Масоны религия


Музей истории религии впервые открывает регулярный доступ для посетителей к фондам хранения масонской коллекции – одной из самых обширных в нашей стране, насчитывающей несколько тысяч единиц.

Масонские предметы стали поступать в собрание музея с 1934 года – практически с момента его основания в 1932 году. В первую очередь это были поступления из Государственного Эрмитажа, куда в 1920-е гг. было передано собрание известного собирателя старины Дмитрия Геннадьевича Бурылина. В 1950-е гг. коллекция существенно пополнилась предметами, переданными из Государственного исторического музея. В дальнейшем на протяжении более 80 лет фонд пополнялся путем закупок и даров. На сегодняшний день Музей истории религии располагает уникальной масонской коллекций — одной из самых разнообразных по своему составу. Предметы из коллекции периодически экспонируются на выставках, как в музее, так и за его пределами. Однако за последние сто лет музей только второй раз представляет свое масонское собрание широкой публике в столь полном объеме. Впервые с начала XX в. это случилось в 2008 г. на выставке «Масонство: история, ритуал, символика».
Учитывая интерес к масонской тематике, часть фонда была подготовлена для приема посетителей, которые получат уникальную возможность познакомиться не только с коллекцией, но и с жизнью музея, его внутренней «кухней» – увидеть, как хранятся музейные предметы, когда они не экспонируются, как ведется наблюдение за их сохранностью, как обеспечивается безопасность. При подготовке фонда для открытого посещения сотрудники постарались создать максимально удобный обзор предметов для посетителей.
В специально оборудованном помещении хранится ритуальная посуда с масонской символикой, молотки, используемые во время работы в ложах, множество знаков посвящения в степень, ленты и запоны (фартуки), ритуальные шпаги и многое другое. Представлена история масонства самых разных стран – России, Германии, Франции, Бельгии и др. Временной охват коллекции также достаточно широк – с конца XVIII века и до 1930-х гг.

Добрый день! Как относится Православная Церковь к масонству, принимая во внимание, что при вступлении в масонское общество, и в дальнейшем каждый масон продолжает исповедовать те религиозные воззрения, с которыми он пришёл в ложу, а его большое внимание к его религии приветствуется? Заранее благодарю за ответ!

Здравствуйте!

Единого соборного определения относительно масонства в Православии не существует, но есть высказывания определенно против масонства и в нашей, Русской Православной Церкви, и в других, например, в Греческой.

Прежде, чем я приведу эти высказывания, хотелось бы указать на то, как позиционирует себя масонство по отношению к религии и, в частности, к христианству. На связь с религией в масонстве указывает весь (или почти весь) масонский ритуал и масонское предание. И здесь можно отметить более заметную связь с иудаизмом и каббалистикой, нежели с христианством. Первоначально масонство было религиозно-политическим объединением. Но в последние полтора столетия это движение все более и более рвет свои связи с традиционной религией (а иногда и с религией вообще).

Масонство — это не вполне жесткая, монолитная структура. Масонские ложи, разбросанные по разным странам Европы, Америки, часто придерживаются довольно разных взглядов к религии, в то же время общемасонские взгляды и позиция остаются едиными.

Вы отчасти правы, что масонство не запрещает исповедовать религиозные взгляды. Но в такой позиции есть изрядная доля откровенного лукавства. Декларируемая религиозная терпимость в современном масонстве — это скорее пиар и способ усыпить бдительность. Сайентологи тоже вот проповедуют религиозную терпимость, но когда человек начинает исповедовать их взгляды, отношение адепта к религии заметно меняется. Аналогично и в масонстве.

Ну, а теперь масонские суждения о религии.

«Если в старые времена каменщики обязаны были придерживаться в каждой стране религии этой земли или этого народа, то ныне признано более соответственным обязывать их иметь единственно ту религию, в которой все люди согласны, — предоставляя им, однако, иметь свои особые (религиозные) мнения, — то есть быть хорошими, совестливыми людьми, исполненными чистосердечия и честных правил» (Книга Уставов, Джеймс Андерсон (XVII-XVIII вв.) Джеймс Адамс — основоположник символического масонства, что интересно, он — священник шотландской пресвитерианской церкви.

И.В. Лопухин (XVIII-XIX вв.), автор «Нравоучительного катехизиса истинных франкмасонов», пишет: «Какая Цель Ордена истинных Франкмасонов?— Главная Цель его та же, что и Цель Истиннаго Христианства. Какое должно быть главное Упражнение (работа) истинных Франкмасонов? — Последование Иисусу Христу».

Русские масоны довольно длительное время оставались связанными с христианством (хотя бы номинально), были крещеными, искренне верили в Бога, не порывали с Православием. В России в XVII и начале XVIII веков фактически не было выпадов и демаршей в адрес Православия и религии вообще, что нельзя сказать про Западную Европу. На Западе масонство довольно рано начинает восставать против религии. По этой причине римо-католическая Цекровь предпринимает, в частности, следующие шаги к защите своей паствы. В 1738 году папа римский Климент XII объявил отлучение римокатоликов от Церкви в случае вступления их в масонскую ложу. В XX веке это отлучение было официально повторено.

Вот высказывания западных масонов далеко не низшего градуса (степени посвящения):

В 1863 году, на съезде студентов в Льеже, масон Лафарг определил цель масонства «как торжество человека над Богом»: «Война Богу, ненависть к Богу! Весь прогресс в этом! Надо проколоть небо, как бумажный свод!»

Бельгийский масон Кок заявил на международном масонском конгрессе в Париже «то, что нам необходимо разрушить религию», и далее — «путем пропаганды и даже путем административных актов добьемся того, что сможем раздавить религию».

Испанский масон-революционер Ферреро в своем катехизисе для начальных школ пишет: «Бог — это лишь детская концепция, вызванная чувством страха».

«Долой Распятого: Ты, который уже 18 веков держишь мир сгорбленным под Твоим ярмом, Твое царство кончено. Не нужен Бог!» — говорит масон Флери.

Кто-то может сказать, что это — только частное суждение отдельных масонов. Но вот определения уже не отдельных лиц, а целых масонских лож:

«Не будем забывать, что мы антицерковь, приложим в наших ложах все усилия, дабы разрушить религиозное влияние во всех формах, в которых оно проявляется» (Конгресс в Бельфоре в 1911 г.)

«Народное образование должно быть прежде всего освобождено от всякого духа церковников и догматиков». (Конвент Великого Востока, 1909 г.)

«Энергично будем поддерживать в каждом свободу совести, но без колебания будем объявлять войну всем религиям, ибо они суть истинные враги человечества. На протяжении всех веков они способствовали лишь разладу между отдельными людьми и народами. Будем работать, будем ткать нашими быстрыми и ловкими пальцами саван, который покроет в один прекрасный день все религии; таким образом, мы добьемся во всем мире уничтожения духовенства и предрассудков, внушаемых ими», (Конвент Великой Ложи Франции, 1922 г.)

«Мы больше не можем признавать Бога, как цель жизни, мы создали идеал, которым является не Бог, а человечество». (Конвент Великого Востока, 1913 г.)

«Нам необходимо выработать мораль, способную соперничать с моралью религиозной». (Конвент Великого Востока, 1913 г., журнал «Луч света», кн. 6, стр. 48).

В конце концов, появляются и чисто сатанинские самопризнания: «Мы — масоны, — говорит альтмейстер Броклин ложи «Лессинг» — принадлежим к роду Люцифера». В журнале Великого Востока Италии помещен гимн Сатане, который раскрывает подлинную сущность ордена масонов (братьев вольных каменщиков): «Я взываю к тебе, Сатана, царь пиров! Долой священника, долой твою святую воду и твои молитвы! А ты, Сатана, не отступай назад! В никогда не отдыхающей материи Ты, солнце живое, царь явлений природы… Сатана, ты победил Бога, священников!»

Русский философ Н.А. Бердяев говорит о масонстве следующее: «Масонство, прежде всего, имеет антицерковный и антихристианский характер (…). Сейчас в масонской идеологии преобладает антихристианский гуманизм».

Под конец предлагаю Вашему вниманию суждения иерархов Православной Церкви.

Митрополит Антоний (Храповицкий): «Под знаменем масонской звезды работают все темные силы, разрушающие национальные христианские государства. Масонская рука принимала участие в разрушении России».

В 1932 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей анафематствовал масонство.

Архиерейский Собор Греческой Православной Церкви в 1933 году дал следующее определение своего отношения к масонству: «Единогласно и единодушно мы, все епископы Греческой Церкви заявляем, что масонство является совершенно несовместимым с христианством, и поэтому верные чада Церкви должны избегать масонства. Ибо мы непоколебимо веруем в Господа нашего Иисуса Христа, «в Котором имеем искупление Кровью Его, прощение грехов по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении» (Ефесянам, 1, 7-8), обладаем Им открытой и апостолами проповеданной истиной «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа и Силы» (1 Коринфянам, 2, 4), и причащаемся Божественным таинствам, которыми освящаемся и спасаемся для вечной жизни, и поэтому следует нам не отпадать от благодати Христовой, становясь общниками чуждых таинств. Нисколько не подобает никому из тех, кто принадлежит Христу, искать вне Его избавления и нравственного совершенствования. Поэтому несовместимо истинное и подлинное христианство с масонством».

Настоящий наш Патриарх Кирилл, будучи еще митрополитом, также негативно отозвался о масонстве как о тайной организации, которая проповедует исключительное подчинение своим лидерам, сознательный отказ от раскрытия сути деятельности организации перед церковным Священноначалием и даже на исповеди. «Церковь не может одобрить участие в обществах такого рода православных мирян, а тем более священнослужителей».

Полагаю, что данный ответ в наших ограниченных рамках достаточен. Уповайте на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, не ищите никакого нового «откровения» — все необходимое для нашего спасения, а также для мирного доброго жительства всех людей на земле уже было дано и раскрыто 2 тысячи лет назад. Не соблазняйтесь: «тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» (Матф. 24, 10-13).

Вернуться к списку вопросов

3 мая 1842 года Джозеф Смит привлек нескольких человек, чтобы подготовить место в своем магазине из красного кирпича, где собирались масоны Наву, «перед тем как дать облечение нескольким старейшинам»15. На следующий день Джозеф впервые совершил храмовое облечение для девяти человек (все они также были масонами)16. Один из этих людей, Хибер Ч. Кимбалл, написал об этом событии своему собрату-Апостолу Парли П. Пратту, находившемуся на миссии в Англии. «Мы получили через Пророка нечто драгоценное, касающееся священства», – писал Кимбалл об облечении, заметив, что «в масонстве есть некоторое сходство со священством». Он сказал Пратту, что, по мнению Джозефа, масонство было «взято из священства, но выродилось»17. Джозеф Филдинг, другой облеченный Святой последних дней и масон, аналогично отметил в своем дневнике, что масонство «кажется, является ступенью или подготовкой к чему-то еще», имея в виду облечение18.

Мормоны в Наву, которые прошли и через масонские обряды, и через облечение, признавали наличие сходства между некоторыми элементами этих двух церемоний, но также свидетельствовали, что облечение – это плод откровения. Уиллард Ричардс, писавший историю Джозефа Смита, утверждал, что введение в Наву облечения «управлялось принципом откровения»19. Джозеф и его соратники понимали масонство как институт, сохранивший остатки древней истины20. Они признавали параллели между масонскими ритуалами и облечением, но приходили к выводу, исходя из своего знакомства и с тем, и с другим, что это таинство восстановлено Божественным образом21.

Акцент на сходстве между стилями обучения и внешними формами масонства и храмового облечения скрывает значительные различия в их содержании. Масонские церемонии способствуют самосовершенствованию, братству, милосердию и верности истине с целью улучшения людей, которые, в свою очередь, улучшают общество22. В ходе храмовых таинств мужчины и женщины заключают с Богом заветы, обещая соблюдать Его законы с целью получения возвышения через Искупление Иисуса Христа23. Масонские ритуалы предлагают поэтапное обучение с использованием инсценировки, символических жестов и одежды, содержание которого основано на масонских легендах. В облечении применяются аналогичные приемы обучения, но опирается оно главным образом на откровения и вдохновенные переводы, данные Джозефу Смиту в качестве его сути.

Еще одним существенным различием между масонскими ритуалами и облечением был вопрос доступности. В то время как у масонов были строгие правила относительно того, кто может присоединиться к братству, Джозеф Смит надеялся давать облечение «даже слабейшим из Святых», «как только они будут готовы его принять и будет подготовлено подходящее место для передачи»24. Соответственно, Бригам Янг и другие мужчины и женщины, которым Джозеф дал облечение до своей смерти, прислуживали это таинство тысячам Святых последних дней в Наву. Кроме того, в большинство масонских групп не допускались женщины25. А вот Джозеф учил, что важно, чтобы женщины-Святые последних дней принимали облечение. Многие женщины в Наву были подготовлены к этому таинству благодаря своей вовлеченности в Общество милосердия26.

Можно по-разному понимать отношения между масонством и храмом. Некоторые Святые последних дней указывают на сходство между форматом и символами облечения и масонских ритуалов и многими древними религиозными обрядами в доказательство того, что облечение – это восстановление некоего древнего таинства27. Другие отмечают, что идеи и особенности культуры, окружавшей Джозефа Смита, часто влияли на процесс, посредством которого он получал откровение28. В любом случае, нельзя утверждать, что облечение просто имитировало ритуалы масонства. Скорее, знакомство Джозефа с масонством могло служить катализатором откровения. Господь восстановил через Джозефа Смита храмовые таинства, чтобы преподать глубокие истины о плане спасения и ввести заветы, которые позволили бы детям Бога войти в Его присутствие.

Смежные темы: Храмовое облечение, Смерть Джозефа и Хайрама Смитов

Ольга Сакун — Град Ватикан

Суждение Католической Церкви о принадлежности к масонству однозначно негативно. Хотя в Кодексе канонического права нет упоминания об этом, вскоре после публикации Кодекса был обнародован документ Конгрегации вероучения, в котором недвусмысленно подтверждается негативная оценка Церкви деятельности масонских ассоциаций, поскольку их принципы всегда были несовместимы с учением Церкви, а значит, и принадлежать к этим ассоциациям запрещено.

«Верующие, которые принадлежат к масонским организациям, — уточняет документ Конгрегации вероучения, — находятся в состоянии тяжкого греха и не могут приступать к Святому Причастию». Далее в документе говорится, что никакая местная церковная власть не вправе выносить какие-либо иные суждения о масонских организациях. Документ подписан кардиналом Ратцингером и одобрен Папой Иоанном Павлом II, по воле которого этот документ и был составлен.

Конгрегация вероучения должна была высказаться по этому вопросу потому, что в последние десятилетия многие сомневались в неизменности позиции Церкви по отношению к масонству, а причиной стало именно отсутствие в новом Кодексе канонического права упоминания об отлучении масонов от Церкви.

На самом деле масонство было осуждено Церковью много раз. Вот только некоторые из документов Учительства на эту тему: апостольская конституция «In eminenti» Папы Климента XII (1738 год); апостольская конституция Папы Пия VII «Ecclesiam a Jesu Christo» (1821 год); энциклика «Mirari» Папы Григория XVI (1832 год), несколько энциклик Пия IX. Наконец, энциклика Папы Льва XIII «Humanum Genus» 1884 года, озаглавленная «Осуждение философского релятивизма и морали масонства». В этом документе Папа отмечает, что в его эпоху масонство «распространилось с невероятной быстротой и, проложив себе дерзостью и обманом путь во все гражданские сферы, обрело такую силу, будто оно властвует над государствами». Лев XIII определяет главную цель масонов следующим образом: «Разрушить до основания весь религиозный и общественный порядок, созданный христианством, и создать свой порядок, придав ему имя и основание натурализма».

Папа уточняет, что под масонством следует понимать многочисленные близкие ему по духу общества, которые пропагандируют абсолютную независимость и власть человеческой природы и человеческого разума, отрицая Божественное Откровение. Здесь Лев XIII добавляет, что среди масонов есть и те, кто не отрицают Бога, а, подобно пантеистам, искажают представление о Боге. Автор энциклики не стесняется в выражениях, приписывая масонству «жажду мести, которая пылает в сердце Сатаны против Иисуса Христа».

Подтверждая суждения своих предшественников, Папа Лев XIII пишет: «Кому дорого католическое вероисповедание и собственное спасение, пусть не питает иллюзию, что может со спокойной совестью записаться, по какой бы то ни было причине, в масонскую секту. Никто пусть не обманывается показной порядочностью: ибо некоторым может показаться, будто масоны не навязывают ничего, что противоречило бы вере и нравственности. Но поскольку сама цель и натура подобных сект является по сути своей коварной, — недопустимо ни упоминать о них, ни содействовать им каким бы то ни было образом».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *