Масленица православный праздник

Сегодня Масленица — православный праздник, отмечаемый повсеместно на территории России и нескольких других государств. Однако корни сырной недели гораздо глубже. Изначально Масленица была языческим праздником. Он нам достался по наследству.

Празднование масляной недели посвящалось богу Велесу, покровителю земледелия и скотоводства. Славяне встречали Новый Год весной. Поэтому и празднество было самым пышным и значимым в году. Есть версия: поверье о том, что весь будущий год пройдет так, как будет встречен, идет именно с тех времен — с масляной недели.

Предварять Великий Пост Масленица начала лишь с приходом Христианства. Несмотря на обилие церковных празднеств, сырную неделю ничто не смогло затмить.

В те времена церковь нередко насаждала что-то народу. Ярким примером был «раскол». Тогда «камнем раздора» явилось то, сколькими пальцами креститься. Двумя или тремя? Много было репрессий и таки удалось заставить креститься тремя пальцами. По существу, народу было это не столь важно (как поп скажет, так и правильно), а возмущение дворянства не так уж сложно было подавить по причине малочисленности такового.

Но Масленица — совсем другой случай. Это истинно народный праздник. Если боярыня Морозова демонстративно выставив два пальца отправилась таки в ссылку в Сибирь за свои религиозные убеждения, то весь народ не сошлешь. Да и куда? Сибирь — та же Русь. Там тоже праздновали, празднуют и будут праздновать Масленицу еще много-много веков. Вот так и пришлось церкви смириться. Хотя, может быть, и не смирялась она, а просто приняла как есть народную волю. Как бы там ни было — это мудрое решение.

Да и важно ли, языческий праздник Масленица или православный? Главное, это — всегда залихватское веселье, молодецкий дух, все нараспашку. В эти дни люди — братья и сестры. Прощают друг другу обиды и их отсутствие. Масленица, она «честная», «широкая», «обжорная», «разорительница» — вот такими эпитетами награждал масляную неделю народ.

Всегда, и когда была Масленица — языческий праздник, и когда православный, непременно присутствовало чучело. И его обязательно сжигали. Шли века, менялись сценарии праздников и рецепты блинов; запрещали качание на качелях и кулачные бои, затем снова разрешали; называли чучело по-разному, но одно оставалось на протяжении тысячелетий неизменным — чучело было всегда и заканчивало «свои дни» в огне. Так неужели мы чем-то слабее предков? Кликни! Купи чучело! И весь следующий год будет богатым. Сама природа и боги станут благоволить к тому, кто не забыл традиций.

Такого понятия как православный праздник Масленица не существует, поскольку этот день никак не отмечен в церковном календаре. Но есть такое понятие как Сырная Седьмица — последнее воскресенье перед Великим Постом, в которое разрешено кушать непостную пищу.

Можно ли верующим праздновать Масленицу

Великий Пост — это 40 дней, в которые непозволительно кушать ничего мясного и жирного (по большей степени), а также смирять свою плоть и желания, каяться перед Господом и усмирять себя.

Церковь понимает, что не все люди (а, точнее, немногие) могут выдержать пост вообще, не говоря уже о резком отказе от всего приятного телу, поэтому вводит в это состоянии прихожан постепенно. Последней неделей подготовки к Великому посту является Сырная или Сыропустная неделя (седьмица), которая совпадает с языческим праздником Масленица.

Нельзя отмечать православный праздник Масленица, поскольку такого просто не существует, но можно принять участие в поедании блинов и гуляньях перед тем, как погрузиться в пост. В это время из рациона уже исключены мясные продукты, по средам и пятницам не совершаются литургии, а вместо этого читается покаянная молитва.

Это последняя возможность утолить свою плоть и повеселиться перед важным духовным испытанием.

Блины на Масленицу

Масленица является исконно языческим праздником, отмечающимся задолго до христианства, во времена, когда люди поклонялись Яриле, Перуну и прочим языческим богам. Поэтому Церковь не считает его настоящим церковным праздником, но отмечает Сырную седмицу, которая приходится на это же время и подразумевает поедание вкусностей перед Великим постом.

Масленица как праздник очень радостная и символизирует встречу зимы и весны, т.е. своеобразным переходом от смерти к жизни. Обычай празднования его начинается еще с греческих и римских праздников, когда они отмечали весну, а позже эти карнавалы смешались со славянскими обрядами во время дня весеннего равноденствия.

Важно! Масленица стала для славян символом изгнания зимы и встречи тепла и солнца, именно поэтому принято веселиться, проводить конкурсы и игры — ведь весну надо встречать весело!

Масленица имеет свои предания и легенды, но все они языческие, поэтому вдаваться в глубоко в смысл и значение их верующему человеку не стоит. Лишь стоит знать, что по языческим верованиям Масленица была дочерью Мороза и ее задача была в изгнании холодов и зимы, т.е. она стала символом весны и солнца.

Почему же Церковь не запретила его изначально? Христианство просто не привыкло действовать такими методами: все негативное, неправильное она не запрещает, тем самым не отвращая людей, но придает этому новый смысл, чистый.

Конечно, речь не идет о явных грехах, но если можно языческий праздник переродить в христианский, почему и нет? Церковь лишила Масленицу ее языческого значения и превратила в обычную неделю отдыха. В это время верующие могут подготовиться к Великому посту, встретиться с родными, показать свое гостеприимство и накормить нуждающихся.

О кулинарных традициях:

  • Рецепты блинов на Масленицу
  • Русская православная кухня
  • Рецепты пасок и куличей

Почему церковь празднует Масленицу

На самом деле, церковь отмечает Сырную неделю. Церковь просто не упразднила полностью языческую традицию отмечать приближение весны и конец зимы, что отмечалось религиозными ритуалами, чтобы не отвратить людей, но как бы привнесла иной смысл в них.

Тоже самое произошло с колядованием и радоницей и с Рождеством. Церковь соединила Масленицу с Сырной неделей (подготовкой к пасхальному посту), заменив языческий смысл на христианское содержание.

Полупостная трапеза на Масленицу напоминает христианам о скором посте и заставляет задуматься о духовной пище. Во вторник масленичной недели в храмах читается покаянная молитва Ефрема Сирина, и пьяный разгул уже с этим несовместим. Поэтому Церковь разрешает на Масленицу веселиться, есть вкусные кушанья, но в умеренных количествах, чтобы накопить силы к посту.

Конечно, видение Церкви и народа существенно отличается, поэтому до сих пор можно наблюдать языческие обряды и ритуалы на улицах, а также повсеместную пьянку, но верующим стоит знать, что поступать так Церковь запрещает и это есть грех.

Совет! Не следует проводить эту неделю в разгулах и пьянках, а также чревоугодии.

Именно верующим следует задуматься о том, как они проводят эту неделю, ведь тем, кто в церковь приходит только на Рождество или Пасху, вряд ли интересны Церковные постановления и собственная духовная жизнь. Но истинно верующим следует заботиться о своем духе и не сообщаться с собраниями нечестивых, как сказано в первом псалме.

Святитель Тихон Задонский как-то сказал: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».

Смысл праздника

Рассматривая смысл языческого праздника Масленицы, надо сказать, что до революции у него был гораздо более широкий смысл, нежели сейчас.

В основе лежал временной цикл и смена сезонов, поэтому и праздновалась она в день весеннего равноденствия. В средней полосе Евразии (Россия, Украина) в это время была неустойчивая погода: то морозы, то оттепель, поэтому Масленица выступала последним рубежом между теплом и холодом.

Важно! Кроме идеи цикличности, в Масленице заключена и идея плодородия. Люди стремились помочь земле возродиться после зимнего холода сакральным образом, т.е. освятить ее и наполнить силами. Масленица выступала языческим богослужением, только поклонялись люди природе и земле, а не Господу.

Третьей идеей празднования было продолжение рода и идея круговорота жизни. Земля дает жизнь растениям, люди ими питаются, тем самым продолжая жизнь, поэтому важно эту жизнь передать и детям. Жизнь была самой важной ценностью.

Последний важный момент Масленицы состоял в ее поминальной сущности: крестьяне верили, что тела предков, находясь в земле, могут влиять на ее плодородие и, уважив их, можно добиться большего урожая. Поэтому на Масленицу устраивали поминальные обеды и траурные плачи.

После воцарения христианства на Руси сакральный смысл Масленицы исчез, оставив место только внешнему антуражу и веселью.

О праздновании других нецерковных праздников:

  • Можно ли православным отмечать Новый Год
  • О празднике 8 марта
  • О дне святого Валентина

Сжигание чучела на Масленицу

Традиции празднования

Все традиции праздника связаны с едой и весельем. Главная традиция заключается в приготовлении блинов с самыми разными начинками все семь дней. А Церковь предлагает христианам кушать на этой неделе молочные продукты, яйца и рыбу: все, кроме мяса.

Также на этой неделе традиционным считается посещение знакомых или зазывания их к себе. Немаловажно обеспечить едой и нуждающихся: именно в это время уличные застолья позволяют накормить бездомных и дать им возможность поучаствовать в общем столе.

Совет! Приглашение на блины считается отличным поводом помириться с близкими и наладить отношения.

Немаловажны и традиционные гулянья:

  • на площадях устанавливали карусели;
  • проводились соревнования и конкурсы;
  • задания на смекалку и ловкость (достать приз с гладкого столба, кулачные бои);
  • ставились столы с блинами, пряниками, калачами, самоварами и орехами в сахаре;
  • устраивались катания на санках, коньках и лыжах.

Церковь не против праздничных гуляний, но все это должно проходить в меру и без излишеств.

Обряды

К народным обрядам можно отнести почти все традиции на Масленицу. Даже обычай кушать молочную пищу, хотя это и церковное установление, крестьяне задолго до христианства на Руси ели в это время молочную пищу. Корни у этого обычая природные — в начале марта начинаются телиться коровы, и у них появляется молоко. Так и название праздника появилось — Масленица.

Другое ее название — «Колодий», и произошло оно от еще одного обычая — «колодочной жизни»: люди наряжали колоду и выставляли ее человеком.

Такое игрище растягивалось на неделю:

  • понедельник — «рождение»;
  • вторник — «крещение»;
  • среда — «проживание жизни»;
  • четверг — «смерть»;
  • пятница — «похороны»;
  • суббота — «оплакивание»;
  • воскресенье — праздник заканчивался.

Во время Колодия женщины привязывали колоду к незамужним, т.е. стремились откупиться и давали яркие бусы, ленты и платки. Так колода обрастала вещами.

Не менее выразителен и обычай прививать празднику «женственность». Изначальная легенда говорит, что Масленица — это дочь Мороза, а поэтому и звалась она в народе Бабской неделей. Обычно в это время заключались помолвки и игрались свадьбы. Так воплощалась идея продолжения рода и деторождения.

Кулачные бои на Масленицу

Блины как символ Масленицы

Но больше всего обрядов связано с приемом пищи. Проводились поминальные трапезы, во время которых вспоминались предки и ставились для них приборы, пекли традиционные блины и поминальные пироги. Семьи традиционно проводили ужин вместе.

Одной из главных традиций Масленицы (дошедшей до наших дней) является выпекание блинов. Это стало традицией по многим причинам:

  • в конце 19 века стали считать, что блин — это образ солнца;
  • это блюдо было поминальным у древних славян;
  • он имеет круглую форму без конца, что наталкивает на мысли о вечной жизни;
  • подаются теплыми, что подразумевает земную радость;
  • он сделан из привычных продуктов питания, которые говорят о жизни в целом.

Обычно в первые сутки недели блинчики размещали на окне чердака, чтобы мертвые предки могли тоже угоститься лакомством, либо их отдавали нищим, с условием, что те помянут покойных.

Традиционным обычаем было устраивать кулачные бои на площадях. Считалось, что пролитая кровь (а раньше бои шли до первой крови) выступает в роли жертвы духам умерших. Жертвой выступала и связанная из соломы кукла, которую сжигали в конце недели на главной площади поселения. Позднее этот обычаи трансформировался в сжигание зимы.

Важно! Церковь относится к этим обрядам как к пережиткам языческого прошлого славян. Сегодня каждый знает, что есть только один Господь,и Он не требует жертв или блинов, Он требует лишь чистое искреннее сердце, и это — главное. Посмотрите видео о Масленице

Борис Кустодиев. Масленица

Сейчас повсюду проходят масличные гуляния.

С одной стороны, это праздник наступающей весны, хорошее время, чтобы сходить в гости, встретится с друзьями и родными, повеселиться… Правда, этот праздник приводит порой к гастрономическим излишествам, нередко приобретает элементы языческого разгула, а кому-то дает повод просто хорошенько напиться.

С другой стороны, масленица – это подготовительная неделя к Великому посту, да уже и сами полупостные дни, когда из рациона исключаются мясные продукты, когда в среду и пятницу не совершается Божественная литургия и читается покаянная молитва прп. Ефрема Сирина.

Мы попросили пастырей высказать свое мнение по поводу масленицы, ответить на вопрос: как нужно относится к этому парадоксу, к этой антиномии праздника и предначинания постнического делания? Как христианину правильно провести эти дни?

***

Архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник московского Сретенского монастыря:

– Для меня масленица всегда воспринималась как долгожданное и очень радостное время. А то, что люди в эти дни встречаются, устраивают застолья – не вижу в этом особой беды и греха.

Застолье, блины – это ведь тоже неспроста! Смысл масленицы, конечно, не в разгульных гуляниях и бесчинствах. Это – очевидно, и для христианина не требует ни объяснений, ни скучных обличений. Особый смысл масленицы в совсем еще недавние времена, когда не было ни телефонов, ни электронной почты, был в том, чтобы люди в течение недели, предшествующей Прощеному воскресенью и Великому посту, успели съездить и сходить к своим близким и дальним знакомым и родным, попросить друг у друга прощения. А примирившись, испросив прощения, как не сесть за пир? Ведь совсем недавно все слышали в храме евангельское чтение о Закхее, который, покаявшись, от всей души устроил угощение для Спасителя и для своих друзей. Или притчу о блудном сыне, о счастье примирения и прощения: «… приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» (Лк. 15: 23). Только вместо теленка у нас на мясопустной неделе – блины.

Все это настолько живо, понятно всякому человеку, настолько естественно, что, честно говоря, всегда немного удивляет излишнее морализирование по поводу масленицы в наши дни. Уверен, что для большинства православных христиан вся эта предстоящая неделя, которая будет включать в себя и службы по великопостному чину в среду и в пятницу, и дружеское общение, и прощение обид, и гостеприимные застолья, – все явит особый, неповторимый и радостный праздник предвкушения, подготовки к Великому посту.

Игумен Петр (Еремеев) (ректор Российского православного университета;
настоятель Иоанно-Богословского храма – Патриаршего подворья в Китай-городе):

– Церковное празднование масленицы имеет колоссальный миссионерский и просветительский потенциал.

80 лет воинствующего материализма в нашей стране ударили одномоментно и по православной духовности, и по народной культуре, при всей условности этого разделения. И если во времена дореволюционные мы действительно наблюдали, как отдельные церковные праздники в быту переплетались с порой дикими народными традициями, имевшими связь с языческим прошлым славянских племен, то сейчас об этом говорить не приходится. Безусловно, плохо то, что у наших соотечественников практически стерта историческая память, совершенно утеряна традиция. Но именно это позволяет нам сегодня воцерковить реконструируемые практически на голом месте народные традиции и обычаи, используя огромный культурный потенциал Православия.

Масленица – это замечательная неделя. Каждый христианин должен сам для себя решить, насколько он может участвовать в масленичных увеселениях, насколько они актуальны в данный момент для его духовной жизни. Общение с родственниками и друзьями за праздничным столом никому не повредит: есть возможность встретиться, постараться понять другого, с кем-то примириться, чтобы вступить в пост с чистой душой и чистой совестью. Масленица предоставляет родителям замечательную возможность подарить детям радость праздника. Праздник на улице – это вообще прекрасная возможность выйти из своих квартир, познакомиться, наконец, со своими соседями, ощутить себя членом большой человеческой семьи.

Я убежден, что сейчас мы, священники, должны сделать все для того, чтобы центром празднования масленицы стал храм, соборная площадь. Сегодня во многих городах уже так и происходит. Несколько лет назад меня поразил опыт Биробиджанской епархии, возглавившей подготовку и проведение масленицы в кафедральном городе и справившейся с этой ролью блестяще. Сегодня, по большому счету, кроме Церкви и некому организовать народный праздник так, чтобы он получился не вульгарным, не примитивным.

Если мы этого не сделаем, если Церковь в лице духовенства и активных мирян не начнет заниматься тематикой народных обычаев и традиций, то это сделают какие-нибудь неоязычники или другие проповедники-пустозвоны. Мы живем в эпоху невероятных возможностей и большой ответственности. Сегодня мы можем сделать празднование масленицы действительно христианским или, наоборот, окончательно потерять возможность сделать это.

Иеромонах Макарий (Маркиш) (Иваново-Вознесенская епархия; преподаватель Иваново-Вознесенской духовной семинарии):

– Надо на масленицу посмотреть в более широкой перспективе – и тогда все встает на свои места.

Да, разумеется, колоссальное количество всяких злоупотреблений, глупостей, прямого безумия, нечестия и безверия… Но разве это специфические черты масленицы? Нет, это просто свойства нынешней околоцерковной, псевдоцерковной, суеверной и бессмысленной жизни (впрочем, отнюдь не только нынешней!). Свойства очень скверные. Но ветерок оптимизма несет надежду: чем чаще люди слышат о масленице и связанных с нею предметах, тем в большем числе и с большей вероятностью обратят они внимание и на дальнейшее. Обратив же внимание – задумаются. Задумавшись – поймут или почувствуют нечто. И приступят к делу…

Иеромонах Симеон (Томачинский) (насельник московского Сретенского монастыря, руководитель издательства Сретенского монастыря):

– К сожалению, при всем обилии гражданских и церковных «красных дней календаря» мы часто не умеем ни праздновать, ни веселиться. Это целое искусство, которому стоило бы поучиться. Но, к примеру, человек, который не соблюдает поста, никогда не поймет и не оценит таких событий, как заговенье и разговенье, – не только в гастрономическом смысле, а вообще как состояние души. Ведь именно пост придает связанным с ним праздникам особую цену и неповторимый аромат…

Один известный московский священник как-то сказал, что на масленицу надо съесть столько блинов, чтобы потом уже сам вид блина вызывал отвращение. Это, наверное, что-то вроде «умерщвления плоти», о котором много написано в аскетической литературе.

Но ведь это и хороший повод навестить родственников или друзей, с которыми в суете обычной жизни не удается спокойно посидеть-поговорить. Это и последняя разминка перед великопостным марафоном. Возможность собраться с мыслями, с силами, с духом.

«Покургузка, люли, покургузка» – так оплакивают народные песни краткость масленичных дней, после которых «станет гузко», то бишь грустно. Однако на самом деле здорово, что «не всё коту масленица». Потому что «время всякой вещи под солнцем… время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать» (Еккл. 3, 1–4).

Протоиерей Димитрий Моисеев (кандидат богословия, преподаватель Калужской духовной семинарии):

– На самом деле это не парадокс. Дело в том, что для христианина богослужебная жизнь – это основной элемент подготовки к Великому посту. Соответственно, православный христианин, конечно, должен посещать в эти дни богослужения. Тем более, что они носят особый характер. В то же время, перед Великим постом христианину дается послабление, что касается пищи, то есть утешение на трапезе. При этом масленица – не повод объесться до предела, так, чтобы до Пасхи потом не хотелось. Так все равно не получится. Устав трапезы на масленицу – это утешение для тех, кто молится, посещает богослужения и серьезно готовится к Великому посту.

Сжигание чучела масленицы, залезание на столб – это чисто языческие пережитки. На эти народные гулянья лучше не ходить православному человеку. Они к христианству никакого отношения не имеют.

Другой вопрос, что далеко не каждый способен сразу взять и перейти полностью на христианский образ жизни. И если такой человек собирается Великим постом попоститься, то есть серьезнее обратить внимание на свою душу, то, конечно, можно проявить к нему снисхождение и не ругать за то, что он масленицу празднует.

Опять же, празднование должно быть разумным: не в пьянстве нужно проводить время, не в объедении, а в каких-то достаточно безобидных развлечениях и увеселениях, потому что Великим постом все это будет вообще неприемлемо. Думаю, что по мере духовного роста каждый христианин будет постепенно отказываться от подобных чисто мирских, светских увеселений на масленицу и все более понимать духовный смысл этой подготовительной недели. Все-таки Сырная седмица (масленица) проходит между неделями (воскресеньями) о Страшном суде и воспоминанием Адамова изгнания. То есть два воскресенья, обрамляющие масленицу, говорят нам о достаточно серьезных событиях в истории человечества, не особо располагающих к веселью.

Здесь невозможно подойти с одной меркой к каждому человеку, но вектор движения должен быть понятен. Стремиться нужно к тому, чтобы увеселения занимали все меньше и меньше внимания человека, а богослужения и серьезное отношение к молитве, к посту – все больше и больше.

На Сырной седмице, конечно, можно проводить культурные мероприятия, творческие вечера православного содержания, если речь идет о том, чтобы уйти от грубых развлечений и увеселений и постепенно через душевное прийти к духовному.

Протоиерей Артемий Владимиров Протоиерей Артемий Владимиров (настоятель московского храма в честь Всех святых б. Алексеевского монастыря, что в Красном Селе):

Масленицей, или Сырной седмицей, называется последняя неделя пред Великим постом. Готовясь к нему, христиане уже не употребляют на масленице мясной пищи, зато вкушают молочное (в том числе, в среду и пятницу).

Многие находят затруднительным совмещение веселых хлебосольных застолий масленицы с пронизывающей церковное богослужение этих дней мыслью о Страшном суде Господнем. Иным видятся в русской традиции печь блины чуть ли не рудименты языческого самосознания. Спешим развеять это мнимое противоречие. Дело в том, что готовиться к встрече с Человеколюбцем Христом нужно, свершая шесть дел евангельского милосердия: жаждущего напоить, голодного накормить, странника ввести в дом, нагого одеть, посетить больного и навестить томящегося в темнице.

Масленица с ее русским гостеприимством и дает нам возможность потрудиться в деятельном милосердии. Общая трапеза имеет свойство смягчать и примирять сердца. А ведь не случайно последнее воскресенье перед Великим постом именуется прощеным! Будем готовиться к нему, взаимно прощая и утешая всех ближних и дальних во славу Божию!

Протоиерей Димитрий Мерцев (председатель жюри Кубанского православного кинофестиваля «Вечевой колокол»):

– Несмотря на то, что в наше время масленица – уже больше этнография, народная традиция, не имеющая языческого ритуального значения, тем не менее к христианству она никого отношения не имеет.

Проводить масленичную (а, вернее, Сырную, или мясопустную) неделю надо в динамике настроя на покаяние, и эта динамика как раз дается церковным уставом. Церковь уже загодя готовит нас к Великому посту евангельскими притчами о мытаре и фарисее, о блудном сыне и, наконец, напоминанием о Страшном суде. И хотя на неделе о мытаре и фарисее мы еще вкушаем скоромное, Церковь нам уже напоминает, что надо настраиваться на такую молитву, как у мытаря, чтобы она была принята Богом. В этом смысле и масленица не исключает умеренного веселья, и в то же время она уже озарена приближением Великого поста. В этот период православным можно, к примеру, провести литературно-музыкальный вечер: почитать стихи христианского содержания, послушать духовные песнопения с настроем на покаяние (допустим, балладу о Кудеяре – о двенадцати разбойниках). Такого рода развлечения перед Великим постом вполне уместны.

Отношение нецерковных людей к этому празднику известно: «Скоро масленицы звонкой закипит веселый пир…». Однако верующим на масленицу недопустимо участвовать во всеобщем разгуле, объедении и пьянстве. Святитель Тихон Задонский говорил: «Стыд лицо мое покрывает, когда говорю о том, как православные христиане празднуют масленицу».

В эту неделю, последнюю перед Великим постом, хорошо бы помнить совет преподобного Сергия Радонежского: «Воздержания держитесь». Начало поста немыслимо без подготовки телесной, которую предлагает нам Православная Церковь. Понедельник 1-й седмицы Великого поста называется Чистым понедельником: чистая совесть, чистая душа – потому что было Прощеное воскресенье. Также надо быть чистым и в телесном составе, если человек – Божий, поэтому должно быть воздержание. По слову святых отцов, Великий пост – это весна духа, ведь когда мы себя ограничиваем телесно, расцветает наш дух. Кто вкусил эту радость Великого поста, тот уже дорожит этими днями, ждет их. Только невоздержанная душа, человек, ублажающий свою плоть, воспринимает пост как нечто тягостное. Когда человек держится церковного устава, проникается духом богослужения, готовит себя ко вступлению в Четыредесятницу, тогда и те ограничения, которые связаны с великопостным периодом, воспринимаются им органично.

Церковь по отношению к своим чадам имеет характер материнский. Это и ласковость, и строгость педагогики, чтобы довести нас до Христа. Церковь всегда во всем дает нам постепенность. В то время, как уже начинается постепенное введение в покаянные образы церковным богослужением («Покаяния отверзи мне двери…», молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…»), еще дается возможность подкреплять себя скоромной пищей, и только потом наступает уже Великий пост.

Есть люди, которые имеют навык поста: им легко, они с радостью вступают в Великий пост. А есть те, кто только начинает воцерковляться: им трудно, и Церковь их очень ласково и нежно ведет. Как сказал преподобный Серафим Саровский, «не может человек вступить в подвиг, пока не очистит чувства», поэтому и нам нельзя воспринимать Великий пост как только ограничения, запреты. Это, с одной стороны, аскеза, ограничивающая нашу телесность, а с другой – особый характер богослужения, которое возвышает душу. И одно дополняет другое.

Так действует любящая мать по отношению к чаду: она и приласкает, и пожурит, даст уже видимое какое-то задание и следит за тем, чтобы чадо послушалось. Так же нас ведет и Церковь. Думаю, что та антиномия, которая существует и ярко выражается в масленичные дни, объясняется этим характером.

Священник Алексий Зайцев (клирик Свято-Троицкого храма г. Челябинска, член Союза писателей России, член Международного клуба православных литераторов «Омилия»):

– История празднования масленицы в жизни русского народа насчитывает уже несколько столетий. Говоря о масленице (точнее, Сырной неделе), мы должны помнить: изначально существовали две принципиально разные традиции провождения этого особого времени года, которые условно можно обозначить так: «чисто церковная» и «чисто светская».

Тот, кто следовал церковной традиции, воспринимал последнюю неделю перед Великим постом как самую важную ступень подготовки к нему. Верующие понимали: если провести эти дни в излишних наслаждениях и увеселениях – Великий пост для них будет сорван. В лоне святой Церкви сложилась богослужебная практика подготовки к Сырной неделе в молитве и покаянии.

Мы помним из отечественной истории, что великопостные дни накладывали отпечаток на образ жизни всех граждан государства Российского, включая и тех людей, кто не имел глубокого религиозного чувства и даже вообще не принадлежал к Православию. Поэтому светская традиция видела в масленице те дни, когда можно было выпустить «последние пары», повеселиться вдоволь перед наступлением Великого поста. Именно эта традиция легла в основу масленичных гуляний в дореволюционной России с их кулачными боями (где могли и убить ради потехи), пьянством, чревоугодием и развратом. Церковь и государственная власть пытались противостоять разгульной составляющей предпостных дней, но это не всегда удавалось. С оскудением веры в русском народе масленичные гуляния приобретали все более безнравственный характер и в них стали все явственнее проступать элементы язычества. Если человеку не нужен Великий пост, то и в масленице он будет искать отраду только для плоти.

Стоит отметить, что для каждого христианина масленица – это время, когда следует уладить свои мирские дела, провести необходимые светские встречи для того, чтобы дни Великого поста посвятить исключительно заботе об исцелении своей души. Повторюсь, разумнее решить свои мирские проблемы до начала Великого поста, нежели обращаться к ним в самые первые и важные его дни. Однако я уверен: истинный православный христианин найдет в себе духовные силы и мудрость, чтобы не увлечься чрезмерно мирскими заботами и не лишить себя бесценного для духовного возрастания времени Великого поста.

Священник Павел Гумеров:

– У многих языческих народов переход от зимнего времени к весне, сопровождался определенными религиозными ритуалами и празднованиями. Так было и на Руси. Переход от зимней спячки к весеннему возрождению знаменовался праздником, который назывался комоедица или масленица.

Церковь далеко не всегда полностью упраздняла народные языческие традиции и праздники, понимая, что просто запретительные меры малоэффективны, но часто замещала языческие праздники христианскими и как бы воцерковляла народные обычаи, придавая им совсем иной смысл. Так было и с радоницей, и с обычаем колядования, и с той же масленицей. Церковь приурочила масленицу к Сырной подготовительной недели перед Великим постом, убрав языческий смысл и заменив его новым христианским содержанием.

Для православных Сырная седмица, масленица – неделя плавного перехода к посту. И даже трапеза, уже лишенная мясных снедей, напоминает нам об этом. Она посвящена воспоминанию о Страшном суде. Во вторник этой седмицы за вечерним богослужением в храмах уже читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», и, конечно, разгул и пьяное веселье абсолютно не совместимы с тем смыслом, который Церковь вкладывает в эту подготовительную неделю. Мы, разумеется, не отрицаем разумное, умеренное веселье на масленицу. Ходим друг к другу в гости, едим блины и копим силы перед постом.

Но, к сожалению, приходится наблюдать, что не все соблюдают меру, а многие проводят Сырную неделю вполне по-язычески. Я не говорю о тех людях, которые не соблюдают пост – для них не существует и понятия подготовки к посту. Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход. И то и другое, по их мнению, хорошо. Нет, я имею в виду православных церковных людей, которые подчас не задумываются над тем, что на масленую неделю недопустимо буйное веселье, обжорство и пьянство (все эти «излишества нехорошие» недопустимы, впрочем, и в любые другие дни года). К несчастью, очень свойственна нам эта формула: либо все – либо ничего. И, кстати, не только в современной расцерковленной России, но так было и до революции. Не все знали меру и удержа в масленичной гульбе. Как говорил Достоевский, «широк русский человек, я бы сузил». Можно также вспомнить про еще одного персонажа Федора Михайловича – Митю Карамазова, про которого было сказано, что он мог созерцать как бы две бездны: порока и добродетели.

Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».

Пост – это школа воздержания и умеренности во всем. Мы должны за время Четыредесятницы и других постов научится подчинять стремления своей плоти духу, контролировать свои желания и хотения, чтобы, освоив эту науку, соблюдать разумную меру и воздержание от греха и в повседневной жизни. А если мы после поста даем себе полную свободу, отпускаем вожжи – разговляемся без меры, а потом также неумеренно заговляемся перед новым постом, значит мы так ничему и не научились за время пощения.

Вспоминается один мой знакомый, который очень усердно постился, почти ничего не ел во время первой и Страстной седмиц Великого поста, зато потом мог после Пасхи уйти в запой. И опять получается, что не мы хозяева наших инстинктов и устремлений, а они подчиняют нас себе.

Дай Бог, чтобы грядущий пост хоть немного научил нас воздержанию и послужил пользе духовной и телесной.

Протоиерей Андрей Ткачев (настоятель храма преподобного Агапита Печерского в Киеве):

– Человек – существо падшее. Если хочется ему вторгнуться, ворваться в мир духовный, то приведут эти «души прекрасные порывы» вначале не к чистой духовности, а к миру подмен и перевертышей, к подделкам под святость, к миру подкрашенной лжи.

Эта мысль проходит красной нитью через все творения святителя Игнатия (Брянчанинова). Ее он завещал, как одно из настоящих сокровищ, векам грядущим с их умножающейся нищетой и множащимися иллюзиями.

Язычество никогда не умирало «до конца». В мире, где плоть и дух противостоят друг другу, где плоть еще не преображена, язычеству тепло и уютно прятаться в той части жизни, где плоть – безраздельная хозяйка. Ни бедность, ни богатство, ни грубость быта, ни тонкости просвещения язычеству не помеха. Человек с двумя высшими образованиями точно так же способен бежать к «бабке» за магической помощью, как и малообразованный крестьянин. Сумеречное, магическое сознание способно все истолковывать и переиначивать под себя, способно добавлять свою ложку дегтя в любое количества меда, уничтожая ценность последнего.

Это, как мне кажется, касается и масленицы. Праздновать ее в смысле проводов зимы и встречи долгожданного весеннего тепла было не зазорно и в годы государственно-атеистической идеологии. Там речь не шла о подготовке к Великому посту и постепенному отказу от скоромной пищи. Смысл евангельских чтений о блудном сыне, о Страшном суде и Адамовом изгнании не разъяснялся гуляющим массам. Вместо этого как «наше», «родное» преподносились горячие блины и водка, особенно вкусные на морозе, сжигание чучела, звуки гармошки, катанье с горок, женский визг, коньки, бубенцы далекой тройки… – одним словом, все то, что вкладывается в понятие «а-ля рюс» и михалковскую стилистику «Сибирского цирюльника». Да оно и ладно.

Есть в жизни место и время для здорового смеха, шутки и вкусной еды. Только называть это надо своими именами, а не «духовным возрождением» или «возвратом традиций».

Тут и язычество не спит, но проявляет дивную резвость в эпоху информационных технологий. Оно всем желающим предлагает свое видение смысла масленицы с символикой увеличивающегося дня, блинами, по форме напоминающими солнце и проч.

Церковь столетия потратила на воцерковление языческого календаря и народной обрядовости. До конца, как уже было сказано, язычество так и не умерло. Оно теперь в любой момент будет готово, украсив голову в зависимости от сезона то русалочьим венком, то скоморошьей шапкой, явиться на народное гулянье и предложить свой вариант понимания мира. Отражение языческих нападок на историческую Церковь теперь будет одним из если и не самых тяжелых, то самых постоянных занятий церковных апологетов.

Так что над масленицей умничать нечего.

Это недельный период времени, когда мясо уже не естся, а на молочную пищу отменяется пост в среду и пятницу. Это время, когда в среду и пятницу службы в храме совершаются по постовому чину, а литургия не служится. Может в прежние времена для тяжко трудящегося крестьянина это и было время редкого веселья, смешанного с буйством, еды и питья от пуза и кулачного мордобоя. Может в этом и заключалась некая народная терапия для полутемной души уставшего человека. Но сейчас иное время и иные задачи.

Перед смертью не надышишься и перед постом не наешься. Современность и без масленицы шумна. Она, современность, полагает смысл жизни в бегстве от действительности и в непрестанной перемене впечатлений.

Для нас же это должно быть время собирания мыслей вокруг предстоящего поста. А сам пост должен восприниматься как время умной войны за личное бессмертие во Христе, как время воздержания в хлебе и обильного питания «всяким глаголом, исходящим из уст Божиих».

Масленица по православному календарю отмечается в последнюю неделю перед Великим постом. Православная Масленица и Католический Карнавал очень похожи, но все-таки имеют некоторые отличия.

  • 2020 год — 24 февраля — 1 марта
  • 2021 год — 8 марта — 14 марта
  • 2022 год — 28 февраля — 6 марта
  • 2023 год — 20 февраля — 26 февраля
  • 2024 год — 11 марта — 17 марта
  • 2025 год — 24 февраля — 2 марта

Как Карнавал, так и Масленица предшествуют литургическому периоду Великого поста. Великий пост — это период, который готовит христиан к празднованию Пасхи. Разница между Великим постом в западном христианстве и Великим постом в восточном христианстве заключается в сроках и традициях.

Для христиан Масленица и Карнавал представляют последний шанс побаловать себя едой и принять участие в общественных мероприятиях, которые считаются неуместными во время Великого поста. Даты обоих праздников зависят от даты Пасхи. Поскольку Западная и Восточная церкви рассчитывают дату Пасхи, используя разные календари и формулы, Карнавал и Масленица не совпадают. Кроме того, Карнавал обычно завершается во вторник (известный как Масленичный вторник или Марди Гра), а Масленица завершается в воскресенье.

Масленица празднуется всю последнюю неделю перед Великим постом. Эта неделя обычно упоминается как Сырная неделя, Блинная неделя или Масленичная неделя. Масленица — это одновременно религиозный и народный праздник, поскольку в нем сочетаются христианские и языческие обычаи и обряды. На самом деле некоторые исследователи утверждают, что Масленица может быть самым древним из сохранившихся славянских языческих праздников.

В славянской мифологии Масленица была праздником окончания зимы и наступления весны. Его олицетворял Велес (Волос), бог земли, воды, урожая, скота и подземного мира. Что касается христианства, то Масленица — это последняя неделя, в течение которой разрешены яйца и молочные продукты, а мясо уже запрещено.

Наиболее характерной едой праздника являются блины. Подаваться они могут с чем угодно, но обычно их подают со сметаной, вареньем или икрой. Также принято складывать их или раскатывать в трубочку с различными начинками, такими как творог, рубленые грибы, рубленые вареные яйца, картофельное пюре и другие. Заполненный мясом блины православные христиане едят редко, потому что начинают воздерживаться от тяжелой пищи во время Масленичной недели.

Масленичная неделя — это время веселья и удовольствия. Традиционные общественные мероприятия включают ярмарки, катание на санях, игра в снежки, а также различные игры и конкурсы, такие как восхождение на смазанный маслом шест для получения приза. Кульминацией пред-постной недели является Прощеное воскресенье. В этот день люди просят прощения у своих родных и близких. Самой известной традицией Прощеного Воскресенья является сожжение чучела Масленицы, что похоже на похороны Сардины в Испании. Это символизирует смерть зимы и возрождение весны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *