МЕГАЛИТИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ — археологические культуры, одним из ярких признаков которых является наличие мегалитов.
Термин чаще применяется к культурам неолита и бронзового века Европы, в связи с изучением которых он появился, хотя такие культуры известны значительно шире. Активное использование этого термина обусловлено появлением многочисленных, но слабо аргументированных, гипотез о наличии особых центров мегалитических культур, миграциях строителей мегалитических сооружений на огромные расстояния и т. п. Многие учёные избегают термина «мегалитические культуры» как слишком неопределённого.
К одной из древнейших зон мегалитических культур относят Западное Средиземноморье и Пиренейский полуостров. С неолита здесь известны погребальные сооружения, высеченные в скалах, ставшие, по-видимому, прототипами могил в виде дольменов и каменных ящиков. В энеолите появляются коридорные гробницы с камерами со ступенчатым сводом (Лос-Мильярес и другие культуры) и другие сложные могилы, включающие мегалитические конструкции. Есть и непогребальные мегалитические памятники, например «храмы» на острове Мальта (комплексы из крупных камней, включающие помещения в виде лепестков, соединённых «стеблем» из коридоров и окружённых общей стеной). На Балеарских островах, например, мегалиты представлены таулами (каменный столб, иногда 2-3, перекрытый плитой), по 1-3 на поселении, и наветасами («кораблик») — гробницами из камней, сложенных в виде лодки.
Севернее Западного Средиземноморья к мегалитическим культурам относят культуры Шассе, Сены-Уазы- Марны и др., для которых характерны погребения в дольменах, цистах, крытых галереях, естественных и искусственных пещерах. Для «мегалитической культуры Бретани» показательны дольмены с коридорами, круглые гробницы с ложным сводом и др. могилы, иногда из нескольких камер, с изогнутым коридором, и т. п., некоторые плиты имеют врезные орнаменты или форму схематичных скульптур; многочисленны менгиры, в т. ч. комплексы, например, Карнак, Кермарио (более 1000 менгиров в 10 рядов на площади 100×1120 м) и др.
На Британских островах известны хенджи (округлые пространства до 500 м в диаметре, окружённые валом и внутренним рвом), внутри которых расположены мегалиты (Эйвбери, диаметр 350 м, с 2 кольцами камней и аллеей менгиров, ведущей к др. хенджу; Стонхендж и др.), дольмены, крытые галереи и др. Мегалитические гробницы характерны и для западных групп (от Пиренейского полуострова до Британских островов) колоколовидных кубков культуры. На территории от Южной Швеции до Голландии и Северной Германии мегалиты представлены типами, известными юго-западнее, хотя и связаны с др. культурами, например воронковидных кубков культурой (мегалиты появились на её среднем этапе и не во всех локальных группах).
Мегалитические цисты есть в шаровидных амфор культуре, но это не основной тип погребальных сооружений. В среднем бронзовом веке строительство мегалитических сооружений на большей части Европы прекращается, хотя местами продолжалось до раннего железного века, например Нью-Грейндж на территории Ирландии (курган диаметром 60 м, с плотно поставленными камнями по краю, каменными дромосом и могилой с ложным сводом; многие плиты украшены спиралями, ромбами и т. д.). Каменные пирамидки, валуны на подставках и т. п., называемые сейдами, распространены на территории Карелии и Кольского полуострова и по настоящее время почитаются саамами. Мегалит, сходный по конструкции с сейдами, найден в Тульской области (Конь-Камень, вес около 20 тон).
К древнейшим зонам распространения мегалитов и мегалитических сооружений относится Ближнй Восток (Невалы-Чори, Чайоню, Телль Абра и др. памятники докерамического неолита); ранними фазами неолита в Северо-Восточной Африке датируется комплекс в Набта-Плая. Эти традиции прерываются; новые — принадлежат здесь уже эпохе становления и существования государств. На Кавказе к кругу мегалитических культур общепризнанно относится дольменная культура.
В бронзовом и раннем железном веках на территории Кореи, Северо-Восточного Китая, Японии известны менгиры, дольмены нескольких типов и др. мегалиты. Каменные «лунные» столбы на восточном побережье Тайваня связывают с культурой Бэйнань (3500-2300 лет назад). «Поля менгиров» есть в северо-западных районах Тибета. В Центр.альной и Южной части полуострова Индостан для раннего железного века выделяют «культуру мегалитов», названную по могилам с массивными каменными конструкциями типа цист (Брахмагири и др.).
В Юго-Восточной Азии мегалиты относятся в основном к бронзовому и раннему железному векам, хотя некоторые исследователи предполагают их появление в неолите. На севере Лаоса известны стоящие тонкие сланцевые плиты высотой до 3 м, аналогичные плиты покрывали погребальные камеры или лежали на их полу. В Долине кувшинов (Центральный Лаос) сохранились каменные сосуды, напоминающие кувшины (средняя высота и диаметр 1,5 м, крупнейший до 3 м в диаметре, массой 14 т), «диски» (иногда сложных очертаний). Зона в Лаосе резко отличается от соседних культур, где мегалиты неизвестны. Грубые кувшины (чаще — валуны с углублениями) и «камни для сидения» (плоские сверху, подпёртые более мелкими камнями) есть в горах Кочар на северо-востоке Индостана.
Каменные кувшины и «диски», статуи, изображающие людей, с проработанными деталями убора, подчёркнутыми гениталиями, известны в центральной части острова Сулавеси. На плато Пасемах (юг острова Суматра) известны каменные блоки с углублениями; уникальные блоки с рельефными изображениями людей в шлемах и др. деталями убора, со слонами; аллеи каменных столбов; плитовые могилы. Каменные «сиденья», алтари, дольмены, менгиры распространены на Яве и др. островах Индонезии; некоторые мегалитические сооружения создавались вплоть до этнографических времени (например, у ниасцев).
В Меланезии круги, прямоугольники, ряды сравнительно невысоких стоящих камней связаны с могильниками, иногда вторичные погребения перекрыты конструкциями, напоминающими дольмены. На островах Фиджи длинные каменные коридоры с перегородками использовали в обрядах инициации. Ряды каменных плит есть на острове Новая Каледония. На острове Тонга сохранились стоящие коралловые блоки, в т. ч. пара с перекрытием. На Маркизских островах туфовые скульптуры сидящих людей (высотой до 2,5 м) на платформах связаны со святилищами. В Центральной Полинезии стоящие камни воплощают духов предков, с которыми можно общаться касаясь руками. Особую известность получили т. н. моаи с острова Пасхи: туфовые бюсты со сложенными под грудью руками и отдельно изготовленными головными уборами. Там насчитывают более 600 скульптур, датируемых около 1200-1500 года, в т. ч. около 150 незаконченных. Бюсты устанавливали на каменные площадки святилищ, самый большой имеет высоту 11,5 м и вес около 100 т (одна из незаконченных скульптур, оставшаяся в каменоломне, имеет длину 20 м).
Комплексы из крупных валунов на территории Северо-Востока США предположительно связаны с культурами архаического периода (смотрите Индейцы). Выложенные из камня арки, башни, круги (т. н. инуксуит) на территории Канады и Аляски созданы инуитами и др. народами арктической зоны до прихода европейцев; эти сооружения рассматривались как жилище духов, но имели и практическое значение (навигационные знаки, хранилища). В Южной Америке преобладают циклопические сооружения; в амазонской сельве (Калсуэни, штат Амапа, Бразилия) исследован кромлех из 127 гранитных блоков, названный «Тропический Стонхендж» (датировка — до 2000 лет назад).
В Африке южнее Сахары мегалитов немного. Широкую известность получили Зимбабве и подобные комплексы; кольца из столбиков латерита известны на средневековых могильниках на территории Сенегала и Гамбии. В Австралии (Вурди Юан, штат Виктория) найдена выкладка из небольших камней, хотя их общий вес составляет 23 т. Каменные насыпи и круги есть в Новой Зеландии (Пукетапу).
Что такое мегалитическое искусство? Мегалитическое искусство является четвертым основным видом доисторического искусства, после (1) петроглифов, (2) наскальной живописи и (3) резьбы по слоновой кости и других примитивных скульптур. Мегалиты (крупные камни – также известные как петроформы) использовались для создания циклопических памятников каменного века, преимущественно в эпоху неолита. Этими памятниками были в основном погребальные камеры, портальные гробницы (дольмены), проходные гробницы (Ньюгрейндж) и галерейные могилы (Цюшенский каменный сундук, Гессен), хотя другие мегалитические сооружения включали в себя «выравнивания» (расположения) отдельных вертикальных камней, называемых менгирами (Carnac, Бретань) и каменные круги (Стоунхендж, Великобритания) и святилища (Гобекли Тепе, Турция). Мегалитическое искусство охватывает любую художественную деятельность, включающую использование больших камней, в частности резьбу, рельефную скульптуру и, конечно, мегалитическую архитектуру. Сюда не входят переносные произведения искусства, найденные в непосредственной близости от мегалитов, такие как керамика, виды резьбы по слоновой кости или резьбы по дереву и так далее. Мегалитические дизайнерские работы появились по всей Западной Европе в эпоху неолитического искусства, хотя, что любопытно, они сосредоточены на окраинах континента, в Ирландии (долина Бойн), Бретани (Гавринис, Карнак, Барненес), Иберии, Балеарских островах, Сардинии, Корсика и Мальта. Помимо некоторых исключительных открытий в эпоху мезолита, мегалитическое искусство началось в неолите и продолжалось в бронзовый и халколитический периоды. В этой статье (за исключением Gobekli Tepe в Турции) мы сосредоточимся на мегалитическом искусстве в Европе.
Мегалиты (от греч. — большой камень) — доисторические сооружения из больших блоков. В предельном случае это один модуль (менгир). Термин не является строго научным, поэтому под определение мегалитов и мегалитических сооружений подпадает достаточно расплывчатая группа строений. Как правило они относятся к дописьменной эпохе данной местности.
Мегалиты распространены во всём мире преимущественно в приморских областях. В Европе они в основном датируются эпохой энеолита и бронзового века (3—2 тыс. до н. э.), за исключением Англии, где мегалиты относятся к эпохе неолита. Мегалитические памятники особенно многочисленны и разнообразны в Бретани. Также большое число мегалитов встречается на средиземноморском побережье Испании, в Португалии, части Франции, на западном побережье Англии, в Ирландии, Дании, на южном побережье Швеции и в Израиле. В начале XX века было распространено мнение, что все мегалиты принадлежали к одной глобальной мегалитической культуре, но современные исследования и методы датировки опровергают это предположение.
Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они, по мнению некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Есть и другие мнения. По-видимому, мегалиты — общинные сооружения (функция — социализирующая). Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей. Некоторые мегалитические сооружения, как, например, комплекс из более 3000 камней в Карнаке (Бретань) Франция, представляли собой важные церемониальные центры, связанные с культом мёртвых. Другие комплексы мегалитов использовались для определения времени астрономических событий, таких как солнцестояние и равноденствие. В районе Набта-Плайя в нубийской пустыне было найдено мегалитическое сооружение, служившее для астрономических целей. Это сооружение на 1000 лет старше Стоунхенджа, который также считается своеобразной доисторической обсерваторией.
Типы мегалитических сооружений:
- менгир — одиночный вертикально стоящий камень
- кромлех — группа менгиров, образующая круг или полукруг
- дольмен — сооружение из огромного камня, поставленного на несколько других камней
- таула — каменное сооружение в форме буквы «Т»
- трилит — сооружение из каменной глыбы, установленной на два вертикально стоящих камня
- сейд — в том числе сооружение из камня
- каирн — каменный курган с одним или несколькими помещениями
- крытая галерея
- лодкообразная могила