Главная / Буква «М» / Микрокосмос — Следующий термин
Микрокосмос
(Микрокосм) (Mikrokosmos; греч. — «малый мир») — со времени поздней античной философии (например, у Боэция) этим понятием обозначаются составные части мира, особенно человек как отражение, зеркало, символ, центр силы и разума мира, творения (космоса), называемого уже макрокосмосом (большим миром). Немецкая философия, начиная с Парацельса, углубляет представление о микрокосмосе, вновь привлекая к нему внимание. В психологии под микрокосмосом человека понимают совокупность его переживаний, т. е. ту часть мира, которая принадлежит лично ему и имеет структуру, соответствующую его личности и его физическому организму; см. Чувство.
Макрокосмос же является общей для живых существ областью трансцендентного переживанию, он равнозначен физической действительности, сведения о которой мы получаем благодаря явлениям и ощущениям. Из макрокосмоса поступают раздражения, возбуждающие наши органы чувств. Считается, что между макрокосмосом и личными микрокосмосами, с одной стороны (существует столько же различных микрокосмосов, сколько живых существ, одарённых сознанием), и между самими микрокосмосами — с другой, существует более или менее значительное сходство, которое ведёт к тому, что многие люди об одном и том же предмете могут высказаться одинаково: макрокосмическая действительность (то, что действует со стороны макрокосмоса) предстаёт перед людьми в предметах приблизительно одинаково, вследствие чего люди могут понимать друг друга, рассуждая о каком-либо предмете. В физическом смысле микрокосмос характеризует всю совокупность элементарных частиц.
МИКРОКО́СМОС И МАКРОКО́СМОС (греч. μιϰρόϰοσμος – малый мир и μαϰρόϰοσμος – большой мир), человек и Вселенная, учение о параллелизме которых является одной из древнейших натурфилософских концепций. Такова космогонич. мифологема «вселенского прачеловека» (инд. Пуруша в Ведах, сканд. Имир в «Эдде», кит. Пань-гу; ср. евр. Адам Кадмон), из плоти которого возникла земля, из костей – камни, из крови – реки, из волос – деревья, из дыхания – ветер и т. д. В демифологизированном виде аналогия М. и м. присутствует в натурфилософии досократиков, особенно в традиции космологич. биоморфизма (Анаксимен, Гераклит, Диоген Аполлонийский), а также у Демокрита, у которого впервые встречается сочетание μιϰρòς ϰόσμος («человек – это малый мир»), затем в «Тимее» Платона и с особенной последовательностью (вплоть до представления о мировом «семени») – в стоич. концепции космоса как живого организма. Один из самых ярких образцов параллелизма М. и м. – псевдогиппократовский трактат «О седмицах» (гл. 1–12), обнаруживающий в этом отношении разительное сходство с пехлевийским космогонич. трактатом «Бундахишн» (9 в., основан на утраченной части «Авесты»).
Макрокосм и Микрокосм — иначе — Вселенная и Человек. Идея о связи между миром подлунным и надлунным, человеком-микрокосмом и Вселенной-Макрокосмом восходит к глубочайшей древности. Учение о параллелизме Макро косма и микрокосма — одна из древнейших натурфилософских концепций, выраженная уже в древнеиндийских Ведах. Это — одна из основных идей в учении Гермеса Трисмегиста. В демифологизованном виде выступает в натурфилософии древнегреческих философов-досократиков, затем у Платона, и особо последовательно упоминается в стоической концепции Космоса как живого организма.
Аналогию Макрокосма и микрокосма можно считать амбивалентной: при аргументации от Макрокосма к микрокосму она может вести к растворению любого человека в Космосе; если же брать аргументацию от микрокосма к Макрокосму, то зачастую постулируется космический «ум» и «душа», часто отождествляемые с всекосмическим божеством.
Идея человека как микрокосма, отражающего в себе Макрокосм, порой всплывает в греческой христианской патристике, однако параллелизм Макрокосма и микрокосма, чреватый пантеизмом, остается за пределами ортодоксальных систем.
В каббале и других учениях концепции Макрокосма и микрокосма носят мистический характер. Во времена Возрождения эта концепция переживает последний явный расцвет, поскольку открыто не согласуется с учениями творцов новой картины мира. Однако поныне она не теряет своего значения как одна из основ всех эзотерических учений. Связь Макрокосма и микрокосма — основополагающий принцип астрологии.
Ночь
Сцена до стиха «Любому дождевому червяку» написана в 1774-1775 годах и впоследствии подвергалась лишь незначительной правке. Ею открывался фрагмент «Фауст» 1790 года: конец сцены дописан в 1797-1801 годах и впервые напечатан в издании первой части «Фауста» (1808).
Творенье Нострадама взять
Таинственное не забудь. — Нострадам (собственно, Мишель де Нотр Дам, 1503 — 1566) — лейб-медик французского короля Карла IX, обратил на себя внимание «пророчествами», содержавшимися в его книге «Centuries» (Париж, 1555). Начиная с этих строк и до стиха «Несносный, ограниченный школяр», Гете оперирует мистическими понятиями, почерпнутыми из книги шведского мистика Сведенборга (1688-1772), писателя, весьма модного в конце XVIII века (особенно почитаемого в масонских кругах). Так называемое «учение» Сведенборга в основном сводится к следующему; 1) весь «надземный мир» состоит из множества общающихся друг с другом «объединений духов», которые обитают на земле, на планетах, в воде и в огненной стихии; 2) духи существуют повсюду, но откликаются не всегда и не на всякий призыв; 3) обычно духовидец способен общаться только с духами доступной ему сферы; 4) со всеми «сферами» духов может общаться только человек, достигший высшей степени нравственного совершенства. Никогда не будучи поклонником Сведенборга, Гете не раз выступал против модного увлечения мистикой и спиритизмом; тем не менее эти положения, заимствованные из «учения» Сведенборга, им поэтически используются в ряде сцен его трагедии, где затрагиваются явления так называемого «потустороннего мира». Ремарка: Открывает, книгу и видит знак макрокосма. — Макрокосм — вселенная; по Сведенборгу — весь духовный мир в его совокупности. — Знак макрокосма — шестиконечная звезда.
«Мир духов рядом, дверь не на запоре… до слов: Очнись, вот этот мир, войди в него» — переложенная в стихи цитата из Сведенборга; заря — по Сведенборгу, символ вечно возрождающегося мира.
…с тобою схож
Лишь дух, который сам ты познаешь… — В двойном вызове духов и в двойной неудаче, постигшей Фауста, завязка трагедии, решение Фауста добиться знания любыми средствами.
Немногих, проникавших в суть вещей
…
Сжигали на кострах и распинали… — По мнению молодого Гете, подлинная роль науки всегда прогрессивна, революционна; она основана не на изучении «источников», а на живом, действенном опыте, на активном участии в историческом бытии человечества.
Ремарка: Колокольный звон и хоровое пенье. — Последующие хоры мироносиц, ангелов, учеников и т. д. поются не «потусторонними силами», а участниками крестного хода в пасхальную ночь.
Гудите там, где набожность жива,
А здесь вы не найдете благочестъя. — Как видно из этого стиха, Фауста удерживает от самоубийства не вера в евангельского «спасителя», а чувство единения с ликующим народом и нахлынувшие воспоминания детства; в следующей сцене, в особенности же в конце трагедии, в знаменитом предсмертном монологе, Фауст снова проникается этим чувством единения.
У ворот
Эта сцена в основном написана в 1801 году с использованием нескольких набросков более раннего происхождения.
Но от забав простонародья
Держусь я, доктор, в стороне. — В противоположность Фаусту, который только в общении с народом ощущает себя человеком, Вагнер, представитель схоластической науки, обращенной к прошлому, является народоненавистником, отщепенцем.
Заметил, черный пес бежит по пашне. — В народной книге о докторе Фаусте также встречается «собака Фауста» по кличке Прехтигиар, меняющая окраску и помогающая своему хозяину во всех его проделках.
Рабочая комната Фауста
Сцена, предположительно, написана в 1800 году.
«В начале было Слово». — Гете приводит здесь начало первого стиха из евангелия от Иоанна; Гердер, комментируя этот евангельский текст и греческий богословский термин «логос» (слово), пишет (в своих «Комментариях к Новому завету»): «Слово! Но немецкое «слово» не передает того, что выражает это древнее понятие… слово! смысл! воля! дело! деятельная любовь!» Гете в соответствии со своим пониманием бытия, исторического и природного, предпочитает всем этим определениям понятие «дело»: «В начале было Дело — стих гласит».
Инкуб — здесь гном, домовой.