Марфо-Мариинский монастырь в Белгороде (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Марфо-Мариинский монастырь в Белгороде
Несколько столетий назад в Белгородско-Обоянской епархии действовало порядка 1000 церквей и 50 монастырей. И это совсем неудивительно, ведь Белгород считался самым большим населенным пунктом крупнейшей российской епархии. Сегодня о былом величии напоминают лишь немногие здания. Марфо-Мариинский монастырь — один из таких памятников. Его особенность в том, что похожих храмов в регионе (в Белгороде в частности, и на юге России в общем) попросту нет: похожая архитектура более характерна для северных областей страны.
На Белогорье нет ни одного здания постройки 17 века, кроме Успенско-Николаевского собора, расположенного на территории Марфо-Мариинского женского монастыря. Это самое старое строение в регионе.
Содержание
Немного истории
Марфо-Мариинская обитель была открыта в 1626 г. Главные ее архитектурные сокровища: Покровская церковь 1766 г. постройки и Успенско-Николаевский собор. Судьба первого храма стандартна: после революции он был закрыт и преобразован в тюрьму для пересыльных. Позже, во второй половине 20 века в полуразрушенном соборе разместили мастерские. Нелегкая судьба была и у возведенного в 1703 г. Успенско-Николаевского собора. После 1917 г. он был закрыт, а в 50-80-х гг. — передан Белгородскому хлебозаводу.
Что посмотреть
Покровская церковь (она же храм Покрова Пресвятой Богородицы) была возведена в 1791 г. и спустя почти полвека укрупнилась за счет пристройки придела во имя Митрофана Воронежского. В архитектуре храма прослеживаются черты барокко.
Чуть южнее Покровской церкви стоит Успенско-Николаевский собор — уникальный образец так называемого «провинциального» зодчества. Его особенность — асимметричный план и арочный декор. Рядом с трехпрестольной церковью построена шатровая колокольня. Не самый приметный в архитектурном плане пятиглавый Успенско-Николаевский собор — древнейший храм Белгородской земли.
В стену Марфо-Мариинского женского монастыря в 1998 г. встроена часовня царственных мучеников и страстотерпцев. Такое необычное размещение отнюдь не случайно: именно здесь у церковных ворот сотрудники НКВД расстреливали священников.
Практическая информация
Адрес: Белгород, ул. Пушкина, 19а. Тел.: +7 (472) 235-36-20.
Храм открыт с 7:00 по 20:00. Вечернее богослужение совершается ежедневно в 17:00, а литургия — в 7:30.
Дата публикации или обновления 04.11.2017
Марфо-Мариинский женский монастырь
Адрес: 308015, г. Белгород, ул. Пушкина, 19.
Настоятельница: игумения Иоасафа (Кандыба).
В 1993 году начались активные работы по восстановлению Покровского храма. При этом храме было решено открыть женский монастырь. Монастырь создавался по уставу Марфо-Мариинской обители милосердия, которая была основана в Москве в 1909 году великой княгиней Елисаветой Феодоровной, прославленной Русской Православной Церковью в лике святых в конце XX века.
9 февраля 1994 года в одноэтажном здании, расположенном во дворе монастыря, была совершена первая Божественная Литургия. Почти два года (до восстановления и освящения Покровского храма) здесь совершались Богослужения по воскресным и праздничным дням.
Открытие в Белгороде Марфо-Мариинского женского монастыря благословлено Определением Священного Синода Русской Православной Церкви (выписка из Журнала №125) от 28 декабря 1999 года. В настоящее время в восстановленном Покровском храме ежедневно совершается Божественная Литургия, вечером — вечернее Богослужение.
На воскресном вечернем Богослужении поется акафист Покрову Божией Матери или празднику. Благодаря усердию насельниц, в монастыре соблюдается Богослужебный Устав.
Сестры регентуют, поют и читают на клиросе.
Вся монастырская одежда и храмовое облачение изготавливаются насельницами. Сестры поддерживают чистоту и порядок не только в храме, но и в гостинице для паломников, готовят обед для работающих в монастыре строителей, благотворительно окормляют бедных людей и паломников. Насельницами прилагаются усилия и для развития собственного подсобного хозяйства.
В селах Вергилевка (Белгородский район) и Русская Березовка (Ракитянский район) существуют монастырские подворья. Монастырь по своему уставу общежительный. В настоящее время в обители живут 30 насельниц.
Покровский храм
Адрес: 308015, г. Белгород, ул. Пушкина, 19.
Телефон: (4722) 35-36-20.
Старший священник: протоиерей Вячеслав Иванович Чистяков.
Духовенство храма: протоиерей Симеон Егорович Ходеев, иерей Сергий Мирович Михальчук, диакон Алексий Викторович Амосов.
Однопрестольный храм Покрова Пресвятой Богородицы был возведен в 1791 году. В 1837 г. к нему был пристроен придел во имя Святителя Митрофана Воронежского, а в 1865 году — придел во имя Святителя Тихона Задонского.
В конце 20-х годов XX века храм оказался в числе «подлежащих закрытию». В нем была размещена пересыльная тюрьма.
При восстановлении храма в 90-е годы найдено множество человеческих останков.
В 50-е годы здание храма использовалось под механические мастерские.
В 1991 году начаты реставрационные работы.
В 1993 г. храм стал монастырским — из с. Зимовенька в Белгород был перемещен центр Марфо-Мариинской женской обители, образованной в 1990 г.
Храм является памятником архитектуры.
Успенско-Николаевский собор
Адрес: 308015, г. Белгород, ул. Пушкина, 19.
Настоятель: протоиерей Вячеслав Иванович Чистяков.
Успенско-Николаевский собор — самый древний каменный храм, сохранившийся на Белгородской земле. Строительство его, по свидетельству составившего в 1785 году «Описание Курского наместничества» Ивана Башилова, относится к 1692-1703 гг. Возведение собора осуществлялось силами солдат Белгородского гарнизона и московскими стрельцами во главе с Иваном Прокофьевым.
В алтаре собора (до его закрытия) хранилась записка о том, что Петр I
15 июля 1701 г. «…пожаловал на свое Государское Богомолье на строения каменныя церкви Успение Пресвятые Богородицы да Великого чудотворца Николы что строится в Белгороде в солдатской слободе Жилой сто рублёв денег». В 1759 г. собор сильно пострадал от пожара: сгорели деревянная крыша, купола, иконостас, обгорели стены. В начале XIX в. собор был обнесен высокой кирпичной оградой.
На месте северозападной башни в 1889 г. была выстроена круглая часовня в память избавления Государя императора Александра III и его августейшего семейства от опасности при крушении поезда 17 октября 1887 г. В начале 30-х годов XX века собор закрыли. Здание переоборудовано под хлебозавод.
В 1986 г. храм взят под охрану государства как памятник архитектуры XVII века. В 1998 г. собор передан Белгородской и Старооскольской епархии, в 1999 г. к празднику Пасхи собор отдан Марфо-Мариинскому женскому монастырю.
Успенско-Николаевский собор представляет собой редкий для Белгородского региона оригинальный образец храма с асимметричным планом и барочным декором, характерным для поздне-московского зодчества. Собор трехпрестольный: главный престол — в честь Успения Пресвятой Богородицы, южный придел — во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского, Чудотворца, в трапезной, в северной ее части устроен алтарь во имя Святого Иоанна Крестителя. В настоящее время на храме ведутся реставрационные работы.
Часовня во имя Царственных мучеников и новомучеников
Адрес: г. Белгород, ул. Пушкина, 19.
Часовня во имя Царственных мучеников и новомучеников освящена 17 июля 1999 года архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном.
Архитектор — В.Я. Бусыгин.
Под часовней было устроено место для захоронения останков людей, пострадавших в богоборческие времена за веру, и воинов, защитников Отечества в годы Второй мировой войны.
При ведении реставрационных работ на территории Марфо-Мариинского монастыря, где расположена часовня, до сих пор находят останки погибших людей.
Каждый год в дни прославления царственных мучеников здесь совершаются Богослужения.
В начало
Храм был заложен в 1701 году на территории Жилой слободы, где, в основном, расселились солдаты Белгородского полка. В основном они и занимались строительством при поддержке мирных жителей, поэтому возведение храма шло быстрыми темпами. В 1701 году Петр I пожертвовал на строительство храма 100 рублей, а приложенная записка от императора хранилась в алтаре и демонстрировалась только знатным гостям.
В 1759 году храм сильно пострадал от пожара, но был заново отстроен. До 30-х годов прошлого века храм работал постоянно, но после с него были сброшены кресты, а внутри расположилась тюрьма. Во время репрессий людей расстреливали прямо у стен храма, а позже этим занимались немецкие оккупанты. Во время реставрации храма было найдено множество костей и черепов, каждый 10-й из которых был детским.
В военное время подвал храма служим бомбоубежищем. После войны там расположился хлебзавод. В 1998 году храм передали Белгородско-Старооскольской епархии, сейчас он располагается на территории Марфо-Мариинского женского монастыря и составляет с Покровской церковью единый храмовый комплекс.
В соборе в 1933–1937 годах была тюрьма, а в 1943, после ухода немцев, в нем разместили хлебозавод. Покровский храм тоже использовался большевиками в качестве тюрьмы – пересыльной . Затем он был отдан под механические мастерские.
В 1993 году было открыто подворье Воскресенского женского монастыря и начались активные работы по восстановлению Покровского храма. При этом храме было решено открыть женский монастырь. Монастырь создавался по уставу Марфо-Мариинской обители милосердия, которая была основана в Москве в 1909 году великой княгиней Елисаветой Феодоровной.
В настоящее время в восстановленном Покровском храме ежедневно совершается Божественная литургия и вечернее богослужение. Монастырь по своему уставу общежительный.
Вся монастырская одежда и храмовое облачение изготавливаются насельницами. Сестры поют на клиросе, поддерживают чистоту и порядок в храме и в гостинице для паломников, готовят обед, благотворительно окормляют бедных людей и паломников. Насельницами прилагаются усилия и для развития собственного подсобного хозяйства.
Храм Покрова Пресвятыя Богородицы Древлеправославной Поморской церкви.
Сведений о белгородских старообрядцах конца XVII-середины XVI1I вв. практически не сохранилось. Начало активного расселения старообрядцев в крае можно датировать последней четвертью XVII в. и оно совпадает с учреждением Белгородской епархии на Большом Московском Соборе в 1667 г. Преследования со стороны государственной власти и официальной Церкви привели к переселению некоторой части староверов на окраины государства, где контроль правительства был более слабым, а обширные епархии менее доступными для епископского контроля. К таким периферийным территориям на юге страны относилась курско-белгородская земля, входившая в состав Белгородской епархии.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Белгород, фото V.Petrovich
Первоначальный этап становления старой веры на исследуемой территории связан с именем старца иеромонаха Иова, который не принял новых церковных обрядов и около 1669 г. основал в Рыльском уезде (современная Курская обл.) Льговский монастырь, объединив уже имеющихся на тот момент в округе приверженцев древлего благочестия. Известен и основатель поповщины на юге России иеромонах Феодосии, бежавший из Рыльского Николаевского монастыря на Донец (1).
Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Белгород,фото А.Дворкин
В 1680 г. старообрядчество стало заметным явлением в жизни белгородского края. В результате оттока с севера в окрестностях Белгорода появилось несколько староверческих сёл и деревень, основанных переселенцами-поморами. На распространение старой веры в пределах белгородского края существенно повлиял и факт переселения туда по приказу правительства стрельцов-староверов, служивших в Малороссии.
Конец XVII и первая половина XVIII вв. характеризуются жестокими преследованиями старообрядцев, результатами которых явилось массовое бегство местных староверов на территорию польского государства — в Ветковскую колонию. Оставшиеся старообрядцы устраивали молитвенные дома в глухих местах, вдали от населённых пунктов. Епископ Белгородский Епифаний, управлявший епархией в 1732—1751 гг., приукрашивая действительное положение, заверял Синод, что в Белгородской епархии проживает старообрядцев всего до 9 человек (2).
Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Белгород,
Манифест Екатерины II (1762) разрешал староверам вернуться на родину из Польши. I Среди указанных мест поселения была и Белгородская губерния. После первой выгонки Ветки в Белгородский Рожество-Богородицкий женский монастырь были сосланы «раскольницы Ветковского согласия». В 1764 г., после окончательного разорения Ветки, часть вернувшихся в Россию старообрядцев осела на белгородской земле, тем самым существенно увеличив число местных приверженцев старины (3). Огромную роль в распространении старообрядчества белгородском крае сыграл основанный в с. Кошлаково поморский монастырь, ставший на долгое время значительным духовным центром старообрядчества.
С воцарением Николая I положение белгородских старообрядцев заметно ухудшилось по сравнению с некоторыми послаблениями Александра I. Но надо отметить, что, несмотря на периоды гонений, попытки ликвидировать «раскольников» как явление, старообрядчество к середине XIX в. прочно укрепилось на белгородской земле.
Период правления Александра II в истории местного старообрядчества характеризуется организацией староверческих скитов; в населённых пунктах активизировалось строительство старообрядческих часовен, в том числе в д. Кошлаково Корочанского уезда. В Белгородском и Новооскольском уездах старообрядцев проживало до тысячи человек. К концу XIX в. в условиях относительной веротерпимости курско-белгородское старообрядчество существенно окрепло.
После издания Александром III закона «О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб» от 3 мая 1883 г. в крае появилось несколько десятков новых молитвенных домов, зачастую расположенных в жилых зданиях. Однако с 1892 по 1895 гг. на территории белгородского края начинается новая кампания по борьбе с «расколом», так как после принятия закона не было создано механизмов, обеспечивающих веротерпимость. Власть закрывает молельни, изымает культовые принадлежности. Во многих уездах губернии молитвенные помещении были разрушены, в том числе в д. Крапивная Белгородского уезда.
Согласно материалам переписи населения 1897 г. в Белгороде проживало 0,01%, а в уезде 0,3% старообрядцев. В Грайворонском уезде насчитывалось 0,02% староверов, в Короче и Корочанском уезде в целом 1%. В Новом Осколе и уезде проживало 0,9% старообрядцев. Численность приверженцев старины в Старооскольском уезде составляла 0,3% (4).
По социальному происхождению старообрядцы относились к разным слоям населения. Среди крестьян-старообрядцев было много зажиточных. Они занимались выращиванием хлеба, сеяли лён, коноплю, подсолнечник, из которого выжимали масло.
Также старообрядцы славились как хорошие плотники, каменщики, печники. Немало староверов было, естественно, из среды купечества. В составе тех социальных групп, которые принято считать наиболее «европеизированными», старообрядцев практически не было. Таким образом, курско-белгородские «ревнители старины» принадлежали к тем слоям населения, в которых сохранялся древнерусский традиционный уклад, неприемлющий модернизации.
После издания манифеста 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» с 1907 по 1914 гг. на исследуемой территории осуществляется процесс оформления староверческих общин как юридических лиц. В предреволюционное десятилетие местные старообрядцы заняли видное место в общественной жизни края, регистрируя общины, строя храмы, распространяя собственную литературу и т.д.
Новый этап в жизни старообрядчества начался с революционными событиями. В период воинствующего атеизма и создания советского государства существование старообрядчества в регионе минимизировалось и свелось исключительно к богослужениям по домам. Умирали старики-активные старообрядцы — и вместе с ними уходила старая вера в данной местности. Но, несмотря на это, старообрядческие корни всё-таки были глубоки на белгородской земле.
В изучаемом регионе доминирует беспоповское согласие, хотя представлены также и поповцы. Эпицентром беспоповского толка является с. Кошлаково, в котором практически все коренные жители идентифицируют себя со старообрядчеством и носят одну фамилию. Село основано переселенцами-поморами. Здесь на протяжении всей истории старообрядчества существуют молитвенные дома, функционировал храм в честь святителя Николы Чудотворца, разрушенный во время Великой Отечественной войны, имеется старообрядческое кладбище. В Кошлаковском монастыре в мае 1927 г. проходил знаменитый Кошлаковский Собор староверов-поморцев, на котором присутствовало свыше 200 человек местных жителей и приехавших из соседних старообрядческих общин, а также из Поволжья, с Украины, из Московской области и других мест. Собор был созван для рассмотрения вопросов, связанных с церковной жизнью, а также ряда уставных вопросов. 3 октября 1946 г. была зарегистрирована Кошлаковская община староверов-беспоповцев поморцев в с. Кошлаково Шебекинского района (5).
Центром поповщины на территории белгородского края можно считать с. Ровны. Раньше здесь активно действовал Покровский деревянный храм, построенный в 1905 г. В 1930 г. по приказу советских властей храм был закрыт, а помещение отдано под зернохранилище. В период немецко-фашистской оккупации Покровская церковь вновь начала функционирование, обслуживая при этом сёла Ровны, Калиновка Вейделевского района и Старая Ивановка Ровенского района. 16 июня 1945 г. в с. Ровны Вейделевского района Воронежской области (сегодня Белгородская обл.) была зарегистрирована община старообрядцев Белокриницкой иерархии. На момент регистрации Ровновская община насчитывала 170 человек, а на начало 1953 г. — 92 человека, 15 мужчин и 77 женщин. Община официально просуществовала до 12 марта 1976 г. (6). В настоящее время старообрядцев здесь почти не осталось. Представители старшего поколения (от 65 до 80 лет), которые продолжают относить себя к старообрядчеству, соблюдают некоторые обряды, но не собираются для богослужений, поскольку не имеют священника.
Поповцы-белокриничники на территории нынешней Белгородской области были и в с. Дегтярное Никитовского района. Старообрядческая Михайловская деревянная церковь здесь построена в 1913 г., в период советской власти закрыта. Зарегистрированная в 1944 г. старообрядческая Дегтяринская община насчитывала 322 человека, 60 мужчин, 262 женщины. Община была снята с регистрации в 1960 г. по причине распада. Помещение храма как аварийное было изъято местными властями, имущество передано Ровенской церкви старообрядцев белокриницкого согласия в Вейделевском районе.
30 января 2001 г. в Белгороде на ул. Красина была зарегистрирована община староверов-поморцев (7). Белгородские староверы-это потомственные староверы, выходцы из старообрядческих деревень области, преимущественно из вышеупомянутого с. Кошлаково («кошлаки»). Белгородская община получила участок земли под строительство храма. Древлеправославный Поморский храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы был построен менее чем за один год силами общины. Попечителями строительства выступали братья Александр и Анатолий Васильевичи Тарасовы.
2 декабря 2006 г. состоялось торжественное открытие храма (малое освящение), 14 октября 2007 г. на праздник Покрова состоится великое освящение. Обязанности духовного наставника выполняет Александр Егорович Тарасов. Староверческий храм в Белгороде единственный поморский на территории всего Центрального Черноземья. В настоящее время в Белгородской области поморские общины имеются также в Валуйках, Зимовном, Шебекино, Старом Осколе.
ПРИМЕЧАНИЯ
Кобец О., прот., Крупенков А.Н., Крупенков Н.Ф. История Белгородской и Старооскольской епархии. Белгород, 2006. С.25.
Там же. С.55.
Государственный архив Белгородской области. Ф.127. Оп.1. Д.1. Л.З.
Там же. Д.2. Л.2.
Там же. Ф.Р-1179. Оп.1. Д.166. Л.9.
Там же. Д.120. Л.7.
Религиозные организации на территории Белгородской области: Справочник. Белгород, 2002.
Источники: АнтиРаскол, Википедия, Соборы.ру
Местоположение: Россия, г. Белгород, ул. Курская, 18