Михаил по церковному

Архангел Михаил, дата памяти 21 ноября, 19 сентября

Он — один из самых высших ангелов. В Писании его именуют «вождем воинства Господа». Он всегда изображен, как главнейший воин, сражающийся против диавола. Очень много сведений сохранилось о его чудесных явлениях и помощи нуждающимся. Однажды, он явился Иисусу Навину и помог при желании завоевать израильтянами Земли Обетованной. Предстал Михаил Архангел и перед пророком Даниилом, когда царство Вавилонское рушилось на глазах и началось созидание Мессианского царства. Даниилу пророку было дано предсказание, о том, что помощь людям Божиим во времена Антихриста придет именно от Архангела Михаила. Есть упоминания о Предводителе Небесного воинства Ангелов и в книге Откровений, где сказано о том, как он сражался в битве против диавола — дракона. Иногда некоторые отцы Церкви напрямую не говорят о Михаиле Архангеле, но многое на него указывает. К примеру, именно Архангела Михаила имеют ввиду, когда говорят об огненном столпе, который находился перед израильтянами, когда они бежали из Египта. Ему же присваивают победу над огромным ассирийским полчищем, осаждавшем при пророке Исаии Иерусалим. На иконах он всегда изображен с мечом в руке или же с копьем, побеждающим диавола.

Икона Архангела Михаила

Протоиерей Михаил Иванович Блейве, дата памяти 8 февраля, 14 января

Он был рожден в 1873 году в городе Олуствере. Его родители были верующими людьми, отец даже служил псаломщиком. Кроме Михаила, в семье воспитывалось еще двое девочек: Вера и Александра. Жили они очень бедно, но отец и мать, несмотря ни на что, старались дать детям духовное образование. Так, в 1894 году, Михаил Блейве закончил Рижское духовное училище. Он остался служить певчим архиерейского хора в Риге. Через 5 лет он женился на дочери священника Любови Луговой, а еще через год и сам был рукоположен в священный сан. С большим вдохновением о. Михаил приступил к служению в Гарьельском приходе Вырусского благочиния.

В 1905 году, когда карательные отряды приговорили невинных жителей к смерти, о. Михаил взял их под свою защиту. Через три года его перевели в Ниггенскую церковь. Чуть позже его назначили благочинным Юрьевского округа.

В то время, как началась Первая мировая война, о. Михаил стал проводить особые богослужения, для того, чтобы сугубо молиться за воинов, ушедших на фронт. Очень многие современники о. Михаила говорили, что он был невероятно скромным и тихим священником, но все же с твердым характером и верой.

Икона протоиерея Михаила Ивановича Блейве

Начиная с 1918 года о. Михаил служит в Успенском соборе. Именно в это время, Господь подарил ему поэтический дар, который раскрылся сполна. Все свои проповеди о. Михаил переводил в стихотворную форму, которая очень полюбилась прихожанам. В декабре этого же года, на смену немцам-оккупантам пришли большевики. И уже 5 января о. Михаила Бейве арестовывают. Через 9 дней он был расстрелян в Великий праздник Обрезания Господня.

Православные святые с именем Михаил

Даты указаны по новому стилю.

  • Михаил (Арефьев), мч. 8 февраля, 23 ноября
  • Михаил, мч., садовник 13 июля
  • Михаил (Вознесенский), мч. 8 феврадя, 1 июня
  • Михаил (Новоселов), мч. 8 февраля
  • Михаил (Трубников), мч. 8 февраля, 15 сентября
  • Михаил (Богородицкий), сщмч. 8 февраля, 7 декабря
  • Михаил (Якунькин), мч. 8 февраля, 23 декабря
  • Михаил (Болдаков), мч. 8 февраля, 29 ноября
  • Михаил 16 июля
  • Михаил (Строев), мч. 8 февраля, 16 марта
  • Михаил (Амелюшкин), мч. 8 февраля, 18 февраля
  • Михаил, архангел 21 ноября, 19 сентября
  • Михаил (Агаев), мч. 8 февраля. 16 февраля
  • Михаил (Ерегодский), мч. 8 февраля, 31 августа
  • Михаил (Новоселов), мч. 8 февраля, 21 января
  • Михаил, архиепископ, Афинский 17 июля
  • Михаил (Смирнов), сщмч., диакон 8 февраля. 8 января
  • Михаил (Исаев), сщмч., диакон 8 февраля, 2 ноября
  • Михаил (Твердовский), сщмч., иерей 8 февраля, 17 октября
  • Михаил (Успенский), сщмч., иерей 8 февраля, 20 декабря
  • Михаил (Скобелев), сщмч., иерей 8 февраля. 1 октября
  • Михаил (Каргополов), сщмч., иерей 8 февраля, 31 января
  • Михаил (Адамонтов), сщмч., иерей 8 февраля, 20 ноября
  • Михаил (Белюстин), сщмч., иерей 8 февраля, 27 ноября
  • Михаил (Вологодский), сщмч., иерей 8 февраля, 14 октября
  • Михаил (Воскресенский), сщмч., иерей 8 февраля, 9 сентября
  • Михаил (Горбунов), сщмч., иерей 8 февраля, 5 июня, 7 марта
  • Михаил (Накаряков), сщмч., иерей 8 февраля, 4 августа
  • Михаил (Денисов), сщмч., иерей 8 февраля, 20 июня
  • Михаил (Пятаев), сщмч., иерей 8 февраля, 28 февраля
  • Михаил (Косухин), сщмч., иерей 8 февраля, 13 сентября
  • Михаил (Люберцев), сщмч., иерей 8 февраля, 4 сентября
  • Михаил (Макаров), сщмч., иерей 8 февраля, 29 июня
  • Михаил (Маслов), сщмч., иерей 8 февраля, 22 марта
  • Михаил (Розов), исп., иерей 8 февраля, 21 января
  • Михаил (Мякишев), сщмч., иерей 8 февраля
  • Михаил (Дейнека), сщмч., иерей 8 февраля, 1 июня
  • Михаил (Вотяков), сщмч., иерей 8 февраля, 18 июня
  • Михаил (Березин), сщмч., иерей 8 февраля, 13 января
  • Михаил (Зеленцовский), сщмч., иерей 8 февраля, 5 июня, 9 декабря
  • Михаил (Некрасов), сщмч., иерей 8 февраля, 27 ноября
  • Михаил (Марков), сщмч., иерей 8 февраля, 16 июня
  • Михаил (Букринский), сщмч., иерей 8 февраля, 23 июня, 14 марта
  • Михаил (Ражкин), сщмч., иерей 8 февраля, 8 марта
  • Михаил (Попов), сщмч., иерей 8 февраля, 26 февраля.
  • Михаил (Лекторский), сщмч., иерей 8 февраля, 27 октября
  • Михаил (Рыбин), сщмч., иерей 8 февраля, 17 февраля
  • Михаил (Сушков), сщмч., иерей 8 февраля, 16 сентября
  • Михаил (Никологорский), сщмч., иерей 8 февраля, 2 марта
  • Михаил (Кванин), сщмч., иером 8 февраля, 2 декабря
  • Михаил (Жук), сщмч., иером 8 февраля, 17 августа
  • Михаил (Марченко), прмч., инок 8 февраля
  • Михаил (Дмитров), сщмч., прот. 8 февраля, 2 декабря
  • Михаил (Борисов), сщмч., прот. 8 февраля, 4 июня
  • Михаил (Новицкий), исп., прот. 8 февраля, 30 апреля
  • Михаил (Блейве), сщмч., прот. 8 февраля, 14 января
  • Михаил (Киселев), сщмч., прот. 8 февраля, 3 января
  • Михаил (Белороссов), сщмч., прот. 8 февраля, 5 июня, 24 мая
  • Михаил (Абрамов), сщмч., прот. 8 февраля, 29 ноября
  • Михаил (Платонов), сщмч., прот. 8 февраля, 10 октября
  • Михаил (Богородский), сщмч., прот. 8 февраля, 17 сентября
  • Михаил (Плышевский), сщмч., прот. 8 февраля, 20 августа
  • Михаил (Чельцов), сщмч., прот. 8 февраля, 8 января
  • Михаил (Кобзев), сщмч., прот. 8 февраля, 23 декабря
  • Михаил (Викторов), исповедник, прот. 8 февраля, 11 апреля
  • Михаил (Тихоницкий), сщмч., прот. 8 февраля, 20 сентября
  • Михаил (Околович), сщмч., прот. 8 февраля, 26 мая
  • Михаил (Самсонов), сщмч., прот. 8 февраля, 18 января
  • Михаил (Гусев), сщмч., прот. 8 февраля, 20 ноября
  • Михаил (Богословский), сщмч., прот. 8 февраля, 28 марта
  • Михаил (Марков), мч., псаломщик 8 февраля, 12 марта
  • Михаил (Маврудис) Солунский, мч. 23 марта
  • Михаил Болгарский, воин 5 декабря
  • Михаил Болгарский, равноапостольный см.: Борис (в крещении Михаил) Болгарский, равноапостольный, царя 15 мая
  • Михаил Всеволодович Черный, Черниговский, мч., князь 3 октября, 27 февраля,
  • Михаил Вурлиот, мч. 29 апреля
  • Михаил Гареджийский, прмч. 25 августа
  • Михаил Зовийский (Севастийский), сщмч., игумен 14 октября
  • Михаил Казанский, мч. 15 октября
  • Михаил Кахетинский см.: Гоброн (в крещении Михаил) Кахетинский, мч., князь 30 ноября
  • Михаил Киевский и всея Руси, митрополит 28 июня, 13 октября
  • Михаил Клопский, Новгородский, Христа ради юродивый 24 января
  • Михаил Малеин, игумен 25 июля
  • Михаил Мстиславич см.:Ростислав (в крещении Михаил) Мстиславич Киевский, Смоленский, великий князь 28 июня, 27 марта
  • Михаил Муромский, князь 3 июня
  • Михаил Савваит, Едесский, Черноризец, прмч. 11 августа, 5 июня
  • Михаил Синадский (Фригийский), исповедник, епископ 5 июня
  • Михаил Сингелл (помощник епископа), Константинопольский, исповедник 31 декабря
  • Михаил Сновидец, мч. 22 июля
  • Михаил Улумбийский, прп. 20 мая (один из основателей грузинского монашества)
  • Михаил Ярославич Тверской, великий князь 5 декабря

Михаил Архангел, Архистратиг — история Святого имени

Архангел Божий Михаил

Архангел Михаил – один из высших Ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми Ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит «вестник». Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность – мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка «архи» к некоторым Ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими Ангелами.

Имя Михаил – на еврейском значит «Кто, как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении Ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, – по-видимому, тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них – Архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также Архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан.8:16, 9:21; Лк.1:19-26). В книге Товита Архангел Рафаил говорит о себе: «Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов.12:15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь Архангелов, одним из которых является Архангел Михаил.

Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «Архистратиг», т. е. старший воин, вождь. Так, Архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны Архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения Архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Апостол Иуда кратко упоминает об Архангеле Михаиле как о противнике диавола. (Нав.5,13; Дан.10, 12:1; Иуд.1:9; Откр.12:7-9; Лк.10:18).

В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят Архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх.33:9, 14, 26-28; 4Цар.19:35).

Церковь почитает Архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке или копьем, низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т. е. совокупности) святых Ангелов во главе с Архангелом Михаилом 8 ноября.

Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV)

Во Фригии, недалеко от города Иераполя, в местности, называемой Херотопа, находился храм во имя Архистратига Михаила; около храма истекал целебный источник. Храм этот был сооружен усердием одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери водой источника. Архистратиг Михаил, явившись в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному Святым Крещением, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника. Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, и усердием благодарного отца был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Михаила. К источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники; многие из язычников отрекались от идолов и обращались к вере во Христа. В храме святого Архистратига Михаила в продолжение 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп. Проповедью о Христе и примером своей богоугодной жизни он многих язычников приводил к вере во Христа. В своем озлоблении на христиан вообще, и в первую очередь на Архиппа, который никогда не отлучался от храма и был примерным служителем Христовым, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить Архиппа. Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм. Святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве около храма явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Таким образом храм остался невредим. Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшиеся к храму христиане прославили Бога и благодарили Архистратига Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина».

См. также: в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф.25:31).

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис.6:2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт.3:24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол.1:16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол.1:16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы (1Пет.3:22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1Пет.3:22; Кол.1:16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол.1:16) начальствуют над низшими Ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1Сол.4:16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1Пет.3:22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто как Бог») – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!». По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.

Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав.5:13-16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов ассирийского царя Сеннахирима (4Цар.19:35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу (Дан.3:92-95).

По воле Божией Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8).

Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд.1:9).

Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росийскую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим, указуя перстом: „сей ми возбрани пойти на Великий Новгород“».

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них – икона «Благословенное воинство» – написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.

Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан.8:16; Лк.1:26); Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов.3:16, 12:15); Уриил – огонь или свет Божий, просветитель (3Езд.5:20); Селафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3Езд.5:16); Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил – возвышение к Богу (3Езд.4:36).

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:

Михаил – попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Гавриил – с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.

Рафаил – держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

Уриил – в поднятой правой руке – обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – «пламень огненный».

Селафиил – в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил – в деснице держит золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий.

Варахиил – на его одежде множество розовых цветов.

Иеремиил – держит в руке весы.

См. также: в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *