…

Господи, упокой блаженную Любушку, со святыми упокой, и её молитвами спаси нас!

День памяти: 8/21 февраля

Блаженной Любушкой звали в Рязани Любовь Семеновну Сухановскую (или Суханову; 1860–1921). Эта великая заступница града Рязани сначала терпеливо несла крест болезни, потом подвизалась в столпничестве и юродстве. С детства возлюбившая Любовь Истинную – Христа, блаженная Любушка все подвиги свои совершала во славу этой любви и щедро делилась ею с окружающими, которые в ответ также дарили ей свою любовь и поныне молитвенно призывают ее в скорбях и печалях, ибо имя и дела ее – Любовь.

Родилась Любушка в 1860 году на Рязанщине, в уездном городе Пронске, в мещанской семье Семена и Марии Сухановских (Сухановых), людей смиренных и богобоязненных. Позже родилась и ее младшая сестра Ольга. В 1874 году Сухановские переехали в Рязань и поселились в доме № 42 на углу Владимирской и Воскресенской улиц, став прихожанами Входоиерусалимской церкви. Господь особо отметил эту благочестивую семью. Жили Сухановские бедно и к тому же имели тяжкую скорбь. Любимая их дочка Любушка целых 15 лет была расслабленной и не могла ни ходить, ни стоять на своих ногах. Но родители научили ее молитве и грамоте. Люба много молилась и читала духовные книги, в этом черпая небесные утешения. Особенно любила она молиться перед домашней иконой святителя и чудотворца Николая. И эта ее чистая молитва, и безропотное терпение болезни были с любовью приняты Господом, Который открыл Любушке волю о ней. Однажды, когда она была в доме одна, перед ней явился угодник Божий Николай и возвестил: «Вставай, Люба, ходи и юродствуй!” И Любушка встала. То-то была радость для ее матери, вернувшейся домой! Но потом мать задумалась о том, что подвиг юродства очень трудный, и пошла за советом к священнику. Он же выслушал ее и сказал: «Это воля Божия! Не задерживай дочь, отпусти, пусть идет юродствовать! От Господа стопы человеческие исправляются”. С тех пор взяла на себя Любушка многотрудный подвиг.

Еще живы рязанцы, слышавшие о ней как о подвижнице, заключившей себя в простенок между печью и стеной в своем доме. Там простояла она целых три года, как древний столпник, погруженная в молитву и богопознание. Смирение пред Промыслом Божием, терпение да небесная благодать содействовали ей в этом невиданном подвиге. А терпения было ей не занимать, – недаром Господь готовил ее к этому пятнадцатилетним молитвенным лежанием, как когда-то преподобного Илью Муромца. Через три года блаженная, укрепленная Свыше божественной любовью, покинула застенок и вышла к людям, неся эту любовь. Но с тех пор приветливое лицо ее стало носить и печать сильной, твердой воли.

Проживая в Рязани теперь отдельно от родных, она стала постоянной молитвенницей во всех городских храмах, а из монастырей полюбила посещать Казанский, где подолгу живала у некоторых сестер, а особенно – у настоятельницы, игумении Екатерины, утешаясь возвышенными беседами. Часто видели Любушку на улицах, в купеческих лавках или в домах у знакомых. И всегда ее общение имело под собой какую-то духовную причину. Блаженная молилась за людей, давала добрый и мудрый совет, предостерегала от опасностей. Ее все с нетерпением ждали, ибо честной народ сразу понял: через Любушку говорит Сам Господь, Который даровал ей прозорливость и дар любви.

Поступки ее были не совсем обычными, как и у всех Христа ради юродивых. Например, блаженная могла зайти в лавку к богатому купцу да и взять без спроса то, что ей нужно. Но и купец этому только радовался. Он знал, что торговля в этот день будет удачной. В другой же раз Любушка могла и пройти мимо лавки, даже если ее зазывали. Устав, блаженная садилась на чье-либо крылечко, и ей давали поесть. Но от одних она брала, а иным говорила: «У вас самих мало”. Если же и брала, то по дороге отдавала нуждающимся. Бедняки и нищие очень любили ее.

Будучи прозорливой, блаженная даже незнакомых с нею людей сразу называла по именам и отвечала на еще не заданный вслух вопрос. Но чаще всего свою прозорливость Любушка облекала в загадочную форму, показывая все на вырезанных бумажных фигурках. Зная, где у какой хозяйки лежат ножницы и бумага, она брала их и вырезала то, кому что предназначено: если путешествие – лошадку или паровозик, если замужество – венец, кому смерть – гроб и т.п. Некоторые боялись предсказаний и прятали ножницы, но блаженная тогда выщипывала пальцами на бумаге нужные фигурки и все равно отдавала этим боязливым. Причем фигурки она вырезала очень искусно. Подаст их молча – и уйдет. И все сбывалось…

Но были люди, которые не верили Любушке, подсмеивались над ней. Она же переносила все очень благодушно и терпеливо, и улыбка никогда не сходила с ее приветливого лица. Одевалась она в очень простые цветные платья, а на голове носила платочек – то голубой, то розовый. Любушка, как дитя, любила розовый цвет и даже просила, чтобы по смерти гроб ее обили розовой тканью.

Бывало, что блаженная предрекала не только через бумажные фигурки, но и другим образом. Например, рассказывают такой случай. Рождественским постом Любушка ходила в семью Ш., где их бабушка разливала всем чай в 4 часа вечера. В это время как-то раз зашла Любушка с кусочком бархата и сказала: «Шла я мимо похоронной лавки, где гроб обивали, и взяла кусочек обивки. Вот, возьмите!” Бабушка стала недоумевать, но тотчас в дом пришли с известием, что умерла ее кума, а бархат оказался от ее гроба. Так блаженная подготовила всех к печальному событию… В другой раз блаженная Любушка предрекла судьбу двум маленьким девочкам через иконочки, которые им подарила. Одной достался образ святого Александра Невского – и она вышла потом замуж за человека с именем Александр, и жили они на станции «Александр Невский”. Другая получила иконочку святой Анны Кашинской – и, как и та, осталась вдовой с двумя детьми.

Много предсказывала блаженная в любимой ею Казанской обители. Помнят, как она вырезала ножницами целый монастырь оградой, церковью и клиросом в ней. Так она ответила на вопрос сестры одной послушницы, быть ли ей монахиней. Пришло время, девушка эта действительно поступила в монастырь и, как обладательница редкого голоса – женского баса, была поставлена на клирос петь и читать, а после закрытия обители она пела в церкви до самой старости. Предвидела блаженная Любовь и закрытие монастыря. Некоторым престарелым матушкам она говорила: «Вы косточки свои оставите в монастыре, а другие нет”. Когда же монастырь закрыли, Любушка проворно изготовила из бумаги ножницами разные фигурки и раздала монахиням. И каждой стало ясно – кто умрет, кто уедет, кто при храме останется жить, а кто и замуж пойдет. Впоследствии многие сестры Казанского монастыря встречались и убеждались, что все предреченное Любушкой сбылось…

Приходила блаженная и в свой родной дом. Тогда был жив еще ее дедушка. Однажды она пришла, когда в доме был дедушкин кум, и тот решил пошутить над ней и спросил: «Скажите нам, Любовь Семеновна, кому ваш дом останется по Вашей смерти?” Улыбнулась она и ответила: «Солдатам”. Все посмеялись такому неожиданному ответу. Никто и представить себе не мог, что со временем дом действительно будет снесен, а на его месте сооружен военный склад с солдатским снаряжением. Сестра Любушки тоже не воспринимала ее всерьез и лишь после смерти убедилась в своей неправоте, видя, сколько народу вышло провожать блаженную Любовь в путь всея земли, называя ее святой заступницей Рязани.

Перед свержением царя в 1917 году ходила блаженная по улицам и повторяла: «Стены иерихонские падают, стены иерихонские падают”. Только позже поняли, что это означает… Недели за три до своей смерти Любушка предупредила об этом свою хорошую знакомую: «Лизонька, я ведь скоро умру, а ты за меня ходи Богу молиться. Ходи на мою могилку и песочек с нее бери, а гроб мой обей розовым”. Умерла блаженная Любовь 8/21 февраля 1921 года. Кругом разорение, в магазинах пусто, и Елизавета решила пойти в аптеку хотя бы за марлей. И вот – о чудо! – ей дали марлю густо-розового цвета. Гроб очень красиво обили, да еще кругом оборочки и бантики сделали. Так, всем на радость, чудесно исполнилось последнее желание Любушки. Когда же несли блаженную в последний путь, то улицы вокруг следования похоронной процессии напоминали живую стену из плачущего народа. Все бросили неотложные дела, чтобы проститься с дивной угодницей Божией и своей благодетельницей. Позже над могилкой блаженной Любови усердием одного рязанского диакона и других ее почитателей был установлен памятник.

Но шли годы, Бог постепенно вытеснялся из жизни и сознания когда-то благочестивых людей, забывавших и заветы предков, и самих своих предков. Храмы стали закрывать, разрушать, а священников мучить и убивать. Скоро в Рязани остался один лишь действующий храм – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость”. И то он был кладбищенским. Но вот и кладбище стало мало посещаемо, обезлюдило. Заросла здесь даже могилка Любушки…

И вдруг появился на кладбище некий военный и стал спрашивать, где похоронена блаженная Любушка. Он выразил желание поставить над ее могилкой крест и металлическую ограду. Оказалось, что военный этот был очень болен и врачи не могли ему помочь, но явилась ему во сне Любушка и сказала: «Не горюй и не волнуйся, а поезжай в Рязань, найди на кладбище могилку Любови Семеновны Сухановской, поставь вокруг оградку и будешь здоров и счастлив”. Он сделал, как ему заповедала блаженная, и получил исцеление… Так святая Любовь вновь вышла к людям (хотя и забывшим ее) с евангельской истиной, что любовь никогда не перестает…

Много еще чудес было совершено, да и сейчас совершается, по молитвам к блаженной Любови Рязанской. В 1992 году усердием братии Свято-Иоанно-Богословского монастыря на могилке ее была поставлена часовня, а 10/23 июня 1998 года состоялось причисление блаженной Любушки к Собору Рязанских святых и перенесение ее цельбоносных мощей в рязанский Николо-Ямской храм.

Источник

Тропарь блаженной Любови Рязанской

Глас 5

Любовью наречена была еси во святем крещении, Любовь Христову познала еси в житии, Богу и человеком любовию послуживши, дерзновение велие стяжала еси, тем же к тебе усердно прибегаем, из глубины сердец наших взывающе: молися убо ко Господу, Любовь блаженная, богомудрая, даровати мирови мир и душам нашим велию милость.

Кондак блаженной Любови Рязанской

Глас 3

Святителем Христовым Николаем исцеленная и на служение Богу и людям им же благословенная, крест свой юродства с любовию до конца пронесшая, святая блаженная Любовь, не остави нас, почитающих святую память твою, предстоя в лике святых Престолу Пресвятыя Троицы, молися о благоденствии Отечества твоего и о спасении душ наших.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *