Макаренко воспитание

Содержание

Тезисы Макаренко о семейном воспитании

Краткое изложение радио лекции Макаренко «Общие условия семейного воспитания» (1937 год) и сравнение тезисов лекции с современным отношением к воспитанию.

В этой лекции Антон Семенович Макаренко – один из величайших педагогов советского времени, обращаясь к родителям, говорит об общих принципах семейного воспитания. В данной статье – краткое изложение этих принципов, а также субъективная оценка автора относительно их актуальности и упоминаемости в современной родительской литературе.

Правильно воспитать проще, чем перевоспитать

Вполне очевидный и не требующий разъяснений тезис. В том числе разделяемый и современными авторами.

Семья – коллектив равноправных членов, но родители – руководят семьей, дети – в ней воспитываются

Сейчас, когда так модны разговоры о правах детей, забывается это простое различие, влекущее за собой и разные обязанности, и разную ответственность.

Это, конечно, не означает, что дети бесправны. Но утверждение о полном равенстве – лукавство. Ребенок – воспитывается, т.е.

он еще не воспитан, он не сформировавшаяся сознательная личность, каковым является взрослый человек.

Равноправие, как равенство перед законом, общее социальное равенство – да. Но утверждения о субъектности ребенка (т.е. его способности к независимым действиям) – абсолютно вредное явление. А именно это часто подразумевается под современными разговорами о правах ребенка.

Нельзя ограничиваться одним ребенком, т.к. забота о нем может превышать полезную норму

Относительно наличия братьев и сестер, как фактора семейного воспитания, Макаренко пишет:

«Для родителей бывает очень трудно затормозить свою любовь к нему (единственному ребенку) и волей-неволей они воспитывают эгоиста. Если в семье есть старшие и младшие дети, между ними устанавливается опыт любви и дружбы в самых разнообразных формах».

Трудно не согласиться. Увы, сейчас есть тенденции к тому, чтобы ограничиваться одним ребенком в семье. А современные авторы книг для родителей или не всегда уделяют внимание этому вопросу или прямо призывают ограничиться одним малышом.

Надо определиться с целями воспитания: ребенок – будущий член общества и гражданин страны или «сам по себе», просто «родительское счастье»?

В современной «родительской повестке» основную часть составляют заботы об обеспечении будущего ребенка с точки зрения его личного успеха в жизни. И это, в общем-то, нормально. Но при этом из виду часто упускается ответственность родителей перед обществом.

А ведь это – ого-го какая ответственность! Станет ли ваш ребенок полноценным гражданином, будет ли думать о других людях, о стране, о человечестве? Или он будет заботиться только о себе? И не надо говорить, что мир «такой», что в нем нельзя выжить альтруистам и «добрякам». Этот мир делаем мы сами. В том числе и наши дети.

Будем равняться на эгоизм, учить детей только конкурировать – устроим на Земле ад.

Как говорилось в советском фильме «Салют, Мария!»: «Дети взрослеют, и судьба мира становится их судьбой».

Поведение родителей – решающий фактор

Второй абсолютно бесспорный тезис, разделяемый всеми. Макаренко только на всякий случай добавляет, что из этого следует необходимость требований к самому себе. Родители не просто должны себя абстрактно «хорошо вести», они должны подавать пример. А для этого надо начинать что-то делать (или, наоборот, от чего-то отказываться).

В этом свете вредно убеждение некоторых родителей, что есть такие педагогические секреты, применение которых сделает чудо и решит проблему воспитания. Макаренко на эти пустые надежды отвечает:

«Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки».

Важнейшие качества при общении с ребенком: серьезность, простота и искренность

Серьезность не подразумевает напыщенность. Простота не должна опускаться до легкомыслия. С искренностью все понятно. Опирайтесь на эти три качества, и процесс воспитания будет успешным и доставлять радость.

Не должно быть парникового воспитания, ребенок должен учиться противостоять отрицательным воздействиям

Увы, реалии заставляют родителей обоснованно отходить от этого правила и ужесточать контроль. Тем не менее. Хороший родитель должен знать, где проводит время и с кем общается его ребенок.

Он должен понимать и допускать, что в окружении ребенка будет много отрицательного. И задача родителя – вовремя объяснить, подсказать, направить, если надо – остановить.

Но не создавать «идеальную чистоту».

Главное в воспитании – организация жизни семьи

Это, на первый взгляд странное утверждение, логично вытекает из всех предыдущих. Согласно Макаренко, в семейном воспитании важны не столько ваши разговоры с ребенком, сколько правильная организация его и своей жизни, то есть – жизни семьи.

Организация здесь понимается в широком смысле. Это не просто режим или правила поведения. Это учет всех мелочей (впрочем, мелочей в воспитании нет), всех сторон жизни, как малыша, так и подростка.

Организуете себя и ребенка – воспитание будет органичным, будет в радость и, что немаловажно – со значительной экономией времени.

Удачи вам в самом важном и ответственном деле вашей жизни: воспитании будущего поколения.

————

С.Т., г. Санкт-Петербург

Оцените, пожалуйста, статью:

Оценили: 15, 39

А. С. Макаренко о половом воспитании

а фоне современного безобразия в некоторых подходах к «сексуальному просвещению» детей и подростков удивительно здравыми, обусловленными самой жизнью и нормальными движениями сердца человека выглядят мысли Антона Семеновича Макаренко.

Модная сейчас идея о свободе, здоровой естественности сексуальной жизни совсем не нова. В 1919 году, когда Макаренко принял руководство своей первой трудовой колонией, молодому советскому государству было 2 года.

«Свобода половой жизни», как тогда выражались, была в этом государстве провозглашена вместе с другими революционными свободами (разве только «декрет о свободе» не выпустили).

Мораль, предполагающая стыдливость, скрытность в деликатном вопросе, признавалась мещанской и антисоветской.

В этой связи даже как-то странно слышать такие слова из уст «главного советского воспитателя»:

Половое воспитание должно быть воспитанием любви, т. е. большого и глубокого чувства – чувства, украшенного единством жизни, стремлений и надежд.

Опять любовь. А где же естественность? Где свобода? О пресловутой свободе находим только это:

В настоящее время семья не имеет сходства с цепями, женщина освобождена от многих видов оскорбительного отношения к ней со стороны мужчины.

Но некоторые люди неправильно поняли эту новую свободу, они решили, что половая жизнь человека может проходить в беспорядочной смене супружеских пар, в так называемой свободной любви.

В строго организованном человеческом обществе такая практика половой жизни обязательно приводит к недостойной человека простоте отношений, к их вульгаризации, к тяжелым переживаниям личности, к несчастьям, к разрушению семьи, к сиротству детей.

Вероятно, Макаренко имеет право рассматривать этот вопрос не с точки зрения свободы, а с точки зрения любви. Антон Семенович накопил огромный опыт работы с детьми, детьми не домашними, а трудными, в том числе и с малолетними преступниками. Результат его работы был блестящим.

Макаренко утверждает, что вопрос о половом воспитании совсем не так труден, как это представляется. Родителям не стоит уделять ему чрезмерно много времени, он совсем не выделяется из ряда других воспитательных вопросов, и состоит с ними в одной связке.

Стоит только ясно поставить цель, которую должно достичь в этом вопросе, как он становится вполне ясным. Макаренко формулирует эту цель так:

Мы должны так воспитать наших детей, чтобы они только по любви могли наслаждаться половой жизнью и чтобы свое наслаждение, свою любовь и счастье они реализовали в семье.

Всякое другое воспитание педагог признает вредным и для детей, и для общества.

По мнению Макаренко, правильное половое воспитание достигается уже обычной, разумно устроенной жизнью ребенка в семье. Воспитывая в нем честность, трудолюбие, прямоту, искренность, привычку к чистоте, умение чувствовать и сопереживать другому человеку, родители воспитывают верное отношение к этой стороне жизни.

Вместе с тем, отмечает Макаренко, есть и специальные вопросы, которые всегда возбуждают особый интерес родителей. Один из таких вопросов – неловкость, чувство стыда при обсуждении каких-нибудь «таких» тем с детьми. А разве эта неловкость в нас неестественна?

Как отвечать на вопросы детей

Нам внушают беспокойство о том, чтобы ребенок был хорошо подготовлен к половой жизни, чтобы он не видел в ней ничего тайного, ничего стыдного. Для этого требуют посвятить его в тайну рождения детей как можно раньше, ни в коем случае не рассказывать сказок об аистах и капусте.

Макаренко пишет, что не следует делать из этого фетиша.

Во-первых, из того, что шестилетний малыш заинтересовался этим вопросом, совсем не следует то, что ему в нежном возрасте нужно все как следует разъяснить.

Если он спросит вас об устройстве дизельного двигателя, вы что, найдете схему и будете подробно объяснять? Вы скажете: «Ты еще мал, это для тебя пока сложно, подрастешь – узнаешь».

В окружающем ребенка мире много вещей, сложных для понимания, всякое знание хорошо в свое время.

Во-вторых, никакого особенно сильного интереса к этим вопросам у ребенка в малом возрасте быть не может. Его вопросы ситуативны, связаны с каким-нибудь наблюдением, действием и требуют коротких ответов. Настоящий интерес появится только в подростковый период.

Подробные ответы с физиологическим уклоном в малом возрасте, наоборот, опасны. Они могут вызвать дополнительное любопытство, возбудить воображение, иногда нездоровый интерес.

Открытое и подробное обсуждение сексуальных отношений в раннем возрасте приведет к вульгарному рационалистическому взгляду на эту область человеческих отношений, что кладет начало цинизму.

Это происходит потому, что ребенок еще ничего не знает о любви как высшем нравственном чувстве, об особом отношении к женщине.

Как отвечать на вопросы подростков

Другое дело – вопросы подростка. Сама жизнь вводит подростка в эту сферу. К тому же к подростковому возрасту ребенок уже знаком с темой любви из литературы, кино, опыта окружающей жизни. Он способен отнестись к этому с уважением.

Часто случается, что ребенок узнает о тайнах деторождения от сверстников и держит это знание в секрете. Этого не нужно бояться, наоборот, это хорошо. Представление о том, что некоторые стороны человеческой жизни составляют область секретную, интимную, правильны. Есть вещи, которые не нужно выставлять напоказ, вещи, которыми не стоит делиться даже с родителями.

Беседы с подростком должны происходить строго секретно между отцом и сыном, между матерью и дочерью. Они могут быть подробными и разносторонними. Они обязательно должны касаться гигиены, вопросов нравственности. А вот узкофизиологический разбор нежелателен – по сути, он циничен. Лучше дать подростку прочитать специальную книгу, чем говорить с ним о физиологии.

Отдельного внимания требуют случаи циничных разговоров и словечек, проскальзывающих в речи подростков, нечистоплотное отношение к женщине, неуемная кокетливость, излишнее увлечение нарядами, другие сигналы недостойного отношения и поведения.

Такие вещи нужно пресекать простым требованием более чистоплотного поведения, но требованием категоричным. Хорошо, если родители вслух резко отрицательно оценивают примеры такого поведения посторонних людей. Этим они покажут, что ожидают от своих детей лучшего.

Особенно строго в этой связи относился Макаренко к мату. Мало того что матерное слово оскорбительно для девушек, для мальчиков оно чрезвычайно вредно.

Для взрослого человека матерное слово – просто неудержимо оскорбительное, грубое слово. Произнося его или выслушивая, взрослый испытывает только механическое потрясение. Матерное слово не вызывает у него никаких половых представлений или переживаний.

Но когда это слово слышит или произносит мальчик, слово не приходит к нему как условный ругательный термин, оно приносит с собой и присущее ему половое содержание.

Сущность этого несчастья не в том, что обнажается перед мальчиком половая тайна, а в том, что она обнажается в самой безобразной, циничной и безнравственной форме… Частое произношение таких слов приучает его к усиленному вниманию к половой сфере, к однобокой игре воображения, а это приводит к нездоровому интересу к женщине, к ограниченной и слепой впечатляемости глаза, к мелкому, надоедливому садизму словечек, анекдотов, каламбуров. Женщина приближается к нему не в полном наряде своей человеческой прелести и красоты, не в полном звучании своей духовной и физической нежности, таинственности и силы, а только как возможный обьект насилия и пользования, только как оскорбленная самка. И любовь такой юноша видит с заднего двора, с той стороны, где человеческая история давно свалила свои первобытные физиологические нормы. Этими отбросами культурной истории и питается первое, неясное половое воображение мальчика.

На одной из лекций Макаренко спросили, что делать, если подросток увлекается книгами Мопассана, Куприна, которые он читает ради описаний любовных сцен. Иногда эти сцены стыдно даже прочитать вслух. Макаренко ответил, что запрещать бесполезно.

Для мальчиков 15-ти лет острый взрыв интереса к «половому натурализму» характерен. И пусть лучше он читает Мопассана, чем слушает пошлые анекдоты товарищей.

По наблюдению Макаренко, это некая болезнь, которую подростку нужно перенести как ветрянку в детстве, и она не развращает подростка и не превращает его в будущем в нездорового человека.

Воспитание любви

Рассматривая половое воспитание как воспитание любви, Макаренко дает практические советы в этом направлении.

  1. Пример родителей. Настоящая любовь между отцом и матерью, проникнутая уважением, заботой, нежностью воспитает в детях стремление к серьезным и прекрасным отношениям между мужчиной и женщиной.
  2. Любовь к родителям, братьям, сестрам, родственникам. Если ребенок не любит близких, если в нем воспитаны эгоистические начала, то он не будет способен и к настоящей взрослой любви. Такие люди легко меняют партнеров и «недалеко стоят от обыкновенного разврата».
  3. Любовь-дружба. Опыт такой детской любви, опыт длительной привязанности к какому-то человеку очень важен. Без такого опыта невозможно и взрослое отношение к женщине/мужчине как к другу. В этой связи необходимо заботиться, чтобы у детей были друзья, общие интересы с ними.
  4. Любовь к Родине. Возможно, Макаренко отдает здесь дань советской системе воспитания. Он замечает, что важно как можно раньше пробуждать у ребенка интерес к своему городу, предприятию, где работают родители, к стране, ее истории, к своим корням. Это воспитывает любовь к Родине – высшее проявление чувства любви.
  5. Любви нужно учить. Мы учим юношей и девушек чему угодно, только не любви. Первая любовь – это первое настоящее испытание личности человека. И она непременно наступит у каждого. Макаренко считает, что в этом случае полезен прямой разговор, без всяких прикрас. В этом разговоре необходимо донести до мальчика и девочки мысль об ответственности за каждый прожитый день, «за каждый кусок чувства», потому что за опрометчивые поступки приходится платить жизнью.

Девушек нужно учить большому уважению к себе, к своей женской гордости. Девушку надо учить, чтобы она даже приятных ей молодых людей встречала с некоторым перцем.

Режим дня

Хорошо организованный распорядок дня важен в нескольких отношениях.

Ребенок, привыкший к порядку с детства, не будет вести беспорядочной сексуальной жизни. Такая жизнь ему чужда. Эту привычку к порядку он потом перенесет и на свое отношение к другим людям, в том числе к мужчине или женщине.

Кроме того, беспорядочные, случайные встречи мальчиков и девочек, скука, безделье создают условия к началу беспорядочного опыта половой жизни.

Подросток должен быть занят так, чтобы у него не оставалось времени на пустое времяпрепровождение.

«Нормальная загруженность ребенка работой и заботой», при которой в течение дня необходимо думать о разных обязанностях и занятиях, а к вечеру образуется приятная усталость, — вот лучшее средство воспитания.

Правильный режим способствует также хорошему физическому самочувствию, по этой причине «слишком раннее половое переживание» не имеет почвы для возникновения.

Той же цели достигают и занятия спортом. Их польза настолько очевидна и известна, что доказывать ее ни к чему.

Макаренко постоянно подчеркивает, что точный распорядок детского дня – первое и самое необходимое условие правильного воспитания. И в целом, по мысли Макаренко, общие методы воспитания гораздо более важны, чем специальные.

Только в том случае, если эти начала и методы применяются в семье, становится более облегченным и эффективным и прямое воздействие родителей на детей и юношей при помощи бесед.

Если же указанные нами выше условия не соблюдены, если не воспитывается чувство ребенка к отдельным людям и обществу, если не организован режим и спорт, никакие разговоры, даже самые остроумные и своевременные, не могут принести пользы.

Цитаты по книге: А. С. Макаренко Книга для родителей

Как часто мы задумываемся: «Хорошие ли мы родители? Правильно ли воспитываем своих детей? Не слишком ли мы строги с ними или, напротив, позволяем им все? Как найти общий язык со своим ребенком и стать ему настоящим другом?” Эти и другие вопросы волнуют каждого любящего родителя.

В нашем магазине мы стараемся отбирать самые лучшие книги для детей, но при этом не забываем и о родителях.

Сейчас существует огромное множество книг, в которых рассказывается о воспитании наших детей. И разобраться в этом количестве порой бывает вовсе не просто.

В этом обзоре мы хотели бы осветить некоторые из особенно полезных книг, в которых люящие родители найдут для себя много ответов на свои самые сложные и сокровенные вопросы, а таже смогут применить особенно понравившиеся совeты на практике.

  • Юлия Борисовна Гиппенрейтер. Книги этого детского психолога долгие годы не покидают списки бестселлеров.

В нашем магазине представлены следующие книги этого всеми любимого автора: «Общаться с ребёнком. Как?” и «Самая важная книга для родителей.”

В издание «Самая важная книга для родителей» вошли бестселлеры «Общаться с ребенком. Как?”, «Продолжаем общаться с ребенком. Так?” и хрестоматия «Родителям: как быть ребенком”. Эти книги совершили революцию в области воспитания и продолжают окрылять родителей.

Автор подсказывает родителям, что воспитание требует от них прежде всего непрерывной работы над собой, а не над ребенком.

Она обращает внимание на следующие важные вещи:

  • Как правильно хвалить.
  • Как правильно наказывать.
  • Как нужно говорить ребенку, если он делает что-то не то.
  • Методика активного слушания ребенка.

Главная идея книг Юлии Борисовны в том, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье, который основан прежде всего на понимании ребенка, его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности.

Автор учит «слушать” своего ребенка, безусловно принимать его таким, какой он есть, т. е. любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник и так далее, а просто так!

Книга написана понятным языком, полностью состоит из практических советов, примеров из жизни и рекомендаций по улучшению отношений в семье.

Из отзывов читателей:

«Бесподобная книга!! Нисколько не пожалела, что приобрела ее. Столько нового открыла для себя, в воспитании детей. Как будто побывала на приеме у психолога)).”

«Отличная книга! Полна практических советов и упражнений, примеров из реальной жизни. Очень легко читается”.

«Отличная книга, рекомендую всем родителям! Юлия Борисовна приводит приёмы и техники, которые можно использовать не только в общении с ребёнком, но и со взрослыми людьми, чтобы легче находить взаимопонимание.”

«Это лучшая книга о воспитании ребёнка, которую я когда-либо читала!!! Для всех, у кого есть дети (и даже тех, кто только задумывается о них) эта книга станет настольной! ”

  • Адель Фабер, Элейн Мазлиш. «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили”

Эта книга – разумное, понятное, хорошо и с юмором написанное руководство о том, как правильно общаться с детьми (от дошкольников до подростков). Проверенные практические рекомендации и масса живых примеров на все случаи жизни!

Многие сравнивают ее с трудами Юлии Гиппенрейтер, разница в том, что первая – написана русским автором, вторая – американским. Идеи и правила общения в этих книгах очень схожи. Она тоже наполнена массой примеров и случаев из жизни.

Авторы — всемирно известные специалисты в области отношений родителей и детей — делятся как своим собственным опытом (у каждой — трое взрослых детей), так и опытом многочисленных родителей, посещавших их семинары. Книга будет интересна всем, кто хочет прийти к полному взаимопониманию с детьми и навсегда прекратить «конфликты поколений».
Из отзывов читателей:

«Я педагог-психолог по образованию, много работала с детьми и у меня трое своих деток. Эту книгу использую не только в общении с детьми, но и со взрослыми. Что особенно хотелось бы отметить: Результат, возможно не сразу, но обязательно будет. Придется изменить взгляды на привычное для наших семей воспитание, сломать в себе большое количество стереотипов и взглянуть на себя глазами ребенка. В книге собрано очень много полезных практиктических советов, используя которые помогут предотвратить истерики у детей. Очень рекомендую.”

«Эта книга стала для меня настольной, возвращаюсь к ней снова и снова. Поднимает самооценку родителей, у которых возникли проблемы с детьми и показывает, как можно выйти из создавшейся ситуации.”

  • Памела Друкерман. «Французские дети не плюются едой” (аудиокнига MP3)

Эта книга несомненно привлекает внимание. Ненавязчивая история американской мамы, которая растит своих детей с оглядкой на французский опыт воспитания, сравнивая его с американским.

Секреты воспитания из Парижа не имеют ничего общего с творениями популярной детской психологии, книгу скорее можно отнести к художественной литературе. Принципы, сами собой разумеющиеся во Франции, звучат революционно для всех прочих народов. На первый взгляд, француженки почти не тратят усилий на воспитание, но их результаты невероятны: дети спят всю ночь уже с двух месяцев, а с трех начинают ходить в ясли; они безоговорочно слушаются родителей и идеально ведут себя за столом. А парижанки выглядят безупречно и расслабленно, не жертвуя «взрослой жизнью». Многие общие принципы воспитания вполне можно взять на вооружение.

Из отзывов читателей:

«Книга понравилась. После прочтения, что то упорядочалось в голове. Рекомендую прочитать! Есть много моментов, которые дали уверенность и твердость при решении внутренних проблем родителя. Читайте, когда еще ждете свое чудо ))”

«Все с юмором, просто и доступно написано. Очень помогли советы по поводу детского сна, у нас появилась ночь до полугода, это ли не чудо? Тоже самое с режимом. Однозначно рекомендую к прочтению)”

  • Людмила Петрановская. «Если с ребенком трудно”

Людмила Петрановская — известный семейный психолог, лауреат премии президента РФ в области образования.

Это книга для родителей, дошедших до так называемого «выгорания», тех, которым особенно тяжело. Этот очень позитивный и написанный простым языком труд помогает по-новому взглянуть на взаимоотношения с ребенком, поставить себя на его место и понять причины нежелательного поведения. А главное — не кричать, сохранить спокойствие и мир в семье.

Все строится на двух идеях: «Когда родителям с ребенком тяжело, ребенку еще тяжелее» и «Счастливая мама — счастливый малыш». Тонкая книжка несомненно принесет положительные изменения в семейные взаимоотношения.

Из отзывов читателей:

«Книга не просто хорошая, а очень хорошая! Написана очень простым языком и ее поймут даже те родители, которые не знакомы с теорией привязанности! Читается на одном дыхании, изложено все кратко и по сути!”

«Я работаю психологом с родителями, и у меня всегда наготове список книг, которые я советую прочитать. Эта замечательная книга Людмилы Петрановской одна из первых в моем списке. Она написана простым и легким языком об очень важных вещах. О том, на что стоит родителю обращать внимание, когда с ребенком трудно. А именно на то, как ребенок чувствует себя в отношениях, каково ему в семье. Насколько близки и доверительны отношения с родителями. Поднимаются все важные вопросы наказаний, авторитетов, «трудных” эмоций. Людмила Владимировна умеет показать самую суть вопроса и указать верное направление для родителя’’.

  • Людмила Петрановская. «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка”

Эта книга будет полезна не только молодым мамам, но и тем, кто хочет переосмыслить свои отношения со своим повзрослевшим ребенком. Вы узнаете:
– как формируется привязанность ребенка к родителям от самого раннего возраста до подросткового периода;
– почему роли Наставника и Родителя – далеко не одно и то же;
– как стать своему ребенку опорой в жизни.
Если вы будете понимать своего ребенка, вам будет проще выстраивать с ним отношения. Ответы на самые сложные вопросы лежат именно там. Заниматься ли ранним развитием или пустить все на самотек? Отправлять ли в садик или оставить с бабушкой? Наказывать ли по просьбе учителя и есть ли в этом смысл? Дать ли подростку его желанную свободу? И, наконец, как сохранить отношения с ребенком, когда он уже взрослый?
Найдите ответы на эти вопросы, шаг за шагом следуя по детству вместе с Людмилой Петрановской.

Из отзывов читателей:

«Очень интересно. Читается на одном дыхании. Получила пользу не только в понимании отношений со своим ребенком, но и во взаимоотношениях со своими родителями. Многие моменты встали на свои места.
Рекомендую читать всем, независимо от наличия детей”.

«После прочтения данной книги захотелось перечитать все книги автора. Такого глубокого подхода к проблемам воспитания детей я ещё не встречала. На мой взгляд, этот труд должен быть в каждом доме и у каждого специалиста, работающего с детьми. А также изложенные в книге знания будут полезны и для взрослых, имеющих проблемы «родом из детства”. Причём материал изложен языком «проще некуда” в хорошем смысле (если научная информация и приводится для более глубокого понимания, то очень доступно для восприятия). Прочитала на «одном дыхании. Мысли Людмилы Петрановской очень помогли мне посмотреть со стороны на собственные отношения с детьми и переосмыслить, что я делала не так. Читайте, господа!”

  • Найджел Латта «Прежде чем ваш ребенок сведет вас с ума”

Книга написана с юмором, добротой и легкостью. Огромный плюс книги в том, что информация излагается в форме приятной беседы, а не нудных лекций.

Автор приводит причины и следствия возникших проблем, на конкретных примерах учит понимать как выйти из сложных ситуаций. В книге описываются основные трудности, с которыми сталкиваются родители как маленьких, так и подросших детей: плохой сон, проблемы с едой, приучение к горшку, капризы, плохое поведение.

Из отзывов читателей:

«Очень понравилось,что книга не просто сборник советов. Автор приводит причины и следствия,на пальцах объясняет аналогию на взрослый язык и учит понимать, как выйти из ситуации”.

«Мне книга понравилась, с юмором. Немного утрировано, но советы хорошие, просто выбирайте те, которые вам ближе. Нашей семье книга помогла. У нас двое детей 3-х и 10 лет. Частые ссоры и непонимание между родителями и детьми. Благодаря применению некоторых советов из книги отношения наладились. Сейчас покупаю вторую книгу в подарок подруге”.

  • Роберт Маккензи. «Упрямый ребенок: как установить границы дозволенного”.

С детским упрямством и своеволием так или иначе сталкиваются все родители. Как быть, если ребенок ведет себя плохо, игнорируя или отвергая ваши просьбы? С помощью уникальной методики автора вы научитесь устанавливать для любимого упрямца четкие границы дозволенного (не доводя дело до наказания и не унижая себя попустительством), сможете навсегда прекратить ссоры и «борьбу за власть», построить с ним позитивные, основанные на взаимном уважении и доверии отношения.

Из отзывов читателей:

«Вот это действительно то, что нужно. В процессе чтения я поняла, что у нас все не так и плохо. Просто у нас кризис 3-х лет. Как только я начала применять правила из книги, многие проблемы просто перестали возникать! Оказывается, не такая она у меня и упрямая. Даже если ваше чадо и нельзя отнести к тем, кто все время и по каждому поводу упирается рогом, очень рекомендую приобрести и изучить эту книгу. Самое интересное, что срабатывают эти приемы и на подчиненных. Очень полезная и нужная книга.”

«Нашла многие свои ошибки и, наконец, поняла, что нужно принять своего ребенка таким, какой он есть и выстроить с ним уважительно-доверительные отношения. Работает! :)”

  • «Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет”

Дети крайне восприимчивы к обучению, а при правильном подходе можно очень рано понять к чему больше предрасположен ребенок — к физической активности, общению, творчеству. Для этого отлично подходит методика Марии Монтессори. Она предлагает создать для ребенка особую обучающую «среду”.

Самая популярная в мире и проверенная временем методика Марии Монтессори поможет вырастить свободную, творческую и гармоничную личность.

Эта методика привлекает родителей и педагогов тем, что не требует много времени на занятия с ребенком, а полезные игрушки легко сделать самим из подручных средств.

В книге подробно описаны способы организации развивающей среды для ребенка с первых дней его жизни, игры и упражнения, которые не только обучают ребенка, но и радуют его.

Из отзывов читателей:

«Книга очень понравилась. Сначала вообще не понимала, что и как делать с ребенком, но прекрасные примеры расставили все на свои места. Книгу легко читать, очень много рассказов, заданий, а также интересных игр, которые могу занять не только ребенка, но и родителя. В конце книги очень много практических заданий и игр для ребенка. Автор дает советы, как правильно использовать те или иные предметы для игр и занятий.”

«Замечательная книга! Она описывает не только суть методики раннего развития ребенка, но дает понять насколько это важно, какой возраст наиболее подходит для занятий с малышом, какие именно занятия для какого возраста рассчитаны, для чего нужно это ‘раннее развитие”. Сама методика достаточна проста, каждый родитель, прочитав книгу, поймет, насколько просто, уделяя 15 мин в день, можно гармонично и грамотно развивать своего ребенка.”

  • «Неотложная помощь. Справочник здравомыслящих родителей”

Об уходе за детьми наиболее полно пишет Евгений Комаровский.

Это книга на Российском рынке по оказанию неотложной помощи для людей с немедицинским образованием. Конкретная инструкции по оказанию неотложной помощи: что можно и чего нельзя делать в различных ситуациях. Профилактика несчастных случаев: как предотвратить опасные для жизни ребенка ситуации.

Из отзывов читателей:

«Вожу с собой всегда и везде. Читаю на досуге.
Дай Бог,не пригодится. Но если случится что – и искусственное дыхание сделать смогу, и спасти от укуса ядовитой змеи. Это мой выбор. Иногда карета скорой помощи едет очень долго…”

«Обязательная книга для каждого родителя!!! Читать страшновато, это правда, – не хочется представлять, что такое может произойти с ребенком. НО, отбросив эмоции, мы понимаем, что секунды и минуты в опасной ситуации могут спасти жизнь и здоровье, и гораздо правильнее потратить их на оказание правильной первой помощи, а не судорожное паническое вспоминание ” что там нам говорили в средней школе(((«. Обязательно читать, держать дома вместе с аптечкой!!”

Надеемся эти книги помогут вам в трудные минуты.

ГЕТЦ ХИЛЛИГ МАРИАННЕ КРЮГЕР-ПОТРАТЦ

» ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ » А. С. МАКАРЕНКО

Опыт реконструкции процесса канонизации его как педагога* (1939 — 1941 гг.)

(Moscow News, April 10, 1941)

Писатель Макаренко умер !

Первого апреля 1939 года из газеты Вечерняя Москва москвичи узнали, что писатель А. С. Макаренко, недавно награжденный орденом Трудового красного знамени за заслуги в развитии советской литературы, умер в возрасте 5 1 года по дороге домой, возвращаясь из дома отдыха Союза советских писателей (ССП) . Причина смерти — внезапная остановка сердца. Второго апреля — в этот день гроб с телом Макаренко был установлен в конференц-зале ССП — центральные газеты Правда, Известия, Комсомольская правда публикуют некролог, подписанный президиумом ССП. Со свойственным тому времени пафосом там сказано, что Макаренко был » автором одного из наиболее замечательных, вдохновенных литературных памятников нашего времени «, что его Педагогическая поэма, написанная им » кровью своего сердца, прекрасного сердца патриота, борца, педагога-художника «, » принадлежит к числу любимых книг всего передового человечества » 1 . В лице Макаренко, который был » непартийным большевиком » и до конца своей жизни » соединял художественную работу с педагогической «, умер » передовик, новатор, подлинный революционер и в той, и в другой области «. А. С. Макаренко являлся представителем » нового типа писателя — писателя социалистической эпохи «, так как литература была для него » практической работой по формированию новой личности «.

13 марта 2018 года исполняется 130 лет со дня рождения одного из самых ярких представителей мировой педагогики – (1888—1939). Его система воспитания детей в коллективе и их адаптации к жизни в обществе осуществила в свое время грандиозный переворот в педагогике.

Макаренко — автор множества трудов по воспитанию и педагогике. Его главное произведение «Педагогическая поэма” (1935) переведено на многие языки мира и считается одной из самых значительных книг по воспитанию XX века.

В 20е-30е годы ХХ века Макаренко руководил трудовой колонией для беспризорных и несовершеннолетних правонарушителей недалеко Полтавы и других трудовых детских колониях и коммунах. Он осуществил во многом противоречивый, но уникальный в педагогической практике опыт массового перевоспитания малолетних правонарушителей.

В чем же заключался метод Макаренко?

  1. Разделение учебы и воспитание

Главное отличие системы Макаренко – чёткое разделение учебы и воспитания. Макаренко определял обучение и воспитание как два разных процесса и осуществляться они должны разными средствами. Для обучения хорошо подходила обычная классно-урочная система. А для воспитания, считал Макаренко, нужно было создать «коллектив с достаточно выраженными не только вертикальными (начальник – подчинённый, учитель – ученик), но и горизонтальными человеческими, трудовыми и учебными связями».

  1. Трудовое воспитания

Основой метода Антона Макаренко было трудовое воспитание. Педагог считал, что «труд детей на производстве открывает многие воспитательные пути». У воспитанников коммуны было реальное дело: обустроено натуральное хозяйство, организован быт, воспитанники получали за свою работу зарплату, на которую содержали себя, помогали младшим членам коммуны, выплачивали стипендии бывшим коммунарам, которые обучались в ВУЗах, содержали театр, оркестр, организовывали культурные мероприятия и походы.

В коммуне был построен завод, где воспитанниками производились электродрели, фотоаппараты «Лейка», имеющие такую «точную оптику, где сложнейшие процессы, каких в старой России никогда не знали».

Таким образом, производительный труд, являющийся и частью воспитания, и обучения, должен был, по мысли Макаренко, формировать личность: в 16-20 лет воспитанники уже становились высококвалифицированными мастерами своего дела.

  1. Главное средство воспитания – коллектив

Ядро педагогической теории Макаренко – учение о коллективе – определенной организации детей. Макаренко был первым педагогом, который рассматривал коллектив, в который погружён ребенок, как средство воспитания.

«Воспитание личности в коллективе и через коллектив — главная задача воспитательной работы», – отмечал педагог. «Коллектив должен быть первой целью нашего воспитания, должен обладать совершенно определенными качествами», главное из которых – объединять людей во имя общей цели, в общем труде и в организации такого труда.

Любое действие отдельного ученика, любая его удача должна расцениваться как удача в общем деле, а промах – как неудача на его фоне.

Коллектив — это «целеустремленный комплекс личностей». С помощью опыта коллективной жизни у учеников развиваются управленческие качества, способность найти нравственные критерии для своих личных поступков и потребовать от других поведения в соответствии с такими критериями.

Главное дело учителя здесь — тактичное руководство ростом коллектива.

  1. Старшие – младшим

Макаренко считал, что организационное строение коллектива должно напоминать отношения в семье. Так как в коллектив входили разновозрастные воспитанники, происходила непрерывная передача опыта старшими, а младшие усваивали привычки поведения, приучались уважать старших товарищей. При таком подходе у старших возникает забота о младших и ответственность за них, участливость и требовательность, развиваются качества будущего семьянина.

«Я решил, что такой коллектив, наиболее напоминающий семью, будет самым выгодным в воспитательном отношении. Там создается забота о младших, уважение к старшим, самые нежные нюансы товарищеских отношений».

  1. Самоуправление

По Макаренко, самоуправление — не только необходимое условие налаживания и сохранения порядка, но и средство воспитания деятельных организаторов, воспитания у каждого члена коллектива ответственности за общее дело и самодисциплины. Макаренко считал, что товарищ должен уметь подчиняться товарищу и уметь приказать ему.

Главным органом самоуправления являлось общее собрание, на котором среди воспитанников избирались другие органы самоуправления: совет коллектива (совет командиров), решающий текущие вопросы, санкомиссия, хозкомиссия и проч.

С активными членами самоуправления необходимо было постоянно работать: собирать их для обсуждения предстоящих дел, советоваться, разговаривать о том, какие есть трудности в работе, и проч.

  1. Завтрашняя радость

Завтрашняя радость — это стимул жизни человека, завтрашний день обязательно должен планироваться и быть лучше, чем сегодняшний. Поэтому одним из важнейших объектов работы воспитателей являлось определение вместе с детьми перспектив жизни – того, что будет результатом их деятельности.

Перспективы могли быть близкими, средними и дальними.

Близкая перспектива особенно нужна для детей младшего возраста: кино, концерты, прогулки и экскурсии. Однако жизнь коллектива должна быть наполнена не только развлечениями, но и радостью труда. Например, предложение ребятам устроить каток будет воспринято ими положительно, так как оно обещает им будущие развлечения на катке. «В процессе работы возникнут и новые задачи: создать удобства для катающихся — поставить скамейки, сделать освещение и др.» За выполнение задачи, детей ждёт какое-нибудь удовольствие, например мороженое после обеда.

Средняя перспектива — это радостное коллективное событие, отодвинутое во времени: праздники, летний отдых, окончание и начало учебного года и др. Средняя перспектива только тогда имеет воспитательный эффект, если к событиям готовятся на протяжении длительного времени,

Далекая перспектива — это будущее всего учреждения. Если ребята любят его, такая далекая перспектива увлекает их на серьезную и трудную работу.

«Для каждого члена коллектива будущая судьба учреждения никогда не может быть безразличной». На фоне коллективной далекой перспективы определяются и личные устремления каждого воспитанника, его собственное будущее. Помочь воспитаннику выбрать свою жизненную перспективу было важно не только для жизни в воспитательном учреждении, но и для его будущей судьбы.

  1. Традиции

В коллективе обязательно должны складываться традиции, которые закрепляют все ценное в его опыте и определяют самобытность. «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача воспитательной работы». Как пишет Макаренко, традиций в его детском коллективе было много, «просто сотни», и даже он не знал их всех, зато их знали ребята и передавали от старших к младшим.

Например, одной из таких традиций было избрание на должность дежурного члена санитарной комиссии самой педантичной девочки-чистюли, так как именно такой человек мог лучше всех следить за чистотой воспитанников и помещений.

  1. Чувство защищенности

Важной идеей педагогики Макаренко была идея защищенности каждого в коллективе, когда человек чувствует себя защищенным от самодурства, всяческих издевательств; когда член коллектива знает, что никто не сможет его обидеть. Макаренко обращал внимание педагогов на необходимость развития у детей способности к уступчивости.

«Воспитывать привычку уступать товарищу — это очень трудное дело. Я добился того, что раньше, чем дети перессорятся, — стоп, тормоз, и уже ссора не происходит. Поэтому… в коммуне по целым месяцам не было ссор между товарищами, а тем более драк, сплетен, интриг друг против друга. И я добился этого не упором на то, кто прав, кто виноват, а исключительно умением тормозить себя», — рассказывал педагог.

  1. Красивая жизнь

«Что такое красивая жизнь? Жизнь, связанная с эстетикой. Детский коллектив должен жить красиво». Что здесь имеет в виду Макаренко?

Красоту внешнюю: эстетику костюма, комнаты, рабочего места, а также красоту поведения. Не только воспитанникам, но и учителям важно следить за своим внешним видом: прической, костюмом, чистотой рук, соблюдением норм этикета.

Макаренко вспоминал, что даже тогда, когда его коллектив был бедным на раннем этапе, первым делом была построена оранжерея и выращивались розы и хризантемы — так решили сами воспитанники. Макаренко не допускал к уроку неряшливо одетого педагога, поэтому учителя шли на работу в своих лучших костюмах. «Миллиарды мелочей» — в каком состоянии находятся учебники и карандаши — не могут оставаться без внимания со стороны педагога. Это украшает коллектив, а эстетика деловых отношений и внешнего вида становятся воспитывающим фактором.

  1. Игра

В жизни коллектива обязательно присутствие игры, ведь у каждого ребенка есть потребность в игре и ее надо удовлетворять. Как ребенок играет, отмечал Макаренко, так он будет и работать, поэтому игрой нужно пропитать всю жизнь коллектива. Макаренко наставлял: «Сама детская жизнь должна быть игрой, а вы с ними должны играть, и я 16 лет играл». Играл он вместе с воспитанниками в «военизацию», используя некоторые военные элементы: рапорт, строй, командиры, салют, «Есть, товарищ командир» и пр.

Московский государственный областной социально-гуманитарный институт

Коломенский государственный педагогический институт

Контрольная работа

по предмету

«Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста»

По теме:

«РОДИТЕЛЬСКИЙ АВТОРИТЕТ ИСТИННЫЙ И ЛОЖНЫЙ»

Студентки 4-го курса

Педагогического факультета

Заочного отделения 5,5 лет

Шепелёвой Е.Н.

Преподаватель:

Бубунец С.О.

Коломна 2010

Оглавление:

Введение. 3

  1. Понятие «Авторитет» 4

  2. А.С.Макаренко. «Авторитет истинный и ложный». 6

  3. «Заповеди воспитателя» Ш.А.Амонашвили. 15

  4. К.Д.Ушинский о влиянии родителей на развитие детей. 16

  5. Заключение. 17

Список литературы 19

Введение

Благодаря эмоциональной насыщенности внутрисемейных отношений семейное воспитание в большей степени, чем общественное воздействует на душевные качества и чувства человека. Гуманистические отношения в семье не возникают сами собой, а формируются на основе личностной культуры родителей, определяющей культуру семьи. Общение с родителями выполняет важную задачу: родители обеспечивают безопасные условия для самостоятельного, активного освоения ребенком мира объектов и социальных отношений.

С социально-психологической точки зрения семья представляет собой соответствующую нормам и ценностям данного общества социальную группу, объединенную формируемой в совместной деятельности совокупностью меж личностных отношений: супругов между собой, родителей к детям.

Положительное влияние на формирование личности оказывает общая атмосфера семьи. От того, в какой семье ребенок воспитан, в значительной степени зависит то, каким он вырастет. И чем выше авторитет родителей для ребёнка, тем значительнее влияние на него примера родителей в повседневной жизни. Семья — это неизменная среда, где готовится сознание ребенка, моделируется его характер на основе характера его родителей. Чтобы гармонично развивать ребенка, ему нужны душевное спокойствие и гармония, которые он находит в семье.

Таким образом, важнейшим фактором воздействия семьи на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей, эмоциональной близости между членами семьи. Наиболее значим этот фактор для формирования личности ребенка в дошкольном возрасте. Семья для дошкольника — основное связующее звено между ним и более широкой общественной средой. Дошкольник особо нуждается в любви и внимании родителей, у него огромная потребность в общении со взрослыми, которая наиболее полно удовлетворяется в семье. Умение владеть собой, достойно вести себя — ядро первых воспитательных воздействий родителей на детей. Воспитательный процесс в семье реализуется во время естественной передачи накопленного социального опыта.

Основной воспитательный институт — семья, главным образом — мать и отец, выполняет важнейшую общественную функцию — формирование нового поколения. Их образ жизни, нравственные устои, межличностные отношения служили и служат образцом поведения. «Благоразумие отца есть самое действенное наставление детей», — говорил Демокрит. И чем выше родительский авторитет в глазах ребёнка, тем эффективнее, действеннее семейное воспитание.

Понятие «Авторитет»

Авторитет (нем. Autorität, от лат. аutoritas-власть), влияние какого-либо лица, группы или организации, основанное на знаниях, нравственных. достоинствах, жизненном опыте. Выражается в способности носителей авторитета направлять, не прибегая к принуждению, мысли, чувства и поступки других людей, а также в признании последними за носителями авторитета права на руководство, в готовности следовать их указаниям и советам.

Значение авторитета в воспитании решающим образом определяется ролью в этом процессе личности воспитателя. В дошкольном детстве главными воспитателями ребёнка являются родители. Основной задача воспитания на этом возрастном этапе — усвоение ребёнком элементарных правил общения и взаимодействия, норм и способов одобряемого старшими поведения. Взрослые, и в первую очередь родители, изначально выступают для ребёнка в качестве авторитета и, с одной стороны, являются носителями тех ценностей, которыми должен овладеть дошкольник, с другой — призваны контролировать процесс овладения такими ценностями. На этом этапе личностного развития ребёнка «… самый смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом» (Макаренко А. С., Педагогические сочинения, т. 4, с. 66).

Такое «авансирование» доверием и уважением со стороны младшего члена семьи иногда воспринимается родителями как возможность не прилагать усилий для поддержания своего авторитета. Подобная позиция чаще всего проявляется в выборе взрослыми ошибочной тактики воспитания, и в первую очередь опеки и диктата. Это резко снижает доверие к родителям и приводит к разрушению их авторитета в глазах ребёнка в подростковом, а порой уже в младшем школьном возрасте. Оптимальная тактика воспитания заключается в сотрудничестве взрослого и ребенка, в стремлении и умении родителей так организовать совместную деятельность и общение, чтобы ребёнок в меру своих сил стал настоящим партнёром взрослых в решении жизненных проблем. Родительский авторитет в значительной мере определяется характером взаимоотношений в семье, а также системой требований, предъявляемых взрослыми к ребёнку. Эти требования должны быть обоснованными, непротиворечивыми и, главное, отличаться развивающим характером. Уважение к ребёнку, доброжелательность, справедливость выступают как наиболее важное условие укрепления родительского авторитета. Лишь на этой основе достигается единство положительного воспитательного влияния взрослых членов семьи на ребёнка и взаимодействие семьи и педагогов в поддержании авторитета взрослого.

Поступление ребёнка в школу существенно расширяет круг его общения и выдвигает новых авторитетных лиц. Успешность личностного развития школьника во многом зависит от того, обладают ли педагоги в его глазах авторитетом и каковы основания такого отношения конкретного ученика к конкретному учителю.

В старшем школьном возрасте (ранняя юность) проявляется дальнейшее усиление личностной избирательности за счёт уменьшения ориентации на роль. Выше всего котируется человечность, способность к пониманию и поддержке, отзывчивость.

А.С.Макаренко. «Авторитет истинный и ложный».

Проблемой авторитета занимались многие крупные российские учёные.

В трудах.Н.К. Крупской связано становление теории и практики дошкольного воспитания. Семью она рассматривала как первичную ячейку общества, воспитывающую будущих граждан. К важным педагогическим принципам образования взрослых Крупская относила единство и взаимосвязь воспитательных влияний, выражавшиеся в систематичности, непрерывности, планомерности, всесторонности развития; взаимодействие всех средств воспитательного воздействия.

Ученые Макаренко А.С, Станкин М.И. разграничили в своих трудах истинный и ложный авторитет, выделили виды ложного авторитета.

Андриади И.П., Кондратьев М.Ю., Самуйленков Д.Ф. занимались изучением компонентов авторитета и пути его формирования.

О значении авторитета говорили очень многие педагоги и психологи. Ш.А.Амоношвили в своих педагогических трудах «Созидая человека», «Здравствуйте, дети!», «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников», «Как живете, дети?», «Единство цели», «Личностно-гуманная основа педагогического процесса» раскрывал значение авторитета воспитателя, необходимость понимания им целей и задач воспитания, подчёркивал необходимость ребёнку родительской любви и понимания.

О значении авторитета писали и ., Сухомлинский В.А., Лихачев Б.Т («Общие проблемы воспитания школьников», «Воспитательные аспекты обучения», «Простые истины воспитания») при решении задач нравственного воспитания выделял методы доверительного взаимодействия; Кондратьев М.Ю., Ольшанский В.Б и др.

Совершенно понятно, что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем.

Понятие «авторитет” буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идеи и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу.

Подлинный авторитет нельзя декретировать свыше. Его можно только заслужить честным и упорным трудом. Впервые в педагогической науке авторитет воспитателя на истинный и ложный был разделен А.С. Макаренко. Истинный – один, ложный – множество разновидностей. Антон Семёнович Макаренко говорил о том, что каждый родитель стремится завоевать авторитет. Но, не желая работать над собой, отдельные родители идут к завоеванию авторитета ложным путем, что приводит к завоеванию ложного авторитета.

Под ложным авторитетом понимается такое отношение воспитанников к воспитателю, которое побуждает их быть потребителями готового опыта, пассивными или активными. Ложный авторитет основан на стремлении воспитателя добиваться послушания от воспитанника. Добиваясь послушания, как ближайшей цели и затрагивая на это много сил и времени, воспитатели уже не имеют возможности добиваться других целей, конечных, главных. Во многих случаях воспитатели не могут добиться послушания, и с каждым годом ребенок становиться все более непослушным. Дети, проявляя послушание, очень часто развивают такие качества личности, которые противоположны конечным целям обучения и воспитания.

А.С.Макаренко рассматривал подробно несколько видов ложного авторитета.

Авторитет подавления.

Авторитет подавления: завоевывается путем систематической демонстрации превосходства в правах и возможности держать ребёнка в постоянном безотчетном страхе перед наказанием или высмеиванием засовершение ошибки, перед окриком, наказанием.

Макаренко утверждал, что: «Авторитет подавления- это самый страшный сорт ложного авторитета хотя и не самый вредный. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда сердит, за каждый пустяк разражается громом, при всяком удобном и неудобном случае хватается за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребёнка отмечает наказанием, — то это и есть авторитет подавления. Такой отцовский террор держит в страхе всю семью, не только детей, но и мать. Он приносит вред не только потому, что запугивает детей, но и потому, что делает мать нулевым существом, которое способно быть только прислугой. Не нужно доказывать, как вреден такой авторитет. Он ничего не воспитывает, он только приучает детей подальше держаться от страшного папаши, он вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и в то же время он воспитывает в ребенке жестокость. Из забитых и безвольных детей выходят потом никчёмные люди, либо самодуры, в течение всей своей жизни мстящие за подавленное детство. Этот самый дикий сорт авторитета бывает только у очень некультурных родителей и в последнее время, к счастью, вымирает».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *