Содержание
- Сказки.Мамин-Сибиряк.Полный список произведений Мамина-Сибиряка.
- Сказки Мамина-Сибиряка
- Мамин Сибиряк Аленушкины сказки
- Аленушкины сказки. Порядок чтения
- Мамин-Сибиряк. Детство и Юность
- Мамин-Сибиряк. Первое произведение
- Напоследок о сказках Мамина-Сибиряка
- ПРОИЗВЕДЕНИЯ Д.Н.МАМИНА-СИБИРЯКА
- ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Д.Н.МАМИНА-СИБИРЯКА
- ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Д.Н.МАМИНА-СИБИРЯКА
- Мамин-Сибиряк Д.Н. Алёнушкины сказки; Серая шейка
- ДМИТРИЙ НАРКИСОВИЧ МАМИН-СИБИРЯК
- Серая Шейка
- Емеля-охотник
Сказки.Мамин-Сибиряк.Полный список произведений Мамина-Сибиряка.
Аленушкины сказки Мамина-Сибиряка читать онлайн. Серая шейка, Приемыш, сказка про славного царя Гороха, Медведко. Мамин-Сибиряк – сказки для детей со смыслом!
Серая Шейка
Ванькины именины
Медведко
О Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке
О том, как жила-была последняя Муха
Пора спать
Приемыш
Присказка
Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу
Про Воронушку-чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку
Умнее всех
Про Козявочку
Про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий хвост
Про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост
Про славного царя Гороха
Читать сказки других известных авторов
Сказки Мамина-Сибиряка
Мамин-Сибиряк написал множество рассказов, сказок, повестей для взрослых и детей. Произведения издавались во всевозможных детских сборниках и журналах, печатались отдельными книгами. Сказки Мамина-Сибиряка читать интересно и познавательно, он правдиво, сильным словом рассказывает о тяжелой жизни, описывает родную уральскую природу. Детская литература для автора означала связь ребенка с взрослым миром, потому к ней он относился со всей серьезностью.
Сказки Мамин-Сибиряк писал, преследуя цель воспитания справедливых, честных детей. Искренняя книга творит чудеса, — так часто говорил писатель. Мудрые слова, брошенные на благодатную почву, дадут всходы, ведь дети – наше с вами будущее. Сказки Мамин-Сибиряк разнообразны, рассчитаны на детей любого возраста, ведь писатель стремился дотянуться до каждой детской души. Автор не приукрашивал жизнь, не оправдывал и не оправдывался, он находил теплые слова, передающие доброту и нравственную силу бедняков. Описывая жизни людей и природу, он тонко и легко передавал и учил, как нужно о них заботиться.
Мамин-Сибиряк много и тяжело работал над собой, над своим мастерством, прежде чем начал создавать литературные шедевры. Сказки Мамина-Сибиряка любят взрослые и дети, они входят в школьную программу, постановки детских утренников в садах. Остроумные и порой необычные рассказы автора написаны в стиле беседы с маленькими читателями.
Мамин Сибиряк Аленушкины сказки
Мамина-Сибиряка читать начинают с детского сада или младших школьных классов. Сборник Аленушкины сказки Мамина-Сибиряка – самые известные из них. Эти небольшие сказки из нескольких глав говорят с нами устами животных и птиц, растений, рыб, насекомых и даже игрушек. Прозвища главных героев умиляют взрослых и веселят детей: Комар Комарович — длинный нос, Ерш Ершович, Храбрый Заяц — длинные уши и другие. Мамин-Сибиряк Аленушкины сказки при этом написал не только для развлечения, автор умело совместил полезные сведения с захватывающими приключениями.
Качества, которые развивают сказки Мамина-Сибиряка (по его собственному мнению):
Скромность;
Трудолюбие;
Чувство юмора;
Ответственность за общее дело;
Бескорыстная крепкая дружба.
Аленушкины сказки. Порядок чтения
Присказка;
Сказка про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост;
Сказка про Козявочку;
Сказка про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий хвост;
Ванькины именины;
Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу;
Сказка о том, как жила-была последняя Муха;
Сказка про Воронушку-чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку;
Умнее всех;
Сказка о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке;
Пора спать.
Мамин-Сибиряк. Детство и Юность
Русский писатель Мамин-Сибиряк родился в 1852 году в поселке Висим на Урале. Место рождения во многом предопределило его легкий характер, горячее доброе сердце, любовь к работе. Отец и мать будущего русского писателя воспитывали четверых детей, тяжелым многочасовым трудом зарабатывая на хлеб. С самого детства маленький Дмитрий не только видел нищету, но жил в ней.
Детская любознательность приводила ребенка в совершенно разные места, открывая картины с арестованными рабочими, вызывающими сочувствие и в тоже время интерес. Мальчик обожал подолгу разговаривать с отцом, расспрашивая того обо всем, что увидел за день. Как и отец, Мамин-Сибиряк стал остро чувствовать и понимать, что такое честь, справедливость, отсутствие равенства. По прошествии многих лет, писатель неоднократно описывал суровую жизнь простого народа из его детства.
Когда Дмитрию становилось грустно и тревожно, его мысли улетали в родные уральские горы, воспоминания лились непрерывным потоком и он начинал писать. Долго, ночами, изливая свои мысли на бумаге. Мамин-Сибиряк так описывал свои чувства: «Мне представлялось, что на родном Урале даже небо чище и выше, а люди искренние, с широкой душой, я словно сам становился другим, лучше, добрее, увереннее”. Самые добрые сказки Мамин-Сибиряк писал именно в такие моменты.
Любовь к литературе мальчику привил обожаемый им отец. Вечерами в семье читали книги вслух, домашнюю библиотеку пополняли и очень ею гордились. Митя рос вдумчивым и увлекающимся… Прошло несколько лет и Мамину-Сибиряку исполнилось 12 лет. Именно тогда начались его скитания и невзгоды. Отец отправил его учиться в Екатеринбург в училище – бурсу. Там силой решались все вопросы, старшие унижали младших, плохо кормили и Митя вскоре заболел. Отец конечно сразу забрал его домой, но по прошествии нескольких лет вынужден был отдать сына на обучение в эту же бурсу, так как денег не хватило бы на приличную гимназию. Учение в бурсе оставило неизгладимый след в сердце тогда ещё совсем ребенка. Дмитрий Наркисович говорил, что у него позже ушло много лет на изгнание из сердца страшных воспоминаний и всей накопленной злости.
Окончив бурсу, Мамин-Сибиряк поступил в духовную семинарию, но ушел из неё, как он сам объяснял, что не захотел становиться священником и обманывать людей. Переехав в Петербург, Дмитрий поступил на ветеринарное отделение Медико-хирургической академии, затем перешел на юридический факультет и его так и не закончил.
Мамин-Сибиряк. Первое произведение
Мамин-Сибиряк отлично учился, не пропускал занятия, но был увлекающимся человеком, что долгое время мешало ему найти себя. Мечтая стать писателем, он определил для себя две вещи, которые необходим сделать. Первая – работа над собственным языковым стилем, вторая – понимание жизни людей, их психологии.
Написав свой первый роман, Дмитрий отнес его в одну из редакций под псевдонимом Томский. Интересно, что редактором издания в то время был Салтыков-Щедрин, давший, мягко говоря, низкую оценку произведению Мамина-Сибиряка. Молодой человек был настолько подавлен, что бросив всё, вернулся к семье на Урал.
Затем неприятности повалили одна за другой: болезнь и смерть любимого отца, многочисленные переезды, безрезультатные попытки получить всё-таки образование… Мамин-Сибиряк прошел через все испытания с честью и уже в начале 80-х на него упали первые лучи славы. Вышел сборник «Уральские рассказы».
Напоследок о сказках Мамина-Сибиряка
Мамин-Сибиряк сказки начал писать, когда уже был взрослым. До них было написано множество романов и рассказов. Талантливый, сердечный писатель – Мамин-Сибиряк оживлял страницы детский книг, проникая в молодые сердца своим добрым словом. Читать Аленушкины сказки Мамина-Сибиряка нужно особенно вдумчиво, там автор легко и познавательно заложил глубокий смысл, силу своего уральского характера и благородство мысли.
———————————————————-
Мамин-Сибиряк. Рассказы и сказки
для детей. Читаем бесплатно онлайн
Читать сказки других известных авторов
Он был как обломок яшмы,
красивой, узорчатой яшмы,
занесённый далеко от родных гор.
С.Я.Елпатьевский
О Мамине-Сибиряке, особенно после его смерти, говорили много и многие. Кто с восхищением, кто с явным раздражением, а кто и с насмешкой. Этот человек давал повод для весьма разнообразных суждений.
Рослый, широкоплечий, с открытым лицом и «чу́дными, немного задумчивыми глазами», он выделялся в любой толпе. А его «непринуждённая грация молодого, дрессированного на свободе медведя» только усиливала общее впечатление какой-то завораживающей дикой силы. Характер Мамина был под стать внешности. Такой же необузданный, вспыльчивый. Его резкие суждения, его полновесные остроты, его суровые оценки нередко задевали людей, рождая недоброжелателей. Но чаще Дмитрию Наркисовичу прощалось то, что не простилось бы кому-то другому. Так велико было обаяние этого большого, сильного, но в чём-то очень незащищённого и трогательного человека.
Его доброта и мягкость открывались не сразу и не всем. Хотя даже псевдоним, накрепко сросшийся с фамилией, — «Мамин-Сибиряк» — звучал как-то тепло, по-домашнему.
Строго говоря, псевдоним этот был не совсем точен. Старый деревянный дом заводского священника, где родился будущий писатель, находился на самой границе Европы и Азии. «Водораздел Уральских гор» проходил всего в 14 верстах. Там, на Урале, прошли детские и юношеские годы Дмитрия Наркисовича. Об Урале, о его необыкновенной природе и людях написаны лучшие его книги.
А как же Сибирь? Она лежала дальше на восток. И не она была излюбленной темой писателя и главным содержанием его произведений. По справедливости ему следовало бы выбрать другой псевдоним. Например, Мамин-Уральский или Мамин-Уралец. Да только звучание было бы уже не то.
Урал — тело каменно, сердце пламенно. Он оставался с Маминым всегда. Даже когда тот переехал в Петербург и стал вполне столичным жителем, или отправлялся с дочерью отдыхать на какой-нибудь модный курорт, никакие тамошние красоты и чудеса не радовали его. Всё казалось тусклым, лишённым яркости и цвета.
Почему же, стремясь всем сердцем на Урал, он почти половину жизни провёл вдалеке от него. Причина была. Грустная причина. Дочка Алёнушка родилась слабенькой, болезненной девочкой. Ещё во младенчестве лишилась матери. И вся забота о ней легла на плечи отца. Последние годы жизни Мамин всецело посвятил дочери. Врачи запрещали Алёнушке дальние путешествия, и Дмитрий Наркисович должен был смириться с этим. Но отняв у отца Урал, Алёнушка подарила ему нечто другое.
И не только ему. «Алёнушкины сказки» (1894-96) трогательны, поэтичны, щемяще прекрасны. Они написаны с такой самозабвенной любовью и нежностью, что до сих пор заставляют смеяться и плакать юных читателей, ровесников маленькой Алёнушки. А сам Мамин-Сибиряк признался однажды: «Это моя любимая книга, её писала сама любовь, и поэтому она переживёт всё остальное».
По большому счёту так и случилось. Больше столетия прошло с момента появления сказок. И хотя до сих пор издаются «взрослые» романы и повести Мамина-Сибиряка, для большинства читателей он остаётся именно детским писателем, создателем дивных «Алёнушкиных сказок».
Ирина Казюлькина
ПРОИЗВЕДЕНИЯ Д.Н.МАМИНА-СИБИРЯКА
ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ : в 20 т. / Д. Н. Мамин-Сибиряк. — Екатеринбург : Банк культурной информации, 2002- .
Издание не закончено.
СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ : в 6 т. / Д. Н. Мамин-Сибиряк. — Москва : Художественная литература, 1980-1981.
В начале двадцатого века знаменитый издатель Маркс выпустил собрание сочинений Д.Н.Мамина-Сибиряка, включавшее около 250 (!) произведений. Причём в него не вошли рассказы и сказки для детей (примерно 150 названий) и около сотни работ, «затерянных» в различных периодических изданиях или ещё не опубликованных к тому времени (публицистика, очерки, газетные отчёты, научные статьи).
Данное собрание сочинений, хотя и не претендует на исчерпывающую полноту, достаточно разносторонне представляет творчество Д.Н.Мамина-Сибиряка. В него включены не только романы, принёсшие автору славу точнейшего бытописателя и этнографа Урала, но и многочисленные рассказы, очерки, статьи и, конечно, произведения для детей.
ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ : в 2 т. / Д. Н. Мамин-Сибиряк. — Москва : Художественная литература, 1988.
Мамин-Сибиряк — уралец. Он был им и в жизни, и в творчестве. Любая страница его уральских рассказов и очерков хранит загадочное обаяние этого края, столь не похожего на другие. Временами кажется, что от этих страниц исходит смолистый аромат пихт и ельников, а реки Чусовая и Кама выкатывают на них свои тяжёлые волны.
АЛЁНУШКИНЫ СКАЗКИ / Д. Н. Мамин-Сибиряк ; художник С. Набутовский. — Москва : Махаон, 2011. — 125 с. : ил. — (Для самых маленьких).
«Алёнушкины сказки» впервые были опубликованы в 1894-96 годах на страницах «Детского чтения», одного из лучших журналов того времени. Он издавался известнейшим московским педагогом Д.И.Тихомировым. Отдельным изданием сказки вышли в 1897 году и с тех пор переиздавались в России постоянно.
СЕРАЯ ШЕЙКА / Дмитрий Мамин-Сибиряк ; художник Людмила Карпенко. — Москва : TriMag, 2008. — 31 с. : ил.
СЕРАЯ ШЕЙКА / Д. Н. Мамин-Сибиряк ; . — Москва : Издательский дом Мещерякова, 2009. — 32 с. : ил.
Бывают книги, которые, кажется, существовали всегда. Это — одна из них. Над историей маленькой уточки могли плакать так же искренне и самозабвенно в далёком прошлом, как, наверное, будут плакать и в столь же далёком будущем. Ведь в душе человека всегда найдётся место жалости и состраданию.
ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Д.Н.МАМИНА-СИБИРЯКА
Киреев Р. Счастье приснилось весенней грозой // Наука и религия. — 2003. — № 1. — С. 36-39.
Китайник М. Г. Отец и дочь : очерк в письмах // Мамин-Сибиряк Д. Н. Зелёные горы. — Москва : Молодая гвардия, 1982. — С. 332-365.
Корф О. Детям о писателях : конец XIX — начало XX века. — Москва : Стрелец, 2006.
Кузин Н. Страдать и радоваться тысячью сердец // Наш современник. — 2002. — № 10. — С. 234-241.
Д. Н. Мамин-Сибиряк в воспоминаниях современников. — Свердловск : Свердловское книжное издательство, 1962. — 361 с.
Сергованцев Н. Мамин-Сибиряк / Николай Сергованцев. — Москва : Молодая гвардия, 2005. — 337 с. : ил. — (Жизнь замечательных людей).
Тубельская Г. Н. Детские писатели России : сто тридцать имён : биобиблиографический справочник / Г. Н. Тубельская. — Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 — 492 с. : ил.
Биографический очерк о Д.Н.Мамине-Сибиряка читайте на с. 201-203.
И.К.
ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Д.Н.МАМИНА-СИБИРЯКА
— ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ —
Золото. Реж. А.Мармонтов. Россия, 2012. В ролях: С.Безруков, М.Пореченков, И.Скобцева и др.
Под липой. Телефильм. Реж. С.Реммех. СССР, 1979. В ролях: Н.Данилова, А.Лесков, В.Панина, И.Горбачёв и др.
— МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ —
Ёрш и воробей. По мотивам «Сказки про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Реж. В.Петкевич. Беларусь, 2000.
Жила-была последняя мушка. По мотивам «Сказки о том, как жила-была последняя Муха». Реж. В.Петкевич. Беларусь, 2009.
Серая Шейка. Реж. Л.Амальрик, В.Полковников. Комп. Ю.Никольский. СССР, 1948. Роли озвучивали: В.Иванова, Ф.Курихин, В.Телегина и др.
Сказка про храброго зайца. Реж. Н.Павловская. СССР, 1978.
Сказочка про козявочку. Реж. В.Петкевич. Худож.-пост. А.Петров. СССР, 1985. Текст читает Г.Бурков.
Храбрый заяц. Реж. И.Иванов-Вано. Комп. Ю.Левитин. СССР, 1955. Роли озвучивали: Витя Коваль, В.Попова, В.Володин, Г.Вицин и др.
Мамин-Сибиряк Д.Н. Алёнушкины сказки; Серая шейка
«Баю-баю-баю…
Один глазок у Алёнушки спит, другой — смотрит; одно ушко у Алёнушки спит, другое — слушает.
Спи, Алёнушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки…»
Сколько этих сказок? Ровно десять:
«Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»,
«Сказочка про Козявочку»,
«Про Комара Комаровича — длинный нос и про мохнатого Мишу — короткий хвост»,
«Ванькины именины»,
«Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»,
«Сказка о том, как жила-была последняя Муха»,
«Сказочка про Воронушку — чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку»,
«Умнее всех»,
«Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке»,
«Пора спать».
С 1896 года, когда впервые были опубликованы «Алёнушкины сказки», Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк стал считать их лучшим своим произведением, а себя — детским писателем. Название для сказок он выбрал неслучайно — Алёнушкой звали его дочь. Дмитрий Наркисович любовно называл её «отецкой дочкой» — матери она лишилась при рождении и с колыбели была окружена только его заботой. На долю девочки выпало немало испытаний. Почти сразу стало ясно, что Алёнушка тяжело и безнадёжно больна. И только благодаря огромной воле и мужеству отца она со временем несколько освоилась, приспособилась к жизни. А болезнь, хоть и не ушла совсем, отступила.
Пройдут годы, и подросшая Алёнушка в свою очередь будет ухаживать за парализованным отцом. Так замкнётся этот круг любви и самопожертвования.
…Давно упокоила земля и отца, и дочь. Ушли с ними все их горести и беды. А любовь осталась. Ею дышит каждая страница «Алёнушкиных сказок» и «Серой шейки» — произведений, в которых писателю удалось навсегда сохранить черты своей дорогой Алёнушки.
Портрет отца и дочери
Это одна из многочисленных совместных фотографий Дмитрия Наркисовича и Алёнушки. В дореволюционное время они не раз появлялись на страницах детских и юношеских журналов.
Из последних изданий:
Мамин-Сибиряк Д.Н. Серая шейка / Рис. С.Ярового. — М.: Дет. лит., 2006. — 16 с.: ил.
Мамин-Сибиряк Д.Н. Серая шейка / Худож. Д.Белозёрцев. — М.: Аквилегия-М, 2007. — 48 с.: ил. — (Классика).
Мамин-Сибиряк Д.Н. Серая шейка / Худож. Л.Карпенко. — М.: TriMag, 2008. — 31 с.: ил.
Мамин-Сибиряк Д.Н. «Серая шейка» и другие сказки. — М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2009. — 80 с.: ил. — (Лучшие сказочники России).
ДМИТРИЙ НАРКИСОВИЧ МАМИН-СИБИРЯК
Д.Н.Мамин-Сибиряк О КНИГЕ
В радужной перспективе детских воспоминаний живыми являются не одни люди, а и те неодушевлённые предметы, которые так или иначе были связаны с маленькой жизнью начинающего маленького человека. И сейчас я думаю о них, как о живых существах, снова переживая впечатления и ощущения далёкого детства.
В этих немых участниках детской жизни на первом плане, конечно, стоит детская книжка с картинками… Это была та живая нить, которая выводила из детской комнаты и соединяла с остальным миром. Для меня до сих пор каждая детская книжка является чем-то живым, потому что она пробуждает детскую душу, направляет детские мысли по определённому руслу и заставляет биться детское сердце вместе с миллионами других детских сердец. Детская книга — это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодарную почву семян. Дети благодаря именно этой книжке сливаются в одну громадную духовную семью, которая не знает этнографических и географических границ.
<…>
Как сейчас вижу старый деревянный дом, глядевший на площадь пятью большими окнами. Он был замечателен тем, что с одной стороны окна выходили в Европу, а с другой — в Азию. Водораздел Уральских гор находился всего в четырнадцати верстах.
— Вон те горы уже в Азии, — объяснял мне отец, показывая на громоздившиеся к горизонту силуэты далёких гор. — Мы живём на самой границе…
В этой «границе» заключалось для меня что-то особенно таинственное, разделявшее два совершенно несоизмеримых мира. На востоке горы были выше и красивее, но я любил больше запад, который совершенно прозаически заслонялся невысокой горкой Кокурниковой. В детстве я любил подолгу сидеть у окна и смотреть на эту гору. Мне казалось иногда, что она точно сознательно загораживала собой все те чудеса, которые мерещились детскому воображению на таинственном, далёком западе. Ведь всё шло оттуда, с запада, начиная с первой детской книжки с картинками… Восток не давал ничего, и в детской душе просыпалась, росла и назревала таинственная тяга именно на запад. Кстати, наша угловая комната, носившая название чайной, хотя в ней и не пили чая, выходила окном на запад и заключала в себе заветный ключ к этому западу, и я даже сейчас думаю о ней, как думают о живом человеке, с которым связаны дорогие воспоминания.
Душой этой чайной, если можно так выразиться, являлся книжный шкаф. В нём, как в электрической батарее, сосредоточилась неиссякаемая, таинственная могучая сила, вызвавшая первое брожение детских мыслей. И этот шкаф мне кажется тоже живым существом. <…>
— Это наши лучшие друзья, — любил повторять отец, указывая на книги. — И какие дорогие друзья… Нужно только подумать, сколько нужно ума, таланта и знаний, чтобы написать книгу. Потом её нужно издать, потом она должна сделать далёкий-далёкий путь, пока попадёт к нам на Урал. Каждая книга пройдёт через тысячи рук, прежде чем встанет на полочку нашего шкафа. <…>
Наша библиотека была составлена из классиков, и в ней — увы! — не было ни одной детской книжки… В своём раннем детстве я даже не видал такой книжки. Книги добывались длинным путём выписывания из столиц или случайно попадали при посредстве офеней-книгонош. Мне пришлось начать чтение прямо с классиков, как дедушка Крылов, Гоголь, Пушкин, Гончаров и т.д. Первую детскую книжку с картинками я увидел только лет десяти, когда к нам на завод поступил новый заводский управитель из артиллерийских офицеров, очень образованный человек. Как теперь помню эту первую детскую книжку, название которой я, к сожалению, позабыл. Зато отчётливо помню помещённые в ней рисунки, особенно живой мост из обезьян и картины тропической природы. Лучше этой книжки потом я, конечно, не встречал.
В нашей библиотеке первой детской книжкой явился «Детский мир» Ушинского. Эту книгу пришлось выписывать из Петербурга, и мы ждали её каждый день в течение чуть не трёх месяцев. Наконец, она явилась и была, конечно, с жадностью прочитана от доски до доски. С этой книги началась новая эра. За ней явились рассказы Разина, Чистякова и другие детские книги. Моей любимой книжкой сделались рассказы о завоевании Камчатки. Я прочитал её десять раз и знал почти наизусть. Нехитрые иллюстрации дополнялись воображением. Мысленно я проделывал все геройские подвиги казаков-завоевателей, плавал в лёгких алеутских байдарках, питался гнилой рыбой у чукчей, собирал гагачий пух по скалам и умирал от голода, когда умирали алеуты, чукчи и камчадалы. С этой книжки путешествия сделались моим любимым чтением, и любимые классики на время были забыты. К этому времени относится чтение «Фрегата Паллады» Гончарова. Я с нетерпением дожидался вечера, когда мать кончала дневную работу и усаживалась к столу с заветной книгой. Мы путешествовали уже вдвоём, деля поровну опасности и последствия кругосветного путешествия. Где мы ни были, чего ни испытали, и плыли всё вперёд и вперёд, окрылённые жаждой видеть новые страны, новых людей и неизвестные нам формы жизни. Встречалось, конечно, много неизвестных мест и непонятных слов, но эти подводные камни обходились при помощи словаря иностранных слов и распространённых толкований. <…>
Мы сейчас слишком привыкли к книге, чтобы хотя приблизительно оценить ту громадную силу, которую она представляет. Важнее то, что эта сила, в форме странствующей книги в коробке офени, сама приходила уже в то далёкое время к читателю и, мало того, приводила за собой другие книги, — книги странствуют по свету семьями, и между ними сохраняется своя родовая связь. Я сравнил бы эти странствующие книги с перелётными птицами, которые приносят с собой духовную весну. Можно подумать, что какая-то невидимая рука какого-то невидимого гения разносила эту книгу по необъятному простору Руси, неустанно сея «разумное, доброе, вечное». Да, сейчас легко устроить домашнюю библиотеку из лучших авторов, особенно благодаря иллюстрированным изданиям; но книга уже пробила себе дорогу в самую глухую пору, в доброе старое время ассигнаций, сальных свечей и всякого движения родным «гужом». Здесь нельзя не помянуть добрым словом старинного офеню-книгоношу, который, как вода, проникал в каждую скважину. Для нас, детей, его появление в доме являлось настоящим праздником. Он же руководил и выбором книг и давал, в случае нужды, необходимые объяснения. <…>
Вот… мы и открыли целый склад книг, вместилищем для которых служил громадный старинный комод с медными скобками. Мы с Костей накинулись на это сокровище, как мыши на крупу, и на первых же шагах выкопали из праха забвения самого Аммалат-Бека.
В течение нескольких месяцев мы просто бредили этой книгой и при встречах здоровались горской песней:
Аллага-аллагу!
Слава нам, —
Смерть врагу!
<…>
«Сочинители» и «стихотворцы» составляли для нас неразрешимую загадку. Кто они такие, где живут, как пишут свои книги? Мне почему-то казалось, что этот таинственный, сочиняющий книги человек должен быть непременно сердитым и гордым. Эта мысль меня огорчала, и я начинал чувствовать себя безнадёжно глупым.
— Все книги генералы сочиняют, — уверял Роман Родионыч. — Меньше генеральского чина не бывает, а то всякий будет писать!
Он ссылался в доказательство своих слов на портреты Карамзина и Крылова, — оба сочинителя были в звёздах.
Мы с Костей всё-таки усомнились в сочинительском генеральстве и обратились за разрешением вопроса к Александру Петровичу, который должен был знать всё.
— Бывают и генералы, — ответил он довольно равнодушно, поправляя свои букольки. — Отчего же не быть генералам?
— Все генералы?..
— Ну, где же всем быть… Есть и совсем простые, так, вроде нас.
— Простые совсем, и сочиняют?
— И сочиняют, потому что кушать хотят. Зайдёшь в Петербурге в книжный магазин, так глаза разбегутся. До потолка всё книги навалены, как у нас дрова. Ежели бы всё генералы писали, так от них на улице и проходу бы не было. Совсем есть простые сочинители, и даже частенько голодом сидят…
Последнее уже совсем не вязалось с составившимся в наших головах представлением о сочинителе. Выходило даже как будто и стыдно: мы вот читаем его книжку, а сочинитель где-то там в Петербурге голодает. Ведь он для нас старается и сочиняет, — и мы начинали чувствовать себя немного виноватыми.
— Не может этого быть, — решил Костя. — Наверно, тоже своё жалованье получают…
Ещё более неразрешимым вопросом являлось то, где в книге действительность и где сочинительский вымысел. <…>
У себя в кладовой и в комоде Александра Петровича мы разыскали, между прочим, много книг, совершенно недоступных для нашего детского понимания. Это были всё старинные книги, печатанные на толстой синей бумаге с таинственными водяными знаками и переплетённые в кожу. От них веяло несокрушимой силой, как от хорошо сохранившихся стариков. У меня с детства проявилась любовь к такой старинной книге, и воображение рисовало таинственного человека, который сто или двести лет назад написал книгу, чтобы я её прочитал теперь. <…>
В числе таинственных старых книг были такие, самое название которых трудно было понять: «Ключ к таинствам науки», «Театр судоведения», «Краткий и легчайший способ молиться, творение г-жи Гион», «Торжествующий Хамелеон, или Изображение анекдотов и свойств графа Мирабо», «Три первоначальных человеческих свойства, или Изображение хладного, горячего и тёплого», «Нравственные письма к Лиде о любви душ благородных», «Иртыш, превращающийся в Ипокрену» (разрозненные книжки первого сибирского журнала) и т.д. Мы пробовали читать эти мудрёные таинственные книги и погибали самым постыдным образом на первых страницах. Это убеждало нас только в том, что именно эти старинные книги и есть самые умные, потому что их могут понимать только образованные люди, как наш заводский управитель.
<…>
Шестидесятые годы были отмечены даже в самой глухой провинции громадным наплывом новой, популярно-научной книги. Это было яркое знамение времени. <…>
Мне было лет пятнадцать, когда я встретился с новой книгой. От нашего завода верстах в десяти были знаменитые платиновые прииски. Управителем, или, по-заводски, доверенным, поступил туда бывший студент Казанского университета Николай Фёдорыч. Мы с Костей уже бродили с ружьями по соседним горам, бывали на прииске, познакомились с новыми людьми и нашли здесь и новую книгу, и микроскоп, и совершенно новые разговоры. В приисковой конторе жил ещё другой бывший студент Александр Алексеевич, который, главным образом, и посвятил нас в новую веру. В конторе на полочке стояли неизвестные нам книги даже по названию. Тут были и ботанические беседы Шлейдена, и Молешот, и Фогт, и Ляйель, и много других знаменитых европейских имён. Перед нашими глазами раскрывался совершенно новый мир, необъятный и неудержимо манивший к себе светом настоящего знания и настоящей науки. Мы были просто ошеломлены и не знали, за что взяться, а главное, — как взяться «с самого начала», чтобы не вышло потом ошибки и не пришлось возвращаться к прежнему.
Это была наивная и счастливая вера в ту науку, которая должна была объяснить всё и всему научить, а сама наука заключалась в тех новых книгах, которые стояли на полочке в приисковой конторе. <…>
И сейчас, когда я случайно встречаю где-нибудь у букиниста какую-нибудь книгу издания шестидесятых годов, у меня является радостное чувство, точно отыщешь хорошего старого знакомого.
ПРИМЕЧАНИЯ
«Детский мир» Ушинского — «Родное слово» и «Детский мир» — первые русские книги для начального обучения детей, издававшиеся с середины 1860-х гг. огромными тиражами и потому общедоступные. Они состояли из рассказов и сказок о природе и о животных. Великий русский педагог, философ и писатель Константин Дмитриевич Ушинский написал их за границей, изучив школы Швейцарии, Германии, Франции, Италии и других стран и обобщив свой опыт преподавания.
Аммалат-Бек — повесть Александра Александровича Бестужева-Марлинского (1797-1837). Писатель-декабрист, он был переведён из сибирской ссылки на Кавказ, в действующую армию; рядовым участвовал в боях с горцами и погиб в том же году, что и А.С.Пушкин. Романтические повести Марлинского увлекали читателей конца 1820-30-х гг., однако позднее нездешние страсти и выспренний язык его героев воспринимались уже скорее как пародия на романтизм.
Костя — сын заводского служащего, друг детства Д.Н.Мамина-Сибиряка.
Рассказы Разина, Чистякова — в 1851-65 гг. педагог и детский писатель Михаил Борисович Чистяков (1809-1885) издавал «Журнал для детей», сначала вместе с Алексеем Егоровичем Разиным (1823-1875), журналистом и популяризатором, а потом один. В журнале печатались повести, рассказы и очерки, в которых автор в увлекательной форме рассказывал детям об истории, географии, литературе, знаменитых людях России и других стран.
Ботанические беседы Шлейдена — Маттиас Якоб Шлейден (1804-1881), немецкий биолог, ботаник и общественный деятель.
Молешот — сочинения голландского физиолога Якоба Молешотта (1822-1893) были хорошо известны в России во второй половине XIX века.
Фогт — немецкий естествоиспытатель, зоолог и палеонтолог Карл Фогт (Фохт; 1817-1895).
Ляйель — Чарльз Лайел (1797-1875), английский геолог, основоположник современной геологии.
Урок литературного чтения в 4 классе
Тема: Д.Н. Мамин – Сибиряк «Вертел»
Цель урока: создать условия для полноценного восприятия идейно-художественного смысла произведения.
Предметные задачи урока: знакомить с творчеством Д.Н. Мамина – Сибиряка, развивать умение работать с текстом, предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, продолжать развивать умение анализировать прочитанное произведение, умение ориентироваться в тексте, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние.
Метапредметные задачи урока:
Познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.
Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу, развивать наблюдательность к слову, обогащать словарный запас учащихся, развивать творческие способности.
Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитие речевых умений, монологической и диалогической речи.
Личностные УУД: создать условия для формирования положительного отношения к чтению, воспитывать сострадание и милосердие.
Оборудование: портрет писателя, индивидуальные карточки, выставка книг Д.Н. Мамина – Сибиряка, эпиграф урока, презентация.
Ход урока
I. Оргмомент.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого – то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому – то, кому – то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
-Сегодня мы будем снова открывать для себя новое, полезное, интересное. Я рада, что у вас хорошее настроение, и вы готовы подняться ещё на одну ступеньку знаний.
II. Актуализация знаний.
Окунёмся немного в историю.
— В каком веке мы живём? (XXI)
-Какой у нас сейчас год? (2019)
-Хорошо! А мы с вами поговорим о XIX веке.
— В конце XIX века шло резкое разделение людей на бедных и богатых. Богатые имели всё, а бедные — ничего. Бедным приходилось много работать. Работали они в основном на богатых. Работали на износ Они работали на заводах, в домах богатых, а иногда прямо на улицах (чистили обувь, побирались);
У тех и других были дети. Их отличало, то, что детям бедных, чтобы хоть как-то прожить, надо было работать.
Как правило дети «бедных» были сиротами.
— Как вы понимаете слово сироты?
-Вы можете предположить почему они остались сиротами?
— А какие ещё могли быть родственники?
— Совсем маленьких – детей прокормить просто. Но ребёнок растёт! Ему надо больше пищи.
Следовательно детей отправляют на работу. И они становятся уже «маленькими взрослыми».
— Как вы думаете, чем занимаются богатые дети, пока бедные работают?
Но и те и другие дети. И те и другие любят мечтать.
Рассказов о жизни детей того времени много. Какие вы знаете?
III. Изучение нового материала.
1.Назовите среди данных фотографий лишнюю.
-Докажите.
(Слайд№1)
2. Соотнесите произведение и автора: (Слайд№2)
К.Станюкович «Ванька»
А. Чехов «Вертел»
Д.Мамин — Сибиряк «Максимка» (Слайд№3)
-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
-Какие задачи мы поставить на нашем уроке?
(Умение работать с текстом, продолжать развивать умение анализировать прочитанное произведение, умение ориентироваться в тексте, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, раскрыть идею автора).
-Сегодня на уроке продолжим знакомство с произведением Дмитрия Мамина – Сибиряка, осветившего жизнь детей 18-19 века.
(Слайд№4)
3.Знакомство с творчеством Д. Мамина- Сибиряка.
— Знакомо ли вам творчество Д. Мамина-Сибиряка?
— Какие его произведения читали?
Дмитрий Наркисович родился в глуши Уральских гор. С детских лет полюбил уральскую природу и всегда вспоминал её с любовью. Отец был небогатым священником. Он очень любил книги, порой покупал их на последние деньги. Книги выписывали из столицы или приобретали у торговцев. Закончив духовную семинарию, понял, что работать священником он не будет. Первое знакомство с книгой началось с чтения классиков русской литературы. Поскольку не было детских книг, родители читали Крылова, Гоголя, Пушкина. Все с нетерпением дожидался вечера: мама заканчивала дневную работу, и все усаживались к столу с заветной книгой.
Писательским трудом начал довольно рано, и в семинарии был одним из первых по части сочинений. С шестнадцати лет я записывал все события, которые казались мне особенно интересными и значимыми. Учась в Петербургской академии, работая репортером в столичных газетах и журналах, стал публиковать первые рассказы и повести. Сказки же почти все были написаны сразу, одна за другой, и были обращены только единственному читателю, точнее слушателю, маленькой дочке Аленушке. Жена умерла сразу после рождения дочери. Аленушка часто болела. По вечерам она долго не могла заснуть, все ждала вечерней сказки. Вначале ей рассказывали народные сказки, а потом те, которые придумывал сам писатель.
Тяжелая доля выпала детям старой России. Нищета и разруха в стране заставляла посылать родителей своих детей на работу, иначе не прожить, не прокормиться. Кругом безысходность. Кругом горе. И как бы ни жалко было матери отдавать своё дитё в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. И не смотря ни на что, люди верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает.
Именно о детстве мы сегодня и будем с вами рассуждать на уроке, но наша беседа будет касаться не ясного и беззаботного детства, а трудного детства, которое затронул в своем произведении Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Кроме того, мы попытаемся с вами сравнить правовое положение сегодняшнего ребенка, и ребенка того времени, о котором нам повествует произведение которое вы прочитали дома.
— Какое впечатление произвел на вас рассказ?
— Кто главный герой рассказа «Вертел»?
Но для того, чтобы мы плодотворно с вами поработали, вспомним произведение и тем самым мы узнаем, кто самый внимательный читатель.
4. Фронтальный опрос Обсуждение названия произведение.
Словарная работа
убожество – крайняя бедность;
сирота – потеря родителей;
гранильная мастерская — помещение, где идёт огранка камня;
наждак – ископаемое, употребляемое в песке, служит для огранки камней и стекла;
корунд – очень твёрдый минерал
— Почему рассказ носит название «Вертел»?
— Как вы думаете, что такое вертел?
— От какого слова образовано слово?
— Что можно вертеть?
ВЕ́РТЕЛ (др.-русск. вьртьлъ от «вертеть») — поворотный круг, сверло
-Где работал Прошка?
— Как выглядела мастерская?
-Докажите, что работа в мастерской представляла опасность для здоровья людей.
-Какую работу в мастерской выполнял Прошка?
— Назовите имена рабочих.
-Чем кормил хозяин рабочих в мастерской?
-Зачем в мастерскую привела своих детей богатая дама?
5. Выборочное чтение:
а) Вспомните, чем была мастерская раньше? (баней)
— Найдите фрагмент, доказывающий это (читают отрывок из 1 части, 2 абзац)
-Хотели бы вы работать в такой мастерской?
— Почему?
б) Найти в 3 части произведения то место, где написано, о чем мечтал Прошка.
— О чем ещё мечтал Прошка? (3 часть)
6. Чтение по ролям 2 части ( со слов «Мать Володи заглянула в угол…)
IVПервичное осмысление и закрепление
1.Работа в парах.
1 — «Аналитики» — опиши условия работы мальчика.
(В одной комнате работало 5 человек. В комнате было очень тесно, ведь это была баня, а банные помещения делали специально маленькими, чтобы быстрее наполнить паром, влагой, да ещё маленькие окна.)
2 — » Писатели» — с кем автор сравнивает Прошку. (как паук, маленький голодный зверёк, смешной: точно из трубы вылез, как галчонок, худенький, как цыплёнок)
Время на подготовку 3 мин.
Обсуждение вопросов по группам
1
Восстановите деформированный текст. Вставьте слова, подходящие по смыслу.
Прошка, а ты хочешь учиться? Хочешь приходить по воскресениям к нам? Я тебя выучу …. и …. Я поговорю об этом с Алексеем Иванычем сама.
….. начал ходить учиться каждое воскресенье. В первое время, говоря правду, больше всего его — ….. возможность хорошенько поесть, как едят …..
Слова для справок: Прошка, господа, читать, писать, привлекала;
2
Анне Ивановне иногда делалось даже немного ….. – ведь она пригласила в первый раз Прошку только для того, чтобы показать Володе, что ….. его возраста ….. с утра до ночи. Прошка должен служить живым примером; а Володя должен был ….., глядя на него, от припадков своей барской лени.
Слова для справок: исправиться, совестно, дети, работают;
— Дети зачитывают, получившиеся тексты и отвечают на вопрос:
2.Зачем пригласила Анна Ивановна Прошку? ( Слайд№6)
Прошка, а ты хочешь учиться? Хочешь приходить по воскресениям к нам? Я тебя выучу читать и писать. Я поговорю об этом с Алексеем Иванычем сама.
Прошка начал ходить учиться каждое воскресенье. В первое время, говоря правду, больше всего его привлекала возможность хорошенько поесть, как едят господа.
Анне Ивановне иногда делалось даже немного совестно – ведь она пригласила в первый раз Прошку только для того, чтобы показать Володе, что дети его возраста работают с утра до ночи. Прошка должен служить живым примером; а Володя должен был исправиться, глядя на него, от припадков своей барской лени.
3. Игра «Верно — неверно»
Послушайте утверждения. Докажите, верно или нет:
— Прошке было 14 лет. (неверно, ему 12 лет);
-Ухов вдоволь кормил своих рабочих (неверно, кормил очень плохо);
-Ухов – хозяин мастерской (верно);
-У Анны Ивановны было трое детей (неверно, двое):
— У Прошки были родители (неверно, он сирота);
-Ручка колеса, которое вертел Прошка была блестящей потому, что она новая (неверно, она была светлая от рук)
-Хозяин мастерской обманывал не только своих рабочих, но и покупателей (верно);
-Писатель Ухова сравнивает с медведем (неверно, с лисой);
-Лёвка – молодой, бойкий, любит подразнить Ермилыча (неверно, он немой с рождения)
Самое главное в человеке – доброе сердце (верно)
4. Работа в группе
Вы познакомились со всеми героями. Вы их знаете и можете охарактеризовать их. Слева в табличке вам надо вписать имя героя, которое соответствует описанию. Проверка. ( Слайд№7)
-Вспомните, какого героя не хватает? (Ухова)
— Какие его черты вы можете назвать? Автор пишет, что глаза у Ухова бесцветные, почему он акцентирует внимание на этом? (говорят, что у доброго, отзывчивого человека глаза всегда яркие и блестят как драгоценные камни и т.д.)
5. Работа в парах.
-Что же на самом деле погубило Прошку?
-Что могло спасти мальчика?
Мы узнаем, если выполним следующее задание
Каждая группа получает словарик с ключевыми словами, а по классу развешаны листы со словами из словаря. Дети находят нужные слова и вывешивают их на доску.
( Слай№8)
На доске таблички:
Что могло спасти мальчика от смерти? Что погубило мальчика?
Дети по группам ищут нужные качества человека и вывешивают к соответствующей табличке.
6.Отчего же умирает Прошка? (Слайд№9)
(от наждачной пыли, непосильной работы, от плохого питания)
7. Работа по репродукции картины художников. ( Слайд№10)
-Ребята, как вы думаете, кто кроме писателей мог нам рассказать о жизни детей далекого прошлого?
В.Г. Перов «Тройка» А рядом расшифровал: «Ученики-мастеровые везут воду»
Не только писатели писали о трудностях и лишениях детей, но художники в своих бессмертных полотнах отражали их горькую участь.
-Вглядитесь внимательно в героев картины.
-Какими вы видите детей?
-Что выражают их лица?
-На чью судьбу похожа судьба детей с картины? (Прошки)
-На картинах мы не видим их хозяев, но что о них можно сказать? (Жадные, злые, бессердечные, угрюмые.)
8. Работа с книгой «Ваши права». (Слайд№11,12)
Итак, мы с вами разобрались, что погубило Прошку, но сделали мы это с моральной точки зрения. Мы попробуем сопоставить правовое положение сегодняшнего ребенка и нашего героя. Поэтому на данном этапе мы с вами постараемся определить, какие права ребенка современного времени не были даны Прошке, а поможет нам это сделать Конвенция прав ребенка.
— Итак, ребята, давайте перечислим, какие же права вы имеете?
-Дети перечисляют, а затем учитель раздаёт памятку для учащихся «Права, которые у меня есть». (Слайд№13)
— Дети читают памятки.
— Были ли эти права у Прошки? Каков результат?
V..Итог урока. Рефлексия.
Подведем итоги нашего урока: 12-летний Прошка угасает в темной, душной мастерской» от ничтожной пыли, дурного питания и непосильной работы». И вот в мастерской, желая купить граненые камни, появляется с двумя детьми богатая дама Анна Ивановна. Она принимает будто бы искренне участие в судьбе Прошки, приглашает его к себе в дом. Но все это одна видимость человечности. Оказывается, «благодетельница» преследует свои цели: ей хотелось, чтобы своим трудолюбием и терпением Прошка помог ее изнеженному сыну Володе исправиться от «припадков барской лени». Прошка все это видит и чувствует. Он видит, и разительный контраст между жизнью рабочих и господ и еще больше страдает.
— Что же побудило писателя к написанию рассказа «Вертел»?
— Чему учит рассказ Мамина — Сибиряка?
— Что нового вы узнали для себя?
Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, написав синквейн. (Слайд№14)
1 группа — о главном герое произведения
2 группа — о хозяине мастерской
— Ребята, если вам понравился урок, поднимите зеленые квадратики. Если вам было трудно, вы что – то не поняли – квадратики красного цвета. Я довольна вашей работой и оцениваю её так…(поднимаю зелёный квадрат)
Все кто не остался безразличным, я думаю, еще не раз захочет почитать рассказы Д. Н. Мамина – Сибиряка и других писателей и не оставит без внимания тех, кто и в наши дни нуждается в сочувствии, сострадании, внимании и помощи.
А я хочу подарить каждому частичку доброты и радости (учитель дарит мягкие сердца детям) (Слайд№15)
VI.Выставление оценок. Задание на дом:
1 группа
Придумай такой поворот событий, чтобы рассказ имел счастливый конец (творческое задание)
2 группа
Составить словесный портрет героя.
1. Расскажи о …. (начни со слов: Мне очень понравился.., Мне запомнился…, Я восхищаюсь…)
2.Опиши внешность (сколько лет, как выглядел, во что одет).
(12 лет, а на вид не больше 9, был круглый сирота, тётка отдаёт в мастерскую, чтобы он сам смог себя прокормить, с семи лет ребенок зарабатывал себе кусок хлеба)
3.Перечисли основные черты характера героя.
4.Вырази отношение рассказчика к герою.
© ООО «Издательство АСТ»
Серая Шейка
I
Первый осенний холод, от которого пожелтела трава, привёл всех птиц в большую тревогу. Все начали готовиться в далёкий путь, и все имели такой серьёзный, озабоченный вид. Да, нелегко перелететь пространство в несколько тысяч вёрст… Сколько бедных птиц дорогой выбьются из сил, сколько погибнут от разных случайностей, – вообще было о чём серьёзно подумать.
Серьёзная большая птица, как лебеди, гуси и утки, собиралась в дорогу с важным видом, сознавая всю трудность предстоящего подвига; а более всех шумели, суетились и хлопотали маленькие птички, как кулички-песочники, кулички-плавунчики, чернозобики, черныши, зуйки. Они давно уже собирались стайками и переносились с одного берега на другой по отмелям и болотам с такой быстротой, точно кто бросил горсть гороху. У маленьких птичек была такая большая работа…
Лес стоял тёмный и молчаливый, потому что главные певцы улетели, не дожидаясь холода.
– И куда эта мелочь торопится! – ворчал старый Селезень, не любивший себя беспокоить. – В своё время все улетим… Не понимаю, о чём тут беспокоиться.
– Ты всегда был лентяем, поэтому тебе и неприятно смотреть на чужие хлопоты, – объяснила его жена, старая Утка.
– Я был лентяем? Ты просто несправедлива ко мне, и больше ничего. Может быть, я побольше всех забочусь, а только не показываю вида. Толку от этого немного, если буду бегать с утра до ночи по берегу, кричать, мешать другим, надоедать всем.
Утка вообще была не совсем довольна своим супругом, а теперь окончательно рассердилась:
– Ты посмотри на других-то, лентяй! Вон наши соседи, гуси или лебеди, – любо на них посмотреть. Живут душа в душу… Небось лебедь или гусь не бросит своего гнезда и всегда впереди выводка. Да, да… А тебе до детей и дела нет. Только и думаешь о себе, чтобы набить зоб. Лентяй, одним словом… Смотреть-то на тебя даже противно!
– Не ворчи, старуха!.. Ведь я ничего но говорю, что у тебя такой неприятный характер. У всякого есть свои недостатки… Я не виноват, что гусь – глупая птица и поэтому нянчится со своим выводком. Вообще моё правило – не вмешиваться в чужие дела. Зачем? Пусть всякий живёт по-своему.
Селезень любил серьёзные рассуждения, причём оказывалось как-то так, что именно он, Селезень, всегда прав, всегда умён и всегда лучше всех. Утка давно к этому привыкла, а сейчас волновалась по совершенно особенному случаю.
– Какой ты отец? – накинулась она на мужа. – Отцы заботятся о детях, а тебе – хоть трава не расти!..
– Ты это о Серой Шейке говоришь? Что же я могу поделать, если она не может летать? Я не виноват…
Серой Шейкой они называли свою калеку-дочь, у которой было переломлено крыло ещё весной, когда подкралась к выводку Лиса и схватила утёнка. Старая Утка смело бросилась на врага и отбила утёнка; но одно крылышко оказалось сломанным.
– Даже и подумать страшно, как мы покинем здесь Серую Шейку одну, – повторяла Утка со слезами. – Все улетят, а она останется одна-одинёшенька. Да, совсем одна… Мы улетим на юг, в тепло, а она, бедняжка, здесь будет мёрзнуть… Ведь она наша дочь, и как я её люблю, мою Серую Шейку! Знаешь, старик, останусь-ка я с ней зимовать здесь вместе…
– А другие дети?
– Те здоровы, обойдутся и без меня.
Селезень всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке. Конечно, он тоже любил её, но зачем же напрасно тревожить себя? Ну, останется, ну, замёрзнет – жаль, конечно, а всё-таки ничего не поделаешь. Наконец, нужно подумать и о других детях. Жена вечно волнуется, а нужно смотреть на вещи серьёзно. Селезень про себя жалел жену, но не понимал в полной мере её материнского горя. Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса совсем съела Серую Шейку, – ведь всё равно она должна погибнуть зимой.
II
Старая Утка ввиду близившейся разлуки относилась к дочери-калеке с удвоенной нежностью. Бедняжка ещё не знала, что такое разлука и одиночество, и смотрела на сборы других в дорогу с любопытством новичка. Правда, ей иногда делалось завидно, что её братья и сёстры так весело собираются к отлёту, что они будут опять где-то там, далеко-далеко, где не бывает зимы.
– Ведь вы весной вернётесь? – спрашивала Серая Шейка у матери.
– Да, да, вернёмся, моя дорогая… И опять будем жить все вместе.
Для утешения начинавшей задумываться Серой Шейки мать рассказала ей несколько таких же случаев, когда утки оставались на зиму. Она была лично знакома с двумя такими парами.
– Как-нибудь, милая, пробьёшься, – успокаивала старая Утка. – Сначала поскучаешь, а потом привыкнешь. Если бы можно было тебя перенести на тёплый ключ, что и зимой не замерзает, – совсем было бы хорошо. Это недалеко отсюда… Впрочем, что же и говорить-то попусту, всё равно нам не перенести тебя туда!
– Я буду всё время думать о вас… – повторяла бедная Серая Шейка. – Всё буду думать: где вы, что вы делаете, весело ли вам? Всё равно и будет, точно и я с вами вместе.
Старой Утке нужно было собрать все силы, чтобы не выдать своего отчаяния. Она старалась казаться весёлой и плакала потихоньку ото всех. Ах, как ей было жаль милой, бедненькой Серой Шейки… Других детей она теперь почти не замечала и не обращала на них внимания, и ей казалось, что она даже совсем их не любит.
А как быстро летело время… Был уже целый ряд холодных утренников, а от инея пожелтели берёзки и покраснели осины. Вода в реке потемнела, и сама река казалась больше, потому что берега оголели – береговая поросль быстро теряла листву. Холодный осенний ветер обрывал засыхавшие листья и уносил их. Небо часто покрывалось тяжёлыми осенними облаками, ронявшими мелкий осенний дождь. Вообще хорошего было мало, и который день уже неслись мимо стаи перелётной птицы… Первыми тронулись болотные птицы, потому что болота уже начинали замерзать. Дольше всех оставались водоплавающие. Серую Шейку больше всех огорчал перелёт журавлей, потому что они так жалобно курлыкали, точно звали её с собой. У неё ещё в первый раз сжалось сердце от какого-то тайного предчувствия, и она долго провожала глазами уносившуюся в небе журавлиную стаю.
«Как им, должно быть, хорошо», – думала Серая Шейка.
Лебеди, гуси и утки тоже начинали готовиться к отлёту. Отдельные гнёзда соединялись в большие стаи. Старые и бывалые птицы учили молодых. Каждое утро эта молодёжь с весёлым криком делала большие прогулки, чтобы укрепить крылья для далёкого перелёта. Умные вожаки сначала обучали отдельные партии, а потом всех вместе. Сколько было крика, молодого веселья и радости… Одна Серая Шейка не могла принимать участия в этих прогулках и любовалась ими только издали. Что делать, приходилось мириться со своей судьбой. Зато как она плавала, как ныряла! Вода для неё составляла всё.
– Нужно отправляться… по-ра! – говорили старики вожаки. – Что нам здесь ждать?
А время летело, быстро летело… Наступил и роковой день. Вся стая сбилась в одну живую кучу на реке. Это было ранним осенним утром, когда вода ещё была покрыта густым туманом. Утиный косяк сбился из трёхсот штук. Слышно было только кряканье главных вожаков. Старая Утка не спала всю ночь – это была последняя ночь, которую она проводила вместе с Серой Шейкой.
– Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик, – советовала она. – Там вода не замёрзнет целую зиму…
Серая Шейка держалась в стороне от косяка, как чужая… Да, все были так заняты общим отлётом, что на неё никто не обращал внимания. У старой Утки изболелось всё сердце, глядя на бедную Серую Шейку. Несколько раз она решала про себя, что останется; но как останешься, когда есть другие дети и нужно лететь вместе с косяком?..
– Ну, трогай! – громко скомандовал главный вожак, и стая поднялась разом вверх.
Серая Шейка осталась на реке одна и долго провожала глазами улетавший косяк. Сначала все летели одной живой кучей, а потом вытянулись в правильный треугольник и скрылись.
«Неужели я совсем одна? – думала Серая Шейка, заливаясь слезами. – Лучше бы было, если бы тогда Лиса меня съела…»
III
Река, на которой осталась Серая Шейка, весело катилась в горах, покрытых густым лесом. Место было глухое, и никакого жилья кругом. По утрам вода у берегов начинала замерзать, а днём тонкий, как стекло, лёд таял.
«Неужели вся река замёрзнет?» – думала Серая Шейка с ужасом.
Скучно ей было одной, и она всё думала про своих улетевших братьев и сестёр. Где-то они сейчас? Благополучно ли долетели? Вспоминают ли про неё? Времени было достаточно, чтобы подумать обо всём. Узнала она и одиночество. Река была пуста, и жизнь сохранялась только в лесу, где посвистывали рябчики, прыгали белки и зайцы. Раз со скуки Серая Шейка забралась в лес и страшно перепугалась, когда из-под куста кубарем вылетел Заяц.
– Ах, как ты меня напугала, глупая! – проговорил Заяц, немного успокоившись. – Душа в пятки ушла… И зачем ты толчёшься здесь? Ведь все утки давно улетели…
– Я не могу летать: Лиса мне крылышко перекусила, когда я ещё была совсем маленькой…
– Уж эта мне Лиса!.. Нет хуже зверя. Она и до меня давно добирается… Ты берегись её, особенно когда река покроется льдом. Как раз сцапает…
Они познакомились. Заяц был такой же беззащитный, как и Серая Шейка, и спасал свою жизнь постоянным бегством.
– Если бы мне крылья, как птице, так я бы, кажется, никого на свете не боялся!.. У тебя вот хоть и крыльев нет, так зато ты плавать умеешь, а не то возьмёшь и нырнёшь в воду, – говорил он. – А я постоянно дрожу со страху… У меня – кругом враги. Летом ещё можно спрятаться куда-нибудь, а зимой всё видно.
Скоро выпал и первый снег, а река всё ещё не поддавалась холоду. Всё, что замерзало по ночам, вода разбивала. Борьба шла не на живот, а на смерть. Всего опаснее были ясные, звёздные ночи, когда всё затихало и на реке не было волн. Река точно засыпала, и холод старался сковать её льдом сонную. Так и случилось. Была тихая-тихая звёздная ночь. Тихо стоял тёмный лес на берегу, точно стража из великанов. Горы казались выше, как это бывает ночью. Высокий месяц обливал всё своим трепетным искрившимся светом. Бурлившая днём горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял гордую, непокорную красавицу и точно прикрыл её зеркальным стеклом. Серая Шейка была в отчаянии, потому что не замёрзла только самая середина реки, где образовалась широкая полынья. Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажен. Огорчение Серой Шейки дошло до последней степени, когда на берегу показалась Лиса, – это была та самая Лиса, которая переломила ей крыло.
– А, старая знакомая, здравствуй! – ласково проговорила Лиса, останавливаясь на берегу. – Давненько не видались… Поздравляю с зимой.
– Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать, – ответила Серая Шейка.
– Это за мою-то ласку! Хороша же ты, нечего сказать!.. А впрочем, про меня много лишнего говорят. Сами наделают что-нибудь, а потом на меня и свалят… Пока – до свидания!
Когда Лиса убралась, приковылял Заяц и сказал:
– Берегись, Серая Шейка: она опять придёт.
И Серая Шейка тоже начала бояться, как боялся Заяц. Бедная даже не могла любоваться творившимися кругом неё чудесами. Наступила уже настоящая зима. Земля была покрыта белоснежным ковром. Не оставалось ни одного тёмного пятнышка. Даже голые берёзы, ольхи, ивы и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. А ели сделались ещё важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую тёплую шубу. Да, чудно, хорошо было кругом; а бедная Серая Шейка знала только одно, что эта красота не для неё, и трепетала при одной мысли, что её полынья вот-вот замёрзнет и ей некуда будет деться. Лиса действительно пришла через несколько дней, села на берегу и опять заговорила:
– Соскучилась я по тебе, уточка… Выходи сюда; а не хочешь, так я сама к тебе приду. Я не спесива…
И Лиса принялась ползти осторожно по льду к самой полынье. У Серой Шейки замерло сердце. Но Лиса не могла подобраться к самой воде, потому что там лёд был ещё очень тонок. Она положила голову на передние лапки, облизнулась и проговорила:
– Какая ты глупая, уточка… Вылезай на лёд! А впрочем, до свидания! Я тороплюсь по своим делам…
Лиса начала приходить каждый день – проведать, не застыла ли полынья. Наступившие морозы делали своё дело. От большой полыньи оставалось всего одно окно в сажень величиной. Лед был крепкий, и Лиса садилась на самом краю. Бедная Серая Шейка со страху ныряла в воду, а Лиса сидела и зло подсмеивалась над ней:
– Ничего, ныряй, а я тебя всё равно съем… Так что выходи лучше сама.
Заяц видел с берега, что проделывала Лиса, и возмущался всем своим заячьим сердцем:
– Ах, какая бессовестная эта Лиса… Какая несчастная эта Серая Шейка! Съест её Лиса…
IV
По всей вероятности, Лиса и съела бы Серую Шейку, когда полынья замёрзла бы совсем, но случилось иначе. Заяц всё видел своими собственными косыми глазами.
Дело было утром. Заяц выскочил из своего логова покормиться и поиграть с другими зайцами. Мороз был здоровый, и зайцы грелись, поколачивая лапку о лапку. Хотя и холодно, а всё-таки весело.
– Братцы, берегитесь! – крикнул кто-то.
Действительно, опасность была на носу. На опушке леса стоял сгорбленный старичок охотник, который подкрался на лыжах совершенно неслышно и высматривал, которого бы зайца застрелить.
«Эх, тёплая старухе шуба будет», – соображал он, выбирая самого крупного зайца.
Он даже прицелился из ружья, но зайцы его заметили и кинулись в лес как сумасшедшие.
– Ах, лукавцы! – рассердился старичок. – Вот ужо я вас… Того не понимают, глупые, что нельзя старухе без шубы. Не мёрзнуть же ей… А вы Акинтича не обманете, сколько ни бегайте. Акинтич-то похитрее будет… А старуха Акинтичу вон как наказывала: «Ты, смотри, старик, без шубы не приходи!» А вы сигать…
Старичок пустился разыскивать зайцев по следам, но зайцы рассыпались по лесу, как горох. Старичок порядком измучился, обругал лукавых зайцев и присел на берегу реки отдохнуть.
– Эх, старуха, старуха, убежала наша шуба! – думал он вслух. – Ну, вот отдохну и пойду искать другую…
Сидит старичок, горюет, а тут, глядь, Лиса по реке ползёт – так и ползёт, точно кошка.
– Ге, ге, вот так штука! – обрадовался старичок. – К старухиной-то шубе воротник сам ползёт… Видно, пить захотела, а то, может, и рыбки вздумала половить…
Лиса действительно подползла к самой полынье, в которой плавала Серая Шейка, и улеглась на льду. Стариковские глаза видели плохо и из-за лисы не замечали утки.
«Надо так её застрелять, чтобы воротника не испортить, – соображал старик, прицеливаясь в Лису. – А то вот как старуха будет браниться, если воротник-то в дырьях окажется… Тоже своя сноровка везде надобна, а без снасти и клопа не убьешь».
Старичок долго прицеливался, выбирая место в будущем воротнике. Наконец грянул выстрел. Сквозь дым от выстрела охотник видел, как что-то метнулось на льду, – и со всех ног кинулся к полынье; по дороге он два раза упал, а когда добежал до полыньи, то только развёл руками: воротника как не бывало, а в полынье плавала одна перепуганная Серая Шейка.
– Вот так штука! – ахнул старичок, разводя руками. – В первый раз вижу, как Лиса в утку обратилась. Ну и хитёр зверь.
– Дедушка, Лиса убежала, – объяснила Серая Шейка.
– Убежала? Вот тебе, старуха, и воротник к шубе… Что же я теперь буду делать, а? Ну и грех вышел… А ты, глупая, зачем тут плаваешь?
– А я, дедушка, не могла улететь вместе с другими. У меня одно крылышко попорчено…
– Ах, глупая, глупая… Да ведь ты замёрзнешь тут или Лиса тебя съест! Да…
Старичок подумал-подумал, покачал головой и решил:
– А мы вот что с тобой сделаем: я тебя внучкам унесу. Вот-то обрадуются… А весной ты старухе яичек нанесёшь да утяток выведешь. Так я говорю? Вот то-то, глупая…
Старичок добыл Серую Шейку из полыньи и положил за пазуху. «А старухе я ничего не скажу, – соображал он, направляясь домой. – Пусть её шуба с воротником вместе ещё погуляет в лесу. Главное: внучки вот как обрадуются…»
Зайцы всё это видели и весело смеялись. Ничего, старуха и без шубы на печке не замёрзнет.
Емеля-охотник
Далеко-далеко, в северной части Уральских гор, в непроходимой лесной глуши спряталась деревушка Тычки. В ней всего одиннадцать дворов, собственно десять, потому что одиннадцатая избушка стоит совсем отдельно, но у самого леса. Кругом деревни зубчатой стеной поднимается вечнозелёный хвойный лес. Из-за верхушек елей и пихт можно разглядеть несколько гор, которые точно нарочно обошли Тычки со всех сторон громадными синевато-серыми валами. Ближе других стоит к Тычкам горбатая Ручьёвая гора, с седой мохнатой вершиной, которая в пасмурную погоду совсем прячется в мутных, серых облаках. С Ручьёвой горы сбегает много ключей и ручейков. Один такой ручеёк весело катится к Тычкам и зиму и лето всех поит студёной, чистой, как слеза, водой.
Избы в Тычках выстроены без всякого плана, как кто хотел. Две избы стоят над самой речкой, одна – на крутом склоне горы, а остальные разбрелись по берегу, как овцы. В Тычках даже нет улицы, а между избами колесит избитая тропа. Да тычковским мужикам совсем и улицы, пожалуй, не нужно, потому что и ездить по ней не на чем: в Тычках нет ни у кого ни одной телеги. Летом эта деревушка бывает окружена непроходимыми болотами, топями и лесными трущобами, так что в неё едва можно пройти пешком только по узким лесным тропам, да и то не всегда. В ненастье сильно играют горные речки, и часто случается тычковским охотникам дня по три ждать, когда вода спадёт с них.
Все тычковские мужики – записные охотники. Летом и зимой они почти не выходят из лесу, благо до него рукой подать. Всякое время года приносит с собой известную добычу: зимой бьют медведей, куниц, волков, лисиц; осенью – белку; весной – диких коз; летом – всякую птицу. Одним словом, круглый год стоит тяжёлая и часто опасная работа.
В той избушке, которая стоит у самого леса, живёт старый охотник Емеля с маленьким внучком Гришуткой. Избушка Емели совсем вросла в землю и глядит на свет божий всего одним окном; крыша на избушке давно прогнила, от трубы остались только обвалившиеся кирпичи. Ни забора, ни ворот, ни сарая – ничего не было у Емелиной избушки. Только под крыльцом из неотёсанных брёвен воет по ночам голодный Лыско – одна из самых лучших охотничьих собак в Тычках. Перед каждой охотой Емеля дня три морит несчастного Лыска, чтобы он лучше искал дичь и выслеживал всякого зверя.
– Дедко… а дедко!.. – с трудом спрашивал маленький Гришутка однажды вечером. – Теперь олени с телятами ходят?
– С телятами, Гришук, – ответил Емеля, доплетая новые лапти.
– Вот бы, дедко, телёночка добыть… А?
– Погоди, добудем… Жары наступили, олени с телятами в чаще прятаться будут от оводов, тут я тебе и телёночка добуду, Гришук!
Мальчик ничего не ответил, а только тяжело вздохнул. Гришутке всего было лет шесть, и он лежал теперь второй месяц на широкой деревянной лавке под тёплой оленьей шкурой. Мальчик простудился ещё весной, когда таял снег, и всё не мог поправиться. Его смуглое личико побледнело и вытянулось, глаза сделались больше, нос обострился. Емеля видел, как внучонок таял не по дням, а по часам, но не знал, чем помочь горю. Поил какой-то травой, два раза носил в баню – больному не делалось лучше. Мальчик почти ничего не ел. Пожуёт корочку чёрного хлеба, и только. Оставалась от весны солёная козлятина; но Гришук и смотреть на неё не мог.
«Ишь чего захотел: телёночка… – думал старый Емеля, доковыривая свой лапоть. – Ужо надо добыть…»
Емеле было лет семьдесят: седой, сгорбленный, худой, с длинными руками. Пальцы на руках у Емели едва разгибались, точно это были деревянные сучья. Но ходил он ещё бодро и кое-что добывал охотой. Только вот глаза сильно начали изменять старику, особенно зимой, когда снег искрится и блестит кругом алмазной пылью. Из-за Емелиных глаз и труба развалилась, и крыша прогнила, и сам он сидит частенько в своей избушке, когда другие в лесу.
Пора старику и на покой, на тёплую печку, да замениться некем, а тут вот ещё Гришутка на руках очутился, о нём нужно позаботиться… Отец Гришутки умер три года назад от горячки, мать заели волки, когда она с маленьким Гришуткой зимним вечером возвращалась из деревни в свою избушку. Ребёнок спасся каким-то чудом. Мать, пока волки грызли ей ноги, закрыла ребёнка своим телом, и Гришутка остался жив.
Старому деду пришлось выращивать внучка, а тут ещё болезнь приключилась. Беда не приходит одна…