Жизнеописание подвижницы было составлено при ее жизни священником Николаем Анатольевичем Правдолюбовым и его братом Владимиром Анатольевичем Правдолюбовым. За эту рукописную книгу ее авторы были арестованы и осуждены на долгие годы лагерей. Авторскую рукопись обнаружил в наши дни в Архиве ФСБ протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве.
Здесь мы приводим сокращенное житие блаженной Матроны, составленное по материалам книги священника Николая и Владимира Правдолюбовых, под редакцией протоиерея Сергия Правдолюбова (Житие Святой Блаженной Матроны Анемнясевской/Сост. Священник Николай Правдолюбов, Владимир Правдолюбов. Издание прот. Сергия Правдолюбова. – М.: Святитель Киприан, 1999. – 72 с.).
Матрёна Григорьевна Белякова родилась 6 ноября 1864 года в деревне Анемнясево Касимовского уезда Рязанской губернии. Родители ее, Григорий и Евдокия, были едва ли не самыми бедными людьми в деревне и кое-как вели свое крестьянское хозяйство. По внешнему своему виду они были хилыми, тщедушными людьми и казались какими-то недоразвитыми. Отец много пил и слыл в деревне пьяницей. У них было большое семейство – шесть дочерей и два сына. Три девочки умерли в детстве; Матрёша была четвертою по счету.
До семи лет Матреша была обычным ребенком; как и все дети ее возраста, гуляла и играла со своими сверстницами и подружками. Родители почему-то невзлюбили ее с самого раннего детства. Нерадостна была жизнь ребенка в родной семье, где ей, больше чем кому-нибудь из братьев и сестер, приходилось терпеть обиды, ругань, побои; но еще большие страдания ждали девочку в дальнейшем.
В семилетнем возрасте Матреша заболела оспой. После этой болезни девочка навсегда осталась слепой. Ее обязанностью было нянчить своих младших сестренок и братьев, и слепой девочке было тяжело справляться с этим делом. Однажды десятилетняя Матреша нечаянно уронила сестренку с крыльца на землю. Увидев это, мать схватила Матрешу и начала жестоко бить. В этот момент духовному взору девочки предстала Царица Небесная. Матреша сказала об этом матери, но та продолжала бить девочку еще сильнее. Видение повторилось три раза. Во время последнего видения Пресвятая Богородица дала Матреше утешительную записочку. О том, что это за записочка и что в ней было написано, блаженная Матрона никогда не рассказывала.
На следующее утро изувеченная девочка не смогла подняться с печи. С этого времени началась для Матреши жизнь мученицы, пригвожденной к одру. Она навсегда лишилась возможности ходить и что-либо делать и уже не вставала с кровати всю свою дальнейшую жизнь.
Так лежала Матреша в родительском доме до 17 лет, терпеливо перенося всякие скорби и обиды, и только в молитве находя себе утешение и отраду. Односельчане знали о страдальческой жизни девушки и относились к ней с чувством благоговейного уважения. С семнадцати лет к Матреше стал ходить народ. Первым за помощью пришел крестьянин ее же деревни, по специальности пильщик.
– Матреша, – сказал он, – вот уж как ты лежишь несколько лет, ты, небось, Богу-то угодна. У меня спина болит, и я пилить не могу. Потрогай-ка спину, может быть и пройдет от тебя. Чего мне делать, лечился – доктора не помогают.
Матреша исполнила его просьбу – боли в спине, действительно, прекратились, и он встал на работу.
Крестьянин этот рассказал о своем исцелении одному из своих соседей, и тот говорит:
– Пойду и я к ней: нас замучили дети, скоро двенадцатый родится; попрошу ее помолиться, чтобы Господь прекратил у нас детей.
Пришел он к Матреше и попросил помолиться. Матреша помолилась, и детей у них больше не было.
С тех пор все больше и больше стали ходить к Матреше люди со своими нуждами, скорбями и болезнями. С течением времени эти посещения приняли характер настоящего паломничества: к Матреше шли не только жители окрестных селений, но и дальних, иногда и самых отдаленных мест нашего Отечества. Причем, шли они беспрерывным потоком на протяжении более чем пятидесяти лет в количестве нескольких десятков, а иногда и сотен ежедневно.
Когда Матреша лежала у родителей и посетители приносили ей различные пожертвования за ее молитвы, то отец обычно все это отбирал на табак или водку, и тяжело было Матреше, что пожертвования эти шли не на доброе дело. Матреша любила поделиться всем с людьми, но при данных условиях она лишена была этой возможности.
После смерти родителей много скорбей пришлось претерпеть Матреше от брата и сестры, смотревших на нее исключительно как на средство дохода. Сестра впоследствии отсудила у Матроны домик, построенный почитателями блаженной.
От сестры Матреша перешла на жительство к племяннику Матвею Сергеевичу, человеку доброму и религиозному. Но здесь огорчения ждали Матрешу с другой стороны. У Матвея Сергеевича подросли дети, односельчане стали смеяться над ними, дразнить их. Эти насмешки тяжело переживались молодыми людьми. Но особенно тяжело это было для самой Матреши. Она мучилась и глубоко скорбела, что за нее эти ни в чем не повинные люди должны были переносить иногда очень тяжелые для них насмешки и оскорбления. Особенно насмешки эти усилились в революционные годы в связи с антирелигиозным движением.
Матреша обычно лежала в небольшой отдельной комнатке крестьянской избы, в маленькой детской кроватке, которая всегда завешивалась пологом. Летом, когда в избе становилось душно, ее обычно выносили в сени, и там лежала она до зимы. Сама она никогда не просила, чтобы ее перенесли в избу, и терпеливо переносила осеннюю стужу и холод. Родные же, за исключением племянника, не обращали на нее внимания и переносили ее в избу только тогда, когда уже видели, что в сенях лежать более было невозможно.
– Однажды, – вспоминает Матреша, – в октябре месяце я лежала в сенях, ночью был сильный дождик. Вода через крышу полилась на меня, и я промокла. К утру случился мороз, я страшно озябла, и одежда вся на мне оледенела. Утром сестра увидела это, сжалилась и перенесла меня в избу, за что я ей благодарна.
Часто в осенние холода приходящие удивлялись ее терпению и спрашивали:
– Матреша, да тебе холодно?
– Да нет, тепло, – обычно отвечала она в таких случаях, – посмотри, вот какая я горячая.
При этом она давала свою руку, и рука была действительно горячая.
По внешнему своему виду Матреша была настолько мала, что казалась десятилетним ребенком. Ее платьице, подарок одной из почитательниц, закрывавшее блаженную совсем с ногами, было всего 90 сантиметров в длину. Очевидно, с десятилетнего возраста, с тех пор, когда она лишилась возможности ходить, тело ее не росло и навсегда осталось таким, каким было у десятилетней девочки. Она имела возможность переворачиваться с бока на бок, шевелить ручками и брать небольшие предметы. Она легко и свободно разговаривала и пела священные песнопения удивительно чистым и звонким детским голосом.
Никто не знает, как она молилась Богу. Известно только лишь то, что Матрона знала наизусть очень много молитв, многие акафисты и церковные песнопения.
Во время бесед со своими посетителями она часто читала вслух различные молитвы, подходящие по своему содержанию к данному случаю. Иногда читала целые акафисты, читала быстро, уверенно, громким голосом. Пела церковные песнопения, совершенно правильно выдерживая особенности гласов и распевов.
На вопрос одного из удивленных посетителей, спросившего, как это она, будучи слепой, знает наизусть даже целые акафисты, Матреша ответила: «Придет добрый человек и прочитает что-нибудь, а я и запомню с Божией помощью».
Матреша часто причащалась Святых Христовых Таин, каждый месяц обязательно. С этой целью она приглашала к себе своего духовника – приходского священника, и день принятия Св. Таин бывал для нее самым радостным днем. Пять раз в течение своей жизни она соборовалась.
Особенно строго соблюдала Матреша посты. С семнадцати лет она не ела мяса. Кроме среды и пятницы соблюдала такой же пост по понедельникам. В церковные посты почти ничего не ела или ела очень мало. Кроме подвигов поста и молитвы, блаженная, как уже было сказано, добровольно терпела холод, а также перебирала и перекладывала камни, принесенные ее почитателями из разных святых мест.
Очень уважала Матреша духовенство и к каждому священнику всегда и неизменно относилась с глубоким благоговением. Но к раскольникам обновленцам, в каком бы сане они не были, наоборот относилась очень строго. Одного из своих приходских священников, перешедшего в обновленчество, называла «наш Петруша».
Насколько ревниво относилась Матреша к Православию, говорит факт, переданный одной из ее почитательниц, жительницей города Касимова Марией Ивановной Путилиной. Умерла тетка Марии Ивановны. Сын тетки был старостой в Касимовском соборе, а в соборе в то время служил обновленческий архиерей. Сын, согласно желанию покойной, хотел вынести ее из дома не в собор, а в кладбищенскую церковь. Другой сын покойной находился в то время в заключении. Он обратился к начальству с просьбой, чтобы его отпустили проститься с матерью. Его отпустили на три дня с условием, чтобы покойную хоронил обновленческий архиерей в соборе, на что родные и согласились.
Псалтирь по покойной читали монашки. Когда они узнали, что хоронить будет обновленческий архиерей, они взяли псалтирь и ушли. К вечеру пришли сын покойной и Мария Ивановна. Сын попросил Марию Ивановну читать псалтирь. Она начала читать и читала около часа, пока не пришел архиерей служить всенощную. Мария Ивановна тут же ушла и даже не видела архиерея. Ночью она вернулась с одной монахиней Акилиной, и они вместе читали псалтирь всю ночь до выноса тела. На выносе Мария Ивановна с монахиней Акилиной не были, покойную похоронили без них.
Монахиня Акилина получила от своего настоятеля епитимью. Мария Ивановна же неделю спустя пошла к Матреше и все ей рассказала. Матреша пожалела тетку:
– Что ж, ведь покойница не виновата, что так схоронили ее.
В это время у Матреши сидели три монахини из Владимирской пустыни. Вдруг Матреша и говорит монахиням:
– Вы что так уж хорошо очень с Марией Ивановной-то разговариваете?
– Мы ее давно не видали, наговориться хотим.
– Да ведь она обновленка!
«Боже мой, если бы вы могли себе представить, – говорила Мария Ивановна, – как они в одну секунду встали и ушли от меня в другую комнату, и я осталась одна! Наступила мертвая тишина. Я не могу передать то состояние, оно было ужасно. Гляжу я на Распятие и думаю: – Господи! Все от меня отступились, не отступись Ты от меня!»
Мария Ивановна страшно заплакала. Она молилась и каялась в душе, и так плакала долго. Наконец Матреша пожалела ее:
– Ну вот, поплакала, покаялась пред Господом Богом, поговей, причастишься, на духу священнику скажешь, вот и все.
– Как же мне нужно было поступить, не надо было бы совсем мне читать?
– Да, не надо было тебе читать.
– А ты-то будешь меня принимать?
– Да я-то что, вот покаялась перед Богом, вот и все!
После этих слов Марии Ивановне сделалось весело и радостно, и монашенки опять по-прежнему с ней заговорили.
Особенно Матреша любила монахинь и вообще девиц. Монахинь ставила выше мирских, все им прощала, бывала с ними, как ребенок.
Из святых мест с наибольшим благоговением Матреша относилась к Иерусалиму, к монастырям Дивеевскому и Саровскому. Она говорила о них с особенным умилением и любовью. Своим благочестивым посетителям она постоянно советовала сходить в Дивеево и Саров, считая их местами особенного присутствия благодати Божией. И радовалась, когда исполнялись эти ее советы.
Находясь безвыходно в своей комнатке, Матреша знала многих святых и благочестивых людей, рассеянных по лицу земли русской, и находилась с ними во внутреннем благодатном общении, хотя она никогда их не видела и не говорила с ними.
Матреша своим внутренним, духовным взором как бы насквозь видела каждого из своих посетителей и каждому давала то, что для него нужно, полезно, необходимо в зависимости от его настроенности, его духовных немощей и нужд, в зависимости от условий и обстоятельств, среди которых ему приходилось жить.
Одних она учила и наставляла; других обличала и раскрывала им их грехи и пороки; третьих ободряла и утешала в тяжелых обстоятельствах жизни; четвертых предупреждала, указывая последствия их ошибочного пути, стремлений и намерений; пятых исцеляла от болезней, – и всех вместе старалась направить на путь истинной, богоугодной христианской жизни. Этим объясняется и разнообразие ее отношений к посетителям. Одних она принимала чрезвычайно ласково, с радостью и участием, как дорогих и близких своих людей. Других она прогоняла от себя, что было все же очень редко. Все это бывало, как говорили ее посетители, или в тех случаях, когда человек заходил к блаженной из праздного любопытства, или тогда, когда это нужно было для исправления человека. Когда такой человек пойдет от Матреши, он подумает о себе и сознает грехи свои. Если он после этого опять приходил к Матреше, то она с радостью принимала его.
По молитвам блаженной Матроны совершались исцеления от множества тяжелых недугов, когда даже врачи не верили выздоровлению, так как совсем недавно видели неблагоприятный исход. Исцелялись и от пьянства, и от беснования. Анна, молодая девушка 19 лет из соседнего села вступила в партию против воли родителей, людей религиозных и добрых. Вскоре после этого у Анны отнялись рука и нога. Шесть недель полежала девушка дома неподвижно, и врачи не могли ей помочь. Мать отвезла Анну на лошади к Матреше. Матреша помазала девушку маслицем из своей лампадки, и Анна стала постепенно поправляться и начала ходить, но полного выздоровления не было. Через два года Матрона благословила Анну съездить в Саров и Дивеево. По пути в Саров мать с Анной ночевали дома у благочестивой женщины, имевшей дома святыню из Иерусалима. Тогда обнаружилось, что девушка одержима бесом – она испугалась святыни, закричала и бросилась бежать. В Дивееве, посетив блаженную Марию Ивановну и искупавшись в источнике преподобного Серафима, Анна исцелилась душевно. После этого случая Анна стала глубоко верующим человеком и очень почитала Матрону.
Начиная с Великого поста 1933 года, Матреша заметно переменилась. Если раньше она со всеми держалась очень просто, всех жалела, вникала в горе каждого человека, беседовала подолгу и охотно, обсуждая всякие дела житейские, то теперь блаженная как будто совсем перестала интересоваться земной жизнью. О житейских делах она стала говорить редко и неохотно, только в исключительных случаях. Зато о жизни духовной, тем более о будущей жизни она готова была говорить день и ночь. Очень охотно, с любовью принимала она таких людей, которые шли к ней с вопросами духовного порядка.
– Я ведь теперь не Матрена, – сказала она тогда одной из почитательниц, – а Мардария… О блаженной говорили, что она была тайно пострижена в иноческий чин саровскими старцами, но насколько эти разговоры были достоверны, мы теперь не можем судить.
В конце июня 1933 года Матрешу посетил ее жизнеописатель, настоятель Касимовского Казанского монастыря священник Николай Правдолюбов со своей матушкой Пелагией Ивановной. Матреша беседовала с ними долго и охотно. Она много говорила о тяжести жизни, о страданиях, о необходимости терпеть все, что посылает Господь. В подтверждение своих слов и мыслей приводила тексты из Священного Писания, факты и события из жизни святых, прочитала молитву, присланную ей с Афона. Однако от разговоров о себе Матреша уклонялась, отвечала общими фразами, хотя отец Николай с матушкой очень этим интересовались и расспрашивали ее.
О последних днях и кончине блаженной Матроны известно следующее.
Летом 1935 года в Белькове было заведено дело «попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой». Началось оно с доноса одного жителя города Касимова на священника Николая Правдолюбова в связи с рукописной книгой, собранной и подписанной им и его братом, и приготовленной к печати. Были арестованы 10 человек (хотя должны были быть арестованы 12). Одна женщина умерла, получив повестку с требованием явиться в Отделение НКВД г. Касимова. По списку должна была быть арестована и блаженная Матрона. Все арестованные были уже отправлены в Рязань и Москву, а Матрону боялись трогать.
Наконец было собрано колхозное собрание, на котором постановили «изъять» Матрону Григорьевну Белякову как «вредного элемента». Из 300 жителей села подписались 24 активиста. Сельсовет дал характеристику «на Белякову М.Г.», в которой она прямо и открыто названа святой без всяких кавычек и иронии. «Данная гр. является вредным элементом в деревне, она своей святостью сильно влияет на темную массу… Ввиду этого по с/с задерживается ход коллективизации».
После отправки заключенных в Рязань была послана машина и за блаженной Матроной. Подъехали к ее дому днем, не таясь. Вошли. Тут их охватил страх, подойти боялись. По долгу службы подошел председатель сельсовета и, преодолевая страх, поднял Матренушку с ее дощатой постели. Матрона закричала тоненьким голоском. Народ оцепенел. Председатель стал выносить. В дверях сказал: «Ой, какая легкая!» Матрона ответила: «И твои детки такими легкими будут».
Несколько лет назад протоиерей Троицкого храма поселка Гусь-Железный отец Серафим хоронил одного из сыновей тогдашнего председателя. Он был очень маленького роста. Все дети председателя перестали расти после ареста блаженной Матроны.
Машина дважды ломалась по дороге в Касимов. Кто-то держал на руках блаженную Матрону, пока машину ремонтировали. Из Касимова ее быстро увезли в Рязань и затем в Москву.
Председатель, «изымавший» блаженную Матрону, несколько лет спустя очень тяжело умирал. Дело было летом. Дом стоял с открытыми окнами из-за жары. Он кричал так громко от боли, что слышало полдеревни. В народе говорили: «Это тебе не Матрешеньку поднимать!» Но он позвал священника и искренне и горячо каялся в своих грехах, умер в мире с Церковью.
Про московский период жизни блаженной Матроны имеются скудные сведения. В Москве она прожила почти год. Предположительно, она была заключена в Бутырскую тюрьму. Но пробыла она там недолго, потому что сделалась объектом почитания почти всех заключенных, которые начали петь акафисты и молиться. Ее должны были куда-то деть. Убить боялись, а отправить в лагерь не позволял пример тюремного молитвенного подъема заключенных.
По другим данным, безнадежно болевшая мать следователя, ведущего дело блаженной Матроны, получила исцеление от Матроны, и следователь сумел освободить ее как больную и умирающую. Он поместил ее в дом престарелых и увечных больных.
Документально засвидетельствовано, что блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 года в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. Так как рядом с Домом хроников было большое Владыкинское кладбище, частично сохранившееся до нашего времени, то можно сделать предположение, что блаженная Матрона была похоронена здесь же на местном старом кладбище.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, прославление святой блаженной Матроны Анемнясевской было совершено в городе Касимове Рязанской епархии в четверг Фоминой недели 9/22 апреля 1999 года архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном с собором духовенства Рязанской епархии. Блаженная Матрона Анемнясевская сначала была прославлена как местночтимая святая Рязанской епархии, а на Юбилейном Архиерейском Соборе она была канонизирована в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Подвиг ее святости сочетает в себе как пример необычайного терпения, поста и молитвы, так и образ исповедничества.
8-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 16 июля по ст. ст.
В этот день совершается память:
Священномученика Афиногена епископа и десяти учеников его (ок. 311).
Блаженной Матроны Анемнясевской, исповедницы (1936); священномученика Иакова, архиепископа Барнаульского, и с ним священномучеников Петра Гаврилова и Иоанна Можирина пресвитеров, преподобномученика Феодора Никитина (1937); преподобномученика Ардалиона Пономарева (1938).
Чирской (Псковской) иконы Божией Матери (1420).
Содержание
- Блаженная Матрона Анемнясевская, исповедница
- Священномученик Афиноген епископ
- Мученица Иулия дева
- Священное Писание
- Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
- Старец Порфирий Кавсокаливит об исполнении молитв
- Слово Святейшего Патриарха Кирилла
- Церковь можно рассматривать в нескольких отношениях
- Молитвословия
- В 7 лет ослепла, в 10 — перестала ходить
- «Ты лежишь столько лет, небось, Богу-то угодна»
- Хождение по мукам
- Пастырь добрый
- «Дело больного выродка Матроны Беляковой»
- Тюрьма в опасности
- «Матреша, помоги мне! Я в беде!»
Блаженная Матрона Анемнясевская, исповедница
Блаженная Матрона Анемнясевская (в миру Матрона Белякова) родилась в 1864 году в деревне Анемнясево Рязанской губернии. Дочь крестьянина-бедняка, слывшего в деревне горьким пьяницей, она в семь лет ослепла, а позднее была искалечена матерью. Во время избиения ей трижды являлась Богородица. Матрона потеряла возможность ходить и всю жизнь лежала в постели, при этом обрела дары исцеления и прозорливости. Она стала принимать людей, наставляла и утешала их. Летом 1935 года Бельковским районным отделением НКВД было заведено уголовное дело об антисоветской и антиколхозной агитации «попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой». Постановлением Особого совещания при НКВД СССР от 2 августа 1935 года предписывалось отправить Матрону на принудительное лечение. Она умерла от сердечной недостаточности летом 1936 года в московском Доме хронических больных. Была погребена на Владыкинском кладбище в Москве, а в 70-е годы XX века перезахоронена на Центральном кладбище в подмосковном городе Долгопрудный.
Священномученик Афиноген епископ
Священномученик Афиноген и десять его учеников пострадали за Христа в 311 г. во время гонений на христиан в Армении в г. Севастии. Правитель Филомарх устроил большой праздник в честь языческих богов и приказал всем принести жертву идолам, однако многие жители отказались подчиниться нечестивому повелению. Филомарха известили, что христианство распространилось в Севастии благодаря проповеди еп. Афиногена. Правитель приказал разыскать старца. Св. Афиноген и его ученики жили неподалеку от города в небольшом монастыре. Не застав епископа, воины схватили его учеников. Тогда св. Афиноген сам пришел в Севастию, и предал себя в руки мучителей. Господь сподобил св. Афиногена услышать перед смертью Его голос, возвестивший обетование, данное благоразумному разбойнику: «Днесь со Мною будешь в раю».
Мученица Иулия дева
Святая Иулия, рожденная в знатной христианской семье г. Карфагена, в детстве попала в плен к варварам и была продана сирийскому купцу-язычнику Евсевию. Он не раз пытался склонить Иулию к отречению от веры, но безуспешно. Негодуя на нее за верность Христу, Евсевий, тем не менее, оставил Иулию невредимой за усердную службу и добрый нрав. В одну из торговых поездок в Галлию, Евсевий взял 20-летнюю Иулию с собой. Во время остановки у о. Корсика, он сошел на берег для участия в местном языческом празднике. Кто-то из аборигенов, узнав, что на его корабле есть христианка, донес об этом старейшине Феликсу, который захотел, чтобы и она поклонилась идолам. Не сумев выкупить Иулию у Евсевия, Феликс напоил купца и его слуг и похитил Иулию. Он пообещал, что если она принесет жертвы идолам, то он ее выкупит и освободит. Иулия отказалась. Ее жестоко избили, отрезали ей грудь и затем распяли. Монахи, жившие на о. Горгона близ Корсики, узнав о мученичестве Иулии, похоронили ее тело в своей обители.
Священное Писание
1 Кор., 145 зач., X, 12-22
12 Посему, кто думает, что он стои́т, берегись, чтобы не упасть.
13 Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.
14 Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.
15 Я говорю вам как рассудительным; сами рассуди́те о том, что говорю.
16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?
17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
18 Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?
19 Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?
20 Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.
21 Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.
22 Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?
Мф., 68 зач., XVI, 20-24
20 Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос.
21 С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
22 И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!
23 Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что́ Божие, но что́ человеческое.
24 Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, 25 ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; 26 какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
1 Кор. 10, 12-22; Мф. 16, 20-24
Когда св. апостолы исповедали Спасителя Сыном Божиим, Он сказал: «должно… пострадать… и быть убиту». Дело созрело, оставалось только завершить его крестною смертью. То же бывает и в ходе нравственного преуспеяния христианина. Пока он в борьбе со страстьми, враг еще надеется как-нибудь искусить его, но когда страсти улягутся, и у врага не достает уже силы возбуждать их, тогда он воздвигает внешние искушения, всякого рода, — напраслины и притом самые чувствительные. Он метит заронить мысль: «ну, из-за чего трудился и боролся? Никакого нет тебе от этого проку». Но когда он заготовляет таким образом войну со вне, Господь труженику Своему ниспосылает дух терпения и, прежде чем враг успеет поднять какую-либо беду, заготовляет в сердце его воодушевленную готовность на всякого рода страдания и неприязни, и кознь врага не удается. Как Господь сказал о Себе: «должно пострадать», так и они испытывают некоторое жаждание прискорбности. И когда они наступают, то с радостью встречают их, пьют их, как жаждущий пьет прохладительную воду.
Старец Порфирий Кавсокаливит об исполнении молитв
Когда мы просим Бога о чем-либо, важно не количество просьб, а то, как они подаются. Когда Бог не удовлетворяет нашу просьбу, это значит или что Он не дает нам просимого для нашего же блага, или что мы не знаем, как и когда надо Его просить. Что касается первого случая, то никто не знает, почему так происходит. Ибо непостижимы пути Господни! Во-первых, когда мы чего-то просим у Бога, то должны делать это без настырности, не говорить: «Я хочу этого сейчас». Кто ты такой, чтобы требовать чего-либо от Бога, и более того, требовать в определенные сроки? Когда мы хотим попросить чего-либо у Бога, то какое-то время кротко с молитвой обращаемся к Нему. Если мы видим, что Он не исполняет нашу просьбу, тогда и мы перестаем Его беспокоить. И когда мы уже забудем о своей просьбе, она исполнится, и мы даже не будем знать, как это произойдет. Потому что Бог ничего не забывает. Он принял нашу просьбу, хранит ее, и когда сочтет, что настало время, исполняет ее.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Грех зарождается в мыслях, причем чаще всего это некая случайная мысль, некий эпизод, и уже от человека зависит, превратит ли он этот эпизод в часть своей жизни, будет ли он с такого рода мыслями жить и все глубже в них погружаться. Греховная мысль на языке святых отцов, в том числе преподобного Ефрема Сирина, именуется помыслом. Говоря о последствиях невнимательного отношения к помыслам, святой Ефрем предлагает очень точное и даже ироничное сравнение: человек, не справившийся с помыслами, погибает подобно кораблю, терпящему крушение у пристани. Действительно, должно произойти что-то невероятное, чтобы корабль потонул не в открытом море, среди волн, ветра и бури, а в тихой гавани, у пристани. Человек еще не совершил греха, но помысл овладел его сознанием. Природа человека, его душа уже заражены грехом, и он погибает от одной только мысли.
Церковь можно рассматривать в нескольких отношениях
Рассмотрим их по восходящей:
– Церковь как культовое здание (синоним – храм);
– Церковь как организация, например «Московская Патриархия» – совокупность учреждений, находящихся в ведении патриарха.
– Церковь как сообщество. Само слово церковь (экклесия) по-гречески означает собрание. Любое собрание. «Возненавидел церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду» (Пс.25:5). В данном случае: «сборище злодеев».
– Церковь как духовный организм. «Церковь это не стены и крыша, но вера и житие», – говорил свт. Иоанн Златоуст. По словам Алексея Хомякова: «Церковь есть живой организм истины и любви или, точнее, истина и любовь как организм».
Из всех новозаветных образов Церкви наиболее глубоким следует признать образ человеческого тела (1Кор.12:27; Еф.4:11-12). Согласно этому образу, Церковь есть Тело Христово, Иисус Христос называется Главою Церкви по аналогии с головою в человеческом теле, а членами этого тела – христиане и ангелы. Как в человеческом теле каждый член выполняет свою функцию, так и у нас – членов Церкви – различные служения: кто перед престолом, кто в библиотеке, кто в больнице, кто в интернете.
Разными людьми Церковь воспринимается в соответствии с их духовным уровнем: кто-то видит лишь здание, кто-то общину, а кто-то уже сможет распознать в ней Богочеловеческий организм.
Молитвословия
Тропарь священномученика Афиногена епископа и десяти учеников его
глас 8
Священный Богу Афиноген, в жертве служитель,/ священное ученик своих принесе Христу заколение,/ пастырь со словесными овцами иде в Небесную ограду,/ победив сверепеющия неверием языки./ Мученик Твоих молитвами, Христе Боже,/ спаси стадо Твое от волков, губящих е.
Кондак священномученика Афиногена епископа и десяти учеников его
глас 4
Владычню речению последовав, яко пастырь изрядный/ душу твою положил еси за Христовы овцы, священномучениче Афиногене,/ сего ради восхваляем тя/ и с тобою десятину ученик твоих,/ иже пострадаша, страхом Божиим и твоим учением наставляеми./ Тем угодивших Владыка венча вас живоначальною десницею,/ Егоже о всех нас молите.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Чирской (Псковской)
глас 4
Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя, рабы Твои,/ Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй/ и душам нашим велию милость.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Чирской (Псковской)
глас 4
Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя, рабы Твои,/ Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй/ и душам нашим велию милость.
Тропарь блаженной Матроны Анемнясевской, Касимовской
глас 8
Яко зарница небеснаго огня возсия в рязанстей стране блаженная старица святая Матрона, еяже память днесь творяще, воспоим Христа Бога, моляще Его даровати нам тоя предстательством в болезнех, бедах и скорбех терпение, и душам нашим велию милость.
Кондак блаженной Матроны Анемнясевской, Касимовской
глас 8
В немощех силу, в слепоте очи нетленныя обрела еси, пребывающи на одре болезни, всюду яко птица духом носилася еси, младенствующи телом, была еси мати скорбящим и обруеваемым. Темже чтущих твою память не остави в молитвах, и помоги нам избавися от грехов покаянием, и улучити с тобою Царство Небесное.
Теги: Блаженная Матрона Анемнясевская священномученик Афиноген Пидахфойский мученица Иулия Карфагенская православный календарь
Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .
Северный придел храма Торжества Православия освящен в честь блаженной Матроны Анемнясевской.
Житие блаженной Матроны Анемнясевской, исповедницы
Память — 29 июля (16 июля по старому стилю)
Детство
Матрона Григорьевна Белякова родилась 6 ноября 1864 года в деревне АнемнясевоКасимовского уезда Рязанской губернии. Родители ее, Григорий и Евдокия, были едва ли не самыми бедными людьми в деревне и кое-как вели свое крестьянское хозяйство.
Отец много пил и слыл в деревне пьяницей. У них было большое семейство – шесть дочерей и два сына. Три девочки умерли в детстве; Матрона была четвертою по счету.
Родители почему-то невзлюбили ее с самого раннего детства. Нерадостна была жизнь ребенка в родной семье, где ей, больше чем другим братьям и сестрам, приходилось терпеть обиды, ругань, побои; но еще большие страдания ждали девочку в дальнейшем.
В семилетнем возрасте Матреша заболела оспой. После этой болезни девочка навсегда осталась слепой.
Ее обязанностью было нянчить своих младших сестренок и братьев, и слепой девочке было тяжело справляться с этим делом. Однажды десятилетняя Матреша нечаянно уронила сестренку с крыльца на землю.
Увидев это, мать схватила Матрешу и начала жестоко бить. В этот момент духовному взору девочки предстала Царица Небесная. Матреша сказала об этом матери, но та продолжала бить девочку еще сильнее. Видение повторилось три раза. Во время последнего видения Пресвятая Богородица дала Матреше утешительную записочку. О том, что это за записочка и что в ней было написано, блаженная Матрона никогда не рассказывала.
На следующее утро изувеченная девочка не смогла подняться с печи. С этого времени началась для нее жизнь мученицы, пригвожденной к одру. Она навсегда лишилась возможности ходить и что-либо делать и не вставала с кровати всю свою дальнейшую жизнь.
Путь терпения скорбей
Так лежала Матрона в родительском доме до 17 лет, терпеливо перенося всякие скорби и обиды, и только в молитве находя себе утешение и отраду. Односельчане знали о страдальческой жизни девушки и относились к ней с чувством благоговейного уважения.
С семнадцати лет к Матроне стал ходить народ. Первым за помощью пришел крестьянин ее же деревни.
– Матреша, – сказал он, – вот уж как ты лежишь несколько лет, ты, небось, Богу-то угодна. У меня спина болит, и я пилить не могу. Потрогай-ка спину, может быть и пройдет. Чего мне делать, лечился – доктора не помогают.
Матреша исполнила его просьбу – боли в спине, действительно, прекратились, и он встал на работу.Крестьянин рассказал о своем исцелении другим.С тех пор всё больше и больше людей стало ходить к Матроне со своими нуждами, скорбями и болезнями.
С течением времени эти посещения приняли характер настоящего паломничества: шли не только жители окрестных селений, но и самых отдаленных мест нашего Отечества. Шли беспрерывным потоком на протяжении более, чем пятидесяти лет в количестве нескольких десятков, а иногда и сотен ежедневно.
Когда Матрона лежала у родителей и посетители приносили ей различные пожертвования за ее молитвы, то отец обычно всё это отбирал на водку, и тяжело было Матреше, что пожертвования шли не на доброе дело. Матрона любила делиться всем с людьми, но лишена была этой возможности.
После смерти родителей много скорбей пришлось претерпеть блаженной от брата и сестры, смотревших на нее исключительно как на средство дохода. Сестра впоследствии отсудила у Матроны домик, построенный ее почитателями.
От сестры блж. Матрона перешла на жительство к племяннику Матвею Сергеевичу, человеку доброму и религиозному. Но здесь огорчения ждали с другой стороны. У Матвея Сергеевича подросли дети, односельчане стали смеяться над ними, дразнить их. Эти насмешки тяжело переживались молодыми людьми. Но особенно тяжело это было для самой Матреши. Она мучилась и глубоко скорбела, что за нее эти ни в чем не повинные люди должны были переносить иногда очень тяжелые для них насмешки и оскорбления. Особенно насмешки эти усилились в революционные годы.
Матреша обычно лежала в небольшой отдельной комнатке крестьянской избы, в маленькой детской кроватке. Летом, когда в избе становилось душно, ее обычно выносили в сени, и там лежала она до зимы. Сама она никогда не просила, чтобы ее перенесли в избу, и терпеливо переносила осеннюю стужу и холод. Родные же, за исключением племянника, не обращали на нее внимания и переносили ее в избу только тогда, когда уже видели, что в сенях лежать более невозможно.
– Однажды, – вспоминала Матрона, – в октябре месяце я лежала в сенях, ночью был сильный дождик. Вода через крышу полилась на меня, и я промокла. К утру случился мороз, я страшно озябла, и одежда вся на мне оледенела. Утром сестра увидела это, сжалилась и перенесла меня в избу, за что я ей благодарна.
Часто в осенние холода приходящие удивлялись ее терпению и спрашивали:
– Матреша, да тебе холодно?
– Да нет, тепло, – обычно отвечала она, – посмотри, какая я горячая.
При этом она давала свою руку, и рука была действительно горячая.
По внешнему своему виду св. Матрона была настолько мала, что казалась десятилетним ребенком. Ее платьице, подарок одной из почитательниц, закрывавшее блаженную совсем с ногами, было всего 90 см в длину. Очевидно, с тех пор, когда она лишилась возможности ходить, тело ее не росло и навсегда осталось таким, каким было у десятилетней девочки.
Она имела возможность переворачиваться с бока на бок, шевелить ручками и брать небольшие предметы. Легко и свободно разговаривала и пела священные песнопения удивительно чистым и звонким детским голосом.
Молитвенница и угодница Божия
Никто не знает, как она молилась Богу. Известно только лишь то, что блж. Матрона знала наизусть очень много молитв, многие акафисты и церковные песнопения.
Во время бесед со своими посетителями она часто читала вслух различные молитвы, подходящие по своему содержанию к данному случаю. Иногда читала целые акафисты, читала быстро, уверенно, громким голосом. Пела церковные песнопения, совершенно правильно выдерживая особенности гласов и распевов.
Святая часто причащалась Святых Христовых Таин, каждый месяц обязательно. С этой целью она приглашала своего духовника – приходского священника, и день принятия Святых Таин бывал для нее самым радостным днем.
Особенно строго соблюдала Матреша посты. С семнадцати лет она не вкушала мяса. Кроме среды и пятницы соблюдала такой же пост по понедельникам. В церковные посты ела очень мало. Кроме подвигов поста и молитвы, блаженная, как уже было сказано, добровольно терпела холод, а также перебирала и перекладывала камни, принесенные ее почитателями из разных святых мест.
Очень уважала Матреша духовенство и к каждому священнику относилась с глубоким благоговением, отличалась особой ревностью к Православию. К раскольникам-обновленцам была очень строга.Особенно Матреша любила монахинь и вообще девиц. Монахинь ставила выше мирских, всё им прощала.
Из святых мест с наибольшим благоговением святая относилась к Иерусалиму, к монастырям Дивеевскому и Саровскому. Своим благочестивым посетителям нередко советовала сходить в Дивеево и Саров, считая их местами особенного присутствия благодати Божией. И радовалась, когда исполнялись эти ее советы.
Находясь безвыходно в своей комнатке, Матреша знала многих святых и благочестивых людей, рассеянных по лицу Земли Русской, и находилась с ними во внутреннем благодатном общении, хотя никогда их не видела и не говорила с ними.
Помощь страждущим
Матреша своим внутренним, духовным взором как бы насквозь видела каждого из своих посетителей и каждому давала то, что для него нужно, полезно, необходимо в зависимости от его настроенности, его духовных немощей и нужд, в зависимости от условий и обстоятельств, среди которых ему приходилось жить.
По молитвам блаженной Матроны совершались исцеления от множества тяжелых недугов, когда даже врачи не верили в возможность выздоровления.
Анна, молодая девушка 19 лет из соседнего села, вступила в партию против воли родителей, людей религиозных и добрых. Вскоре после этого у Анны отнялись рука и нога. Шесть недель полежала девушка дома неподвижно, и врачи не могли ей помочь. Мать отвезла Анну на лошади к Матрене. Та помазала девушку маслицем из своей лампадки, и Анна стала постепенно поправляться и начала ходить, но полного выздоровления не было.
Через два года Матрона благословила Анну съездить вСаров и Дивеево. В Дивееве, посетив блаженную Марию Ивановну и искупавшись в источнике преподобного Серафима, Анна исцелилась душевно. После этого случая она стала глубоко верующим человеком и очень почитала Матрону.
Арест
Начиная с Великого поста 1933 года, Матрона заметно переменилась, она как будто совсем перестала интересоваться земной жизнью. Зато о жизни духовной, тем более о будущей жизни, она готова была говорить день и ночь. Очень охотно, с любовью принимала она таких людей, которые шли к ней с вопросами духовного порядка.
В конце июня 1933 года Матрону посетил ее жизнеописатель, настоятель Касимовского Казанского монастыря священник Николай Правдолюбов со своей матушкой Пелагией Ивановной. Подвижница беседовала с ними долго и охотно. Она много говорила о тяжести жизни, о страданиях, о необходимости терпеть все, что посылает Господь. В подтверждение своих слов и мыслей приводила тексты из Священного Писания, факты и события из жизни святых, прочитала молитву, присланную ей с Афона. Однако от разговоров о себе блаженная уклонялась, отвечала общими фразами, хотя отец Николай с матушкой очень этим интересовались и расспрашивали ее.
О последних днях и кончине блаженной Матроны известно следующее.
Летом 1935 года в Белькове было заведено дело «попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой». Началось оно с доноса одного жителя города Касимова на священника Николая Правдолюбова в связи с рукописной книгой, собранной и подписанной им и его братом, и приготовленной к печати. Были арестованы 10 человек. Все арестованные были отправлены в Рязань и Москву, а самуМатрону боялись трогать.
Наконец было проведено колхозное собрание, на котором постановили «изъять» Матрону Григорьевну Белякову как «вредного элемента». Из 300 жителей села подписались 24 активиста. Сельсовет дал характеристику «на Белякову М.Г.», в которой она прямо и открыто названа святой без всяких кавычек и иронии. «Данная гражданка является вредным элементом в деревне, она своей святостью сильно влияет на темную массу… Ввиду этого задерживается ход коллективизации».
После отправки заключенных в Рязань была послана машина и за блаженной Матроной. Подъехали к ее дому днем, не таясь. Всех вошедших охватил страх. По долгу службы председатель сельсовета, преодолевая страх, поднял Матронушку с ее дощатой постели. Матрона закричала тоненьким голоском. Народ оцепенел. Председатель в дверях сказал: «Ой, какая легкая!» Матрона ответила: «И твои детки такими легкими будут». Все дети председателя перестали расти после ареста блаженной Матроны.
Машина дважды ломалась по дороге вКасимов. Кто-то держал на руках блаженную Матрону, пока машину ремонтировали. Из Касимова ее быстро увезли в Рязань и затем в Москву.
Председатель, «изымавший» блаженную Матрону, несколько лет спустя очень тяжело умирал. Дело было летом. Дом стоял с открытыми окнами из-за жары. Онтакгромко кричал от боли, что слышало полдеревни. В народе говорили: «Это тебе не Матрешеньку поднимать!» Но он позвал священника и искренне и горячо каялся в своих грехах, умер в мире с Церковью.
Кончина
В Москве блаженная Матрона прожила почти год. Предположительно, она была заключена в Бутырскую тюрьму. Но пробыла она там недолго, потому что сделалась объектом почитания почти всех, без исключения, заключенных, которые начали петь акафисты и молиться.
Ее должны были куда-то деть. Убить боялись, а отправить в лагерь не позволял пример тюремного молитвенного подъема заключенных.
По другим данным, безнадежно больная мать следователя, ведущего дело блаженной Матроны, получила исцеление по ее молитвам, и следователь сумел освободить ее как больную и умирающую. Он поместил ее в дом престарелых и увечных больных.
Документально засвидетельствовано, что блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16 июля ст. ст./29 июля н. ст. 1936 года в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. Так как рядом с Домом хроников было большое Владыкинское кладбище, частично сохранившееся до нашего времени, то можно сделать предположение, что блаженная Матрона была похоронена здесь же на местном старом кладбище.
Прославление
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, прославление святой блаженной Матроны Анемнясевской было совершено 9/22 апреля 1999 года архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном с собором духовенства Рязанской епархии. Блаженная Матрона Анемнясевская сначала была прославлена как местночтимая святая Рязанской епархии, а на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года она была канонизирована в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Подвиг ее святости сочетает в себе как пример необычайного терпения, поста и молитвы, так и образ исповедничества.
Жизнеописание подвижницы было составлено при ее жизни священником Николаем Анатольевичем Правдолюбовым и его братом Владимиром Анатольевичем Правдолюбовым. За эту рукописную книгу ее авторы были арестованы и осуждены на долгие годы лагерей.
На фото – часовня блаженной МатроныАнемнясевской на ее Родине.
Тропарь, глас 8
Яко зарница небеснаго огня возсия в рязанстей стране блаженная старица святая Матрона, еяже память днесь творяще, воспоим Христа Бога, моляще Его даровати нам тоя предстательством в болезнех, бедах и скорбехтерпение, и душам нашим велию милость.
Кондак, глас 8
В немощех силу, в слепоте очи нетленныя обрела еси, пребывающи на одре болезни, всюду яко птица духом носиласяеси, младенствующи телом, была есимати скорбящим и обуреваемым. Темже чтущих твою память не остави в молитвах, и помоги нам избавитися от грехов покаянием, и улучити с тобою Царство Небесное.
Молитва
О преславная и достоблаженнаяматиМатроно, житие твое скорби исполнено бе, но взирающе на смирение твое, молим тя, угоднице Божия, умоли Всещедрого Бога, да низпослет нам, недостойным, милость Свою, паче же утвердит и укрепит ны в несении креста нашего, да отвержемся себе и пойдем по пути спасения за Христом, смиривше выя своя под крепкую руку Божию, принимающе вся, яже от руки Его: вемы, яко Господь един может и падших возставити, и заблуждшихвозвратити, и соблазнившихся исправити, и грешников праведники соделати.
Огради нас, матиМатроно, молитвами твоими от сети лукаваго, да не прельщеннии им возвратимся вспять. Еще молим тя, яко имущую велие дерзновение ко Господу, пролей теплую молитву за ны, недужныя и унылыя, и испроси у Господа коемуждоблагопотребная, да подаст Господь и нам, якоже тебе, терпение и благодушие в бедах и скорбных обстояниих, да поживем по воли Его во вся дни живота нашего, зане воистиннувемы, яко весть Отец наш Небесный, ихже требуем, прежде прошения нашего.
О, блаженная матиМатроно, многоименитому сонму новомучеников российских причтенная, с ними моли Господа нашего и Спаса Иисуса Христа, да сохранит Церковь Православную от соблазнов, ересей и расколов, да оградит Господь страну нашу от всех наветов видимых и невидимых враг и изимет ю из пучины безбожия: вемы, яко живем ныне токмо ради крове мучеников излиянныя, дарует же и нам Господь ничесожебоятися, верным же быти Ему даже до смерти, и яко мучениколюбцемсо мученики возрадоватися во Царствии Небеснем.
Ей, матиМатроно, испроси нам у Человеколюбца Господа время покаяния, да не исторгнет ны аки плевелы прежде жатвы, да не во зле погибнем, но да очистит ны от всякия скверны плоти и духа, во еже явитися нам в день Судный нескверным и непорочным пред лицем Его, да чистым сердцем, яко истинная чада Божия, радостно воззовем к Нему: не отринины, Господи, и приими во Царствие Твое, идеже Ты царствуеши со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.
При составлении статьи были использованы материалы с сайтов:
Здесь мы приводим сокращенное житие блаженной Матроны, составленное по материалам книги: «Житие Святой Блаженной Матроны Анемнясевской»/Сост. Священник Николай Правдолюбов, Владимир Правдолюбов. Издание прот. Сергия Правдолюбова. – М.: Святитель Киприан, 1999. – 72 с.
Блаженная Матрона с раннего детства испытала, может быть, самую тяжкую боль – боль отторжения, неприятия, нелюбви самых близких – родителей и братьев-сестер. Память 29 июля
Блаженная Матрона. Фрагмент иконы. Фото с сайта stefmon.ru
В 7 лет ослепла, в 10 — перестала ходить
Есть блаженные, Христа ради юродивые, которых трудно понять: они «чудят», совершают вызывающие поступки, загадочно разговаривают.
Есть другие, «понятные», часто тяжело болеющие с детства, но только вот не они, физически немощные инвалиды, просят помощи, а люди идут к ним за утешением. И исполняется на них в полной мере сказанное Богом апостолу Павлу: «Сила Моя в немощи совершается»
Блаженство первых и вторых — в полном предании себя воле Божией, какой бы она не была, — полном настолько, что кажется юродством, потому что непонятно и раздражает.
Во все времена блаженные, юродивые напоминали о том, что ценности земные – благополучие, карьера, счастье в личной жизни, даже здоровье – вторые по счету. Очень важные, но вторые.
А первое – Бог и мир совести с Ним, законы Неба, так часто попираемые даже не безбожием, а фарисейским ханжеством, «обрядами веры», в житейской суете.
Жизнь блаженного не описать канонами, в их жизни вообще мало «каноничного», и даже рождаются они «неканонично». Святая Матрёна Анемнясевская (1864-1936) родилась не в благочестивой семье с крепкими христианскими устоями: ее отец крепко пил, считался на деревне пропойцей, хозяйство было запущенным, оба родителя, как говорит житие, «по внешнему виду казались какими-то недоразвитыми».
Неизвестно почему родители нелюбили Матрону, хотя она была живым, здоровым ребенком. «Приедут, бывало, с базара, — говорила Матрона, — всех сестер оделят гостинцами, а меня обойдут, так я, молча, и отойду в сторону обиженная…». Ей, больше чем кому-нибудь из братьев и сестер, доставалось ругани и побоев.
В семь лет Матрена заболела оспой и ослепла. Слепой девочке непросто было справляться с домашней работой и нянчаньем: однажды она нечаянно уронила сестренку с крыльца на землю. Мать схватила Матрешу и начала колотить, чем ни попадя, зло бранясь.
Девочка плакала и просила прощения, но мать, войдя в какое-то исступление, не унималась, как вдруг, — говорит житие, — Матрона увидела Богородицу, протягивающую к ней руки с Неба:
«Мама, Богородица», — закричал ребенок, но мама била сильнее. Видение повторилось три раза, но мать не слушала; в последний раз Пресвятая Богородица дала Матрене свиток. О том, что там было написано, блаженная Матрона никогда не рассказывала.
На следующее утро изувеченная девочка не смогла подняться. С этого времени она навсегда лишилась возможности ходить.
«Ты лежишь столько лет, небось, Богу-то угодна»
Село Анемнясево, где родилась и жила святая Матрона. Фото с сайта fondpm.ru
Так лежала Матрена в родительском доме до 17 лет, терпя ругань и укоры в «дармоедстве». Внешне она казалась десятилетним ребенком — ее тело перестало расти и навсегда осталось таким, каким было у десятилетней девочки.
Ее платьице, закрывавшее блаженную совсем с ногами, было всего 90 сантиметров в длину. Матрона могла переворачиваться с бока на бок, шевелить ручками и брать небольшие предметы.
Односельчанам было известно о жизни девушки, и они относились к ней с почитанием – в народе без вины страдавшие терпеливцы всегда считались «Божьими людьми».
С семнадцати лет к Матрене пошел народ. Первым за помощью пришел крестьянин ее же деревни, пильщик дров.
– Матреша, – вот уж как ты лежишь несколько лет, ты, небось, Богу-то угодна. У меня спина болит, и я пилить не могу. Потрогай-ка спину, может быть и пройдет от тебя. Чего мне делать, лечился – доктора не помогают.
Матреша исполнила его просьбу – боли в спине, действительно, прекратились, и он встал на работу.
Крестьянин этот рассказал о своем исцелении одному из соседей, и тот говорит:
– Пойду и я к ней: нас замучили дети, скоро двенадцатый родится; попрошу ее помолиться, чтобы Господь прекратил у нас детей.
Пришел он к Матреше и попросил помолиться. Матреша помолилась, и детей у них больше не было.
Со временем хождение людей к Матрене превратилось в паломничество: шли потоком на протяжении более чем пятидесяти лет по несколько десятков, а иногда сотен ежедневно.
Посетители приносили девушке пожертвования за ее молитвы: холст полотна, полотенце, платочек, хлеб, сало, творог и т.п..
В глазах семьи Матрона из «обузы» превратилась в источник дохода. Отец часто отбирал приносимое и менял на табак или водку.
Но если не успевал, Матрена сама что-то из принесенного отдавала приходящим к ней людям.
Хождение по мукам
Гусь Железный, Троицкий собор, где сегодня находится чтимая икона блаженной Матроны Анемнясевской. sasovo-kruiz.ru
После смерти родителей много пришлось терпеть Матрене от брата и сестры, смотревших на нее как на «дойную корову».
Добрые люди – почитатели Матроны, видя такое отношение родных, выстроили ей домик на свои средства. Но сестра и тут успела: отсудила у лежачего инвалида домик.
Тогда Матреша перешла жить к племяннику Матвею, сыну одной из сестер, человеку доброму и верующему. Но и здесь беды не оставили. У Матвея подросли дети, односельчане стали смеяться над ними, дразнить, — что в их дома «юрод». Время шло революционное, Бога «отменили», как и Его заповеди любви.
И Матрена мучилась, что за нее эти ни в чем не повинные люди должны переносить оскорбления.
Обычно Матрона лежала в небольшой отдельной комнатке, в маленькой детской кроватке, которая всегда завешивалась пологом. Летом, когда в избе становилось душно, ее выносили в сени, и там она лежала до зимы. Сама она никогда не просила, чтобы ее перенесли в избу, терпела осеннюю стужу и холод.
Родные же, за исключением племянника, не обращали на Матрону внимания; переносили ее в избу только тогда, когда на улице выпадал снег.
– Однажды, – вспоминала Матрена, – в октябре месяце я лежала в сенях, ночью был сильный дождик. Вода через крышу полилась на меня, и я промокла. К утру случился мороз, я страшно озябла, и одежда вся на мне оледенела. Утром сестра увидела это, сжалилась и перенесла меня в избу, за что я ей благодарна.
Часто в осенние холода приходящие удивлялись ее терпению и спрашивали:
– Матреша, да тебе холодно?
– Да нет, тепло, – обычно отвечала она в таких случаях, – посмотри, вот какая я горячая.
При этом она давала свою руку, и рука была действительно горячая.
Пастырь добрый
Во время бесед с приходящими к ней людьми Матрона часто читала вслух молитвы, подходящие к темам разговора. Пела наизусть акафисты, церковные песнопения, совершенно правильно выдерживая особенности гласов и распевов.
На вопрос одного из посетителей, спросившего, как это она, будучи слепой, знает наизусть целые акафисты, Матрена ответила: «Придет добрый человек и прочитает что-нибудь, а я и запомню с Божией помощью».
В беседе с одной из своих почитательниц Матрёна говорила о том, что «беспрестанная молитва всё сделать может». Сказала о себе, что сама старается молиться беспрестанно и молится по четкам, которые всегда у неё в руке; что молится она и в то время, когда говорит с людьми; что во время бесед перебирает чётки, но молится тайно, про себя. Не видят посетители и четок её, которые всегда скрыты от них.
Матрена причащалась каждый месяц — приглашала к себе духовника – приходского священника, и день принятия Св. Таин бывала необычайно оживленной, радостной. С семнадцати лет она отказалась от мяса. В церковные посты почти ничего не ела или ела очень мало.
Уважая духовенство, к раскольникам-обновленцам, в каком бы сане они не были, относилась строго. Правда, строгости хватало только на то, чтобы одного из приходских священников, перешедшего в обновленчество, звать «наш Петруша».
Не выходя из своей комнаты, Матрена знала многих святых людей, и находилась с ними во внутреннем общении, хотя никогда их не видела.
Очень почитала блаженную Марию Ивановну Дивеевскую. Между этими блаженными установилась особенно глубокая внутренняя связь, и материальные преграды не были препятствием.
Матрона очень любила монахинь и вообще девиц. Монахиням все прощала. — Ведь вот не пришлось мне там, в монастыре-то быть, — не раз с сожалением говорила Матрона. — Монашки-то, сколько раз упадут. Упадут, и опять всё-таки восстанут. А в миру-то человек упал, и уж ему некогда восстать. Все мы невоздержные, иной раз без греха не обойдёшься, иной раз и заплачешь…
Угодная Богу своей жизнью, терпением, верностью, беззлобием, упованием, Матрона получила от Господа многие духовные дары. Сама имевшая чистое сердце — видела сердце человека. По молитвам блаженной Матроны совершались исцеления от многих болезней, когда врачи ничего не могли сделать. Исцелялись и от пьянства, и от беснования.
«Дело больного выродка Матроны Беляковой»
Часовня блаженной Матроны на Владыкинском кладбище. Фото с сайта stefmon.ru
Начиная с Великого поста 1933 года, Матрена как будто перестала интересоваться земной жизнью. О житейских делах говорила редко, неохотно, в исключительных случаях. Зато о жизни духовной, тем более о будущей жизни готова была говорить день и ночь. С любовью принимала Матрона людей, которые шли к ней с такими вопросами.
– Я ведь теперь не Матрена, – сказала она тогда одной из женщин, часто ее навещавших и поддерживающих, – а Мардария… Говорили, что она была тайно пострижена в иноческий чин саровскими старцами, но насколько это достоверно, осталось неизвестным.
Летом 1935 года в Белькове Касимовского уезда Рязанской губернии, недалеко от села Анемнясево, где жила Матрона, по доносу местного человека было заведено дело на «попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой» (так в официальных бумагах назвали женщину-инвалида в стране советов). Были арестованы 10 человек. По списку должна была быть арестована и блаженная Матрона, но ее боялись трогать.
Наконец колхозным собранием постановили «изъять» Матрону Григорьевну Белякову как «вредного элемента». Из 300 жителей села подписались 24 активиста.
Сельсовет дал характеристику «на Белякову М.Г.»: «Данная гр. своей святостью (это сказано без какой-либо иронии, в самом прямом значении слова – прим. Ред.) сильно влияет на темную массу… Ввиду этого задерживается ход коллективизации».
За блаженной Матроной выслали машину – арестовывать. Подъехали к дому днем, не таясь. Вошли. Но тут арестантов охватил страх, они мялись и боялись подойти к блаженной.
Председатель сельсовета решился и поднял Матрену с ее дощатой постели. Матрона закричала тоненьким голоском. Народ оцепенел.
Председатель стал выносить Матрону, в дверях сказав: «Ой, какая легкая!» Матрона ответила: «И твои детки такими легкими будут».
Все дети председателя перестали расти после ареста блаженной Матроны. Сам председатель несколько лет спустя умирал в муках. Дом стоял с открытыми окнами из-за жары. От боли он кричал так громко, что слышало полдеревни. В народе говорили: «Это тебе не Матрешеньку поднимать!» Но председатель позвал священника, искренне покаялся и умер в мире с Церковью.
Тюрьма в опасности
Кончина блаженной Матроны 8 июля 1933 года. Фото с сайта stefmon.ru
Про московский период жизни блаженной Матроны известно немного.
Есть сведения апокрифического толка, что посадили Матрону в Бутырку, но пробыла она там недолго – полтюрьмы вдруг начало петь акафисты и молиться.
Надо было срочно убирать блаженную, смущавшую народ своей святостью. Убить как-то не решались.
По другим источникам, безнадежно болевшая мать следователя, ведущего дело Матроны, получила исцеление по молитвам Матроны, и следователь сумел освободить ее как тяжко болящую, поместив в дом престарелых и увечных больных.
Документально засвидетельствовано, что блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 года в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. Рядом с Домом хроников было Владыкинское кладбище (частично сохранившееся до нашего времени), и есть предположения, что блаженная Матрона была похоронена здесь же, на местном старом кладбище.
Блаженная Матрона Анемнясевская сначала была прославлена как местночтимая святая Рязанской епархии, а на Архиерейском Соборе 2000 года канонизирована в лике новомучеников и исповедников Российских.
Перед чтимой иконой блаженной Матроны в храме Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве (Москва) всегда горит множество свечей. Подсвечник перед иконой — дар семьи прихожан, почитателей блаженной. Икона украшена декоративными бабочками (их любила св. Матрона в детстве) в знак благодарности от людей, получивших помощь от Матроны.
«Матреша, помоги мне! Я в беде!»
Епископ Стефан. Фото с сайта stefmon.ru
Остались записки о помощи святой блаженной Матроны Анемнясевской епископу Можайскому Стефан (Никитину). По профессии врач-невропатолог, с 1925 по 1930 год он был старостой храма святителя Николая в Клённиках (на Маросейке), и одним из ближайших помощников будущего священномученика Сергия (Мечева). После ареста отца Сергия в 1929 году, будущий владыка Стефан (в миру Сергей) взял на себя заботы его семье и навещал его в ссылке.
В 1931 году Сергей Никитин был арестован и приговорен к трём годам в лагере на Северном Урале. Его сразу поставили работать врачом, позже назначили заведующим туберкулезным отделением лагерной больницы.
Насколько было в силах, он помогал заключенным, старался найти среди них священников. Но как было их узнать среди множества людей, поступавших на осмотр из санпропускника бритыми и обнаженными? Сергей Алексеевич молился о помощи и узнавал священников по глазам, по взгляду. Так, однажды он узнал Казанского архиепископа и шепнул ему: «Благословите, владыко». У того брызнули из глаз слезы, и он ответил: «Я думал, что попал в ад, а слышу ангельский голос».
У Сергея Алексеевича была отдельная комната. В ней тайком собирались близкие для молитвы. Здесь хранились и Святые Дары, которыми причащал старый друг Сергея Алексеевича, священник.
На врача Никитина донесли в Москву. Ему грозили еще десять лет лагерей. Доктор был подавлен. Тогда местная медсестра посоветовала обратиться к блаженной Матрене, которая всем помогает даже заочно: «Пойдите на берег реки и покричите ей, попросите ее помочь». Сергей Алексеевич так и сделал.
Он пошел на берег, молился, затем трижды прокричал: «Матреша, помоги мне! Я в беде!» И пообещал, если Матрена поможет, первым делом навестить ее.
Вскоре доктор был освобожден из лагеря досрочно «за ударный труд». Он поехал в Москву к родным, а уже на следующий день — к Матроне.
Когда будущий владыка вошел в незапертую избу, оно была пуста, только на столе стояло что-то вроде небольшого ящика или корытца. «Здравствуйте», — сказал Сергей Алексеевич, чтобы привлечь чье-нибудь внимание: «Здравствуйте, Серёженька», — ответил голос из корытца.
Сергей Алексеевич подошел к столу и увидел слепую, маленькую женщину в платочке, с недоразвитыми руками и ногами. «Откуда ты знаешь мое имя?» — «А разве ты не помнишь, как полгода назад ты меня кликал и просил помощи? Тебе в самом деле угрожала беда. Все это время я молилась о тебе. А вот ты скоро будешь стоять перед Престолом Божиим, тогда уже помолись обо мне».
Предсказание блаженной Матроны исполнилось — Сергей Никитин стал священником, а затем епископом Стефаном. Свято храня память о блаженной старице, владыка Стефан поминал ее первой на каждой совершаемой им Божественной Литургии.
Составлено по материалам «Жития блаженной Матроны», написанного священниками Николаем и Владимиром Правдолюбовыми.
За эту рукописную книгу ее авторы были арестованы и осуждены на долгие годы лагерей. Авторскую рукопись обнаружил в наши дни в Архиве ФСБ протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве.