Магия каббала

В основе многих современных мистических учений лежит каббала. Тайное учение – каббала – возникло на рубеже нашей эры в среде образованных иудеев, мечтавших о господстве над миром. Оно впитало в себя различные идеи того времени. Мы найдем в ней сходство с буддизмом и даосизмом, эллинской философией, египетской и халдейской магией.

Впоследствии каббала стала основой большинства «тайных учений» – от первых христианских ересей, гностицизма и герметизма, до средневековой астрологии, алхимии и современной магии. В каббале содержится ключ к пониманию масонского эзотеризма.

Каббала основывается на двух древних трактатах – рабби Акибы «Сефер Ецира» («Книга Творения») и рабби Шимона «Зогар» («Книга Сияний»). К этой книге современный польский каббалист рабби Ашлаг написал 21 том комментариев.

Каббалисты считают, что Моисей в Торе сокрыл от непосвященных «тайное знание» о строении материального и духовного миров, способы проникновения в мир духов и управления ими. Это тайное учение основано на произнесении и написании имен Бога, духов, стихий, ритуальной и практической магии.

Каббала всегда оставалась самым закрытым учением еврейского народа. Оно передавалось от учителя к ученику лишь после долгой проверки избранных. Каббалисты принимали на себя жесткие обязательства по отбору учеников. И те единицы посвященных в каждом поколении, которые допускались к каббале, приводились к строжайшей присяге, запрещающей раскрывать даже ничтожную деталь учения. В том же, что иногда появлялись сочинения о каббале, можно увидеть указание на существование нескольких уровней секретности.

В чем же дело теперь? Почему «тайное учение», всегда тщательно скрывавшееся, сегодня открыто для всех? Каббалисты считают, что ныне «пришло время действовать» – раскрыть широкой массе людей «тайное учение», способное ускорить приход ожидаемого ими «мессии».

Что же такое каббала? Как пишет современный каббалист Михаил Лайтман – это учение о причинно-следственной связи духовных источников.

Любой материальный предмет, говорит он, от мельчайшей частицы до космических объектов, управляется духовными силами, которыми пронизан мир, лежащий как бы в сетке, сотканной из этих сил.

Первая система в каббале называется «Порядок создания миров и сефирот», вторая «Постижения или ступени пророчества и духа». Сефироты, по учению каббалистов – это наполненные светом сосуды, из которых состоит весь мир. Сеть энергетических каналов, поддерживающих мир.

В каббале все имена дают как бы реальное предметное представление о духовном объекте. Духовное в нашем мире подчиняется материальному. Считается, что дать имя духовному объекту может лишь каббалист, достигший надлежащего духовного уровня и видящий причинно-следственные связи духовного с материальным.

Каббалисты пишут книги и передают знания с помощью такого языка, который, как они считают, имеет неизменяемый духовный корень.

Сходство с учением каббалистов можно увидеть в «Книге перемен» («И Цзин») и даосизме китайцев. В буддистской логике, в пифагорействе и платоновском учении об эйдосах.

В современном мире можно отметить влияние каббалы на модные научные направления лингвистики: герменевтику, структурализм, семиотику и др.

Вся каббала построена на паролях. Каббалист, произнося во время обучения имена Бога, миров и духовных действий, которые связаны с его душой, получает для нее соответствующее микроизлучение.

Это излучение очищает и подготавливает душу к приему внутрь духовной энергии, которая вызывает в душе наслаждение.

Наслаждение – не только одно из основных понятий каббалистов, но и цель жизни. Отпадение от Бога понимается ими лишь как замена духовного наслаждения материальным.

Каббала учит о перевоплощении душ, при котором все совершенные человеком дела сказываются на последующих существованиях. Согласно каббале, чередование поколений в мире есть лишь появление и исчезновение тел, в то время как душа, наполнитель тел, главное Я человека (его желания, характер, мысли, записанные как всякая другая информация на материальном носителе – клетках мозга) не исчезает, а лишь меняет носителя.

Кстати, эта теория впоследствии стала основополагающим принципом компьютера.

Курт Зелигманн

История магии и оккультизма

Предисловие

«Я не хочу реализма, — восклицает Бланш Дюбуа в пьесе Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание». — Я хочу магию». Курт Зелигманн в своем авторитетном исследовании «История магии и оккультизма» блестяще дает понять, что она не одинока в этом желании. С древнейших времен люди пытались овладеть таинственным и необъяснимым искусством магии, надеясь с ее помощью обрести власть над миром и над самими собой — и постичь мир и самих себя.

Во всех века и в рамках всех культурных традиций, верований и религий магия порождалась общей неопределенностью человеческого существования. Она представляет собой одну из самых первичных и непосредственных реакций человечества на устрашающую и непостижимую реальность. «История магии и оккультизма», этот ученый, но невероятно увлекательный труд, прослеживает ход борьбы всей западной цивилизации — от Древней Месопотамии до «просвещенного» восемнадцатого столетия, заложившего основы современной культуры, — с осаждавшими ее бесчисленными демонами.

Курт Зелигманн был выдающимся деятелем искусства, библиофилом и ученым. «История магии и оккультизма» впервые вышла в свет в 1948 году под названием «Зеркало магии: История магии в Западном мире». Это богато иллюстрированное и доступное широкой аудитории сочинение, которое вошло в число классических трудов, посвященных данной теме, вскрывает многочисленные причины, по которым магия обладает для нас неотразимой притягательностью. Перед нами вновь проходят вереницей таинственные и чудесные легенды и поверья, некогда заставлявшие людей замирать в благоговении — и до сих пор не утратившие своего очарования.

Продолжая традицию таких видных исследователей, как Адольф фон Гарнак, сэр Джеймс Фрэзер и Джордж Лаймен Киттредж, Зелигманн стремится уяснить, какой же колдовской силе покоряется наше воображение, когда мы всей душой желаем уверовать в истинность магии. Начав свой труд с «забывчивых богов», которым поклонялись древние народы Междуречья, Зелигманн приходит к выводу о том, что неискоренимая привлекательность магии не утратила своей власти над душами людей и в двадцатом столетии. Он успешно демонстрирует, как современный «рациональный материализм» сочетается с якобы ушедшими в прошлое «иррациональными предрассудками».

Представляя на суд читателя страхи и чудеса, игравшие столь важную роль в жизни наших предков, Зелигманн описывает предпосылки одной из самых древних и самых жизнеспособных форм магии — магии, основанной на силе ритуалов и заклинаний: «С незапамятных времен человек чувствовал, что его окружают враждебные сверхъестественные существа, и оружием против них были магические обряды. Злые духи подстерегали его повсюду… Ночь находилась во власти демонов зла, демонов пустыни, демонов бездны… Но древние мудрецы знали, что существуют и добрые духи, готовые даже прийти на помощь пострадавшему…» Человек настойчиво и все в более и более ритуализированной форме стремился умиротворять богов и изгонять демонов силой произнесенного слова: «Они возносили молитвы духу земли… и духу неба… Чтение заклинаний и воскурение ароматов, крики и шепот, жесты и песнопения, — все это, по мнению жрецов, должно было привлечь внимание легкомысленных богов, которым вечно приходилось напоминать о несчастьях смертных».

Страх, однако, внушали не только боги и демоны. Еще за несколько тысячелетий до Рождества Христова народы Месопотамии (шумеры, аккадцы, эламитяне, ассирийцы, мидяне и «звездные мудрецы» вавилоняне, основатели мировой державы) верили, что и среди людей встречаются носители опасных, разрушительных сил, равно как и олицетворения доброго начала. История магии и оккультизма на Западе с 5000 года до н. э. до XVIII века, — полагает Курт Зелигманн, — это, в первую очередь, история борьбы человечества за примирение принципов Добра и Зла внутри себя самого. В таком контексте весь спектр магических и оккультных учений, от древних гадательных практик до ведьмовства, от средневековой алхимии до масонских лож эпохи Просвещения, — это не что иное как колоссальная нравственно-психологическая битва, участниками которой по сей день остается большинство из нас.

Одна из самых примечательных и ценных особенностей данной книги — способность автора проводить параллели и аналогии: мы начинаем понимать, что неоднозначность, сложность и туманность воззрений и верований характеризует не только культуру прошлого, но и наши современные представления о мире. Например, вера древних в мистическую силу звезд и чисел и в возможность предсказывать по ним будущее оставила свой след не только в астрологии и нумерологии, но и в астрономии и математике. Курт Зелигманн напоминает нам о том, что великий астроном Иоганн Кеплер сделал свои открытия в ходе тщетных поисков универсального закона, который позволил бы упорядочить хаотическую вселенную. И разве вавилоняне, — задается вопросом Зелигманн, — построили знаменитый зиккурат (мифическую Вавилонскую башню) «не для того, чтобы покорить небеса и овладеть небесными тайнами»? И все же, — напоминает он, — «это величайшее магическое действо было обречено на провал. Строители были разобщены и рассеяны по всей земле… вопреки истинной цели магии, состоящей в достижении единства».

Тема единства как главного предмета устремлений магии — одна из основных тем книги Зелигманна. На смену божественным сонмам приходит «истинный Единый Бог»; чудеса и деяния Христа подводят человека ближе к единению с Богом-Отцом; и христианство до поры до времени преуспевает в объединении западного мира. И все-таки на фоне этой «всеобщей гармонии» постоянно присутствует дух разобщенности и раздора. Войны, болезни, религиозная, классовая и национальная вражда, Великая Схизма, Реформация, открытие Нового Света и заря «эпохи Разума» наряду с другими социальными факторами не дают людям прийти к согласию друг с другом и с самими собой. Разобщенность же, — утверждает Зелигманн, — порождает магию: она заставляет человека мечтать о целительной и утешительной силе сверхъестественного и искать истину в магических учениях.

Возможно, в этом и состоит причина того, что научный прогресс, буржуазная революция и эпоха Просвещения оказались бессильны против чар магии и оккультизма, властно подчинивших себе человечество. Салон мадемуазель Ленорман посещали деятели Французской революции, считавшие себя ниспровергателями всех авторитетов. Позднее, когда эти люди пали жертвами беспощадной силы, которую сами пробудили к жизни, к услугам той же мадемуазель прибегал Наполеон. Она предсказала императрице Жозефине, что император разведется с ней, — и не ошиблась.

Пророки и ясновидцы последующих двух веков, Елена Блаватская и Анни Безант, члены ордена Золотой Зари и приверженцы учения «Викка», возрождение сатанистских культов и обостренный интерес наших современников к мистическому значению смены тысячелетий, — все это свидетельствует о том, что человечество отказывается воспринимать жизнь и природу исключительно с позиций рационализма и научного знания. Нас по-прежнему чаруют фантастические видения и бесчисленные тайны магии оккультизма.

«Гегель, — пишет Зелигманн, — утверждает, что магия существовала во все эпохи и у всех народов… оказала мощнейшее влияние на разум человека». Пристрастие к тайнам и сверхъестественным явлениям, потребность примирить существование человека с существованием божественных сил, мечта о гармонии — внешней и внутренней, стремление овладеть магическим искусством, — все это несомненно сохранилось до наших дней. «Древние цивилизации ушли в небытие, — напоминает нам Зелигманн, — и канули в Лету древние верования. Однако желания человека остаются неизменными, и все, что дает надежду на их воплощение, будет жить и возрождаться вновь и вновь».

Вступительное слово автора

Цель этой книги — представить широкому кругу читателей краткое описание магических воззрений и практик, бытовавших в Западном мире. По причине исключительной объемности материала мне пришлось произвести тщательный отбор и включить в книгу только ту информацию, которая представляется мне наиболее типичной. Однако такой подход имеет свои преимущества: лаконичный обзор принесет среднему читателю больше пользы, чем пространные рассуждения на эту поистине неисчерпаемую тему.

Уроки максимизации | Семейный бизнес | Вода от рака и холокост | Пиратская каббала | Россия – страна желаний
Представьте себе, что вы летите в самолете. Рядом с вами – случайный человек откуда-нибудь… ну, скажем, из Узбекистана. Но весь полет вы с ним так и не заговорили. А ведь возможно, вы упустили шанс всей своей жизни.

Такими историями завлекал московскую публику один из основоположников современной поп-каббалы Иегуда Берг, приехавший из США для презентации нового издания своего бестселлера «Сила Каббалы». Он – сын раввина Филиппа Берга, создавшего в 1965 г. в США «Каббала-центр». Сейчас это глобальная сеть, среди клиентов которой множество представителей мирового шоу-бизнеса – Мадонна, Деми Мур, Дэвид Бекхем, Пэрис Хилтон. Каббалу в версии Бергов даже прозвали «сектой для поп-звезд». Противники Берга, то есть абсолютное большинство ортодоксальных евреев, признают за ним талант пиар-менеджера и маркетолога. Он превратил средневековое мистическое учение «только для самых продвинутых иудеев» в инструмент по выкачиванию денег из мятущихся душ. Как утверждает сам идеолог «Каббала-центра», «мудрость не должна быть сложной, унылой и тяжелой». Многомиллионные доходы сети центров подтверждают, что на такую адаптацию есть спрос. УРОКИ МАКСИМИЗАЦИИ Лекцию Иегуды Берга в Москве открывал ведущий Владимир Соловьев, среди гостей были Стас Намин, Виктор Ерофеев и Кирилл Серебренников. Основы каббалистической мудрости усваивали и старший партнер инвестиционной фирмы Fleming Family and Partners Марк Гарбер и его коллега по профессии Татьяна Евтушенкова – дочь Владимира Евтушенкова, владельца АФК «Система». Иегуда Берг рассказал собравшимся представителям светского общества, а также аудитории, наблюдавшей за выступлением в онлайне, драматическую историю: его, еще малыша, отец оставил под присмотром молодого соседа-араба. Сосед развлекал его и веселил, а спустя 25 лет оказалось, что он террорист. Тот, кому доверяли человеческую жизнь, стал убийцей – благодаря цепочке крохотных неверных решений, приведших его к такому незавидному концу, заключает Берг. Микрорешения руководят нашей жизнью, и чтобы разобраться в них и заполучить над ними власть, и нужно изучать каббалу, сообщил проповедник. Владимир Соловьев спросил: в чем же смысл быть хорошим, если всякому нормальному человеку ясно, что выгодней быть плохим? Берг объяснил: знающий каббалу верит, что цепочка микрорешений уже в этой жизни – пусть через несколько десятков лет – отплатит негодяю сполна. Один из зрителей интернет-версии лекции потребовал прояснить отношение каббалы к сексу вне брака. Отношение оказалось отрицательным. Как объяснил Берг, при сексе без любви впустую растрачивается жизненная энергия. Вопросы аудитории отчасти объясняли популярность «Каббала-центра» у знаменитостей и бизнесменов. Это не столько институт успокоения вроде многочисленных организаций, пропагандирующих «восточную мудрость», сколько инструмент решения конкретных моральных задач. Большинство жизненных проблем в «каббале Берга» излагаются в терминах выгод и издержек, становясь из мучительно неразрешимых в обычные и поддающиеся оптимизации. Предприниматели всегда хотят максимизировать свои возможности, и в каббале для этого есть все инструменты, заявляет

Прямая речь

«В каббале есть инструменты, позволяющие максимизировать возможности»

Глава «Каббала-центра» Иегуда Берг о каббале:
В России люди много читают, для них письменное слово много значит. У людей в этой стране уровень желания огромен. А каббала учит, что чем больше уровень нашего желания, тем больше мы получим. А здесь, в вашей стране, люди хотят все больше и больше. Один из основополагающих принципов каббалы в том, чтобы иметь желание. Если его у тебя нет – то ничего нельзя изменить.
Предприниматели всегда хотят максимизировать свои возможности. В каббале есть инструменты, которыми мы можем достичь этой максимизации. Кроме того, успех в чем-то не гарантирует тебе успеха во всем: то, что тебе удалось выстроить бизнес, не гарантирует тебе счастья и хорошей жизни, а каббала – это совершенствование всех сторон жизни.
Чтобы по-настоящему изучать каббалу, нельзя просто пойти в супермаркет и купить книжку за $3 и стать каббалистом. Вам нужно посвятить этому некоторое количество времени и усилия. То, что это знание доступно в виде книги в обычном магазине, в качестве начального шага – я не вижу в этом ничего плохого. Процесс обучения не изменился, просто он стал доступен большему количеству людей. В наше время информация стала более доступной – онлайн или в виде книги. Но обучение – по-прежнему серьезная штука.
Когда Мадонна начала заниматься этим, я подумал – ну, это ненадолго. Но спустя 12 лет она все еще этим занимается. Так что тогда еще можно было считать модой, но сейчас мы видим, что у нее это серьезно. А раз она это воспринимает всерьез, то и для обычного человека это не шутка. Но основной приток в ряды наших студентов произошел не из-за знаменитостей, а после террористической атаки 11 сентября, когда люди не чувствовали себя в безопасности. Впрочем, те, кто приходят во время душевного кризиса, обычно уходят, когда кризис заканчивается. Я это называют реактивной духовностью. Ей я предпочитаю проактивную духовность – когда человек говорит «я хочу знать больше».
о недовольстве ортодоксальных иудеев популярными версиями каббалы:
Исторически эти возражения неверны – в XIV веке было целое движение христианских каббалистов. Первое печатное издание книги «Зохар» было лично одобрено Папой Иоанном IV. Первый язык, на который был переведен «Зохар» с изначального арамейского, был не иврит, это была латынь. Это лишь недостаток информации – ортодоксальные иудеи живут в закрытом обществе, мало изучая другие традиции. Если бы они только знали, что в течение 7 веков сущестовали христиане-каббалисты.
Мы ничего нового не изобретаем. Я следую тому, как меня учил мой отец, а он – тому, чему его учил его учитель. И его учитель ему сказал еще в 1960-х – каббала доступна всем. Просто раньше технология не позволяла распространять так информацию легко, как сейчас. Если сейчас надо сказать что-то миру – вы можете написать в Twitter, выложить ролик на YouTube. Информация доступна со скоростью света. Если бы 100 лет Мадонна начала бы изучать каббалу в США, здесь в России об этом никто не узнал. Так что часть причин современной популярности каббалы – в легкой доступности информации. Да, мы обучаем каббале всех, но суть в том, что люди бы и так взяли эту теперь доступную для них информацию. Кроме того, ортодоксальные иудеи параноидально стремятся оградить своих людей от любых внешних влияний – не только от каббалы, но и от сайентологии, буддизма, чего угодно, что находится вне традиции.

Иегуда Берг. СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС В самом «Каббала-центре», по-видимому, собственную философию выгод и издержек применяют близко к тексту. Как утверждает американский эксперт по сектам Рик Росс, «Каббала-центр» – это классический семейный бизнес, которым Филипп Берг управляет вместе со своими двумя сыновьями. В 50 с лишним филиалах центра учатся более 70 000 студентов. Часть прибыли сеть получает от продажи литературы (набор средневековых каббалистических текстов «Зохар» можно купить на сайте центра за $415) и амулетов. Тонкая красная ниточка, которую можно увидеть на руке Мадонны и Дэвида Бекхема, защитит от «дурного глаза» всего за $26. Немалые деньги приносят лекции по каббале. Набор из 11 занятий в центре на Лонг-Айленде обойдется в $250. Марианне Гарвей, журналистке New York Post, изучавшей бизнес-модель «Каббала-центра» в 2004 году, однодневные углубленные курсы обошлись в $195. По итогам ей были обещаны навыки заглядывания в будущее и исцеления друзей. Индивидуальные занятия стоят, разумеется, дороже. Но главный источник дохода сети – пожертвования знаменитостей. Из $3 млн, которые Мадонна пожертвовала сети Бергов в 2007 г., $2,7 млн достались «Каббала-центру» в Лос-Анджелесе. А лондонскому «Каббала-центру» певица оплатила офис на Оксфорд-стрит стоимостью 3,7 млн фунтов. ВОДА ОТ РАКА И ХОЛОКОСТ Такой бизнес, естественно, порождает скандалы. В 2003 г. бывшая супермодель Джерри Халл объявила о своем разрыве с «Каббала-центром». Руководители центра, по ее словам, вынуждали ее просить состоятельных друзей о том, чтобы те жертвовали организации 10% своего дохода. В 2005 г. журналисты BBC под видом волонтеров пристально изучили работу лондонского центра сети. Им удалось выяснить, например, что «Каббала-центр» продавал «специально очищенную артезианскую воду, прошедшую обработку квантовой резонансной технологией». Набор таких бутылочек плюс учебная литература обещали излечение от рака всего за $1 400. Как выяснилось, в бутылках была обычная вода канадской фирмы CJC Bottling, за три года до этого к тому же ставшей предметом расследования санэпидемназдора у себя на родине. «Нарыли» телевизионщики и политический компромат: глава центра как-то заявил им, что 6 миллионов евреев погибли во время холокоста из-за того, что не изучали каббалу. В том же 2005 г. Тель-Авивский «Каббала-центр» попал в неприятный скандал – его лидера, Шауля Юдкевича арестовали на 6 дней по жалобе мужа покойной Лии Зуис, которой центр обещал полное излечение за $60 000. Потом, правда, шум утих, а спустя три года все тот же Юдкевич откололся от «Каббала-центра» и основал свое движение Всемирных сообществ каббалы (Universal Kabbalah Communities) со штаб-квартирой в Лос-Анджелесе. «Каббала-центр» не захотел мириться с конкурентом, которого сам же взрастил, и подал в суд, требуя перечислить ему доходы, полученные UKC за все время существования, и еще компенсацию в $100 000 – за «нечестную конкуренцию и кражу коммерческих секретов». Но после годовой тяжбы «Каббала-центр» отступил и снял свои претензии. Наверное, цепь маленьких решений у Юдкевича оказалась покрепче. ПИРАТСКАЯ КАББАЛА У представителей традиционного иудаизма отношение к Бергам, разумеется, резко отрицательное. Раввин Михаэль Кориц из Санкт-Петербурга говорит

Прямая речь

«Поп-каббала лишь паразитирует на позитивных процессах»

Раввин Михаэль Кориц о каббале в изложении Иегуды Берга:
Отношение к Филипу Бергу и его продолжателю и сыну Иегуде в кругах ортодоксального еврейства однозначно отрицательное. Можно подробно разбирать проблематичность их текстов и действий с точки зрения еврейского закона, но проще это выразить одним словом – профанация. Это единое явление поп-каббалы, в которое входят и Лайтман, и Мадонна, и прочие.
Проект поп-каббалы берет некие избранные принципы и цитаты из каббалы, а дальше работает по известной методике «Гербалайфа» и «Сайентологии». Методика основана на человеческой психологии, поэтому и работает, в особенности в среде тех, кто сам подобными методиками пользуется. Хочу лишь добавить, что в широком распространении каббалы в последние десятилетия есть и объективные причины – духовные поиски людей, изменения в мировоззрении человечества, но поп-каббала лишь паразитирует на этих позитивных процессах, зачастую нанося им ущерб.

, что учение «Каббала-центра» – это надерганные цитаты из настоящей каббалы, продаваемые по методике «гербалайфа». Преподаватель Центра изучения религийРГГУАнна Шмаина-Великанова предполагает, что подобные движения эксплуатируют присущий большинству людей страх смерти. Раввин Иосеф Херсонский из московской общины «Среди своих» сравнивает

Прямая речь «Всегда были люди, которые хотели заработать на продаже инсайдерской информации» Раввин общины «Среди своих» Йосеф Херсонский о каббале и Иегуде Берге:
Если говорить кратко, то Тора запрещает миссионерство – не потому, что кто-то хуже или лучше, а потому что есть определенная специфика души. Тора представляет собой некий дар тем, кто подписался на определенные обязательства. У нее есть прямой эффект: тот, кто живет по ней, знает, как правильно служить богу. Но есть и полезные побочные эффекты – вроде регулирования психики, правильного поведения в мире, общения с людьми.
Эти побочные эффекты всегда интересовали тех, кто был вне еврейского народа, и евреи были закрыты для таких людей, которые хотели просто получать побочную выгоду, так сказать, поюзать. Евреи не то что скрывали что-то, но говорили им: нам не по пути.
Разумеется, было много инсайдеров, которым было интересно заработать на продаже инсайдерской информации. Заработать и в прямом и в переносном смысле: либо деньги, либо имидж. Сейчас, например, наиболее известные из них – это Берг и Лайтман. Они чувствуют конъюнктуру рынка и хотят продать людям кусочек Торы. То, чему они учат, – лишь отчасти каббала. Поначалу больше было каббалы, но со временем им пришлось поменять концепцию. Тора требовательна – там 613 заповедей. Если ты продаешь сервис, а он излишне требователен – он плохо продается. Поэтому им пришлось отказаться от этого: они сказали, что каббала – это не религия, а наука.
По аналогии с нарушителями авторских прав – всегда есть люди, которые пытаются взломать и продать. Берг и Лайтман достигли в этом успеха: они подписали себе в адепты ряд успешных людей, они хорошо работают в плане маркетинга.

Но «пираты» не могут подвергнуть опасности лидеров рынка. Иудаизму от Берга нет опасности, иудаизм прожил в конкурентной среде более 3000 лет и справлялся. Большинство клиентов Берга – не евреи, но он умеет находить подходящий язык для евреев вне религии: есть часть евреев, которых пугает дистанция между форматом их жизни и форматом синагоги, и они используют движение Берга как своего рода адаптер. Среди моих знакомых, которые сегодня ходят в синагогу, есть ряд людей, когда-то посещавших псевдокаббалистические кружки. Сторонники Берга понимают, что могут быть использованы, поэтому всячески агитируют против иудаизма.

последователей Берга с торговцами нелицензионным софтом или инсайдерской информацией. И как всякие «пираты», по его мнению, они не испытывают добрых чувств к правообладателям, то есть ортодоксальным евреям. Александр Фейгин, раввин синагоги на Поклонной горе, считает

Прямая речь «Каббала не предназначена для повышения эффективности бизнеса» Раввин синагоги на Поклонной горе Александр Фейгин О каббале и Иегуде Берге:
Современные школы еврейской мистики базируются на книге талмудического мудреца раби Шимона Бар Йохая «Зохар». В XX веке к этой книге был написан важный, но спорный комментарий раби Иегудой Ашлагом. От этого корня отделились все направления псевдокаббалы, начиная от Берга и кончая Лайтманом.
Почему каббала так популярна среди бизнесменов? Для людей, занимающихся бизнесом, характерно желание четко обозначить цели и идти к ним наиболее прямым путем. Понятно, что если человек обладает такими приоритетами, и если такой человек еще и верит в бога, то самый естественный ход мысли – как бы избежать разных сложностей с религиями, прямо «взять бога за бороду» и получить от него все, что требуется. Во всех традиционных религиях таким прямым путем к богу (который еще никого к богу не привел, но, по крайней мере, претендует на знание коротких путей) является мистика. Самой старой из существующей мистических традиций (если исключить экзотику дальнего Востока, Китая и Индии) является иудаизм. Поэтому для человека, который сказал: я хочу быстро достичь успеха или закрепить свой успех, естественно обратиться к каббале. Заранее должен всех расстроить – то, что они изучают, это не каббала. Каббала не предназначена для повышения эффективности бизнеса, хотя как попутный эффект такое может наблюдаться.
Причина моего скептицизма в использовании каббалы как бизнес-средства – в том, что если люди ищут коротких и легких путей, то у них вообще нет шансов встретиться с подлинной каббалой. То, с чем они сталкиваются, – это разные бренды, спроектированные изначально для такого рода покупателей, которые являются мышеловками. Тут действует старый принцип всех мистических традиций – «кто знает – не говорит, кто говорит – не знает». И Берг, и Лайтман отличаются редкостным невежеством, обоих не читают люди, обладающие религиозным образованием. Поэтому оба преуспели в другой среде – Лайтман в основном среди не-евреев, а Берг – среди селебритиз. Надо сказать, что я их беру вместе, хотя они представляют собой разные школы. Что их объединяет, так это то, что оба ориентированы на «лоха».
Каббала – тайная традиция, ее не вываливают на страницы популярных изданий. Еще одна проблема в том, что они выводят каббалу из ее контекста; каббала – часть иудаизма, она говорит на его языке. Любой перевод предназначен только для слабого отражения смысла оригинала. Сакральные тексты могут быть использованы в полной мере лишь на языке оригинала. Но у Берга и Лайтмана практически нет людей, способных читать оригиналы, и оба автора становятся посредниками между ними и книгами. Иудаизму институт посредника чужд, у нас даже нет духовенства – человек напрямую общается с богом и с текстом.
Кроме того, любая религия говорит не только языком сакральных текстов, но и образом жизни. Входной ценз – это ведение традиционного еврейского образа жизни. Как Берг, так и Лайтман не требуют этого от своих учеников, и в этом есть еще один признак шарлатанства. Дело в том, что цель Берга – не передача тайных знаний, а увеличение количества адептов и создание у них ощущения, что они быстрым путем дойдут до нужной кнопочки. Каббала в том варианте, что они преподают, создает ложное ощущение власти, и это тоже весьма импонирует людям бизнеса – в частности, шоу-бизнеса. Итак, каббала по Бергу – это очень просто и легко, это льстит самолюбию, это приобщение к тайной древней традиции, и кроме того – нет ограничений.

, что учение Берга и поп-каббала в целом имеет явный признак шарлатанства – легкодоступность. «Облегченная и адаптированная» версия каббалы дает ее адептам ощущение, что они могут ориентироваться в духовной сфере – где обычно чувствуют себя не очень уверенно. Каббала в традиционном иудейском понимании – это учение о божественном устройстве и сотворении мира, сложившееся в основном в X – XIII веках. Для личного совершенствования или спасения души оно не предназначалось, это было скорее углубленное освоение иудаизма и возникшего в I тысячелетии н.э его мистического и философского толкования. Изучение каббалы дозволялось лишь иудеям старше 40 лет с религиозным образованием. В XVI веке Ицхак Лурия Ашкенази разработал «лурианскую каббалу» – мистическое учение о божественных искрах, имеющихся в каждом человеке и предмете. Тьма заключает этот свет в скорлупки («Клиппот») и не дает ему в полной мере проявиться. Одно из ключевых понятий традиционной каббалы – «желание давать», неотъемлемая черта Света, которое он передает каждому человеку. Версия Бергов отчасти основана на «лурианской каббале», но эти понятия используются в ней иначе. Марианна Гарвей из New York Post приводит диалог с учителем из «Каббала-центра», который говорил ей: чтобы избавиться от эгоизма, заслоняющего свет внутри нее, надо научиться давать, и давать прежде всего деньги. И если делиться деньгами не хочется, надо давать больше, чтобы преодолеть это чувство и освободить Свет. РОССИЯ – СТРАНА ЖЕЛАНИЙ В отличие от ортодоксальных иудеев, которые негативно относятся к изучению каббалы и иудаизма в целом неевреями, «Каббала-центр» предельно демократичен и приглашает всех, кто готов делиться своим «Светом». Создатели каббалы-лайт утверждают, что это не религия, а наука, а раз так, то доступ к ней открыт всем конфессиям. Сейчас, по словам Берга, более 90% его студентов – христиане, 2 – 3% мусульмане и только 6% – иудеи. Бизнес-модель и идеология Бергов сильно напоминает сайентологическую империю Рона Хаббарда. Иегуда Берг и не пытается открещиваться от таких сравнений, а лишь философски замечает, что каждый идет к истине своим путем. На вопрос Slon.ru о том, каков потенциал каббалы в России, Берг ответил, что его учение основывается на идее желания, а «Россия – страна больших желаний». Слово «каббала» происходит от арамейского «получать». Этим, возможно, и объясняется востребованность поп-каббалы: избавляя бизнесмена, певца или офисного клерка от чувства вины за причастность к мерзостям общества потребления, она позволяет ему расплатиться за свои излишества и объясняет, что и в обладании материальными благами, и в процессе их завоевания можно черпать духовную энергию. Даже процесс элементарной покупки поднимается на невиданные прежде высоты: дотрагиваясь до нового дивана, вы, возможно, освобождаете скрытые в нем частицы божественного Света от скорлупок тьмы.

Схема взята из книги МакНалти У. Кирк «Каббала и масонство»

Происхождение и история Каббалы окутаны легендами. Некоторые утверждают, что это учение было дано еще Адаму после его изгнания из райского сада. Другие приписывают его Аврааму, который, как считают, составил известную каббалистическую книгу — Сефер Ецира (ספר יצירה). Третьи говорят о появлении Каббалы вместе дарованием Торы на горе Синай. Согласно этому взгляду Каббала должна рассматриваться как одна из нескольких частей устной Торы.

Но если отложить в сторону предания, которые невозможно подтвердить никакими историческими фактами, и взглянуть на ту сложную систему, которая известна в наше время под именем Каббалы, то ее историю уместно начать с 12-13 веков, когда она оформилась в своих основных концепциях и терминах. Имеет ли она более ранние исторические корни? Безусловно, да! Тайная духовная традиция существовала к тому времени уже много веков и постепенно развивалась. Однако, на этом пути она также трансформировалась и меняла свои обличья. Поэтому, если начать отслеживать ее истоки, нам придется говорить уже не о Каббале (в том виде, в каком она известна сегодня), а о ранней еврейской мистике, о Меркаве и о ряде других учений, имеющих сущностное родство с Каббалой, но выраженных в иных понятиях.

В 12-13 веках испанскими каббалистами были составлены несколько комментариев на Сефер Ецира (сама эта книга была известна среди ближневосточных еврейских общин еще с 9-го века, а может быть, и раньше), а также ряд толкований к некоторым книгам Танаха и отрывкам Талмуда. Примерно в это же время или чуть раньше стала известна книга Баир (ספר הבהיר). Ортодоксальная традиция приписывает ее одному из учителей Мишны — раби Нехунии бен а-Кана, вместе с его учениками. Также и знаменитая книга Зоар (ספר הזוהר), которую традиция связывает с раби Шимоном бар Йохаем (2-й век), оказывается опубликована примерно в конце 13-го, начале 14-го веков. Существовала ли она задолго до этого, возможно, будучи спрятана в каком-то укромном месте, или же ее написал кто-то из средневековых каббалистов — оставим этот вопрос для ученых-историков. Как бы то ни было, основные произведения, легшие в основу каббалистического учения, появляются или становятся известны в указанный период 12-13 веков.

Стоит отметить, что в первое время Каббала, в основном, была исключительным достоянием еврейской общины. Большинство известных каббалистов того времени — уважаемые раввины, учителя народа Израиля, толкователи Торы и Талмуда. Исключений из этого правила также можно найти достаточно. Хорошим примером может послужить Авраам Абулафия, который не только не был признанным учителем и раввином, но и даже подвергался жестким нападкам со стороны каббалистов более ортодоксальных взглядов. Однако, в любом случае, признанные учителя или нет, это были евреи.

Позже, в эпоху Ренессанса, когда культурные границы стали более прозрачными, Каббала вошла также и в среду христиан и европейских мыслителей. В 15-м веке «отцом» христианской Каббалы стал Пико делла Мирандолла, среди учителей которого были еврейские мудрецы и философы. От него эстафету принял Иоганн Рейхлин, написавший две важные книги по Каббале — «О чудодейственном слове» и «Об искусстве Каббалы».

Универсальный дух Каббалы и богатый эзотерический инструментарий, который она содержала в себе, сделали ее центральным хребтом оккультной традиции, включающей такие области, как алхимия, астрология и магия. Естественно, попав в христианскую культуру, Каббала не ушла из еврейской и продолжила развиваться и там. Самым ярким откровением более поздней Каббалы, определившим ее дальнейший путь, стало учение Ари (рава Ицхака Лурии Ашкенази), преподававшего в Цфате в 16-м веке. От него пошли основные направления Каббалы как в ашкеназских общинах евреев (хасидизм), так и в сефардских (школа Рашаша и др.).

Братство «вольных каменщиков»

Перед исследователем Масонства, желающим точно и безошибочно проследить его истоки, стоит такая же непростая задача, как и перед исследователем Каббалы. Существует множество легенд и гипотез в отношении того, как и откуда произошли масоны. По-видимому, в Европе так называемое «спекулятивное» Масонство (т. е. занимающееся интеллектуальным, этическим и эзотерическим учением) постепенно выросло из более раннего «оперативного», состоявшего из гильдий и цехов ремесленников, каменщиков и строителей.

С 17-го века известны вполне конкретные упоминания о Масонстве. В это же время оформились степени Ученика, Подмастерья и Мастера примерно в том виде, в каком масонская традиция хранит их до сих пор. Однако, о том, как именно в ту пору проходили масонские работы в ложах, мы знаем не так уж много. Более ярко масонское братство заявило о себе в 1717 году, когда была создана первая Великая ложа в Англии. Начиная с этого времени и далее история масонов описана многими авторами и обсуждается в обширной литературе.

Не секрет, что начиная с 17-18 веков и до нашего времени именно Масонство стало главным проводником оккультно-эзотерических знаний и практик в Европе. Более поздние магические ордена — такие, как Орден Мартинистов, Золотая Заря и Орден Восточных Тамплиеров — были созданы масонами высоких степеней посвящения, и сами ритуалы и устройство этих организаций по большей части заимствованы из масонской системы. Каббала, как уже отмечалось, была в центре того огромного свода знаний, который изучался и преподавался в этих оккультных школах.

Эти факты — достаточно широко известны. Гораздо менее известно то, насколько широко и глубоко Каббала вошла в масонскую традицию, и как основные элементы и символы того и другого связаны между собой. И хотя на эту тему также написано немало, многое еще предстоит добавить к этому. Папюс (Ж. Анкосс), известный оккультист и маг, в течение жизни занимавший высокие должности в нескольких масонских уставах, в своей книге «Генезис и развитие масонских символов» пишет следующее:

«Нетрудно показать, что многие французские масоны совершенно не знают масонской науки. Они затрудняются объяснить, почему такая-то степень соответствует определенному цвету в украшениях или же еврейскому слову, которое считается священным. Но масонская наука существует! Знание ее дает возможность восстановить много тайн этого достопочтенного ордена и применить, с одной стороны, еврейскую Каббалу, а с другой — гностические предания, которые в большей или меньшей степени были изменены тамплиерами».

Этот автор показывает некоторые важные параллели в своей книге. «Посмотрим вместе, — призывает Папюс своего читателя, — не окажутся ли пароли и священные слова еврейскими, настоящую разгадку которых можно найти только в Каббале». Действительно, среди масонских паролей много еврейских слов. Однако, на этом преемственность, идущая от Каббалы, конечно же, не заканчивается. В этой статье я рассмотрю строительный и архитектурный символизм Масонства, наглядно показывая его каббалистические корни.

Начало творения или точка в круге

Эта статья не случайно была начата с краткой истории Каббалы. Едва лишь заходит речь о какой-либо преемственности между Каббалой и более поздним европейским Оккультизмом, обычно утверждают, что именно христианская Каббала 15-16 веков внесла свой вклад в его содержание. Что же касается Каббалы Ари, которая начала свое победоносное шествие по еврейским общинам после 1572 года, ее роль в традиции западного Оккультизма несправедливо преуменьшается. Однако, как мы сейчас увидим, именно ее идеи и символы чрезвычайно близки Масонству.

Ари начинает излагать свое каббалистическое учение с описания Бесконечного, предшествующего творению:

«Знай, что прежде, чем были созданы создания и сотворены творения, был высший простой свет, заполняющий всю реальность. И не было никакого свободного места в виде пустого воздуха и пространства, но все было заполнено этим простым светом Бесконечного. И не было у него ни начала, ни конца, но все было одним простым светом, одинаковым в едином равенстве, и он называется светом Бесконечного».

В этом состоянии ни один объект не мог существовать как таковой. Различные комментаторы к этому тексту отмечают, что в Бесконечном было включено все, что впоследствии должно было возникнуть в виде отдельных сущностей в творении. Однако, там, в этом простом свете, любые объекты и идеи были настолько поглощены абсолютным единством, что не могли определиться в собственных границах и быть различимыми среди всего остального. Поэтому для начала творения потребовался акт, получивший в Каббале название «сокращения» (Цимцум):

«И когда возникло в его простом желании сотворить миры и создать создания, чтобы проявить совершенство деяний своих… тогда сократило себя Бесконечное в центральной точке, которая точно посередине света его. И сократился тот свет, и отдалился в стороны вокруг центральной точки. И тогда осталось свободное место, воздух и пустое пространство… Это сокращение было равномерным вокруг той пустой центральной точки. Таким образом, это пространство было круглым со всех сторон в полном равенстве. Не было оно в виде квадрата с прямыми углами, поскольку Бесконечное сократило себя в виде равномерного круга со всех сторон».

Весь этот текст содержится в главной книге, написанной учеником Ари и излагающей его учение, — «Древо Жизни» (עץ חיים, врата 1, гл. 2). В большинстве ее изданий здесь же прилагается и простой рисунок, позволяющий одним взглядом охватить это круглое пространство с центральной точкой посередине. В этой пустоте, образовавшейся после удаления бесконечного света, в дальнейшем возникают все миры, начиная от наиболее тонкого и духовного и заканчивая материальным.

Точка в круге

Такое же изображение точки в круге является одним из важнейших символов Масонства. К. Клауди в «Книге ученика», призванной объяснить вновь посвященному масону основные идеи ордена, пишет следующее:

«В каждой должным образом учрежденной и управляемой ложе обязательно находится символ точки в центре круга, заключенного между двумя параллельными линиями. Это один из самых поразительных символов степени Ученика… Никто в мире не в силах сказать, когда, где и как появился этот символ. С самого начала человеческой истории этот символ стал для человека эмблемой Бога».

Далее автор приводит ассоциации между точкой в круге и солнечным культом древности. Он также говорит о том, что точка означает единство Бога (поскольку это самое простое, что можно изобразить), а круг — вечность или бесконечность (поскольку он замыкается и не имеет ни начала, ни конца). «Символ может обладать множеством значений, и все они — правильные, коль скоро не противоречат одно другому», — замечает автор.

Согласно каббалистической интерпретации здесь действительно содержится и идея единства Бога, и идея Бесконечности, как можно было увидеть по отрывкам из «Древа Жизни». Ари, продолжая объяснять акт сокращения, подводит нас к удивительному выводу: круглая форма пространства обусловлена равномерностью сокращения, которая в свою очередь обусловлена равномерностью Бесконечного:

«А причина в том, что поскольку свет Бесконечного пребывает в полном равенстве, стало необходимо, чтобы он сократился равномерно со всех сторон, а не так, чтобы сократиться с одной стороны больше, чем с других. Из геометрии же известно, что нет более равномерной формы, чем круг — чего не скажешь о квадрате с прямыми углами или о треугольнике и других фигурах. Поэтому понадобилось, чтобы сокращение Бесконечного произошло в форме круга».

Таким образом, круг в Каббале прямо указывает на свойства того духовного пространства, в котором были созданы миры, и более косвенно — на Самого Бога («Бесконечное»), так как заключает в себе идею равенства.

В последней цитате заключено еще одно понятие, сближающее Каббалу с Масонством, — геометрия. Священное число 7 среди прочих своих значений связывается у масонов с семью благородными науками. Среди них геометрия занимает особенно важное место. Большая буква G, которую можно встретить на многих эмблемах вольных каменщиков, на самом базовом уровне расшифровывается именно как «Geometry» — геометрия. И хотя в эзотерических масонских орденах у нее и есть другие, более глубокие смыслы, ее базовое значение не теряет своей актуальности.

Знак Масонства

Геометрия чрезвычайно важна при планировке сооружений. Если чертеж здания составлен с погрешностями, вся конструкция может быстро развалиться. Масоны видят Бога как верховного Архитектора Вселенной, поэтому геометрический символизм приобретает для них огромное значение. Каждый вольный каменщик, проходя путь своего ордена, сам стремится в некоторой степени уподобиться Творцу, а следовательно, осваивает (в буквальном или только в символическом смысле) архитектурное и строительное искусство.

Ранняя Каббала была менее «математической» в своем учении. Она больше оперировала образами или понятиями, которые взывали к медитативным способностям человека и к силе его воображения. К 16-му веку, благодаря попыткам обобщить накопленный материал*, учение стало более схематичным. В представлении духовных миров произошла структуризация. Соответственно, роль геометрии также возросла. Каббала уделяет внимание соотношению круга, квадрата, треугольника, прямых линий и т. д. Читая книги Ари, мы видим изначальное понимание Бога как «Бесконечного», которое впоследствии, проникая внутрь оставшегося после сокращения пустого пространства, облекается антропоморфными образами. В этих образах его свет получает названия «Первичный человек» (Адам Кадмон), «Древний днями» (Атик Йомин), «Большой лик» (Арих Анпин) и т. д. Однако, в этих описаниях, несмотря на то, что Творец оперирует кругами и прямыми, еще не прослеживается образ Архитектора или Строителя. Эти образы возникают на следующем этапе развития Каббалы, уже в 17-м веке.

* .

«Верховный Строитель» в Каббале

Наиболее близким учеником Ари был рав Хаим Виталь, который и написал «Древо Жизни», а также более десятка других книг, содержащих учение его наставника. И хотя очень многие хотели овладеть тем, что в этих книгах излагалось, тем не менее распространялись эти знания очень медленно. Причиной тому была скрытность их автора. Ари запретил своему ученику преподавать Каббалу перед широкой публикой. Рав Хаим получил право преподавать ее лишь отдельным ученикам, которых сочтет достойными этого. Фактически, почти за пятьдесят лет, которые он прожил после смерти учителя, он так и не нашел «достойного» преемника и, в основном, продолжал сам в одиночку осваивать полученное сокровище и проводить дальнейшую его систематизацию (подробнее на эту тему смотрите мою статью «Рав Хаим Виталь — маг и оккультист»).

А тем временем слух о великом раве Ицхаке Лурии и новом откровении Каббалы уже разошелся по Европе. Другой ученик Ари, который вовсе не был так близок к нему, как Хаим Виталь, составил свои книги и ездил по странам, обучая раввинов в разных еврейских общинах. Его звали Исраэль Саруг*, и от него пошла еще одна ветка «лурианской» Каббалы. По большей части она похожа на все то, что изложено в книгах Хаима Виталя, однако, в ряде моментов видны существенные различия. Многие из них затрагивают самые начальные этапы творения.

* .

Среди тех, кто явился преемником каббалистического знания Исраэля Саруга, можно назвать рава Менахема-Азарию из Фано, рава Якова Лифшица и рава Йосефа Шломо Дельмедиго. В целях нашего исследования есть смысл особенно подробно остановиться на последнем из них.

Йосеф Дельмедиго происходил из известной семьи еврейских врачей и знатоков Торы. Сама его фамилия является слегка искаженным итальянским выражением «della Medico», что явно указывает на медицинскую науку. В его семье за несколько поколений до этого был рав Элияу Дельмедиго, который в свое время в Италии оказался на стыке двух групп еврейской элиты — философов-рационалистов и последователей Каббалы. В добавок, так получилось, что Элияу Дельмедиго стал одним из еврейских учителей упоминавшегося ранее Пико делла Мирандолла, который представил Каббалу как универсальное учение перед христианской Европой.

Рав Йосеф Шломо Дельмедиго, часто называемый «Яшар из Кандии»

Теперь раву Йосефу Дельмедиго предстояло сделать еще один шаг в развитии этого направления. Еще с юности он овладел большим объемом знаний как в Торе и еврейской традиции, так и в различных науках. В Падуе он учился у Галилео Галилея астрономии и первым среди еврейских авторов принял гелиоцентрическую систему Коперника. Затем он побывал в Египте, Турции, Литве, Польше, Германии, Голландии и других странах, кое-где временно занимая должность раввина или врача. Он составил множество книг по большинству известных в то время наук и областей знания, среди которых можно отметить математику, астрономию, химию, механику и медицину. В защиту Каббалы от тех, кто нападал на нее с различными обвинениями, он написал книгу «Горнило мудрости» (מצרף לחכמה). Вместе с нею часто издается и другая его небольшая книга — «Упавшие плоды мудрости» (נובלות חכמה), где излагаются основы учения Ари. Обе они были впервые изданы в 1629 году.

Согласно раву Дельмедиго, «Бесконечное» (или точнее «мир Бесконечного») — это сын первоначальной Божественной Сути, о которой мы ничего не можем сказать. Сам смысл этого слова также претерпевает новую интерпретацию. В «Упавших плодах мудрости» автор говорит, что «Бесконечное» — это как семя для миров (которые в дальнейшем произойдут из него)*.

* .

Оно называется «бесконечным», поскольку содержит в себе такой потенциал, из которого может родиться безграничное количество миров, несмотря на то, что в действительности произошедшие из него миры ограничены. Таким образом, речь здесь идет о потенциально бесконечной творческой силе, которая не проявилась в реальности как таковая. Автор прямо указывает, что весь дальнейший разговор уместен только о Сыне, тогда как Отца необходимо оставить за рамками рассмотрения в виду Его непостижимости*.

* .

Этот Сын-Бесконечное в дальнейшем изложении представлен Верховным Строителем мироздания. Здесь также речь идет о круглом ограниченном пространстве, внутри которого создавались миры. Автор задает вопрос: если ограниченного круга было достаточно, чтобы вместить внутри все миры, зачем понадобилась изначальная бесконечность? И вот что он пишет в ответ на это:

«Как ты знаешь из геометрии, если кто-то хочет начертить большую окружность желаемого размера в любой точке, он должен взять неограниченное пространство. Ведь если оно будет ограниченным, диаметр окружности может оказаться больше имеющейся площади, и весь замысел окажется неосуществимым… Так и при сотворении мира, пока еще не был известен подобающий для него размер, понадобилось, чтобы место, где он будет сотворен, и материал, из которого возникнет, были безграничными. Ведь в противном случае могло оказаться, что их не хватило бы для величины мира, задуманной в уме Верховного Строителя, благословенно имя Его. Поэтому Он пожелал, чтобы место и площадь были неограниченными…»

Помимо этого, рав Дельмедиго описывает и «инструменты» этого Верховного Строителя. Он говорит, что этот Сын «шествовал в мире Бесконечного, проходя короткие и длинные расстояния, а в руках у него была измерительная линейка и строительный шест, и Он отмерял, взвешивал и рассчитывал».

Строительный шест (אמת הבניין) также является измерительным инструментом. Более точно его название можно было бы перевести как «строительный локоть». Дело в том, что в древности локоть был мерой, использовавшейся для любых построек. Все размеры храма, указанные в Танахе, также даны в «локтях». Таким образом, этот шест представлял собой средство, позволяющее откладывать величины, равные «локтю» (примерно половине метра). Когда же Строитель пожелал организовать пространство для создания миров, Он взялся за циркуль:

«У Бесконечного в руках был циркуль, и Он делал отметки и отмерял размеры ограниченных диаметров, все больше и больше сближая ножки циркуля, пока не дошел до величины диаметра круга Малхут. Это десятый круг, наиболее близкий к центру, в котором Он счел уместным сотворить миры».

Речь здесь идет о всем известных десяти сфирот — понятии, занимающем центральное место в Каббале. Верховный Строитель чертит своим циркулем десять концентрических кругов, постепенно приближаясь к самому маленькому (Малхут — название 10-й сфиры), в котором и будут создаваться миры. Стоит отметить, что этот порядок отличается от того, который описан в «Древе Жизни» рава Хаима Виталя. Там десять кругов были созданы внутри пустого пространства, оставшегося после сокращения, и все оно стало местом возникновения миров. У рава Дельмедиго мы видим иную картину: сначала в бесконечном свете проводятся окружности, вложенные одна в другую, и лишь затем в последней из них образуется место для миров.

Однако, в любом случае смысл последовательного перехода от более широкого круга к более узким — один и тот же. Он сводится к постепенному ослаблению божественной силы или затемнению света, что позволяет оставить для творения определенную степень свободы и возможность осознавать себя чем-то самобытным.

Итак, здесь мы видим уже не просто Бесконечное как нечто неподдающееся определению. Это не просто единый все собой заполняющий свет или абсолютная божественная сила. Скорее, Бесконечное предстает перед нами в роли Архитектора или Строителя, вооруженного чертежными и измерительными инструментами. Это великий Масон, созидающий Храм всего мира. Ведь согласно как масонским, так и многим другим древним учениям (включая и каббалистическое), храм — это отражение мироздания, и в самой его структуре заключена универсальная аналогия с ним. А циркуль, линейка и другие инструменты строителя — важнейшие символы в любой масонской ложе*.

* .

Отметим, что к таким описаниям Каббала пришла в первой половине 17-го века — как раз в то же время, когда, по-видимому, учреждались ритуалы спекулятивного Масонства. Существовала ли связь или какая-то преемственность между одним и другим? То, что Масонство приняло в себя многое из традиции Каббалы, уже было показано ранее (см. цитату из книги Папюса). Что же касается строительного символизма, циркуля, линейки и т. д., историки, скорее всего, будут утверждать, что все это пришло в Масонство из цехов мастеров-строителей средневековья, которые могли получить это от своих еще более древних предшественников. Однако, это нисколько не мешает тому, что эти же идеи и символы могли получить дополнительную духовную глубину благодаря Каббале.

Масонство 17-го и начала 18-го веков развивалось в Англии*. Рав Дельмедиго никогда не был там, однако в Амстердаме он передал некоторые свои книги другому еврейскому философу и каббалисту — раву Менаше бен Исраэлю, который ездил в Англию и ходатайствовал о разрешении для евреев селиться и в этой стране и иметь в ней правовой статус. Менаше бен Исраэль также владел издательством, в котором напечатал кое-что из книг Дельмедиго. В этой связи нет ничего удивительного в предположении о том, что они, наряду с другими каббалистическими источниками, в то время могли проникнуть в Англию. Конкретные линии передачи традиционных знаний в данном случае представляют собой гипотезу, которая еще ждет подкрепления фактами. Однако, само родство между представлениями Каббалы и основой масонского символизма, как видно из данной статьи, не вызывает сомнений.

* .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *