Медный змий картина сюжет

1841 г., холст, масло
Фёдор Антонович Бруни, «Медный Змий».

Это масштабное полотно (размер оригинала пять с половиной на восемь с половиной метров) иллюстрирует известный эпизод Ветхого завета. После освобождения народа иудейского из египетского плена Моисей повёл спасённых через безводную пустыню, где скитались они сорок лет. Долгие странствия и лишения привели к утрате людьми веры в способность Моисея вывести их в благодатные края. И тогда разгневанный Господь ниспослал на них кару — дождь из ядовитых змей, сеявший мучительную смерть. Напуганные люди взмолились о прощении, и Моисей, следуя слову божьему, поместил на штандарт медного змия, чтобы каждый, взглянувший на него с раскаянием и истиной верой в спасение через Господа, оставался жить.
Фёдор Антонович задумал эту картину уже будучи признанным художником, а её создание затянулось на 15 лет. Бруни работал над ней в Италии, с перерывом на два года, когда ему пришлось вернуться в Петербург для преподавания в Академии художеств. Однако необходимость продолжить начатую работу заставила его в 1838 году вновь уехать в Италию. Ради этого Фёдор Антонович даже прервал свою работу по росписи Исаакиевского собора, а в своё оправдание в специальном послании государю Николаю I приводил такие аргументы: «В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь необходимых для завершения полотна».
Впервые картина стала доступна итальянскому зрителю в 1841 году. Вскоре «Медный змий» был доставлен пароходом в Петербург, где вызвал ожесточённые споры, но вместе с тем имел ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова.
Как и картина Брюллова, полотно «Медный змий» построено по принципам романтизма. Здесь отсутствует главный герой как таковой — его роль играет толпа на переднем плане, охваченная страхом неотвратимой гибели и надеждой на спасение.
Библейский сюжет не получил у художника однозначного толкования. В изображении страдания народа можно увидеть одновременно и осуждение жестокости библейского бога и неприятие бунта. В то же время становится очевидным, что сам Бруни видел выход только в покорности Божественной воле.
Бесспорно мастерство живописца, сумевшего построить на громадном полотне выразительную многофигурную композицию. Холодно-голубые, тускло-зеленые и серо-коричневые тона подчинены драматизму сюжета, а налёт некоторой экзальтированности воздействует на воображение зрителей.
В 2003 году была завершена многолетняя реставрация знаменитой картины. В частности, она была освобождена от многочисленных слоёв потемневшего лака, скрывавшего многие детали. Так, например, на заднем плане обнаружилось ранее неразличимое изображение скинии — походного храма, в котором древние иудеи хранили Ковчег Завета.

Если Вы хотите заказать уникальную высококачественную репродукцию картины, выполненную на полотне, имитирующем живописный холст, обращайтесь к руководителю проекта Арт-Тур Александру фон Бушу по телефону +7-903-7204775.

Продолжая путь по пустыне, народ снова начал малодушествовать и роптать на Бога и против Моисея: «Зачем вывели вы нас из Египта, чтобы умереть нам в пустыне? Ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища». За этот ропот Господь послал на народ ядовитых змей, которые жалили людей, и они умирали. Тогда многие пришли к Моисею и сказали: «Согрешили мы, когда говорили против Господа и против тебя. Помолись Господу, чтобы Он удалил от нас змеев». Моисей стал молиться о народе, и Господь ответил ему: «Сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив». Моисей сделал большого медного змея и выставил его перед всеми. Когда ужаленный змеей человек смотрел на медного змея, то он не умирал. Как важно верить всему тому, что говорит Господь! Хотя нам кажется, что невозможно получить исцеление от укуса змеи, только посмотрев на искусственного змея, но когда Сам Бог говорит об этом, это значит, что Он указывает нам единственный путь к спасению. Это был пример для нас. От укуса и жала греха мы также можем избавиться, взглянув на распятого за нас Иисуса Христа и приняв Его в наше сердце.

Читайте более подробно: Числа 21:4-9.

На природных территориях столицы можно встретить два аборигенных вида змей — ужа и гадюку. Об этом предупреждают специалисты «Мосприроды».

Обыкновенный уж

Ужи и гадюки занесены в Красную книгу Москвы. Вторая категория редкости присвоена обыкновенным ужам. Их можно встретить на 16 природных территориях столицы, среди которых парк музея-усадьбы «Царицыно», природно-исторические парки «Измайлово», «Битцевский лес», «Москворецкий» и «Серебряный бор».

Ужи абсолютно безопасны для человека. Они отлично плавают и любят находиться рядом с водоемами, питаются лягушками, мышами и очень редко рыбой. Их естественные враги — хищные птицы и некоторые млекопитающие.

Зачастую у ужей по бокам головы могут быть характерные ярко-желтые пятна. Длина их тела может достигать 1,5 метра. Голова овальная, переход к туловищу почти не читается, зрачок глаз всегда округлый. Встречаются ужи с рисунком на спине.

Обыкновенная гадюка

Первая категория редкости присвоена обыкновенной гадюке, поэтому возможность встретить ее крайне невелика. Как правило, змеи этого вида обитают в Троицком и Новомосковском округах.

Гадюка питается мелкими животными, в основном мышевидными грызунами, но птицы, лягушки и ящерицы тоже входят в ее рацион. Змея часто прячется под корнями деревьев и в других укрытиях.

Длина тела гадюки — около 70 сантиметров, вдоль спины может быть зигзагообразный рисунок из темных ромбов. Голова ближе к треугольной форме и менее плавно переходит в туловище.

Не приближаться и не трогать

Многие путают ужей с гадюками, которые не так безобидны. Гадюки ядовиты, но их яд смертелен для людей в очень редких случаях.

Как вести себя при встрече со змеей в лесу

Практически ни одна змея не будет атаковать человека первой. Более того, она сама постарается уползти от опасности подальше.

Специалисты Мосприроды рекомендуют не приближаться к змее, не делать резких движений, не пугать и не трогать ее. Во время прогулки на природных территориях следует внимательно смотреть под ноги, а если вы собираетесь ходить по лесу, следует надеть высокую и плотную обувь.

Обнаружив змею во дворе или в помещении, необходимо позвонить в общегородской контакт-центр по телефону: +7 (495) 777-77-77.

В случае опасности ужи шипят, делают выпады в сторону, притворяются мертвыми. Кусают они в исключительных случаях. Гадюка же при опасности сворачивает тело, угрожающе шипит и совершает броски. Кусает редко, в основном это тот случай, когда человек наступает на нее либо игнорирует агрессивное поведение и сокращает дистанцию.

Если вас укусила гадюка, переместитесь в тень, наложите давящую повязку (но не жгут), пейте много воды, уменьшите нагрузку на конечность и немедленно обратитесь к врачу.

Колоссальная по размеру картина, исполненная сумрачного романтического пафоса, – одно из последних наиболее значительных полотен академического искусства эпохи классицизма, работа над которым шла в течение долгих лет. Художник основывался на сюжете, взятом из Ветхого Завета.

Народ израильский, скитаясь по пустыне, возроптал на Бога и Моисея: «Зачем вывели Вы нас из Египта, чтобы умереть нам в пустыне? Ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта пища». Разгневанный Господь насылает ядовитых змей, которые жалят людей, производя ужас и опустошение вокруг. Израильтяне обращаются к Моисею, признавая, что согрешили против Господа, и молят об избавлении от напасти. Яхве говорит Моисею: «Сделай Медного змия, выставь его, чтобы всякий, кого ужалят, взглянув на него, оставался жив». Таким образом Моисей избавляет народ от погибели.

Художник индивидуализировал образы и разбил повествование на ряд разнообразных сцен. Через всю картину проходит одно общее движение, оправданное смыслом сюжета: справа налево к столбу с изваянием змия. Это движение позволяет достичь единства впечатления от гигантского многофигурного полотна. В свое время картина была так же популярна, как и «Последний день Помпеи» К. П. Брюллова.

РЕКОМЕНДУЕМ

МОИСЕЙ. Библейский сюжет (студия «Неофит»)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *