Механистический материализм в философии

В древней Греции: Демокрит,

В немецкой классической философии : Фейербах,

В русской философии: Ломоносов, Герцен, Чернышевский.

В русском космизме: Циолковский, Вернадский.

.Материализм метафизический – учение, в котором признаётся первичность материи, но отрицается развитие и взаимосвязь материальных объектов.

Материализм диалектический – учение, в котором признаётся не только первичность материи, но и развитие, и взаимосвязь материальных объектов. Основатели: Маркс, Энгельс.

Материализм диалектический = материалистическая диалектика.

Материализм созерцательный – учение, в котором познание материальных объектов понимается как результат их пассивного созерцания.

Материализм вульгарный – учение, согласно которому сознание это вид материи: «Мозг выделяет сознание, как печень – желчь»

Материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях (Ленин).

Механическая (Ньютоновская)картина мира базировалась на понятиях неделимой корпускулы, абсолютного пространства и времени, бесконечной скорости движения, непрерывности и др.

Мифологическая картина мира характеризуется антропоморфизмом (наделением природы человекоподобными существами, перенесением на природу человеческих свойств).

Монизм – учение, в котором за первичное признаётся только одно первоначало: либо материальное, либо духовное. Материализм = материалистический монизм. Идеализм = идеалистический монизм.

Монотеизм – учение, согласно которому существует только один Бог (единобожие). ( Христианство и ислам — монотеистические религии)

Мировоззрение – это система знаний о мире и месте человека в нём.

Натурфилософия – это философия природы, умозрительное знание о природе без опоры на опытное естествознание.

Номинализм – направление в средневековой философии, согласно которому универсалии (общие понятия) реально не существуют, поскольку являются только формами мысли. Номинализм – проявление материализма.

Мнение – взгляд личности на что-либо.

Моделирование – изучение объекта посредством замещения его моделью – физической или идеальной.

Наблюдение – это восприятие объекта в естественных условиях, которые субъект не может контролировать и воспроизводить.

Наука возникла в 16 – 17 вв.

Научная революция – процесс вытеснения старой парадигмы и замены ее новой.

Научно-техническая революция – качественные изменения в технике и технологии 20 в.

Ненаучные формы познания: паранаука, лженаука.

Носитель познавательной активности – субъект (не индивид, а общество.)

Общество – это надприродная, надиндивидуальная общность людей, являющаяся результатом их совместной деятельности. Сферы общества: материально-производственная, социальная, политическая, духовная.

Онтология – учение о бытии.

«Осевое время» — время, с которого началась история человечества (Ясперс)

Отчуждение – существует тогда , когда результаты человеческой деятельности отделились от него и стали господствовать над ним.

Пантеизм – учение, в котором Бог отождествляется с природой . » Бог как бы растворён в природе». Представитель – Спи ноза (17 в.), Гегель (19 в.)

Патристика – философская деятельность Отцов церкви – первый этап средневековой философии ( II– VIII вв.).(Августин)

Персонализм (Мунье, Райт) имеет два направления: персонализм атеистический – учение о человеческой личности как высшей ценности. Личность проявляет себя в самостоятельной позиции и в творчестве. Персонализм религиозный – учение, согласно которому мир – это проявление творческой активности Бога как высшей личности.

Плюрализм – учение, согласно которому за первичное принимается множество первоначал (монадология Лейбница, атомизм Демокрита).

Позитивизм – философия науки. Основатель Конт, представитель Спенсер. В своём развитии позитивизм прошёл три этапа: 1) собственно позитивизм (XIX в.), 2) неопозитивизм (XX в.), 3) постпозитивизм (XX в). Главная проблема: какое знание следует считать положительным (позитивным).

Согласно позитивизму (1 этап), позитивным является только научное знание. Философское знание таковым не является (Конт).

Согласно неопозитивизму, или логическому позитивизму, позитивным является то научное знание, которое соответствует правилам логики (Рассел, Витгенштейн). Принцип (метод) верификации.

Согласно постпозитивизму, позитивным является то знание, в котором принципиально можно обнаружить ошибку. (Поппер). Принцип (метод) фальсификации.

Познание – это отражение действительности в сознании человека ( диалектический материализм).

Покой – это момент движения.

Политеизм – многобожие. Буддизм – политеистическая религия.

Понятие – это единица мысли, отражающая существенные признаки в форме слова.

Прагматизм – учение, согласно которому философия должна помочь человеку добиться успеха в различных жизненных ситуациях. То знание истинно, которое помогает достичь успеха в практике. (Пирс, Джемс, Дьюи).

Провиденциализм – учение о божественном предначертании исторического процесса, о предопределённости событий природы и общества.

Предположение – недоказанное знание.

Принцип коэволюции – принцип согласованного развития общества и природы.

Природа- не созданная человеком часть материального мира.

Пространство – это порядок расположения объектов, время – порядок их изменения.

Пространство – многомерно, однородно, изотропно.

Развитие – направленное качественное изменение объектов.

Рационализм – учение, согласно которому главную роль в познании играет разум (рацио – разум). Основатель – Декарт.

Рациональное познание, или абстрактное мышление – это отражение существенных, фундаментальных, глубинных свойств объекта, не воспринимаемых органами чувств.

Формы рационального познания (логического мышления): понятие, суждение, умозаключение.

Религиозная картина мира характеризуется принципом творения и удвоения мира (на земной и потусторонний).

Реализм – направление в средневековой философии, согласно которому реально существуют только универсалии (всеобщие понятия).

Релятивизм – учение, которое отрицает объективную истину, поскольку всё относительно.

Самоорганизация системы – это её способность видоизменять свою структуру.

Сенсуализм – учение, согласно которому главную роль в познании играют чувства (сенс – чувства). «Нет ничего в разуме,

чего бы не было в чувствах».

Синергетика – наука о самоорганизации систем (Пригожин)

Синтез – метод познания объекта посредством объединения его частей в единое целое.

Система – дифференцированное и целостное единство элементов.

Скептицизм – учение, в котором сомнение в прежних знаниях – это главный принцип познания (Декарт).

Сознание – это способность человека отражать мир в идеальных образах. Оно включает в себя три сферы: 1) познавательную (мышление и чувства), 2) эмоциональную,3) волевую.

Главные свойства сознания: интенциональность, идеальность, активность.

Формы сознания: индивидуальное и общественное

Солипсизм – позиция, согласно которой мир – это всего лишь совокупность наших ощущений. Вещи существуют постольку, поскольку их ощущает человек. Человек умирает, вместе с ним исчезает и мир

Социал-дарвинизм – биологизаторская концепция человека и общества.

Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм, знаний, навыков, позволяющих ему функционировать в обществе.

Социогенез – процесс становления и развития общества.

Субстанция – первоначало, первопричина и носитель всего сущего.

Суждение – отражение существенных признаков в форме предложения, в котором что-либо утверждается либо отрицается.

Сущность – это категория, отражающая глубинные, фундаментальные свойства объекта. Сущность и явления взаимосвязаны и познаваемы (диалектический материализм).

Схоластика – второй этап развития средневековой философии (IX — XIV в.) (Фома Аквинский). Соединение философии Аристотеля и теологии. Учение о двойственной истине, об истинах разума и истинах веры.

Сциентизм – учение , преувеличивающее роль науки.

Теоретический уровень познания: на этом уровне субъект непосредственно не взаимодействует с объектом, а работает с результатами, полученными на эмпирическом уровне. Цель – выдвижение гипотезы, создание теории.

Теория символов – учение, согласно которому знание – это не образ, а только символ объекта (Гельмгольц).

Теория факторов признаёт равнозначность экономических, технических, природных и др. условий в развитии общества

Технологический детерминизм – признание определяющей роли техники в развитии общества.

Труд – целесообразная деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества

Умозаключение – это отражение существенных признаков в форме совокупности предложений, связанных логическими правилами.

Феноменология – учение, согласно которому задачей философии является описание феноменов. (Гуссерль). Разделяет позицию агностицизма.(20в.)

Формация – конкретно-исторический тип общества, выделяемый по способу материального производства.

Чувственное познание — это отражение поверхностных свойств объекта, воспринимаемых органами чувств.

Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Эвдемонизм – учение, согласно которому смысл жизни человека и цель всей его деятельности – в достижении счастья.

Экзистенциализм – учение о существовании человека. ( Сартр, Камю, Хайдеггер)

Эксперимент – восприятие объекта в искусственно созданных условиях, которые субъект может контролировать и воспроизводить.

Эмпиризм – учение, согласно которому главную роль в познании играет опыт ( эмпирио – опыт). Основатель – Бэкон.

Эмпирический уровень познания: на этом уровне субъект непосредственно взаимодействует с объектом. Цель – анализ фактов.

Эсхатология – учение о конце мира.

Эстетика – учение о прекрасном.

Этика – учение о нравственности, о добре и зле.

Явление – это категория, отражающая поверхностные, чувственно воспринимаемые свойства объекта.

3.1. «Одномерные» учения об управлении

К числу наиболее заметных учений этой группы можно отнести научное управление, бихевиористские учения и организационные теории.

Основателем и основным разработчиком идей научного управления является Фредерик Уинслоу Тейлор (1856—1915). В отличие от многих специалистов, создающих управленческие теории, Тейлор не был ни ученым-исследователем, ни профессором школы бизнеса. Он был практиком: сначала рабочим, а потом менеджером. Начав с рабочего, он прошел по нескольким уровням иерархии и дорос до уровня главного инженера в сталелитейной компании.

Учение Тейлора базируется на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности. Тейлор ставил перед собой задачу повышения производительности труда и видел ее решение в рационализации трудовых операций на базе научной организации осуществления рабочим своей трудовой деятельности. Исходным для рационализации труда у Тейлора было изучение задачи, которое должно было давать информацию для построения рационального набора операций по решению данной задачи. Тейлор исходил из того, что рабочие по своей природе ленивы и не хотят просто так работать. Поэтому он считал, что рационализация, приводящая к росту прибыли, будет принята рабочим только тогда, когда и его доход будет также расти.

Тейлор был промышленным инженером, поэтому для него было совершенно естественным смотреть на управление как на машину. Следует отметить, что такой подход был всеобщим в то время. Само преподавание менеджмента велось в виде промышленного инжиниринга.

Он считал, что менеджеры должны думать, а рабочие — работать. Это приводило к появлению большого числа функциональных менеджеров и углубленной специализации на базе операционного разделения труда.

Основные принципы научного управления Тейлора состоят в следующем:

• разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.;

• абсолютное следование разработанным стандартам;

• подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу;

• оплата по результатам труда (меньшие результаты — меньше оплата, большие результаты — больше оплата);

• использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям;

• поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами с целью обеспечения возможности осуществления научного управления.

Перенос центра тяжести в управлении с задач на человека является основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений, зародившейся в современном менеджменте в 20—30-е гг. Создателем этой школы является Элтон Мэйо (1880—1949). Основные разработки, касающиеся данной концепции, он сделал, будучи профессором Школы бизнеса Гарвардского университета. Принципиальным этапом в разработке этой концепции явилось участие Мэйо в проведении так называемого Хоуторнского эксперимента. Данное исследование проводилось в течение нескольких лет в 20— 30-х гг. в «Вэстерн Электрик Компани». Принято считать, что это было самое крупное эмпирическое исследование из всех исследований, когда-либо проводившихся в области менеджмента.

В начале эксперимента группой инженеров-исследователей была поставлена задача определения влияния на производительность труда рабочих освещенности, продолжительности перерывов и ряда других формирующих условия труда факторов. Была отобрана группа из шести рабочих, которые были помещены для наблюдения в специальное помещение и над которыми производились различные эксперименты. Результаты экспериментов оказались поразительными и неподдающимися объяснению с точки зрения научного управления. Оказалось, что производительность труда сохранялась выше средней и почти не зависела от изменений освещенности и других исследуемых факторов. Участвовавшие в проведении исследования ученые во главе с Мэйо пришли к выводу, что высокая производительность объяснялась особыми отношениями между людьми, их совместной работой. Данное исследование также показало, что поведение человека на работе и результаты его труда принципиально зависят от того, в каких социальных условиях он находится на работе, какие отношения существуют у рабочих между собой, а также какие отношения существуют между рабочими и менеджерами. Эти выводы были в корне отличными от положений научного менеджмента, так как центр внимания переносился от задач, операций или функций, выполняемых рабочим, на систему взаимоотношений, на человека, рассматриваемого уже не как машина, а как социальное существо. В отличие от Тейлора Мэйо не считал, что рабочий ленив по своей природе. Напротив, он утверждал, что, если создать соответствующие отношения, человек будет трудиться с интересом и энтузиазмом. Мэйо говорил, что менеджеры должны доверять рабочим и основное внимание уделять созданию благоприятных взаимоотношений в коллективе.

Ранний материализм

До Маркса материализм был по преимуществу механистическим. Марксистский же материализм является не механистическим, а диалектическим. Что значит – диалектический?

Давайте сначала попытаемся понять особенности механистического материализма.

Каким образом механистические материалисты пытались понять различные процессы и изменения, повсеместно наблюдаемые в мире?

Мир полон изменений. Ночь сменяет день, а день — ночь; времена года сменяют друг друга; люди рождаются, стареют и умирают. Любая философская система признает изменение как существующий факт. Вопрос в том, как понимать все эти наблюдаемые изменения?

К пониманию изменений можно подойти с идеалистических или материалистических позиций.

Идеализм связывает всякое изменение с какой-нибудь идеей или целью — если не человеческой, то божественной. Для идеализма изменения в материальном мире порождаются и осуществляются чем-то находящимся вне этого мира, чем-то не материальным, не подчиненным законам материального мира.

Материализм же связывает всякое изменение с материальными причинами. Иными словами, он стремится объяснить то, что происходит в материальном мире, исходя из самого материального мира.

Но, признавая наличие изменений, поскольку их невозможно отрицать, философы все же всегда пытались найти что-то такое, что не изменяется, — нечто постоянное, неизменное, находящееся вне или внутри того, что изменяется.

Этот момент есть существенная и важная часть идеологии всякого эксплуататорского класса. Эксплуататоры боятся изменений, так как понимают, что могут быть сметены в результате изменений. И поэтому они всегда ищут чего-нибудь прочного и устойчивого, не подверженного изменению, и с этим неизменным и вечным они и пытаются связать свою собственную судьбу.

К тому же самому стремились и ранние материалисты. За всеми сменяющимися явлениями они искали чего-то такого, что никогда не изменяется. Как идеалисты искали вечное и неизменное в области духа, эти материалисты искали то же самое в самом материальном мире. И они нашли его в конечной материальной частице — вечном и неразрушимом атоме.

Согласно идеологии ранних материалистов, все изменения являются результатом движения и взаимодействия неизменных атомов. Это очень древняя теория, возникшая более 2000 лет назад, сначала в Индии и Китае, а потом — в Греции.

В Индии одним из первых представителей материализма был Аджита Кесакамбала, наиболее последовательными материалистами были древние индийские мыслители школы «чарваки».

В Китае самым видным представителем раннего материализма считается философ Ван Чун.

В Древней Греции философов-материалистов уже немало – это и так называемые милетские «физики» — Фалес, Анаксимандр и Анаксимен, далее – Гераклит и Гиппас из Метапонта, Гиппон, Идей Гимерийский, Диоген Аполлонийский и др. Наиболее же последовательными материалистами были Левкипп, Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар.

Ранний материализм считал, что мир состоит из твердых, непроницаемых материальных частиц и что движение и взаимодействие этих частиц являются единственной причиной всякого изменения. В те времена подобные теории были очень прогрессивным явлением в философии, являвшимся грозным оружием в борьбе против идеализма и суеверий. Например, римский поэт Лукреций Кар объяснял в своей философской поэме «О природе вещей», что целью атомистической теории греческого философа Эпикура было показать, «откуда являются вещи и каким образом все происходит без помощи свыше». Наиболее отчётливо борьба между материализмом и идеализмом в античной философии проявилась как борьба противоположных линий – Демокрита и Платона. Последний, как известно, был ярким представителем идеализма.

Но ранний материализм был материализмом зачаточным, неразвитым, неполным, он в значительной степени нес на себе еще отпечатки идеализма. К примеру, для античного представления о материальном мире, особенно для Эпикура, характерен упор на личное самосовершенствование человека — освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах. Вот этот упор на свое самосовершенствование, а не на изменение окружающего мира, и есть, как мы помним из 1 занятия, проявление идеализма. (Подробнее о раннем материализме см. «Наивный материализм и диалектика древних греков»)

Материализм как философская теория был возрожден в новое время. В XVI и XVII вв. философы и ученые в борьбе против феодальной, католической философии вновь обратились к ней. Но материализм нового времени по содержанию оказался намного богаче древнего, потому что он пытался выяснить, каковы законы взаимодействия материальных частиц, и понять, как все явления, от простых физических изменений до человеческой жизни, возникают в результате движения и взаимодействия отдельных частей материи. В итоге к XVIII в. Сформировалось характерное для нового времени направление в философии, известное как механистический материализм. Наиболее ярким его представителем в то время был Л.Фейербах, учение которого стало одним из основ диалектического материализма, разработанного К.Марксом.

Механистический материализм — идеология поднимающейся буржуазии

Механистический материализм это идеология или способ теоретического мышления поднимающейся буржуазии.

Он возник и развился в противовес феодальной идеологии. Основным предметом его критики были феодальные идеи. Фактически механистический материализм можно назвать самой радикальной формой буржуазной оппозиции феодальному мировоззрению.

Поднимающейся буржуазии было необходимо сломать феодальные общественные отношения, которые не давали ей развиваться, а для этого нужно было разбить феодальные идеи, воплощенные в католической философии, которая освящала эти феодальные общественные отношения.

Феодальная система, экономическая основа которой заключалась в эксплуатации крепостных крестьян феодалами – собственниками земли, включала в себя сложные общественные отношения вассальной зависимости и субординации, строгую иерархию общества, которая находила свое отражение не только в социальной и политической философии, но также и в философии природы.

Для философии природы периода феодализма было характерно то, что каждое явление в природе объясняли, исходя из его заранее определенного места в системе вселенной, того положения зависимости и подчинения в этой системе и конечных целей, служить которым оно было предназначено.

Буржуазные философы и ученые разрушили эти феодальные представления о природе и стали рассматривать природу как систему тел, находящихся во взаимодействии. Они отвергли все феодальные догмы и призвали к исследованию природы с целью раскрытия ее действительного механизма.

Исследование природы шло рука об руку с географическими открытиями, развитием торговли и транспорта, совершенствованием машин и мануфактурного производства. Самые крупные успехи были достигнуты в механике и других прикладных науках, которые были непосредственно связаны с потребностями производства того времени и созданием новых технологий. Это привело к тому, что материалистическая теория обогатилась результатами естественных наук, особенно различных разделов механики, что в конечном итоге и определило ее силу и слабость, ее достижения и ограниченность.

Энгельс пишет, что эту теорию толкало вперед «главным образом мощное, все более быстрое и все более бурное развитие естествознания и промышленности». Ее «своеобразную, но неизбежную тогда ограниченность» вызывало «исключительное приложение масштаба механики к процессам химической и органической природы».

Но механистический способ понимания природы возник не только потому, что тогда из всех разделов естествознания наибольшее развитие получила механика. Он глубоко коренился в классовых воззрениях наиболее прогрессивных буржуазных философов, а это вело к тому, что они черпали вдохновение только в механических науках.

Точно так же, как буржуазия, свергая феодальное общество, отстаивала индивидуальную свободу, равенство и развитие свободного рынка, наиболее прогрессивные философы буржуазии — материалисты, — низвергая феодальные идеи, провозглашали, что мир состоит из отдельных материальных частиц, взаимодействующих друг с другом по законам механики.

Это новое учение о природе отражало буржуазные общественные отношения точно так же, как прежние ид. теории отражали феодальные общественные отношения. Но так же, как новые буржуазные общественные отношения разорвали феодальные оковы, дав начало новому грандиозному развитию производительных сил, соответствующие им буржуазные взгляды на природу смели препятствия, воздвигнутые феодальными идеалистическими воззрениями на пути научного исследования, дав начало новому грандиозному развитию научного исследования.

Мир как машина

Как механистические материалисты представляли себе устройство мира?

Они полагали, что мир состоит из одних лишь частиц материи, находящихся во взаимодействии. Каждая частица обладает существованием, отдельным и отличным от любой другой частицы. Все частицы в совокупности образуют мир. Совокупность взаимодействий частиц образует совокупность всего свершающегося в мире. Все взаимодействия частиц между собой являются взаимодействиями механического типа, то есть частицы просто механически воздействуют одна на другую. Мир, в их понимании, был ничем иным, как сложным механизмом, машиной.

Потому вопрос, который они ставили о природе, равносилен вопросу, который ставят о машине, — каков ее механизм, как она действует?

Наглядным примером подобных воззрений является изображение Ньютоном солнечной системы. Ньютон разделял тот же самый общий взгляд на природу, что и греческий материалист Эпикур, полагая, что материальный мир состоит из частиц, движущихся в пустом пространстве.

Но между ними была и существенная разница. Эпикур не ставил перед собой задачу дать точное описание отдельных явлений природы, таких, как, например, движение Солнца и планет. О видимом движении Солнца в небе с востока на запад Эпикур говорил, что важно понять то, что Солнце не является богом, что оно есть лишь совокупность атомов. Он говорил, что, может быть, Солнце все время движется вокруг Земли, а может быть, напротив, оно распадается каждую ночь, его атомы разделяются, и на следующее утро мы видим «новое солнце». Ему подобные вопросы были попросту неинтересны.

Ньютон же, напротив, стремился дать точное описание действия солнечной системы, объяснить ее механизм с помощью силы тяжести и механических сил. Но точно так же, как Эпикур, Ньютон не интересовался тем, как возникла солнечная система и как она развивалась. Он принимал ее как данную устойчивую совокупность механизмов, созданную, быть может, богом. Он занимался только вопросом о том, как она действует.

Тот же самый механический подход проявился в открытии кровообращения Гарвеем. Сущность этого открытия состоит в том, что он показал механизм кровообращения. Причем Гарвей рассматривал сердце как насос, который гонит кровь из сердца по артериям так, что она возвращается обратно по венам, а вся система кроветока регулируется серией клапанов.

Чтобы лучше понять механистическое мировоззрение, а сделать нам это необходимо, поскольку оно и сейчас достаточно широко распространено в нашем обществе, к примеру, троцкизм как идеология полностью основывается на философии механистического материализма, поставим вопрос — что такое механизм, чем он характеризуется?

а) Механизм состоит из неизменных частей, составляющих целое;

б) требуется движущая сила, чтобы привести его в движение;

в) раз он приведен в движение, то его части взаимодействуют и приводят к определенным результатам в соответствии с законами, которые могут быть с точностью установлены.

Рассмотрим, например, такой механизм, как часы:

а) Они состоят из некоторого числа различных частей — зубьев, рычагов и т. д., тщательно подогнанных друг к другу.

б) Их нужно заводить.

в) Далее, по мере того, как раскручивается пружина, части взаимодействуют по законам, в точности известным часовщикам, приводя к регулярному движению стрелок циферблата.

Далее, чтобы знать, как действует механизм, подобный часам, его нужно разобрать, установить, каковы его части, как они соединены между собой и как именно они взаимодействуют, будучи приведены в движение некоей движущей силой, создавая тем самым общее движение, характеризующее механизм в целом.

Именно так механистические материалисты рассматривали природу. Они стремились разложить природу «по полочкам», найти ее конечные составные части, выяснить то, как они соединены вместе и каким образом их взаимодействие производит все воспринимаемые нами изменения, все явления мира. Но главное, в отличие от предыдущих философских систем, установив, как механизм действует, они стремились найти способ исправить, улучшить, изменить его так, чтобы он лучше, чем прежде соответствовал потребностям человека, а это было уже серьезным достижением человечества в познании окружающего мира.

Сила и достижения механистического материализма

Механистический материализм был важной вехой в истории познания природы. Он явился крупным шагом вперед, сделанным буржуазными мыслителями, ударом, нанесенным ими по идеалистической философии.

Механисты были последовательны в своем материализме, поскольку они вели прогрессивную борьбу против идеализма и поповщины, пытаясь распространить на область мышления и общества те же самые механистические представления, из которых они исходили при научном исследовании природы. Они стремились включить человека и всю его духовную деятельность в механистическую систему естественного мира.

Наиболее радикальные механисты рассматривали как машину не только физические процессы и не только растительную и животную жизнь, но и самого человека. Уже в XVII в. великий французский философ Декарт утверждал, что все животные являются сложными машинами-автоматами, но человек отличен от них, потому что он обладает душой. А в XVIII в. последователь Декарта врач Ламетри написал книгу с интригующим названием «Человек-машина». Он утверждал, что люди тоже являются машинами, только очень сложными.

На учение Ламетри смотрели, как на нечто жуткое, как на страшное оскорбление человеческой природы, не говоря уже о боге. Но все же тогда это был прогрессивный взгляд на человека. Считать, что люди являются машинами, это все же шаг вперед в понимании природы человека по сравнению с тем взглядом, что люди — не более чем жалкие куски плоти, в которых обитают бессмертные души.

Например, великий английский материалист и утопический социалист Роберт Оуэн говорил, обращаясь к святошам-капиталистам своего времени: «Опыт научил вас, как различны результаты, получаемые от механизма, содержащегося в исправности, чистоте, хорошо приноровленного, и от механизма, находящегося в грязи, беспорядке, в котором не предупреждают излишнего трения… Если вы можете получить такие благодетельные результаты от должной заботы о ваших неодушевленных машинах, то каких же выгод можно ожидать, если вы обратите одинаковое внимание и на живые машины, организованные несравненно лучше».

Непривычные для нас представления, но тем не менее, на порядок более гуманные, чем прежние, идеалистические, поскольку существовавшие до того философские системы, вообще не считали нужным заботиться о благе человека здесь на земле, ибо его материальная оболочка тленна, и важна душа, которая бессмертна. Нужно заботиться о душе, но не о теле, — считали философы-идеалисты, идеологи «поповщины».

Точно такую же идею и сейчас насаждают в умах наших людей многочисленные идеологи религии, вне зависимости от ее разновидности и направления. Все они уводят своих последователей, верующих, от мыслей об изменении окружающего их материального мира, заставляя думать о мире выдуманном, фантастическом, потустороннем, где после смерти их душа обретет долгожданную свободу. Античеловеческая, антигуманная сущность всякой религии и ее классовый характер — кому она выгодна — очевидны, однако до сих пор в плену религиозных воззрений находится значительная часть населения нашей планеты.

Что же касается гуманизма философов-механистов, то их гуманизм был буржуазным гуманизмом. Как и весь механистический материализм, он коренился в классовых воззрениях буржуазии. Точка зрения, что человек является машиной, основывается на том взгляде, что в производстве человек является простым придатком машины. И если, с одной стороны, это означает, что за человеческой машиной должен быть хороший уход, и она должна содержаться в хороших условиях, то, с другой стороны, это также означает, что для этой цели нужно тратить не больше средств, которые необходимы для содержания человеческой машины в пригодном для работы состоянии. Говоря сегодняшним языком, человеку нужно обеспечить необходимый минимальный уровень выживания его биологического организма, чтобы его можно было использовать как рабочую силу, но не более того.

Слабость и ограниченность механистического материализма

Механистический материализм имел серьезные недостатки.

1) Он не мог провести материалистическую точку зрения последовательно и во всех областях.

На вопрос о том, что если мир подобен машине, то кто ее создал и привел в движение, они не могли ответить с материалистических позиций. Ни одна система механистического материализма в конечном счете не могла обойтись без «верховного существа», находящегося вне материального мира, даже если это «верховное существо» только привело вещи в движение и уже не вмешивалось постоянно в дела мира природы и людей. Существование такого «верховного существа» постулировалось многими механистическими материалистами, что открывало дверь идеализму.

2) Механистический материализм повсюду видит изменение. Но поскольку он всегда пытается свести все явления к одной и той же системе механических взаимодействий, это изменение понимается лишь как вечное повторение одних и тех же механических процессов, как вечный цикл одних и тех же изменений.

Эта ограниченность неотделима от взгляда на мир, как на машину. Потому что точно так же, как машина должна быть кем-то приведена в движение, так и мир никогда не может сделать чего-либо, кроме того, что ему предназначено делать. Окружающий мир, по мнению механистов, «запрограммирован» и выполняет только заложенную в него программу. Кем «запрограммирован»? Все тем же «верховным существом», которое и привело мир в движение. Мир не может ни измениться сам, ни создать сам что-либо совершенно новое. Следовательно, механистическая теория оказывалась несостоятельной всякий раз, когда требовалось объяснить возникновение нового качества. Она повсюду видит изменение, но не замечает ничего нового, никакого развития.

На самом же деле различные природные процессы, например, химические или биологические, в действительности не могут быть все сведены к одному и тому же виду механического взаимодействия материальных частиц.

Химическое взаимодействие отличается от механического тем, что изменения, происходящие в результате химического взаимодействия, приводят к изменению качества. Например, если рассматривать механическое взаимодействие двух сталкивающихся частиц, то их качественное состояние не имеет значения, результат их взаимодействия выражается в изменении количества и направления движения каждой из них – пример сталкивающихся шариков. Но при химическом взаимодействии, например, при соединении двух химических веществ, происходит принципиальное иное — возникает новое вещество — третье, качественно отличное от предыдущих. Точно также с точки зрения механики тепло есть не что иное, как увеличение количества движения частиц материи. Однако в химических и физических процессах нагревание ведет к качественным изменениям вещества – либо к появлению других веществ (разложение нагреваемого вещества на другие вещества), либо к изменению его физического состояния (вода превращается в пар).

Т.е. процессы природы это не есть повторение одного и того же цикла механических взаимодействий. Напротив, в природе существует постоянное развитие и изменение, ведущее к беспрестанному возникновению новых форм существования, т.е. имеет место движение материи, которое одними механическими взаимодействиями материальных частиц между собой не объяснить. Налицо ограниченность механистического подхода к познанию природы и мира.

3) Еще в меньшей степени механистический материализм способен объяснить общественное развитие.

Механистический материализм является выражением радикального буржуазного взгляда на общество. Этот взгляд заключается в том, что общество рассматривается, как состоящее из социальных атомов, воздействующих друг на друга, а с этой точки зрения действительные экономические и социальные причины развития общества объяснены и раскрыты быть не могут. Поэтому великие социальные изменения кажутся механистам результатом совершенно случайных причин. Сама человеческая деятельность представляется или механическим результатом внешних причин, или же еще — и здесь механистический материализм скатывается к идеализму — ее рассматривают как чисто стихийную и беспричинную.

Наглядным примером механистического подхода к общественным явлениям могут служить распространенные ныне в российском обществе объяснения причин гибели СССР, когда утверждается, что:

— «во всем виноват Горбачев, и не окажись он во главе КПСС в середине 80-х гг., ничего бы с СССР не случилось» (случайная причина как источник произошедшего);

— «Советский Союз был разгромлен мировым капиталом во главе с США» (внешняя причина как источник произошедшего) и пр.

Некоторые идут дальше, откровенно скатываясь в субъективный идеализм, к примеру Т.Хабарова, которая из тезиса о победе США над СССР на полном серьезе заявляет об имеющей место сегодня «оккупации СССР», напрочь отрицая существующую действительность.

Одним словом, механистический материализм не может дать научного объяснения общественной деятельности людей – сами его опорные постулаты не позволяют этого сделать.

Коммунистическое рабочее движение «Рабочий Путь»

Материал подготовлен в рамках обучающего курса «Основы марксизма-ленинизма»

’К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. II, стр. 352, 354.

Роберт Оуэн «Новый взгляд на общество»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *