Макрокосмос

Главная / Буква «М» / Микрокосмос — Следующий термин

Микрокосмос

(Микрокосм) (Mikrokosmos; греч. — «малый мир») — со времени поздней античной философии (например, у Боэция) этим понятием обозначаются составные части мира, особенно человек как отражение, зеркало, символ, центр силы и разума мира, творения (космоса), называемого уже макрокосмосом (большим миром). Немецкая философия, начиная с Парацельса, углубляет представление о микрокосмосе, вновь привлекая к нему внимание. В психологии под микрокосмосом человека понимают совокупность его переживаний, т. е. ту часть мира, которая принадлежит лично ему и имеет структуру, соответствующую его личности и его физическому организму; см. Чувство.
Макрокосмос же является общей для живых существ областью трансцендентного переживанию, он равнозначен физической действительности, сведения о которой мы получаем благодаря явлениям и ощущениям. Из макрокосмоса поступают раздражения, возбуждающие наши органы чувств. Считается, что между макрокосмосом и личными микрокосмосами, с одной стороны (существует столько же различных микрокосмосов, сколько живых существ, одарённых сознанием), и между самими микрокосмосами — с другой, существует более или менее значительное сходство, которое ведёт к тому, что многие люди об одном и том же предмете могут высказаться одинаково: макрокосмическая действительность (то, что действует со стороны макрокосмоса) предстаёт перед людьми в предметах приблизительно одинаково, вследствие чего люди могут понимать друг друга, рассуждая о каком-либо предмете. В физическом смысле микрокосмос характеризует всю совокупность элементарных частиц.

МИКРОКО́СМОС И МАКРОКО́СМОС (греч. μιϰρόϰοσμος – ма­лый мир и μαϰρόϰοσμος – боль­шой мир), че­ло­век и Все­лен­ная, уче­ние о па­рал­ле­лиз­ме ко­то­рых яв­ля­ет­ся од­ной из древ­ней­ших на­тур­фи­ло­соф­ских кон­цеп­ций. Та­ко­ва кос­мо­го­нич. ми­фо­ло­ге­ма «все­лен­ско­го пра­че­ло­ве­ка» (инд. Пу­ру­ша в Ве­дах, сканд. Имир в «Эд­де», кит. Пань-гу; ср. евр. Адам Кад­мон), из пло­ти ко­то­ро­го воз­ник­ла зем­ля, из кос­тей – кам­ни, из кро­ви – ре­ки, из во­лос – де­ре­вья, из ды­ха­ния – ве­тер и т. д. В де­мифо­ло­ги­зи­ро­ван­ном ви­де ана­ло­гия М. и м. при­сут­ству­ет в на­тур­фи­ло­со­фии до­со­кра­ти­ков, осо­бен­но в тра­ди­ции кос­мо­ло­гич. био­мор­физ­ма (Анак­си­мен, Ге­рак­лит, Дио­ген Апол­ло­ний­ский), а так­же у Де­мок­ри­та, у ко­то­ро­го впер­вые встре­ча­ет­ся со­че­та­ние μιϰρòς ϰόσμος («че­ло­век – это малый мир»), за­тем в «Ти­мее» Пла­то­на и с осо­бен­ной по­сле­до­ва­тель­но­стью (вплоть до пред­став­ле­ния о ми­ро­вом «се­ме­ни») – в сто­ич. кон­цеп­ции кос­мо­са как жи­во­го ор­га­низ­ма. Один из са­мых яр­ких об­раз­цов па­рал­ле­лиз­ма М. и м. – псев­до­гип­по­кра­тов­ский трак­тат «О сед­ми­цах» (гл. 1–12), об­на­ру­жи­ваю­щий в этом от­но­ше­нии ра­зи­тель­ное сход­ст­во с пех­ле­вий­ским кос­мо­го­нич. трак­та­том «Бун­да­хишн» (9 в., ос­но­ван на ут­ра­чен­ной час­ти «Аве­сты»).

Макрокосм и Микрокосм — иначе — Вселенная и Человек. Идея о связи между миром подлунным и надлунным, человеком-микрокосмом и Вселенной-Макрокосмом восходит к глубочайшей древности. Учение о параллелизме Макро­ косма и микрокосма — одна из древнейших натурфи­лософских концепций, выраженная уже в древнеиндийских Ведах. Это — одна из основных идей в учении Гермеса Трисмегиста. В демифологизованном виде выступает в натурфилософии древнегреческих философов-досократиков, затем у Платона, и особо последовательно упоминается в стоической концепции Космоса как живого организма.

Аналогию Макрокосма и микрокосма можно считать амбивалентной: при аргументации от Макрокосма к микрокосму она может вести к растворению любого человека в Космосе; если же брать аргументацию от микрокосма к Макрокосму, то зачастую постулируется космический «ум» и «душа», часто отождествляемые с всекосмическим божеством.

Идея человека как микрокосма, отражающего в себе Макрокосм, порой всплывает в греческой христианской патристике, однако параллелизм Макрокосма и микрокосма, чреватый пантеизмом, остается за пределами ортодоксальных систем.

В каббале и других учениях концепции Макрокосма и микрокосма носят мистический характер. Во времена Возрождения эта концепция переживает последний явный расцвет, поскольку открыто не согласуется с учениями творцов новой картины мира. Однако поныне она не теряет своего значения как одна из основ всех эзотерических учений. Связь Макрокосма и микрокосма — основополагающий принцип астрологии.

Ночь

Сцена до стиха «Любому дождевому червяку» написана в 1774-1775 годах и впоследствии подвергалась лишь незначительной правке. Ею открывался фрагмент «Фауст» 1790 года: конец сцены дописан в 1797-1801 годах и впервые напечатан в издании первой части «Фауста» (1808).

Творенье Нострадама взять
Таинственное не забудь. — Нострадам (собственно, Мишель де Нотр Дам, 1503 — 1566) — лейб-медик французского короля Карла IX, обратил на себя внимание «пророчествами», содержавшимися в его книге «Centuries» (Париж, 1555). Начиная с этих строк и до стиха «Несносный, ограниченный школяр», Гете оперирует мистическими понятиями, почерпнутыми из книги шведского мистика Сведенборга (1688-1772), писателя, весьма модного в конце XVIII века (особенно почитаемого в масонских кругах). Так называемое «учение» Сведенборга в основном сводится к следующему; 1) весь «надземный мир» состоит из множества общающихся друг с другом «объединений духов», которые обитают на земле, на планетах, в воде и в огненной стихии; 2) духи существуют повсюду, но откликаются не всегда и не на всякий призыв; 3) обычно духовидец способен общаться только с духами доступной ему сферы; 4) со всеми «сферами» духов может общаться только человек, достигший высшей степени нравственного совершенства. Никогда не будучи поклонником Сведенборга, Гете не раз выступал против модного увлечения мистикой и спиритизмом; тем не менее эти положения, заимствованные из «учения» Сведенборга, им поэтически используются в ряде сцен его трагедии, где затрагиваются явления так называемого «потустороннего мира». Ремарка: Открывает, книгу и видит знак макрокосма. — Макрокосм — вселенная; по Сведенборгу — весь духовный мир в его совокупности. — Знак макрокосма — шестиконечная звезда.

«Мир духов рядом, дверь не на запоре… до слов: Очнись, вот этот мир, войди в него» — переложенная в стихи цитата из Сведенборга; заря — по Сведенборгу, символ вечно возрождающегося мира.

…с тобою схож
Лишь дух, который сам ты познаешь… — В двойном вызове духов и в двойной неудаче, постигшей Фауста, завязка трагедии, решение Фауста добиться знания любыми средствами.

Немногих, проникавших в суть вещей

Сжигали на кострах и распинали… — По мнению молодого Гете, подлинная роль науки всегда прогрессивна, революционна; она основана не на изучении «источников», а на живом, действенном опыте, на активном участии в историческом бытии человечества.

Ремарка: Колокольный звон и хоровое пенье. — Последующие хоры мироносиц, ангелов, учеников и т. д. поются не «потусторонними силами», а участниками крестного хода в пасхальную ночь.

Гудите там, где набожность жива,
А здесь вы не найдете благочестъя. — Как видно из этого стиха, Фауста удерживает от самоубийства не вера в евангельского «спасителя», а чувство единения с ликующим народом и нахлынувшие воспоминания детства; в следующей сцене, в особенности же в конце трагедии, в знаменитом предсмертном монологе, Фауст снова проникается этим чувством единения.

У ворот

Эта сцена в основном написана в 1801 году с использованием нескольких набросков более раннего происхождения.

Но от забав простонародья
Держусь я, доктор, в стороне. — В противоположность Фаусту, который только в общении с народом ощущает себя человеком, Вагнер, представитель схоластической науки, обращенной к прошлому, является народоненавистником, отщепенцем.

Заметил, черный пес бежит по пашне. — В народной книге о докторе Фаусте также встречается «собака Фауста» по кличке Прехтигиар, меняющая окраску и помогающая своему хозяину во всех его проделках.

Рабочая комната Фауста

Сцена, предположительно, написана в 1800 году.

«В начале было Слово». — Гете приводит здесь начало первого стиха из евангелия от Иоанна; Гердер, комментируя этот евангельский текст и греческий богословский термин «логос» (слово), пишет (в своих «Комментариях к Новому завету»): «Слово! Но немецкое «слово» не передает того, что выражает это древнее понятие… слово! смысл! воля! дело! деятельная любовь!» Гете в соответствии со своим пониманием бытия, исторического и природного, предпочитает всем этим определениям понятие «дело»: «В начале было Дело — стих гласит».

Инкуб — здесь гном, домовой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *