Манихейство

МАНИХЕЙСТВО — дуа­ли­сти­че­ское ре­лигиозное уче­ние, со­че­тав­шее эле­мен­ты хри­сти­ан­ст­ва, зо­роа­ст­риз­ма, буд­диз­ма и не­ко­то­рых других ве­ро­ва­ний; по ма­ни­хей­ским ис­точ­ни­кам, оно пред­став­ля­ет со­бой вос­ста­нов­ле­ние пер­во­на­чаль­ной ис­тин­ной ре­ли­гии.

На­зва­ние — по име­ни ос­но­ва­те­ля Ма­ни. Манихейство воз­ник­ло в середине III века в Южной Ме­со­по­та­мии, в IV-VII веках рас­про­стра­ни­лось от Западного Сре­ди­зем­но­мо­рья до Ки­тая. В VIII-IX веках яв­ля­лось официальной ре­ли­ги­ей Уй­гур­ско­го ка­га­на­та. На За­па­де про­суще­ст­во­ва­ло до VI-VII веков, в Северной Аф­ри­ке — до VIII века, в Ки­тае пред­по­ло­жи­тель­но до XIV века.

Ис­точ­ни­ки ин­фор­ма­ции о манихействе вклю­ча­ют соб­ст­вен­но ма­ни­хей­ские па­мят­ни­ки, све­де­ния хри­сти­ан­ских и му­сульманских ав­то­ров, а так­же дан­ные рас­ко­пок. По пре­да­нию, Ма­ни из­ло­жил своё уче­ние в 7 ка­но­нических кни­гах на ара­мей­ском языке, от ко­то­рых дош­ли лишь от­рыв­ки и ци­та­ты: «Жи­вое Еван­ге­лие» (ве­ро­ят­но, из­ло­же­ние кос­мо­го­нии и не­ко­то­рые био­гра­фические све­де­ния), «Со­кро­ви­ще (Со­кро­вищ­ни­ца) жиз­ни» (ве­ро­ят­но, уче­ние о воз­не­се­нии свет­ло­го на­ча­ла из ма­те­рии и че­ло­ве­че­ских душ), «Праг­ма­тия» (воз­мож­но, тол­ко­ва­ние основной док­три­ны), «Кни­га тайн (та­инств)» (прит­чи и тол­ко­ва­ния различных по­ло­же­ний док­три­ны), «Кни­га ги­ган­тов» (пе­ре­ра­бот­ка на ос­но­ве эпи­зо­да из Быт. 6:2-4 ле­ген­ды о пад­ших ан­ге­лах и ги­ган­тах из 1-й Кни­ги Ено­ха), «По­сла­ния» (сборник пи­сем Ма­ни к уче­ни­кам), «Псал­мы» (2 псал­ма или 2 цик­ла псал­мов). Кро­ме это­го, Ма­ни при­пи­сы­ва­ют­ся со­чи­не­ния: «Ша­пу­ра­кан» (крат­кое из­ло­же­ние уче­ния, на­пи­сан­ное на сред­не­пер­сид­ском языке для персидского ца­ря Ша­пу­ра I), «Об­раз» (на­ри­со­ван­ные кар­ти­ны, ил­лю­ст­ра­ции к уче­нию), «Мо­лит­вы» (в ча­ст­но­сти, об­щие еже­днев­ные мо­лит­вы, об­ра­щён­ные к Солн­цу и Лу­не) и другое, от ко­то­рых так­же дош­ли лишь от­рыв­ки. Фраг­мен­ты пе­ре­во­дов со­чи­не­ний Ма­ни и его уче­ни­ков, его жиз­не­опи­са­ния, а так­же книг по ис­то­рии манихейства, ком­пен­диу­мы ма­ни­хей­ско­го уче­ния, мо­лит­вы, гим­ны, псал­мы, прит­чи, ли­тур­гические тек­сты на сред­не­пер­сид­ском, пар­фян­ском, со­гдий­ском, древнетюркском, уй­гур­ском и китайском язы­ках бы­ли най­де­ны в начале XX века в Центральной Азии (Тур­фан, Северный Ки­тай). Не­сколь­ко позд­нее в Егип­те бы­ла об­на­ру­же­на ма­ни­хей­ская литература на суб­ах­мим­ском (ли­ко­поль­ском) диа­лек­те копт­ско­го языке, пе­ре­ве­дён­ная с гре­че­ско­го и, воз­мож­но, с ара­мей­ско­го языка (так называемая библиотека из Ме­ди­нет-Ма­ди; ве­ро­ят­но, не позд­нее конца IV века). В Егип­те бы­ли най­де­ны так­же жиз­не­опи­са­ние Ма­ни на греческом языке, пред­по­ло­жи­тель­но пе­ре­ве­дён­ное с ара­мей­ско­го (так называемый Кёльн­ский ко­декс; V-VI века), фраг­мен­ты ма­ни­хей­ских книг, псал­мов, лич­ная пе­ре­пис­ка, хо­зяй­ст­вен­ные до­ку­мен­ты ма­ни­хей­ской об­щи­ны на копт­ском, греческом и сирийском язы­ках, си­рий­ско-копт­ский глос­са­рий (все не позд­нее конца IV века). Из­вест­на так­же латинская ру­ко­пись (V-VI века) фраг­мен­тов ма­нихей­ских книг, най­ден­ная в Те­бес­се (Восточный Ал­жир).

В ос­но­ве манихейства, ско­рее все­го, ле­жа­ла не­кая гно­сти­че­ская раз­но­вид­ность ран­не­го хри­сти­ан­ст­ва (смотри в статье Гно­сти­цизм), эле­мен­ты ко­то­рой бы­ли ото­жде­ст­в­ле­ны со схо­жи­ми по­ло­же­ния­ми зо­роа­ст­риз­ма. За­мет­ное влия­ние на манихейство ока­за­ли буд­дизм (уче­ние о пе­ре­се­ле­нии душ и другое), эле­мен­ты вуль­га­ри­зи­ро­ван­ной ан­тич­ной фи­ло­со­фии и различных мис­ти­че­ских ре­лигиозных те­че­ний.

Со­глас­но манихейству, в ми­ре из­веч­но су­ще­ст­ву­ют 2 са­мо­стоя­тель­ных на­ча­ла: свет­лое (доб­рое) и тём­ное (злое). Тём­ное на­ча­ло в ли­це 5 тём­ных сти­хий по­шло вой­ной на свет­лое на­ча­ло и за­хва­ти­ло часть его. В кос­мической бит­ве свет­лых бо­жеств с тём­ны­ми де­мо­на­ми тём­ные сти­хии сме­ша­лись со свет­лы­ми. По­слан­ные вер­хов­ным свет­лым бо­гом («От­цом ве­ли­чия») бо­же­ст­ва: Дух жи­вой, Ве­ли­кий дух — Мать и Тре­тий по­сла­нец — со­тво­ри­ли из это­го сме­ше­ния и при­ве­ли в дви­же­ние ма­те­ри­аль­ный мир (из 5 яру­сов, от ви­ди­мых гла­зом не­бес до зем­ли, или пре­ис­под­ней) как ме­ха­низм раз­де­ле­ния свет­ло­го и тём­но­го на­чал. Де­мо­ны тьмы соз­да­ли Ада­ма и Еву и вло­жи­ли свет в их ду­шу, что­бы удер­жать у се­бя свет­лое на­ча­ло, но бо­же­ст­во, на­зы­вае­мое Ии­сус-Сия­ние, да­ло лю­дям выс­шее зна­ние и ука­за­ло путь к спа­се­нию. Тём­ное на­ча­ло бо­рет­ся за ду­шу че­ло­ве­ка, стре­мясь за­дер­жать её. На зем­лю пе­рио­ди­че­ски по­сы­ла­ет­ся ве­ро­учи­тель («апо­стол») и с по­мо­щью сво­его не­бес­но­го хра­ни­те­ля ос­но­вы­ва­ет ис­тин­ную ре­ли­гию. По­сле смер­ти «апо­сто­ла» его цер­ковь по­сте­пен­но при­хо­дит в упа­док. Та­ким об­ра­зом про­изош­ли все ре­ли­гии, су­ще­ст­во­вав­шие до манихейства. Спи­сок «апо­сто­лов» за­вер­ша­ет Ма­ни.

Со­глас­но ве­ро­ва­ни­ям при­вер­жен­цев манихейства, по­сле смер­ти ду­ша ли­бо воз­но­сит­ся в цар­ст­во све­та че­рез Солн­це и Лу­ну (у пра­вед­ни­ков), ли­бо воз­ро­ж­да­ет­ся в че­ло­ве­че­ском те­ле или другом ма­те­ри­аль­ном объ­ек­те, ли­бо идёт в ге­ен­ну (у за­ко­ре­не­лых греш­ни­ков). Ко­гда свет­лое и тём­ное на­ча­ла окон­ча­тель­но раз­де­лятся, ма­те­ри­аль­ный мир сго­рит, а ду­ши греш­ни­ков ос­та­нут­ся с тём­ным на­чалом.

В манихействе су­ще­ст­во­ва­ли 2 раз­ря­да ве­рую­щих: «из­бран­ни­ки» и «слу­ша­те­ли» — ря­до­вые ве­рую­щие. Эти­ка манихейства за­клю­ча­лась, пре­ж­де все­го, в не­при­чи­не­нии зла свет­ло­му на­ча­лу, за­клю­чён­но­му в жи­вой при­ро­де. «Из­бран­ни­ки» слу­жи­ли ору­ди­ем очи­ще­ния свет­ло­го на­ча­ла: оно ос­во­бо­ж­да­лось из съе­ден­ной ими пи­щи и из­но­шен­ной оде­ж­ды. «Из­бран­ни­кам» за­пре­ща­лись упот­реб­ле­ние жи­вот­ной пи­щи и ви­на, по­ло­вые сно­ше­ния, убий­ст­во жи­вых су­ществ (в том числе сбор и при­го­тов­ле­ние в пи­щу рас­те­ний). За­пре­ты для «слу­ша­те­лей» ог­ра­ни­чи­ва­лись ве­ге­та­ри­ан­ст­вом и не­про­ли­ти­ем кро­ви. Главной обя­зан­но­стью «слу­ша­те­лей» бы­ла за­бо­та об удов­ле­тво­ре­нии ма­те­ри­аль­ных по­треб­но­стей «из­бран­ни­ков». В обя­зан­но­сти всех ве­рую­щих вхо­ди­ли так­же ре­гу­ляр­ное чте­ние мо­литв, со­вер­ше­ние бо­го­слу­же­ний с пе­ни­ем псал­мов, со­блю­де­ние по­стов. Ма­ни­хей­ская ие­рар­хия вклю­ча­ла сле­дую­щие сту­пе­ни: гла­ва церк­ви, или «апо­стол», учи­тель (гла­ва круп­но­го объ­е­ди­не­ния об­щин), епи­скоп (гла­ва об­щин стра­ны или об­лас­ти), пре­сви­тер (гла­ва ме­ст­ной об­щи­ны), «до­мо­пра­ви­тель» (гла­ва объ­е­ди­не­ния «из­бран­ни­ков»). Упо­ми­на­ют­ся так­же про­по­вед­ни­ки, диа­ко­ны и пис­цы. Из празд­ни­ков из­вес­тен ве­сен­ний празд­ник Бе­мы (греческий — воз­вы­ше­ние, ал­тарь) — воз­мож­но, ма­ни­хей­ский ана­лог Пас­хи.

По мне­нию ря­да ис­сле­до­ва­те­лей, манихейство ока­за­ло влия­ние на хри­сти­ан­ские дуа­ли­стические ере­си (уче­ние пав­ли­ки­ан, бо­гомиль­ст­во и другое), не­ко­то­рые на­прав­ле­ния в ис­ла­ме и буд­диз­ме, ре­ли­гию ези­дов.

Манихе́йство — религиозно-философское учение, широко распространенное некогда на Востоке и Западе, скрытно существующее, в различных видоизменениях, и доныне.

Прежде манихейство считалось то христианской ересью, то обновленным парсизмом; ряд авторитетов (Гарнак, Кесслер) признают его самостоятельной религией, наряду с буддизмом, христианством и исламом. Родиной манихейства была Месопотамия, основателем — Мани (+ 277).

С момента своего возникновения и на протяжении всего IV в. манихейство распространилось в глубь Средней Азии (до китайского Туркестана) и утвердилось во многих культурных центрах Запада, в Риме и особенно в Карфагене. В Карфагене к секте примкнул блж. Августин Иппонийский и пребывал в ней в течение десяти лет, предшествовавших его обращению в Христианство. Манихейство на протяжении ряда веков сохраняло многих приверженцев на Востоке, даже при мусульманских правителях, однако оно было окончательно искоренено в XIII в. в результате монгольских завоеваний. В Византийской империи и на Западе манихейство как самостоятельная религия было искоренено гораздо раньше в результате жестоких гонений и сохранилось – под разными именами – лишь в виде тайных общин, которые позже оказали поддержку новым еретическим течениям, проникшим в Европу с Востока в XI и XII вв.

Жестокие гонения, которым манихейство подвергалось и на Востоке, и на Западе, не помешали его развитию; оно доказало свою жизненность такими широкими и крепкими разветвлениями, как павликианство, богумильство и в особенности западное перерождение последнего — ересь катаров, или альбигойцев.

Учение

Во вступлении к книге Сабуракан (сохранившемся в буквальном арабском переводе у полигистора Аль-Бируни), Мани так определяет свое религиозно-историческое положение:

«Учение мудрости и добрых дел приносилось в мир время от времени, в непрерывной последовательности, через посланных Божиих. Так, в один круг времени пришло это истинное учение через посланного, называемого Буддой, в земле индийской; в другое время через Зарадушта (Зороастра) — в стране персидской; еще в другое — через Иисуса, в краях западных. После того сошло (на землю) это нынешнее (т. е. манихейское) откровение и последовало это нынешнее посланничество в настоящем новейшем веке, через меня, Мани, посланника истинного Бога, в стране вавилонской».

По другим свидетельствам, Мани называл свое учение печатью (т. е. завершением) всех откровений, а себя самого объявлял тем параклетом (утешителем), которого обещал Христос по Евангелию Иоанна (Ин. 14, 16 и далее).

Манихейство исходит из того неоспоримого факта, что наша действительность есть смешение противоположных элементов и противоборствующих сил, которые окончательно сводятся к двум: добру и злу, или, говоря фигурально, — к свету и тьме. Но «природа света едина, проста и истинна», следовательно, не допускает никакого положительного отношения к противоположному свойству зла или тьмы, которое, однако, несомненно, существует и, не вытекая из добра или света, должно иметь свое собственное начало. Поэтому необходимо признать два безусловно самостоятельных первоначала, от века неизменных в своем существе и образующих два отдельных мира.

Светлое бытие

Простота сущности не мешает различению форм; в области светлого, или благого, бытия Мани различает сначала само Божество, как такое, или «Царя светлости», его среду, или «светлый эфир» и его царство, или рай, «землю светлости». Божество имеет пять нравственных атрибутов, или «членов», — любовь, вера, верность, мужество и мудрость; светлый эфир, понимаемый, очевидно, нематериально, есть носитель пяти умственных свойств — спокойствие, знание, рассуждение, «тайна» (или скрытность) и понимание; наконец, «земля светлости» имеет также пять «членов», или особых способов бытия, аналогичных «стихиям» нашего мира, но только в их положительном, или добром, свойстве: воздух, или благотворное веяние, ветер, или прохлада, свет, вода и согревающий огонь. Каждое из основных качеств Божества, идеального эфира и светлой телесности имеет свою сферу блаженного бытия, в которой оно преобладает, а с другой стороны, все силы добра, или света, сходятся вместе для произведения одного конкретного существа — первочеловека, или небесного Адама.

Темная сторона

Соответственным образом расчленяется мир тьмы и зла. Так, основные проявления, или «члены», темной земли суть: яд, или зараза (в противоположность благотворному веянию, или благорастворенному воздуху), бурный вихрь (против освежающего ветра), мрак (против света), туман (против воды) и пожирающее пламя (против согревающего огня). Все элементы темного царства собираются воедино и сосредоточивают свои силы для произведения одного конкретного представителя тьмы — сатаны. Но тьма, по отрицательному существу своему, не может давать удовлетворения, и потому сатана устремляется за пределы своего царства, в область света. Против него высылается предназначенный для борьбы с тьмой первочеловек. Образованный сначала из десяти основ Божества и эфира, он теперь, в виде одежды и вооружения, воспринимает и пять элементов «светлой земли»: он надевает «тихое веяние», как внутренний панцирь, сверху облекается светом, как ризой, покрывается щитом из водяных облаков, берет ветер, как копье, и огонь, как меч. После долгой борьбы он побежден темными силами и заключен на самое дно ада. Посланные «матерью жизни» (то же, что «райская земля») светлые силы освобождают его и водворяют в горний мир, но во время борьбы он потерял свое вооружение, элементы, из которых оно было составлено, смешались с соответствующими противоположными элементами темной области. После победы света эта хаотическая материя осталась в его власти, и верховное божество хочет извлечь из нее то, что принадлежит светлому царству. Посланные им зиждительные ангелы устраивают наш видимый мир как некую сложную машину, для выделения света из его смешения с тьмой. Такой взгляд в основе оригинален и интересен, но в подробностях представляется ребяческим. Главную часть мировой машины Мани видел в Месяце и Солнце, которые он называл световыми кораблями. По его представлению, Месяц непрерывно вытягивает или высасывает частицы небесного света из подлунного мира и постепенно передает их, по невидимым каналам, Солнцу, откуда они, уже вполне очищенные, поступают в горние небеса. Ангелы-зиждители, устроив физический мир, удаляются восвояси; но так как этот мир, хотя и предназначенный для выделения света из тьмы, пока еще содержал в себе и то и другое начало, то в него получили доступ силы из темного царства, именно те, которые некогда поглотили и задержали в себе светоносный панцирь первочеловека. Эти князья тьмы (архонты) завладели подлунной областью и вели себя здесь очень дурно; из их неправильных сочетаний произошли земные люди — Адам и Ева, в которых и перешли световые частицы небесного «панциря». Затем передается довольно запутанный вариант к библейскому сказанию о разделении человечества на две линии — Сифову и Каинову. Потомки Сифа (Шитил) находятся под непрерывным попечением и руководством небесных существ, проявляющих свое действие, время от времени, чрез известных в истории избранников (см. выше).

Иисус Христос

Взгляд Мани на Христа представляет, в сохранившихся известиях, некоторое противоречие. По одним указаниям, небесный Христос действует через человека Иисуса, но без внутреннего соединения с Ним, и покидает Его при распятии; по другим — человека Иисуса вовсе не было, а был только небесный дух, Христос, с призрачной видимостью человека. С точки зрения Мани в этом вопросе важно было только устранить идею воплощения или действительного индивидуального сочетания божественной и человеческой природы в Христе — а она одинаково устранялась и при том, и при другом из упомянутых представлений. — После совершенного откровения истины в учении самого Мани, «сыны света» извлекут и соберут все светлые элементы, заключенные в человеческом мире, и тогда возгорится все физическое мироздание, для окончательного выделения последних еще остающихся в нем световых частиц. После этого навеки утвердятся пределы двух миров и оба будут пребывать в полной и безусловной отдельности друг от друга.

Учение о будущей жизни

Учение о будущей жизни согласно с принципом двойного дуализма: между добром и злом, с одной стороны, духом и материей — с другой. Души небесного происхождения, очищенные отчасти при жизни, отчасти после смерти (посредством различных мытарств, состоящих, главным образом, в страшных и отвратительных видениях), водворяются окончательно в «раю светлости», а души адского происхождения навек утверждаются в темном царств; тела же и тех, и других всецело уничтожаются, и ни о каком воскресении их не может быть речи.

Аскетика

Мани различал в своем учении теоретическую часть от практической. Последняя сводится, в сущности, к обязательному аскетизму: воздержанию от мяса, вина и половых сношений. Не могущие этого вместить не должны вступать в число верующих, но могут спасти себя, помогая разными способами манихейской общине. Между самими верующими различаются 3 степени:

  • слушатели, соответствовавшие «оглашенным» древней христианской церкви,
  • избранные, соответствовавшие христианским «верным», и
  • совершенные, соответств. церковному клиру.

Иерархия

В манихействе так и не возникло института священства, хотя, по замечанию словаря Брокгауза, есть указания на существование епископов и на верховного патриарха, пребывавшего в Новом Вавилоне.

Богослужение

Богослужебная сторона религии не получила в манихействе большого развития; известен, однако, сохранившийся и в позднейших средневековых отраслях манихейства обряд возложения рук, называвшийся «утешением» (consolamentum); на молитвенных собраниях пелись особые гимны, сопровождавшиеся инструментальной музыкой (предпочиталась лютня), и читались священные книги, оставшиеся от основателя религии.

Долгое время о манихействе мы знали только из неманихейских источников – сирийских, мусульманских и христианских (среди последних наиболее важны сочинения Августина, посвященные полемике с манихеями), но в конце XIX в. фрагменты манихейских сочинений были обнаружены в китайском Туркестане. Найденные ок. 1930 в Эль-Файюме (Египет) папирусы, содержавшие коптский перевод сочинений Мани и его первых учеников, позволили уточнить детали жизни основателя манихейства и сущность его учения.

Источниками для изучения собственно манихейства служили прежде главн. образом:

  1. «Acta disputationis Archela ï cum Manele» — сочинение, написанное первоначально (как доказал Кесслер) на сирийском языке, но сохранившееся только в латинском (и отчасти греческом) переводе (изд. Routh, «Reliquiae Sacrae», V, Оксф., 1848); хотя связанное с вымышленной историей, оно представляет ценные данные, — и
  2. сочинения блаж. Августина, из коих некоторые, посвященные специально манихейству, содержат выписки из манихейских книг; но Августин принадлежал в течение восьми лет к манихейству лишь на низшей ступени посвящения (auditor), поэтому сообщаемое им хотя достоверно, но недостаточно.

В XIX веке ученые ориенталисты открыли новые источники у арабских писателей; особенно важен в этом отношении изданный Флюгелем Фихрист-аль-улум («Сборник знаний»), с фрагментами из соч. Мани. Кесслер собрал и перевел сообщения о Мани и манихействе из 14 восточных писателей.

Первое научное соч. манихействе явилось в XVIII веке:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *