В. Мессию-Царя представляет Его предтеча (3:1-12) (Мар. 1:1-18; Лук. 3:1-9,15-18; Иоан. 1:19-28)
Матф. 3:1-2. В своем повествовании Матфей опускает 30 лет, следующие за рождением Иисуса, и возобновляет рассказ с описания служения Иоанна Крестителя, «предтечи» Иисуса Христа. В Священном Писании мы видим нескольких человек, носивших имя «Иоанн», но только у одного из них оно было дополнено этим отличительным признаком — «Креститель».
Иудеям известен был обычай «самокрещения» язычников, которые обращались в иудейство, но Иоанново крещение было в их глазах необычным, ибо Иоанн был первым, кто крестил других.
Служение Иоанна Крестителя происходило в пустыне Иудейской, обнаженной, изрезанной ущельями земле, лежавшей на запад от Мертвого моря. Проповедь его была решительной и имела два аспекта: 1) сотериологический («сотериология» — учение о спасении через Иисуса Христа), т. е. призыв к покаянию и 2) эсхатологический — возвещение о том, что приблизилось Царство Небесное.
Учение о грядущем царстве было иудеям хорошо известно из Ветхого Завета. Но мысль о том, что прежде, чем войти в него, необходимо покаяться, была для них новою, и для многих она сделалась «камнем преткновения». Ведь иудеи считали, что им, как детям Авраама, автоматически гарантирован доступ в царство Мессии.
Иоанн же проповедовал, что перемена мыслей и сердца (покаяние) есть то предварительное условие, без исполнения которого они не годны для этого Царства. Между тем, иудеи просто не сознавали, как далеко ушли они от закона Божиего и тех требований, которые Бог предъявлял им через пророков (например, Мал. 3:7-12).
Эсхатологический аспект проповеди Иоанна Крестителя порождает немалые проблемы для современных комментаторов Библии. Не все богословы понимают одинаково смысл этой части его проповеди, и даже среди богословов консервативной школы существуют на этот счет разногласия. Что же проповедовал Иоанн? Он провозглашал, что «грядет царство», т. е. некое новое «правление» Это правление будет небесным (Царство Небесное). Означает ли это, что Бог станет управлять небесными сферами? Нет, конечно, — ведь Он всегда управлял ими — с момента их сотворения.
Иоанн, очевидно, имел в виду, что Божие небесное правление распространится и на земные сферы. В этом смысле оно и «приблизилось» (к земле); в определенном значении Небесное Царство «приблизилось» к ней буквально, олицетворенное в пришедшем Мессии, через которого Божие правление должно будет осуществляться. Креститель же приготовлял Ему «путь». Не случайно никто из слушавших Иоанна не спрашивал его, о чем он говорит, — ведь учение о том, что Мессия станет управлять земным царством, красной нитью проходит через ветхозаветные пророчества. Но в связи с этим народу предъявлялось требование — покаяться.
Иоанн был гласом вопиющего в пустыне; цель его состояла в том, чтобы приготовить «остаток» Израиля к принятию Мессии. Его проповедь в Иудейской пустыне (Матф. 3:1) свидетельствует, что он пришел, чтобы «отделить» народ от религиозной системы тех дней.
Одевался Иоанн подобно Илии (имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих; сравните с 4-Цар. 1:8; Зах. 13:4). Питался акридами (саранчой) и диким медом. Саранча всегда была пищей бедного люда (Лев. 11:21). Как и Илия, Иоанн был «уличным оратором», говорившим прямо и откровенно.
Множество народа из Иерусалима, всей Иудеи и окрестности Иорданской шли к нему, чтобы услышать его проповедь. Некоторые соглашались с нею, исповедывали грехи свои и принимали водное крещение, которое стало знаком Иоаннова служения. Оно, однако, не то же самое, что крещение, принимаемое христианами, ибо Иоанн совершал над людьми религиозный обряд, символизировавший исповедание грехов и готовность жить святой жизнью в ожидании грядущего Мессии.
Не все, конечно, поверили Иоанну. Фарисеи и саддукеи, хотя и приходили посмотреть, что он делает, призыв его отвергли. Их чувства кратко выразил в обращении к ним сам Иоанн (Матф. 3:7-10). Они считали, что, будучи по плоти сынами Авраама, автоматически «вхожи» в царство Мессии, Иоанн же, начисто отвергавший иудаизм в его фарисейской форме, заявил им, что Бог, в случае необходимости, может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Другими словами, Бог может призвать, если потребуется, язычников и в их среде найти Себе последователей. А, значит, иудаизм подвергает себя опасности отвержения Богом. Если дерево не приносит доброго плода (сравните «достойный плод покаяния» в стихе 8), его срубают и бросают в огонь.
Матф. 3:11-12. Из этих стихов ясно видно отношение самого Иоанна Крестителя к грядущему Мессии. Он считал себя недостойным понести (или «развязать») обувь Его. Иоанн был лишь «предтечей», который «приуготовлял» для Мессии «остаток» и крестил в воде тех, кто откликался на его проповедь. Грядущий же за ним будет крестить… Духом Святым и огнем.
Слушавшим Иоанна должны были вспомниться два ветхозаветные пророчества, записанные у Иоиля (2:28-29) и у Малахии (3:2-5). Иоиль обещал излияние Духа Святого на Израиля. Такое «излияние» действительно произошло в день Пятидесятницы (Деян. 2 гл.), но фактически Израиль, как народ, не вошел в благодатную сферу этого события. Над ним это исполнится, когда он покается перед Господом при втором Его пришествии.
Под «крещением огнем» подразумеваются суд и очищение тех, кто все-таки войдут в Царство Мессии, как это предсказано пророком Малахией (Мал. 3 гл.). Иоанн прибегает к символике, говоря: Лопата Его в руке Его… и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым. Другими словами: Мессия, когда Он придет, подготовит «остаток Израиля» («пшеницу») для Царства Своего, предварительно «переплавив и очистив» его. А тех, кто отвергнут Его («солому») Он осудит на сожжение в «огне неугасимом» (Мал. 4:1).
Г. Царь, получающий признание свыше (3:13 — 4:11)
1. В КРЕЩЕНИИ (3:13-17) (МАР. 1:9-11; ЛУК. 3:21-22)
Матф. 3:13-14. После многих лет тихой и скромной жизни в Назарете Иисус появляется среди тех, кто слушал проповедь Иоанна Крестителя, и изъявляет желание креститься. Только Матфей отмечает тот факт, что Иоанн воспротивился этому намерению Господа: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Иоанну дано было уразуметь, что Иисус не имеет нужды в его крещении — ведь оно совершалось в знак покаяния в грехах. Но в чем бы стал каяться Иисус?
Матф. 3:15. Иисус ответил Иоанну, что Ему надлежит принять крещение от него ради того, чтобы исполнить всякую правду, т. е. сделать это ради осуществления праведности. Но что Он имел в виду? Закон, данный через Моисея, ничего не говорил о крещении, и, значит, Иисус не мог подразумевать нечто, имевшее отношение к «левитской праведности». Иоанн призывал людей к покаянию, и приносившие его обращались с надеждою к грядущему Мессии, Который и Сам будет праведным, и принесет праведность в мир.
Вот тут и заключено объяснение: если Мессии надлежало сделать праведными грешников, Он, Праведный, должен был предварительно отождествить Себя с ними. И, следовательно, в этом была воля Божия для Него, чтобы Он крестился от Иоанна — с целью упомянутого «отождествления» (подлинный смысл слова «крещения») с грешниками.
Матф. 3:16-17. Самым значительным в акте крещения Иисуса было «удостоверение» его свыше. Когда Он вышел из воды… отверзлись Ему небеса, и в виде голубя сошел на него Дух Божий. И тут же с неба донесся голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Еф. 1:6; Кол. 1:13). Эти же слова повторены были Богом на горе Преображения (Матф. 17:5).
Таким образом в событии крещения Иисуса Христа приняли участие все три Лица Божества: Отец, засвидетельствовавший о Сыне, Сын, принявший крещение, и Дух Святой, сошедший на Сына в виде голубя. Для Иоанна Крестителя это послужило удостоверением того, что Иисус действительно Сын Божий (Иоан. 1:32-34). Это соответствовало и пророчеству Исаии, что Дух Господень почиет на Мессии (Ис. 11:2). Сошествие на Него Святого Духа дало Сыну, Мессии, силу для совершения Его служения среди людей.
Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге
Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему
(Мк. 1:2-3; Лк. 3:4-6). Связь речи не вполне ясна. Иоанн проповедовал народу покаяние, потому что приблизилось Царство Небесное, ибо он, т. е. Иоанн, есть тот и пр. Вследствие некоторой неясности и неопределенности выражений объясняли ст. 3 в связи с 2 ст. приблизительно так: приходит Иоанн Креститель, говоря: покайтесь… ибо (подразумевается: Иоанн говорил о себе) он есть тот, о котором пророчествовал Исаия и проч. Другими словами, евангелист во 2 ст. приводит буквально подлинную речь Иоанна, а в 3 — также его речь, но только выраженную собственными словами (ср. Ин. 1:23). Такое объяснение отвергается новейшими критиками, которые говорят, что слова: он есть тот и т. д. принадлежат не Иоанну, а самому евангелисту. Что же касается γάρ (ибо, потому что), то оно употреблено с целью придать более веса словам, сказанным Иоанном. Евангелист говорит как бы так: если бы какой-нибудь простой человек начал проповедовать народу и говорить «покайтесь…”, то слова его не имели бы никакого значения и на них никто не обратил бы внимания. Эти слова важны потому, что тот, который говорил их, был лицом, предсказанным Исаией. Таким образом, слово «ибо” указывает на «причину, по которой Иоанн должен был явиться так, как изображается в 1 и 2 ст., потому что так было предсказано” (Бенгель). А глагол толкователи считают равным «был”.
О котором сказал пророк Исаия: буквально он есть тот, о котором сказано (славянск. реченный) через (διά — по некоторым чтениям) пророка Исаию, говорящего. Слова Ис. (40:3) приведены почти буквально по LXX, с тою только разницею, что вместо последних слов «правыми сделайте стези Ему (Его)”, у LXX: «правыми сделайте стези Бога нашего”. В еврейском иначе: «голос вопиющий: в пустыне проложите путь Господу, прямою сделайте в степи дорогу нашему Господу”.
Глас вопиющего в пустыне: эти слова отделены от дальнейших в наших изданиях Библии; но в древности никаких знаков препинания не употреблялось и слова не отделялись одно от другого, почему этот текст и можно читать двояко: или «глас вопиющего в пустыне”, или «глас вопиющего: в пустыне исправьте”. В настоящем случае дело не решается тем, что в еврейском «в пустыне” относится к «приготовьте” (на что указывает дальнейшее «в степи”), потому что в греческом нет никаких оснований отделять оба эти выражения. Объясняя стих, толкователи колеблются. В еванг. Матфея обыкновенно относят, однако, «в пустыне” к слову «вопиющего”, по-видимому, по аналогии с κηρύσσων ἐν τῇ ἐρήμῳ (ст. 1).
Отношение слов пророка Исаии к возвращению евреев из вавилонского плена считается сомнительным. Но тогда у пророка что же это за «голос вопиющего”? В каком смысле понимал это выражение пророк? Если мы обратим внимание на то, что главы 40-66 относятся к так называемому Девтеро — Исаии, пророку, жившему во время или после плена, и допустим, что это было известно евангелисту, то лучше поймем, что значат слова «глас вопиющего в пустыне”. Пророк созерцает возвращение Израиля из плена, и вместе с ним как бы возвращение Господа, Царя Израилева, в Иерусалим. Господь посылает через пустыню, разделяющую Вавилон от Палестины, вестников — для возвещения о Своем прибытии, и вместе дает повеления о том, чтобы Ему приготовили путь, сделали прямою ту дорогу, по которой Он пойдет. Один из таких вестников и был φωνὴ βοῶντος ἐν τῇ ἐρήμῳ. Аналогия с проповедью Иоанна здесь, по-видимому, полная.
Как понимать самое выражение: голос вопиющего? Был ли Иоанн только голосом другого лица, вопиющего в пустыне, или же голос был его, вопиющего? По аналогии с Лк. 3:2, где говорится, что «был глагол Божий к Иоанну”, по-видимому, следовало бы допустить, что сам Иоанн был только голосом Бога, вопиющего в пустыне. Но у Луки употреблено не φωνή, а ῥῆμα (слово, речение). Далее, Лука приводит в следующем стихе те же слова из Ис. 40:3, изображая обстоятельства, совершившиеся после того, как был к Иоанну глагол Божий. Наконец, в устах евангелистов несколько странными показались бы слова: голос вопиющего в пустыне Бога, приготовьте путь Богу. На основании этих соображений мы должны относить оба слова: глас вопиющего к самому Иоанну. Он был и голос, и человек, издающий этот голос.
В пустыне, и в физическом, и в нравственном отношении. Иоанн проповедовал в физической пустыне, но народ, к нему приближавшийся, представлял из себя нравственную пустыню. Этот двоякий смысл речи проходит и далее, в словах: «прямыми сделайте стези Ему”. У LXX Ис. 40:3 — «Господь”, и это показывает, что здесь разумеется не обыкновенная починка дорог и исправление пути во время путешествия какого-нибудь обыкновенного царя, потому что ни в чем подобном Бог не имеет нужды. Поэтому правильно замечание, что под путями и стезями здесь разумеются души людей. Евф. Зигаб.: «евангелист называет путем Господа и стезями Его души, к которым предстояло прийти слову евангельскому”. От обыкновенного исправления пути здесь взяты только образы.
Толковая Библия.
Город над вольной Невой
Город нашей славы трудовой
Слушай Ленинград я тебе спою
Задушевную песню свою
Слушай Ленинград я тебе спою
Задушевную песню свою
Чо-то меня пробило на банальности, как и не банальности, вытекающие из банальностей
ИтакЪ — банальность — элиты хотят иметь послушное, верящее на слово население.
Так, чтобы царь — одновременно верховный жрец и говоритель с Богами. Ну пусть, не так и сложно.
Но! одновременно {уже торг!} элиты хотят {в продвинутых странах} чтобы «это послушное, верящее на слово население» могло бы чо-то такое поболее чем охотиться за головами разграбить и сжечь магаз повалить памятники лежать под пальмой истроить самолетеги из веток
ТутЪ начинается противоречие {диалектическое, етить-колотить!} — хоцца чтобы норот был простой {и слушал начальство} и непростой {шоб мог решать сложные задачи}.
На этом подорвался Николай II — Хозяин_Земли_Русской.
с одной сторонки хоцца народа-богоносца, щоб в рот царь-батюшке смотрел и не бунтовал.
с другой сторонки хоцца щоб воевал хорошо, со сложной военной техникой управлялся и был в военных хитростях искусен.
Не так чтоб это сложно было все в века от Рождества Христова, но таки не просто.
Особливо стало худо как пошла эта бякая индустриализация в Европе.
Вот царь-батюшка обломался значалу в РЯВ, а потом по крупному в ПМВ.
Отметим, что не он один обломался в ПМВ, обломались его свергатели — кадеты-меньшевики-эсеры.
Или Богоносец, или Англичанин_Хитрец
Решать эту задачку стали потом большевики, предварительно изведя 80% элитариев, как не справившихся и разлагающих своим присутствием народец. И тут знову таж штука {диалектика, етить-колотить!} — или послушное начальству население {перевыполняющее все плану за идею, но мрущее тока в путь} или ответственные исполнители, но уже критичные к руководству.
Что надо для имения бесконечного послушного, но качественного исполнителя — его бесконечный подток, оттуда где водятся «незамутненные» умом люди — из деревни. Надо при этом иметь немного качественных людей — для тренировки и контроля за вновь пребывающей массой.
И все опять ничо было у большевиков 1928-06.1941 — с начала индустриализации. И готовились иттить победным маршем до самой Атлантики.
Но! Но опять эта самая диалектика {будь она неладна!} встряла. В лице фюрера встряла.
И вот оказалось что послушные массы с малым числом понимающих командиров хм-м-м они ничо так иттить победным маршем по Польше-1939 или Бессарабии.Буковине-1940, но вот в делах посложнее {Финляндия-1939.1940} уже хм-м-м не очень, а в сложных делах типо ВОВ-1941 — совсем плохо.
Не, задачу решили, но осадочек остался. Не просто осадочек — бесконечный резервуар колхозной деревни был вычерпан, и уже нема было людишек на второй походЪ к Атлантике под взрывы Ядрен-Батонов.
А после ВОВ совсем бяда настала.
Примерчик
== в ВОВ — Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя! (cентябрь 1941)
== после ВОВ — Ленинградское дело и разгром музея Обороны Ленинграда самим Маленковым….
== после Ленинградского дела — вот такие вованчики {см. КДПВ}, стреляющие у интуристов жевачку или какие-то мелкие «сувениры» (1965)
Тут снова противоречие и огромное — люди, научившиеся сложности, не могут вернуть себе былую простоту {потеря ментальной девственности необратима}
И вот элитам надо с этим как-то жить.
и?
И есть два пути, кои были опробованы с СССР и которые сейчас исполняются в США и ЕС
Пути самые банальные
— гнобить ставших зело хитрыми {аки змии} местных
— завозить простецов неместных
И все бы так хорошо и работал бы ентот Вечный_Двигатель всегда от времен фараоновых, но!
Но есть така панимашь загогулина — простецы неместные а авторитете имеют своих авторитетов, а не хитромудрых завозителей.
И обламываются во все веки завозители о варварские восстания-вторжкения.
Но есть ишшо 2.5 путь — начать из местных выращивать послушных. Но для этого нужны льготы или хотя бы ослабление над ними пресса властей.
Это типо харедим в Израиле. Этож хочет утворитиь на Земле Российской Вл-др-Мрт давая привилегии РПЦ.
Но вот уже бунтующий монах в Свердл.области указывает, что не так все просто.
Энд «просто православные старцы» такого творят, шо хм-м-м задача распложения православных хасидов становится хм-м-м крайне трудной.
Есть ишшо 2.6 путь — через всякие кадетские училища, но опять — диалектика, трах-тибидохЪ.
Идут туда, чтобы получить пропуск в элиту и доить {эта наша корова и мы ее доим} пополанов, а не щоб вкалывать как золушки энд золуши.
Да-с, все крайне непросто для элит, ежели хотеть Два_Горошка_На_Ложку………
Дополнение
Евангелие от Луки