Мда мпда

ВБК МПДА – простая аббревиатура: всего семь больших букв, всего три с половиной года обучения, всего семь путешествий в Троице-Сергиеву Лавру к преподобному Сергию Радонежскому. За этот небольшой период времени сердце навсегда прикипело к этому святому месту, к людям, которые делали мое пребывание здесь, в Лавре, в Академии, раем. Земным раем, где царила атмосфера любви, чуда, радостного ожидания познания истины. Мы, слушатели Курсов, были «обласканы» изнутри, с головы до пят, наполнены теплом, исходящим от каждого, кто встречал нас в Академии. Разве можно забыть уроки иеромонаха Варнавы (Лосева), когда он учил нас, что богослужение – это не только регулярные посещения церковных служб, не только молитвы и дела милосердия, но ежеминутное предстояние перед Творцом во внимании сердца ко всему происходящему вокруг? Разве можно было без благодарных слез внимать глубочайшему анализу церковнославянских текстов, соединенному с пастырской любовью и нежнейшим психологизмом нашего дорогого батюшки Алексия Агапова? Это невозможно забыть, это помогает всегда выходить из сложных ситуаций, когда тебя захватывают помыслы – пугающие, похищающие мир души, заставляющие сжиматься сердце… И тогда вспоминаешь, что «ложь – это то, чего нет», а «истина – это животворящая сила». И все встает на свои места.

Что дали мне Курсы? Во-первых, возможность познания себя и Бога, возможность находить выход из любой трудной ситуации, поскольку на Курсах были даны верные жизненные ориентиры и указан правильный путь.

ВБК дали возможность продолжить свое маленькое служение в Церкви: уже 18 лет я преподаю в Воскресной школе при Спасском Соборе г. Минусинска (юг Красноярского края). Сегодняшняя ситуация, которая характеризуется доступностью медийных ресурсов, требует от преподавателя навыка не только позволяющего профессионально донести информацию, но и сделать так, чтобы у слушателей загорелись сердца. Вот это-то горение сердец мы и увидели у всех наших дорогих преподавателей, которые отдавали нам свое тепло.

Отец Киприан(Ященко). Как оценить его уникальную программу, составленную специально для Богословских Курсов? Изначально, оглядев список предметов, многие из нас буквально хватались за голову: «Разве это можно усвоить?» Теперь же, по окончании Курсов, понимаешь, что всё на своих местах. Результатом усвоения этой программы стало понимание того, что к любому вопросу нужно подходить комплексно, включая, как взаимосвязанные фрагменты, данные разных наук.

Отец Никодим (Шматько) на своих занятиях открывал для нас многочисленные методики донесения материала, правильно используя технические ресурсы, которые ранее были недоступны. Батюшка совместил в себе умение использовать новые методики и традиционные формы подачи материала: он умел так преподнести материал, что мы становились детьми, внимающими его трогательным образам и определениям. Составленные им схемы, графики, таблицы позволяли четко классифицировать рассматриваемые процессы.

Отец Алексий Котельников – он был нашим маяком. Его, всегда бодрый и решительный настрой, мотивировал нас не сдаваться, даже если казалось, что сил и возможностей больше нет. А каким милующим нас мы увидели его перед экзаменом по Богословскому минимуму! Казалось, он переживал больше нас; как батюшка старался нас успокоить и настроить на спокойный и позитивный тон. Разве можно это забыть…

И мы становились другими. От сессии до сессии мы трепетно ожидали времени нашей новой встречи, – и оно приходило и накрывало нас радостью взаимного общения, совместного переживания успехов, радостью новизны познания, возможностью единодушия. Я часто задавалась вопросом: «Ну почему здесь так хорошо? Почему нам так тепло друг с другом?» А потом поняла, что из нас, таких далеких по местам постоянного проживания, разных по возрасту, по социальному положению, Господь творил Свою Церковь!

Вспоминая время обучения в Лавре, отмечаешь одну особенность пребывания у преподобного Сергия – нам, приехавшим издалека, проделавшим путь в несколько тысяч километров, никуда больше не хотелось перемещаться; мы почти никогда не покидали пределов Лавры, но при всяком удобном случае бежали к преподобному, чтобы помолиться за успех нашего обучения. Мы понимали, что без чудесного заступничества любимого батюшки Сергия нам не прожить. Вначале, только приезжая на сессию, мы просили о помощи, благодарили за возможность находиться в этом святом месте – в сердце России. Затем навыкли делиться нашими тревогами о будущем нашей Родины, справедливо полагая, что именно здесь, на этом месте святое сердце Игумена земли Русской услышит нас, ответит своей святой молитвой ко Владыке Вседержителю, и успокоится земля Русская от очередного мятежа и плена. Так незримо, но ощутимо для нас, протягивалась связующая нить, образовывалась связь времен и поколений. И невольно вспоминался эпизод из жития преподобного Сергия, когда он увидел чудесных птиц, разлетающихся в разные стороны. Видимо, по-прежнему обитель преподобного является «питомником» добра и света; по-прежнему заботится Пресвятая Богородица о просвещении русских сердец! А как не заботиться – наш народ крещен, но не просвещен.

О том свидетельствует и опыт нашей Воскресной школы (существующей уже четверть века), в частности, лектория для взрослых. К нам приходят люди разного возраста, в надежде узнать и понять истинный смысл веры. Вопросы, интересующие наших учеников, порой бывают очень «детскими», порой люди блуждают «в трех соснах». Но все они ищут островок спасения в мятежном житейском море. И мы стараемся создать для них хоть сколько-нибудь похожую атмосферу, которую мы ощутили на наших дорогих Высших Богословских Курсах. Своими силами только, без опыта обучения в ВБК при МПДА, сделать это просто невозможно. До сих пор, поражаясь в душе от случившегося со мной, вторю себе: ВБК – это лучшее, что было и есть в моей жизни!

Парфенова Ирина, выпускница 15 группы ВБК МПДА,

Преподаватель Воскресной школы при Спасском Соборе города Минусинска.

Афонские старцы о ложных духовных степенях

Редакция портала «Православная Жизнь» попросила митрополита Антония (Паканича), посетившего в рамках паломнической поездки Святую Гору Афон, рассказать, что ему известно о спасительной духовной лестнице афонских старцев.

Афон — это всегда умиротворение и радость, пребывание на Святой Горе как глоток свежего воздуха. Здесь все радует глаз и сердце. Все мелочи и детали кажутся значительными и важными, любое движение насельников как будто о чем-то многозначительно говорит, каждое сказанное слово звучит иначе, весомее в этом пространстве, отзываясь эхом еще долго внутри.

На Афоне нет мелочей, здесь концентрация жизни, света, позитива и радости.

Несказанно рад каждой возможности соприкоснуться с жизнью афонских монахов, чему-то научиться, что-то узнать новое. Любая поездка всегда является толчком для нового витка в жизни.

Каждый раз возвращаешься обновленным и наполненным чем-то исключительно важным и светлым, тем, что долго искал. И потом с радостью вспоминаешь незабываемые краски, звуки и лики Афона: солнечные и приветливые, лучезарные и неунывающие лица насельников, залитый потоками солнца храм, фрески на стенах, сделанные будто вчера, отражающие солнечный свет золотом и пурпуром библейских одеяний. Все это еще долго сопровождает тебя по возвращении, ободряя и утешая.

Собранная на протяжении поездок по крупицам мудрость афонских монахов позволяет сделать определенные выводы и поделиться некоторыми из них.

Афонские старцы о покаянии

На Афоне главными добродетелями считаются покаяние и послушание. Особое внимание уделяют правильному покаянию. От этого зависит дальнейший путь спасения. К сожалению, у некоторых существует ошибочное представление о покаянии.

Покаяние – это вовсе не призыв человеку опустить голову и плыть по течению этой жизни. Покаяние не признак духовной слабости.

Духовно слабый человек никогда не сможет признать свои ошибки, только сильный духом способен к покаянию, потому что именно благодать Божия укрепляет его в этот момент.

Покаяние – удел мужественных.

Подлинное покаяние – это не дежурное перечисление своих грехов на исповеди, это осознание того, насколько они опасны для нашей души.

Чтобы прийти к истинному покаянию, нужно преодолеть злополучные круги своих страстей, которыми мы все обвиты, как в коконе, и хоть частично выбраться из них наружу, чтобы увидеть Божий мир и себя в истинном свете, а это под силу только сильным духом смельчакам, не побоявшимся бросить себе вызов, рискнувшим разорвать греховные путы, восстать против своей испорченной природы.

За каждым обвивающим нас кольцом открывается новое, но оно уже не так затеняет свет Божественной любви: с каждым кругом мы все ближе к Богу, мы свободнее, мы мужественнее, мы счастливее наконец.

Один из почитаемых афонских духовников старец Дионисий (Игнат) говорил, что благодать Святого Духа помогает, если мы мужественны; а если мы сразу же сникаем при искушении, тогда что делать? А искушений у нас так много, потому что искуситель – дух, он большой ловкач и обманывает нас с великой легкостью.

Покаяние – это возможность рассмотреть среди грязи и мусора величие души.

Афонские старцы о времени

На Святой Горе по-другому ощущается время. Здесь тысячелетия прикасаются к сердцу, глазам. Здесь настоящее пульсирует в каждом моменте, размеренно и четко, ты ясно слышишь его звонкое звучание, нет нужды заглядывать в будущее.

Но современный человек спешит жить в будущем, убегая от настоящего, он жаждет будущего и непрестанно говорит о нем. Он живет будущим. И собирается спасаться тоже в будущем. Настоящее и прошлое существуют только как доказательство существования будущего. И в этом ожидании проходит вся жизнь.

«Завтра, завтра, завтра… – слышно отовсюду. – Изменюсь завтра, начну завтра, полюблю завтра, отложу на завтра».

На Афоне есть только одно измерение – сейчас. И это спасительное измерение. Оно точно и правдиво.

Сейчас длится бесконечно. Сейчас состоит из молитвы и труда, добра и света, оно заполняет все пространство.

Довольствование настоящим ведет к смиренномудрию, т. е. полному подчинению себя воле Божией. Благодаря смиренномудрию нисходит на человека благодать Святого Духа.

Преподобный Паисий Святогорец учит, если не будет благодати Святого Духа, то человек ни на что не годен. Дух Святой есть Свет, божественный Свет. В этом вся основа…

Благодать – это та сила, которая делает человека свободным от страстей и похотей века сего, писал преподобный Симеон Новый Богослов.

Грех убивать время, грех откладывать спасение на завтра. Время – единственная непополняемая субстанция в нашей жизни. Каждая минута драгоценна и неповторима, она запечатлена навеки в Книге Жизни, вплетена в узор настоящего, без нее, как без недостающего пазла, не будет общей картины.

Афонские старцы о послушании

Послушание – это не стать фарисеем. Послушание предполагает, что главной и безусловной ценностью для человека является Бог.

«Сын мой! Отдай сердце твое Мне» (Притч. 23:26) – обращение Господа к каждому из нас. Если же сердце прилепилось к чему-то другому, Бог не может спасти такого человека.

Законник не ответит на призыв Господа.

Законник не может стремиться к жизни вечной. Бессмысленно надеяться только на закон, ибо законом невозможно достичь праведности (Рим. 7:22–23).

Соблюдение заповедей – это не послушание из страха или для галочки, это понимание заповедей как неизреченных даров Божиих, которые могут утешить нас на этой земле и даровать нам блаженство в жизни вечной.

Благодаря заповедям мы сохраняем человеческий облик, в противном случае все можем превратиться в диких зверей и напасть друг на друга.

Задача послушания – воспитать в себе любовь. К Богу и ближнему. И от этой любви возникает полное доверие Творцу, желание слушаться Его и исполнять заповеданное.

Без любви послушание и спасение невозможны.

Спасение – это результат, высшая точка наших отношений с Богом.

Подлинная религиозная жизнь предполагает только личные отношения человека с Творцом. Если человек, забывая о себе, начинает наставлять других и «спасать» их и Церковь – это признак духовной прелести.

Только если человек заботится о спасении собственной души, он заботится о всех. Когда человек спасается сам, вокруг него спасаются и другие.

Мы можем помочь своим ближним, если откроем свет Христов в своих сердцах и душах.

Именно так сами спасаются афонские монахи и помогают спасаться другим.

Записала Наталья Горошкова
Фото Серафима Росохи

День открытых дверей — это возможность посетить Московскую духовную академию и Троице-Сергиеву лавру, лично познакомиться с ректором Академии архиепископом Верейским Амвросием, представителями администрации и преподавателями Академии, задать волнующие вопросы.

День открытых дверей в Московской духовной академии пройдет 13 апреля в 14.30 в Большом актовом зале.

Приглашаем абитуриентов Пастырско-богословского (программ бакалавриата, магистратуры, аспирантуры), Регентского и Иконописного отделений, родственников и друзей будущих пастырей и служителей Церкви Христовой.

Программа
Дня открытых дверей
Московской духовной академии
13 апреля 2019 года (суббота)

Регистрация 13.30 — 14.30 (фойе перед Актовым залом)

Начало в 14:30

Официальная часть (Актовый зал)

  • Вступительное слово ректора архиепископа Верейского Амвросия;
  • Показ фильма о МДА;
  • Сообщение проректора по Учебной работе иерея Павла Лизгунова;
  • Сообщение проректора по Воспитательной работе иеромонаха Марка (Святогорова);
  • Сообщение секретаря Приемной комиссии Л.С. Рязановой;
  • Сообщение председателя Студенческого совета К. Муренца.

В 15.30 встречи по направлениям. Ответы на вопросы.

Абитуриенты встретятся с представителями пастырско-богословского (программ бакалавриата, магистратуры, аспирантуры), регентского и иконописного отделений.

В 17.00 Вечернее богослужении в Покровском академическом храме.

Место проведения: г. Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра, Московская духовная академия, Большой актовый зал.

Как добраться в Московскую духовную академию:

Электричкой с Ярославского вокзала (ст. метро «Комсомольская») до ст. Сергиев Посад. (Поезда до ст. Александров или Балакирево останавливаются в Сергиевом посаде).

Автобусом №388 от метро «ВДНХ» до Сергиева Посада. Автобусы ходят каждые 10-15 минут от станции метро «ВДНХ» в Москве до авто (ж/д) вокзала города Сергиев Посад.

От вокзала нужно пройти пешком по улице Сергиевской, которая выведет вас к Блинной горе. Затем нужно спуститься с горы, пройти по подземному переходу и оттуда выйти к Лавре.

Подробнее как доехать до Сергиева Посада из Москвы можно узнать

Объявляется набор на Высшие Богословские курсы при Московской духовной академии. Впервые для абитуриентов заочного и вечернего отделения Высших богословских курсов будет проводиться вступительная установочная сессия «Основы Православия». С 21 по 28 июня 2011 года абитуриенты смогут прослушать курс вводных богословских дисциплин, встретиться с преподавателями, ознакомиться с учебными программами и определиться с наиболее удобной формой обучения.

Успешное освоение вводного курса «Основы Православия» и сдача вступительных экзаменов являются условием зачисления на курс дополнительного профессионального образования. Программа курсов, рассчитанная на 3,5 года, разработана на основе государственного стандарта по специальности «Теология, методика преподавания» и церковного стандарта «Православное богословие».

Педагогический состав курсов — профессура и преподаватели московских и санкт-петербургских духовных школ, а также ведущие отечественные специалисты в области православного воспитания и образования. Богословские предметы и их содержание соответствуют программам, принятым в высших духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви.

Во время учебы слушатели курсов смогут приобщиться к традициям Свято-Троицкой Сергиевой лавры, соборно молиться и участвовать в богослужениях.

После окончания обучения по программе профессиональной переподготовки слушатели получают:

* диплом о профессиональной переподготовке государственного образца, выданный Московским государственным гуманитарным университетом (МГГУ) им. М.А. Шолохова;

* свидетельство/диплом установленного образца, выданное Высшими богословскими курсами при МПДА.

Документы дают право вести профессиональную деятельность в области церковного просвещения, школьного духовно-нравственного воспитания и образования, социальной и миссионерской деятельности, а также нести различные церковные послушания по благословению правящего архиерея.

Вступительное собеседование и установочная сессия будут проходить с 21 по 28 июня 2011 года в Московской духовной академии на территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры .

СПИСОК ЛИЦ, ПОДАВШИХ ДОКУМЕНТЫ. ПРИКАЗЫ О ЗАЧИСЛЕНИИ

ПАСТЫРСКО-БОГОСЛОВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ (БАКАЛАВРИАТ)
готовит будущих священно- и церковнослужителей, обеспечивая богословскую и пастырскую подготовку кандидатов для рукоположения в священный сан (направления подготовки: 48.03.01 Теология; «Подготовка служителей и религиозного персонала Русской Православной Церкви». Срок обучения — 4 года. На очную форму обучения принимаются лица мужского пола, православного вероисповедания, в возрасте до 35 лет, имеющие полное среднее образование. На заочную форму обучения принимаются лица мужского пола, православного вероисповедания, в священном сане или миряне в возрасте до 50 лет, холостые или состоящие в первом браке, имеющие полное среднее образование.

ПАСТЫРСКО-БОГОСЛОВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ (МАГИСТРАТУРА)
готовит преподавателей духовных учебных заведений и специалистов в избранной области богословской науки. Студенты обучаются по направлению «Подготовка служителей и религиозного персонала Русской Православной Церкви». Программа профиля «История Церкви» предполагает специализацию в области истории Русской Православной Церкви, с акцентом на изучении истории церковного образования, древнерусской книжности, церковной истории Урала и Западной Сибири. Очная и заочная форма обучения. Срок обучения — 2 года. Принимаются лица православного вероисповедания, мужского пола в священном сане и миряне в возрасте до 50 лет, холостые или состоящие в первом браке, имеющие высшее богословское образование.

РЕГЕНТСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
готовит регентов (руководителей) церковных хоров, преподавателей церковного пения. Форма обучения — очная, срок обучения 4 года. Принимаются лица мужского и женского пола, православного вероисповедания, в возрасте до 35 лет, имеющие полное среднее образование и практику пения на клиросе (не менее 1 года). Приветствуется наличие музыкального образования.

ПЕВЧЕСКИЕ КУРСЫ
готовит певчих церковных хоров. Форма обучения — вечерняя, срок обучения — 2 года. Принимаются лица православного исповедания, мужского и женского пола, имеющие полное среднее образование.

ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ ЦЕРКОВНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
помогают глубже изучить основы христианской веры, готовят к служению на приходе. Форма обучения — вечерняя, срок обучения — 2 года. Принимаются лица православного исповедания, мужского и женского пола.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *