Медицинское право для детей и родителей

Издательство «Ресурс», специализирующееся на книгах для семьи, имеет в своем ассортименте книги на самые разнообразные темы — детско-родительские отношения, семейное обучение и тайм-менеджмент для мам, беременность, роды и грудное вскармливание, питание детей и всей семьи. А также специализированную литературу для акушерок и гомеопатов. Мы уверены, что каждый найдет у нас полезное и приятное чтение для себя. Приглашаем вас в наш интернет магазин! На нашем сайте вы можете регистрироваться, входить в свою учетную запись, чтобы сделать заказ или оставить отзыв о книге, с помощью кнопок социальных сетей. Некоторые книги представлены в электроном виде для мобильных платформ. Следите за новинками, мы часто радуем ими своих любимых читателей!

Медицинское право для детей и родителей

В издательстве Ресурс вышло долгожданное второе издание книги юриста и правозащитника Арины Покровской «Медицинское право для детей и родителей», в которое внесены поправки в связи с вступлением в силу нового федерального закона о здравоохранении в 2012 году.

Написанная доступным языком, книга будет интересна не только родителям, но и всем гражданам, кто желает знать о своих правах в сфере медицины и здравоохранения. В сборнике подробно рассмотрены вопросы соблюдения прав беременных женщин, матери и ребенка в родильном доме и больнице, право выбора в вопросе вакцинопрофилактики. Кроме того, автор затрагивает тему регистрации рождения детей и объясняет как это сделать в случае домашних родов.

Сборник содержит ссылки на действующее законодательство, образцы заявлений и проверенные опытом алгоритмы действий в различных ситуациях.

Об авторе

Арина Покровская — психолог, юрист, основатель и руководитель Правозащитного Центра «Покров».
С 2005 года помогает гражданам отстаивать свои права в сферах медицины и образования, семейного и трудового права. Защищает интересы детей в органах опеки, детских садах, школах и поликлиниках

КУПИТЬ

Давайте познакомимся! Вам также может быть интересно: Работа с голосом Детские занятия

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К практическому занятию

Для студентов 2 курса

По специальности педиатрия

Дисциплина: Введение в специальность

Тема:

«ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ВРАЧА-ПЕДИАТРА С БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ»

Саратов — 2012

Тема : «Особенности общения врача-педиатра с больным ребенком»

1. Место проведения:учебная комната кафедры госпитальной, поликлинической педиатрии и неонатологии, палата для детей младшего возраста (палата для детей старшего возраста).

2. Продолжительность семинара: 4 часа (из них самостоятельная аудиторная работа –50 мин.)

3. Цель занятия:-привить студенту навыки практического общения с пациентамиразличных возрастных групп (грудного, младшего дошкольного, младшего школьного, подросткового и старшего школьного возрастов) в стационаре соматического профиля.Развивать знания основ психологической и педагогической наук, научных дисциплин, необходимых в будущей профессиональной деятельности в качестве врача, продолжать формирование мировоззрения, развитие профессиональных способностей и качеств студентов как будущих врачей-педиатров. Применять на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в своей профессиональной деятельности.

4.Мотивационная характеристика занятия :Болезнь оказывает психогенное влияние на психику индивида, изменяя его психическое состояние, познавательные процессы и даже относительно устойчивые личностные свойства. Она заставляет изменять свои планы на будущее, вносит коррективы в настоящее, в ряде случаев возникает трансформация системы жизненных ценностей.При тяжелой и/ или хронической соматической болезни снижается выносливость человека к физическим и психическим нагрузкам, что также является существенным фактором влияния болезни на психику. Заболевание ставит под угрозу самооценку больного, приводит к депривации его важных физиологических потребностей, вызывает целый каскад фрустраций. Негативное отношение к болезни со стороны окружающих усиливает чувство неполноценности, а гиперопека может провоцировать социальную и психологическую беспомощность.

Работа с детьми, уход за ними, больными и здоровыми, правиль­ная оценка их поведения, реакций, поступков, требуют специальных знаний, прежде всего знакомства с этапами психического и физиче­ского развития ребенка.

Взаимоотношения врача и больного, а также врача и родст­венников больного или его доверенных лиц было и всегда будет основой медицинской практики. Даже самая совершенная тех­ника не заменит взаимодействия врача и больного. Хороший ре­зультат в практической медицине может дать только сочетание доверительных человеческих отношений между врачом и паци­ентом с применением новейших достижений в диагностике и ле­чении.

5.В результате занятия :

Студент должен знать:

1. Организацию работы и роль режима детского соматического стационара;

2. Суть педагогического аспекта профессиональной деятельности врача и медицинского воспитания;

3. Принятые в обществе моральные и правовые нормы; правила врачебной этики; законы и нормативные правовые акты по работе; сохранять врачебную тайну;

4. Этапы психического развития ребенка;

5. Развитие соматического заболевания и реагирование личности на болезнь;

6. Понятие внутренней картины болезни (ВКБ);

7. Классификацию типов реакции личности на болезнь;

8. Психологические аспекты общения с больным ребенком (варианты подходов к ребенку);

9. Типы темперамента и методику его определения;

10. Основные типы акцентуаций характера и методику определения.

Студент должен уметь:

1. Использовать коммуникативные техники при общении с больными детьми;

2. Применять полученные знания в практике воспитания пациентов;

3. Собрать жалобы у больного (его родителей);

4. Собрать анамнез жизни ребенка раннего возраста (до 3-х лет);

5. Собрать анамнез жизни ребенка старшего возраста;

6. Собрать и изучить семейный анамнез;

7. Полученные данные семейного анамнеза отобразить графически – составить генеалогическую карту данного пациента;

8. Собрать данные о материально-бытовых условиях семьи, где живет и воспитывается данный пациент;

9. Дать заключение по анамнезу жизни и заболевания;

10. Уметь предположить – какая система поражена у больного, острое или хроническое заболевание имеет место в данной ситуации, какие отрицательные факторы могли спровоцировать формирование настоящего заболевания или отягощать его;

11. Оценить состояние больного, положение в постели, сознание, настроение, сон;

12. Провести осмотр больного по органам и системам, дать предварительное заключение.

13. Определить искомую акцентуацию характера по данным проведенного тестирования (по Г. Шмишеку)

14. Определить темперамент пациента (по Г. Айзенку)

15. Выступить с публичной речью, вести дискуссии и полемики, редактировать тексты профессионального содержания;

16. Осуществлять воспитательную и педагогическую деятельность в условиях клиники;

17. Сотрудничать с больным ребенком; обучать детей, подростков правилам медицинского поведения, гигиеническим процедурам;

18. Формировать навыки здорового образа жизни;

19. Разрешать возможные конфликтные ситуации в условиях детского стационара.

Студент должен ознакомиться:

1. С перечнем необходимых документов и правилами госпитализации ребенка в соматический стационар;

2.С правилами санитарно – гигиенического режима пребывания детей подростков и членов их семей в педиатрическом соматическом стационаре;

3.С больными различного профиля и их родственниками; выявлять предпочтения с учётом индивидуальных особенностей, психоэмоционального и психологического статуса больного.

6.Графологические схемы, таблицы по данной теме, учебные элементы по данной теме:

№п\п Учебные элементы Наглядные средства обучения, технические средства обучения
Этапы психического развития ребенка
  1. Психология. Учебно-методическое пособие. Издательство СГМУ, 2007.
  2. Педагогика и методика преподавания. Методические рекомендации для специальности «сестринское дело» / Сост. к.э.н., доцент М.И.Белых, асс. Е.В. Беликина Саратов, Изд-во СГМУ, 2006.

С.Учебно-методический комплекс «Психология и педагогика» на образовательном портале СГМУ; Мультимедийная презентация (лекция) «Особенности общения врача с больным ребенком и его родителями»; Универсальный медицинский справочник. Медицинская библиотека.

Развитие соматического заболевания и реагирование личности на болезнь 1. Мультимедийная презентация (лекция) «Особенности общения врача с больным ребенком и его родителями». Медицинская библиотека; Универсальный медицинский справочник.
Классификация типов реакции личности на болезнь 1. Мультимедийная презентация (лекция) «Особенности общения врача с больным ребенком и его родителями». Медицинская библиотека; Универсальный медицинский справочник.
Понятие внутренней картины болезни (ВКБ) 1. Мультимедийная презентация (лекция) «Особенности общения врача с больным ребенком и его родителями». Медицинская библиотека; Универсальный медицинский справочник.
Классификация типов темперамента 1.Лакостина Н.д. Клиническая психология: Учебн. для студ. мед. вузов / Н.Д. Лакостина, И.И. Сергеев, О.Ф. Панкова. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс – информ, 2005. – 416 с. 2.Медицинская библиотека; 3.Универсальный медицинский справочник.
Классификация основных типов акцентуаций характера 1.Лакостина Н.д. Клиническая психология: Учебн. для студ. мед. вузов / Н.Д. Лакостина, И.И. Сергеев, О.Ф. Панкова. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс – информ, 2005. – 416 с. 2.Психология. Учебно-методическое пособие. Издательство СГМУ, 2007.
Определение темперамента пациента Опросник с ключом
Определение акцентуаций характера пациента Опросник с ключом
Опрос больного (его родителей) по жалобам Схема
Анамнез жизни ребенка раннего возраста (до 3-х лет); Схема
Анамнез жизни ребенка старшего возраста Схема
Семейный анамнез Схема
Генеалогическая карта данного пациента Схема
Правила санитарно – гигиенического режима пребывания детей подростков и членов их семей в педиатрическом соматическом стационаре Правила внутреннего распорядка КБ СГМУ

Психическое развитие ребенка, его личность с раннего возраста до периода зрелости претерпевают разнообразные сложные измене­ния, которые позволяют индивидууму с определенной степенью ус­пешности адаптироваться в окружающей среде. Одним их наиболее распространенных вариантов систематики этапов развития личнос­ти является вариант, в соответствии с которым выделяют три этапа (фазы) становления личности.

Первый этап (адаптация) обозначают как этап формирования основного стереотипа личности, овладения средствами и формами де­ятельности. На этом этапе вначале (3—5 лет) приобретаются более простые, а затем (9—12 лет) более совершенные навыки и умения, а также происходит процесс выделения себя из окружающей физи­ческой и социальной среды.

К концу 3-го года у ребенка уже появляются представления о действительности и о себе, но он еще не выделяет полностью себя из происходящих событий. В возрасте 3-5 лет ребенок осваивает ка­тегории пространства и времени и это выражается в том, что он начи­нает пользоваться в речи предлогами, союзами, местоимением «я» и глаголами в первом лице.

В это время возникают богатые возможности для использования представлений настоящего и некоторых представлений пережитого, сохраняющихся в памяти более длительный срок. С 7 лет дети начи­нают довольно определенно дифференцировать правую и левую сто­роны тела, причем сначала на себе, а затем на собеседнике. Этот важный этап в формировании представления о «схеме тела» в разви­тии самосознания ведет к расширению и углублению представления ребенка о своем «я». Продолжается созревание временных представ­лений, и это проявляется в том, что ребенок начинает ориентиро­ваться в днях недели.

В возрасте 7—11 лет ребенок приобретает способность, наряду с практическим оперированием непосредственно существующими объектами, строить план действия в уме.

Второй этап развития психической деятельности и личности по­лучил название этапа индивидуализации. В этот период (до 15—16 лет) отмечается стремление индивида к максимальной персонализации. Формирующееся на этом этапе индивидуальное сознание еще в зна­чительной мере эгоцентрично; для ребенка его индивидуальное пе­реживается как более актуальное, чем общественное. В указанном возрасте уже возникают условия для широкого использования аб­страктных понятий, для построения абстрактных концепций, гипо­тетических рассуждений и осуществления наблюдения с целью про­верки своих гипотез. С данного периода создаются условия для науч­ного мышления. Если ребенок живет настоящим, то взрослый напо­ловину живет и действует исключительно для будущего.

Третий этап (интеграция) — это формирование социального (об­щественного) стереотипа личности (16—21 год). Взаимоотношения юноши с окружающим миром определяются в основном степенью зрелости чувств, отражающих общее отношение его к среде.

Форми­рование высших эмоций (этических, эстетических, интеллектуаль­ных) и самосознания завершается в юношескомвозрасте.

ЕСЛИ ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН, взносы за которых платит государство

К ЛИЦАМ, ВЗНОСЫ ЗА КОТОРЫЕ ПЛАТИТ ГОСУДАРСТВО, ОТНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН:

1) дети; 2) лица, зарегистрированные в качестве безработных; 3) неработающие беременные женщины; 4) неработающее лицо (один из законных представителей ребенка), воспитывающее ребенка (детей) до достижения им (ими) возраста трех лет, за исключением лиц, предусмотренных подпунктом 5) настоящего пункта; 5) лица, находящиеся в отпусках в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), по уходу за ребенком (детьми) до достижения им (ими) возраста трех лет; 6) неработающие лица, осуществляющие уход за ребенком-инвалидом; 7) неработающие лица, осуществляющие уход за инвалидом первой группы с детства; 8) получатели пенсионных выплат, в том числе участники и инвалиды Великой Отечественной войны; 9) лица, отбывающие наказание по приговору суда в учреждениях уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы (за исключением учреждений минимальной безопасности); 10) лица, содержащиеся в следственных изоляторах; 11) неработающие оралманы; 12) многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени; 13) инвалиды; 14) лица, обучающиеся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования; 15) неработающие получатели государственной адресной социальной помощи.

СКОЛЬКО?

1,4% в 2020 году, 1,6% — в 2021 году, 1,7% — в 2022 году

Примечание:

*Государство- Объектом исчисления взносов государства является среднемесячная заработная плата, предшествующая двум годам текущего финансового года, определяемая уполномоченным органом в области государственной статистики

ЧТО Я ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ?

1) Проверить свой статус через портал egov.kz или ЦОНы;

2) Если Вас нет в списках категорий граждан, взносы за которых платит государство, то необходимо будет принести необходимый перечень подтверждающих документов в ЦОН;

3) Далее информация будет направлена для подтверждения обоснованности включения Вас в списки льготных категорий граждан в госороганы и если все данные верны, страховку за Вас оплатит государство.

ЧТО Я ДОЛЖЕН ЗНАТЬ?

1) Если Вы находитесь в списке льготных категорий граждан, то сможете получать медпомощь в системе ОСМС с 1 января 2020 года;

2) Вы можете выбрать поликлинику и узких специалистов по своему выбору. Как выбрать поликлинику ()

ЧТО ВОЙДЕТ В ПАКЕТ ОСМС?

Консультативно-диагностическая помощь по направлению специалиста ПМСП и профильных специалистов:

1) профилактические медицинские осмотры детей в возрасте до восемнадцати лет и лиц старше восемнадцати лет в порядке и с периодичностью, утвержденными уполномоченным органом, в соответствии с пунктом 7 статьи 155 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» (далее – Кодекс);

2) прием и консультации профильными специалистами лиц с заболеваниями, не подлежащими динамическому наблюдению в рамках ГОБМП, в том числе:

диагностические услуги, в том числе лабораторная диагностика, по показаниям, по направлению специалиста в порядке, утвержденном уполномоченным органом;

применение высокотехнологичных медицинских услуг, предоставляемых в порядке, утвержденном уполномоченным органом, в соответствии с пунктом 2 статьи 42 Кодекса;

выполнение профильными специалистами медицинских манипуляций и процедур в порядке, утвержденном уполномоченным органом;

оказание стационарозамещающей помощи в соответствии с пунктом 5 настоящего перечня;

выписка рецептов на лекарственные средства и медицинские изделия, в том числе отдельных категорий граждан с определенными заболеваниями (состояниями), обеспечение лекарственными средствами на амбулаторном уровне в соответствии с перечнем, утвержденным уполномоченным органом, в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 88 Кодекса;

экспертиза временной нетрудоспособности, проводимая в порядке, утвержденном уполномоченным органом, в соответствии с пунктом 2 статьи 59 Кодекса.

3) оказание экстренной и плановой стоматологической помощи отдельным категориям населения по перечню, утвержденному уполномоченным органом.

Стационарозамещающая помощь предоставляется, за исключением случаев лечения заболеваний в рамках ГОБМП, по направлению специалиста ПМСП или медицинской организации и включает:

1) осмотр, консультации профильных специалистов;

2) диагностические услуги, в том числе лабораторную диагностику;

3) лечение заболевания, послужившего причиной госпитализации и его осложнений, сопутствующих заболеваний, представляющих угрозу жизни, с использованием лекарственных средств, медицинских изделий, путем проведения медицинских манипуляций, процедур и хирургических операций (за исключением эстетических пластических операций);

4) применение высокотехнологичных медицинских услуг, предоставляемых в порядке, утвержденном уполномоченным органом, в соответствии с пунктом 2 статьи 42 Кодекса;

5) медицинскую реабилитацию и восстановительное лечение по направлению специалиста ПМСП или медицинской организации по перечню заболеваний (состояний), утвержденному уполномоченным органом;

6) организацию стационара на дому при острых состояниях и обострениях хронических заболеваний лицам с ограниченной подвижностью.

Плановая стационарная помощь предоставляется, за исключением случаев лечения заболеваний в рамках ГОБМП, по направлению специалиста ПМСП или медицинской организации в рамках планируемого количества случаев госпитализации и включает:

1) осмотр, консультации профильных специалистов по медицинским показаниям, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;

2) диагностические услуги, в том числе лабораторную диагностику, по медицинским показаниям;

3) лечение заболевания, послужившего причиной госпитализации и его осложнений, сопутствующих заболеваний, представляющих угрозу жизни, с использованием лекарственных средств, медицинских изделий, путем проведения медицинских манипуляций, процедур и хирургических операций (за исключением эстетических пластических операций);

4) обеспечение кровью, ее компонентами в соответствии с номенклатурой и в порядке их заготовки, переработки, хранения, реализации, а также кровью, ее компонентами, препаратами в соответствии с порядком их хранения, переливания, утвержденными уполномоченным органом, в соответствии с пунктом 5 статьи 162 Кодекса;

5) применение высокотехнологичных медицинских услуг, предоставляемых в порядке, утвержденном уполномоченным органом, в соответствии с пунктом 2 статьи 42 Кодекса;

6) медицинскую реабилитацию и восстановительное лечение по направлению специалиста ПМСП или медицинской организации по перечню заболеваний (состояний), утвержденному уполномоченным органом;

7) экспертизу временной нетрудоспособности, проводимую в порядке, утвержденном уполномоченным органом, в соответствии с пунктом 2 статьи 59 Кодекса;

8) лечебное питание, предоставляемое согласно натуральным нормам на питание, утвержденным Правительством Республики Казахстан, в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 69 Бюджетного кодекса Республики Казахстан;

9) предоставление пациенту на весь период госпитализации койко-места, без предоставления дополнительных сервисных услуг в палате стационара (телевизор, холодильник, телефонная связь, заказное питание, индивидуальное пребывание в палате, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями);

10) предоставление возможности находиться в медицинской организации матери (отцу) или иному лицу, непосредственно осуществляющему уход за ребенком в возрасте до трех лет, а также за тяжелобольными детьми старшего возраста, нуждающимся по заключению врача в дополнительном уходе, с выдачей листа о временной нетрудоспособности;

11) обеспечение кормящей матери ребенка в возрасте до одного года бесплатным питанием в медицинской организации на весь период пребывания по уходу за ребенком;

12) создание необходимых условий для игр, отдыха и проведения воспитательной работы в детских стационарных медицинских организациях.

Медицинская реабилитация и восстановительное лечение по направлению специалиста ПМСП или медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным органом.

Патологоанатомическая диагностика заболеваний, не входящих в ГОБМП.

Обеспечение лекарственными средствами, медицинскими изделиями, специализированными лечебными продуктами, иммунобиологическими препаратами при оказании медицинской помощи в системе ОСМС осуществляется при оказании:

1) стационарной и стационарозамещающей помощи – в соответствии с лекарственными формулярами организаций здравоохранения;

2) амбулаторно-поликлинической помощи – в соответствии с утвержденным уполномоченным органом перечнем лекарственных средств, медицинских изделий для отдельных категорий граждан с определенными заболеваниями (состояниями) в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 88 Кодекса.

При оказании медицинской помощи в системе ОСМС субъектами здравоохранения используются лекарственные средства, медицинские изделия, специализированные лечебные продукты, иммунобиологические препараты, зарегистрированные в Республике Казахстан. Лекарственные средства должны быть включены в казахстанский национальный лекарственный формуляр.

Допускается применение не зарегистрированных в Республике Казахстан лекарственных средств, медицинских изделий для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента либо оказания медицинской помощи ограниченному контингенту пациентов с редкой и (или) особо тяжелой патологией в порядке, утвержденном уполномоченным органом, в соответствии с подпунктом 32) пункта 1 статьи 7 Кодекса.

ЧТО ОСТАНЕТСЯ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ?

Государство гарантирует бесплатную медицинскую помощь:

1) скорая медицинская помощь и санитарная авиация;

2) амбулаторно-поликлиническая помощь при социально значимых заболеваниях, заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, по перечню, определяемому уполномоченным органом, а также лицам, не имеющим права на медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании», включающая:

  • первичную медико-санитарную помощь;
  • консультативно-диагностическую помощь по направлению специалиста первичной медико-санитарной помощи и профильных специалистов;

3) стационарная помощь:

плановая стационарная помощь только при социально значимых заболеваниях, заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, по перечню, определяемому уполномоченным органом, – по направлению специалиста первичной медико-санитарной помощи или медицинской организации в рамках планируемого количества случаев госпитализации, определяемого уполномоченным органом;

  • по экстренным показаниям – вне зависимости от наличия направления;

4) стационарозамещающая помощь при социально значимых заболеваниях, заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, по перечню, определяемому уполномоченным органом, – по направлению специалиста первичной медико-санитарной помощи или медицинской организации;

5) Паллиативная помощь и сестринский уход;

6) Амбулаторное лекарственное обеспечение пациентам социально значимыми заболеваниями, и при заболеваниях, представляющих опасность для окружающих.

Если маленькому пациенту до 4-х лет, то родителю безоговорочно обязаны предоставить бесплатное спальное место и питание — за такие удобства больница получает полноценную оплату из фонда обязательного медицинского страхованияФото: Андрей КОПАЛОВ

Недавно «КП» рассказала историю одной из наших сотрудниц, которая столкнулась с невыносимыми условиями в больнице, куда легла вместе с маленьким сыном. Вместо кровати маме выделили обитую дермантином кушетку, о бесплатном питании и речи не шло, не говоря уже о доступе в нормальную душевую.

Какие права есть у родителей и других родственников, если ребенка кладут в больницу, и как нужно действовать на практике, чтобы избежать проблем либо решить их с наименьшими потерями времени и нервов — самые важные вопросы мы разобрали вместе с экспертами по здравоохранению и правам пациентов Всероссийского союза страховщиков. Напомним: сейчас страховые компании, выдающие нам полисы ОМС (обязательного медстрахования), по закону являются бесплатными медицинскими адвокатами пациентов.

1. В каких случаях взрослый может лечь в больницу вместе с ребенком?

— На этот вопрос прямо отвечает часть 3 статьи 51 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Можете процитировать ее в приемном отделении больницы:

«Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка».

То есть, взрослый вправе находиться в больнице, во-первых, независимо от возраста ребенка — вплоть до того, как юный пациент станет совершеннолетним (до 18-летия). Во-вторых, можно лечь в больницу вместе с ребенком на весь срок лечения.

2. Кто из членов семьи может находиться с ребенком в больнице?

— Как сказано выше, это может быть один из родителей — папа или мама, либо — иной член семьи. Исходя из законодательства, кроме родителей к членам семьи относятся также бабушки-дедушки, братья-сестры и дяди-тети ребенка. «Иные законные представители» — это приемные родители, опекуны или попечители ребенка.

3. Что полагается взрослому, который ложится в больницу вместе с ребенком?

— Если маленькому пациенту до 4-х лет, то родителю безоговорочно обязаны предоставить бесплатное спальное место и питание — за такие удобства больница получает полноценную оплату из фонда обязательного медицинского страхования, — поясняет эксперт Всероссийского союза страховщиков Алексей Березников. Причем, под спальным место подразумевается отдельная нормальная кровать с постельным бельем, а не голая кушетка.

Если ребенок старше 4-х лет, то маме или папе гарантируется бесплатное спальное место и питание при условии, что есть медпоказания для совместной госпитализации (пункт 4 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»). То есть, если лечащий врач решит, что для маленького пациента действительно необходимо, чтобы кто-то из родителей находился с ним круглосуточно.

— Увы, в нашем законодательстве сегодня нет критериев для принятия такого решения, — предупреждает председатель Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе, доктор медицинских наук, эксперт Всероссийского союза страховщиков Алексей Старченко. — Все отдается на усмотрение лечащему врачу. Если он считает, что ваше присутствие при лечении ребенка не требуется (соответственно, это лишает вас права на бесплатную кровать и питание — за это придется платить из своего кошелька. — Авт.), то вы можете сразу написать заявление главврачу и привести свои аргументы: почему совместное пребывание с ребенком действительно необходимо. Например, можно указать, что у ребенка гипертермия (очень высокая температура), приступы сильного кашля, поэтому требуется круглосуточно быть рядом и, в соответствии с законом, полагаются отдельное спальное место и питание бесплатно.

НА ЗАМЕТКУ

Региональные власти вправе расширять медицинские гарантии для родителей с детьми. В частности, может быть предусмотрено, что бесплатное спальное место и питание безоговорочно (то есть даже если нет медпоказаний для совместной госпитализации) предоставляются не до 4, а, скажем, 5 или 6-летнего возраста ребенка. Узнать, есть ли такие условия у вас в регионе, вы можете в страховой компании, выдавшей вам полис ОМС. Обратите внимание: расширять общее правило — о предоставлении бесплатного спального места родителю ребенка до 4-х лет — регионы вправе, а вот урезать его, сокращая возраст ребенка, например, до 2-х лет, категорически не допускается, подчеркивает Алексей Березников.

4. Что делать, если в больнице отказываются создать вам нормальные условия вопреки закону?

В таких случаях можно сразу сигналить в три инстанции:

— на «горячую линию» Министерства/департамента/комитета здравоохранения вашего региона;

— в страховую компанию, выдавшую полис ОМС (обязательного медстрахования);

— в прокуратуру.

5. Как оплачивается больничный лист родителю, который лежит в больнице вместе с ребенком?

Как поясняют в Фонде социального страхования (это ведомство отвечает за оплату больничных листов у нас в стране), срок оплаты листка нетрудоспособности по уходу за ребенком зависит от возраста маленького пациента.

— Если малыш младше 7 лет, то оплачивается до 60 календарных дней больничного в год (включая как стационарное, так и амбулаторное лечение ребенка, то есть и в больнице, и на дому).

— Если ребенку от 7 до 15 лет, оплачивается до 15 календарных дней по каждому случаю заболевания, но всего не больше 45 дней в год.

— Если ребенок старше 15 лет, то оплачивается до 7 календарных дней по каждому случаю и максимум 30 дней в год.

Эти лимиты повышаются в случае инвалидности ребенка, при тяжелых заболеваниях (онкология, ВИЧ и др.).

Важно: воспользоваться лимитом вправе каждый из родителей по отдельности: то есть 60 дней в году с малышом на оплачиваемом бюллетене может отсидеть мама и столько же — папа. А если детей в семье несколько, то лимит действует отдельно на каждого ребенка.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Родителям нельзя брать на себя роль врачей, а Минздраву нужно ввести четкие правила решения важных вопросов

— Когда родитель ложится в больницу вместе с ребенком, возникает как минимум три вида последствий, — говорит председатель Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе, доктор медицинских наук, эксперт Всероссийского союза страховщиков Алексей Старченко. — С одной стороны, это, безусловно дисциплинирующий фактор для медперсонала. С другой стороны, родители могут помешать нормальному лечению и даже причинить вред, сами того не желая. Например, известен случай, когда мама пришла в реанимацию к сыну после тяжелой операции, попыталась накормить его в обход желудочного зонда, и он умер.

Поэтому, оказываясь в больнице вместе с ребенком, нужно обязательно выполнять назначения врачей. А если вам кажется, что доктор что-то делает неправильно, обращайтесь опять же к профессионалам — другим врачам или в страховую медицинскую организацию, выдавшую вам полис ОМС.

Наконец, третий важный момент заключается в том, что излишняя активность и даже забота родителя о своем ребенке при совместном пребывании в общей палате, к сожалению, может стать сильным психотравмирующим фактором для других маленьких пациентов, которых родственники навещают гораздо реже. Об этом тоже не стоит забывать — нужно постараться вести себя разумно, не причиняя моральный вред окружающим в стремлении помочь собственному ребенку.

И еще я хотел бы обратиться к Минздраву. Многие конфликтные ситуации, в том числе между родителями и медперсоналом, возникают из-за того, что сегодня важные вопросы не урегулированы в нормативных актах. Так, до сих пор нет приказа о правилах и условиях доступа родственников пациентов в реанимацию, о посещении инфекционных отделений больниц, о критериях, по которым определяются медпоказания для совместного пребывания взрослого в больнице с ребенком. Очень важно, чтобы представители ведомства обратили внимание на разработку таких документов — их появление поможет избежать многих споров, необоснованных нападок на медиков и лишних нервотрепок для родителей больных детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *