Марфо мариинский монастырь

Марфо-Мариинский монастырь в Белгороде (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Марфо-Мариинский монастырь в Белгороде

Несколько столетий назад в Белгородско-Обоянской епархии действовало порядка 1000 церквей и 50 монастырей. И это совсем неудивительно, ведь Белгород считался самым большим населенным пунктом крупнейшей российской епархии. Сегодня о былом величии напоминают лишь немногие здания. Марфо-Мариинский монастырь — один из таких памятников. Его особенность в том, что похожих храмов в регионе (в Белгороде в частности, и на юге России в общем) попросту нет: похожая архитектура более характерна для северных областей страны.

На Белогорье нет ни одного здания постройки 17 века, кроме Успенско-Николаевского собора, расположенного на территории Марфо-Мариинского женского монастыря. Это самое старое строение в регионе.

Немного истории

Марфо-Мариинская обитель была открыта в 1626 г. Главные ее архитектурные сокровища: Покровская церковь 1766 г. постройки и Успенско-Николаевский собор. Судьба первого храма стандартна: после революции он был закрыт и преобразован в тюрьму для пересыльных. Позже, во второй половине 20 века в полуразрушенном соборе разместили мастерские. Нелегкая судьба была и у возведенного в 1703 г. Успенско-Николаевского собора. После 1917 г. он был закрыт, а в 50-80-х гг. — передан Белгородскому хлебозаводу.

Что посмотреть

Покровская церковь (она же храм Покрова Пресвятой Богородицы) была возведена в 1791 г. и спустя почти полвека укрупнилась за счет пристройки придела во имя Митрофана Воронежского. В архитектуре храма прослеживаются черты барокко.

Чуть южнее Покровской церкви стоит Успенско-Николаевский собор — уникальный образец так называемого «провинциального» зодчества. Его особенность — асимметричный план и арочный декор. Рядом с трехпрестольной церковью построена шатровая колокольня. Не самый приметный в архитектурном плане пятиглавый Успенско-Николаевский собор — древнейший храм Белгородской земли.

В стену Марфо-Мариинского женского монастыря в 1998 г. встроена часовня царственных мучеников и страстотерпцев. Такое необычное размещение отнюдь не случайно: именно здесь у церковных ворот сотрудники НКВД расстреливали священников.

Практическая информация

Адрес: Белгород, ул. Пушкина, 19а. Тел.: +7 (472) 235-36-20.

Храм открыт с 7:00 по 20:00. Вечернее богослужение совершается ежедневно в 17:00, а литургия — в 7:30.

Дата публикации или обновления 04.11.2017

  • Храмы Белгородской области
  • Марфо-Мариинский женский монастырь

    Адрес: 308015, г. Белгород, ул. Пушкина, 19.
    Настоятельница: игумения Иоасафа (Кандыба).

    В 1993 году начались активные работы по восстановлению Покровского храма. При этом храме было решено открыть женский монастырь. Монастырь создавался по уставу Марфо-Мариинской обители милосердия, которая была основана в Москве в 1909 году великой княгиней Елисаветой Феодоровной, прославленной Русской Православной Церковью в лике святых в конце XX века.

    9 февраля 1994 года в одноэтажном здании, расположенном во дворе монастыря, была совершена первая Божественная Литургия. Почти два года (до восстановления и освящения Покровского храма) здесь совершались Богослужения по воскресным и праздничным дням.

    Открытие в Белгороде Марфо-Мариинского женского монастыря благословлено Определением Священного Синода Русской Православной Церкви (выписка из Журнала №125) от 28 декабря 1999 года. В настоящее время в восстановленном Покровском храме ежедневно совершается Божественная Литургия, вечером — вечернее Богослужение.

    На воскресном вечернем Богослужении поется акафист Покрову Божией Матери или празднику. Благодаря усердию насельниц, в монастыре соблюдается Богослужебный Устав.

    Сестры регентуют, поют и читают на клиросе.

    Вся монастырская одежда и храмовое облачение изготавливаются насельницами. Сестры поддерживают чистоту и порядок не только в храме, но и в гостинице для паломников, готовят обед для работающих в монастыре строителей, благотворительно окормляют бедных людей и паломников. Насельницами прилагаются усилия и для развития собственного подсобного хозяйства.

    В селах Вергилевка (Белгородский район) и Русская Березовка (Ракитянский район) существуют монастырские подворья. Монастырь по своему уставу общежительный. В настоящее время в обители живут 30 насельниц.

    Покровский храм

    Адрес: 308015, г. Белгород, ул. Пушкина, 19.
    Телефон: (4722) 35-36-20.
    Старший священник: протоиерей Вячеслав Иванович Чистяков.
    Духовенство храма: протоиерей Симеон Егорович Ходеев, иерей Сергий Мирович Михальчук, диакон Алексий Викторович Амосов.

    Однопрестольный храм Покрова Пресвятой Богородицы был возведен в 1791 году. В 1837 г. к нему был пристроен придел во имя Святителя Митрофана Воронежского, а в 1865 году — придел во имя Святителя Тихона Задонского.

    В конце 20-х годов XX века храм оказался в числе «подлежащих закрытию». В нем была размещена пересыльная тюрьма.

    При восстановлении храма в 90-е годы найдено множество человеческих останков.

    В 50-е годы здание храма использовалось под механические мастерские.

    В 1991 году начаты реставрационные работы.

    В 1993 г. храм стал монастырским — из с. Зимовенька в Белгород был перемещен центр Марфо-Мариинской женской обители, образованной в 1990 г.

    Храм является памятником архитектуры.

    Успенско-Николаевский собор

    Адрес: 308015, г. Белгород, ул. Пушкина, 19.
    Настоятель: протоиерей Вячеслав Иванович Чистяков.

    Успенско-Николаевский собор — самый древний каменный храм, сохранившийся на Белгородской земле. Строительство его, по свидетельству составившего в 1785 году «Описание Курского наместничества» Ивана Башилова, относится к 1692-1703 гг. Возведение собора осуществлялось силами солдат Белгородского гарнизона и московскими стрельцами во главе с Иваном Прокофьевым.

    В алтаре собора (до его закрытия) хранилась записка о том, что Петр I

    15 июля 1701 г. «…пожаловал на свое Государское Богомолье на строения каменныя церкви Успение Пресвятые Богородицы да Великого чудотворца Николы что строится в Белгороде в солдатской слободе Жилой сто рублёв денег». В 1759 г. собор сильно пострадал от пожара: сгорели деревянная крыша, купола, иконостас, обгорели стены. В начале XIX в. собор был обнесен высокой кирпичной оградой.

    На месте северозападной башни в 1889 г. была выстроена круглая часовня в память избавления Государя императора Александра III и его августейшего семейства от опасности при крушении поезда 17 октября 1887 г. В начале 30-х годов XX века собор закрыли. Здание переоборудовано под хлебозавод.

    В 1986 г. храм взят под охрану государства как памятник архитектуры XVII века. В 1998 г. собор передан Белгородской и Старооскольской епархии, в 1999 г. к празднику Пасхи собор отдан Марфо-Мариинскому женскому монастырю.

    Успенско-Николаевский собор представляет собой редкий для Белгородского региона оригинальный образец храма с асимметричным планом и барочным декором, характерным для поздне-московского зодчества. Собор трехпрестольный: главный престол — в честь Успения Пресвятой Богородицы, южный придел — во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского, Чудотворца, в трапезной, в северной ее части устроен алтарь во имя Святого Иоанна Крестителя. В настоящее время на храме ведутся реставрационные работы.

    Часовня во имя Царственных мучеников и новомучеников

    Адрес: г. Белгород, ул. Пушкина, 19.

    Часовня во имя Царственных мучеников и новомучеников освящена 17 июля 1999 года архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном.

    Архитектор — В.Я. Бусыгин.

    Под часовней было устроено место для захоронения останков людей, пострадавших в богоборческие времена за веру, и воинов, защитников Отечества в годы Второй мировой войны.

    При ведении реставрационных работ на территории Марфо-Мариинского монастыря, где расположена часовня, до сих пор находят останки погибших людей.

    Каждый год в дни прославления царственных мучеников здесь совершаются Богослужения.

    В начало

    Храм был заложен в 1701 году на территории Жилой слободы, где, в основном, расселились солдаты Белгородского полка. В основном они и занимались строительством при поддержке мирных жителей, поэтому возведение храма шло быстрыми темпами. В 1701 году Петр I пожертвовал на строительство храма 100 рублей, а приложенная записка от императора хранилась в алтаре и демонстрировалась только знатным гостям.

    В 1759 году храм сильно пострадал от пожара, но был заново отстроен. До 30-х годов прошлого века храм работал постоянно, но после с него были сброшены кресты, а внутри расположилась тюрьма. Во время репрессий людей расстреливали прямо у стен храма, а позже этим занимались немецкие оккупанты. Во время реставрации храма было найдено множество костей и черепов, каждый 10-й из которых был детским.

    В военное время подвал храма служим бомбоубежищем. После войны там расположился хлебзавод. В 1998 году храм передали Белгородско-Старооскольской епархии, сейчас он располагается на территории Марфо-Мариинского женского монастыря и составляет с Покровской церковью единый храмовый комплекс.

    В соборе в 1933–1937 годах была тюрьма, а в 1943, после ухода немцев, в нем разместили хлебозавод. Покровский храм тоже использовался большевиками в качестве тюрьмы – пересыльной . Затем он был отдан под механические мастерские.
    В 1993 году было открыто подворье Воскресенского женского монастыря и начались активные работы по восстановлению Покровского храма. При этом храме было решено открыть женский монастырь. Монастырь создавался по уставу Марфо-Мариинской обители милосердия, которая была основана в Москве в 1909 году великой княгиней Елисаветой Феодоровной.

    В настоящее время в восстановленном Покровском храме ежедневно совершается Божественная литургия и вечернее богослужение. Монастырь по своему уставу общежительный.

    Вся монастырская одежда и храмовое облачение изготавливаются насельницами. Сестры поют на клиросе, поддерживают чистоту и порядок в храме и в гостинице для паломников, готовят обед, благотворительно окормляют бедных людей и паломников. Насельницами прилагаются усилия и для развития собственного подсобного хозяйства.

    Храм Покрова Пресвятыя Богородицы Древлеправославной Поморской церкви.

    Сведений о белгородских старообрядцах конца XVII-середины XVI1I вв. практически не сохранилось. Начало активного расселе­ния старообрядцев в крае можно датировать последней четвертью XVII в. и оно совпадает с учреждением Белгородской епархии на Боль­шом Московском Соборе в 1667 г. Преследо­вания со стороны государственной власти и официальной Церкви привели к переселению некоторой части староверов на окраины госу­дарства, где контроль правительства был более слабым, а обширные епархии менее доступны­ми для епископского контроля. К таким пе­риферийным территориям на юге страны от­носилась курско-белгородская земля, входив­шая в состав Белгородской епархии.

    Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Белгород, фото V.Petrovich

    Первоначальный этап становления старой веры на исследуемой территории связан с име­нем старца иеромонаха Иова, который не при­нял новых церковных обрядов и около 1669 г. основал в Рыльском уезде (современная Кур­ская обл.) Льговский монастырь, объединив уже имеющихся на тот момент в округе при­верженцев древлего благочестия. Известен и основатель поповщины на юге России иеромо­нах Феодосии, бежавший из Рыльского Нико­лаевского монастыря на Донец (1).

    Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Белгород,фото А.Дворкин

    В 1680 г. старообрядчество стало замет­ным явлением в жизни белгородского края. В результате оттока с севера в окрестностях Бел­города появилось несколько староверческих сёл и деревень, основанных переселенцами-помо­рами. На распространение старой веры в пре­делах белгородского края существенно повли­ял и факт переселения туда по приказу прави­тельства стрельцов-староверов, служивших в Малороссии.
    Конец XVII и первая половина XVIII вв. характеризуются жестокими преследованиями старообрядцев, результатами которых явилось массовое бегство местных староверов на территорию польского государства — в Ветковскую колонию. Оставшиеся старообрядцы уст­раивали молитвенные дома в глухих местах, вдали от населённых пунктов. Епископ Белгородский Епифаний, управлявший епархией в 1732—1751 гг., приукрашивая действительное положение, заверял Синод, что в Белгород­ской епархии проживает старообрядцев всего до 9 человек (2).

    Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Белгород,

    Манифест Екатерины II (1762) разрешал староверам вернуться на родину из Польши. I Среди указанных мест поселения была и Бел­городская губерния. После первой выгонки Ветки в Белгородский Рожество-Богородицкий женский монастырь были сосланы «раскольни­цы Ветковского согласия». В 1764 г., после окончательного разорения Ветки, часть вернув­шихся в Россию старообрядцев осела на белго­родской земле, тем самым существенно увели­чив число местных приверженцев старины (3). Огромную роль в распространении старообряд­чества белгородском крае сыграл основанный в с. Кошлаково поморский монастырь, став­ший на долгое время значительным духовным центром старообрядчества.
    С воцарением Николая I положение бел­городских старообрядцев заметно ухудшилось по сравнению с некоторыми послаблениями Александра I. Но надо отметить, что, несмот­ря на периоды гонений, попытки ликвидиро­вать «раскольников» как явление, старообряд­чество к середине XIX в. прочно укрепилось на белгородской земле.
    Период правления Александра II в исто­рии местного старообрядчества характеризует­ся организацией староверческих скитов; в на­селённых пунктах активизировалось строитель­ство старообрядческих часовен, в том числе в д. Кошлаково Корочанского уезда. В Белго­родском и Новооскольском уездах старообряд­цев проживало до тысячи человек. К концу XIX в. в условиях относительной веротерпи­мости курско-белгородское старообрядчество существенно окрепло.
    После издания Александром III закона «О даровании раскольникам некоторых прав граж­данских и по отправлению духовных треб» от 3 мая 1883 г. в крае появилось несколько десят­ков новых молитвенных домов, зачастую рас­положенных в жилых зданиях. Однако с 1892 по 1895 гг. на территории белгородского края начинается новая кампания по борьбе с «расколом», так как после принятия закона не было создано механизмов, обеспечивающих веротер­пимость. Власть закрывает молельни, изыма­ет культовые принадлежности. Во многих уез­дах губернии молитвенные помещении были разрушены, в том числе в д. Крапивная Бел­городского уезда.
    Согласно материалам переписи населения 1897 г. в Белгороде проживало 0,01%, а в уез­де 0,3% старообрядцев. В Грайворонском уез­де насчитывалось 0,02% староверов, в Короче и Корочанском уезде в целом 1%. В Новом Осколе и уезде проживало 0,9% старообрядцев. Численность приверженцев старины в Старооскольском уезде составляла 0,3% (4).
    По социальному происхождению старо­обрядцы относились к разным слоям населе­ния. Среди крестьян-старообрядцев было мно­го зажиточных. Они занимались выращивани­ем хлеба, сеяли лён, коноплю, подсолнечник, из которого выжимали масло.
    Также старооб­рядцы славились как хорошие плотники, ка­менщики, печники. Немало староверов было, естественно, из среды купечества. В составе тех социальных групп, которые принято счи­тать наиболее «европеизированными», старообрядцев практически не было. Таким обра­зом, курско-белгородские «ревнители старины» принадлежали к тем слоям населения, в кото­рых сохранялся древнерусский традиционный уклад, неприемлющий модернизации.
    После издания манифеста 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» с 1907 по 1914 гг. на исследуемой территории осуще­ствляется процесс оформления староверческих общин как юридических лиц. В предреволю­ционное десятилетие местные старообрядцы заняли видное место в общественной жизни края, регистрируя общины, строя храмы, рас­пространяя собственную литературу и т.д.
    Новый этап в жизни старообрядчества начался с революционными событиями. В период воинствующего атеизма и создания со­ветского государства существование старооб­рядчества в регионе минимизировалось и све­лось исключительно к богослужениям по до­мам. Умирали старики-активные старооб­рядцы — и вместе с ними уходила старая вера в данной местности. Но, несмотря на это, ста­рообрядческие корни всё-таки были глубоки на белгородской земле.
    В изучаемом регионе доминирует беспо­повское согласие, хотя представлены также и поповцы. Эпицентром беспоповского толка является с. Кошлаково, в котором практичес­ки все коренные жители идентифицируют себя со старообрядчеством и носят одну фамилию. Село основано переселенцами-поморами. Здесь на протяжении всей истории старообрядчества существуют молитвенные дома, функ­ционировал храм в честь святителя Николы Чудотворца, разрушенный во время Великой Отечественной войны, имеется старообрядчес­кое кладбище. В Кошлаковском монастыре в мае 1927 г. проходил знаменитый Кошлаковский Собор староверов-поморцев, на котором присутствовало свыше 200 человек местных жителей и приехавших из соседних старообряд­ческих общин, а также из Поволжья, с Украи­ны, из Московской области и других мест. Собор был созван для рассмотрения вопросов, связанных с церковной жизнью, а также ряда уставных вопросов. 3 октября 1946 г. была за­регистрирована Кошлаковская община старо­веров-беспоповцев поморцев в с. Кошлаково Шебекинского района (5).
    Центром поповщины на территории бел­городского края можно считать с. Ровны. Рань­ше здесь активно действовал Покровский де­ревянный храм, построенный в 1905 г. В 1930 г. по приказу советских властей храм был за­крыт, а помещение отдано под зернохранили­ще. В период немецко-фашистской оккупа­ции Покровская церковь вновь начала функ­ционирование, обслуживая при этом сёла Ров­ны, Калиновка Вейделевского района и Ста­рая Ивановка Ровенского района. 16 июня 1945 г. в с. Ровны Вейделевского района Воронеж­ской области (сегодня Белгородская обл.) была зарегистрирована община старообрядцев Белокриницкой иерархии. На момент регистрации Ровновская община насчитывала 170 человек, а на начало 1953 г. — 92 человека, 15 мужчин и 77 женщин. Община официально просущество­вала до 12 марта 1976 г. (6). В настоящее вре­мя старообрядцев здесь почти не осталось. Представители старшего поколения (от 65 до 80 лет), которые продолжают относить себя к старообрядчеству, соблюдают некоторые обря­ды, но не собираются для богослужений, по­скольку не имеют священника.
    Поповцы-белокриничники на террито­рии нынешней Белгородской области были и в с. Дегтярное Никитовского района. Старооб­рядческая Михайловская деревянная церковь здесь построена в 1913 г., в период советской власти закрыта. Зарегистрированная в 1944 г. старообрядческая Дегтяринская община насчи­тывала 322 человека, 60 мужчин, 262 женщи­ны. Община была снята с регистрации в 1960 г. по причине распада. Помещение храма как аварийное было изъято местными властями, имущество передано Ровенской церкви старо­обрядцев белокриницкого согласия в Вейделевском районе.
    30 января 2001 г. в Белгороде на ул. Кра­сина была зарегистрирована община староверов-поморцев (7). Белгородские староверы-это потомственные староверы, выходцы из старообрядческих деревень области, преимуще­ственно из вышеупомянутого с. Кошлаково («кошлаки»). Белгородская община получила участок земли под строительство храма. Древлеправославный Поморский храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы был построен менее чем за один год силами общины. Попе­чителями строительства выступали братья Алек­сандр и Анатолий Васильевичи Тарасовы.
    2 декабря 2006 г. состоялось торжественное от­крытие храма (малое освящение), 14 октября 2007 г. на праздник Покрова состоится вели­кое освящение. Обязанности духовного настав­ника выполняет Александр Егорович Тарасов. Староверческий храм в Белгороде единствен­ный поморский на территории всего Централь­ного Черноземья. В настоящее время в Белгородской области поморские общины имеют­ся также в Валуйках, Зимовном, Шебекино, Старом Осколе.
    ПРИМЕЧАНИЯ
    Кобец О., прот., Крупенков А.Н., Крупенков Н.Ф. История Белгородской и Старооскольской епархии. Белгород, 2006. С.25.
    Там же. С.55.
    Государственный архив Белгородской области. Ф.127. Оп.1. Д.1. Л.З.
    Там же. Д.2. Л.2.
    Там же. Ф.Р-1179. Оп.1. Д.166. Л.9.
    Там же. Д.120. Л.7.
    Религиозные организации на территории Белгородской области: Справочник. Белгород, 2002.

    Источники: АнтиРаскол, Википедия, Соборы.ру

    Местоположение: Россия, г. Белгород, ул. Курская, 18

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *