Миф признаки

Определение слова Миф

МИФ Толковый словарь Ожегова

-а, м. 1.

МИФ | Большой Энциклопедический словарь (БЭС)

-(от греч. mythos — предание — сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы); о происхождении солнца (солярные мифы), луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы); мифы о животных; календарные мифы и др. Особое место занимают мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремесел, земледелия), а также об установлении определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов. Для мифов характерно наивное очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация). В первобытном обществе мифы — основной способ познания мира, опирающийся на своеобразную логику (нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени); особенность мифологического сознания — установление мнимых связей между различными явлениями. Элементы мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании (напр., расовые и классовые мифы, культ вождей, ритуалы массовых сборищ и т. п.). Мифы в переносном смысле — ложные, некритические, оторванные от действительности состояния сознания, концепций, представления.

МИФ | Толковый словарь Даля

-м. греч. происшествие или человек баснословный, небывалый, сказочный; иносказанье в лицах, вошедшее в поверье. Шутники и Наполеона обратили в миф. Иные принимают дьявола за лицо, другие за миф, как олицетворенье зла. Мифический, к мифу относящийся. Мифология ж. баснословие; басни веры, по преданию, боговщина. -логичный, -ческий, баснословный, боговщинный. -лог, баснослов.

Миф (др.-греч. μῦθος) в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях.

Проблема мифа намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд, и многогранна. Следует отметить хотя бы тот факт, что среди исследователей до сих пор нет общепринятого определения мифа. Миф — не сказка: на интуитивном уровне некоторые мифы (например, древневосточные) не воспринимаются как выдумки, но мыслятся содержащими в себе какую-то интересную, но непонятную информацию. Иногда миф противопоставляется легендам и преданиям, которые, как считается, в отличие от абсолютно фантастического повествования мифа, содержат в себе рациональное зерно реальных событий.

Прежде чем рассматривать различные теории мифа, необходимо уяснить его этимологическое значение. Слово «миф» (μ~υθоς) — греческого происхождения и означает «слово, речь, сказание». В греческом языке было ещё несколько лексем с подобным значением, однако иная их форма говорит о том, что по смысловому содержанию они не совпадали. Между ними была очень тонкая разница, из которой можно уловить специфику мифа. Дело в том, что древние греки были очень чуткими к тончайшим оттенкам языка и представление о слове выражалось в их лексике особенным образом. Греки различали «слово» как «миф» (μύθος — mythos), «слово» как «эпос» (έπος — epos) и «слово» как «логос» (λόγος — logos). Миф, эпос и логос имели свои сферы употребления, хотя границы эти, некогда довольно чёткие, с течением времени стали не столь очевидными и доступны объяснению только при специальном анализе. Кроме того, надо иметь в виду, что каждое из этих трёх слов имело множество оттенков (в слове «эпос» их около шестидесяти), среди которых намечался ведущий, основной, тот, который отграничивал данное слово от другого и создавал его неповторимость.

Изучение первичного, устойчивого смысла этих слов с учётом их этимологии приводит к следующим выводам. «Миф», оказывается, выражает обобщённо — смысловую наполненность слова в его целостности. «Эпос» указывает на звуковую оформленность слова, на сам процесс произнесения ( например, в дальнейшем «эпос» — жанр героической песни, «слово» о подвигах, как гомеровские поэмы или древнерусское «Слово о полку Игореве»).

Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы общественного сознания, как искусство, литература, наука, религия, политическая идеология и тому подобное, они удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; миф переживает свою вторую жизнь. Особый интерес представляет их трансформация в литературном творчестве.

Поскольку мифология осваивает действительность в формах образного повествования, она близка по своему смыслу художественной литературе; исторически она предвосхитила многие возможности литературы и оказала на её раннее развитие всестороннее влияние. Естественно, что литература не расстаётся с мифологическими основами и позднее, что относится не только к произведениям с мифологическими основами сюжета, но и к реалистическому и натуралистическому бытописательству XIX и XX веков (достаточно назвать «Приключения Оливера Твиста» Чарльза Диккенса, «Нана» Эмиля Золя, «Волшебную гору» Томаса Манна).

Мифология (от греч. mifos — предание, сказание и logos слово, понятие,
учение) — форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.

Целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.

Миф соединяет в себе рациональное (современный человек пытается достичь ясной картины окружающего мира, и в мифе он находит успокоение) и иррациональное (мифологическое не проверяется, ему нет соответствия в действительности). Однако эффективное воздействие мифологического проявляется как раз в том, что это, как правило, повторение уже случавшегося ранее.

Миф — это яркая и подлинная действительность, ощущаемая, вещественная, телесная реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий мысли и жизни, обладающая своей собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой и в то же время содержащая в себе возможность отрешенности от нормального хода событий, возможность существования иерархии бытия.

Мифы содержат религиозно окрашенные изображения явлений и процессов природы и мира, воплощенных в человеческих образах. Духовные и природные силы выступают в них как боги и герои, совершающие поступки и переживающие страдания, схожие с человеческими.

Мифы разделяются на:

  • теогонические, изображающие рождение и возникновение богов;
  • космогонические, где описывается возникновение мира благодаря действиям богов;
  • космологические, описывающие построение и развитие мира;
  • антропологические, повествующие о сотворении человека, ею сущности и предназначенной им богами судьбе;
  • сатериологические, имеющие своей темой спасение человека;
  • эсхатологические, где говорится о конце света, человека и богов.
  • Миф — явление многозначное, совмещающее в себе два аспекта – взгляд из прошлого или в прошлое (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего (синхронический аспект).

Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф – это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Это:

  • космогонические мифы – мифы о происхождении мира и вселенной;
  • антропогонические мифы – мифы о происхождении человека и человеческого общества;
  • мифы о культурных героях – мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;
  • эсхатологические мифы – мифы о «конце света», конце времен;
  • космогонические мифы, как правило, делятся на две группы: мифы развития и мифы творения.

Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек создается и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).
Мифы о культурных героях повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем — иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода — древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпел страшные мучения — орел выклевывал ему печень, ежедневно вырастающую вновь.
Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии «конца света» и наступлении «конца времен». Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском «Апокалипсисе»: «Грядет второе пришествие Христа — Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит «конец времен», и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям».


Мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения природы, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии. Природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое. В мифе нет абстрактных понятий, в нем все — очень конкретно, персонифицировано, одушевлено. Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.
Ссылки

УДК 81’0

Kuzina Ye. V. MYTHOLOGY AS THE MAIN CHARACTERISTIC FEATURE OF ENGLISH ROMANTIC DISCOURSE.

Key words: discourse, romance novel, popular literature, myth, archetype.

Е.В. Кузина, канд. филол. наук, доц. каф. иностранных языков экономического и юридического профилей

Алтайского гос. университета АлтГУ, г. Барнаул, E-mail: keepsake27@rambler.ru

МИФОЛОГИЧНОСТЬ КАК ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА ДИСКУРСА АНГЛОЯЗЫЧНОЙ РОМАНТИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ

В публикации исследуется англоязычная романтическая проза как особый тип повествовательного дискурса. В результате обзора работ отечественных и зарубежных исследований романтической прозы, автор приходит к выводу, что данный феномен описывается обзорно, но не явился до сих пор объектом серьезного лингвистического анализа. В статье отмечается, что данному типу дискурса присущи универсальные характеристики, среди которых выделяется мифологичность сюжета, реализующаяся посредством интертекстуальных включений, составляющих определенный круг из общеизвестных мифов, сказок.

Ключевые слова: дискурс, романтическая проза, массовая литература, миф, архетип.

В последние десятилетия гуманитарная наука интенсивно осваивает области культуры и искусства, прежде находившиеся на периферии академического внимания, в том числе массовую литературу и одну из ее конкретных разновидностей — романтическую прозу (далее РП). РП представляет собой определенный тип повествовательного дискурса, т.е. корпус текстов, объединенных одной тематикой (развитие любовных отношений между мужчиной и женщиной), имеющих функционально-целевую и коммуникативную общность (повествовательные произведения, написанные женщинами и адресованные женщинам).

Романтическая проза является самым популярным жанром массовой литературы , что и обусловило всплеск интереса исследователей к данному типу дискурса. Значимыми являются работы Т. Модлески, Дж. Рэдуэй, К. Масселл, К. Рэмс-делл, П. Регис. Однако работы данных специалистов отражают лишь отдельные аспекты РП — социологический, психоаналитический, культурологический, литературоведческий. Авторы отмечают общие характеристики дискурса РП: 1) мифологичность

— язык дискурса насыщен символами, аллюзиями на мифические архетипы; 2) общая литературная перспектива

— повествование, в основном, ведется с точки зрения героини, что придает ему эмоциональность; 3) детальное изображение вещного мира, что делает иллюзорный мир реальным и 4) способствует вовлеченности читательниц в повествование, отождествлению их с героями . Остановимся на мифологической черте отдельно.

Исследователи Л. Барлоу и Дж. Кренц отмечают, что популярность данного дискурса обусловлена тем, что эти романы отвечают ожиданиям читательниц, так как они основаны на известных, гендерно-обоснованных архетипах, реализующихся в мифах, легендах, сказках, которые проступают в мотивах, сюжетах, сюжетных ходах, персонажах . Архетипы, как проявление коллективного бессознательного, представляют собой повторяющиеся мотивы, их комбинации, универсальные, устойчивые психологические схемы, бессознательно воспроизводимые и обретающие содержание в мифах, символах, архаических ритуалах, легендах и т.д. Г. Юнг подчеркивает «формальность», схематичность архетипов («Архетип сам по себе пуст и чисто формален, он не что иное как предопределенная способность, возможность представления, данная a priori.» . Содержательную характеристику архетип обретает лишь в сознании, наполняясь материалом сознательного опыта. Становясь более отчетливыми, архетипы сопровождаются оживленными эмоциональными тонами, они способны потрясать, внушать, увлекать. Т.Н. Щировская отмечает, что литературные произведения, созданные с учетом архетипических моделей, притягивают внимание читателя, так как затрагивают глубинные пласты подсозна-

ния , чем и объясняется тяга читательниц к романтической прозе.

Таким образом, являясь мифообразующими компонентами, архетипы реализуются в легендах, сказках, мифах. Миф — это образная модель миропорядка. Как указывалось, особенностью романтической прозы является использование в ней известных мифов, которые, задействуя ассоциативный потенциал читателей, актуализируют вечные, важные для человечества проблемы. Дж. Кренц справедливо отмечает, что в разных жанрах угадываются группы древних мифов, характерных именно для данного жанра. Древними мифами, лежащими в основе романтической прозы, являются истории воссоединения мужчины и женщины, так как они воплощают ценности, жизненно-важные для выживания человечества .

По утверждению Дж. Кренц, в основе каждого литературного жанра лежит группа древних мифов, характерных лишь для этого жанра (детектив, научная фантастика, фэнтази). Наиболее популярные авторы в каждом жанре используют эти древние мифы и легенды, обеспечивая популярность жанра. Вестерны и детективы используют рыцарские легенды, жанр романов ужасов эксплуатирует мифы о сверхъестественных силах, существующих с первобытных времен; научная фантастика основана на мифах об открытиях и страхах, испытываемых людьми перед чужаками, агрессивными биологическими видами, стремящимися захватить новые территории. Стержнем романтической прозы являются древние мифы, посвященные союзу мужчины и женщины. Истории становятся мифами, когда воплощают идеалы, необходимые для выживания видов, а нет ничего более важного для выживания человечества, чем успешный союз пары .

Среди популярных мифов дискурса романтической прозы особое место занимает миф о Персефоне. Похищенная таинственным могущественным Аидом, девушка вынуждена остаться с королем мертвого царства, и лишь на некоторое время может возвращаться к матерее Деметре. Но и Аид очарован и покорен ею. Он — воплощение тьмы, смерти, она — свет, жизнь, возрождение. Миф может эксплицироваться и путем аллюзий, намеков на отдельные его детали, таким образом, задействуют-ся фоновые знания читателя: «I am fond of pomegranate myself -may I share with you the forbidden fruit of the gods?»… each bite made her think of the myth surrounding the strange red-gold fruit .

Миф о Персефоне актуализируется в романах и с помощью контраста между главными героями — мрачность героя усиливает свет, сияние, исходящие от героини. В противопоставлении героев можно различить отзвуки мифов, где проводится параллель между героем и самим дьяволом: «The romance hero is often

portrayed as a dark force, vaguely satanic» . Эта параллель с мифологическим архетипом находит свою реализацию в языке романов. В проанализированных романах неоднократно используются слова demon, devil, а также производные и ассоциативные слова для характеристики главного героя — Lucifer, devilish, fallen angel, a devil in disguise, diabolical, diabelrie, a scent of sulphur.

Персонажи, наиболее четко воплотившие в себе перечисленные черты мифа, получают статус архетипических образов. Исследователь РП С. Филипс утверждает, что Хитклиф (Heathcliff) — это не просто прототип, это архетип . Черты Хитклифа можно увидеть в героях (alpha men) романов современной РП. Типичные характеристики героя обобщены многими критиками: mean, moody, magnificent, arrogant, mocking, overbearing, brutal, strong men with prestige and intelligence, short tempered, ruthless, cruel, formidable, tough, hard-edged, mysterious, exotic, powerful.

Основополагающим архетипическим сюжетом романтической прозы является история Золушки. Мотив «Золушки» повторяется во всех рассмотренных типах дискурса РП, являясь то ведущим, то второстепенным для развития сюжета. Авторы используют и прямые ссылки на Золушку, прекрасного принца, фею: As they moved off Virginia told herself she was like Cinderella ; «Do you really mean that I am to come to the ball?» «Cinderella, yes. I am your fairy mother. I shall wave my magic wand» .

Зачастую романы содержат непосредственные аллюзии на героев сказок о «Спящей красавице», о «Царевне-лягушке». «Perhaps you are the Sleeping Beauty. If so, I hope I am going to be the Prince who will awaken you .

Другим популярным в РП мифом является миф о рыцаре в белых доспехах, спасающем деву и убивающем дракона. Так, в трилогии Н. Робертс «Звезды Митры» этот миф объединяет

Библиографический список

все три романа. На важность образа указывает то, что он вынесен в сильную позицию — в посвещение трилогии: «To white knights and their damsels». Автор на протяжении трех романов постоянно обращается к мифу. Damsel in distress, he mused, and his lips curved. Just what the doctor ordered . Герой, Кейд, под легкой иронией скрывает благородство и доблесть настоящего рыцаря: «Risked your life to protect mine.» «I’ve always wanted to slay the dragon for the damsel. You gave me the chance» .

Образ рыцаря, борца со злом, защитника справедливости, прослеживается и в романе «Похищенная звезда». Герой романа Джэк Дакота — черный рыцарь, решительный и смелый: Jack often thought he’d been born out of his own time. He figured he’d have made a pretty good knight. A black one .

Идиостилевой чертой данного автора являются мифы, положенные в основу романов, объединяющие их в трилогию, подчеркивающие идею произведения. Автору удается воссоздать и оживить популярные для РП мифы и легенды, выполняющие роль связующего звена в романах трилогии.

Итак, РП апеллируют к читательницам благодаря тому, что основывается на архитепических сюжетах, типах, ситуациях, ищет ответы на вечные вопросы, затрагивающие женщин всего мира. Подобные элементы мифов и легенд, порой не выраженные словами, но лежащие в основе сюжета, ассоциируются у женщин на подсознательном уровне с чем-то знакомым и понятным. Автор РП и его читатель подписывают своего рода негласное соглашение, по которому читатель обязуется верить автору, если последний создаст в своем произведении фантастический мир, в котором идеалы мужественности, справедливости, чести, преданности, любви ставятся под сомнение и, в конце концов, торжествуют. Это знакомый с детства мир, в котором любой конфликт разрешается, добро побеждает зло, свет — тьму, герои соединяются в счастливом браке.

1. Ramsdell, K. Romance Fiction: a Guide to the Genre. — USA, 1999.

2. Modleski, T. Loving With a Vengeance: Mass-Produced Fantasies for Women. — USA, 1982.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Рэдуэй, Д.А. Читая любовные романы: женщины, патриархат и популярное чтение. — М., 2004.

4. Mussell, K. Where’s Love Gone? / K. Mussell // Paradoxa. — 1997. — Vol. — № 1-2.

5. Regis, P.A Natural History of the Romance Novel. — USA, 2003.

7. Юнг, К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. — Киев, 1996.

10. Winspear, V. The Honeymoon. — London, 1986.

11. Cameron, S. Moments of Power // Dangerous Men and Adventurous Women: Romance Writers on the Appeal of the Romance. — USA, 1992.

13. Cartland, B. The Unknown Heart. — London, 1995.

14. Holt, V. The Judas Kiss. — N.Y., 1981.

15. Roberts, N. Hidden Star / N. Roberts. — N.Y., 2001.

16. Roberts, N. Captive Star. — N.Y., 2001.

1. Ramsdell, K. Romance Fiction: a Guide to the Genre. — USA, 1999.

2. Modleski, T. Loving With a Vengeance: Mass-Produced Fantasies for Women. — USA, 1982.

3. Rehduehyj, D.A. Chitaya lyubovnihe romanih: zhenthinih, patriarkhat i populyarnoe chtenie. — M., 2004.

4. Mussell, K. Where’s Love Gone? / K. Mussell // Paradoxa. — 1997. — Vol. — № 1-2.

5. Regis, P.A Natural History of the Romance Novel. — USA, 2003.

7. Yung, K.G. Dusha i mif: shestj arkhetipov. — Kiev, 1996.

10. Winspear, V. The Honeymoon. — London, 1986.

11. Cameron, S. Moments of Power // Dangerous Men and Adventurous Women: Romance Writers on the Appeal of the Romance. — USA, 1992.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *