Цель урока: систематизация сведений об обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами; отработка умения правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств.
I. Проверка домашнего задания.
II. Работа с таблицами.
Известно, что составление таблиц обобщающего характера — один из приемов, помогающих приводить в систему знания по разделу, теме.
Работа над составлением данной таблицы строится так: учащиеся вспоминают правило обособления (необособления) обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом; примеры, подтверждающие положения правила, записываются и анализируются; графически объясняется постановка знаков препинания. Таблица записывается в раздел ученического словаря.
Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами |
|
Обособляются: 1) одиночные деепричастия и деепричастные обороты независимо от их места в предложении: 2) деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или противительного союза (его можно оторвать от союза и перенести в другую часть предложения): Каштанка, вскочив, присела на все четыре лапы и, протягивая к коту морду, залилась громким лаем. (А. Чехов.) Собрав последние остатки сил, мы потащились к станции, но, не дойдя до нее, сели отдыхать на шпалы. (В. Арсеньев.) |
Не обособляются: 1) одиночные деепричастия, если они стоят после сказуемого в конце предложения и являются обстоятельством образа действия: Он шел прихрамывая; 2) одиночные деепричастия, близкие по функции к наречиям (лежа, сидя, стоя, нехотя и др.): Читать лежа вредно; 3) деепричастный оборот, одиночное деепричастие, стоящие после союза а: Дядя Яков любовно настраивал гитару, а настроив, говорил одни и те же слова. (М. Горьки й.) Медвежата согрелись и сразу уснули, а проснувшись утром, стали знакомиться с обстановкой комнаты; 4) деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические обороты (сломя голову, спустя рукава, не мудрствуя лукаво, не покладая рук, не переводя дыхания, положив руку на сердце, затаив дыхание, очертя голову и др.): Они слушали его рассказ затаив дыхание. |
Два деепричастных оборота, соединенные неповторяющимся союзом и, запятой не разделяются, если относятся к одному члену предложения: Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны, поднимается выше и выше запоздалое солнце весны. (Н. Заболоцкий.)
Ср.: Дрожа, волки поднимались, трусили между деревьев, стряхивая с кустов себе на спины серебряный иней, и, выбежав на опушку, шли гуськом через поле к овинам. (И. Соколов-Микитов.)
III. Запись предложений с объяснением постановки знаков препинания.
1) Павел приезжал все реже, а приезжая, не задерживался. (В. Распутин.) 2) Щенок с веселым лаем выскочил на улицу, но, испугавшись нас, замолк и спрятался под крыльцо. 3) Реки шумно текут в горах, а выйдя на равнину, умолкают.
IV. Самостоятельная работа.
Упр. 332.
Домашнее задание: упр. 334; выписать в ученический словарь слова из рамочек § 29, 30, запомнить их написание.
Как это ни удивительно, но у самых известных детских стихов — самое туманное происхождение. Вот «Сиротка» — это стихотворение знали наизусть все дети во времена Достоевского и Толстого.
Вечер был; сверкали
звезды;
На дворе мороз трещал;
Шел по улице малютка,
Посинел и весь дрожал…
Эти жалостливые строки, написанные в 1843 году, неожиданно воскресли в самом популярном фильме 1970-х годов «Ирония судьбы, или С легким паром». Очевидно, ничто другое не могло передать горькое чувство безысходности и одиночества, которое охватило Ипполита, оказавшегося за порогом того дома, где он надеялся обрести счастье. Помните? «Приютили, обобрали, обогрели…»
Евгения Оскаровна Путилова установила имя автора «Сиротки»: Карл Александрович Петерсон. Он был скромным человеком. Под своими стихами в детском журнале «Звездочка» ставил лишь инициалы. Не сохранилось ни одного его портрета.
Петерсон состоял помощником надзирателя студентов Московского университета, служил по министерству имуществ в Петербурге, некоторое время управлял Никитским ботаническим садом в Крыму. Переводил Шиллера и Гейне, написал роман «Любовь пятнадцатилетней девушки».
А стихотворение «Сиротка» при первой публикации называлось «Молитва». В его последних строках маленький мальчик обретает теплый дом:
Бог и птичку в поле
кормит,
И кропит росой цветок,
Бесприютного сиротку
Также не оставит Бог!
А вот еще одна история. 150 лет назад вышло в свет «Родное слово» Константина Дмитриевича Ушинского, где впервые были опубликованы всем сегодня знакомые строки:
Дети! В школу
собирайтесь, —
Петушок пропел давно!
Попроворней одевайтесь,
Смотрит солнышко
в окно!
Подписи под стихами не было, и многие решили, что они принадлежат самому великому педагогу. Благодаря Евгении Путиловой имя автора теперь известно: Лев Николаевич Модзалевский. В пору выхода «Родного слова» ему было всего 27 лет, он преподавал русскую словесность в Смольном институте.
Много лет Модзалевский прожил в Грузии. В Тифлисе он открыл восемь школ, был директором женской гимназии. Одним из первых в России Лев Модзалевский стал заниматься воспитанием и образованием глухонемых детей.
Вот еще одно его чудесное стихотворение:
Слети к нам, тихий
вечер,
На мирные поля!
Тебе поем мы песню,
Вечерняя заря.
Темнеет уж в долине
И ночи близок час;
На маковке березы
Последний луч угас.
Как тихо всюду стало,
Как воздух охладел!
И в сонной роще
Громко уж соловей
запел.
Поиски авторов некоторых классических детских стихотворений продолжаются до сих пор. Так, к примеру, есть лишь догадки о том, кто в середине ХIХ века переложил на русский язык немецкие истории о Штрувельпетере, превратившемся у нас в Степку-Растрепку.
Вы встречали человека
В шубке,
С шарфом за спиной?
Небольшого человека
С карамелькой за щекой?
Развевает чёлку ветер,
Вздёрнут нос его слегка,
А в глазах задорных светят
Два задорных огонька.
Заметает все тропинки
Вьюга вдоль и поперёк –
Тают лёгкие снежинки,
Чуть коснутся жарких щёк.
Он шагает с папой рядом
По хрустящему снежку:
— Поторапливаться надо! –
Говорит отец сынку.
Поспевает сын едва:
Папа –
шаг,
Сынишка –
два.
Только вышли к повороту –
Повстречался папин брат:
— Вы куда?
— Мы на работу! –
Папа с сыном говорят.
Вместе вышли на Лесную,
Вместе входят в проходную.
Говорит отец:
— Ну что ж,
Сам теперь, сынок, дойдешь?
Постояли,
Попрощались
На морозе у дверей
И до вечера расстались:
Папа –
в цех,
В детсад –
Андрей.
***
Чтобы люди не скользили,
Дворник лёд скребёт скребком,
Чтобы смело проходили,
Посыпает двор песком.
Льда и снега очень много,
Не спеша скребок шуршит,
Но Андрейка на подмогу
С ребятишками спешит.
Он мороз встречает смело,
У него лицо горит,
Потому что он без дела
Ни минуты не сидит.
Стал он снег сгребать лопатой –
Скинул варежки долой.
Собираются ребята,
Кто с лопатой,
Кто с метлой.
Как взялись они за дело,
Как работа закипела!
Валят снег в большую груду,
Звонкий складывают лёд.
Снег давно прошёл повсюду,
Только здесь метель метет.
Здесь работы много было –
Проходите без помех!
Даже снега не хватило
В нашем дворике на всех.
***
У мальчонки-невелички
Потерялись рукавички.
Дал Андрей ему свои:
— На, возьми пока мои!
Обнял мальчика рукою,
Говорит ему:
— Пойдем!
Рукавички мы с тобою
Обязательно найдем!
***
У ребят сломались санки.
Все притихли –
Как тут быть?
Собирайте
рейки,
планки –
Надо санки починить!
Встал Андрейка на колено,
Стал он гвоздь вбивать поленом,
Но не слушается гвоздь:
Он идет
то вкривь,
то вкось.
Не прибить Андрею рейки –
Плохи, стало быть, дела.
Нина Павловна к Андрейке
Незаметно подошла.
— Не беда! – она сказала,
Молоток большой достала.
Взял Андрейка молоток,
Молоток ему помог.
Гвозди вбиты,
Всё готово –
Санки с горки мчатся снова.