Методика обучения детей чтению дошкольного возраста

Методики обучения детей чтению

Александрова К.А. Методист

кафедры дошкольного образования АО ИППК РО

На сегодняшний день существует множество различных методик обучения детей чтению. Рассмотрим самые популярные из них.

Звуковой метод обучения чтению (его еще называют фонетический метод) состоит из следующих этапов:

1. Ребенок учится слышать и различать звуки в словах

2. Ребенок учит, какими буквами записываются эти звуки

3. Ребенок учится складывать написанные буквами звуки в слоги

4. Малыш читает слова, а потом — предложения

Звуковой метод обучения чтению — это традиционный метод, получивший широкое распространение. Именно по этой методике в советское время учили читать детей в школах, по этой же методике учат читать детей и во многих современных школах.

Плюсы звукового метода

1. Метод обычно используется для обучения чтению в школах, поэтому ребенку не придется «переучиваться», он будет легко понимать учителя и выполнять его задания (например, делить слово по слогам, различать гласные и согласные звуки и другие)

2. Метод развивает так называемый фонематический слух ребенка, который позволяет слышать и выделять звуки в словах, что способствует их правильному произношению. Как правило, логопеды рекомендуют именно этот метод обучения чтению, поскольку он еще и помогает деткам избавляться от дефектов речи.

3. Учить ребенка читать по звуковому методу можно в любом удобном месте, некоторые упражнения можно выполнять даже на улице

4. Для обучения не нужны дорогостоящие или сложные в изготовлении пособия, не нужна какая-то особенная подготовительная работа. Звуковой метод очень легок в использовании. Если родители загружены на работе и у них мало свободного времени, которое они могли бы посвятить обучению ребенка, то этот метод подходит им больше всего. Для большинства упражнений достаточно только фломастера и листка бумаги, а для некоторых — не нужно будет даже и этого.

5. Звуковой метод подвергался проверке в школах в течение длительного времени. Все школьники рано или поздно, занимаясь по этой методике, начинали читать.

Минусы звукового метода

1. Звуковой метод не подходит сторонникам раннего развития ребенка, которые хотят, чтобы малыш научился бегло читать раньше пяти — шести лет. Поскольку обучение чтению идет через анализ слова, через развитие фонематического слуха, через звуки к слогам, через слоги — к словам, то это — довольно длительный процесс, требующий определенного уровня развития ребенка, поэтому начинать заниматься по этому методу слишком рано — просто бессмысленно.

2. Научиться быстро и не задумываясь складывать звуки в слоги, а потом в слова, особенно если эти слова — длинные и сложные, не так то просто. Для достижения быстрой техники чтения необходимо много читать и тренироваться. Будьте готовы к тому, что сначала малыш читать слова будет медленно, с трудом, с ошибками.

3. Обычно первое время ребенок не понимает прочитанного, поскольку все его усилия будут направлены на то, чтобы прочитать и разобрать отдельные слова. Пониманию прочитанного придется уделять отдельное внимание.

Методика Зайцева.

Методика Зайцева, а точнее, метод обучения чтению Николая Зайцева основан на использовании
► специальных кубиков, так называемых «Кубиков Зайцева»,
► таблиц, разработанных автором методики
► и аудиозаписей с пропевками столбиков и строчек таблиц под музыкальное сопровождение.

Методика Зайцева обучения чтению является очень популярной, она отлично подходит сторонникам раннего развития детей, и, кроме того, она нравится самим детям.

Ведь все, что от них требуется — это играть интересными, разноцветными и очень увлекательными кубиками, и петь песенки. Все обучение и запоминание происходит как бы само собой, без особенных усилий и трудозатрат.

Итак, этапы обучения ребенка чтению по методу Николая Зайцева:

1. Приобретаем (или изготавливаем самостоятельно) материал для занятий (кубики, таблицы, аудиозаписи), развешиваем таблицы.

2. Поем песенки — попевки, играем в кубики, пишем слова (кубиками и на таблицах), чтение приходит само.

Плюсы методики Зайцева

1. Система позволяет учить ребенка читать так рано, как вам этого хочется. При этом она подходит и деткам постарше, с которыми тоже можно прекрасно по ней заниматься.

2. Дети могут очень легко и быстро научиться читать, при этом читать они будут бегло, без запинок, без излишних трудозатрат. При этом занимаются они обычно с большим интересом и удовольствием.

3. Если ребенок никак не может освоить чтение, то занятия по этой методике могут позволить малышу быстро приобрести нужные навыки и все-таки начать читать. Методика подходит для слабовидящих, слабослышащих детей, а также для детей и взрослых, для которых русский язык не является родным.

4. Методика вырабатывает определенные навыки грамотного письма.

5. Система обучения, разработанная Николаем Зайцевым, развивает органы чувств малышей, и тренирует глазные мышцы. Это обусловлено тем, что таблицы расположены в разных местах помещения, они довольно крупные и требуют при работе активного движения глаз. Также занятия с ними являются прекрасной профилактикой развития сколиоза и других болезней позвоночника. А песенки и по-разному звенящие кубики при этом развивают музыкальный слух и чувство ритма.

Минусы методики Зайцева

1. Проблемы у детей, занимающихся по этой системе, могут возникнуть в начальной школе. Им приходится учиться разделять слоги на звуки, ведь малыш сразу учил склады, а не составлял из отдельных звуков. При этом школьная программа на это не рассчитана. Детей учат наоборот — идти от звуков к слогам, что может вызвать некоторое непонимание у детишек, учившихся читать по методике Зайцева.

2. Некоторое нессответствие цветов, применяемых Зайцевым со школьной программой. В ней гласные звуки обозначаются красным цветом, согласные — зеленым и синими цветами.

3. Необходимы определенные материальные и трудовые затраты при покупке и изготовлении пособий (кубиков и таблиц) Зайцева, которые может позволить себе не каждая семья. Также довольно большие таблицы должны будут висеть на стенах, что нравится не всем, а у некоторых может не найтись и подходящего для них места.

4. Родителям самим приходится «привыкать» к методике, чтобы заниматься ею с детьми. Ведь их-то самих учили по обычному, традиционному звуковому методу. А если по кубикам не заниматься, а просто отдать их детям, то они могут ими играть, но при этом обучаться чтению не будут.

5. Возможна ситуация, что ребенок не захочет петь или заниматься кубиками «как нужно», а предпочтет, к примеру, просто строить из них башни или разрывать кубики, пытаясь узнать что у них внутри. Результата от таких занятий не будет.

Методика Глена Домана

Глен Доман для обучения детей чтению предложил следующий метод: ребенку с самого раннего возраста (чем раньше, тем лучше) взрослый показывает карточки с написанными на них словами.

При этом он (т.е. взрослый) проговаривает вслух слова, написанные на показываемой малышу карточке. Карточки нужно демонстрировать по определенной схеме, постепенно заменяя одни слова другими. Карточки в руки детям не даются.

Заниматься по методике можно с детьми от 0 до 5 лет.

Методику обучения чтению по Глену Доману можно условно разделить на следующие этапы:

1. Читаем слова от простых к сложным, потом читаем глаголы

2. Читаем словосочетания, потом простые и сложные предложения

Паралельно обучению придется подготавливать все новые и новые карточки со словами, предложениями, а потом и с рассказами.

Плюсы методики Глена Домана

1. Можно научить читать даже очень маленького ребенка.

2. Все обучение для малыша будет выглядеть как приятная игра, в процессе которой ребенок получает большую порцию внимания взрослого и положительные эмоции.

3. У малыша будет развиваться память, он будет получать (и запоминать) огромное количество разнообразной информации, сможет получить энциклопедические знания, если вы будете не просто учить ребенка читать, а заниматься по методике Глена Домана полноценно.

Минусы методики Глена Домана

1. Необходимость в изготовлении большого количества карточек, это довольно трудоемко, если делать их полностью самостоятельно, и несколько проще, если купить уже готовые наборы (или распечатать их из интернета).

2. Карточки нужно показывать ребенку ежедневно, по нескольку раз в день, следить за правильной заменой уже продемонстрированных карточек. Если родители загружены на работе, делами по дому, а также другими мероприятиями с детьми (прогулками, детским садом, простыми играми и т.п.), то соблюдать распорядок занятий очень тяжело.

3. Ребенок может не реагировать на карточки, может забыть пройденное, может требовать показываемые карточки — чтобы их потрогать или пожевать, что делать в таких случаях — Глен Доман не уточняет. Также бывают очень активные дети, которым тяжело усидеть на месте, а уж тем более куда-то сосредоточенно смотреть.

4. Возможно возникновение проблем в начальной школе, как и у всех детей, учившихся читать сразу по слогам, складам или словами, а не составлять их из звуков. Школьная программа на это не рассчитана. Детей учат наоборот — идти от звуков к слогам, что может вызвать некоторое непонимание у таких детишек.

5. Ребенок из активного участника процесса обучения превращается в его объект. При обучении работает только зрительная система малыша, другие органы чувств не задействованы. Его нагружают знаниями, но не учат думать и анализировать. Но при этом, несомненно, для развития творческих и исследовательских способностей можно в свободное время использовать другие методики.

6. Обучение проводится с малышами до пяти лет, лучше с рождения. С шестилетками и более старшими детьми методика не работает.

В ЦРР «Академия» мы предлагаем групповые консультации по обучению чтению на основе звукового метода. Основанием выбора данной методики являлось то, что на её основе построено обучение в школе. Таким образом, ребёнок, поступая в школу, не будет испытывать трудностей при обучении грамоте, а даже напротив овладеет основными её элементами.

Также среди плюсов посещения групповых консультаций ЦРР «Академия» является то, что большое внимание уделяется развитию устной речи ребёнка. На консультациях предлагаются различные задания, позволяющие устранить пробелы в развитии грамматического строя речи, обогатить словарный запас ребёнка, развить интерес к слову, к речи.

Кроме того, большое внимание уделяется развитию зрительного восприятия, зрительного внимания и памяти, а также развитию пространственных представлений, т.е. тех функций, которые лежат в основе навыка чтения.

Таким образом, посещая групповые консультации ЦРР «Академия» одновременно с обучением чтению ребёнок получит хорошую возможность для развития внимания, памяти, мышления и речи.

С самого первого дня родители задумываются о будущем своего ребенка – легко ли ему будет адаптироваться к быстро меняющемуся миру, сможет ли малыш быть успешным, насколько быстро он будет осваивать новые навыки и знания, ведь школа с каждым годом все повышает требования к тем, кто поступает в первый класс. Чтобы быть успешным в учебной деятельности, ребенку необходима грамотная подготовка к школе.

Подготовка к школе – важный процесс, в котором задействовано множество людей – это и сами родители, и воспитатели в детском саду, и психологи, и, если это необходимо, логопеды, чья главная задача – создать предпосылки для достижения успешных результатов развития способностей ребенка. Это процесс, который охватывает все сферы жизни ребенка.

Время, когда следует начинать подготовку к школе, строго не определено, но известно, что с четырех-пяти лет дети уже способны усваивать законы языка, различать гласные и согласные звуки, это – первые шаги к обучению чтению и письму.

Готовность к школе разделяют на психологическую и содержательную.

Под психологической готовностью обычно понимают мотивацию к обучению, которая тесно связана с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, а также с желанием занять определенное место в системе общественных отношений. Ребенок, готовый к обучению в школе, стремится учиться потому, что воспринимает процесс обучения как способ стать взрослее, и имеет большую познавательную потребность, которую уже не может удовлетворить дома. Психологическая готовность к школе предполагает, что у ребенка хорошо развиты такие познавательные процессы как память, внимание, мышление, речь, восприятие, воображение. Для развития этих способностей мы рекомендуем следующую литературу, игры и методические пособия, которые могут быть полезны как для воспитателей и методистов детского сада, так и для родителей дошкольников:

1. Денисова Д., Дорожин Ю., Развитие речи у дошкольников. Подготовительная группа — Дошкольнику важно научится строить предложения, последовательно излагать свои мысли. Собранные в этом пособии упражнения помогают детям научится составлять рассказы по картинкам, выстраивать логическую цепочку, определяя, что происходило раньше, что потом

2. Логические блоги Дьенеша — Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Основная цель – научить ребенка решать задачи на разбиение по свойствам

3. Развивающая система игрушек и игр изобретателя В. А. Кайе — Набор формирует творческое, объемно-пространственное и ассоциативное мышление, сенсомоторные координации, помогает развивать фантазию, воображение, глазомер, архитектурно-художественный вкус, творческое начало, индивидуальность в сочетании с умением работать в творческом коллективе сверстников, способствует осмысленному восприятию внешнего мира, ориентации на плоскости и в пространстве, развитию чувства гармонии, композиции, пропорции, симметрии и асимметрии, формы и красоты.

Под содержательной готовностью к обучению мы понимаем развитие начальных навыков письма, чтения, счета. Установлено, что в 5-6 лет у детей уже хорошо развиты интеллектуальные, физические и психические возможности, что может позволить перенести часть программы первого класса в подготовительную группу детского сада – в это время дети успешно осваивают графомоторные навыки, основы математики и чтения. Главное требование при обучении этим умениям – постоянное сотрудничество ребенка с членами семьи и воспитателями. Для успешного освоения навыков письма и формирования красивого почерка, у ребенка должна быть развита мелкая моторика рук. Здесь могут помочь такие полезные мелочи как держатели-ластики, не дающие пальчикам скользить по карандашу и шнуровки. Полезно также будет делать пальчиковую гимнастику.

При подготовке к школе ребенка учат сравнивать, делать выводы и обобщения, сопоставлять. Родители должны помнить, что у ребенка сохраняется потребность в том, чтобы ему читали даже после того, как он научится читать сам. И эту потребность нужно удовлетворять. Для этого дошкольник должен научиться внимательно слушать то, что ему читают, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения. После чтения обязательно выяснить, что из прочитанного понял ребенок, какие выводы сделал – это научит его анализировать прочитанное, закрепит в словаре новые слова, а также поможет развить связную речь. Чем совершеннее будет речь ребенка, тем успешнее будет в дальнейшем его обучение в школе. При обучении навыкам чтения, важно развивать фонематический слух — умение различать все звуки родного языка, смысл слов, близких по звучанию. Развитие фонематического слуха является базой для профилактики дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Для развития навыков чтения и письма, умения различать гласные и согласные звуки, образовывать и читать слоги, слова и простые предложения, а также для овладения начальными знаниями по математике, наши специалисты рекомендуют следующие книги:

1. Агафонов В., Агафонова О., Новая математика для дошкольников с элементами развития речи — В центре учебного сценария — числа первого десятка: их значение и состав, сложение и вычитание, а еще решение задач, оперирование с простейшими математическими понятиями и знакомство с геометрическими фигурами — все то, что может и должно стать основой для успешных занятий математикой в будущем

2. Колесникова Е. В., Математика для дошкольников 5-6- лет. Сценарии занятий по развитию математических представлений — Часть цикла «Математические ступеньки» предназначена для работы с детьми 5-6 лет (старшая группа). Она включает методическое пособие по проведению 32 учебно-игровых занятий и тетрадь «Я считаю до 10» для выполнения заданий ребенком

3. Костылева Н. Ю., Занимательные упражнения по обучению грамоте дошкольников — Книга в интересной и доступной форме с использованием большого изобразительного материала знакомит дошкольников со звуками и буквами русского языка, учит анализировать звучащее слово, помогает сформировать первоначальные навыки чтения и письма. Рекомендуется для индивидуальных и групповых занятий с детьми в детском саду и дома.

Сложно переоценить роль игр в подготовке к школе. Игра является основной деятельностью дошкольника, и ей в системе подготовки должно быть уделено большое внимание. Игры оказывают общее развивающее влияние на личность ребенка, и, кроме того, они дают возможность ему проиграть ситуации и действия, которые в значительной степени приближенны к будущей учебной деятельности.

Вы можете найти развивающие игры для занятий с ребенком в детском саду или дома в специальном разделе нашего магазина — Развивающие игры и игрушки

Воспитывая и обучая ребѐнка, следует помнить о том, что нельзя превращать занятия в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребенку. Подготовка к школе, в том числе совместные занятия с воспитателями и родителями должны доставлять ребѐнку удовольствие и радость.

Купить книги для детей>>

Книга – неиссякаемый источник знаний, это друг и советчик малыша с самого раннего возраста, она учит и заставляет задуматься, дарит улыбку и хорошее настроение.

Безусловно, ребенок может получать знания, знакомиться с литературой и расширять свой кругозор и словарный запас и будучи активным слушателем сказок и учебников, которые читают ему его родители, но овладение навыком самостоятельного чтения – важная веха в развитии дошкольника, серьезная ступень в его интеллектуальном развитии.

Сейчас уже ни у кого не возникает сомнений в том, что учиться читать ребенок должен до поступления в школу. Возраст, когда малыш готов воспринять эту сложную науку разные методисты определяют по-разному. Кто-то, например, американский врач Глен Доман и его последователи, считает, что заниматься обучением чтению стоит уже в младенческом возрасте. Кто-то склонен откладывать уроки по обучению чтению до старшего дошкольного возраста.

Большинство современных педагогов и психологов рекомендуют не начинать серьезных уроков по изучению этого предмета раньше трех лет. Именно после этого возраста абстрактное и логическое мышление малыша готово к восприятию сложной информации, и он сможет не только механически запомнить графическое начертание букв, но и понять, как буквы должны складываться в слова.

При всем многообразии учебных пособий по обучению чтению, основных методик, между которыми выбирают современные родители, три.

Наиболее распространен традиционный, или так называемый фонематический, способ обучения чтению.

При помощи этой методики учили читать большинство из нас в школе. Сущность этого метода состоит в том, что ребенок сначала выучивает названия и запоминает графический вид букв алфавита, а только потом учится объединять их в слоги.

Для освоения метода вам понадобятся красочно иллюстрированные «Азбука» и «Букварь», для более комплексного, зрительно-слухового восприятия можно использовать специальные учебные пособия для «говорящей ручки».

Не стоит изучать буквы в полном соответствии с их расположением в алфавите. Для начала остановитесь на тех, которые наиболее часто встречаются в словах в повседневной речи (например, гласные «А» и «О», согласные «К», «Л», «В» и т.п.). А вот буквы «Ё» и «Э», «Ц» и «Й» могут подождать. Также будет полезно на первых уроках изучать буквы, которые резко отличаются друг от друга по внешнему виду и звучанию, это позволит избежать лишней путаницы. Не берите для изучения на одном уроке вместе буквы «М» и «Н», «А» и «О», «Ш» и «Щ» и т.п. После того как малыш запомнит несколько букв можно приступать к первым урокам чтения. Читайте короткие слова с открытыми слогами. Для того чтобы малышу было проще понять, как буква соотносится со звуком стоит сначала читать те слова, в которых разночтений между ними не будет.

Для большей наглядности первые слова можно выкладывать перед юным учеником при помощи кубиков с буквами или специальной магнитной азбуки. Это к тому же избавит спину малыша от чрезмерной нагрузки – ведь тогда читать можно стоя или лежа, в процессе игры, а не за партой.

Большим плюсом фонематического метода является то, что он в целом совпадает с учебной программой, по которой малыш будет изучать родной язык в дальнейшем в школе, и ему не придется переучиваться. Основной минус – это сложность овладения знаниями, не стоит ожидать быстрого прогресса в овладении навыками беглого чтения, наберитесь терпения, так как механизм сливания отдельных букв в слоги для многих дошкольников является очень сложным для понимания.

Метод обучения чтению с пеленок создал в 40-х годах ХХ-го века американский военный врач Глен Доман. В своей медицинской практике он столкнулся с тем, что постоянная активизация определенных зон мозга способна привести к блестящим результатам – дети с травмами головного мозга и отставанием в развитии при помощи специальных карточек, придуманных медиком, догоняли своих сверстников, здоровые малыши начинали бегло читать практически одновременно с овладением речью. Секрет методики Домана в том, что он предлагал учить ребенка читать не буквами, а сразу целыми словами. Для этого малышу нужно было механически запомнить их внешний вид, а после накопления и определенного анализа этих знаний выдать готовый результат.

Для того чтобы начать учить малыша чтению по Доману вам понадобится много терпения, свободного времени и табличек. Их можно купить в готовом наборе «Карточек Домана» или изготовить самостоятельно. На каждой такой табличке на светлом однотонном фоне крупным четким шрифтом написано только одно слово. Доман считал, что наиболее эффективным в этом случае будет шрифт красного цвета. Такие таблички необходимо устанавливать та чтобы глаз ребенка постоянно мог остановиться на одной из них. Через день- два таблички меняют.

Похожую методику предлагает родителям малышей и француженка Сесиль Люпан. Однако она несколько модифицировала идеи своего предшественника — кроме демонстрации малышу табличек со словами, она предлагает изучать и отдельно буквы, а также алфавит, преподавая его крохе в виде веселой песенки или стихотворения, а затем, предлагая рассмотреть каждую из букв на отдельной карточке.

Эти методики крайне полезны для развития малыша, они позволяют стимулировать познавательный интерес, обогащают сенсорику, однако очень часто «волшебного эффекта» не происходит и ребенок, уверенно читающий слова на табличках, теряется, увидев то же самое слово, написанное в тексте сказки другим шрифтом и т.п.

Оригинальный складовый метод обучения чтению придумал отечественный педагог Николай Зайцев. Для занятий с малышом вам понадобится набор готовых Кубиков Зайцева или картонные заготовки и наполнитель для самостоятельного склеивания пособия. Эти особые кубики позволяют комплексно воздействовать на восприятие ребенка – они разного размера и цвета, текстуры, они даже звучат по-разному. Все это позволяет малышу наглядно на интуитивном уровне усвоить различия между гласными и согласными, звонкими и глухими звуками и т.п. На каждом кубике Зайцева написаны склады. В отличие от обычного слога они представляют собой особые единицы, которые соответствуют «одному усилию голосовых связок при произнесении слова». Если традиционное деление на слоги предполагает наличие как открытых, так и закрытых слогов, то у Никитина все склады открытые, короткие и понятные малышу. Сравните: при обычном слогоделении слово «паровоз» мы разобьем на три слоги – «па-ро-воз», а вот складов в нем будет – четыре: «па-ро-во-з».

Вся методика обучения складывается из игр с кубиками и особого пропевания складов, написанных на гранях каждого из них. Плюсом данной методики является ее игровая направленность, способная привить у малыша любовь к получению новых знаний, уберечь кроху от гиподинамии и развития сколиоза и близорукости. Приятно и то, что первые результаты можно увидеть уже после 4-6 занятий с малышом при условии их регулярности.

Существенным минусом можно назвать сильное расхождение складовой методики с фонематиченским принципом изучения русского языка в школе. Фактически малышу придется серьезно переучиваться уже на первых уроках.

Идеального способа быстро и эффективно обучить малыша чтению методисты пока не вывели. Именно вам, родителям, которые знают своего малыша лучше всех, проще определить, какой метод подойдет именно вашему сыну или дочке, не станут ли существующие минусы или какие-либо особенности этих программ и пособий для него и для вас серьезными подводными камнями.

Какую бы методику обучения чтению вы не выбрали – берите от нее только самое конструктивное, не бойтесь экспериментировать и добавлять в занятия свои авторские игры. Только вы знаете, чем проще всего заинтересовать вашего кроху – веселой эстафетой с кубиками, ролевой игрой в «магазин», где вы можете выкладывать названия предметов, или забавными стихотворениями об алфавите. Не забывайте, что главное на данном этапе обучения — не в самые кратчайшие сроки научить малыша читать, а сделать так, чтобы учеба приносила ему радость и удовольствие.

И обязательно не переставайте читать вместе свои любимые книги, ведь до навыков беглого самостоятельного чтения вашему юному читателю нужны тренировки и тренировки, которые не принесут радости, если любовь к чтению не разовьется естественным образом в самом раннем детстве!

Купить книги для детей>>

Елена Фёдорова
В помощь начинающему логопеду

Успех в коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Единственный путь осуществления логопедизации – это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).

Педагоги группы – логопед, воспитатели должны работать в тесном сотрудничестве, стремиться к созданию единого подхода в коррекционно-воспитательной работе.Этому способствует:

— совместное изучение содержания программы;

— составление совместного плана работы.

Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед. Если в старшей группе занятия проходят по подгруппам и воспитатель проводит занятие с параллельной группой по разным видам учебной деятельности. То, в подготовительной группе воспитатель присутствует на фронтальном занятии, записывает ход и ошибки детей, результат занятия записывает в свой план. Это обеспечит воспитателю возможность правильно планировать закрепление материала в разных видах деятельности.

Перед воспитателем логопедическойгруппы стоят следующие задачи:

1. Совершенствование артикуляционной моторики.

2. Закрепление произношения и дифференциация смешиваемых звуков.

3. Активизация отработанной лексики.

4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в упражнениях, играх на бездефектном речевом материале.

6. Формирование связной речи.

7. Закрепление навыков чтения и письма.

Основными направлениями коррекционной работы является:

1. Артикуляционная гимнастика (с элементами пальчиковой и дыхательной гимнастики). Артикуляционные упражнения выполняются ежедневно в утренние часы 10-12 мин.

2. Фронтальные занятия по программе МДОУ в соответствии с календарным планом логопедической работы.

3. Коррекционно — развивающая работа вне занятий.

4. Вечерние индивидуальные подгрупповые занятия по заданию логопеда.

Эта работа проводится воспитателем во вторую половину дня (с 15.30 – до 16.00) с 3-6 детьми (Поволеева ст. 262, Филичева, Чиркина. «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада»).

В старшей группе длительность индивидуальной работы 10-12 мин., в подготовительной группе 10-15 мин.

Эта работа осуществляется по индивидуальным тетрадям детей.

На выходные дни тетради отдаются родителям, чтобы они повторяли задания дома, а в течение недели по этим тетрадям занимается воспитатель.Содержание данных занятий определено программой:

a) Проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;

b) Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;

c) Упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе;

d) Повторение лексико-грамматических упражнений;

e) Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

Кроме того, в группе должна быть тетрадь, в которой отражается взаимосвязь работы воспитателя и логопеда. В эту тетрадь логопед записывает задания для проведения логопедической работы с подгруппой детей и индивидуально. Длительность подгрупповых занятий в старшей группе 15-20 мин., в подготовительной 20-25 мин.

Используемая литература:

1. В. В. Коноваленко. Коррекционная работа воспитателя в

подготовительной логопедической группе. М.

«Гном -Пресс», 1999.

2. Л. С. Маркова Организация коррекционно-разаивающего обучения

дошкольников с задержкой развития.

Практическое пособие. – М.: Аркти, 2002.

3. Дефектология №3, 2002 Научно-методический журнал.

стат. Медведевой Т. В., стр. 84.

4. Т. В. Волосовец Организация педагогического процесса в дошкольном

С. Н. Сазонова образовательном учреждении компенсирующего вида.

М.: Гуманит. изд. центр. Владос, 2004.- 232с.

5. С. Н. Сазонова Развитие речи дошкольников с ОНР. Учебное пособие

для студентов высш. педагог. учебных заведений. -М.:

Издательский центр «Академия», 2003.- 144с.

6. Т. Б. Филичева Дети с ОНР. (коррекционная работа в специальных

Т. Б. Туманова учреждениях. Изд-во «Гном и Д», 2000)

7. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. М.: МГЗПИ, 1991- 188с.

8. Р. И. Лалаева Нарушение речи и их коррекция в образовании детей с

Н. В. Серебрякова ЗПР. М. Владос, 2003.

9. З. Е. Агранович Сборник домашних заданий. Помощь логопедам и

родителям. С-П. «Детство-Пресс», 2002.

10. М. А. Повалаева Справочник логопеду. «Феникс», Ростов-на-Дону, 2002.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *