Мифы ветхого завета 5 класс

Царь Давид и его сын Соломон — одни из самых запоминающихся персонажей Ветхого Завета. Первый прославился почти как безупречный правитель, второй знаменит своей мудростью.

Поклонникам Давида и Соломона есть чему радоваться, ведь благодаря находке израильских археологов обе мифические фигуры предстают весьма реальными историческими персонажами.

Во всяком случае, открытие в деревне Тель-Этон дает основания предполагать, что легендарное библейское царство Давида в действительности существовало.

Находка представляет собой довольно крупную постройку, которая явно принадлежала правителю некоей династии. На мысль об этом наводят архитектура и размеры здания. Постройка датируется примерно 1 тыс. лет до н. э.

В статье, опубликованной в авторитетном издании Radiocarbon, исследователи отмечают, что постройка не могла появиться в обычной деревушке. Такое здание свидетельствует о большой организации — скорее всего, это царский дворец.

«Какое крупное царство могло существовать в этом регионе около 3 тыс. лет назад?”— спрашивает израильский археолог Авраам Фауст, возглавлявший раскопки в Тель-Этоне.

Ответ напрашивается только один: это было израильское царство Давида. Того самого легендарного идеального властителя, который был помазан на царство еще будучи простым пастухом. Затем он прославился победой над великаном Голиафом, а став царем, последовательно поверг всех врагов Израиля — филистимлян, моавитян и идумеян, захватил Иерусалим.

Давид еще при жизни посадил на трон Соломона, своего сына от любимой жены Вирсавии. Соломон является не менее знаменитым библейским правителем, чем его отец. Больше всего он прославился мудростью.

Собственно, сам факт существования Единого царства остается предметом для дискуссии среди археологов и историков. Помимо Библии, в распоряжении исследователей есть всего несколько письменных свидетельств того, что царство существовало. Например, стела египетского фараона Мернептаха, которая датируется примерно 1200 г. до н. э. В надписях на ней кратко упоминается государство Израиль. В то же время ряд исследователей утверждают: археологических свидетельств царства попросту нет.

Находка дворца Давида и Соломона могла бы положить конец этой затянувшейся дискуссии.

Его раскопки длились с 2006-го по 2015 год. Поначалу Фауст и его коллега Яир Сапир даже не могли оценить масштаб найденного. Считалось, речь идет просто о двухэтажном строении дохристовой эпохи.

Единое Израильское царство пора перестать считать библейским мифом
Авраам Фауст,
археолог

Поверх этого здания была еще одна постройка, разрушенная во время нашествия ассирийцев в VIII ст. до н. э.

Однако со временем стало очевидно: масштабы постройки говорят о том, что это — весьма значительная находка. Площадь первого этажа составляет 230 кв. м.

«Таким образом, здание автоматически попадает в 1 % самых крупных сооружений, построенных более 3 тыс. лет назад”, — поясняет Авраам Фауст, археолог, возглавлявщий раскопки.

По мнению Фауста, о важности этой крупной постройки говорит и ее местоположение. «Здание возведено на самом высоком холме и доминирует над остальными частями поселения, а также над окрестными землями и дорогами”, — констатирует археолог.
Еще на ранних этапах раскопок, когда о Давиде никто не упоминал, археологи прозвали здание «резиденцией губернатора”, настолько очевидным было его главенствующее расположение в Тель-Этоне.

Установить возраст постройки удалось благодаря радиоуглеродному методу датировки. В нынешнем году метод был применен к четырем артефактам, найденным на первом этаже,— двум фрагментам древесного угля и двум оливковым косточкам.

Это позволило датировать дворец эпохой, когда предположительно жили библейские Давид и Соломон.

Сооружение было ориентировано на восток и разделено на четыре зоны — три длинных помещения во фронтальной части и одно просторное в задней части дома.

Это также свидетельствует в пользу гипотезы о дворце Давида. По словам Фауста, именно так распределяли пространство в крупных постройках израильтяне. Другие народы этого региона так не строили никогда, подчеркивает исследователь, уточняя, что считает это доказательством существования Единого царства в Тель-Этоне.

Раскопки в окрестностях также подарили сторонникам идеи Единого царства косвенное доказательство его существования. Поселение Тель-Этон, в котором расположен дворец, имело по периметру фортификационные укрепления. Это является признаком столицы или, по крайней мере, важной административной единицы, утверждают исследователи.

Связь между найденным зданием и царством Давида базируется целиком на косвенных доказательствах, признают Фауст и Сапир.

Но даже если прийти к выводу, что библейский Давид — это миф, значит, существовал некий другой могущественный царь, который в этот период построил огромный дворец на возвышенности, считают они.

Не все историки приняли гипотезы Фауста и Сапира с восторгом.

По мнению Израиля Финкельштейна, профессора Тель-Авивского университета, автора нескольких научных работ о Едином Израильском царстве Давида, результаты стоит воспринимать скептически.

В первую очередь из‑за того, какие именно доказательства предъявляет Фауст. В частности, Финкельштейн указывает, что два из четырех предметов, исследованных радиоуглеродным методом, являются ненадежными. Он имеет в виду оливковые косточки, которые археологи, как правило, не используют для датировки, поскольку возможны большие расхождения в результатах.

Финкельштейн считает: приведенных Фаустом доказательств связи между раскопками в Тель-Этоне и мифическими Единым Израильским царством маловато.

Сам Фауст спокойно реагирует на критику. Датировки оливковых косточек совпадают с датировкой более надежных фрагментов угля, найденных там. И в том, и в другом случае возраст составляет около 3 тыс. лет.

Сторону Фауста принимает также Йозеф Гарфинкель, глава факультета археологии Еврейского университета в Иерусалиме. Он указывает, что начиная с 2008 года археологам удалось найти немало артефактов, датируемых примерно 1 тыс. лет до н.э. в этом же регионе.

«Совпадение дат позволяет нам утверждать, что мы на верном пути, и здание действительно относится к этому периоду”, — говорит Фауст, подчеркивая: сложно представить, что это могло бы быть, кроме легендарного дворца Давида и Соломона.

А значит, и Единое Израильское царство пора перестать считать библейским мифом, заключает исследователь.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Ветхий Завет и Моисей

Ибрагимова Саният Датаевна

МКОУ «Гимназия№2» город Хасавюрт

Учитель истории и обществознания

История

5 класс

Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира 5 класс» А.А. Вигасин Г.И.Годер И.С.Свенцицкая М., «Просвещение» 2015

Цель урока: Формирование у учащихся умения работать с текстом учебника, источниками, картой по истории жизни евреев и духовных ценностей человечества.

Задачи : -обучающие (познавательные): познакомить с историей древних евреев; дать представление о Библии и Ветхом Завете, о понятии «единобожие»; научить осознавать библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосифе и его братьях, исходе из Египта ), значение моральных правил библейских заповедей, как части исторических знаний и общечеловеческих ценностей;

-развивающие (регулятивные): анализируя смысл религии древних евреев (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям; научить объяснять, как появление этой религии повлияло на историю людей;

-воспитательные (личностные): формировать понимание значения морали в жизни общества; умения оценивать исторические явления на основе нравственных ценностей заложенных в Ветхом Завете, понимать их актуальность в наше время.

Ожидаемые результаты: -обучающие (познавательные): Обучающиеся смогут назвать место расселения древних евреев, сравнивать природные условия с другими странами , выделять общие и отличительные черты. Осознавать, что библейские мифы и сказания являются частью исторических знаний, в них заложены общечеловеческие ценности, сравнивать с законами других государств. (Законы Хаммурапи)

Тип урока : урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: работа с картой, учебником, иллюстрациями, источниками.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, карта » Древний Восток»

Структура и ход урока

План

1. Библия. Составные части Библии

2. Древние евреи

3. Иосиф и его братья

4.Выход евреев из Египта

5.Заповеди

Структура и ход урока

2. Изучение нового материала

3. Практическая работа

4. Подведение итогов

5. Рефлексия

Технологическая карта урока истории по ФГОС ООО

в 5 классе по теме «Библейские сказания»

( по учебнику «история древнего мира 5 класс» А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.)

Обратимся к карте на с.80

Называем реки, моря, занятия людей.

Во главе еврейских племен стояли старейшины, они хранили предания о своем народе, которые вошли в Библию.

Проблемный вопрос:

Какое значение имеет Библия в приобретении знаний по истории, и какова её роль сегодня в жизни человека, чему она нас учит?

Слушают. Рассматривают карту, проговаривают занятия народов

Работают с текстом учебника с. 74,

Учащиеся высказывают мнения: Старинные книги рассказывают о прошлом, учат мудрости, как не допустить ошибок?

Вопрос о Библии вызывает затруднения.

самоопределение

Анализ, синтез,

Классификация ,умение работать с картой

Анализ, работа с понятиями

Извлечение информации

II Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в проблемном действии

  1. Ребята, почему люди обращаются к старинным книгам? О чем мы можем из них узнать.

  2. Кто из вас видел или читал Библию?

3. Что же такое Библия?

Обращаются к с.74- 75

Умение

сравнивать,

выделять существенные признаки.

Умение извлекать информацию при работе с учебником,

представлять информацию в развёрнутом виде

III Выявление места и причины затруднений

Представляем фото Библии.

Книгу Библия

Из каких частей она состоит?

По ходу ведут записи в тетрадь

Новых слов — Библия. Бог Яхве, Миф. Заповеди.

Пытаются объяснить , почему, по их мнению, пришли к единобожию.

Отвечают: Бог Яхве сотворил мир и дал людям правила, по которым нужно жить, чтобы не было вражды.

Вопрос о едином Боге вызывает затруднение

Привлечение информации из своих знаний.

Высказывание предположений

Умение выделять существенные признаки и их группировка по отличиям

Извлечение информации из иллюстрации

Сравнение,

Обсуждение, организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

IV Работа над проектом

Работаем с презентацией.

Посмотрите на слайд и скажите, что вы видите на слайде?

А теперь обратимся к тексту учебника с. 75

Зачитывают абзац учебника и отвечают на поставленный вопрос.

Анализ,

сравнение и установление причинно- следственной связи при работе с иллюстрацией и текстом.

Извлечение информации

Переработка информации.

V Реализация построенного проекта

Посмотрите на иллюстрацию на слайде.

Вы видите репродукцию картины «Продажа Иосифа»

Рассказ о продаже братьями Иосифа.

Вопрос. Как вы относитесь к поступку братьев Иосифа?

Вопрос. Какова дальнейшая судьба Иосифа?

Читаем текст учебника с.77-76

Вопрос. Почему Иосиф простил братьев?

Как вы думаете, осознали ли братья свою вину?

Какими действиями братьев это можно доказать?

Обратимся к слайдам презентации.

Рассказ о Моисее.

Вопрос. Почему Моисею удалось перевести израильтян по дну моря.

Вспомните. Возможно, вы читали в справочной литературе

о предположениях ученых как это могло произойти.

Посмотрите на слайд. Гора Синай. Бог вручает Моисею скрижали.

Гора Синай дымилась в огне.

Почему , по вашему мнению, с точки зрения науки, гора дымилась?

Запишите новые понятия, термины.

Рассматривают иллюстрацию, слушают рассказ учителя и делают вывод.

Поступок братьев – предательство по отношению к брату. Самое греховное в человеке — зависть. Она способна погубить человека, ставит его на путь предательства.

Вспоминают ранее прочитанное или выдвигают свои версии.

Сравнивают с разливами рек в Междуречье, когда вода могла подниматься, а возможно и расступаться. Ветер дул с моря и одновременно с гор при таянии снегов по течению устремлялся поток. Потоки встречались. Высказывают другие версии.

Гора Синай дымилась в огне, скорее всего от извержения вулкана на ней. Но древние евреи не могли это объяснить с точки зрения науки. Поэтому думали, что все идет от Бога.

Осознание пагубности предательства, понимание чувства ответственности, совести перед близкими.

Собственная оценка поступков

С позиций общечеловеческих ценностей

Применение знаний полученных из опережающего задания.

Связь истории с жизнью.

Анализ, установление причинно-следственной связи используя различные источники.

Расширение оценочной деятельности на основе своих знаний и собственных поступков.

Логические действия, установление причинно-следственной связи построение логической цепочки

Работа с понятиями и определениями, систематизация и организация деятельности

Умение

Извлекать информацию при работе с источником

Извлечение информации

Применение полученной информации

Сравнивают и определяют необходимый уровень информации

Умение

выделять

подобное с раннее

представленной информацией по теме урока

Обсуждение, организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

VI Первичное закрепление и проговаривание

Организация работы в парах или в группах.

1.Что такое Библия, из каких частей она состоит?

2.Почему первая часть Библии называется Ветхий Завет?

3.Какие библейские сказания вам запомнились? Перескажите одно из них.

4.В чем главное отличие религии евреев от религии других народов?

Задают друг другу вопросы

Ответы на вопросы:

Библия – книги. Состоит из 2х частей Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет содержит мифы и предания . Это священная книга для всех кто и исповедует христианство.

Религия евреев отличается от других верований тем, что они верили в одного Бога Яхве, в то время как у египтян и жителей Двуречья было многобожие.

Умение работать в группе

По ходу сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки

Представление информации

Общение и взаимодействие,

работа по плану Обсуждение, организация учебного сотрудничества со сверстниками

VII Самостоятельная работа

Обратимся к с. 51 учебника.

Что общего между клятвой египтян на суде Осириса и заповедями данными Моисею?

С. 75 Самостоятельная работа с мифами. Миф о первых людях

С. 76.Миф о всемирном потопе

Работают с текстом учебника.

Задают друг другу вопросы.

Оценивают и комментируют.

Умение отделять оцениваемые поступки от самого человека

Расширение опыта оценочной деятельности на основе своих знаний.

Применение полученной информации

Обсуждение, организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

VIII Включение в систему знаний

Вспомните, в какой части света жили древние евреи?

Чем они занимались?

Как это повлияло на их быт?

Чем отличалась религия евреев от египтян и жителей Двуречья ?

Какие испытания выпали на долю древних евреев?

Объясняют. Жили древние евреи между Египтом, Двуречьем и побережьем Средиземного моря. Это территория Азии, Ближний Восток.

Установление причинно-следственной связи построение логической цепочки

Применение полученной информации

Умение применять исторические знания на основе практических действий и опыта из прошлого

IХ Рефлексия учебной деятельности на уроке

Запишем небольшой словарный диктант

Что узнали на сегодняшнем занятии?

Что ты понял или не понял на уроке?

Выставление оценок с комментарием

Домашнее задание — (базовый) прочитать §16

Индивидуальные опережающие задания. Предание о Самсоне и Далиле, Давиде и Голиафе, Мудрый царь Соломон.

Записывают новые слова Библия. Ветхий Завет. Бог Яхве. Заповеди. Израильтяне. Гора Синай. Скрижали Делятся впечатлениями

Помогают своим одноклассникам в неясных моментах

Подают дневники для оценки учителю

Записывают в дневники задания .

Умение объяснять смысл своих оценок, осознавать и называть свои результаты, создание ситуации успеха при взаимопомощи другому

Оценивание результата своих действий, определения степени успешности выполненной работы, осознания причин своего успеха или неуспеха для нахождения выхода из ситуации в диалоге с учителем или самостоятельно

Применение полученной информации

Обсуждение, организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Представление информации в сжатом виде.

Самостоятельно искать средства достижения цели

Приложение №1 Задание 1

  1. Напишите, между какими странами жили древние евреи.

  2. В какой части света расположен Древний Египет?

  3. Какое море обозначено цифрой 5 и 6?

Задание 2

Составьте рассказ о скрижалях

1.Сколько записано в них заповедей

2. Перечислите заповеди

3. О чем заключили договор евреи с Богом Яхве?

Задание 3

  1. Какие законы бог дал евреям? Почему они актуальны до сих пор?

  2. Чем отличаются законы Хаммурапи от заповедей данных Моисею?

Ветхозаветная мифология включает в себя мифологические

представления, распространенные среди приверженцев древнего

иудаизма, сложившегося как монотеистическая религия Яхве в I тыс.

до н.э. Эта мифология связана с западносемитской мифологией и

на первых порах представляла собой ее переработку в духе моно-

теизма. Кроме того, в различные периоды она испытала влияние

египетской, шумеро-аккадской и иранской (в частности, зороаст-

рийской) мифологий.

Основной источник для ветхозаветной мифологии (хотя здесь

правильнее говорить о раннем иудаизме) — библейские ветхоза-

ветные тексты, складывавшиеся на протяжении более чем тысяче-

летия — от XIII-XII вв. до н.э. до II в. до н.э. — и впитавшие в

себя источники самого разного характера, в том числе фольклор-

ного происхождения: мифы, древние народные предания, хрони-

ки и исторические документы, законодательные памятники, риту-

альные предписания, победные, свадебные и другие песнопения

ритуального характера, а также религиозно-философские сочине-

ния, собранные и обработанные в религиозном духе еврейскими

компиляторами в довольно поздний период. Библия отразила на-

ряду с поздними и сравнительно ранние религиозно-мифологи-

ческие представления древних евреев и сопредельных народов.

Вследствие всего этого мифы и предания нередко представлены в

Библии несколькими разными версиями (среди источников Биб-

лии выделяют так называемые Ягвист, Элогист, тексты, легшие в

основу Второзакония и так называемый Жреческий кодекс; пер-

вые два источника были со временем объединены в Иеговист).

Ветхозаветный канон делится по традиции на три части:

«Пятикнижие Моисея», куда входят книги Бытие, Исход, Левит,

Числа и Второзаконие; «Пророки» с так называемыми истори-

ческими книгами: Иисуса Навина, Судей, 1-4 книги Царств, где

изложена история Палестины до начала VI в. до н.э., т. е. до вави-

лонского пленения, а также сборники речей «больших» проро-

ков — Исайи, Иеремии и Иезекииля — и двенадцати «малых»

пророков — Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Ав-

вакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии; «Писания», к кото-

рым относятся Псалмы, Притчи Соломона, книга Иова, Плач Иере-

мии, Песня песней, 1-2 книги Хроник, а также книги Ездры, Не-

емии, Руфи, Эсфири, Даниила и Экклезиаста.

Для выявления мифологических представлений наряду с кни-

гой Бытия, где излагаются традиционные мифологические темы —

сотворение мира и человека, утрата человеком рая, потоп и т. д., а

также предания о начале истории еврейского народа, важны поэ-

тические части канона — Псалмы, авторство которых было позд-

нее приписано Давиду, и книга Иова (около IV в. до н.э.), фикси-

рующая некоторые забытые мифологические мотивы.

Следует упомянуть также ряд произведений, составление ко-

торых относится к периоду эллинизма, получивших распростра-

нение в греческом переводе — 1 книга Маккавеев, книга премуд-

рости Иисуса, сына Сирахова, или написанных прямо по-гречес-

ки — 2 и 3 книга Маккавеев. Они были восприняты ранними

христианами вместе с древним переводом Ветхого Завета на гре-

ческий язык (Септуагинта) и вошли в библейский канон католи-

ческой и православной церквей, но оказались исключенными из

иудаистского и протестантского канонов; их принято называть

второканоническими. Для восстановления древних мифологичес-

ких представлений в определенной степени может быть полезна

еще более поздняя апокрифическая литература, в которой сильны

элементы апокалиптики и мистики.

Ветхозаветная мифология — это не столько мифология кос-

моса, т. е. устройства, организации мира, свойственная большин-

ству мифологических систем, сколько мифология истории народа.

Поэтому для ее понимания важно установить некоторые моменты

истории еврейского народа. Библия и здесь является важнейшим

источником, хотя ввиду жанровой неоднородности ее текстов со-

отношение исторических фактов и мифологизирующего изложе-

ния может быть различным — от хроникальности книг Царств и

до легенд о патриархах народа Израиля. Но даже в легендах об

Аврааме и его потомках вычленяются исторически реконструи-

руемые ситуации родового и семейного быта и т. д.

Библейские предания отразили связь древних евреев с об-

ширным историко-культурным ареалом цивилизаций Ближнего

Востока, что можно видеть, в частности, на примере Авраама, вы-

ступающего в тексте в качестве родоначальника целого круга се-

митских народов, выходца из Двуречья, переселившегося в Ханаан

«по божественному внушению». Предки древних евреев — воз-

можно, известные из ближневосточных источников середины II тыс.

до н.э. хабиру, или хапиру, столько беспокойства доставлявшие

египетским фараонам с конца XIII в. до н.э., — были кочевника-

ми на территории Ханаана и Египта, постоянно переходившими

со своими стадами с места на место. Именно в таком качестве

чаще всего и предстают патриархи Израиля, лишь изредка при-

обретавшие земельные участки.

Около XIII в. до н.э. еврейские племена, сплотившиеся вокруг

культа Яхве и бежавшие, согласно ветхозаветному преданию, из

египетского пленения, вторглись в Палестину. «Исход» из Египта

традиция связывает с именем Моисея — вождя-законодателя, ко-

торый наставляет народ религии Яхве с теми ее чертами, которые

в основном уже принадлежали эпохе пророков.

Реликтом кочевого быта евреев вплоть до X в. до н.э. остается

заменявшая собой неподвижное святилище переносная скиния Ях-

ве — шатер, в котором находился ковчег завета: с ним связыва-

лось таинственное присутствие божества, а в ковчеге, как известно,

находились скрижали завещанных Моисею богом законов народа

Израиля. Яхве в это время воспринимался как племенной бог, воз-

главляющий людей племени в их странствиях и ведущий их на

бой. Вопрос о реальности других божеств при этом не ставился:

довольно было того, что они «чужие» и поклонение им опасно

ввиду «ревности» Яхве, что он и продемонстрировал во время

исхода евреев из Египта в Ханаан.

В борьбе с местным оседлым населением (ханаанеями) и во-

инственными западными племенами (филистимлянами) сложился

союз 12 племен — «колен» израилевых. Отголоски этих истори-

ческих событий — в предании о 12 сыновьях Иакова (как родона-

чальниках-эпонимах колен израилевых), о военных походах сме-

нившего Моисея Иисуса Навина (взятие Иерихона и пр.), а за-

тем — в предании о «судьях израильских» — Деворе, Иеффае,

Гедеоне, о богатыре Самсоне и т. д.

Эпоха царей Давида и Соломона (XI-X вв. до н.э.) знаменует

собой кульминацию могущества Израильско-Иудейского царства —

централизованного древневосточного государства, пришедшего на

смену патриархальной военной демократии, управлявшейся «су-

дьями». В этот период культ Яхве локализуется и упорядочивает-

ся в Иерусалиме, где Соломон строит для поклонения Яхве храм.

Храм, а не передвижная скиния, рассматривается теперь как един-

ственное место жертвенного культа Яхве.

Затем, когда Израильско-Иудейское царство распадается на

южное, Иудейское, существовавшее в 928-587/6 гг. до н.э. с цент-

ром в Иерусалиме, и северное, Израильское; когда возникает уг-

роза со стороны Ассирии, уничтожившей в 722 г. до н.э. Израиль-

ское царство, и со стороны Вавилонии, важнейшим фактором идей-

но-религиозной жизни надолго становится пророческое движение.

Прорицатели и проповедники призывают к восстановлению норм

всенародной солидарности, к смягчению социального неравенства.

Обличительная программа пророков сочетается с отказом от язы-

ческих культовых традиций и от почитания каких-либо божеств,

кроме Яхве. Тем самым впервые выделяется единое течение, соче-

тающее определенные социально-нравственные требования с ре-

лигиозной нетерпимостью, претензией на исключительное положе-

ние и право одной-единственной веры — против всех остальных

(этот мотив представлен уже в главах Исхода). Важное значение

здесь имело обнародование в 622 г. до н.э. при царе Иосии, пытав-

шемся проводить в жизнь идеи пророчества, книги Завета, види-

мо, тождественной Второзаконию и подытоживавшей учение про-

роков.

Дальнейший толчок развитию пророчества дают завоевание

Иудейского царства вавилонским царем Навуходоносором II в

587/6 гг. до н.э., разрушение Иерусалима и храма и переселение

части населения в Двуречье. Катастрофа теперь истолковывается

как кара, наложенная Яхве за неверность ему, но и как обещание

тем большей награды в будущем, если народ проявит верность

своему богу. Мечта о возрождении государственности, возвраще-

нии к власти потомков Давида поднимается на мистический уро-

вень: государственность, которую хотят возродить, мыслится как

теократическая, а царь из рода Давида — как мессия, спаситель

народа; не случайно идея мессии из рода Давида, каковым пред-

стает Иисус Христос, проходит в качестве важного мотива и че-

рез новозаветные книги Библии; но еще значительно раньше

вместе с идеей мессианства складывается и представление о «цар-

стве божьем».

За возвращением (с переходом вавилонских владений в руки

персов) евреев в Палестину следует восстановление Иерусалима

и храма («второй храм»), происходящее под руководством рели-

гиозных деятелей Ездры и Неемии. Последние регламентируют

жизнь общины системой заповедей и запретов. Включение Палес-

тины в состав Персидской державы (VI-V вв. до н.э.) сопровож-

дается воздействием зороастризма, в том числе зороастрийской

мифологии (например, в представлении об ангелах). Именно к

этому периоду относится редактирование и объединение в сбор-

ник Пятикнижия Моисеева, предпринятое в V в. до н.э. Ездрой, что

было важным шагом на пути превращения Библии в каноничес-

кий текст.

Из последующей истории еврейского народа для дальнейшего

формирования религиозно-мифологических представлений Ветхого

Завета важен период IV-II вв. до н.э. — время вхождения Палес-

тины в состав эллинистического государства Селевкидов. Здесь

следует отметить, что в правление Селевкидов поощрялось приня-

тие верхушкой еврейской общины греческих норм поведения и

культуры, имели место и репрессии против ревнителей иудей-

ской веры. Затем начинается движение во главе с Иудой Маккаве-

ем и временная независимость Иудеи и далее — с 63 г. до н.э. —

наступает период римской оккупации. В круг представлений иудей-

ской веры и мифа входят мотивы мученичества, требующего на-

грады по воскресении из мертвых, что показательно для книги

Даниила — последней по времени составления (II в. до н.э.) кни-

ги Ветхого Завета, которая является ранним произведением, при-

надлежащим к жанру апокалиптики.

Анализ ветхозаветной мифологии легко обнаруживает ряд

признаков, по которым она может быть сопоставима с другими

мифологиями мира. Большинство ее центральных тем и мотивов

находит соответствие прежде всего в мифологиях Ближнего Вос-

тока — западносемитской и шумеро-аккадской, отчасти египет-

ской, хеттской и т. д. Сами имена единого бога древних евреев —

Яхве (Йево), Элохим или Эл (Илу) — были именами богов за-

падносемитского пантеона. Ветхозаветный рассказ о шести днях

сотворения мира функционально сопоставим с таким необходи-

мым элементом любой космогонической системы, как упорядочи-

вание, выстраивание порядка вещей творцом-демиургом. Картина

исходного состояния мира как водного хаоса (Быт. 1.2) имеет ак-

кадские параллели в образах Апсу и Тиамат и еще более древ-

нем представлении шумеров о первозданном океане, в соответ-

ствующих представлениях египтян, индийцев и т. д. Мотивы «рай-

ского начала» путей человечества, нарушенного приходом в мир

зла (грехопадением), имеют параллели в индийской и древнегре-

ческой мифологиях, Эдема как обители блаженства — в островах

Дильмун и Пэнлай — соответственно в мифологиях Шумера и

Китая, наконец, мирового дерева, намеченного в Библии в двух

вариантах — как древа жизни и древа познания добра и зла, —

например, в мифологии Вавилонии.

Особенно много параллелей представляет разработка важного

для мифологических систем древнего Двуречья и отчасти Вос-

точного Средиземноморья мотива потопа: роль Ноя соответствует

роли шумерское Зиусудры, аккадских Атрахасиса и Утнапишти,

греческого Девкалиона и т.д.; повторяются мотивы предупреж-

дения божества; высылаются на разведку птицы; по окончании

потопа приносятся жертвы богам или богу.

В ветхозаветных мифах можно найти варианты и близнечно-

го мифа в преданиях об Авеле и Каине, Иакове и Исаве. В них

представлены также персонажи, обычные для других мифологи-

ческих систем: родоначальники — рода человеческого, как Адам

и Ной; групп народов, как Сим, Хам и Иафет; отдельных народов,

как Измаил и Исав; еврейского народа, как Авраам и его потом-

ки; племен, как 12 сыновей Иакова; социальных групп, как Аарон,

брат Моисея, первосвященник и родоначальник священнической

касты. Иногда встречаются эпонимы, как Иаван, сын Иафета, —

предок ионийцев, Ханаан, сын Хама, и Аморрей, сын Ханаана, —

соответственно родоначальники ханаанейцев и амореев, Элам, Ас-

сур и сын Сима Арам — как родоначальники эламитов, ассирий-

цев и арамейцев, и т. д.

Регулярно встречаются также этиологические мифы, которые

толкуют и разъясняют. Например, в книге Бытия (32.24-32)

повествуется, что Некто боролся с Иаковом до появления зари и

не мог одолеть его, коснулся бедра Иакова и повредил в нем жилу.

И бог нарек Иакова Израилем, Иаков же дал наименование месту

сему Пенуэл — ибо он видел бога лицом к лицу и сохранилась

душа его. Этот этиологический миф сразу объясняет этноним ь

(«Бог властвует» — «ибо ты боролся с богом и человеков одоле-

вать будешь» — Быт. 32.28), топоним Пенуэл и запрет евреям

употреблять в пищу «жилу, которая в составе бедра».

Чрезвычайно многочисленны добавления и вставки к самым

разным местам повествования, где — обычно в духе народной эти-

мологии — истолковывается ставшая непонятной топонимика и

ономастика, т. е. наименования мест и людей.

Однако ранняя иудаистская мифология и религия в сложном,

длительном и противоречивом процессе своей дифференциации

от других религиозно-мифологических систем Ближнего Востока,

а с ними и всякого «язычества» вообще, выработала и свой спе-

цифический тип религиозно-мифологического сознания. Это вид-

но, в частности, в тех случаях, когда библейский миф вносит изме-

нения в традиционные мифологические построения, придавая им

противоположный смысл. Так, в ряде мифологий рожденные от

богов и смертных женщин полубоги-герои — основатели вели-

ких династий — являются объектом культа и поклонения (как

Геракл, Тесей, Минос в древнегреческой мифологии, Ромул и Рем —

в римской и т. д.). Библия тоже говорит о рождении героев от

соития «сыновей божьих» с «дочерями человеческими» (Быт. 6.1—

4), сообщает о рождении «исполинов», «мужей славы издревле»

от связей земных и неземных существ. Но в монотеистической

религиозной системе блуд ангельских существ с земными женщи-

нами, как и рождение исполинов, — события безусловно недолж-

ные, нарушение заветов Яхве и причина «развращения человеков

на земле» (Быт. 6.5) и следующих за этим кар — сначала укоро-

чения человеческого века (библейские патриархи, напротив, наде-

лены сверхъестественным долголетием), а потом и потопа.

Заметно, что и библейский рассказ о сотворении мира отлича-

ется от других космогонических мифов в ряде отношений: из него

выводится мотив брака бога-творца и его сражения — последний

мотив встречается в Библии лишь на периферии, как, например,

мифологический мотив поединка бога с чудовищем в книге Иова

(7.12: «Разве я море или морское чудовище…»; ср. 26.12). «Безд-

на», на которой «в начале» лежала «тьма» (Быт. 1.2), передана

семитическим словом, созвучным с именем Тиамат в мифологии

Аккада. Но, в отличие от Тиамат, она безобразна, безымянна, без-

лична и пассивна. У Яхве нет антагониста, какого имеют боги-

демиурги самых разных мифологических систем; все противоре-

чия бытия восходят к Яхве как единственной творческой причине.

Мир в Библии во всей своей совокупности сотворен десятью

речениями Яхве (Быт. 1.3, 6, 9, 11, 14, 20, 24, 26, 28-29), соответ-

ствующими десяти заповедям того же Яхве — божьему закону

(Исх. 20.12-17). Соответственно, ближайшую аналогию сотворения

мира здесь можно обнаружить не в божественном браке, как брак

Ки и Ана в мифологии шумеров, не в битве, как сражение Марду-

ка и Тиамат, и не в творении бога-ремесленника, каким выступа-

ют в некоторых египетских мифологических версиях Хнум, Птах

и Нейт, а в речении законодателя.

Следует принять во внимание, что мотив сотворения мира «из

ничего» — поздний догмат библейской литературы, сформулиро-

ванный лишь во II в. до н.э., но конкретная мифологическая образ-

ность первой главы книги Бытия ближе к этому догмату, чем к

параллельным мифологическим версиям.

Мифологическая версия потопа древнего Двуречья объясняет

это бедствие тем, что люди шумели и мешали богам спать. Соот-

ветственно и в вавилонской поэме «Энума элиш» Апсу намерева-

ется уничтожить молодых богов по той же причине. Стержневая

линия библейского рассказа о потопе, напротив, праведный гнев

Яхве, карающего «развращение человеков на земле» и спасающе-

го праведника — Ноя (Быт. 6.5-8). Тем самым как антитеза пра-

ведности в Библию вводится представление о грехе.

Среди мифологических тем Библии имеются и специфичес-

кие. Такова, в частности, тема исхода евреев из Египта. Во многих

мифологических системах можно встретить мотив, рассказ о том,

как при определенных обстоятельствах бог помог своему народу.

Но ни один из этих рассказов не становился ни центральным

критерием для суждения о самой сущности бога, ни центральным

символом для выражения этой сущности. Между тем Яхве здесь

чуть ли не формально квалифицируется как бог, осуществивший

исход (Исх. 3.8; 20.2 и др.). Причина здесь в том, что тема исхода

становится материализацией темы «завета» — т. е. союза, договора

между Яхве и его народом, темы, конкретизации которой служат

все остальные темы и сюжеты Библии — от самых важных и до

периферийных. Причем говорить приходится, собственно, не об

одном, а о целой серии сопровождающихся благословениями до-

говоров Яхве со своим народом, в ряду которых первыми являют-

ся договоры Яхве с Ноем и его сыновьями (Быт. 6.18; 9.8-17), а

затем с Авраамом (Быт. 17.7-10).

Чтобы понять значение центральной идеи «завета», следует

обратить внимание на особенности образа бога в Ветхом Завете.

Прежде всего, если любое божество Египта, Двуречья, Ханаана,

Греции и т. д. имеет собственную историю происхождения, браков,

подвигов и пр., то у Яхве ничего этого нет и не может быть в

принципе, что подчеркивается в тексте вновь и вновь. Не имея

такой биографии, Яхве не имеет и портрета, образа. Специально

подчеркивается, что можно услышать глас Яхве, но нельзя увидеть

его образ: «…Твердо держите в душах ваших, что вы не видели

никакого образа в тот день, когда говорил к вам Яхве на Хори-

ве…» (Втор. 4.15; см. также Втор. 4.12), что подразумевает — нельзя

увидеть и его лицо: «…Человек не может увидеть Меня и остаться

в живых» (Исх. 33.20). Представление образа единого Бога евреев

рассматривается как разврат, каковым считается и сотворение

кумира Бога (Исх. 20.4-5; Втор. 4.16; 5.8). Возможно, соот-

ветствующее изображение воспринимается как не только имитация

божества — оно является его воплощением, чем нарушается требо-

вание единства богопочитания. Имя Бога евреев не должно произно-

ситься всуе (Исх. 20.7), и открыть его Яхве обещает только Мои-

сею (Исх. 33.19; ср. Исх. 3.14). С Яхве, следовательно, можно всту-

пить в общение, лишь повинуясь или не повинуясь его «гласу», но

его нельзя увидеть или изобразить.

Яхве — бог нерожденный, не рождающий другого бога, не ста-

рящийся и не умирающий — является единственным субъектом

не только истории еврейского народа, но, по сути, и всемирной

истории; он, воистину, всемирный бог (Амос 9.7; Пс. 138.7-12).

Отмечается также, что, в то время как тексты иных традиций

часто повествуют о богах в третьем лице, для Библии характерна

не речь о Яхве, а речь к Яхве или речь от имени Яхве.

Сакральный миф в Библии выражен с использованием тер-

минологии мифа природного. Ярость Яхве изображается в виде

пылания огня: «…И возгорелся у них огонь Яхве, и начал истреб-

лять край стана» (Чис. 11.1). Гора Синай дымится от того, что

Яхве нисходит на нее опять-таки в огне (Исх. 19.18); общеизвест-

но явление Яхве в виде неопалимой купины (Исх. 3.2-3). Явление

Яхве может выразиться также в виде стихии ветра (Чис. 11.31).

«Глас» Яхве описывается как настоящий гром (Пс. 28.3).

Некоторые библеисты обращают в этой связи внимание на то,

что эти образы не являются чисто метафорическими, так как связь

образа Яхве со стихиями огня и ветра утверждает внеприродную

доминанту мифологии Ветхого Завета. Соответственно, у Яхве нет

места на земле, с которым он был бы природно связан, и в этом

отличие его образа от образов западносемитских божеств, имена

которых подчеркивают принадлежность им той или иной местно-

сти (Мелькарт — «царь города», Ваал Пеор — «хозяин Пеора»

и др.). Правда, у Яхве есть и святые места, к которым принадле-

жат особенно бесплодные горы. Свята для него также пустыня, в

отличие от плодоносных земель, с которыми связаны западносе-

митские божества. Однако библейские тексты неоднократно под-

черкивают, что Яхве не привязан и к этим локальным объектам;

он — своего рода скиталец, не укорененный в каком-то присущем

ему месте. Бытовой опорой для таких представлений был, вероят-

но, кочевой образ жизни, который вели предки древних евреев,

жившие в пустынях и полупустынях; позднее на их формирова-

нии сказались многочисленные переселения, пленения и изгна-

ния. Однако чтобы образ бога-странника был представлен с такой

последовательностью, необходимы были наряду с бытовыми осо-

бые идейно-исторические предпосылки.

Здесь важно обратить внимание на то, что Яхве постоянно тре-

бует от своего народа, чтобы он выходил из того места, где был

укоренен в родовой жизни: так он поступает с Авраамом (Быт. 12.1),

а затем со всем народом, который он побуждает к исходу из Египта.

Этот мотив «выхода» имеет значение центрального символа: чело-

век и народ должны «выйти» из инерции своего существования.

Причем если бог на своем собственном уровне не имеет ни друга,

ни антагониста, ни супруги, то его партнером естественно оказы-

вается человек или человеческий коллектив, на фоне общения с

которым разыгрывается драма деяний и страданий божества.

В частности, как верный партнер Яхве человек выступает в

качестве его «друга» (традиционный эпитет Авраама), «домочад-

ца», воина, который должен приходить «на помощь» Яхве

(Суд. 5.23). Как «отступник» от завета, человек является антаго-

нистом Яхве. Наконец, община в целом оказывается по отношению

к Яхве его «супругой» (Иерем. 3.1-20, Иезек. 16.3-63), а поклоне-

ние другим богам рассматривается как нарушение брачной верно-

сти. Соответственно, известный и в других мифологических систе-

мах мотив священного брака имеет в мифологии Ветхого Завета

не горизонтальную плоскостную структуру: бог и богиня, — а, пе-

ремещенный из центра мифологии природной (как Ки — земля

и Ан — небо в мифологии шумеров) в центр мифологии свя-

щенной, он получает вертикальную структуру (бог — люди, на-

род); вся энергия оплодотворения направляется здесь богом не на

природу, а на его, бога, народ.

Благодаря такой связи с избранным народом стоящий как бы

над миром и находящийся вне мира Яхве оказывается ближе к

человеку, чем, скажем, антропоморфные боги древнегреческой ми-

фологии. По существу, у одиночки Яхве единственной целью яв-

ляется найти человека в послушании и преданности себе; он

реализует себя не через обладание небом и землей, как другие

боги, но через обладание человеком. Мифологи порой подчеркива-

ют любопытный мифологический мотив Библии: если Мардук вы-

ступает за вавилонян, Амон — за египтян, Афина — за афинян и

вообще за греков в силу некой естественной принадлежности, то

Яхве выбирает себе отдельных избранников и целый народ по

свободному волеизъявлению.

Из этой темы выбора, космической важности этого акта, свобо-

ды выбора человека богом вытекает и мистический историзм этой

мифологии. Так, в книге Бытия неоднократно повторяются благо-

словения и обещания, даваемые Яхве Аврааму и его потомкам: я

сделаю для тебя и для них то-то и то-то, — в силу чего сумма

божественных гарантий будущего блага неуклонно растет, и скла-

дывается впечатление некоего движения, идущего по нарастаю-

щей. Между прочим, эта идея поступательного движения играет

немалую роль в соединении разрозненных текстов Библии и раз-

новременных книг канона в единый религиозно-исторический эпос,

представляющий собой историю взаимоотношений бога со своим

народом. Причем это историческое движение, выраженное через

повествование, не может замкнуться; в нем есть определенная рит-

мика, и отдельные его звенья (например, история Иосифа и его

братьев) приобретают какой-то смысл лишь в связи с остальны-

ми звеньями. Со временем этот мистический историзм выступает

и проявляется все отчетливее, и кульминации своей он достигает

в пророческих и особенно в апокалиптических текстах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *