Метафизическое мышление

Целевые группы БОО «Позитивное движение»:

• люди, живущие с ВИЧ (ЛЖВ);

• потребители инъекционных наркотиков (ПИН).

Цель организации — содействие проведению комплекса профилактических, образовательных, информационных мероприятий, направленных на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции на территории республики и минимизацию негативных последствий эпидемии как для общества в целом, так и для отдельных групп населения и индивидуумов.

Наши приоритеты:

— воспитание ОТВЕТСТВЕННОГО поведения людей, живущих с ВИЧ, и потребителей инъекционных наркотиков к своему здоровью и здоровью окружающих (использование стерильных игл, защищенные половые контакты, регулярное посещение врача);

— повышение внутреннего потенциала ВИЧ-позитивных людей и потребителей инъекционных наркотиков — информация, общение, поддержка;

— организация психо-социальной поддержки — группы взаимопомощи и психокоррекционная группа для потребителей инъекционных наркотиков, обучающие мероприятия, активное участие людей, живущих с ВИЧ, в профилактических мероприятиях, адвокатировании своей жизни;

— улучшение КАЧЕСТВА жизни ВИЧ-положительных людей и потребителей инъекционных наркотиков посредством расширения предоставляемых услуг в Беларуси, содействие ресоциализации и реабилитации их в обществе, равноправный доступ к лечению и поддержке.

Мы уже писали о многозначности этого слова и потому зафиксируем, что для нас это слово будет связано только с типом мышления. Метафизический тип мышления так же позитивен как и другие типы мышления Если взять такую онтологическую конструкцию как причина и следствие, то она задает условия для постижения конкретных причинных связей той или иной наукой, но есть события внепричинные и особенно такие, которые связаны с человеком, с его внутренним миром. Метафизический тип мышления нужен человеку, чтобы поддерживать в нем человечность. Человек сам создает некие сверхчувственные, сверхъестественные образования, которые и организуют его жизнь. Вера в сверхъестественное -это не только признак религии, но и искусства и философии. И сама вера в веру есть метафизическое утверждение, которое никак не может быть проверено в опыте. Метафизические положения ненаучны в принципе. Метафизический тип мышления открывает не формы нечто как онтологический, а формы ничто, формы небытия. Метафизические утверждения внесоциальны и внекультурны, а тем более внеприродны. Иначе говоря, они не нормативны. Сама личностная позиция определяется метафизическим типом мышления, ибо только личность как нечто неповторимое и уникальное способна выйти за границы любой культуры, любой идеологии, любых правил. А если нет личностных оснований, то все рушится и в обществе вырабатывается механизм самоуничтожения. Вне метафизического типа мышления у человека нет точки опоры и его можно утащить куда угодно. Если принять во внимание, что философия имеет дело с предельными смыслами, то это и есть метафизическая ситуация. Метафизический тип мышления сохраняет личность, а личность сохраняет метафизический тип мышления. Онтология хотя и внеопытна, но за счет форм нечто она организует опыт, тогда как метафизика этим не занимается. Формы ничто есть формы организации жизни человека заново. Например, общение не является чисто естественным образованием и создается общение для того, чтобы люди через общение воспроизводили бы себя как люди. Если же связь общения распадается, то человек не успевает воспроизводить себя как человек и от поколения к поколению человечность утрачивается Подобное происходит в ситуациях ооцио-культурного кризиса. Мыслить о смысле души, духа, красоты, бога, истины, блага — значит мыслить метафизически, Метафизическое — это ничто в форме святости, сакральности, вечности и неизменности, задающее абсолютный эталон для бытия человека как человека. И задача личности непрерывно совершенствовать этот эталон. Метафизическое мышление это особая парадигма, особый элемент языка и сам язык. Если мы мыслим жизнь человека как определяемую Богом, то это одна ситуация, а если мы мыслим его в терминах естественности. то способствуем деградации человека как человека. Гегель писал: «Чистый, не знающий пределов Разум есть само божество. В соответствии с разумом упорядочен план мироздания, разум раскрывает перед человеком его назначение, непреложную цель его жизни…». Абсолютная идея, Разум, Бог, Сознание — все это метафизические образования. Немецкий философ М. Хайдеггер в статье «Что такое метафизика?» пишет, что в позиции ученого мы постигаем сущее и только сущее, а все остальное ничто. Есть сущее и есть ничто. Сущность постигается наукой, а ничто? Вопрос о ничто и ставится метафизическим типом мышления. Если сознание — это форма ничто, то оно не явление для постижения сущности, а феномен. Феномен осмысливается и нам открывается его суть или смысл. Метафизическое мышление для М, Хайдеггера — это мышление в предельных понятиях. охватывающих и целое, и экзистенцию /существование/. И это понятия особого рода, ибо в них нет обобщений, нет формул всеобщих свойств некоторой предметной области. Понятия метафизики — это такие средства, с помощью которых человек мыслит мир как единое целое с самим собой. Метафизика — это не сущность бытия, а смысл организованной жизни человека. Метафизический тип мышления оборачивается и на саму философию, которая сама по себе дана только человеку, а потому есть нечто сверхъестественное или трансцендентное. Философия постигается из самой себя, а сводить ее к науке, мировоззрению идеологии значит создавать дополнительные трудности, ибо далеко не ясно что есть наука вообще, что есть мировоззрение и т. д. Раскрытие философии в многообразии типов мышления и есть постижение философии из нее самой.

  1. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП МЫШЛЕНИЯ

Итак, если онтология связана о размышлением о сущности ничто, а метафизика — о сути ничто, то вопрос о познаваемости мира связан о гносеологическим типом мышления. Если философия живет как мышление, то какой смысл в вопросах о познании, о знании? Если философские понятия пусты, то о каком познании и знании может идти речь? Нужна ли в философии гносеологема как единица языка, как особый тип мышления? А если нужна, то что ее связывает c онтологемой и чем она от нее отличается? Если есть познавательное отношение к миру, то почему бы не сделать это отношение предметом мышления? Философия — это мышление в пре- деле, а потому и познание берется предельно. Ученый познает свой предмет науки, студент познает учебный предмет, а философ размышляет о пределах познания, об условиях познания. То есть, каковы предельные основания познания субъектом объекта. Категории субъекта и объекта предстают специфическими понятиями для гносеологического типа мышления. Мир берется не как нечто, а как объект. Философ в данном случае не познает, а размышляет о необходимости категорий объекта и субъекта как основа­ний познавательной деятельности человека. Например, определяется ли структура теории структурой объекта или структура теории автономна и независима от структуры объекта. Ученый же просто познает, создает теорию, разрабатывает способы ее проверки и не размышляет над тем над чем размышляет философ. Зачем же тогда нужны все эти размышления Философа? Категории субъекта и объекта — это условия эффективности познания и формы организации познавательного процесса. Категориальность словам «субъект» и «объект» придает философ, а без философии это будут всего лишь слова или житейские представления, которые не организуют научно-познавательное отношение к миру. Философ говорит, что познание возможно, если объект сконструирован как идеальное образование и сопоставлен с субъектом как идеально маслящим существом. Философ показывает, что ученый создает теорию, оперируя с идеальными объектами. Вспомним онтологическое утверждение Демокрита о том, что в мире существуют только атомы и пустота. Атомы Демокрита — это условие и границы познания. Познавая объект нужно доходить до его элементарного образования, которое далее неделимо. Если же мы элемент разделим, то границы данной науки или разрушатся или раздвинутся ,но это будет уже другая наука. Из онтологии и гносеологии Демокрита следует, что в конечном счете познавать можно только элементы. Философия Демокрита задает на целых два тысячелетия программу элементаризма и редукционизма в науке. Два известных высказывания Сократа также связаны с познанием: «Познай самого себя», и «Я знаю, что ничего не знаю» 0 каком познании здесь идет речь? И что не знает Сократ? Если он ничего не знает, то он не должен знать и того, чего не знает. И в какой мере Сократ познал самого себя? Если не забывать о том, что гносеологический тип мышления — это философское мышление, то речь не может идти о познании себя как конкретного, эмпирического существа. Познать себя, по Сократу, — это значит познать себя под знаком вечности. познать запредельно. Сократ познает себя как вечного человека, как человека мировой культуры и пока культура жива будет жить и Сократ. Когда, например, Сократ размышляет о прекрасном, то он приходит к мысли, что прекрасное как таковое остается в себе самом и усматривается из самого себя.

Гноселогический тип мышления связан и с размышлением о результате познания как об истине и заблуждении, хотя эти оценки имеют отношение и к процессу познания. Являются ли результатом познания знания или мнения? Чем знание отличается от информации? Чем знание с большой буквы отличается от просто знания? Познается ли мир иррационально или только рационально?

Например, Ф. Бэкон выделял идолы познания, которые приводят к заблуждениям в процессе познания. Декарт же предлагал подвергнуть сомнению то, что осталось от предшествующих поколений. При этом, и сама философия может рассматриваться как способ усмотрения Истины.

Ученый познает предмет науки, студент познает учебный предмет, а результатом познания предстает знание. Когда знаний много, когда знание структурируется, усложняется, появляется много разновидностей знания, то возникает необходимость осмысления знания не как процесса, а как результата. Если знание как предмет мышления вывести за пределы гносеологического типа мышления, то возникнет необходимость самостоятельного типа мышления, который можно назвать эпистемологическим. Сам же этот термин обычно используется для характеристики именно научного познания и знания. Конфуций учил: «Считай знанием то, что знаешь, и считай незнанием незнание. Это и есть знание.» С каким типом мышления мы здесь имеем дело: гносеологическим или зпистемологическим. В той мере, в какой в этом высказывании обнаруживаются условия и границы познания, мы имеем делом с гносеологическим типом мышления, а в той мере, в какой нам дается структура знания, уровни знания, форма знания, можно говорить об зпистемологическом типе мышления. 3нание, по Конфуцию, это граница между знаемым и незнаемым. Поскольку мы здесь получаем знание о знании, постольку подобные размышления можно отнести к эпистемологическому типу. Ф. Роузентал в книге «Торжество знания» приводит следующие харак­теристики знания: 1/знание — это процесс познания; 2/знание – это. узнавание; З/ знание — это процесс обнаружения через умопостигаемое; 4/ знание — это процесс прояснения, суждения и решения; 5/ знание — это форма, понятие, значение; 6/ знание — это убеждение; 7/ знание это вос­поминание, образ, мнение; 8/ знание — это движение; 9/ знание — это действие; 10/ знание — это интуиция. Какие из этих характеристик отно­сятся к философским? Все ли они имеют отношение к гносеологии или нет? Например, знание есть мнение. Что это за характеристика? Платон, в частности, различал знание и мнение и не считал мнение знанием. Но в слове ли дело? Или в том смысле, который вкладывается в это слово «мнение»? Можно ведь сказать, что все характеристики Роузентала есть всего лишь формально-логические определения, но тогда это не философия или неиз­вестно что. Типы мышления не лежат в готовом виде в текстах философов. Выделение типа мышления — это всегда разрешение проблемы. Поэтому освоение типов мышления напрямую связано с развитием проблемного мышления обучаемого.

4. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП МЫШЛЕНИЯ

Некоторая неопределенность типов мышления связана и с самими типами, с их многообразием и спецификой. В процессе познания человек стремится открыть для себя объект в форме истины и избежать заблуждений об объекте. Но часто человек руководствуется своими предпочтениями, что связано с аксиологическим типом мышления. Слово «аксиология» переводится с древнегреческого как «ценность». А что такое ценность? Иногда говорят, что ценность в отличии от знания субъективна, но так ли это? Разве не может быть ценностью то, что истинно? С ценностью связаны такие характеристики как значение и значимость. Обычно, эти понятия склеиваются, что создает большие трудности при анализе вопросов логики, семиотики, философии. Значение — это не предмет наших предпочтений, а наш опыт познавательной деятельности, закрепленный в знаках. Значение всегда предметно и содержательно, а значимость — это наши предпочтения и потому следовало бы говорить, что нечто значимо или незначимо, а не то, что нечто имеет большое значение. Значимость — это предпочтение идущее от самой личности. То, что человек предпочитает есть для него благо. Слово «философия» буквально переводится как «любовь к мудрости». Так понималась философия Пифагором. То, к чему привязывает тебя чувство и есть твое предпочтение, твоя ценность. Армянский философ 6 века Давид Анахт говорил, что для занятий философией сначала надо воспылать любовью к философскому слову. Ценности не субъективны и не объективны. Они вне познания. Ценности образуют свой особый мир и постигаются направленностью человеческого чувства. Аксиологический тип мышления — это мышление о ценностях, которые переживаются, чувствуются, эмоционально окрашиваются. Что предпочитает человек? Если он предпочитает ценности, то это для него благо и это высший уровень. Если он предпочитает значимости и полезности, то это тоже для него благо. Полезности материальны, вещественны, значимости социальны, связаны с миром общения. Ценности культурны. Важно, чтобы в человеке соразмерно были бы представлены все уровни: ценности, значимости, полезности.

М. К. Мамардашвили писал, что философию нельзя определить и ввести в обиход суммой сведений,,, .Философия постигается лишь тогда, когда мы ее мыслим сами, когда мы уже в философии. Получается, что философия целиком и полностью продукт мыслительной работы. 0на не является вещью, которая существует независимо от человека, а последнему только и остается, что проникнуть внутрь этой вещи и познать ее. Философия — это внутренняя ценность личности и в одной из своей проекций она полностью аксиологична. Постигая специфику аксиологического типа мышления начинаем, например, понимать, что если встречается слово значение, то прежде надо выявить смысл, который автор вкладывает в это слово. А если речь идет о наших предпочтениях, то лучше использовать слово «значимость», чтобы избежать ненужных затруднений. Конфуций учил: «Прекрасно там, где человечность. Как может умный человек, имея выбор, в ее краях не поселиться?» Конфуций в своих высказываниях постоянно говорит о своих предпочтениях: красота, совершенство, добро, человечность. Это и есть проявление аксиологического типа мышления. Добро и красота не существуют как реальные предметы, а являются продуктами человеческой мысли и здесь аксиология смыкается с метафизикой.

Если мы знаем только две буквы, например греческого языка, то это вряд ли что даст для чтения и письма. Достаточно ли иметь представление о двух или трех типах мышления, чтобы разбираться в философских текстах. Если будем писать на греческом, то все неизвестные буквы придется заменять двумя известными, но кто поймет такой текст? Вернемся к Сократу, который говорил, что он знает, что ничего не знает. Знанием здесь является то, что Сократ знает о своем незнании, а другие, вроде бы, не знают. Есть человек, который утверждает нечто в отношении знания, а нам нужно выяснить тип мышления. Проявляется ли здесь один тип мышления достаточно явно или несколько? Конфуций учил; «Увлеченность чуждыми суждениями приносит только вред». Если вспомнить предшествующее высказывание Конфуция, то получается, что знание — это нечто, рождаемое изнутри. То есть, процесс познания — это самораскрытие субъекта, а не его отношение к объекту. Таким образом, делать какие-то выводы, опираясь на одно или два высказывания философа не очень эффективно. Это же можно оказать о философии, когда полагают, что освоив два-три типа мышления, могут разобраться в любом философском тексте.

Конфуций учил: «Благородный муж, не обретя доверия простых людей, не заставляет их трудиться, иначе они примут его за насильника; не обретя доверия, он не выступает с увещеванием, иначе его примут за клеветника.» А как обрести доверие? Если доверия нет изначально, то агитация не поможет. Доверие — это то, что случается, но причины не имеет .

Доверие — это образование спонтанное, внеприродное и принадлежит только человеку. Можно ждать доверия как случайности, а можно созна­тельно его производить. Но в этом случае речь идет не о доверии к другому и тем более не о доверчивости, а доверии к доверию. Доверие в этом случае и становится ценностью. А если доверие есть внутренняя ценность личности, то оно реализуется и во взаимодействии с другими людьми. Доверие — это особе состояние в самом человеке и специально ни на кого не направлено. Если такое состояние в тебе есть, то человек, которому можно доверять сам к тебе придет.

Человек в критической ситуации не всегда выдерживает до конца. Прояви он чуть-чуть терпения и все бы обошлось, но этого самого чуть — чуть часто не хватает. Если терпение не является ценностью, то и реа­лизовать терпение в нужный момент оказывается невозможно.

В одной древней притче говорится о красивой девушке, которая страдала от зубной боли. 0кружающие стали говорить что страдание лишь усиливает ее красоту. Другая девушка об этом узнала и стала страдать намеренно, что сделало ее еще более уродливой. Красота как и доверие не имеет причины, с помощью которой можно было бы автоматически ее усиливать или ослаблять. Нельзя сделать нечто, чтобы за этим после­довало бы появление красоты. Красота не имеет внешней причины, она несет причину в себе самой. Итак, там, где философ говорит о предпочтениях, о ценностях, значимостях и полезностях, там мы вправе обнаружить аксиологичеокий тип мышления.

Инновационная, новаторская идея может прийти буквально из ниоткуда. Такие озарения случаются с многими. Но ждать их, когда надо генерировать идеи постоянно, не вариант. Для этого нужно развивать новаторское мышление.

На человека сильно влияет окружающая среда. Если он размышляет над какой-то идеей дома, то поход в кафе изменит ход мыслей. Сознательно и подсознательно на нас влияют звуки, люди, цвета, запахи и кинетические ощущения. Для одного прекрасной средой для возникновения новаторских мыслей является прогулка, для другого — кухня или рабочий кабинет. Постарайтесь выяснить, какое окружение подходит вам больше всего.

Однако этого мало. Научившись находить вдохновение в месте, важно понимать, что такая возможность не всегда представится. Чтобы не слишком зависеть от окружения, нужно выяснить, какие существуют препятствия для мозга, что вызывает ступор и приводит к банальному мышлению. Некоторые советы могут показаться странными, но речь ведь идет о новаторском мышлении. Страстно желаете придумывать новые, потрясающие идеи? Делайте то, что мало кто делает.

1

Качать мышцы мозга

Если мы хотим накачать мышцы тела, то идем в спортзал и занимаемся. Развитие мышц мозга требует того же. Чтобы привить себе новаторское мышление нужно:

  1. Создавать идеи.
  2. Делать это каждый день.

Вдвойне важно быть не аматором, а профессионалом. Первый будет создавать идеи, когда у него будет вдохновение. Второй же вводит себя во вдохновленное состояние постоянно. Сначала это будет требовать дисциплины, однако совсем скоро начнет происходить естественно. Создавайте 10 идей каждый день. Каких угодно и о чем угодно. Их ценность не имеет значение, важно количество. Качество придет со временем.

2

Работать и говорить стоя

Сейчас многие выбирают именно такой стиль работы. В сидячем положении больше чувствуется усталость и сонливость. Поэтому мы даем себе поблажки, которых инновации не терпят. Попробуйте работать, писать и читать стоя.

3

Искать вдохновение везде

Никто не знает, откуда придет идея, поэтому ищите вдохновение везде. Философ Джим Рон сказал: «Не пропускайте ничего. Не пропускайте музыку, стихи, песню, книгу, новое место».

Впитывайте информацию как губка. Это не значит постоянно отвлекаться на разные вещи, это лишь означает, что нужно концентрироваться подолгу на чем-то, что приводит к работе мысли. Если выбрали музыку, фокусируйтесь на ней. Если книгу, то читайте ее и не думайте о чем-то еще.

Возможности есть повсюду: в очереди, в пробке, в супермаркете. Не позволяйте своему мозгу застаиваться.

4

Концентрироваться на меньшем

Многие люди размышляют так: «Сегодня слишком много дел, поэтому я не буду читать книгу/заниматься английским/заполнять дневник». Но что, если уделить хотя бы 10 минут? Это как минимум позволит вам не забыть о том, что учили раньше.

10 минут каждый день на протяжении месяца позволят вам достигнуть большего, чем если вы будете концентрироваться целую неделю, а затем забросите занятия. Выделить столько времени может даже самый занятой человек.

5

Находить людей

У каждого человека есть друзья или знакомые. Если среди них нет близкого по духу, находите их в интернете. Чтобы привить себе новаторское мышление, нужно формировать такое окружение, которое позволит раскрыть свой потенциал.

Можете вместе создавать идеи, даже если их невозможно воплотить. Вместе интереснее и веселее.

6

Научиться разгружать мозг от ненужных мыслей и информации

Так уж устроена память, что запоминаем мы не только то, что хотели бы и что нужно, но и многое из окружающего нас информационного шума. Это мешает мыслить ясно, выматывает и вызывает усталость.

Занимайтесь йогой, медитацией и прочими духовными практиками. Думайте о чем-то важном, а не обо всем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *