Медицина история

Smirnova V.A. History of Russian Medicine: Historic Memory of Foreign Impact

Сведения об авторе. Смирнова Вера Александровна, к.и.н., преподаватель кафедры гуманитарных наук РНИМУ им. Н. Пирогова, г. Москва. Научные интересы: история медицины, международные отношения.

Аннотация. В статье анализируются основные каналы и этапы западноевропейского влияния на развитие медицины в России с периода образования государства до революции 1917 года и делается вывод, что это влияние было во многом определяющим для создания национальных медицинских кадров, развития медицины как науки и практики.

История отечественной медицины: историческая память о зарубежном влиянии

До октябрьского переворота 1917 года российская медицина развивалась под сильным влиянием из-за рубежа. Это упоминается, однако не всегда акцентируется в российской историографии и учебниках по истории медицины, что ведет к недооценке международного фактора в развитии медицины России. В настоящей работе мы предлагаем исторический обзор основных каналов и периодов международного влияния на развитие медицинских практики и науки в России.
В Древней Руси и позже таким каналом были переводные книги: анатомические сочинения «Шестоднев Иоанна Болгарского» (1263), «Шестоднев» грека Писида (1385) , сборники монаха Ефросина (конец XV в) включая «Галиново на Ипократа» (Комментарии Галена к сочинениям Гиппократа), многочисленные «Зельники» и «Лечебники», первая медицинская энциклопедия «Вертоград» переведенная с немецкого в 1534 году .
Издревле важнейшим каналом взаимодействия были люди, обладавшие медицинскими знаниями: в источниках упоминаются врач князя Владимира половчанин Иоанн Смер (987–990), некий врач армянин и врач Петр Сириянин (XI в.) .
В Русском государстве международное сотрудничество в сфере медицины из стихийного становится элементом государственной политики. В 1534 году посланец великого князя Василия III завербовал на русскую службу в Западной Европе четырех докторов, четырех аптекарей, восьмерых цирюльников (кровопусков) и восьмерых подлекарей, однако их не выпустили в Россию. Василию III удалось рекрутировать греческого врача по имени Марко, Феофила из Любека и Николая Булева также родом из Любека, выпускника университета в Падуе.
Политика рекрутирования зарубежных врачей продолжилась при следующих правителях России. Это были врачи из стран Западной Европы: англичанин Роберт Якоби, голландец Болдуин, итальянец Павел Миланский, немцы Давид Фасмар и Генрих Шредер . Все эти специалисты были выпускниками европейских университетов. При дворе и в армии также работали иноземные хирурги .
В XVII веке делаются первые шаги в направлении международного сотрудничества в сфере высшего медицинского образования: 8 русских врачей получили медицинское образование за рубежом до конца XVIII века . То есть до конца XVII века врачами с университетским образованием были преимущественно иностранцы (В 1654 году при Аптекарском приказе была создана первая российская медицинская школа, однако она просуществовала недолго).
Иностранцы из Польши, Англии, Нидерландов и немецких княжеств составляли большинство врачей в России и в начале XVIII века. Во время правления Петра I порядка 150 врачей были приглашены в Россию .
В XVIII веке сотрудничество с Европой интенсифицировалось. Россия колоссально отставала от Западной Европы с точки зрения развития медицинского образования. Первая медицинская школа в ней была создана в 1654 году и просуществовала лишь до конца XVII века (Для сравнения, первая медицинская школа в Европе была открыта в итальянском Салерно в IX веке, в XII–XIII веках университеты с медицинскими факультетами появились в Италии и Англии). Петр I, с его амбициозными внешнеполитическими планами, понимал необходимость строительства медицинских учреждений для эффективного функционирования армии и флота и оказался готов вкладывать в их строительство немалые средства. Понимал он и необходимость формирования национальных врачебных кадров.
Для решения этих задач по проекту голландского врача Н. Бидлоо в 1707 году в Москве построили первый госпиталь (по образцу Гринвинского морского госпиталя в Англии), в котором по его же предложению начала функционировать госпитальная школа, обучавшая врачей . Интересно, что, с одной стороны, многие преподаватели этой медицинской школы были иностранцами (голландцы, шведы). С другой стороны, сохранились сведения, что иностранцы критиковали Бидлоо за то, что он создает кадровый потенциал, который составит конкуренцию иностранным специалистам . Учебники, по которым учились будущие лекари также были зарубежными — голландскими, французскими, немецкими.
Западные веяния воздействовали и на организацию здравоохранения. В XVIII веке некоторые русские цари имели значительные знания об устройстве жизни в Западной Европе и этот опыт оказывал влияние на то, как они решали вопросы, относящиеся к здоровью населения в России. К примеру, уроженец Голштинии царь Петр III, приказал не отправлять людей с душевными болезнями в монастыри, но построить для их содержания доллгауз — «нарочитый дом, как то обыкновенно и в иностранных государствах» . В XVIII веке иностранцы возглавляли государственный орган управления здравоохранением Медицинскую коллегию/канцелярию: саксонец по происхождению И. Блюментрост (1721–1730), пруссак И.Х. Ригер (1732–1734), И.Б. Фишер из Любека (1735–1741), И. Г. Лесток, имевший немецко-французские корни (1741–1748), голландец Г. Бургав-Каау (1748–1752), грек по происхождению П.3. Кондоиди, получивший образование в Голландии (1754–1760), англичанин Я. Монси (1762–1763) .
Сотрудничество осуществлялось и сфере торговли медикаментами и медицинскими инструментами. Россия ввозила лекарства из Голландии, Англии, Восточной Азии и даже Америки (хинин) . Во время европейского турне Петра I целый корабль нагрузили медикаментами и инструментами в Копенгагене .
К XIX веку в России хотя и сохранялось присутствие значительного числа медиков-иностранцев, было подготовлено значительное количество национальных медицинских кадров, которые не только лечили пациентов, но и сами преподавали на медицинских факультетах вузов и проводили научные исследования. В то же время, значительное число тех, кто продвигал медицинскую науку и практику вперед, имели опыт обучения как в российских, так и в зарубежных медицинских университетах, клиниках и лабораториях. В представленной таблице собраны сведения лишь о самых выдающихся медиках XIX века, список далеко неполный.

Таблица. Зарубежные стажировки выдающихся врачей XIX века


То внимание, которое российское образование XIX века уделяло изучению иностранных языков, делало поездки за рубеж, чтение зарубежных учебников, периодических медицинских изданий довольно массовым явлением. Благодаря связям российских ученых с зарубежными коллегами и учреждениями, в Россию быстро проникли практики наркоза во время операций, знания об антисептиках.
Таким образом, состояние медицины в России на протяжении ее развития до 1917 года испытало на себе значительное воздействие из-за рубежа, в первую очередь со стороны Западной Европы. Основными каналами влияния были медицинская литература, иностранные врачи и администраторы медицины, организация медицинской помощи в странах Западной Европы как модель для создания аналогичных институтов в России, стажировки российских врачей в зарубежных клиниках, университетах и лабораториях. XVIII век стал периодом доминирования зарубежных врачей в медицинском образовании, управлении медициной и практике оказания помощи высшим слоям российского общества, армии. В XIX веке сотрудничество с Западной Европой в сфере медицины осуществлялось в первую очередь посредством обучения и стажировок российских медиков в западных медицинских учреждениях, участники которых внесли наиболее выдающийся вклад в развитие медицинской науки и практики.

Литература

* В 1830-х гг. преподавание в Дерпте велось балтийскими и германскими немцами.

III. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ (Рекомендуется также соискателям ученой степени кандидата наук в области фармакологии и ветеринарии.)

Введение

1. Первобытное общество

1.1. Врачевание в первобытном обществе

2. Древний мир

2.1. Врачевание в странах древней Месопотамии (Шумер, Вавилония, Ассирия) (3-е тыс. до н.э. — VII в. до н.э.)

2.2. Врачевание в Древнем Египте (3—1-е тыс. до н.э.)

2.3. Врачевание в Древней Индии (3-е тыс. до н.э. — середина 1-го тыс. н.э.)

2.4. Врачевание в Древнем Китае (середина 2-го тыс. до н.э. — III в. н.э.)

2.5. Врачевание и медицина в Древней Греции (3-е тыс. до н.э. — I в. н.э.)

2.6. Медицина в Древнем Риме (VIII в. до н.э. — 476 г. н.э.)

3. Средние века

3.1. Медицина раннего (V—X вв.) и классического (XI—XV вв.) Средневековья

3.1.2. Медицина в Древнерусском государстве (IX—XIV вв.)

3.1.3. Медицина в халифатах (VII—XI вв.)

3.1.4. Медицина народов Средней Азии (X—XII вв.)

3.1.5. Медицина в государствах Юго-Восточной Азии (IV—XVII вв.)

3.1.6. Медицина в Западной Европе в периоды раннего (V—Хвв.) и классического (XI—XVвв.) Средневековья

3.2. Медицина периода позднего Средневековья (XV-XVII вв.)

4. Новое время

4.1. Медико-биологическое направление Нового времени

4.2. Клиническая медицина Нового времени

4.3. Общественное здоровье и экспериментальная гигиена

5. Медицина и здравоохранение XX столетия

5.1. Успехи естествознания и медицины в XX столетии

5.2. Медицина и здравоохранение в России в XX столетии

5.3. Международное сотрудничество в области здравоохранения

Рекомендуемая основная литература

Дополнительная литература

Примерные темы рефератов

В основу настоящей Программы положены следующие дисциплины: история медицины, всеобщая история; история России; философия; достижения основных медико-биологических и клинических дисциплин. Программа разработана Российским Университетом дружбы народов и одобрена экспертными советами по истории и по медико-гигиеническим специальностям Высшей аттестационной комиссии Минобразования России.

Содержание

1. Первобытное общество

Периодизация и хронология всемирной истории медицины. История медицины как часть культуры и истории человечества. Философия и медицина. Источники изучения истории медицины.

1.1. Врачевание в первобытном обществе

Характеристика первобытной эры. Периодизация и хронология первобытного врачевания. Источники информации о болезнях первобытного человека и врачевании в первобытную эру. Гипотеза «золотого века» и ее опровержение. Апополитейные и синполитейные первобытные общества.

1.1.1. Становление первобытного общества и первобытного врачевания (свыше 2млн лет назад — ок. 40 тыс. лет назад)

Современные представления о происхождении человека. Прародина человечества: гипотезы моногенизма и полигенизма. Антропогенез и социогенез.

Эпоха праобщины (первобытное человеческое стадо). Зарождение коллективного врачевания и гигиенических навыков. Природные лечебные средства. Развитие абстрактного мышления и речи (поздние палеоантропы). Первые погребения умерших (ок. 65—40 тыс. лет назад) о лекарственном врачевании. Зачатки идеологических (религиозных) представлений.

1.1.2. Врачевание в период зрелости первобытного общества (ок. 40 тыс. лет назад — 10—5-е тыс. до н.э.)

Завершение антропогенеза; формирование человека современного вида — Homo sapiens (неоантроп). Расширение ойкумены. Расогенез.

Эпоха первобытной общины (матрилинейный род).

Ранняя родовая община охотников, собирателей и рыболовов (ок. 40 тыс. лет назад — ок. 7-го тыс. до н.э.). Представления о здоровье, болезнях и их лечении как результат рациональных и превратных представлений об окружающем мире. Рациональные приемы врачевания. Зарождение культов, религиозных верований и лечебной магии. Переход от коллективного врачевания к знахарству. Трепанации черепов (с 12—10-го тыс. до н.э.).

Поздняя родовая община земледельцев и скотоводов (мезолит, неолит). Коллективное врачевание и знахарство. Становление культовой практики. Антропоморфный тотемизм и представления о болезни. Гигиенические навыки.

1.1.3. Врачевание в период разложения первобытного общества (10—5-е тыс. до н.э.)

Эпоха классообразования. Зарождение частной собственности, классов и государства. Патриархат и матриархат — формы разложения первобытного общества. Культ предков и представления о здоровье и болезни. Появление профессиональных служителей культа врачевания; сфера их деятельности. Расширение круга лекарственных средств и приемов эмпирического врачевания.

Народное врачевание первобытных синполитейных обществ аборигенов Австралии, Азии, Африки, Америки, Океании. Знахарь, его общая и профессиональная подготовка, положение в обществе, лечебные средства и приемы психологического воздействия на больного и общество.

Роль народного врачевания в становлении национальных систем здравоохранения в развивающихся странах.

Народное врачевание — один из истоков традиционной и научной медицины.

2. Древний мир

Общие черты развития врачевания в странах Древнего мира.

2.1. Врачевание в странах древней Месопотамии (Шумер, Вавилония, Ассирия) (3-е тыс. до н.э. — VII в. до н.э.)

Врачевание в Шумере (3-е тыс. до н.э.). Изобретение клинописи. Древнейшие тексты медицинского содержания (начало 3-го тыс. до н.э.); их эмпирический характер. Мифология и врачевание. Достижения шумерской цивилизации — основа и источник вавилоно-ассирийской культуры и врачевания.

Врачевание в Вавилонии и Ассирии (2-е — середина 1 -го тыс. до н.э.). Эмпирические знания. Мифология и врачевание. Божества — покровители врачевания. Представления о причинах болезней. Два направления врачевания: асуту и ашипуту. Помещения для больных при храмах. Законы Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) о правовом положении врачевателей. Врачебная этика. Передача врачебных знаний. Гигиенические традиции. Санитарно-технические сооружения.

2.2. Врачевание в Древнем Египте (3—1-е тыс. до н.э.)

Характерные черты древнеегипетской культуры. Заупокойный культ и бальзамирование умерших. Накопление знаний о строении человеческого тела.

Естественно-научные знания древних египтян. Представления о причинах болезней. Врачебная специализация: лекарственное лечение и диететика, оперативное врачевание, родовспоможение, лечение женских и детских болезней, зубоврачевание, заразные болезни. Шистосомоз. Гигиенические традиции.

Помещения для больных при храмах. «Дома жизни». Врачебная этика.

2.3. Врачевание в Древней Индии (3-е тыс. до н.э. — середина 1-го тыс. н.э.)

Периодизация и хронология истории и врачевания Древней Индии. Источники информации о врачевании.

Ведийский период (конец 2-го — середина 1-го тыс. до н.э., долина р. Ганг). Священные книги «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа», «Атхарваведа» как источник сведений о болезнях. Философские учения (индуизм, брахманизм, йога, буддизм) и их влияние на представления о болезнях и врачевание.

Гигиенические традиции. «Предписания Ману». Лечебницы (дхармашалы).

Врачебная этика. Врачебные школы при храмах.

2.4. Врачевание в Древнем Китае (середина 2-го тыс. до н.э. — III в. н.э.)

Периодизация и хронология истории и врачевания Древнего Китая. Достижения древнекитайской цивилизации. Источники информации о врачевании.

Философские основы китайской традиционной медицины. Учения у син и инь—ян; их влияние на развитие представлений о здоровье, болезнях и их лечение.

Предупреждение болезней. Древний метод вариоляции. Гигиенические традиции.

2.5. Врачевание и медицина в Древней Греции (3-е тыс. до н.э. — I в. н.э.)

Роль Древней Греции в истории мировой культуры и медицины. Периодизация и хронология. Источники информации о врачевании и медицине.

Крито-микенский период (3—2-е тыс. до н.э.). Санитарно-технические сооружения цивилизаций на о. Крит (середина 3-го тыс. до н.э.).

Предполисный период (XI—IX вв. до н.э.). Поэма Гомера «Илиада» о врачевании времен Троянской войны (XII в. до н.э.) и последующего периода. Эмпирический характер врачевания.

Классический период (V—IV вв. до н.э.). Формирование (к V в. до н.э.) двух философских направлений: естественно-научного направления и объективного идеализма; их влияние на развитие врачевания. Учение о четырех соках организма. Врачебные школы: кротонская, книдская, косская. Выдающиеся врачеватели.

Жизнь и деятельность Гиппократа (ок. 460 — ок. 370 до н.э.).

«Гиппократов сборник» — энциклопедия периода расцвета древнегреческого врачевания. История создания. Содержание основных работ сборника.

«Гиппократов сборник» о врачебной этике. «Клятва».

Эллинистический период (вторая половина IV в. до н.э. — середина I в. н.э.). Эллинистическая культура. Аристотель и его влияние на развитие медицины. Медицина в царстве Птолемеев. Александрийский мусейон. Александрийское хранилище рукописей. Развитие описательной анатомии и хирургии: Герофил (ок. 335—280 до н.э.) и Эразистрат (ок. 300—240 до н.э.).

2.6. Медицина в Древнем Риме (VIII в. до н.э. — 476 г. н.э.)

Периодизация и хронология истории и медицины Древнего Рима. Источники информации о медицине.

Период Империи (31 до н.э. — 476 н.э.). Становление профессиональной армии и военной медицины; валетудинарии. Развитие медицинского дела. Архиатры (1—IV вв.). Государственные и частные врачебные школы.

Становление христианства; его влияние на развитие медицины. Гален из Пергама (ок. 129—216?). Его труд «О частях человеческого тела». Дуализм учения Галена. Галенизм.

3.1. Медицина раннего (V—X вв.) и классического (XI—XV вв.) Средневековья

3.1.1. Медицина в Византийской империи (395—1453)

Периодизация и хронология истории Средних веков.

Истоки и особенности византийской медицины. Санитарно-технические сооружения. Византийская наука и религия. Сохранение традиций античной медицины. Энциклопедические своды «Врачебное собрание» и «Обозрение» Орибасия из Пергама (325—403); «Медицинский сборник в 7 книгах» Павла с о. Эгина (625—690). Больничное дело. Образование и медицина.

3.1.2. Медицина в Древнерусском государстве (IX—XIV вв.)

Истоки культуры и медицины Древней Руси.

Русская народная медицина до и после принятия христианства. Костоправы, резалники, кровопуски, зубоволоки. Древнерусские лечебники и травники.

Санитарное дело. Русская баня в лечении и профилактике болезней. Эпидемии повальных болезней и меры их пресечения.

Монгольское нашествие (1240—1480). Кирилло-Белозерский монастырь — центр русской медицины. «Галиново на Иппократа» (Кирилл Белозерский, 1427).

3.1.3. Медицина в халифатах (VII—XI вв.)

Возникновение (622) и распространение ислама.

Истоки арабоязычной культуры и медицины. Переводы на арабский язык медицинских сочинений. Создание библиотек, аптек (с 754), больниц (ок. 800), передача медицинских знаний. «Дома муд-

рости» (Daral-Hikma) и «Общества просвещенных» (Maglis al’ulama’). Ислам и медицина. Гигиена. Алхимия и медицина.

Представления о кровообращении: Ибн ан-Нафис (XIII в., Дамаск).

3.1.4. Медицина народов Средней Азии (X—XII вв.)

Становление независимых национальных государств. Развитие наук. «Дома знаний». Библиотеки. Больницы. Врачебные школы.

Абу Али ибн Сина (Avicenna, 980—1037). Его труд «Канон медицины» в 5 т. («Al Qanun fi t-Tibb», 1020).

3.1.5. Медицина в государствах Юго-Восточной Азии (IV—XVII вв.)

Средневековый Китай. Развитие традиционного врачевания (чжэнь-цзю, пульсовая диагностика, предупреждение болезней). Создание первых государственных школ традиционной медицины (с конца VI в.). Первые иллюстрированные трактаты по традиционной китайской медицине (VI в., Сунь Сымяо). Первые бронзовые фигуры для обучения (1027, Ван Вейи). Классические трактаты о лекарственных средствах: «Тысяча золотых прописей» Сунь Сымяо и «Великий травник» Ли Шичжэня.

3.1.6. Медицина в Западной Европе в периоды раннего (V—Хвв.) и классического (XI—XVвв.) Средневековья

Истоки западноевропейской медицины.

Медицинское образование. Медицинская школа в Салерно (IX в.). Арнальдо де Виланова; его труд «Салернский кодекс здоровья».

Светские и католические университеты. Схоластика и медицина. Галенизм. Начало ниспровержения схоластики. Роджер Бэкон. Учебник анатомии Мондино де Луччи (1316, Болонья). «Большая хирургия» Ги де Шолиака (XIV в., Париж).

Низкое санитарное состояние городов. Эпидемии (проказа, чума, оспа). «Черная смерть» 1346—1348 гг. Начала санитарной организации.

3.2. Медицина периода позднего Средневековья (XV-XVII вв.)

3.2.1. Медицина в Западной Европе в эпоху Возрождения

Характеристика эпохи. Зарождение капитализма.

Гуманизм — идейное содержание культуры Возрождения. Главные черты естествознания эпохи Возрождения. Опытный метод в науке. Изобретение книгопечатания (середина XV в.). Передовые научные центры. Медицинское образование. Падуанский университет (Италия). Медицина и искусство.

Становление анатомии как науки. Леонардо да Винчи. Андреас Везалий и его труд «О строении человеческого тела» (1543). «Золотой век» анатомии: Р. Коломбо, И. Фабриций, Б. Евстахий, Г. Фаллопий.

Становление физиологии как науки. Фрэнсис Бэкон. Предпосылки создания теории кровообращения. Мигель Сервет. Уильям Гарвей и его труд «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628). М. Мальпиги.

Ятрофизика и ятромеханика: С. Санторио, Р. Декарт, Дж. Борелли.

Развитие клинической медицины. Ятрохимия: Парацельс, Г. Агрикола. Аптеки и аптечное дело. Обучение у постели больного.

Эпидемии (сифилис, английская потовая горячка, сыпной тиф). Джироламо Фракасторо и его учение о заразных болезнях (1546).

Развитие хирургии. Раздельное развитие медицины и хирургии. Цеховая организация хирургов-ремесленников. Амбруаз Паре; его вклад в развитие военной хирургии, ортопедии, акушерства.

3.2.2. Медицина народов Американского континента до и после конкисты

История открытия (1492) и завоевания Америки европейцами. Источники информации. Достижения великих цивилизаций Америки.

Культура майя (с 1-го тыс. до н.э.). Изобретение иероглифической письменности. Лекарственное врачевание. Религиозные воззрения и врачевание. Традиционные обряды, связанные с врачеванием. Гигиенические традиции.

Государство ацтеков (XIV—XVI вв.). Религиозные жертвоприношения и врачевание. Лекарственные сады и огороды. Родовспоможение. Гигиена. Зачатки государственной организации медицинского дела. Больницы, приюты.

Империя инков (XIV—XVI вв.). Бальзамирование умерших. Высокое развитие оперативного лечения. Трепанация черепа. Организация медицинского дела.

Гибель цивилизаций доколумбовой Америки. Взаимные влияния Старого и Нового Света в области медицины и организации медицинского дела.

3.2.3. Медицина в Московском государстве (XV—XVII вв.)

Объединение русских земель в Московское государство.

Рукописные медицинские памятники XVI—XVII вв.: травники и лечебники.

Первые аптеки (1581, 1672) и аптекарские огороды. Аптекарский приказ и зарождение элементов государственной медицины. Первая лекарская школа при Аптекарском приказе (1654). Организация медицинской службы в войсках. Борьба с эпидемиями в Московском государстве. Санитарные кордоны.

Подготовка российских лекарей. Первые доктора медицины из «прирожденных россиян» (Георгий из Дрогобыча, 1476; Франциск Скорина, 1512; Петр Посников, 1696).

4.1. Медико-биологическое направление Нового времени

Характеристика эпохи (1640—1918).

Великие естественно-научные открытия конца XVIII — XIX в. и их влияние на развитие медицины. Интернациональный характер развития наук в Новое время.

Дифференциация медицинских дисциплин.

4.1.1. Анатомия

Внедрение анатомических вскрытий в преподавание медицины. Учебники анатомии (Г. Бидлоо, С. Бланкардт). Ф. Рюйш (Голландия).

Россия. Начало анатомических вскрытий в России. Основание Кунсткамеры (1717). Первый отечественный атлас анатомии (М.И. Шеин, 1744). П.А. Загорский и его труд «Сокращенная анатомия» в двух томах. Вклад И.В. Буяльского и Н.И. Пирогова в развитие анатомии. Д.Н. Зер-нов и изучение анатомии ЦНС. П.Ф. Лесгафт и становление отечественной науки о физическом воспитании.

Дифференциация анатомии (гистология, эмбриология, антропология).

Становление эмбриологии (К.Ф. Вольф, К. Бэр).

4.1.2. Общая патология (патологическая анатомия и патологическая физиология)

Макроскопический период. Зарождение патологической анатомии. Дж.Б. Морганьи (Италия) — органопатология. М.Ф.К. Биша (Франция) — классификация тканей и тканевая патология.

Микроскопический период. Гуморализм К. Рокитанского (Австрия). Целлюлярная патология Р. Вирхова (Германия).

Экспериментальная медицина и функциональное направление в патологии.

Россия. А.И. Полунин — основатель первой в России патолого-анатомической школы. В.В. Пашутин и становление патологической физиологии как науки.

4.1.3. Микробиология

Эмпирический период (до Л. Пастера).

История микроскопа. Опыты А. ван Левенгука (Голландия).

Открытие вакцины против оспы: Э. Дженнер (Англия). Вакцинация.

Экспериментальный период. Дифференциация микробиологии.

Л. Пастер (Франция) — основоположник научной микробиологии и иммунологии. Пастеровский институт в Париже (1888). Российские ученые в Пастеровском институте.

Развитие бактериологии: Р. Кох (Германия).

Становление вирусологии: Д.И. Ивановский (Россия).

4.1.4. Физиология и экспериментальная медицина

Россия (XIX в.). A.M. Филомафитский — создатель первого отечественного учебника физиологии.

Развитие нервизма и формирование нейрогенной теории в России.

И.М. Сеченов; его труд «Рефлексы головного мозга» (1866). Школа И.М. Сеченова. Н.Е. Введенский.

Становление экспериментальной медицины. Первые клинико-физиологические лаборатории (Л. Траубе, Германия; СП. Боткин, Россия).

И.П. Павлов — основоположник учения об условных рефлексах и высшей нервной деятельности. Нобелевская премия (1904). Школа И.П. Павлова. «Письмо к молодежи» (1935).

4.2. Клиническая медицина Нового времени

4.2.1. Терапия (внутренняя медицина)

Передовые медицинские центры Западной Европы. Лейденский университет. Утверждение клинического метода. Г. Бурхааве (Голландия).

Открытие перкуссии: Л. Ауэнбруггер (Австрия); его труд «Новый способ…» (1761). Развитие перкуссии: Ж.Н. Корвизар (Франция).

Инструментальные методы лабораторной и функциональной диагностики.

Россия (XVIII в.). Становление медицинского дела в России.

Реформы Петра I. Первый российский госпиталь и госпитальная школа при нем (1707). Н.Л. Бидлоо.

Открытие Академии наук в Санкт-Петербурге (1725), Московского университета (1755) и медицинского факультета при нем. М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист и просветитель, первый русский профессор (1745) Петербургской Академии наук. Его влияние на становление естествознания и медицинского дела в России.

Первые российские профессора медицины: С. Г. Зыбелин, Н.М. Максимович-Амбодик.

Развитие учения о заразных болезнях. Чума в Москве (1771 — 1775). Вклад ученых России в развитие методов борьбы с чумой: А.Ф. Шафонский; Д.С. Самойлович и его труды «Научные записки о чуме…» (1783) и «Краткое описание микроскопических исследований о существе яду язвенного» (1792). Открытие оспенных домов в Москве и Санкт-Петербурге (с 1801).

Россия (XIX в). Развитие внутренней медицины. Ведущие центры медицинской науки России: Медико-хирургическая академия в Санкт-Петербурге и медицинский факультет Московского университета. М.Я. Мудров — основоположник клинической медицины в России. Внедрение методов перкуссии и аускультации в России.

Учение о единстве и целостности организма. Развитие отечественных терапевтических школ. СП. Боткин — создатель крупнейшей в России терапевтической школы. Клинико-эксперименталь-ное направление.

Дифференциация внутренней медицины.

4.2.2. Хирургия

Четыре проблемы хирургии: отсутствие обезболивания, раневая инфекция и сепсис, кровопотери, отсутствие научных основ оперативной техники.

Антисептика и асептика. Эмпирические методы борьбы с раневой инфекцией. Открытие методов антисептики (Дж. Листер, 1867, Великобритания) и асептики (Э. Бергманн, К. Шиммельбуш, 1890, Германия).

Техника оперативных вмешательств. Создание топографической анатомии Н.И. Пироговым: его труды «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела…» (1843—1848) и «Иллюстрированная топографическая анатомия распилов, проведенных в трех направлениях через замороженное человеческое тело» в 4 т. (1852—1859).

Становление военно-полевой хирургии. Д. Ларрей, Н.И. Пирогов и его «Начала общей военно-полевой хирургии…» (1864, 1865).

Н.И. Пирогов — величайший хирург своего времени.

Н.И. Пирогов и становление сестринского дела в России (Крымская кампания 1854—1856).

Переливание крови. Открытие групп крови: К. Ландштейнер (1900, Австрия); Я. Янский (1907, Чехия).

Успехи хирургии в связи с великими научными открытиями XIX столетия. Развитие полостной хирургии. Пересадка тканей и органов.

4.3. Общественное здоровье и экспериментальная гигиена

Зарождение демографической статистики: Дж. Граунт (Англия), У. Петти (Англия).

Начала демографии и санитарной статистики в России: В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Д. Бернулли, П.П. Пелехин.

Становление профессиональной патологии: Б. Рамаццини (Италия) и его труд «Рассуждения о болезнях ремесленников» (1700).

Идея государственного здравоохранения: Й.П. Франк (Австрия, Россия) и его труд «Система всеобщей медицинской полиции» (1779—1819). Развитие общественной гигиены в Англии: Дж. Саймон.

Развитие общественной медицины в России.

Становление государственной системы социальной защиты населения в России. Реформа 1775 г. и приказы общественного призрения. Местные и центральные органы управления здравоохранением в конце XVIII—XIX в.: губернские врачебные управы (1797), Медицинский департамент Министерства внутренних дел (1803). Медицинский совет при МВД (1803).

Земские реформы (1864) и земская медицина. Передовые земские врачи. Городская медицина. Фабричная медицина.

Становление экспериментальной гигиены: М. Петтенкофер (Германия), А.П. Доброславин (Россия), Ф.Ф. Эрисман (Россия).

Научные медицинские общества, съезды, медицинская печать.

Медицинская этика. «Факультетское обещание» (1845—1917).

5.1. Успехи естествознания и медицины в XX столетии

Открытие новых лекарственных средств, разработка методов диагностики, лечения и профилактики болезней.

* Лауреаты Нобелевской премии отмечены звездочкой.

Основные направления и успехи в развитии терапии, хирургии, педиатрии, стоматологии, микробиологии, иммунологии, эпидемиологии, гигиены, других медицинских дисциплин в современной истории (в соответствии с предметом и направлением исследований соискателя).

5.2. Медицина и здравоохранение в России в XX столетии

Медицинское обслуживание населения в России на рубеже XIX и XX в. Комиссия по вопросам улучшения санитарных условий (СП. Боткин, 1886). Комиссия по пересмотру врачебно-санитарного законодательства (Г.Е. Рейн, 1912) и Главное управление государственного здравоохранения (1916).

Основные этапы развития медицины и здравоохранения в России после 1917 г.

Организационные принципы советской медицины:

1. Государственный характер. Народный комиссариат здравоохранения РСФСР (1918). Н.А. Семашко. З.П. Соловьев. Плановость. Государственное финансирование здравоохранения (бесплатность, общедоступность). Народный комиссариат здравоохранения СССР(1936). Г.Н. Каминский.

2. Профилактическое направление. Борьба с эпидемиями. Ликвидация особо опасных инфекций (чума, холера, малярия и др.). Санитарное просвещение. Оздоровление условий труда и быта. Охрана материнства и младенчества. Вакцинации. Диспансеризация. В.А. Обух.

3. Участие населения в мерах по охране здоровья. Проблема медицинских кадров. Пути ее решения. Развитие высшего медицинского образования.

Научные общества, съезды, конгрессы. Медицинская печать.

Медицина и здравоохранение в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Героизм советских медиков.

Создание Академии медицинских наук СССР (1944, ныне РАМН). Ее первый президент— Н.Н. Бурденко.

Реформа медицинского образования (1967—1969).

Дифференциация и интеграция наук в XX столетии. Появление новых специальностей на стыке наук и дисциплин.

Основные направления и успехи развития экспериментальной, клинической и профилактической медицины и организации здравоохранения в мире и в современной России (с учетом направления исследований соискателя).

Концепции современного естествознания и медицина.

Научно-техническая революция (НТР) и медицина.

Системы здравоохранения (государственная, страховая, частная). Современная концепция здравоохранения.

5.3. Международное сотрудничество в области здравоохранения

История становления {международных организаций и национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (А. Дюнан, 1863).

Всемирная организация здравоохранения (7 апреля 1948 г.).

Движение «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» (1980). Нобелевская премия мира (1985).

Международные научные программы. Международные съезды. Печать.

Врачебная этика в современном мире. «Клятва врача».

Рекомендуемая основная литература

Заблудовский П.Е. История отечественной медицины. М., 1960. Ч. 1: Период до 1917 г.

Заблудовский П.Е. История отечественной медицины. М., 1971. Ч. 2: Медицина в СССР.

Микиртичан Г.Л., Суворова Р.В. История отечественной педиатрии: Лекции. СПб., 1998.

Пашков К.А., Белолапоткова А.В. Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины для студентов стоматологического факультета. М., 2004.

Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. мед. вузов. 3-е изд. М., 2004.

Дополнительная литература

Кузьмин М.К. Мужество, отвага и героизм медицинских работников в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. М., 1965.

Лушников А.Г. Клиника внутренних болезней в России первой половины XIX в. М., 1959.

Медицина//БМЭ. М., 1980. Т. 14.

Мирский М.Б. Хирургия от древности до современности: Очерки истории. М., 2000.

Троянский Г.Н. История советской стоматологии (Очерки). М., 1983.

Троянский Г.Н. Краткие биографические данные и научные направления исследований отечественных ученых в области зубоврачевания. М., 2004.

Хрестоматия по истории медицины / Сост. Э.Д. Грибанов / Под ред. и примеч. П.Е. Заблудовского. М., 1968.

Примерные темы рефератов

1. Исторические источники о врачевании в Древнем Египте.

2. Аюрведа — система традиционной древнеиндийской медицины.

3. Философские основы китайской традиционной медицины.

4. История развития и физиологические основы иглотерапии.

5. Врачевание и медицина античной Греции.

6. Гиппократ и «Гиппократов сборник».

7. Медицина Древнего Рима.

8. Медицина в халифатах.

9. Абу Али ибн Сина — ученый-энциклопедист средневекового Востока.

10. «Канон врачебной науки» Ибн Сины в истории медицины.

11. Врачевание и медицина в Древнерусском государстве.

12. Медицина в Западной Европе в период классического Средневековья.

13. Становление медицинского образования в Западной Европе.

14. Медицина эпохи Возрождения.

15. Андрсас Везалий и начало научной анатомии.

16. Медицина доколумбовых цивилизаций Америки.

17. Медицина в Московском государстве.

18. Реформа Петра I в области образования и медицины.

19. Становление и развитие медицинского образования в России.

20. История анатомии.

21. Становление и развитие анатомии в России.

22. История патологической анатомии и патологической физиологии.

23. Становление и развитие микробиологии.

24. Луи Пастер в истории медицины.

25. Становление и развитие физиологии.

26. И.М. Сеченов — отец русской физиологии.

27. И.П. Павлов — «первый физиолог мира».

28. История генетики.

29. Развитие методов обследования больного.

30. История развития учения о внутренних болезнях.

31. История наркоза.

32. Жизнь и деятельность Н.И. Пирогова.

33. Рождение антисептики и асептики.

34. История переливания крови.

35. История родовспоможения, акушерства и гинекологии.

36. Становление и развитие педиатрии в России.

37. История сестринского дела в России.

38. История учения об инфекционных болезнях.

39. Русская общественная медицина.

40. История земской медицины в России.

41. Становление и развитие экспериментальной гигиены.

42. История зубоврачевания и стоматологии.

43. История военной медицины.

44. История психиатрии.

45. История офтальмологии.

46. Опыты врачей на себе.

47. Не врачи — в медицине.

48. Становление и развитие учения о пересадке органов и тканей.

49. Международный Красный Крест: история становления и деятельность.

50. История Всемирной организации здравоохранения.

51. Нобелевские премии по физиологии и медицине.


Древние греки рассматривали болезнь как божественное наказание и исцеление. Если совсем буквально, как дар богов. Но к V веку до н.э. греки уже пытались понять материальные, а не духовные причины болезней, что привело к постепенному переходу от суеверий к научным исследованиям. Хотя на самом деле они никогда не были полностью отделены друг от друга.
Так, например, бог Асклепий считался дарителем исцеления и в то же время высококвалифицированным врачом-практиком. Несмотря на очевидный период просветления, многие врачи все равно продолжали обращаться к своим богам, если лечение не давало должного эффекта. Асклепий был греческим богом исцеления, и в Эпидавре был храм Асклепион.
Некоторые врачи лечили своих пациентов, а затем отвозили их в абатон — святое место в храме — чтобы те проспали там всю ночь. Греки полагали, что Гигея и Панакея, дочери Асклепия, прибудут в храм с двумя святыми змеями, которые вылечат пациентов. Часть этой символики дожила до наших дней. Сегодня змея — символ фармацевтов, от имени Гигеи было образовано слово «гигиена», панацея — универсальное лекарство от всех болезней, а эскулапами мы шутливо называем медиков.

Статуя Асклепия
Тогда же греческие врачи стали интересоваться устройством тела человека и исследовать связь между причиной и следствием, отношением симптомов к самой болезни и успехом или неудачей различных методов лечения. Греческая медицина не была единением знаний и практики, а представляла собой набор методов и убеждений, которые зависели от географии, периодов времени, местных традиций и даже гендерного и социального класса пациента.

Статуя Гигейи
В целом медицинскую мысль в Древней Греции пронизывают две основные идеи — озабоченность позитивными и негативными последствиями диеты и убеждение, что пациент действительно может побороть недуг, в отличие от более фаталистического и духовного мышления более ранних времен.

От теории к практике

Наблюдение за симптомами — отличительная черта греческих врачей. Они обнаружили, что образ жизни и такие факторы, как тепло, холод или травма, важны, поскольку могут облегчать или ухудшать болезнь или ее симптомы. Они также признали, что конституция тела человека может влиять на тяжесть заболеваний и его восприимчивость к ним. Тогда же греки укрепились в своем мнении о том, что лучшее понимание возникновения симптомов болезни может помочь в борьбе с самим недугом. Вместе с большим пониманием работы тела человека пришло и убеждение, что дисбаланс жидкостей в организме может быть одним из факторов, вызывающих болезнь.
Из-за того, что у врачей не было профессиональной квалификации, любой человек мог стать врачом и путешествовать в поисках пациентов, с которыми можно было бы практиковать то, что было известно как техника (или искусство, хотя и таинственное) медицины. Лишь у спартанцев были люди, ответственные за медицинскую помощь в профессиональной армии.
Практикующие врачи пользовались большим уважением, несмотря на отсутствие признанного профессионального органа, наблюдающего и готовящего будущих врачей. В Древней Греции не только врачи могли лечить и давать медицинские консультации, но также акушерки, спортивные тренеры и все те, чей практический опыт относительно здоровья организма и тела человека мог быть полезен другим.
Мы знаем, что греки расчленяли мертвые тела (и иногда — живые), чтобы узнать, что происходит внутри. Но историки медицины так и не нашли достоверного подтверждения тому, что греки выполняли хирургические операции на внутренних органах. Как и в Древнем Египте, у греков не было никаких обезболивающих средств и только несколько травяных антисептических смесей. Греческие полисы постоянно воевали между собой, что давало врачам большой опыт практической первой помощи. Древнегреческие медики становились квалифицированными специалистами. Греки хорошо вправляли сломанные кости и фиксировали вывихи.

Жертвоприношение Асклепию
Со временем магия и обращения к богам уступили место поиску естественных причин болезней. Это привело к исследованию естественных лекарств. Греческие врачи стали экспертами-травниками и часто назначали пациентам натуральные средства борьбы с недугами. Они убедились в том, что никто не справится с лечением лучше, чем природа.

Медицинские труды

Первые упоминания об особенностях греческой медицины появились в сценах «Иллиады» Гомера, где лечат раненых в Троянской войне. В ней описывается, например, как Патрокл промывает рану Эврипила теплой водой.

Ахилл, перевязывающий руку Патроклу
Медицинские сцены и врачи также часто упоминаются в других видах греческой литературы, например, комедийных пьесах. Наиболее подробные источники из примерно 60 трактатов, которые часто приписывают Гиппократу — самому известному древнегреческому целителю. Однако историки до сих пор не могут однозначно установить, были ли они написаны Гиппократом или кем-то другим. В текстах, приписываемых Гиппократу, рассматриваются всевозможные медицинские темы, которые можно сгруппировать в основные категории диагностики, биологии, лечения и общих рекомендаций для врачей.

Гиппократ
Другие источники знаний о древнегреческой медицине — тексты из области естественной философии, датируемые VI-V веками до н.э. Философы связывали хорошее здоровье и состояние ума и души, часто касались прямо или косвенно мыслили о человеческом теле и медицине. Среди этих мыслителей — Платон, Эмпедокл Акрагантский, Филистим Локри и Анаксагор.

Первопроходцы греческой медицины

Согласно древним записям, одна из ранних греческих медицинских школ была основана в Книде в V веке до н. э. В этой школе работал Алкмеон Кротонский, и именно при нем началась практика наблюдения за пациентами. Он считается одним из самых выдающихся медицинских теоретиков и философов в древней истории.

Алкмеон Кротонский
Некоторые исследователи считают, что он был практикующим врачом и по совместительству учеником Пифагора, а другие — отрицают это, так как уверены, что он занимался только теоретическими изысканиями. Как бы то ни было, историки сходятся во мнении, что он был первым человеком, который задавался вопросом о возможных внутренних причинах болезни. Алкмеон выдвинул предположение о том, что болезнь может быть вызвана проблемами с экологией, неправильным питанием и образом жизни.
Первые научные школы развивались в Сицилии и Калабрии — на территориях, которые сегодня принадлежат Италии. Самой известная — пифагорейская школа. Великий математик Пифагор привнес свою теорию чисел в естественные науки — в то время такой области знания, как медицина, еще не было.
Последователи Пифагора полагали, что некоторые цифры имеют особые значения, особенно это касалось 4 и 7. Например, произведение 4 и 7 представляет собой продолжительность лунного месяца, а также менструального цикла у женщин. Если 7 умножить на 40, то получится полное время здоровой беременности в 280 дней. Пифагорейцы также полагали, что ребенок будет более здоровым, если родится на 7 месяце беременности. Считалось, что продолжительность карантина в 40 дней позволит избежать заражения, поскольку число 40 было священным.
Самой известной и, вероятно, самой важной медицинской фигурой в Древней Греции был Гиппократ, которого сейчас часто называют отцом медицины. Основанная им медицинская школа произвела своего рода революцию в научном знании того времени и определила медицину как самостоятельную дисциплину.

Гиппократу приписывают создание одноименной клятвы — обета, принятого среди студентов-медиков, когда они становятся квалифицированными врачами. Сегодня эту клятву также принимают и другие специалисты в области здравоохранения. Некоторые классические ученые, такие как Людвиг Эдельштейн, считают, что клятва была создана пифагорейцами, однако доподлинно это не известно.
Считается также, что Гиппократу принадлежит идея клинической медицины — изучения болезни путем непосредственного обследования живого пациента. Историки медицины говорят, что сам Гиппократ и его ученики были связаны клятвой и строгим этическим кодексом. Студенты, которые внесли плату за вступление в ряды учеников, были встречены учителями так, будто они были членами одной семьи. Обучение медицине включало в себя устное преподавание и практическую работу в качестве помощника учителя — согласно клятве, студент должен взаимодействовать с пациентами.
Гиппократ и его ученики были первыми, кто правильно описали некоторые заболевания и расстройства. Полагают, что Гиппократ первым описал симптом барабанных палочек, или как его еще называют, синдром пальцев Гиппократа.
Два известных философа — Аристотель и Платон — пришли к выводу, что человеческое тело не использовалось в загробной жизни. Эта идея повлияла на образ мышления греческих врачей, которые будучи в Александрии научились делать вскрытие на трупах и изучать их. Именно благодаря этим исследованиям хирург Герофилус (335-280 гг до н.э.) пришел к выводу, что не сердце контролирует движение конечностей, а мозг. Еристрат (304-250 гг до н.э.) обнаружил, что кровь проходит по венам, однако он не обратил внимание на то, что она циркулирует.
Философия Аристотеля и Платона, их труды и речи позволили грекам получать и систематизировать знания о внутреннем строении человеческого тела. Греческий историк Фукидид ( ок. 460-395 гг до н.э.), который считается «отцом научной истории», пришел к выводу, что молитвы совершенно неэффективны в лечении болезней. Он добавил, что эпилепсия имеет научное объяснение и никак не связана с рассерженными богами или злыми духами.
Почти 2 тысячи лет (до 1700 года н.э.) просуществовала теория о зависимости между состоянием здоровья и балансом четырех главных жидкостей — крови, мокроты, желтой и черной желчей — в человеческом теле, которую греки переняли у египтян.
Гиппократ в своей работе «Конституция человека» пишет, что четыре жидкости составляют человеческое тело: «через них он чувствует болезнь или наслаждается здоровьем. Когда все жидкости правильно сбалансированы и перемешаны, он чувствует себя совершенно здоровым. Болезнь наступает, когда одна из жидкостей находится в избытке или уменьшается в количестве или полностью отсутствует в теле».
В своих книгах он предлагает следующие рецепты:
При заболеваниях грудной клетки — суп из ячменя плюс уксус и мед, которые увеличивают мокроту.
При болях в боку — окуните большую мягкую губку в воду и мягко разотрите. Если боль достигла ключиц, рекомендуется пустить кровь около локтя, до тех пор, пока кровь не станет ярко-красной.
При пневмонии — принять ванну. Она снимет боль и поможет увеличить мокроту.
Пытаясь сбалансировать четыре жидкости при болезнях пациентов, врачам иногда удавалось побороть их, даже если причина заболевания крылась в другом. В попытках сбалансировать естественную температуру пациента, при простуде врачи держали их в тепле, сохраняли пациентов с лихорадкой в сухости и прохладе, пускали кровь, чтобы восстановить баланс, промывали организм для восстановления желчного баланса.

Общественное здравоохранение

Власти греции не задумывались о необходимости общественного здравоохранения. Города-государства не стремились обеспечить всех граждан хорошим запасом воды, чтобы те могли регулярно совершать гигиенические процедуры и сохранять свои дома в чистоте. Общественных канализационных систем тоже не было. Из трех родившихся детей только двое доживали до двух лет. Ожидаемая продолжительность жизни здорового взрослого грека составляла около 50 лет.
По словам Гиппократа, бедные люди слишком сосредоточены на том, чтобы сводить концы с концами, чтобы беспокоиться о своем общем здоровье. Чего нельзя было сказать о богатых и образованных греках: они работали над сохранением постоянной температуры тела, чистили зубы, регулярно принимали ванны и следили за своим питанием. Их цель состояла в том, чтобы сохранить баланс четырех жидкостей в организме на протяжении всего года.
Несмотря на то, что религия медленно уступала логическим рассуждениям, греки все еще призывали богов исцелить их в Асклепии. В конце концов эти храмы стали оздоровительными курортами, гимназиями, общественными банями и спортивными стадионами.
Методы постановки диагноза греческими врачами не отличались от тех, которые используются сегодня. Многие из естественных средств профилактики болезней во многом похожи на те эффективные домашние средства, которые используются в наше время. Но несмотря на передовые для того времени взгляды и подходы, теория четырех жидкостей сильно мешала развитию медицинской практики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *