Мариинский конек горбунок отзывы

Irina ChechaFollow May 17 · 3 min read

  • Музыка: Родиона Щедрина
  • Хореография: Алексея Ратманского

Много лет смотрела на фотографии со спектакля «Конек-горбунок» на сайте Мариинского театра и не решалась взять билеты на этот балет. Пугали яркие наряды и пустая сцена без декораций. Все казалось гротескным, наигранным и чересчур — и каждый раз включалось в голове «Не хочу! Не буду!”. Очень зря. Балет оказался стоящим во всех отношениях: очаровательная музыка Родиона Щедрина, выдержанная хореография в русском стиле вместе с музыкой, и яркие образы.

Немного про музыку и историю балета «Конек-горбунок”

Когда балет «Конек-горбунок” вернули на сцену в начале 20 века, то к первоначальной музыке Пуни добавили отрывки из сочинений Чайковского, Листа, Рубинштейна. В результате, получилась музыкальная солянка.

Наконец, через 50 лет исполнения этого попурри Большой театр решил обновить балет и заказал новую музыку. Волей судьбы этот заказ достался Родиону Щедрину, тогда еще только выпускнику консерватории.
Заказ совпадал с его увлечением народной музыкой, с его желанием писать и с его чувством юмора. Он познакомил его с Майей Плисецкой. Позже композитор отмечал в интервью, что благодаря этой работе поймал настоящую Жар-птицу.

Владимир Шкляров в роли Ивана, Виктория Терешкина в роли Царь-девицы

Музыка, созданная Щедриным, очень точно передает образы главных героев. Она с юмором и иронией описывает самодурного царя, передает сказочный и величественный образ Царь-птицы и восхваляет Ивана-дурочка

Сюжет

Если вы читали в детстве сказку про Конька-горбунка или смотрели советский мультфильм, то сюжет знаете. Но лучше перечитайте либретто перед началом спектакля в Мариинском театре. Потому что образы и наряды не всегда очевидные, и мне было сложно быстро сообразить о происходящем на сцене.

Постановка в Мариинском театре

Балет «Конек-горбунок” в Мариинском театре поставил хореограф Алексей Ратманский в 2009 г. Его хореография гармонично сочетается с музыкой. Все выдержано в русском, немного балаганном стиле. В танцах есть хороводы, поклоны и присядка — и всего этого в меру.

В балете действительно много гротеска. Фотографии на сайте все-таки отражают суть. Яркие костюмы помогают создать впечатления. В них танцовщики не только несут образ, но и создают настроение и окружение словно живые декорации.

Гротеск добавляет постановке оттенки, раскрывает образы. Например, самый яркий герой — Иван-дурачок. За спектакль мы видим, как меняется его образ и как растет герой. Из скромного мальчика, над которым все потешаются, вырастает юноша, который понимает свои желания и сохраняет честь и уважение к другим.

В последний свой приезд в Санкт-Петербург я побывала в Мариинском-2, Новой сцене Мариинки.

Ходили мы на балет Родиона Щедрина «Конёк-Горбунок» в постановке Алексея Ратманского.

Расскажу о своих впечатлениях как простого зрителя.
Мы были на дневном представлении: было много детей и им очень нравилось то, что происходило на сцене.

Для нас же, взрослых тётенек, привыкших к зрелищным постановкам с пышными декорациями, феерическими костюмами, всё было непривычно.
Удивила сценография: голая сцена, условные декорации, прямое световое решение. Геометрические фигуры, напоминающие элементы игры тетрис, становились то царским троном, то лавкой в крестьянской избе, то крепостными стенами.

И если с авангардной сценографией со временем свыкаешься, то лаконичные костюмы главных героев как-то расстраивают.
Ладно, крестьяне по-простому одеты, Иван-дурак практически раздет, но какой страшный Конёк-Горбунок: в отрепьях и со своим гримом он больше похож на замученного ишака:(
А Царь-девица… вообще нет слов. От её вида не замираешь от восторга.
Но зато воображение художника разыгралось на части кордебалета. Жар-птицы в виде язычков пламени, народ как березовая роща, костюмы бояр в виде крепостной стены.

Интересно, что художником-постановщиком и художником по костюмам является автор либретто Максим Исаев.
А вот и либретто.
Как сценарий клипа. Короткие рубленые предложения. Очень много глаголов. Кстати, дети с удовольствием читали либретто вслух 🙂

Единственное, что осталось неизменным в этой постановке «Конька-Горбунка» — удивительная музыка Щедрина.

Из истории балета мы знаем, что это произведение молодого Щедрина написано для постановки в Большом театре. Партитура «Конька-Горбунка» посвящена Майе Плисецкой — музе композитора, которая вскоре стала его женой.
Наверное тяжело исполнять партию Царь-девицы, когда эталон этого образа — великая балерина.
Для тех, кто увлечен балетом, прилагаю фото программки с указанием исполнителей.

В целом, балет понравился. Думаю, хорошо сводить на «Конька-Горбунка» ребенка 6-8 лет. У детей богатое воображение, так что проблем с восприятием современного авангарда у них не будет.
Маленькие зрители живо реагировали на всё происходящее на сцене, одаривали артистов радостным смехом и аплодисментами.
Спектакль идет с одним антрактом, чуть больше 2 часов. Мы в этот день успели еще на музыкальный вечер в «Санктъ-Петербуръ Опера».

Премьера балет

Премьерой балета «Конек-Горбунок» Родиона Щедрина в постановке Алексея Ратманского и оформлении Максима Исаева открылся IX фестиваль «Мариинский». На авангардном спектакле развлекалась ОЛЬГА Ъ-ФЕДОРЧЕНКО.

Для всех участников нынешней премьеры «Конек-Горбунок» что-нибудь да значит в творческой и личной судьбе. Для Родиона Щедрина балет, написанный в 1955 году, когда он был еще студентом консерватории, стал театральным дебютом и принес, по словам композитора, «неземную Жар-птицу — Майю Плисецкую». Валерий Гергиев дирижировал премьерой «Конька-Горбунка» в самом начале карьеры в Мариинском театре. Создатель Русского инженерного театра АХЕ Максим Исаев впервые выступил художником балетного спектакля. Даже хореограф Алексей Ратманский не выбивается из этого дебютного сюжета: хотя «Конек» стал его пятым спектаклем в Мариинке, зато первым, поставленным в качестве свободного художника — после ухода с поста балетного худрука Большого театра в январе этого года.

Художественное оформление господина Исаева авангардно в прямом смысле — непосредственные отсылки к Малевичу и Кандинскому в сценографии и костюмах не заметить трудно: пустынная черная сцена, желтое пятно огромного диска луны, маленький красный квадрат дома. Вот, собственно, и все сценографическое решение. Зато костюмы «Конька-Горбунка» оказались весьма затейливы. Жители подводного царства щеголяли перевернутыми отражениями собственных лиц, нарисованными на груди. Царя одели в костюм-Кремль и водрузили на него шапку в виде Спасской башни. Жар-птицы радовали вампирским гримом: на выбеленных лицах — красные глазницы. Не без иронии одели исполнителей цыганского танца: огромные бесформенные футболки поверх юбок и брюк и на кухне коммунальной квартиры выглядели бы вполне уместно.

Хореография господина Ратманского идеально соответствует музыке и оформлению: она дурашлива и проникновенна, гротескна и рациональна. Хореографическое повествование движется легко и непринужденно. У каждого персонажа — свои запоминающиеся пластические характеристики. Танцевальная речь героев «Конька-Горбунка» пересыпана цитатами из «Блудного сына», «Свадебки», «Послеполуденного отдыха фавна» и других балетов русского авангарда.

Не забыта и старая добрая классика, причем ввернута она изящно и остроумно. В вариации свадебно-коронационного pas de deux Иван силится вспомнить приличествующие случаю классические «речи», однако на ум ему приходят лишь обрывки «фраз»-комбинаций, которые при ближайшем рассмотрении оказываются лихой пародией на старого, еще дореволюционного «Конька-Горбунка» Цезаря Пуни. В массовых сценах с участием Жар-птиц и обитателей дна морского Алексей Ратманский тоже не обошелся без предшественников: его хореографический морок прямо отсылает к декадентской истоме «Жар-птицы» Михаила Фокина.

Искрометную музыку Родиона Щедрина господин Гергиев интерпретировал по-вагнеровски мощно и энергично, а лирические эпизоды прямо-таки стекали с его дирижерской палочки. И самое удивительное и замечательное: за темпами, заданными маэстро, поспевали артисты, что, как известно, случается далеко не всегда. Танцовщики вообще отличились в этом спектакле. Получился замечательный мужской триумвират: юркий и ловкий Илья Петров в партии Конька-Горбунка, простодушный Михаил Лобухин (Иван), неузнаваемый Андрей Иванов (Царь с характерной бородкой клинышком). Эти трое явно переиграли Викторию Терешкину (Царь-девица), гораздо больше похожую на Марфушеньку из фильма «Морозко», чем на «неземную Жар-птицу» Родиона Щедрина, вдохновившую его на создание этого балета. Однако ключевым свидетельством успеха нового спектакля стала реакция многочисленных детей, присутствовавших на премьере: взрывов такого громкого и искреннего хохота стены Мариинки давно не припомнят.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *