Место певчих в церкви

Безумно благодарна своему учителю (вокала, йоги, жизни) Шейнину Рудольфу Михайловичу за все его уроки.
Попытаюсь сейчас поделиться основными правилами пения по Шейнину:
1. Очень важна поза. «Рожденный ползать летать не сможет», поэтому до того, как вы издали первый звук, необходимо определиться в этом вопросе – будет ли ваше пение полетом. Если да, то нужно приготовиться к полету – спина прямая, плечи развернуты и отведены назад, руки – уже не руки, а крылья, готовые к полету, все тело устремлено вперед. Поза устремления.
2. Состояние «певческого вдоха» — нёбо приподнято, как во время зевка.
3. «Как вздохнешь, так и запоешь». Если шумно, как пылесос жадно наберем полные легкие воздуха, то он так же шумно и со свистом быстро будет выходить во время пения вместе со звуком – пение будет «на выдохе», звук будет не опертый, сиплый и хилый. Поэтому не делаем специального вдоха перед началом пения – как только мы приняли позу устремления и готовы к полету, расправили и приподняли диафрагму, наши легкие сами наполнились воздухом – и вошло его ровно столько, сколько это необходимо в данный момент. Во время пения положение диафрагмы не меняется – мы не сдуваемся, как шарик. Легко проследить за этим, положив руки себе по бокам чуть выше талии (на ребра). Во время пения под руками не должно происходить никакого движения!
4. «Озвучивание» (круговое, не фронтальное), полноценность. Во время пения звуком заполнять все пространство – и впереди, и по бокам, и позади себя. Заполнять не только звуком, но – собой, своей полноценной энергетикой.
5. «Внутри больше, чем снаружи» — это означает, что звук должен быть осознанный и осмысленный, внутренне наполненный, а не пустой, как свисток.
6. Пение должно быть тихим, но в то же время не забывать про озвучивание – вас должно быть слышно даже на последних рядах. Если пение громкое – значит, снаружи вы выдаете больше, чем есть у вас внутри – т.е., «телега едет впереди лошади».
7. Нужно не выражать, а соображать.
8. Работать на звуке – пропевание гласных, кантиленное пение.
9. «Энергитический вдох» (в паузах). Во время паузы в состоянии полного расслабления нужно позволить энергии войти, и тогда начинать новую музыкальную фразу.
10. Ловить кайф от пения – все время. Быть в потоке этого блаженства, не растворяясь, однако полностью (5% вашего внимания должно быть беспристрастным, как бы наблюдающим со стороны за происходящим – «не душить Дездемону взаправду»).
11. Не забывать про жесты – руки не должны безжизненно висеть, не должны судорожно сжиматься или теребить что-либо, не должны бестолково дергаться. «Жест – есть не движение тела, а движение души.» Ф. И. Шаляпин.

В Храме Рождества Христова церковное пение осуществляют:

  • Профессиональный мужской хор
  • Малый будничный хор
  • Народный хор
  • Хор женщин общины «Рождественская»
  • Казачий хор
  • Детский хор

Малый хор (клиросный)

Пение клиросного хора составляет основу каждодневных и праздничных богослужений в храме Рождества Христова. В состав клироса, на сегодняшний день, входят 12 человек. 80% певчих имеют высшее музыкальное образование. Благодаря хорошей творческой и трудовой атмосфере, многие певчие клироса трудятся в нём долгие годы.
Все певчие и регенты осознают степень ответственности своего труда. А этот труд имеет множество сложных составляющих. Помимо музыкальной подготовки, необходимо владение церковно-славянским языком, понимание устава служб. Несмотря на время года, на погодные условия, государственные праздники, выходные и особенно церковные праздники, певчие нашего клироса — на службе.
Клиросный хор храма Рождества Христова всеми силами старается повышать свой профессиональный уровень. Для повышения качества богослужения изучаются новые произведения разных композиторов. Но при этом хор чтит музыкальные традиции, заложенные и накопленные предыдущими регентами и певчими за более чем 25-летнюю историю храма.

Народный хор

С 2010 года по благословению настоятеля при храме существует Народный церковный хор, основная задача которого — это обучение прихожан церковному пению и клиросному чтению, популяризация церковного пения.
В состав Народного хода входят не только женщины, но мужчины. Народный хор — это дружный коллектив. Пение на занятиях, спевках, репетициях и совместная молитва на литургии в воскресные дни сдружило состав. В праздники хор устраивает совместное чаепитие. Также Народный хор принимает активное участие в проведении праздничных концертов для прихожан храма.
В Народный хор принимаются все желающие, даже не имеющие музыкального образования, без возрастных ограничений. Занятия (спевки) проходят по пятницам в 19 часов. Народный хор участвует в Божественной литургии по субботам в 07.40 ч.

Хор женщин общины «Рождественская»

После того, как участники казачьей общины стали постоянно заниматься вокалом и петь на Литургии их жены и активные прихожанки храма решили не отставать, и тоже участвовать в богослужениях. Настоятель благословил их начинание и теперь они также как и казаки поют во время Литургии.
Помимо этого женский хор участвует в концертной деятельности храма, сопровождая праздничные мероприятия.

Казачий хор

«Казак, без веры, не казак» — эти слова знакомы каждому жителю Кубани. Но мало кто задумывается, что вера имеется ввиду именно православная, христианская.
Ещё до основания казачьей общины при храме, настоятель приглашал казаков к деятельному участию в богослужении — петь на Литургии. Со временем казаки и прихожане храма стали петь ектении. Это и послужило началом формирования при храме нового, уже мужского Казачьего хора. В его состав входят казаки общины и мужчины — активные прихожане храма.
По воскресным и праздничным дням Казачий хор поет на поздней Литургии. Помимо этого казаки за богослужением читают на церковнославянском языке Апостол и поучения святых отцов перед причастием.
Спевки и уроки по уставу и церковнославянскому чтению проходят каждое воскресенье в хате Атамана в 08:00.

Детский хор

Ещё с момента открытия Русской Православной школы в 1995 году были дети, которым нравилось храмовое богослужение и они всячески хотели участвовать в нем, не только молиться вместе с прихожанами, но и помогать в алтаре и петь на клиросе. Для детей с хорошим музыкальным слухом и вокальными данными был создан детский хор, который участвует в праздничных Литургиях.
Под руководством опытного регента ученики Русской Православной школы поют всю службу от начала и до конца.
Итак, вы захотели попасть в церковный хор. Если вы человек верующий, то вам вдвойне интересно пение на клиросе. В конце концов, клирос подражает ангелам, и имитирует ангельский небесный лик. Это уже само по себе достаточно привлекательно для верующего человека, а более активное участие в богослужении подсознательно (а иногда и вполне осознанно) вселяет мысль о большей собственной ценности для прихода.
Конечно, нельзя совсем исключать и такой вариант, что вы видите в этой работе возможность совместить благое с утилитарным (сиречь, деньгами). В этом нет ничего плохого. Работа на клиросе сложна и за нее вполне уместно хоть что-то, да получать. Итак, предыстория понятна. Вы хотите попасть в церковный хор.

Теперь, собственно, как это делается

1. Подходите к церковной кассе (где продаются свечи) и спрашиваете —
«как зовут настоятеля этого храма и когда он служит»? Настоятель — это собственно, начальник прихода, его «директор», и именно он координатор всех процессов в отдельно взятой церкви. Без настоятеля ничего не делается и вам общения с ним не миновать. Узнав, когда настоятель служит, Вы просто просите его на пару слов. Обычно после службы.
2. Итак, вы подходите к настоятелю и говорите «Здравствуйте, меня зовут так-то и так-то… Я хочу петь в церковном хоре. У меня есть/нет (нужное подчеркнуть) музыкальное образование, есть/нет (нужное подчеркнуть) опыт пения на клиросе, готов/не готов (нужное подчеркнуть) работать бесплатно».
Настоятель очень быстро взвесит ваши шансы, и если они ненулевые (если вы мужчина — шансы слегка возрастают, так как мужиков на клиросе традиционно не хватает), то он даст контакты регента — «директора» хора.
И направит вас для беседы уже с ним. Если же настоятель явно вас отшивает (видно, что приводит аргументы, по которым вы петь не можете), тогда спросите его «есть ли при церкви школа церковного пения, куда вы готовы ходить». Если есть — спросите, как туда попасть. Если нету — вежливо попрощайтесь и извинитесь за отнятое время.
3. На этой фазе предполагается, что настоятель вас все-таки не «отшил» и направил к регенту. Расслабляться рано. Регент часто просто «за настоятеля» грамотно отшивает, вдобавок регент уже профессионал в пении (и уж точно он про себя думает именно так), поэтому к беседе добавится ваше естественное волнение (если, конечно, вы не пели до этого 15 лет по разным клиросам).

Итак, подходите к регенту и вам придется повторить уже ему все то, что вы сказали настоятелю, после чего вы можете предложить регенту прямо сейчас спеть с ним вдвоем что-нибудь простенькое (чтобы регент мог оценить приятность/скрипучесть вашего голоса).
Обычно уверенность в таких вопросах работает в плюс. Если у регента есть хоть какой-то интерес к новым певчим, он уделит вам время. Если у регента интереса нет (его все устраивает в текущем составе) — что ж, попробуйте его спросить про то, есть ли школа церковного пения в городе. Если да — попросите координаты и попрощайтесь. Если нет — просто попрощайтесь. Вы пока не можете устроиться на клирос. Собственно, это тяжелая работа и вашу потерю (ну или упущенные возможности, как уж вам больше нравится) нельзя назвать трагичной.
4. Предположим, регент все-таки согласился вас принять на испытательный срок. И назначил вам время, когда прийти уже на общую спевку (проще говоря, репетицию), в которой участвуют уже все работающие на клиросе люди. От вас теперь требуется не сжечь себе нервы и не испугать уже работающих хористов. Есть несколько советов.

  • Не используйте много церковных слов/выражений на спевке и вообще в общении. Певчие, как правило, начинают про такого человека думать так «ой, пришел мега-православный, который подослан настоятелем, чтобы шпионить за нами, он будет нам портить пение, но будет на хорошем счету у настоятеля». Будьте сами собой, не ведите себя слишком раскованно, но и пугливой мышкой быть не надо (иначе сделают вывод, что от вас толку, как от дохлой мухи, все таки исполнение музыкальных произведений требует некоторой доли исполнительской храбрости).
  • Оденьтесь добротно и хорошо. Бедно одеваться не в плюс вам просто потому, что певчие тут же начнут думать «вы любой ценой хотите пробиться в левый хор и отнять службы у уже работающих певчих». Вы этого пока не знаете, но у певчих все службы лимитированы и за каждую идет драка (потому что настоятель не разрешает всем выходить по желанию, есть лимит на кол-во человек на будничной «левой» службе). Покажите, что вы на все готовы на праздничных службах по выходным, но вы человек работающий и деньги у вас есть (даже если это приукрашенная реальность)
  • Настройтесь на то, что хорошее расположение вам будет первое время оказывать только регент. Певчие очень боятся разрушить хрупкий мирок, который у них складывается за время их работы — это и баланс рабочей нагрузки, и распределение авторитета в коллективе, и поэтому никто не будет «ставить на темную лошадку». К Вам будут относиться с холодной вежливостью, а в особо запущенных случаях — с холодной НЕвежливостью )) Если хотите петь по настоящему — вам придется это все перенести.
  • Само собой, не опаздывайте. Придите пораньше, осмотритесь. Предложите взять домой ноты, чтобы их изучить (это, конечно, если вы не читаете с листа как компьютер, но такое встречается очень редко, во всяком случае в провинции). Если вы какие-то ноты домой взяли, докажите что дома их смотрели. Берите не много. Два-три произведения, но потом покажите, что стали петь их лучше (иными словами, продемонстрируйте прогресс).

В целом, на этой стадии все уже зависит от реальной пользы, которую вы можете принести. Если от вас есть толк и ваш характер не вызывает ужас вас, скорее всего, оставят. Кстати, есть такой секрет — если хотите, чтобы вас точно оставили, предложите читать на клиросе — псалтырь или часы. Начните с того, что выучите текст этих молитв назубок, чтобы в любое время дня и ночи могли отчеканить эти тексты как робот. Певчие ненавидят читать (потому что от этого портится голос), и любому чтецу обычно рады как глотку фанты в жару. И готовность «все читать» на фазе новичка очень и очень помогает смягчить стальной блеск в глазах старых и опытных певчих ))
Ну и помните. Если Господь захочет вас видеть на клиросе — вы будете на клиросе. Это проверено.
Певчий будет петь на небесном клиросе…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *