Эта церковь находится на Новом, или, как ещё его называли, Вороновском кладбище города Козлова-Мичуринска. Храм был построен на средства козловского купца Ивана Ивановича Воронова. 30 мая (11 июня) 1806 года в городе Козлове при кладбищенской Скорбящия Божия Матери церкви был освящён придел во имя иконы Святого Пророка и Предтечи Иоанна. В мае 1809 года в церкви был освящён и третий престол в честь иконы Пресвятые Богородицы «Всех Скорбящих радость». 22 ноября (4 декабря) 1858 года при церкви был открыт свой причт. До этого исправлять Богослужение и выполнять христианские требы было дозволено священникам двух городских церквей: Ильинской и Сторожевской Николаевской. К 1902 году престол во имя Казанской иконы Божией Матери был упразднён, а к 1911 году церковь стала однопрестольной. 21 апреля (3 мая) 1898 года Епископом Александром был определён и 7 (20) июня был рукоположен в священника к Скорбященской церкви Нового кладбища города Козлова Михаил Трофимович Богородицкий, канонизированный Архирейским Собором Русской Православной Церкви в 2004 году.
31 декабря 1938 года на заседании Оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Тамбовской области было утверждено Постановление Президиума Мичуринского Горсовета от 7 декабря 1938 года о закрытии Новокладбищенской церкви в городе Мичуринске на снос. 28 января 1940 года на заседании Президиума Мичуринского Горсовета было решено: «для обеспечения потребности строительства горпромкомбината кирпичом, железом и другими материалами, передать стройтресту церковь на новом кладбище под разборку». К счастью, это постановление не было выполнено в полном объёме. Церковь осталась невредимой, разобрали лишь колокольню. 15 октября 1943 года на заседании Исполкома Мичуринского горсовета депутатов трудящихся по ходатайству верующих граждан города Мичуринска было решено: «Передать в арендное пользование здание кладбищенской церкви с отнесением производства ремонта за счёт общины. Просить Облисполком утвердить настоящее решение». Настоятелем храма общиной был избран священник Александр Михайлович Лебедев (будущий Архиепископ Рижский и Латвийский Филарет). Долгие годы этот храм был единственным духовным прибежищем для жителей города Мичуринска и ближайших районов Тамбовской области.
С 2007 года начались планомерные работы по восстановлению храма, а 28 марта 2012 года начались работы по восстановлению колокольни. Проект строительства колокольни разработала архитектурно-проектная мастерская Николая Андреевича Аверочкина. Храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих радость» связан с именем великой подвижницы благочестия, подвизавшейся при храме в трудные годы гонений на Христову Церковь, схимонахиней Серафимой (Белоусовой Матроной Поликарповной), чьи честные останки погребены возле храма. С 1998 года над могилкой появилась надгробная часовня, устроенная стараниями бывшего тогда благочинным храмов Мичуринского округа Тамбовской епархии протоиерея Александра Филимонова. Благодарные мичуринцы замостили дорожку от церкви до самой матушкиной могилки. Большое количество людей ищут здесь духовной помощи, утешения и исцеления. Особенно много народа собирается здесь 5 октября в день блаженной кончины мичуринской подвижницы благочестия.
Из книги: Сазовнов А. Мичуринск: прогулки с краеведом. — Липецк, 2018
В июне 1861 года живущий в Санкт-Петербурге коллежский асессор Николай Терентьевич Козловский подал прошение Министру Внутренних Дел, в котором он изъявил желание устроить в городе Козлове, без всякого с чьей-либо стороны вмешательства, на свой собственный капитал в 20 тысяч рублей, богадельню для призрения бедных и увечных людей и сирот на 100 человек, с церковью во имя Святителя Николая.
Что же двигало этим человеком? Наверное, на этот вопрос лучше всего ответит следующий документ: «Его Высокопревосходительству Господину Управляющему Министерством Внутренних Дел Тайному советнику и Статс-секретарю Петру Алексеевичу Валуеву. Коллежского асессора Николая Козловского прошение. Тамбовской губернии Козловское градское общество по статистическому исчислению, состоя из 22828 жителей, не имеет доныне общественного дома для призрения бедных, престарелых и увечных своих граждан и сирот. Некоторые из них для ежедневного своего пропитания, прибегают к последней мере крайности – испрашивая при церквах или по домам у благотворителей милостынею насущный себе кусок хлеба. Между ними, под личиною бедности, скрадываются собственно из самых граждан праздношатающиеся и из окрестных деревенских жителей, забывая вовсе прямые свои обязанности, усваивают себе в единственно ремесло одно лишь нищенство и употребляют бесстыдным образом подаваемые им благотворителями деньги, ради Имени Христова, они приучились таким образом доставать себе пропитание; для увеличения в глазах благотворителей внимания к положению их, вводят эту категорию и малолетних своих детей, которые быв все время возраста в бессознательной праздности и не получив нравственных и религиозных начал, по достижении зрелых дет, не только делаются в тягость обществу, но и впадают мальчики в грубые бесчисленные пороки, а девочки служат предметом для пресыщения страсти развращенных сластолюбцев и для доставления себе средств к жизни вдаются в разврат, осуждаемый Божескими и человеческими законами. Увлекаясь чувствами человеколюбия, с одной стороны доставить истинно бедным гражданам должное и основательное в жизни призрение, а с другой, сколь возможно предотвратить зловредное бродяжничество и нищенство, и тем обратить каждого к исполнению своей прямой обязанности, чтобы честными трудами приобретать себе пропитание, я желаю собственным своим капиталом, без всякого с чьей-либо стороны вмешательства, устроить для призрения бедных и увечных людей и сирот в г. Козлове, общественный дом, с церковью во имя Святителя Николая, в котором на первый раз, помещалось бы до 100 человек, на градской земле, отведенной обществом по моему требованию, в достаточном количестве под самое строение, огород и сад, близ кладбищенской Крестовоздвиженской церкви, по плану Правительством указанному. На постройку богадельни определяется 20 тыс. рублей, собственно на постройку богадельни и на содержание призреваемых 10 тыс. рублей. Сверх сего к расширению заведения сего, во всех отношениях, могут служить и добровольные пожертвования частных лиц, да и градская дума, получив от частного лица, устройство такого заведения на значительную сумму, хотя и обязана была бы, для блага своих сограждан, сама употребить такой капитал на подобное устройство, может без всякого обременения, взамен такого выгодного приобретения, отделяя из своих доходов, ежегодно по 1500 руб. для поддержания этого заведения. А как в г. Козлове, за доставлением такого приюта престарелым и прочим людям, могут быть временно нуждающиеся, как например: 1) вышедшие из больницы и по слабости физических своих сил, не могущие вступить в работу; 2) потерпевшие от пожара убытки или лишились всего своего имущества; 3) выходящие бедные девицы в замужество; 4) не имеющие совершенно никаких средств предать тело земле покойного по Христианскому обряду, и прочие разные нужды, то для удовлетворения по возможности того, определяется особый, независимо от богадельного капитал в 10 тыс. рублей. Чтобы жертвуемый капитал на содержание призреваемых и определяемый в единовременное пособие бедным, упрочить навсегда неприкосновенным, необходимо на этот предмет учредить в том же городе Козлове Общественный банк. Основною суммою может служить вышепомянутые 10 тыс. рублей. В учреждение банка предстоят две полезнейшие цели: а) доставить гражданам вспомоществование в коммерческих их оборотах ссудами, получаемыми из банка по документа под залог движимого и недвижимого имения, и б) призреваемые в Богадельне достаточно будут содержаться из одних только прибылей, получаемых от оборотов капитала, положенного на счет их в банке, равно и временно нуждающиеся могут получать себе пособие, из тех же источников банка. На основании чего представляя при сем два проекта Уставов Богадельни и Банка, покорнейше прошу Ваше Высокопревосходительство, исходатайствовать Высочайшее соизволение, как на учреждение в г. Козлове Богадельни и Банка по прилагаемым проектам Уставов, так равно испросить Высочайшего Государыни Императрицы покровительства над заведением Богадельни, ибо Августейшее покровительство Её Величества заставит многих из верноподданнических чувств, оказывать призреваемым в заведении благотворительные пожертвования. В случае, если представляемые мною проекты, признаны будут почему-либо, не вполне удовлетворительными и окажется необходимость произвести в них некоторые исправления, я осмеливаюсь покорнейше просить Ваше Высокопревосходительство, предварительно представления их на Высочайшее утверждение, приказать кому следует предъявить их мне в исправленном виде, для соглашения по возможности моих желаний с требованиями начальства. Подлинное прошение подписал Коллежский асессор Николай Терентьев сын Козловский. Июня 1861 года. Санкт-Петербург. Жительство имею Выборгской части, Охтенского квартала, по Александровской улице, в своем доме № 13».
Проект богадельни, первоначально предлагаемый устроителем Н.Т. Козловским, был пересоставлен в 1863 году инженером штабс-капитаном Высекерским. Здание Николаевской богадельни предполагалось построить трехэтажной (подвал и два этажа). Но сегодня мы не увидим верхнего этажа, как не увидели его и наши предки. Почему? Ответ на этот вопрос кроется в следующем документе. В ноябре 1867 года исправляющий должность Рязанского губернского инженера штабс-капитан Высекерский рапортовал в Козловскую городскую думу: «Бывшею дорожною и строительною комиссией поручено мне было наблюдать за устройством богадельни — зданию, воздвигнутому господином Козловским. По случаю бывшего в 1865 году пожара и возвышенным в то время ценам строительных материалов господин Козловский объявил мне, что устройство третьего этажа он откладывает до будущего времени, и с тех пор я его не вижу, а здание остается неоконченным. Не имея возможности понудить господина Козловского к окончанию предпринятой постройки и зная, что богадельня состоит в распоряжении думы, а равно по случаю нового назначения, я препровождаю при сем, утвержденный на таковую богадельню план. Честь имею присовокупить, что без третьего этажа здание имеет безобразный вид, и богадельня не вмещает всех помещений обязательных для господина Козловского и далеко, поэтому, не удовлетворяет цели и своему назначению. Поэтому необходимо понудить господина Козловского к окончанию постройки, согласно утвержденного и для него обязательного плана». Здание Николаевской богадельни так и осталось недостроенным, так как устроитель её — коллежский асессор Николай Терентьевич Козловский, умер 2 марта 1869 года, в возрасте 70 лет и был похоронен в Староладожском Успенском женском монастыре Новоладожского уезда. Но, несмотря на незавершенность строительства, еще 16 июля 1866 года в Николаевском богадельном доме была совершена всенощная, а 17 июля ректором Тамбовской духовной семинарии Архимандритом Геннадием, вместе с протоиереями города Козлова — Андреем Студенецким и Алексеем Новоспасским, в присутствии городского головы Николая Алексеевича Кожевникова и городничего Поля, при многочисленном стечении граждан была освящена церковь во имя Святителя Николая.
В 1884 году исправляющий должность старосты богаделенской церкви Алексей Миронович Авдеев, ходатайствуя о разрешении постройки нового храма при Николаевской богадельне, писал в городскую думу: «так как богаделенский храм находится в неблаговидных условиях и положении, именно вход в церковь, устроенный в самой богадельне, один и притом со двора приюта, алтарная передняя стена примыкает в богаделенскому дому и боковые стены также загорожены стенами богадельни, отчего алтарь мрачен и весь вообще вид храма некрасив; притом храм тесен – 15 аршин длины и 10 ширины. Новый же храм будет устроен отдельно от богадельни, в богаделенском саду и в более обширном виде, что послужит большою помощью богадельне в материальном отношении; храм должен оставаться домовым, в нем будут устроены хоры для помещения девочек сиротского отделения, и особо от сиротских, места для призреваемых внизу церкви, новый храм будет соединен с богадельнею крытою галереею или коридором». При этом был представлен думе план на новый храм, составленный архитектором Тамбовского строительного отделения Карапетовым. 21 декабря 1884 года, гласные Козловской городской думы в своем заседании, изъявили согласие на постройку нового храма при Николаевской богадельне.
16 июня 1885 года с разрешения Епархиального начальства была совершена закладка нового трехпрестольного храма при Козловской Николаевской богадельне, во имя святителя и чудотворца Николая, Святого Благоверного князя Александра Невского и Святого Великомученика Павла. Иконостас в новой богаделенской церкви был изготовлен в мастерской братьев Шороховых Нижегородской губернии. Каменная, тёплая, одноэтажная церковь с каменной колокольней был построена в 1887 году. С южной стороны её находилась каменная ограда с железными решетками, а с других сторон церковь была окружена зданиями богадельни и её заборами.
12 августа 1888 года гласные Козловской городской думы в своем заседании изъявили согласие на постройку Козловским мещанином Алексеем Мироновичем Авдеевым часовни в ограде против богаделенской церкви, лицом к Мясницкой улице, в честь 900-летнего юбилея Крещения Руси, а также и память Великого Равноапостольного Святого Князя Владимира. 17 января 1889 года техническо-совещательным присутствием строительного отделения губернского правления был утвержден проект часовни, а уже в августе 1900 года часовня была освящена. Часовня была украшена весьма ценным и замечательно красивым иконостасом из фаянса и дорогими, художественными иконами. Иконостас был выполнен на известной фарфоровой фабрике Кузнецова.
В 1918 году Николаевская богадельня прекратила свое существование. Однако, церковь, считавшаяся железнодорожной, продолжала свое существование до 1924 года. 24 марта 1924 года президиумом Тамбовского губисполкома было решено: «по ходатайству рабочих и служащих мастерских при станциях Козлов и Кочетовка, железнодорожную церковь при станции Козлов закрыть, поручив козловскому уисполкому передать здание её в распоряжение участкового комитета профсоюза железнодорожников станции Козлов, для оборудования под Рабочий Дворец». 22 июля 1936 года постановлением президиума Мичуринского горсовета по ходатайству клуба имени Ленина было разрешено городскому коммунальному отделу разобрать часовню, находящуюся при клубе, и полученный материал использовать на ремонтно-строительные работы.
Во время Великой Отечественной войны в здании размещался эвакуационный госпиталь. В клубе железнодорожников имени Ленина была библиотека, работали кружки, цирковая секция, проводили соревнования шахматисты и шашисты, собирались коллекционеры: нумизматы и филателисты, устраивались танцы и работал кинозал. А в 1990-е годы прошлого века там было даже казино. Затем здание принадлежало филиалу Тамбовского университета им. Г.Р. Державина.
20 августа 2013 года состоялась торжественная передача митрополиту Тамбовскому Феодосию символических ключей от здания. 18 декабря 2015 года над входом в Никольский храм была водружена большая икона Святителя Николая.