Меч обоюдоострый

Спрашивает Лиана
Отвечает Александра Ланц, 29.12.2010

Мир вам, Лиана!
Стих, о котором вы спрашиваете нельзя читать в отрыве от стиха, который идёт прямо за ним.
«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр.4:12-13).
Знаете, Лиана, в Библии есть огромное количество стихов, в которых, как в капле дождя сосредоточен весь дождь, так в одной-двух фразах сосредоточено всё Евангелие. И эти два как раз из их числа. Я не думаю, что у меня достаточно силы красноречия, чтобы раскрыть вам всю удивительную глубину этих двух предложений, но там, где я не смогу, сможет любовь Божия, поэтому я прошу вас: обязательно пригласите Бога в ваше сердце, чтобы именно Он помог вам понять смысл того, что когда-то написал апостол Павел.
Когда вы берёте в руки Библию, вы берёте в руки записанное человеческими буквами и словами СЛОВО Бога. Заметьте, что это именно СЛОВО Бога. В ед.числе. Одно длящееся через века, постоянно звучащее, наполненное вселенским смыслом и творящей силою СЛОВО Бога.
Оно вмещает в себя всё:
первые дни творения,
план спасения падшего человечества,
поэтапное развитие этого плана,
смысл человеческой жизни,
откровение Бога о Себе Самом и мертвенном ужасе греха.
Мы, люди, для того, чтобы услышать звучание этого единого Слова, вынуждены раскладывать Его для себя на детали, на смыслы, главы, стихи, потому что нам очень трудно, практически невозможно, вместить Его всё и сразу. Именно об этом сказал Иисус Своим ученикам в Иоан.16:12 «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить». Много ещё граней у этого бриллианта, отражающего в себе Самого Бога, но вы пока не можете вместить и малой доли этих граней. Пока не можете…
Знаете, что случается, когда яркий свет проникает в тёмную комнату, в которой человек находился давно и долго? Глаза начинает резать, вы зажмуриваетесь, и вам становится больно до самого вашего сердца, всё внутри напрягается и кажется, что боль, вошедшая в глаза, проникает до мозга костей. Хочется закрыться, убежать, снова уйти во тьму. Так?
Но если перетерпеть, если только переждать и, пусть с плотно зажмуренными глазами, но начать привыкать к наличию света, тогда… но не об этом сейчас.
Так вот Свет – это Слово Божие. В первой главе евангелия от Иоанна сказано, что Креститель пришёл свидетельствовать об истинном Свете, который просвещает каждого человека (Ин.1:8-9). И тут же апостол говорит о том, что Слово Божие и есть Свет!
Этот Свет острее любого меча, даже того, который заточен с обеих сторон (обоюдоострого). Этот Свет, если человек позволит Ему войти в его(её) жизнь, начинает приносить боль. Нет, это не он несёт боль. Но это реакция нашего существа, привыкшего жить во тьме и неожиданно оказавшегося во свете, — острая боль.
Даже малый свет, принятый нами, т.е. даже малое количество правды Божией – Его СЛОВА – начинает мучить в нас всю нашу тьму, высвечивая в нас такие мерзости, о существовании которых мы даже не подозревали. И у нас перехватывает дыхание, потому что вся твоя, такая вроде утрясённая и проверенная временем жизнь и всё твое мировоззрение, твое понимание добра и зла — рушится. Этот Свет, Слово Божие, словно отделяет твоё дыхание от твоей жизни… «оно проникает до разделения души (*всего твоего существа) и духа (*твоего дыхания)».

Даже меч не способен произвести такое! Потому что меч убивает, а СЛОВО проникает внутрь нашего сознания и начинает там всё освещать… для того, чтобы мы поняли, как отчаянно мы нуждаемся в ком-то, кто вычистит эти авгиевы конюшни нашего «я»!
Свет, если я позволяю ему сиять во мне, высвечивает абсолютную мою никчёмность и беспредельное бессилие быть совершенством и всегда и всё делать правильно. Он переворачивает мои внутренности, проникая до моих суставов и до костного мозга… всё во мне переворачивается от того, что я, оказывается, живу совсем не так, как надо жить, чувствую и думаю совсем не так, как должен чувствовать и думать ребёнок Всевышнего.
Вся моя телесная оболочка требует от меня жизни сытой, безбедной, со всеми удовлетворёнными потребностями, с уважением со стороны других людей, и ни в коем случае – никакой боли, а Свет говорит… «не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Матф.5:39), «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас»(Матф.5:44). У меня внутри всё сжимается от одной мысли о попытке жить ТАК! «оно проникает до разделения … составов и мозгов»
Слово Божие, если только Ему позволить, откроет мне все истинные мотивы (причины) моих поступков, и окажется, что всё, что я делаю, в действительности, — это результат моего эгоизма, моего желания то ли спастись, то ли не быть наказанной то ли превознестись… но никак не результат моей бесконечно благодарной любви ко Спасителю. «оно … судит помышления и намерения сердечные».
«человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1Цар.16:7). Я могу сделать такое нежное, такое благочестивое лицо, могу совершить столько добра и правильных поступков, что даже сама буду уверена в своей абсолютной праведности, а окружающие тем более. Но дай Свету (Слову Божьему) проникнуть в моё сердце, и я ужаснусь от той мерзости эгоизма, той мёртвости, которые царят в нём: «Горе вам… что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Матф.23:27). Сколько раз наши глаза скользили по этом строчкам? А позвольте себе принять эти слова на свой счёт, так, чтобы вы поняли, что они обращены именно к вам, а не к кому-то ещё… и вы почувствует, как боль начнёт распространяться по вашему сердцу, боль от проникновения в него СЛОВА Бога, которое судит не ваши поступки, не ваше внешнее поведение, а внутренние мотивы того, что вы делаете, говорите или чувствуете. Если вы ещё ни разу не ощущали себя могилой, наполненной мёртвыми костями, то вы ещё ни разу не позволяли Свету (Слову Божьему) произвести над вами ни одного настоящего суда.
«слово Божие живо и действенно». Оно живое, и оно действует. Почему люди так упорно не хотят читать Библию? Потому что сатана знает, что если только они начнут это делать, Свет начнёт проникать в их сердца и оживлять их, действовать в них, изгоняя его, сатану, вон. Поэтому он так тщательно держит людей вдали от записанного СЛОВА, которое через нашу веру становится Живым и Действенным.
«Ибо слово Божие живо и действенно … нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет».
У этого СЛОВА есть имя – Иисус Христос.
«Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. …Пришел к своим, и свои Его не приняли. ..Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин.1).
Ему дадим отчёт во всём: как жили, о чём думали, что чувствовали, о чём говорили, на что смотрели… и почему не изменились, когда все силы Неба были даны нам для того, чтобы стать истинными детьми Небесного Отца (Рим.8:32; 1Пет.5:10; ). Ведь сказано же, что грех не должен господствовать над нами, потому что мы живём под благодатью, во время изобильной, беспредельно благодати Божией! (Рим.6:14)
С уважением,
Саша.

Помимо того, что все короткое клинковое оружие делится на две большие группы (ножи и кинжалы), продольный рису нок клинков предстает в следующих разновидностях:

  • прямые;
  • изогнутые вверх;
  • изогнутые вниз;
  • с несколькими изгибами, вплоть до волнистых.

И ножи, и кинжалы могут иметь любую из этих форм, но, к сожалению, далеко не все четко представляют себе, какая между ними разница. А она очень проста: никакие иные отличия не играют роли, кроме одного: кинжал всегда обоюдоострый, то есть у него заточены как верхняя, так и нижняя сторона клинка. Напротив, нож всегда заточен только с одной стороны, в крайнем случае, может иметь заточку передней верхней трети клинка, приобретая тем самым некоторые свойства кинжала (см. далее).

И какую бы форму не имел клинок, классификация его как ножа или кинжала определяется только оговоренным принципом.

Вот, к примеру, ножи:

Взгляните на два экземпляра: они одинаковы решительно во всем прочем (общие габариты, дизайн и материал рукояток, вероятно, марка стали, поскольку это изделия одного производителя), кроме формы, — и потому наиболее явно демонстрируют сказанное.

А вот кинжалы:

Обратите внимание: симметричность клинка ни на что не влияет, и короткий широкий нож (фото в центре) остается ножом, хотя всем своим обликом напоминает кинжал.

Но, наряду с «однозначными» предметами, существует категория изделий, находящаяся как бы вне такой двухполярн ой

классификации, — это клинки с так называемой полуторной заточкой. От острия до примерно середины их клинок чисто кинжальный, а дальше заточка верхней кромки превращается в обычную спинку (обух) ножа, гладкую или с модной насечкой, вплоть до бармалейских зубьев.141

Это универсальный, очень практичный тип клинка, сочетающий достоинства того и другого семейств, но традиционно такие экземпляры все же относят к ножам. Как вы помните, «породным» признаком знаменитого ножа Боуи как раз является заточка передней верхней (вогнутой) трети клинка, что позволяло в бою резать на обратном ходе.

Прямые клинки являются самыми простыми в изготовлении и наиболее универсальными в работе.

Традиция употребления прямых клинков интернациональна, однако в странах афро-азиатского региона налицо явная склонность к кривому, изогнутому вверх или вниз оружию, тогда как Европа всегда любила прямые ножи и кинжалы. Прямое оружие более всего приспособлено для нанесения колющих ударов, и достаточно тонким и прочным клинком пробивали даже кольчуги.

Кстати, для прошивания последних в период средневековья (а на Кавказе — вплоть до XIX века) острие кинжалов делалось в виде

граненого шиловидного клюва, тонкого, но прочного. Сравните:

Вот результат тестирования соврем енной кольчуги весьма плотной вязки (реконструкция) подобным кинжалом. Как видите, острие свободно прошло между кольцами, и владелец доспеха получил бы ощутимую, хотя и несмертельную, рану — если только клинок не отравлен, что порой практиковалось не только на Востоке, но и в Европе.

Азиатская традиция тяготеет ко всему замысловатому, хитроумному, и сила этой страсти накладывает отпечаток на оружейное дело. Клинками, загнутыми вверх, хорошо резать и колоть восходящим движением, а загнутыми вниз — рубить с протяжкой и пронзать вниз. Иллюстрируют эти формы марокканский кинжал, арабский нож и непальский кукри.

Соединив вместе оба принципа, мы получаем удобную вещь, одинаково легко работающую в различных режимах. Такие ножи и кинжалы с двойным прогибом, ставшие очень популярными в наши дни, выглядят вызывающе экзотично.

В последнее время подобный стиль стал распространяться среди боевых ножей, пригодных в том числе для выживания в тяжких условиях. Вогнутая средняя часть клинка удачно приспособлена к рассечению тонких упруги х веток и тростника, а концевая, тяжелая, действует наподобие топора. По аналогичному принципу работает сельскохозяйственный серп, собирая гибкие колосья в пучок. Правда, иногда решительно непонятно, чем руководствовались разработчики, придавая своему детищу совершенно необъяснимую форму. Например, вот боевой (?) нож чилийского спецназа:

Изобретателей и пользователей этого странного изделия трудно заподозрить в некомпетентности, но что еще, помимо рубки веток и перерезания шей и конечностей (об уколах следует позабыть), можно делать с его помощью — загадка.

И, наконец, мы не можем пройти мимо пресловутых малайских крисов, так как они традиционно имеют весьма редкую форму — волнистую или, как ее еще называют, «пламенеющую». Разумеется, подобный изыск малопригоден в качестве универсального инструмента.

Это либо боевое, либо церемониальное оружие.

Клинки крисов изготавливались из слоистого, похожего на фанеру, сварного Дамаска, но никакими особенными, присущими классическому булату, качествами они не обладали, не считая упоительной красоты. Отдельные слои порой состояли из пористого железа, так что, будучи пропитан, по местному обыкновению, крепким ядом, такой клинок оставался смертоносным весь свой долгий век. Что же касается внешних форм, то их иначе, как инфернальными, назвать трудно.

На этом обзор продольных форм клинков можно считать исчерпанным, так как любая фантазия обязательно попадет в ту или другую группу. Что же касается различных типов поперечного сечения, то здесь картина несколько иная — их гораздо больше, чем три или пять, и они отнюдь не укладываются в логичные разделы. Тем не менее мы попытаемся хоть как-то классифицировать эти дебри, исходя из некоторых основополагающих геометрических характеристик.

Вероятно, начать следует с неоспоримого утверждения, что всякое режущее или колющее орудие есть клин и только клин. Физическая суть процесса разъединения одного предмета другим заключается в уменьшении площади соприкосновения, ибо при этом, в соответствии с законами природы, сила давления возрастает обратно пропорционально этой самой площади. Чем острее заточен ваш нож, тем большее давление оказывает его режущая кромка и, следовательно, тем легче и чище он раздвигает попавшийся навстречу предмет. Упоминавшиеся выше каменные ножи из обсидиана имеют кромку атомарной, то есть минимально возможной толщины. Поэтому для нанесения пореза достаточно легкого прикосновения. Это же происходит во время пресловутых опытов с булатом и шелковым платком, так как настоящая булатная сталь обладает феноменальной способностью принимать заточку.

Сечение клинка большинства кинжалов отличаются только одним: симметрией (изредка встречаются кинжалы со «сдвигом» формы).

В свете сказанного ножи ничем не отличаются от кинжалов. Вот несколько самых характерных и популярных типов поперечного сечения ножей, неизменных на протяжении веков, потому что ничего нового

здесь не придумать. Как видите, это все вариации обыкновенного клина. Мы можем делать его боковые поверхности вогнутыми, выпуклыми, прорезать их любым количеством долов самой разнообразнй формы и ширины, менять угол заточки — однако суть остается прежней.

Клинки, имеющие выпуклые грани, заметно прочнее, но и тяжелее. Вогнутые формы легки и изящны, но нет в них основательности и надежности. Наличие дол позволяет находить компромиссные решения, облегчая толстый клинок и придавая ему дополнительную жесткость. Наиболее распространенный тип спинки — прямой, плоский, однако изредка встречаются ножи со скругленной спинкой, а японцы предпочитают оформлять ее «домиком». Странная мода пускать по обуху декоративную пилу увеличивает вероятность травм, ничего не добавляя в удобстве.

Стилеты, предназначенные для нанесения смертельных уколов (когда-то непосредственно через доспехи или крошечные щели в их сочленениях), чаще всего имеют вид шильев, узких, тонких и хищных. Требования максимальной осевой жесткости постепенно оттеснили плоские клинки в пользу квадратных и треугольных.

Помимо стилетов, такое сечение имели классические колющие

рапиры и редкий вид оружия кончар — нечто вроде упомянутой рапиры, но толщиною с хороший лом.

Строго говоря, тип сечения влияет исключительно на прочность и массу клинка (и, разумеется, на красоту), совершенно не вмешиваясь в процессы собственно резания и протыкания, поскольку за последние отвечают только режущая кромка и острие. Каки е бы толщи металла не нависали сверху, они неотвратимо сходятся к призрачно тонкой линии лезвия. Угол схождения граней всегда острый, и чем острее, тем лучше, но до известных пределов. Своеобразная «бритвенная» заточка, названная так по форме сечения клинков опасных бритв, несравненна по остроте, однако любые другие предметы, кроме волос и кожи, тотчас погубят нежную кромку.

Обратный случай — легендарные японские мечи (и все их прочее холодное оружие) имели выпуклое сечение. Это позволяло храбрым самураям лихо рубиться в свое удовольствие, а нечеловеческое

терпение полировальщиков обеспечивало пресловутую остроту, делающую классический клинок поистине косой смерти.

Здесь необходимо остановиться и подробно рассмотреть процесс разделения препятствия клинками различной формы.

Вогнутое сечение бритвы легко внедряется в толщу, но ему не суждено разделить ее до конца, поскольку по мере углубления все новые и новые площади клинка вступ ают в контакт с материалом, который словно «засасывает» нож, сдавливая его в удушающих объятиях. Чем дальше погружается лезвие, тем стремительнее растет сила сопротивления, и зависимость здесь отнюдь не линейная, а едва ли не геометрическая. Наверняка многие из вас сталкивались с подобными ощущениями, когда пытались резать таким ножом ломоть сыра или кусок примороженного мяса. Трудности возникают даже во время извлечения клинка обратно — его будто держит чтото. Оттого подобная форма находит применение почти исключительно среди редких ныне опасных бритв.

Шире всего распространен клин с плоскими гранями. С позиций вышесказанного, он обладает усредненными характеристиками. Хотя сопротивление предмета и возрастает по мере углубления такого ножа, зависимость здесь линейная. Сталь раздвигает неподатливую толщу вправо и влево не так интенсивно, и основные потери приходятся на долю трения.

Но самым замечательным представляется третий вид формы — слегка выпуклый. Входя в препятствие, такой клинок касается стенок разреза лишь небольшим участком боковых граней, непосредственно примыкающим к кромке. Остальная часть движется уже в пустоте, и ни о каком трении речи быть не может. Наглядно продемонстрирует сказанное элементарный опыт — попытайтесь расколоть чурбак (лучше сырой) обыкновенным топором, а затем колуном. Первый непременно увязнет на середине пути, а второй пролетит насквозь, да еще с запасом скорости. Точно так же пролетает через толстую (в руку) жердь хорошая катана, оставляя после себя косой полированный срез. Э то даже не подлежит обсуждению — если вам требуется не просто разрезать поверхность, а развалить предмет пополам, необходимо обзавестись

железкой выпуклого сечения. Кстати, именно такую форму имеют классические клинки легендарных персидских сабель — без каких бы то ни было дол, «подводок» и прочих излишеств.

Желая разделаться с проблемой уменьшения веса и сохранения жесткости, изготовители холодного оружия давно нашли компромиссное решение, при котором бритвенная вогнутость сочетается с плоской или выпуклой клиновидной формой самого лезвия. Хотя клинок при этом получается не таким прочным, зато он легок, а режет хорошо, так как препятствие разделяет небольшой участок кромки в виде обычного клина, далее же сталь отступает от стенок разреза, не мешая идти вглубь.

Тонкое ребро на изломе формы скользит по разрезу с минимальным сопротивлением, словно «раскалывая» его. Даже выпуклое сечение рекомендуется завершать заточкой с образованием подобного ребра — тогда ваш кинжал или меч обретут уж вовсе сказочную прыть в работе. Подобный (с различными вариациями) рисунок имеют клинки практически всех шашек — и донских, и кавказских.

Очень интересна в этом смысле оружейная традиция Индии и прилегающих регионов. Там, как правило, основная толщина клинка выбирается на изрядную глубину, следуя вогнутой форме, но это не гладкая поверхность, а чрезвычайно развитый рельеф в виде орнаментов, хитроумной системы дол или целых жанровых сцен из

жизни, охоты, войны и т. д. По сути, для работы оставлена лишь узкая полоска режущей кромки, а все прочее пространство отдано во власть художника. Иногда даже самое лезвие украшается золотой насечкой, и не совсем понятно, как в этом случае его оттачивать? Вероятно, излишне повторять, что когда -то подобные изделия выполнялись из настоящего индийского булата со всем присущим набором неординарных качеств.

Кроме того, мы никогда не встречаем на Западе клинков (за исключением палашей) с выступающим продольным ребром жесткости по обеим его сторонам. Откровенно говоря, я слабо представляю себе, каким образом можно практически изготовить подобное — разве что, срезая с толстой заготовки лишние сл ои драгоценного металла? Аналогичные кинжалы мы видим и сегодня на лотках торговцев и за поясами у смуглого местного населения.

Разумеется, жесткость ребристого клинка максим альна, заметно превосходя в этом смысле все прочие конструкции, но погрузиться в тело глубже, чем до середины, такое оружие просто не в состоянии.

Соответственно, ни порезать колбасы, ни отрубить руку противнику вам не удастся, во всяком случае, качественно.

В современных армиях проблема прочности решается просто — за счет увеличения толщины. Чтобы оружие не получилось ненормально тяжелым, такие клинки всегда имеют глубокие, фрезерованные или штампованные долы весьма обширных размеров. Мне доводилось держать в руках подобные изделия с толщиной полосы у рукоятки до 8 мм. Это уже не совсем ножи, а универсальные инструменты для грубой силовой работы. Например, их можно использовать в качестве клина, рычага, молотка. Будучи вогнаны в расселину скалы или в дерево , они послужат абсолютно надежной ступенькой или перекладиной, на которую вы можете спокойно навалиться всем своим весом без риска сломать. Хорошей иллюстрацией станут два образца — нож военно- морской авиации США и армейский нож канадского типа (СССР).

Далее представлен ряд форм экзотических для нас японских ножей 1 кинжалов.

Кири-ха-зукури

Очень архаичная форма с двумя линиями ребер синоги вдоль клинка по обеим его сторонам. Возникла в конце эпохи Хэйан. Поскольку угол схождения кромок велик, представляется затруднительным достижение бритвенной остроты, присущей всем японским клинкам.

Ката кири-ха-зукури

Форма является вариацией предыдущей. Возникла в конце периода Камакура, снова став популярной через 500 лет, на исходе Эдо. Не обладает никакими преимуществами, сохр анив недостаток, связанный с трудностью острой заточки лезвия. Моро-ха-зукури

Дословно означает «обоюдоострая». Классическая форма нескончаемого числа кинжалов по всему свету. Иногда делалась с прогибом, при этом совпадая с азиатским «бебутом». Использовалась для танто с середины периода Муромати, то есть примерно с 1450 г.

Канмури-отоси зукури

Ввиду чрезвычайной практичности форма пользовалась заслуженной популярностью, благополучно дожив до наших дней. Темная зона — своеобразный короткий дол в виде полукруглой ложбинки, поверхность которой отполирована столь же тщательно, как и весь клинок.

У-но-куби зукури

Форма известна как «шея баклана» оттого, что верх полосы словно вдавлен внутрь, заостряясь по направлению к спинке. Маленькое вертикальное ребро ёкотэ, отделяющее острие, может отсутствовать. В целом является разновидностью предыдущей формы.

Осораку-зукури

Обоюдоострый меч (Укуланский меч)
Тип:
холодное оружие

П. Укулан Алданского района ЯАССР. Был найден в 1943 г. жительницей п. Укулан
Датировка:
XV — V вв. до н.э.
Размер:
общая длина меча — 48.8 см; длина клинка — 28.4 см
Техника:
бронза (медь, олово) березовый вар; литье
Описание:
Меч был отлит в двусторонней литейной форме из оловянной бронзы и затем тщательно обработан. Характерная особенность техники изготовления этого изделия заключается в том, что он сделан из двух частей — клинка и рукояти, отлитых по отдельности, а затем соединенных. Совершенно необычайное по типу изделие, так как в нем соединены два разных предмета: меч и копье. Верхняя часть имеет вид наконечника копья с широким листовидным клинком с ребром жесткости и тонким черенком, а нижняя выглядит как рукоять обычного меча. Рукоять меча имеет глубокие желобки, заполненные черной смолистой массой — березовый вар. Украшенный таким оригинальным способом алданский меч имел первоначально своеобразный и нарядный вид. На ярко-желтом блестящем фоне золотистого металла резко выделялись 26 полосок полированных, похожих на драгоценное черное дерево, размещенных на рукояти. Также рукоять меча была отлита в одной форме, соединенная навершием и гардой, разделенная на две части по вертикали рукоятью. Гарда — отдельный предмет прямой формы, имеющий на обоих концах округления виде шариков. Навершие сделано в виде набалдашника в форме треугольника концом вниз, края навершия отточены и отшлифованы. Видимо, предназначалось для нанесения ударов, видны следы от ударов. Лезвие в нескольких местах было отбито от ударов в какой-то твердый предмет, кончик лезвия отломан. Черенок сломан у основания гарды, или отломан. Оружие, скорее всего, долго использовали по прямому назначению
Сохранность:
ОПЗ, черенок отломан, кончик лезвия сломан, видны зазубрины по лезвию клинка
Инв.номер:
ОФ 1916
Организация:
Якутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского
Copyright (c) 2002-2012 Якутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *