Максимилиан грек

5 (2)

Научная работа по Истории Русской Православной Церкви на тему: Жизнь и деятельность преп. Максима Грека, имеет большое значение в системе православного богословия. Данная тема будет раскрыта в нашей научной работе, сочинении, реферате, курсовой работе, научной записке, бакалаврской работе, ВКР и дипломной работе. План работы будет состоять из трех глав в каждой главе будет по три под пункта

Семестровое сочинение для Духовной Академии рассматривает и изучает тему: Жизнь и деятельность преп. Максима Грека, имевшее место в истории Русской Православной Церкви и рассмотрении исторических событий развившихся на территории Русской Православной Церкви.
Актуальность данной работы определяется в связи с недостаточной изученностью темы в истории Русской Православной Церкви, истории событий происходивших на территории Русской Православной Церкви. Несмотря на многочисленные исследования по данной тематике многие авторы не раскрывали в полной мере тему нашей работы или раскрывали не полностью. Надо отметить, что источники свидетельствуют о важности данного вопроса, как в истории Русской Православной Церкви так и в общем историческом осмыслении.

Жизнь и деятельность преп. Максима Грека

Среди нерешенных проблем находится вопрос о главных причинах, а именно скрупулёзном изучении данного вопроса в истории Русской Православной Церкви. Также большое значение придается изучению вопроса о значении исторического анализа жизни и деятельности преподобного Максима Грека , а также этапах его формирования и развития. Называются, например, такие факторы, как история возникновения данного вопроса в истории Русской Православной Церкви.
В данной работе мы попытаемся рассмотреть все известные источники, основные исследования и ответить на поставленные вопросы о значении исторического анализа жизни и деятельности преподобного Максима Грека , а также этапах его формирования и развития.
Исследование настоящей темы актуально еще и потому, что ее результаты могут послужить достижению взаимопонимания в истории Русской Православной Церкви и истории событий происходивших на территории Русской Православной Церкви.
Основой целью нашего сочинения для Духовной Академии является изучение данного вопроса в истории Русской Православной Церкви, богословском анализе и историческом понимании содержания данной работы, а также анализ их развитие данного вопроса в истории Русской Православной Церкви.
Объектом настоящего исследования являются, изучению вопроса о значении исторического анализа жизни и деятельности преподобного Максима Грека , а также этапах его формирования и развития.
Предметом нашего семестрового сочинения является, изучение вопроса о значении исторического анализа жизни и деятельности преподобного Максима Грека , а также этапах его формирования и развития.

Преподобный Максим Грек

В основе сочинения по истории Русской Православной Церкви на тему: Жизнь и деятельность преп. Максима Грека, находится в отображении научно-исследовательской работы исторического характера. В нашем сочинении мы можем с уверенностью говорить о значимости данной работы, которая рассматривает и формирует основные навыки поиска, анализа, систематизации материалов и раскрывает значение исторического анализа жизни и деятельности преподобного Максима Грека В нашем сочинении по истории Русской Православной Церкви на тему: Жизнь и деятельность преп. Максима Грека, мы изучаем, анализируем и рассматриваем важную богословскую тему в которой раскрыта определенная научная позиция подтверждающую наши доводы в поддержку выдвигаемой темы сочинения для Духовной Семинарии.

Предметом изучения православных историков дореволюционного периода заключалось именно в отделении исторического сюжета, имеющего отношение к теме нашего семестрового сочинения для Духовной Семинарии, в котором мы рассмотрим:

Значение легитимизации государственности в Московском царстве XVII в;
Важность легитимизации государственности в Московском царстве XVII в;
Цели легитимизации государственности в Московском царстве XVII в;
Историческая концепция легитимизации государственности в Московском царстве XVII в;
Основные исторические аспекты легитимизации государственности в Московском царстве XVII в;
Богословский анализ легитимизации государственности в Московском царстве XVII в;
Исторический анализ легитимизации государственности в Московском царстве XVII в;
Исторические сведения о Ереси и секты на Руси в XVII-XVIII веках и борьба Православной Церкви с нимие;
Исторические границы легитимизации государственности в Московском царстве XVII в;

На протяжении достаточно большого периода времени, многие православные историки практические не замечали проблему богословского восприятия роли Жизнь и деятельность преп. Максима Грека. Изучение истории Русской Православной Церкви позволяет выяснить действительные исторические факты которые дают возможность сегодня нам говорить о том, что сама форма взаимодействия между историей и богословием носит глубоко позитивный характер.

Цель научной работы Жизнь и деятельность преп. Максима Грека

Заключается в развитии основных богословских навыков, а также самостоятельного творческое мышление. В нашей научной работе в ее письменном изложении большое внимание будет уделено исследованию основных смысловых идей данной темы.

Формирование научной работы Жизнь и деятельность преп. Максима Грека

Формирование нашей научной работы на тему Жизнь и деятельность преп. Максима Грека чрезвычайно полезно, поскольку она позволяет автору четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, описать богословский, философский, научный и исторически опыт соответствующими примерами. В нашей научной работе, также будет приведена серозная богословская аргументация ключевых выводов, что позволит основательно раскрыть основную тему работы.

Основной методикой раскрытия темы Жизнь и деятельность преп. Максима Грека

Основной методикой раскрытия темы нашей научной работы Жизнь и деятельность преп. Максима Грека, будет заключается в раскрытии основ богословского, философского и исторического анализа выбранной нами плана работы и его структуры. Основным способом раскрытия нашей темы, также послужит углубленный и структурированный анализ и осмысление ключевых факторов, послуживших глубоким основанием в ее развитии.

Структура и план научной работы

Структура нашей научной работы определяется предъявляемыми к нему требованиями:

мысли автора научной работы по раскрытию основной проблемы излагаются в форме кратких тезисов (Т).
Основные мысли автора научной работы также будут подкреплены цитатами св. отцов и другими историческими документами — поэтому за тезисом следуют аргументы (А).
Основными аргументами нашей работы будут, является основные богословские учения или труды святого Отца или учителя Церкви. Историческими аргументами могут является события, истории из жития, богословский опыт, научные доказательства, ссылки на мнение св. отцов, историков, философов, богословов или ученых. Также в нашей работе будут приводится два аргумента в пользу каждого из наших тезисов.

Таким образом, наша научная работа приобретает кольцевую структуру, в которой количество тезисов и аргументов зависит только от разрываемой нами темы — Жизнь и деятельность преп. Максима Грека

При написании нашей научной работы, также большое значение будет уделено раскрытию таких моментов как:

  1. История возникновения вопроса Жизнь и деятельность преп. Максима Грека;
  2. Развитие и становление вопроса Жизнь и деятельность преп. Максима Грека;

Развитие основных вопросов связанны с раскрытием темы нашей научной работы. Ответы на них позволят вам более четко определить основные направления раскрытия нашей темы:

Формирования и генезис темы нашей научной работы:
Формулирование цели и задач научной работы:
Теоретические исследование научной работы:
Богословское исследование научной работы:
Основные научные методы, которые применимы в раскрытии научной работы:
Внедрение и эффективность научного исследования:

Основные признаки научной стилистики нашей работы

Научный стиль нашей научной работы по предмету История Русской Православной Церкви, является функциональным стилем речи, литературного языка, которому присущ ряд особенностей:

  • · предварительное обдумывание высказывания,
  • · монологический характер,
  • · строгий отбор языковых средств,
  • · тяготение к нормированной речи.

Основная цель научного стиля нашей работы, будет заключаться в сборе объективной информации, как доказательство подлинной научности нашей работы.

Цель конкретизируется в задачах, которые с учетом ситуации определяют отбор материала, используемого на протяжении всего научного текста.

Доминирующая функция научного стиля нашей работы – информативная; основная форма речи – письменная; типичный вид речи – монолог.

Требования к результатам освоения темы научной работы

В процессе изучения темы нашей научной работы, был сделан акцент на формирование следующей компетенции:

  • — в своей научной работе студент Духовной Семинарии должен продемонстрировать навыки самоорганизации и самообразования
  • — способность использовать базовые богословские знания в области Истории Русской Православной Церкви при решении задач в данной научной области.
  • — способность применять свое знание в сфере основных разделов Истории Русской Православной Церкви, а также рассмотреть их взаимосвязь, собирать, систематизировать и анализировать информацию по теме нашего научного исследования
  • — готовность использовать основные богословские принципы и методы научных исследований, учитывая навыки владения предметом Истории Русской Православной Церкви

В результате изучения темы нашей научной работы были определены основные направления для развития и структурирования нашей научной работы. Среди них можно выделить следующие пункты:

  1. Раскрытие историко-богословского основания, а также навыков изучение Истории Русской Православной Церкви: вытекающие из них задачи;
  2. Историческое исследование темы истории Русской Православной Церкви; основные требования, предъявляемые автору работы;
  3. историю и традиции богословского исследования темы Истории Русской Православной Церкви; принципиальные положений святоотеческой традиций и научных принципов;
  4. В научной работе продемонстрировано владение полученными знаниями по истории Русской Православной Церкви, которые могут послужить исходной точкой для анализа и оценки определенных факторов по изучению предмета;

Значение жизни и деятельности преподобного Максима Грека

Значение жизни и деятельности преподобного Максима Грека, находится в отображении научно-исследовательской работы научного характера. В нашей научной работе, сочинении, реферате, курсовой работе, научной записке, бакалавской работе, ВКР и дипломной работе, мы можем с уверенностью говорить о значимости данной работы. В нашей работе основное внимание будет уделено раскрытию значимости значения и анализа жизни и деятельности преподобного Максима Грека , которые рассматривает и формирует основные навыки поиска, анализа, систематизации материалов и раскрывает значение данной темы.

Мнение историков о роли преподобного Максима Грека

Мнение историков о роли преподобного Максима Грека, находится в отображении научно-исследовательской работы научного характера. В нашей научной работе, сочинении, реферате, курсовой работе, научной записке, бакалавской работе, ВКР и дипломной работе, мы можем с уверенностью говорить о значимости данной работы. В нашей работе основное внимание будет уделено раскрытию значимости значения и анализа жизни и деятельности преподобного Максима Грека , которые рассматривает и формирует основные навыки поиска, анализа, систематизации материалов и раскрывает значение данной темы.

Результаты проведенного настоящего методологического анализа семестрового сочинения по предмету «История Русской Православной Церкви» на тему: Жизнь и деятельность преп. Максима Грека. По мнению автора данного сочинения, основные направления в раскрытии темы сочинения находятся в историческом анализе, важности исторического анализа жизни и деятельности преподобного Максима Грека , а также этапах его формирования и развития.
Основные моменты этой научной новизны определяют, как исторические, так и определенные богословские границы. Вклада научного рассмотрения поставленных задач истории Русской Православной Церкви и богословского анализа в системном научном решении проблем по предмету история Русской Православной Церкви и его роли в представленной теме.
Объективные результаты настоящего семестрового сочинения для Духовной Семинарии на тему: Жизнь и деятельность преп. Максима Грека, составляет необходимую методологическую основу для дальнейшего изучения в истории Русской Православной Церкви и богословском осмыслении, а также системного и научного подхода в рассмотрении роли исторического анализа жизни и деятельности преподобного Максима Грека и его основных аспектов в рассмотренном нами семестровом сочинении. Основные задачи нашего сочинения для Духовной Семинарии связанны с анализом условий, при которых истории Русской Православной Церкви рассматривает возникшие сложности которые были вызваны развитием обусловлено в раскрытии исторических процессов, которые не превосходили бы определенные исторические границы.

Преподобный Максим, в миру Михаил Триволис, считается покровителем ученых, богословов, переводчиков, лингвистов, студентов и семинаристов, а также молитвенным ходатаем за миссионеров, катехизаторов и апологетов.

Иноческий путь

Михаил родился в 1475 году (по другим источникам в 1480 году) в городе Арте (Албания), в семье богатого греческого сановника. Его родители — Мануил и Ирина, исповедовали христианство.

Будущий Святой получил превосходное и разностороннее образование, в юности он много путешествовал по Европе — побывал в Париже, Флоренции, Венеции, где изучал языки и науки.

Перед Михаилом были открыты большие возможности — при желании он мог достигнуть высокого положения в обществе, но мирская слава не привлекала его. Он отправился на Афон, где в 1505 году (по другим источникам 1507 году) принял постриг с именем Максим в Ватопедском монастыре.

В обители, где преподобный провел примерно 10 лет, он с увлечением изучал древние рукописи, оставленные там иночествовавшими греческими императорами (Андроником Палеологом и Иоанном Кантакузеном).

Именно в эти годы инок Максим пишет свои первые труды и составляет канон Иоанну Крестителю. Хотя основным его послушанием становится сбор пожертвований в пользу афонских монастырей, которые он собирал в поездках по городам и селениям Греции.

На Святой горе, преподобный Максим пользовался высоким духовным авторитетом. Однако в 1515 году ему пришлось покинуть ее.

Великий князь Московский Василий Иоаннович (1505 — 1533) обратился к Константинопольскому патриарху с просьбой прислать ему ученого грека, чтобы разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, Софии Палеолог.

Инок Максим получил указание ехать в Москву, где по прибытию начал заниматься переводом на церковно-славянский язык греческих церковно-богослужебных книг — толкование на Псалтирь, на книгу Деяний Апостолов и другие книги.

Преподобный Максим усердно и тщательно старался исполнять все поручения. Но, ввиду того, что славянский язык не был родным для переводчика, естественно, возникали некоторые неточности в переводах.

Он писал апологетические и нравоучительные письма против магометан, папизма, язычников, также толкования святителя Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна. Труды преподобного Максима высоко ценил митрополит Московский Варлаам (1511—1521).

Из переводчика в заключенные

Положение изменилось, когда Московский престол занял митрополит Даниил (1522—1539). За прямоту и правду преподобный Максим впал в немилость — претерпел несправедливый суд, ложные обвинения, отлучение от Причастия, тюремное заключение и ссылку.

В частности, за неточности, обнаруженные в переводах, преподобный Максим был обвинен в умышленной порче книг.

Преподобному Максиму в темнице было тяжело, но среди страданий преподобный стяжал и великую милость Божию. К нему явился Ангел и сказал: «Терпи, старец, этими временными страданиями ты избавишься от вечных мук».

Исполнившись духовной радости, узник углем написал на стенах своей темницы канон Святому Духу Утешителю. Этот канон и ныне читается в Церкви: «Иже манною препитавый Израиля в пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни Всесвятаго, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну…»

Преподобного Максима освободили из тюрьмы через шесть лет и послали под церковным запрещением в Тверь, где он провел целых 20 лет. В Твери он жил под надзором добродушного епископа Акакия, который милостиво обходился с невинно пострадавшим.

В ссылке преподобный Максим написал автобиографическое произведение «Мысли, какими инок скорбный, заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении». Ниже приведены несколько слов из этого сочинения:

«Не тужи, не скорби, ниже тоскуй, любезная душа, о том, что страждешь без правды, от коих подобало бы тебе приять все благое, ибо ты пользовала их духовно, предложив им трапезу, исполненную Святаго Духа…»

Только через двадцать лет пребывания в Твери преподобному Максиму разрешили проживать свободно и сняли с него церковное запрещение. Последние годы своей жизни Максим Грек провел в Троице-Сергиевой Лавре — ему было около 70 лет.

В результате гонений и заключения здоровье преподобного пострадало, но дух был бодр, и он продолжал трудиться. Вместе со своим келейником и учеником Нилом преподобный усердно переводил Псалтирь с греческого на славянский язык.

Преподобный преставился 21 января 1556 года и был погребен у северо-западной стены Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры.

Как прославляют Святого

Местное прославление Максима Грека совершилось при первом Всероссийском Патриархе Иове в 1591 году, когда по благословению Патриарха были освидетельствованы мощи преподобного: «И открыта, и пойде от мощей его благоухание, и цело и невредимо тело его, и ризы бяше и мантия, и вся на нем покрывало не истле, и на персех руце его, и десная рука согбенна крестом».

В день обретения мощей преподобного у его гроба исцелилось шестнадцать человек. В Сергиевой Лавре бережно хранятся предания о чудесах, свершившихся у гробницы преподобного, на которой написаны тропарь и кондак ему.

Над местом погребения Максима Грека была воздвигнута пристроенная к Духовскому храму часовня – так называемая Максимова палатка. Она неоднократно перестраивалась и расширялась, но в 1938–1940 годах была уничтожена.

В XVII веке образ преподобного Максима Грека был запечатлен на фресках Успенского собора Троице-Сергиева монастыря, Софийского собора в Вологде, ярославской церкви святого Иоанна Предтечи в Толчкове. Лик преподобного Максима часто изображается на иконе Собора Радонежских Святых.

Преподобного Максима изображали и на миниатюрах. На иконах его образ писали с нимбом. В конце XVII века имя преподобного Максима было внесено в святцы.

В конце XIX века было издано Житие преподобного Максима Грека, вошедшее составной частью в Троицкий патерик. В 1908 году его Житие вышло отдельным изданием с иконописным изображением Святого. Имя Максима Грека было внесено в Афонский патерик. Во всех изданиях Троице-Сергиевой Лавры его именовали преподобным.

В 1988 году во время празднования 1000-летия Крещения Руси на Соборе, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре, среди новопрославленных русских Святых канонизирован и преподобный Максим Грек.

Обретение мощей

Оставался открытым вопрос о местонахождении Святых мощей преподобного — к моменту общецерковного прославления над могилой не оставалось никаких видимых следов, поэтому возникла необходимость в археологических раскопках.

Мощи преподобного Максима Грека были обретены в 1996 году. Сначала с поверхности земли удалили вымостку из каменных плиток, по которой ходили люди. Во избежание ошибок раскапывалась большая площадь – примерно 10 на шесть метров.

Наконец у северо-западного угла Свято-Духовской церкви обнаружились фундаменты первой или одной из первых «палаток», сооруженных над могилой преподобного Максима Грека — поиск сосредоточился в основном внутри них. Работы усложнял грунт – сырая тяжелая материковая глина.

Около полуночи 30 июня археологи почувствовали благоухание (которое ощущалось еще несколько дней после), и через некоторое время показалась честная глава преподобного Максима.

О результатах проведенных работ и об обнаружении честных останков преподобного Максима Грека был сделан подробный доклад Святейшему Патриарху 1 июля.

Его Святейшество дал благословение на антропологическое освидетельствование, которое ведущие специалисты Российской Академии наук произвели 2 июля. При сопоставлении честной главы с древними изображениями преподобного Максима выявились черты сходства. На основании заключения антропологов, 3 июля 1996 года Святейший Патриарх благословил поднять честные останки.

Святые мощи преподобного находятся в храме Троице-Сергиевой Лавры. Рака установлена на месте обретения мощей Преподобного (у северной стены).

Преподобного Максима Грека считают одним из самых важных людей, что помогли буквально поставить на ноги русскую православную церковь и приобщить ее к мировым христианским традициям.

Обретение Святых мощей Максима Грека стало большим событием для всего Православия, ведь преподобный почитается Святым также в Константинопольской и Элладской Церквах.

О чем молятся

Преподобному Максиму Греку молятся для утверждения в вере, крепости духа и веры, разумения православного вероучения и Писания, обращения к Православию иноверцев и сектантов, у него просят помощи и поддержки при гонениях за веру и несправедливом притеснении власти. Преподобный Максим Грек облает даром исцеления при различных заболеваниях, особенно от депрессии и уныния.

Молитва

Преподобне отче Максиме! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников

3 февраля (н. ст.) Православная церковь чтит память преподобного Максима Грека, прославленного религиозного писателя, публициста и переводчика.

Европейский странник

Преподобный Максим родился в 1470 году в семье состоятельного христианина и аристократа, в греческом селении Арта, в эпоху турецкого владычества. Положение родителей позволило Максиму получить отличное образование. Школа, которую он окончил, находилась на острове Корфу, в те времена принадлежавшем Венецианской республике. В 20 лет Максим предпринял неудачную попытку баллотироваться в совет самоуправления этой территории. После этого будущий святой отправился в Италию, где изучал древнегреческую философию и язык. Во Флоренции состоялось знакомство Максима с известнейшим доминиканским монахом и проповедником Джироламо Савонаролой. Позднее Максим вспоминал, что за время путешествий по Европе успел познакомиться с различными учениями, но остался в истинной вере. Наконец однажды Максим принял решение, шедшее вразрез со всеми завидными перспективами, которые сулила мирская жизнь: он ушел в монастырь.

Переводчик для Москвы

Преподобный Максим подвизался в Ватопедском монастыре на горе Афон. Братия монастыря с осторожностью приняла нового насельника: к людям, бывшим в плотном контакте с западной культурой, на Востоке отношение было сложное. Но уже скоро Максим прослыл энергичным иноком и знатоком священных текстов. В начале XVI века на Руси шла серьезная полемика по вопросам имущественной стороны монастырской жизни. Посольство, отправленное великим князем Василием III (отцом Ивана Грозного) на Афон, запросило для помощи в разрешении данного вопроса образованного монаха. Кандидатура преподобного Максима подошла как нельзя лучше, а тот факт, что он не владел русским языком, для талантливого монаха не представлялся серьезной трудностью. Дорога выдалась долгой: через Константинополь в 1516 году, далее в сопровождении турецкого посольства – в Крымское ханство, наконец, в 1518 году – в Москву.

Опала

За все время в Москве Максим Грек с помощниками перевел «Толковую Псалтирь», осуществил ряд других переводов, а также создал княжескую библиотеку и внес правки в богослужебные книги. Однако Максим, погруженный в работу, так и не смог понять и полностью принять особенности русского менталитета. То, что он почитал за исповедание чистой веры, воспринималось светскими и духовными иерархами как вольнодумство, дерзость, грубость, личное оскорбление. В 1525 году преподобного обвинили в ереси, связи с турецким правительством, запретили причащаться Тела Христова и посещать храм. Так Максим Грек оказался в суровых условиях, в заточении. В 1531 году последовал повторный суд, на котором было найдено оправдание всем издевательствам, перенесенным преподобным в темнице: хула, которой якобы подверг Максим священные русские книги. В течение следующих 20 лет в мерах наказания святого стали действовать некоторые послабления. Лишь в 1551 году, после многочисленных просьб Восточных Патриархов вернуть Максима на Афон, а также благодаря ходатайству некоторых светских и духовных властей, Иван IV разрешил преподобному переселиться в Троице-Сергиеву обитель. Максим Грек упокоился 21 января 1556 года.

Именем Митрофана Борисовича названы два художественных училища — в Ростове и Одессе. Он считается основателем современной батальной школы, автором первой советской диорамы «Взятие Ростова». Его «Тачанка» стала символом Гражданской войны. Но это, пожалуй, все что мы можем сказать о Грекове наверняка. Текст: Сергея Медведева Источник: «Кто Главный.» № 134 16/11/2017 16:33:00 0

Именем Митрофана Борисовича названы два художественных училища — в Ростове и Одессе. Он считается основателем современной батальной школы, автором первой советской диорамы «Взятие Ростова». Его «Тачанка» стала символом Гражданской войны. Но это, пожалуй, все что мы можем сказать о Грекове наверняка.

Шарпаевка

Почти все что написано о детстве, юности и молодости художника Митрофана Грекова — неправда. Кроме даты и места рождения.

В многочисленных советских монографиях о творчестве «певца Первой Конной» можно прочитать следующее:

«Греков родился на Дону в станице Шарпаевке (ныне Тарасовский район Ростовской области — «Главный») в 1882 году. Отец его — потомок старинного казачьего рода, а мать простая украинская крестьянка из «иногородних». Дружная семья Грековых жила своим трудом. Отец отказался от казачьих привилегий, и всей многочисленной семьей они принялись за хлебопашество. Детство художника прошло в тяжелой крестьянской работе, но всюду весной за плугом, летом на сенокосе, осенью на току он был окружен привольем донских степей, самобытной красотой родной природы».

Бедный талантливый мальчик на фоне донских степей.

На самом деле жил в станице Шарпаевка казачий дворянин Борис Иванович Греков, офицер, грамотный человек, сын генерала.

Предки Бориса Ивановича сражались вместе с Платовым, разводили лошадей на продажу. В Милютинской до сих пор сохранился Грековский шлях (его обустройством занимался род Грековых).

Уйдя в отставку Борис Иванович занялся сдачей земли внаем. Жена его — казачка по фамилии Адамова родила ему двоих детей, но вскорости умерла.

Однажды, уже после смерти жены, в имении Грековых появилась Ирина Алексеевна Мартыщенко. «Простая украинская женщина» (на 15 лет младше Бориса Ивановича)попросила у барина зашиты от мужа, за которого она вышла замуж, как это водится, слишком рано, без любви, насильно.

Вскоре в имении появился и сам муж:

— Барин, отдай жинку.

По одной версии, Борис Николаевич сказал, что ничего не знает, по другой:

— Пойди протрезвей, веди себя хорошо и жена к тебе вернется.

Но, видимо, муж не протрезвел, Ирина Алексеевна осталась в имении Грекова в качестве нянечки для двух малолетних детей Бориса Ивановича.

А потом они полюбили друг друга. Ирина Мартыщенко родила Борису Ивановичу четверых детей — трех братьев и одну девочку Евдокию.

Мезальянс вызвал гнев многочисленной родни Бориса Ивановича. По требованию родителей первой жены, он был лишен родительских прав на совместных детей. Более того, совместным с Мартыщенко детям — байстрюкам — не разрешили взять фамилию отца. Так Митрофан стал Мартыщенко, да еще и Павловичем — по имени крестного.

Такие были нравы среди дворян-казаков. Бориса Ивновича, кстати, лишили дворянства.

В Каменске, куда детей отправили на учебу, их дразнили мартышками. Дети дрались с обидчиками. Им и самим была ненавистна фамилия.

Родня требовала от Бориса Ивановича исправить положение: отказаться от сожительства с замужней иногородней и найти себе более подходящую пару. Борис Иванович вроде бы соглашался с родней и даже ездил свататься в Новочеркасск (пока Греков был в отъезде Ирину Алексеевну выселили из имения, но она не вернулась к мужу, а сняла хату на окраине хутора). Но сватовство закончилось ничем.

Свои отношения Борис Иванович и Ирина Алексеевна узаконили только в 1911 году, когда ее первый муж умер. Митрофан Павлович Мартыщенко, наконец-то, стал Митрофаном Борисовичем Грековым.

Во многих советских биографиях художника написано, что Греков — это псевдоним, это — неправда.

Одесса

Как пишет в «Автобиографии» Митрофан Греков, «до 17 лет я не видел ни одной картины, кроме репродукций в журнале «Нива», но рисовал с детского возраста, конечно, от себя, потому что о рисовании с натуры я не имел представления. В семье у нас, кроме меня, никто этим не увлекался. Единственный мой руководитель, который может быть определил мой жанр, — мой дядя, крестьянин, брат моей матери. Он часто мне вырезал из дерева коней и быков чрезвычайно примитивно, даже без ног… В 17 лет я поехал в Одессу в Художественное училище; меня приняли во второй орнаментный класс. Здесь я впервые начал рисовать с натуры».

Вот как описывает поступление Митрофана в Одесское училище его племянница Татьяна Грекова в книге «Певец подвига»(1973 год).

«В дирекцию вместе с прошением о принятии в число учеников он подал свидетельство об окончании Каменского окружного училища. Высянилось, что французскому языку паренька в станице не обучали. Между тем при поступлении в художественное учиище требовалось знакомство с иностранным языком.

Но дело приняло неожиданный оборот. Работы Грекова привлекли внимание старшего преподавателя, известного художника К.К. Констанди… Констанди внимательно поглядел на Митю. Быть может, вспомнился ему бедный греческий поселок на морском берегу, неграмотный отец-рыбак… Затем жизнь в Одессе рассыльным мальчишкой, мальчишкой на побегушках, урывками — срисовывание лубочных картинок, и, как чудо, поступление в эту же художественную школу, и поддержка знаменитого Айвазовского».

В общем и без знания французского языка дела у Грекова (а тогда — Мартыщенко)пошли неплохо.

«Мне дали стипендию имени художника Судаковского, — пишет он в «Автобиографии». — Потом у меня выправился рисунок с натуры, и я стал получать хорошие разряды, но живопись тела отставала, этюды же пейзажа и животных, меня выручали. В 1903 году мне дали рекомендацию в Академию художеств, что означало поступление без экзамена».

Любопытен круг общения молодого художника: «Близкими мне товарищами в школе были Д. Бурлюк, И. Бродский, Д. Ласевский, Л. Орланд. Все они, кроме Бурлюка, были вместе со мной в Академии… Вообще в период окончания школы и первые годы пребывания в Академии я находился под большим влиянием художников из «Мира Искусства», а к концу Академии первое место у меня заняли Репин и Врубель. В Академии, окончив классы, я поступил в мастерскую профессора-руководителя И. Е. Репина».

«Мир Искусства», Врубель, Репин — неплохая компания. Прогрессивные по тем временам художники, властители дум.

Как рисовал в те годы сам Греков, нам неизвестно, сохранился портрет его коня по кличке «Русак», и два учебных рисунка — в фондах музея-квартиры И.И. Бродского в Ленинграде.

Петербург

Учеба у Репина дает результаты: на академическом конкурсе эскизов «Охота на лисицу» (конные охотники с борзыми преследуют лисицу) отмечена первой премией и приличным денежным вознаградением в сто рублей. В начале 1906 года грековские «Охотники» получила третью премию и в числе лучших ученических работ поступила в музей Академии художеств.

«Через полтора года моего пребывания у Ильи Ефимовича, он уходит совсем из Академии… Я решаю перейти к Рубо Францу Алексеевичу. Меня волновали его большие холсты, мастерство, движение, просторы, действие в его картинах. Особенно на меня произвела большое впечатление его панорама «Покорение Кавказа». Я хотел изучить у Рубо приемы овладения большими холстами. В Академии я получил академическую стипендию. С 1907 года, будучи учеником, я начал участвовать на выставках…»

На счету Грекова две премии имени Куинджи, на международную выставку в Мюнхене отправляется его картина «На Выборгской стороне», другую его работу приобретает Лондонский городской музей.

В это время жизни Митрофана появляется Антонина Леонидовна Малеева.

В Доме-музее Грекова в Новочеркасске есть мемуары Малеевой — 214 страниц машинописного текста.

Антонина Леонидовна родилась 25 февраля 1887 года в городе Руза Московской губернии. В семье было шестеро детей. Отец — военный инженер. Мать — музыкант и педагог.

Антонина прекрасно играла на различных музыкальных инструментах, в совершенстве владела немецким и французским языками.

В 1904 году семья Малеевых переехала в Петербуг. Окончив, с золотой медалью, 7-классное женское училище Антонина стала вольнослушательницей Академии художеств.

С Митрофаном Антонина встретилась в конце 1906 года, когда, как и Греков, перешла от Репина в батальную мастерскую Рубо.

К 1910 году, по словам Антонины Леонидовны, «все больше и больше крепли наши дружеские отношения. У нас было много общего в характерах, не считая любви к искусству, к животным, к деревенской жизни, природе и многое другое. Всё вместе взятое, как-то сближало нас и укрепляло нашу дружбу. Никаких «ухаживаний», никаких «флиртов». Самая глубокая и искренняя дружба обнаружилась незаметно для нас самих».

Ранней весной 1911 года они и решили «связать свои судьбы, убедившись в своих глубоких чувствах». 9 ноября 1911 года в Петербурге состоялась свадьба.

Грекову 29 лет, он женат и успешен. Однако, жизнь внесла свои коррективы. Его призвали в армию.

В армии.

Как пишет сам Греков, «вскоре военная служба отняла у меня возможность заниматься живописью. После академической грамоты самостоятельная работа, совершенствование в жизни, на натуре, — все прекратилось на много лет».

Митрофан Борисович несколько сгущает краски: он был призван в Атаманский полк, расквартированный в Петербурге. У начальства он добился разрешения писать красками.

Прямо в казарме художник завершает заказанную ему «Атаку на кирасир».

Эта картина, показанная на Весенней выставке Академии художеств, и была принята благосклонно. Художник получает новые заказы на батальные полотна. В период 1913-1914 он завершает пять заказанных «баталий».

А потом началась Первая мировая.

«В 1914 году по первой мобилизации был призван нижним чином в действующую армию на германский фронт, — пишет Греков в «Автобиографии». — Бессмысленность страшных разрушений и уничтожений всеми понимается, и всё же человечество не может освободиться от этого страшного зла. В чём причина? В чём?» Ответа нет.

Отправляясь на войну Митрофан Борисович и Антонина Леонидовна пообещали друг другу писать ежедневно.

22 мая 1916 года Грекова прикомандировали к штабу походного атамана при ставке командующего Юго-западным фронтом генерала Брусилова. Во время знаменитого Брусиловского прорыва, оказавшись в самой гуще сражения, художник прямо с двуколки делал зарисовки, собирая материал для будущих батальных полотен.

В Новочеркасске

По словам научного сотрудника Дома-музея Грекова в Новочеркасске Веры Лиховидовой, в 1917 году Греков был демобилизован по контузии. До этого он целый год пролежал в госпитале под Могилевом, пока жена не забрала комиссованного мужа на Дон — с 1913 года Антонина Леонидовна жила в грековском имении в хуторе Ивановке. После смерти отца хозяйство здесь вел старший брат Николай, Борис Иванович завещал это имение ему.

На время молодая семья поселилась в хуторе Ивановка.

Здесь осенью 1917 года Грековых и застало известие об Октябрьской революции.

В Петроград возвращаться уже не было возможности, хотя, как пишет Антонина Леонидовна, супруг очень хотел вернуться. К тому же их квартира на Большой Монетной улице была разграблена еще после февральской революции.

В 1918 году семья решила перебраться в Новочеркасск, к тому моменту младший брат Александр купил там дом (отец завещал ему капитал в банке). К Александру перебралась и мама братьев — Ирина Алексеевна.

Первым приехал в Новочеркасск Митрофан. «Узнав, что туда эвакуировалась из Варшавы 3-я мужская гимназия Вацлавского, Митрофан Борисович подал заявление директору гимназии и был принят преподавателем рисования и чистописания».

Потом переехала Антонина Леонидовна. Она устроилась преподавателем рисования в частную гимназию Фирсовой.

Грековы сняли квартиру на окраине города у рабочего Василия Кармазина. Потом, уже при Советской власти, с Василия Кармазина Греков рисовал Буденного, у рабочего были такие же пышные усы.

В «Автобиографии» о своем пребывании в Новочеркасске в 18-20 годах Греков пишет скромно: «За время существования на юге ни о каком подъёме или художественной жизни говорить не приходилось. Удивительной пустотой и бесперспективностью можно охарактеризовать это время».

На самом деле Митрофан Борисович принимал активное участие в жизни города.

После того как Антонина Леонидовна взяла на себя и уроки Митрофана Борисовича, у Грекова появилось свободное время.

Как пишет новочеркасский художник и искусствовед Владимир Кулишов в книге «Митрофан Греков» (2008 год), по заказу Донского музея Митрофан Борисович пишет ряд небольших картин, а вечерами иллюстрирует «Географию всевеликого Войска Донского», сочиненную Богачевым и изданную в 1919 году.

Кроме того, Греков выступает с инициативой создания «Исторического музея 1918 года».

Об этом свидетельствует найденная в архивах музея истории Донского Казачества любопытная записка, озаглавленная «Мнение Грекова».

«События борьбы с большевистскими массами за свою самостоятельность и свой уклад жизни могут быть запечатлены в живописи в форме картины и диорамы. В будущем эта борьба даст богатейший материал искусству живописи. Не одно поколение художников будет черпать вдохновение, читая о героических делах и самоотверженных восстаниях. Задача художников современников — дать документальные художественные формы настоящих событий. Трудно этого достигнуть произведение будущих, если теперь не будет собрано материала, в особенности за первый период донского движения несвязных разрозненных станичных выступлений, кровавых шествий красногвардейских карательных эшелонов по казачьим хуторам и станицам, жестоких боёв на родных гумнах, хуторах с пришельцами. Мало кто из людей, кто может наблюдать был свидетелем происходящего. Уже теперь приходится слышать рассказы о первом периоде тенденциозные исторически неверные».

В начале января 1920 года Добровольческая армия покидает Новочеркасск.

Этот момент запечатлен в мемуарах Антонины Леонидовны: «Когда Митрофан Борисович пришел в музей, чтобы получить гонорар за написанное, уже давно сданные Африкану Богаевскому в музей заказы, то он указал Митрофану Борисовичу на заколоченное ящики с картинами, сказав при этом: «Хотите ехать с нами? Поедемте. За границей я вам оплачу за ваши картины». Митрофан Борисович ответил: «Эмигрантом быть не хочу и родину свою не покину».

Митрофан Греков остался в России, а практически все картины художника были вывезены за границу.

По понятным причинам Греков никогда не упоминал о своих работах новочеркаского периода 1918-1920 годов. Среди них — выполненный по фотографии портрет генерала Каледина, первого после петровских времен выборного атамана Войска Донского. Он был обнаружен в фондах музея истории Донского Казачества и теперь находится на постоянной экспозиции в бывшем Атаманском дворце.

Если бы не советские войска, обнаружившие в Праге, часть экспозиции Музея истории донского казачества, может быть, мы бы никогда и не узнали о существовании этой картины (впервые о портрете Каледина написал в 1996 году «Донской временник»).

По воспоминаниям старожилов, в Новочеркасске демонстрировалась большая картина Грекова «Смерть Корнилова», следы которой утеряны.

Но об этом нет ни в воспоминаниях самого Грекова, ни в посвященных ему советских монографиях.

Нигде не упоминается и о братьях, точнее о том, что с ними стало после прихода большевиков на Дон.

Между тем, младший из братьев — Александр служил в Добровольческой армии, после ее поражения перебрался в Турцию, а затем в Канаду.

Научный сотрудник грековского музея в Новочеркасске Вера Лиховидова рассказала мне, что есть свидетельства, правда, документально не подтвержденные, что Николай Греков был расстрелян большевиками на пороге своего дома.

При Советах

Между тем, надо было как-то жить дальше.

Чтобы не умереть от голода, Антонина Леонидовна завела двух дойных козочек, а затем организовала общество «козоводов», со стадом в более чем 200 голов. Она же их всех и пасла. Митрофан Борисович часто помогал ей, заодно они писали этюды на пленэре.

Еще Антонина Леонидовна стала прикармливать окрестных галок, затем она брала ружье и устраивала охоту на птиц. Галки шли в суп, но их можно увидеть и на картинах Грекова.

В общем, с такой женой не пропадешь.

Как пишет в «Автобиографии» сам Греков, «в ноябре 1920 г. добровольно вступил в Красную армию на кавалерийские Пензенские курсы и зачислен на должность руководителя кружка. В 1920 году я встречаю вождей Первой конной армии, К. Е. Ворошилова и С. М. Буденного. Подаю записку с предложением оказать мне содействие в моем намерении писать на темы гражданской войны. Я присутствую на совещании о моем предложении. Помню дословно такой разговор: один из командиров говорит, что у нас армия без штанов, а мы будем картины писать, на это Климентий Ефимович ответил командиру: «Ты рассуждаешь неправильно, у нас должны быть и армия и искусство», и сам обещает привести мне краскн из Москвы».

Как пишет Владимир Кулишов в книге «Митрофан Греков», на вечере памяти Грекова, состоявшемся в Москве 16 января 1960 года, среди выступавших там очевидцев, которые лично знали художника, возник спор, кто его привлёк к работе над военными темами. Генерал-майор Зеленский, адьютант Будённого в гражданскую, вспоминал, что именно он по поручению командующего Северо-Кавказским военным округом Ворошилова во второй половине 1922 года отправился в Новочеркасск искать Грекова.

Мысль запечатлеть события гражданской войны возникла у Ворошилова, когда после разгрома Врангеля в Крыму, он вместе с Буденным и Зеленским осматривал панораму Рубо «Оборона Севастополя». До этого он ее никогда не видел, и она произвела на него сильное незабываемое впечатление.

Зеленский приехал в Новочеркасск на автомобиле, своим появлением напугав как растерявшегося художника, так и жителей окраины.

По словам Зеленского, в политуправлении округа Грекову высказали «пожелание»: «Если вы, Греков, не согласитесь рисовать, мы вас попросим. Вы учились, вы имеете возможность. Мы привлекаем сейчас специалистов работать на советскую власть и поэтому вы, пожалуйста напишите».

Греков вроде бы нерешительно ответил: «Я людей не рисую. Когда-то рисовал. А будучи студентом, принимал участие в этой севастопольской панораме».

Той самой панораме, которая так понравилась Ворошилову.

Покровительство Ворошилова избавило художника от вопроса, чем же он занимался в белогвардейском Новочеркасске. Климент Ефремович и потом неоднократно приходил на помощь Грекову.

Собственно принуждать Митрофана Борисовича к рисованию было не нужно — у него были эскизы на все случаи «батальной» жизни. По рисунку ведь не разберешь, на чьей стороне симпатии автора.

Любопытны штрих — картина, которая вошла в историю как «Краснопартизанский отряд в 1918 году», первоначально называлась «После набега».

В общем, дела пошли. Правда, пришлось немного подстроиться под новых заказчиков. Так на свет появилась картина «Конь Ворошилова «Маузер». Пришлось поработать и с фотографиями — а как иначе нарисуешь Владимира Ильича?

Ну, и стройки социализма надо было запечатлеть для потомков. Так появляются «Совхоз Гигант» и «Сельмашстрой».

В 1924 году семья Грекова приобретает домовладение из шести комнат на улице Песчаной. Сейчас улица носит имя Грекова, а в доме расположился посвященный ему музей.

В доме была даже музыкальная гостиная, мастерская, плюс прекрасный вид на степь.

Жена вспоминает, что начиная новую картину, Митрофан Борисович просил ее играть на пианино, говоря, что музыка помогает творить композицию.

В зимние вечера, когда на улице бушевала вьюга, Митрофан Борисович надевал поверх пальто бурку и шёл бродить по пустынным улицам города или же подолгу сидел на веранде. Жене он при этом говорил, пойду послушать, как метель поёт.

В 1925 году Греков создал центральное произведение этого периода — «Тачанку», ставшую символом гражданской войны. Два-три раза в неделю он к определённому часу, в любую погоду он приходил на кавалерийские курсы в Персиановке, где его ждали натурщики и тачанка с донскими скакунами.

Взятие Ростова

В 1929 году Митрофан Борисович заключил договор с музеем Красной армии на создание первой советской диорамы «Взятие Ростова».

В Центральном Доме Красной Армии был натянут огромный холст (8 на 4 метра). На него с эскиза Грекова перевели рисунок — взятие Ростова Первой конной, битва на жезнодорожной станции. Молодые художники прописывали полотно, а Греков следил за точностью исполнения, составлял краски и подавал их в ведрах на стремянки.

На Белорусском вокзале Грекову выдали несколько стенок и дверей от старых теплушек, а также рельсы и шпалы. Из привезенных стенок и дверей и дверей в левой части диорамы собрали настоящую теплушку. На полу так, чтобы было видно через отодвинутую дверь, разбросали солому, предметы солдатского обихода: винтовки, скатки, котелки. В правой части соорудили пакгауз. А в центре, перед живописным полотном, положили рельсы, обозначавшие железнодорожные пути. Начальство не смогло определить место, где настоящие рельсы переходят в нарисованные.

Диораму изготавливали два месяца — сентябрь и октябрь, рабочий день длился с девяти часов утра до одиннадцати вечера.

В ноябре 1929 года работу приняла госкомиссия под рководством Буденного. Оценка — «Отлично». Успех у публики — сначала московской, а затем и ростовской — грандиозен.

У Грекова появляются золотые часы с выгравированной на крышке надписью: «Мастеру-художнику батального слова Митрофану Борисовичу Грекову от 1-й Конной Армии. 17/XI — 1919 — 1929 г.».

Увы, диорама не пережила Великую отечественную. Как ни странно, не сохранилось даже ее качественных изображений.

Диорамы

В 1931 году семья Грековых перебралась в Москву.

В письме начальнику музея Красной Армии Митрофан Борисович пояснил, что живя в Новочеркасске, заниматься диорамами было проблематично.

В планах Грекова новые диорамы — «Егорлыкский бой», «Под Варшавой».

Предожение принято.

Увы, по разным причинам, творческого и личного характера ни один из этих проектов не был реализован. К тому же Греков заболел.

Между тем, летом 1933 года становится известно, что через год, в ноябре 1934 года, в Москве откроется выставка, посвященная 15-летию первой Конной Армии.

Видимо, для себя Греков решил, что его работы должны составить основу экспозиции. Кто если не он?

Всю зиму он писал новые картины — «Бой у Карпо-Обрывской слободы», «Пленный», «Сталин и Ворошилов в окопах под Царицыном», «На пути к Царицыну», «Отряд Буденного в пешем строю отбивает атаку», «На другой день в станице Платовской». За несколько месяцев было создано тринадцать новых больших полотен.

12 ноября 1934 года выставка открылась. Больше половины экспозиции — произведения Грекова, тридцать девять полотен.

На вернисаже Митрофан Борисович выступил с короткой речью: «В течение 14 лет я работал над этой темой, около половины моих произведений сделано за это время, теперь я ставлю себе задачи эту тему перенести из формы камерного искусства в форму, которая подойдет ближе к рабочей среде, к величественному искусству панорамы».

Ворошилов в ответном слове заявил: «На своем пути я встретил только двух настоящих конников: Семена Буденного, лучше всех понимавшего и любившего коня, и Митрофана Грекова, вернее которого никто не изображал лошадей!».

Прессе, ранее позволявшей себе критические замечания и даже насмешки в адрес художника, дана отмашка — хвалить! И Грекова хвалят.

Воодушевленный успехом выставки, Греков решил вернуться к диораме «Перекоп», выехал в Севастополь.

27 ноября, после осмотра панорамы Рубо (надо же вдохновиться работой учителя), Греков почувствовал себя плохо. В медпункте художнику оказали необходимую помощь, прописали лекарства и полный покой. Он вышел на улицу, сел на скамейку, и умер. Бывшие при нем часы от Первой конной показывали два часа дня.

Биографы художника пишут, что причиной смерти Грекова стал приступ стенокардии из-за переутомления и сильного нервного потрясения.

1. Митрофан Греков «Портрет Антонины Грековой». 2. Митрофан Греков в мастерской, 1930-е годы. 3. Учебные работы Митрофана Грекова, студента мастерской Рубо. 4–14. Работы Митрофана Грекова. 15. Антонина и Митрофан Грековы. 16. В кругу родных. 17. диорама «Взятие Ростова». 18. Е.Т. Грекова. «Портрет матери художника». 19. Антонина и Митрофан Грековы. 20–21. Дом-музей Грекова в Новочеркасске.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *