Мартирий зеленецкий

Владимир Басенков
Источник: Радио «Вера»

Зачем усиливать молитву в пост и какой от нее толк? Почему испытания неизбежны для человека? И как память о смерти помогает генерировать созидательную энергию? Об этом и не только – в житии преподобного Мартирия Зеленецкого.

Молитва – первое дело веры

Современнику, ориентированному преимущественно на внешний мир, тяжело смириться с мыслью, что молитва – это дело, а для христианина еще и самое первое с точки зрения его религиозных убеждений. Как иначе? Мы ничего не можем творить без Бога, а раз молитва – разговор с Создателем и первый способ установить с Ним связь (ведь каждое таинство предваряется рядом подготовительных молитв), значит, молитве нужно уделять особое внимание. Тем более в пост, когда мы стремимся стать лучшей версией себя и приблизиться к Господу. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21), говорит Христос о темных силах, которые провоцируют человека развиваться неверным духовным путем. То есть, посредством самоограничения и постоянной поддержки связи с Богом мы можем сделать наш пост действительно полезным для себя. Молясь мало или вообще оставляя правило, мы рискуем оказаться в рамках системы самоограничения ради самоограничения, что не приведет к изменениям нашей души.

В житии преподобного Мартирия наряду с традиционными для жизни средневековых монахов многочисленными подвигами молитвы есть и вполне конкретные правила, подчеркивающие степень усилия святого на пути к Богу. Вечером в качестве келейного правила преподобный читал павечерницу (по-современному – повечерие; традиция ее чтения в качестве вечернего молитвенного правила по сей день сохранилась среди прихожан храмов старообрядной традиции Русской Православной Церкви). При помощи лестовик (древнерусских четок) Мартирий совершал также 1000 молитв Иисусовых и 200 молитв Богородице. Это правило, очевидно выбранное святым самостоятельно, сопровождалось поклонами, 600 из которых были земными.

Не стоит умалять подобное делание: поклоны – это молитва тела. Подражать монахам буквально, возможно и не стоит (хотя, если есть силы и желание – почему нет), а извлечь из примера Мартирия полезный урок лишним не будет.

Будьте готовы к искушениям

Вам, возможно, набило оскомину это слово, но, поверьте, без искушений жизнь христианина протекать не может. Почему? Потому что испытываемый Богом через внешние обстоятельства человек «прокачивает» свою духовную силу. Как говорится, себя до конца не узнаешь, пока не попадешь в экстремальную ситуацию. Человек слаб, а иногда просто невнимателен. То или иное происшествие способно выбить его из колеи, и здесь срабатывают инстинкты и привычки. Тогда-то и открывается христианину собственный внутренний мир со всеми его изъянами. Такие встряски полезны, ведь узнаешь себя, видишь, над чем стоит поработать, а жизнь становится осознаннее. Главное – не бояться и не забывать выполнять первый совет из жития Мартирия.

Одним из мест иноческого подвига преподобного стала непроходимая глушь у села Бабурино. Мартирий жил среди болот, покрытых мхом, и рисковал утонуть, сделав один неосторожный шаг. Он мог погибнуть от лап диких зверей, вой которых сопровождал каждую ночь святого. Жил преподобный не в теплом срубе с печкой, а в шалаше, поэтому был постоянно мучим холодом. Почти постоянно Мартирий находился один, без связи с миром. Что творилось внутри у святого! Но он выстоял, построил часовню, а позже к нему стали стекаться для жизни иноки. Возник монастырь, и испытания одиночеством и неустроенностью быта для Мартирия ушли в прошлое.

Помните час смертный

Говорить об этом сегодня не особо принято, в том числе и среди христиан. Тем не менее, память смертная дает мощный заряд энергии и помогает верно определить свои ценности, выстроить пирамиду ориентиров и правильно поставить цели. Планирование времени также выходит на новый уровень. Ведь дни жизни ограничены. Мы не можем знать, сколько проживем, но мы точно можем взять на себя ответственность за свое существование. Что по-настоящему ценно, если тело однажды умрет? Конечно, душа. Она – самое драгоценное сокровище, которое у нас есть. Заботе о ней, в том числе через заботу о ближних и совершение достойных дел, стоит посвятить себя. Отвергнуть грех и принять добродетель, больше времени уделять близким, творить добро и посвятить себя по-настоящему важным занятиям. А самое главное – стремиться умножать любовь, главное свойство нашего Создателя, заложенное им в человека.

Незадолго до смерти Мартирий выкопал могилу, сколотил гроб, положил его в яму и много часов проводил около него в молитве и размышлениях. О чем думал святой? Наверное, вспоминал о своих ошибках, говорил с Богом, просил возможности измениться до момента своего отшествия в мир иной. Думая о смерти, Мартирий пламенно учил иноков обители и всех гостей монастыря надеяться на Бога, быть трудолюбивыми, по-доброму относиться к людям вокруг и проявлять искренне участие и милосердие к ближним. Думая о смерти, Мартирий открывал в себе, как это ни парадоксально, источник позитивной созидательной энергии, которой он делился с людьми. Преподобный, размышляя о своем уходе из земного мира, в буквальном смысле находил силы делать этот мир лучше.

14 марта (1 марта ст. ст.) Церковь чтит память преподобного Мартирия Зеленецкого, новгородского чудотворца.

Житие преподобного Мартирия Зеленецкого

Преподобный Мартирий (в миру Мина) родился в Великих Луках. На десятом году жизни осиротел. К этому времени отрок Мина уже знал Псалтырь. Заботу о сироте взял на себя иерей Благовещенской церкви по имени Боголеп, и Мина полюбил церковную службу. Спустя несколько лет овдовевший священник постригся в обители бессребреников; Мина посещал его и здесь, — посещал и тогда, как Боголеп поставлен был в строителя Великолуцкой Сергиевой обители. В этой обители Мина, раздав все имение, принял постриг с именем Мартирий. Прожив 7 лет при наставнике Боголепе, Мартирий пожелал жить в уединении в пустынном месте, за 60 верст от Великих Лук. Пишет преподобный в своей повести: «Возле какого-то ручья, на берегу в земле, в глине, выкопали мы себе землянку и покрыли ее еловыми ветками. Я же жил в пустыни и питался рукоделием своим: плел из лыка лапти и с навещающем крестьянином отсылал по селам жителям, а они присылали с ним же все потребное мне. И я, грешный, принимал с благодарностью от них приносимое». Однако Боголеп прислал ему совет возвратиться в обитель, так как здесь может он быть полезным и для других. В недоумении отправился он на поклонение Смоленской иконе Пресвятой Богородицы и чудотворцу Авраамию. В Смоленске получил ответ: «ты должен жить в пустыне, где укажет Господь и Его Пречистая Матерь». В Тихвинской обители обрадован он был свиданием с учеником своим Авраамием, который, будучи болен, был исцелен Богородицей и оставался в Тихвине.

Мартирий просил Господа указать ему уединенное место для подвигов. Такое место было указано ночью ученику Мартирия знамением крестовидной зари на острове, издавна называвшемся Зеленым. Благочестивый поселянин Иосиф по временам приносил ему пищу, а иногда, смущаемый помыслами и суетой, надолго оставлял без нее. По времени узнали и об отшельнике Зеленого острова. Как ни много тогда было в Новгородской области иноческих обителей, но в глуши, где поселился Мартирий, их не было. Потому, узнав о Мартирии, с особенным жаром стремились в его пустыню искренние подвижники. Мартирий построил часовню и кельи с оградой. Узнал о нем и благочестивый боярин Феодор Сырков; его усердием был построен в Мартириевой пустыни храм Благовещения, а братия упросили старца принять на себя сан священства и начальство над ними со званием игумена. Это было не позже 1570 года.

Но Мартирию долго пришлось бороться с нуждами и бедностью. В писцовой книге Обонежской пятины за 1583 год написано: «В Михайловском погосте на Ладожском подгорье монастырь называемый Зеленая пустынь, на острове, вновь строится в черном лесу. В монастыре церковь живоначальной Троицы, другая церковь — Благовещения с трапезою, обе деревянные; в монастыре игумен Мартирий и 12 старцев; ограда вокруг монастыря — деревянная; за монастырем двор коровий и конюшенный; пашни нет».

Вот что рассказывает преподобный Мартирий о небесном утешении, посетившем его: «Спал я в своей келье, в чулане, и увидел во сне Пречистую Богородицу в девичьем образе; благолепна была Она на вид: не видел я между людьми такой красивой девицы; умиленна лицом и прекрасна. На голове у нее был золотой венец, украшенный разноцветными каменьями. Невозможно человеческому уму постигнуть красоты ее, ни выразить языком. Она же, Царица и Богородица, взирает на меня. Очи ее были полны слез, чуть не канут на ее пречистое лице».

В последние годы жизни Мартирий прославился даром исцелений. В 1595 году в проезд свой в Москву остановился он в Твери. У жившего тогда в Твери царя Симеона Бекбулатовича был болен сын, и царь, узнав о Мартирии, просил его прийти помолиться за умирающего сына. Инок возложил на грудь Иоанна Тихвинскую икону Пресвятой Богородицы, и больной исцелился. После того царь был самым усердным благотворителем Мартириева монастыря. В 1595 году он дал монастырю жалованную грамоту, утвердив основанный Мартирием монастырь.

Мартирий составил завещание «Наказание к братии», которое должны были огласить после его смерти. Он наставлял своих духовных чад не покидать обитель, не принимать от царя земельные пожалования, советовал «от своих трудов питатися», не надеясь «ни на князя, ни на болярина». За полтора года до преставления Мартирий посвятил себя безмолвию и молитве; выкопав своими руками могилу и в ней поставив гроб, приходил сюда плакать и молиться. Преставился он 11 марта 1603 года и был погребен близ монастырской Богородицкой церкви. Преподобный Мартирий Зеленецкий прославлен Церковью в лике преподобного, память совершается 14 марта и 24 ноября.

Тропарь и кондак преподобному Мартирию Зеленецкому

Тропарь, глас 8.

О! тебе отче Мартирие, известен бысть спасения образ. Восприим бо крест последовал еси Христу. Творяше же и учаше, еже презрети плоть, преходит бо, прилежати же о душе вещи безсмертней. Тем же и со ангелы радуется преподобне дух твой.

Кондак, глас 2.

Чистотою душевною божествено вооружився, и непрестанная молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Мартирие, отче наш, моли непрестанно о всех нас.

Преподобный Мартирий Зеленецкий. Иконы

Преподобный Мартирий Зеленецкий традиционно на иконах изображается в иноческом облачении, с благословляющей десницей и свитком в левой руке.

Преподобный Мартирий ЗеленецкийПреподобный Мартирий ЗеленецкийИзбранные святые. Преподобный Мартирий Зеленецкий

Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь

Сведения по истории обители содержатся в рукописи первой половины XIX века из библиотеки тихвинского Успенского монастыря «Летописец Зеленецкого монастыря. По преставлении преподобнаго Мартириа какия нещасныя случаи постигали обитель святую, и како оная паки сугубо за молитвами преподобнаго исправлялась». В Смутное время, в 1612-1613 годах, все деревянные строения Зеленецкого монастыря были сожжены шведами. Обитель была восстановлена благодаря Новгородскому митрополиту Корнилию. Большинство сохранившихся зданий монастыря построены в 1680-х годах.

Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь

Архиепископ Новгородский и Великолуцкий Феодосий (Яновский) забрал из Зеленецкого монастыря архиерейскую ризницу, около 350 наиболее ценных икон в окладах, серебряную утварь, 17 книг, 3 колокола. Монастырь лишился приписных обителей, сел и большей части земельных владений, а в 1698 году был приписан к Новгородскому архиерейскому дому с обязательством уплаты оброка. Хозяйство пришло в упадок, монастырь горел в 1710, 1715, 1727 и 1730 годах. Указом от 20 февраля 1762 года обитель была выведена за штат и оставлена на собственном содержании без казенного жалованья. По указу Сената от 1 ноября 1762 года в обитель стали направлять душевнобольных. В 1919 году монастырь был закрыт, а возобновлен лишь в 1993 году. В монастыре покоятся мощи преподобного Мартирия и святителя Корнилия.

Дни памяти: 1 марта, 11 ноября
Преподобный Мартирий Зеленецкий

Преподобный Мартирий Зеленецкий, в миру Мина, происходил из города Великие Луки. Родители его, Косма и Стефанида, умерли, когда ему не было еще десяти лет. Воспитывал его духовный отец, священник городского Благовещенского храма, и мальчик все более и более прилеплялся душой к Богу.

Овдовев, его наставник принял иночество с именем Боголеп в Великолукском Троице-Сергиевом монастыре. Мина часто посещал его в обители, а затем и сам принял там постриг с именем Мартирий. Семь лет неослабно трудились Господу учитель и ученик в одной келлии, соревнуя друг другу в подвигах труда и молитвы. Инок Мартирий нес послушания келаря, казначея и пономаря.

В это время Матерь Божия впервые проявила Свое особое попечение о преподобном Мартирии. В полдень он задремал на колокольне и увидел на огненном столпе образ Пресвятой Богородицы Одигитрии. Инок с трепетом приложился к нему, горячему от столпа огненного, и проснувшись, еще ощущал этот жар на своем челе.

По духовному совету преподобного Мартирия тяжело больной инок Аврамий ходил на поклонение чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери и получил исцеление. Преподобный проникся горячей верой в заступление Богоматери. Он стал молить Царицу Небесную, чтобы Она указала, куда ему укрыться для прохождения подвига совершенного безмолвия, к которому стремилась его душа. Преподобный тайно удалился в пустынное место за 60 верст от Великих Лук. Как пишет сам преподобный в своих записках, «в той пустыни принял я великие страхования от бесов, но я молился Богу, и бесы были посрамлены». В письме к старцу Боголепу преподобный просил благословения на пустынножительство, но духовник посоветовал Мартирию вернуться в общежитие, где он был полезен братии. Не дерзая ослушаться и не зная, как поступить, святой Мартирий отправился в Смоленск на поклонение чудотворной иконе Божией Матери Одигитрии и чудотворцу Авраамию (память 21 августа). В Смоленске святому явились в сонном видении преподобные Авраамий и Ефрем и успокоили его возвещением, что ему Господом назначено жить в пустыне, «где Бог благословит и Пресвятая Богородица наставит».

Тогда преподобный направился к Тихвинской обители, уповая, что там Матерь Божия разрешит окончательно его недоумения. И действительно, инок Аврамий, который в благодарность Матери Божией за исцеление навсегда остался в той обители, поведал ему о сокровенной пустыни, над которой ему было видение сияющего Креста Господня. Получив на этот раз благословение старца, преподобный Мартирий взял с собой две малые, одинаковой меры иконы — Живоначальной Троицы и Пресвятой Богородицы Тихвинской — и отправился в пустынь, именовавшуюся Зеленой, ибо она возвышалась красивым зеленым островом среди лесистой топи.

Жестоко, многоболезненно было житие преподобного в этой пустыни, но ни холод, ни лишения, ни дикие звери, ни козни врага не смогли поколебать его решимости претерпеть испытания до конца. Он поставил часовенку в прославление и благодарение Господа и Пречистой Богородицы, в которой вновь удостоился увидеть во сне образ Богоматери, на этот раз — плывущий по морю. Справа от иконы явился Архангел Гавриил и пригласил инока приложиться к образу. После колебаний преподобный Мартирий вступил в воду, но образ стал погружаться в море. Тогда преподобный взмолился, и его тотчас волна перенесла с образом на берег.

Пустыня освятилась жизнью отшельника, и в нее стали приходить многие, не только, чтобы назидаться словом и примером преподобного, но и для водворения вместе с ним. Умножившееся братство учеников побудило преподобного построить церковь во Имя Живоначальной Троицы, куда он поставил и свои моленные иконы. Во свидетельство благодати Божией, почившей на обители преподобного Мартирия, инок Гурий сподобился видеть над церковным крестом сиявший на небе Крест.

Так было положено начало Троицкому Зеленецкому монастырю — «Зеленой Мартириевой пустыни». Господь благословлял труды преподобного, и благодать Божия видимо воссияла на нем самом. Далеко распространилась слава о его прозорливости и даре исцелений. Многие именитые новгородцы стали посылать приношения в обитель. На средства благочестивого боярина Федора Сыркова была построена теплая церковь, освященная в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в память о той, первой церкви в Великих Луках, откуда он мальчиком начал свой путь к Богу.

От Пречистой Богородицы преподобный продолжал получать благодатные подкрепления. Однажды в тонком сне Матерь Божия Сама явилась ему в келлии, на лавке, в большом углу, где стояли иконы. «Я глядел, не отрываясь, на Ее святой лик, на очи, исполненные слез, готовых капнуть на пречистое лицо Ее. Встал я ото сна и был в ужасе. Зажег свечу от лампады, чтобы посмотреть, не сидит ли Пречистая Дева на месте, где я видел Ее во сне. Подошел я к образу Одигитрии и убедился, что воистину явилась мне Богородица в том образе, как изображена Она на иконе моей», — вспоминал преподобный.

Вскоре после этого (около 1570 года) преподобный Мартирий принял в Новгороде от архиепископа (Александра или Леонида) священство. Известно, что в 1582 году он был уже игуменом.

Позже Господь даровал Зеленой пустыни еще более богатого благотворителя. В 1595 году в Твери святой Мартирий исцелил умирающего сына бывшего Касимовского царя Симеона Бекбулаговича, помолившись пред своими иконами Живоначальной Троицы и Тихвинской Божией Матери и возложив образ Пресвятой Богородицы на грудь больному. На пожертвования благодарного Симеона были построены церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Иоанна Златоуста — Небесного покровителя исцеленного царевича Иоанна.

В 1595 году царь Феодор Иоаннович дал монастырю жалованную грамоту, утвердив основанный преподобным монастырь.

Достигнув глубокой старости и приготовляясь к смерти, преподобный Мартирий ископал себе могилу, поставил в ней своими руками сделанный гроб, и много плакал там. Почувствовав близкое отшествие, преподобный созвал братию и умолял своих чад о Господе иметь непоколебимую надежду на Пресвятую Живоначальную Троицу и всецело возложить упование на Матерь Божию, как и он всегда уповал на Нее. Приобщившись Святых Христовых Таин, он дал братии благословение и со словами: «Мир всем православным», — в духовном веселии почил о Господе 1 марта 1603 года.

Преподобный был погребен в ископанной им самим могиле близ церкви Богоматери, а затем его святые мощи покоились под спудом в церкви Пресвятой Троицы, под подвальным храмом в честь святого Иоанна Богослова. Бывший инок Зеленецкого монастыря, митрополит Казанский и Новгородский Корнилий (+ 1698), составил службу и написал житие преподобного Мартирия, использовав личные записки и завещание преподобного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *