Мировые религии христианство

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня мы с вами поговорим о том, почему буддизм стал мировой религией.

Что такое мировая религия

История зарождения

Причины распространения

Заключение

Что такое мировая религия

Буддизм, как нам уже известно, является одной из трех древнейших мировых религий наряду с христианством и мусульманством. Что значит «мировая религия»? Это та, что исповедуется людьми разных стран и даже континентов, т.е. это религия, которая вышла за пределы той страны, где она зародилась.

На данный момент Буддизм исповедуется в огромном количестве стран — Тибете, Монголии, Китае, Японии, Тайланде, Лаосе, Шри-Ланке, и многих других, а также в Российских республиках — Бурятии, Калмыкии, Туве и ряде регионов на западе. Популярность буддизма растет с каждым днем, и уже давно вышла за пределы своей родины — Индии.

Итак, чтобы проследить его историю, давайте сначала кратко вспомним, как возникло это религиозно — философское мировоззрение.

История зарождения

Буддизм зародился в Индии примерно в 6 веке до н.э. В одной состоятельной индийской семье родился мальчик по имени Гаутама Сиддхартха. Все свое детство и юность он провел в трех дворцах в роскоши и богатстве, ни в чем не нуждаясь.

В 29 лет он впервые столкнулся со смертью и бедностью. Эта ситуация вызвала сильнейшее потрясение у него: он претерпел психологическую трансформацию и решил уйти из дома, чтобы ходить по миру и найти истину.

«Осознанное отношение к себе и ко всему живому в мире — единственный правильный путь»

Гаутама много странствовал, подвергал себя аскезе, занимался различными духовными и физическими практиками. Однажды, просидев долгое время под деревом Бодхи, он познал Истину и таким образом, достиг Нирваны — состояния благодати и понимания сути всех вещей.

Так он стал Буддой, т.е. Просветленным. Будда считал, что осознанное отношение к себе и ко всему живому в этом огромном мире — единственный гармоничный путь, чтобы достигнуть состояния просветления и избежать страдания. В основу его учения заложены четыре благородные истины:

  • наша жизнь является по своей сути страданием
  • причина же этого состояния — желания и страсти
  • любое страдание можно преодолеть
  • существует путь, чтобы прекратить эти страдания, и он называется Восьмеричный Путь.

Восьмеричный путь заключается в том, что у человека, избирающего его, должны быть: правильное сознание, мысли, речь, действия, образ жизни, старания, осознанность. Кроме того, он должен стремиться находиться в состоянии здесь-и-сейчас.

«Страдание можно победить» — сказал Будда, и учил этому на своем примере.

Только пройдя все эти ступени, можно достичь просветления. До тех пор, пока мы не достигнем состояния Нирваны, мы будем участвовать в постоянном кармическом перерождении в высшие или низшие формы жизни. Когда же мы станем просветленными, наша душа освободится от кармы и с того момента будет свободной.

Причины

Давайте подумаем, почему же идеи Будды так «прижились» среди людей.

Дело в том, что философия этого учения пришлась очень многим по душе, т.к. стать просветленным и умиротворенным мог каждый человек, вне зависимости от положения, которое он занимал в жизни, т.е. буддизм стал первой мировой религией, которая уравняла всех людей. В такой кастовой стране, как Индия, этот подход в ту пору был, можно сказать, революционным, однако некоторым людям он пришелся по душе.

Кроме того, новое философское учение воспринималось как спасение от несчастья. Идеи о том, что страдание можно победить, захватили умы людей. У Будды появилось множество последователей и учеников, а внутри самого воззрения образовалось несколько направлений и большое количество школ.

Основные направления — это:

  • махаяна — самая популярная ветвь учения: цель махаяны — это спасение не только себя, а человечества в целом
  • тхеравада — самое древнее движение: его цель — исповедование Дхармы, учения Будды, и личное спасение
  • ваджраяна — это тантрическая ветвь учения, которая образовалась внутри махаяны. Наверное, самое мистическое направление, которое гласит, что освобождения можно достичь путем занятиями йогой и медитациями. И сделать это вполне возможно в течение одной жизни.

Популярность буддизма объясняется и тем, что главным гуру этого учения был реальный человек, который самостоятельно достиг состояния полного покоя. Будду воспринимали как лидера и живой пример человека, сумевшего достигнуть состояния счастья.

Также эта религиозная концепция никогда не внедрялась насильно, в отличие от других мировых вероисповеданий. Кроме того, данное вероучение не запрещает исповедовать какую-либо иную религию, помимо непосредственно самого буддизма. В мире есть как «чистые» сторонники этого исповедания, так и те, кто вместе со своей изначальной верой является еще и буддистом.

Как мы с вами видим, это философское учение является толерантным и благожелательным по отношению ко всем формам жизни, существующим на нашей планете. Совокупность всех этих факторов сыграла свою роль в том, что буддизм приобрел большое распространение и признание среди людей.

И сейчас, в наше не самое спокойное время, это восточное верование привлекает все больше и больше людей именно по вышеуказанным причинам.

Одна из буддийских истин гласит:

«Прежде чем что-либо сделать по отношению к другому человеку, подумай, хочешь ли ты, чтобы с тобой поступили таким же образом.»

Наверное, именно этого очень не хватает современному миру.

Итак, дорогие читатели, сегодня мы с вами поговорили о том, как и когда возник буддизм, о сути этого мировоззрения, а также о причинах и факторах, в связи с которыми он стал одной из трех мировых религий. Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ссылкой на нее в социальных сетях.

Всего доброго!

Сан Мен Мун (или Мун Сон Мён) — южнокорейский религиозный деятель, основатель и лидер движения «Церковь объединения», известного так же как «Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства», или «секта Муна», скончался 2 сентября в возрасте 92 лет.

Некогда это религиозная организация вела активную миссионерскую работу (или вербовку адептов) и в России. Впрочем, сегодня смерть Муна воспринимается как «зарубежная новость».

— На жизнь самих мунитов смерть основателя движения никак не повлияет, — сказал «Известиям» преподаватель сектоведения в Московской духовной академии доцент Роман Конь. — Мунизм уже сложился и вероучительно, и организационно. В последние годы роль Муна в миссионерской работе не была значительна.

Принципиальных изменений в деятельности движения не предполагают и сами муниты: цели и способы работы остаются прежними, это, обобщенно говоря, «борьба за мир во всем мире» и семейные ценности.

— Доктор Мун вдохновлял всех своим личным примером, своей силой, хотя я доверяю и его сыну и нынешнему президенту Церкви объединения Муну Хёнъджину, — сказал «Известиям» член «Движения объединения» в России Александр Соколов.

Сан Мен Мун объявил себя «вторым пришествием Христа» и «Мессией», заявлял, что завершит не оконченную Иисусом миссию на земле — освободить людей от сатаны. Доктрина «Церкви объединения» — смешение христианства, иеговизма, шаманизма, мистицизма, оккультизма и ряда восточных религий.

Один из сыновей Муна — Мун Хёнъджин (сегодня именно он возглавляет «Церковь объединения») весной этого года утверждал, что численность мунитов по всему миру сейчас составляет примерно 5–7 млн. В России пик популярности и активности секты пришелся на 1990–2000-е годы: в 1992 году Мун заявлял, что его учение станет государственной религией на постсоветском пространстве. Однако сегодня активность мунитов сохраняется преимущественно на Дальнем Востоке и в Сибири.

— Количество мунитов в России исчисляется сотнями, и в любом случае не превышает 2 тыс. человек. Иногда присутствие становится заметным за счет приезжих миссионерских команд, — сообщил «Известиям» Роман Конь. — Сегодня они в Москве, завтра в Петербурге, послезавтра в Екатеринбурге — в основном в мегаполисах. В начале 2000-х проповедников можно было встретить на Арбате и на территории МГУ, но сегодня у московских мунитов нет ресурсов для проповеди.

Александр Соколов оценил общую численность российских членов аффилированных с «Церковью объединения» организаций, в том числе нерелигиозных, в 1 тыс. человек.

Последователи секты считают Муна и его жену «Истинными родителями» и использовали в обрядах кровь (иногда и сперму) своего основателя. Тем не менее исчезновение этого источника «святынь» на жизни объединения не скажется:

— Мун по его учению передал «божественную природу» своим детям. До него люди якобы обладали сатанинской природой, а он собственными усилиями вернул свою природу в состояние человека до грехопадения. Его дети могут «передавать» эту новую природу и своим детям.

Сектовед Роман Конь не считает, что психика последователей Муна существенно страдала: виденные им адепты производили впечатление адекватных и образованных людей, кроме того, в объединении отмечается большая текучесть, невозможная без свободы выхода из организации.

— Если сейчас прийти на собрание, людей призыва 1992–1999 годов вы уже там почти не встретите, — утверждает Конь. — Разве что в областях, связанных с деньгами и администрированием. Прославившие секту массовые бракосочетания в нашей стране также проводились, хотя и без широкой огласки.

Организации, аффилированные с сектой Муна, проводили в российских вузах конкурсы красоты «Мисс университет» (все участницы должны были быть девственницами и подписывали согласие с идеологией движения).

Эксперты не склонны преуменьшать опасность «Церкви объединения» для психического состояния адептов. Российский психолог Александр Асмолов, в бытность замминистра образования России и имевший тесные связи с «Церковью объединения», отмечал позднее, что это движение нацелено на манипуляцию сознанием, в том числе сознанием ребенка.

Что принимает и от чего категорически отказывается сегодняшняя молодежь в отношениях с религией и церковью

Богослужение в храме Христа Спасителя. Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

На запястье у Насти Туркиной — красная ниточка со стеклянным глазиком, подаренная молодым человеком: он снял ее со своей руки в знак примирения. Девушка крещена, считает себя верующей. В церковь ее привела прабабушка, еще в детстве. Крестик носила долго, но года четыре назад сняла, смутившись мыслями о «мертвом теле» на распятии. Настя не знает точной разницы между Ветхим и Новым заветом, но слышала об этом. Наизусть помнит «Отче наш», Библию еще не читала, но собирается.

«Люблю слушать церковный хор. В церкви я успокаиваюсь. Я, наверное, православная, у меня дома иконки есть. Молюсь нечасто. Но у меня есть чувство, что меня оберегают конкретные святые», — говорит девушка.

Центр молодежных исследований петербургской Высшей школы экономики несколько лет проводил опросы в разных городах России. «Довольно много молодых определяют себя как верующих, но зачастую для них быть верующим и даже относить себя к определенной религии — не значит быть глубоко погруженным смысл и практики этой религии», — поясняет Анна Выговская, стажер-исследователь ЦМИ ВШЭ. Она подчеркивает, что не все надежды и ожидания молодых обращены к Богу или к президенту. Государственные институты хоть и создают некое ощущение стабильности и безопасности, но личные жизненные стратегии молодых скорее базируются на своих интересах и целях. А когда РПЦ начинает задевать их собственные ценности, критический настрой возрастает, причем даже у верующих и юных. «Новая» собрала несколько историй, которые показывают, во что и как верят молодые россияне.

Настя (18 лет): мы не рабы

«Когда я куда-нибудь еду, у меня с собой как талисманчик лежит книжка с молитвами», — признается Настя, имея в виду молитвослов. Она боится грозы — и когда сверкает молния, читает его. При этом настроена весьма скептически к РПЦ, как и ее мама, которая, впрочем, не препятствует походам дочери в церковь.

«Доверия к священникам, которые стоят у власти, у меня нет, — говорит Настя. —

Я не могу читать молитвы со словами, что «мы рабы Божии». А я не считаю, что мы рабы, ведь у рабов нет воли.

Бога я не боюсь, скорее люблю. Мне близки взгляды бабушки из «Детства» Горького, которая говорила, что Бог дарит радость и он вовсе не каратель. Вера подталкивает человека двигаться вперед, а религия сдерживает. Без веры будет вседозволенность. В церкви бываю раз в два месяца. Иногда что-то прошу, иногда просто хочется зайти — мне нравится там бывать».

Года три назад у Насти возникла мысль пойти в монастырь — так поразили ее поездка в монастырь и образ Лизы Калитиной из тургеневского «Дворянского гнезда». Со временем мечта о постриге трансформировалась в желание стать трудницей в монастыре и помогать другим.

Егор (21 год): стремлюсь к любви

Егор Смирнов студент факультета журналистики. Он из православной семьи, воцерковлен: прислуживает в алтаре, бывает в храме минимум раз в неделю. Религиозные убеждения молодого человека не раз становились поводом для споров с друзьями. Егор, как верующий, против абортов, считает это убийством. Он не против секса до брака, говорит, что это личное дело влюбленных, хотя многие его друзья уверены, что это грех. Егор поясняет: «Я далеко не идеальный, и были в моей жизни люди, тыкавшие меня носом: что ж ты такой неидеальный, если в храм ходишь?» Он признается, что может выпить, покурить, выругаться, сказать резко, нарушить пост, и объясняет: «Это все приравнивается людьми к «неидеальности», и они правы».

«Я стремлюсь быть добрым, стремлюсь к любви, к честности и стараюсь никого не обижать. Выходит не всегда, каюсь. У меня не патриархальные взгляды, во многом я мыслю так же, как большая часть молодых людей, просто я верю в Бога. Мне не чужд феминизм, идеи равноправия, я против домостроя. Вера удерживает от отчаяния и разочарования в мире, помогает видеть добро», — рассуждает Егор.

Крестный ход на Невском проспекте. Фото: из архива

В крестных ходах он участвует, но все равно не любит масштабные шествия, парализующие город: «Толпа остается толпой и в какой-то момент забывает, зачем она вообще собралась». Егор не стал поступать в Духовную академию: священником быть не готов. Читает Керуака и Брэдбери, а роман «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина считает открытием, показывающим, как можно исказить веру.

«Меня поразили споры о том, с какой еще деятельностью священник может совмещать богослужения, если не хватает на пропитание детям, — говорит Егор. — Дескать, священник может быть писателем, а вот журналистом уже нехорошо. И бог их пойми почему. Тогда объясните мне про отношения патриарха с президентом или строительство храмов на территории парков!»

Григорий (23 года): религия нужна для успокоения

Григорий Крюков атеист, в РГПУ имени А. И. Герцена учится на философа-антрополога. Его крестили в детстве, он ходил в храм, но «никогда не воспринимал это как нечто метафизическое».

«Мать верующая, но по-своему, — говорит он. — Ходит в церковь, молится, ставит свечки, совершала паломничество, но верит в магию и обряды, экстрасенсорику. Тем не менее она очень скептична, особенно по отношению к религиозным институтам, и не считает мораль Писания основополагающей».

Библия оттолкнула Григория «неадекватностью современности, догматичностью и непринятием других религий»:

«Убеждения каждого, на чем бы они ни основывались, дело личное. Я хорошо отношусь ко всем людям, пока они не нарушают чужих границ». Он полагает, Библия «дает много полезных советов, если фильтровать пережитки той эпохи и метафизику». Григория вдохновляет мир вокруг, люди, природа, культура, а также радости земного человека. Много читает художественной литературы, в том числе и русскую классику, которая смущает безысходностью. По мысли Григория, религия нужна «для успокоения, объяснения мира, бегства от истинного ужаса бытия и как социальный институт для формирования и поддержания общественной морали».

Максим (25 лет): атеистом быть лучше

Максим Голубев приехал в Петербург из Коряжмы, окончил магистратуру факультета социологии СПбГУ. Планирует поступить в аспирантуру, чтобы преподавать, а то «дико не хватает интеллектуального поля». Работает в компании по внедрению искусственного интеллекта. Православие Максим называет «родительским баловством»: те до сих пор поздравляют сына с Пасхой, что его раздражает. Он убежден: смысл жизни — в получении удовольствия. Признает в себе тщеславие и не скрывает желания «овладеть массами».

«Атеистом быть намного лучше, — говорит Максим. — Потому что ты чувствуешь себя освобожденным от заразы, которая заставляет тебя думать иначе, закрываться от мира, покупать свечки, ограничивать себя, а я ограничивать себя безумно не люблю. А суть религии в ограничении и в том, чтобы направить тебя в церковь. Мне с православными некомфортно: не о чем поговорить, всё воспринимают в штыки».

Православных считает инертными и безактивными, ожидающими помощи от государства: «Это люди, живущие в хрущевках, кто пишет «спасибо деду за победу». Да, это сирые и убогие. Канонически так и должно быть».

Максим уверен, что в отличие от верующих способен критически мыслить.

«Мы» для него — это «общество, интеллектуально-информационное пространство», а истинные православные должны быть мучениками за веру, как первые христиане. Ожидание поддержки свыше доказывает их инертность. С художественной и духовной литературой у социолога отношения не задались.

«Наверное, это связано с моим клиповым мышлением: статью я прочитаю и не устану, — признается Максим. — Открываю художественную литературу, когда хочется погрустить. Все эти романтические линии ужасны и отвратительны. А вообще я человек сентиментальный, но борюсь с этим. Полагаю, что меня сформировал интернет. Мне интересно, как говорил Доренко, как говорит Невзоров. Это свободомыслящие, активные, «бодрящие» люди. Неважно, что говорит Невзоров! Естественно, неправду, главное — как! Разве он агрессивен? А то, что везде пропагандируется православие, — это не агрессия?»

Нина (18 лет). Без опоры

Нина живет в Москве, от ригоризма Максима она далека, ее цель — «делать мир лучше». Она молится, но «в критических ситуациях, больше для собственного успокоения, потому что не верит, что это на что-то повлияет. И чтобы убедить себя, что «я не сухарь». Говорит, что принимает и уважает любую веру, но не религии, так как «они строятся людьми и полнятся предрассудками и стереотипами». Крестили ее в раннем детстве, в церкви бывает несколько раз в год с родственниками.

Мать Нины — убежденная атеистка, но девушка ее позицию не принимает. Нина признается, что страдает из-за того, что сейчас у нее «нет нравственной опоры, которая помогает жить». Мысль о возможной смерти ее тяготит, а в людях раздражает фарисейство: когда человек, декларируя свое православие и причащаясь, не способен извиниться перед близкими или механически читает молитвы.

Служба в храме Спаса на Крови. Фото: из архива

«Многие священники относятся к своим религиозным обязанностям формально и сами не верят в то, что делают, — уверена Нина, — равно как и большинство прихожан. В православии мне непонятна идея, что все люди грешны и должны свои грехи замаливать. Границы этих «грехов» зачастую доведены до абсурда, так что невозможно не впасть хоть ненадолго в любой из них. Получается, что православие само ставит человеку такие рамки, чтобы чувствовать себя грешным. Всю Библию целиком не читала и не вижу смысла. То, что читала, мне не понравилось по содержанию».

Закон о защите чувств верующих считает глупым и антидемократическим: «Мы выделяем одну группу и защищаем ее от нападок, но в то же время никак не защищаем (а иногда и угнетаем) другие группы. К тому же у христиан есть принцип «Бог поругаем не бывает», получается, что закон этот вдвойне абсурден».

Софья и Светлана (обеим по 20 лет): у каждого свой Бог

Софья Полякова учится в Академии Штиглица. Ходит в православную церковь, дома медитирует, слушает мантры или православные песнопения, читает Коран. Это помогает «настроиться на чувства и действительно понять, что Бог есть». «Все друг друга осуждают и доказывают, что их религия лучше, хотя сами плохо знают свою историю, — огорчается девушка. — Бог есть, абсолютно каждая религия несет зерна истины. Я изучаю буддизм, ислам, христианство, индуизм, даосизм, малоизвестные верования, зороастризм, цивилизацию Тиуанако, оставшиеся знания староверов».

Светлана Сокович, ровесница Софьи, изучает философию. Свои религиозные взгляды считает неопределенными. Воспитана в православной, но не религиозной семье, суеверна. «Мечусь. Но определенно верю в высшие силы, — рассказывает Светлана. — У каждого человека внутри свой бог. В современном мире каждый человек может найти что-то симпатичное в любой религии. Меня отталкивают жесткие правила.

Для меня главное в вере и религии — естественность. Зачем тебе бог, если ты заставляешь себя уделять ему время?

Для меня бог — возможность разгрузить с себя ответственность. Вместе с тем бог — радость, надежда, даже друг. Концепция «бога-друга» родилась еще в детстве. Пока не понимала того, как должно общаться, но детская вера уже была, просила давать знаки, как лучше поступать, просила помогать выигрывать соревнования и получать хорошие оценки».

Светлане «симпатичен буддизм», потому что «буддизм в отличие от православия не снимает с человека ответственности за его жизнь и личное счастье.

Что для них бог

Григорий Крюков определяет бога как «культурный феномен». Он говорит: «Для конкретного человека бог — концепт в сознании, помогающий и наказывающий. Человек благодаря вере в то, что за ним «наблюдают», склонен поступать согласно прописанным в религиозных текстах правилам».

Нина предложила формулировку: «Бог — существо, природу которого я понять не могу, которое создало жизнь или по крайней мере задало ей начало (в масштабах Вселенной). Возможно, оно и делает что-то еще, но уж точно не принимает молитвы и не исполняет желания как джин-кудесник».

Анастасия Туркина понимает бога как «что-то всевышнее, даже если это не бог, то это какая-то энергия, которая оберегает».

Егор Смирнов ближе всех к традиции, для него бог — любовь и всепрощение.

главная / религии мира / ПравославиеПРАВОСЛАВИЕ, одно из основных направлений христианства. Хотя православными, или ортодоксальными (от греч. ortodoxia — православие), называли себя в 1-м тысячелетии обе ветви христианства — восточная и западная, принявшие постановления Халкидонского собора, после происшедшего в 1054 раскола название «православная» закрепилось за Восточной церковью.
Считается, что православие возникло в 33 среди греков, живших в Иерусалиме. Основателем его был сам Иисус Христос. Из всех христианских направлений православие в наибольшей степени сохранило черты и традиции раннего христианства.
Главные положения православного вероучения содержатся в Никео-Константинопольском (Никео-Цареградском) символе веры, принятом на I и II Вселенских соборах, проходивших соответственно в 325 в Никее и в 381 в Константинополе (Царьграде). Два других христианских символа веры — Апостольский и Афанасьевский православием не отвергаются, однако считается, что они покрываются Никео-Цареградским символом. Этот символ состоит из 12 членов и особенно подробно отражает те вопросы, из-за которых возникали споры и образовывались ереси. Принятая на I и II Вселенских соборах формула у православных не изменялась и сохранилась в первоначальном виде. Она такова: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день, по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаювоскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь».
Таким образом, православные верят в единого Бога, выступающего в трёх лицах — Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа — Божественную Троицу. Первый член символа веры посвящён Богу Отцу, который сотворил весь существующий мир. Со второго по седьмой члены символа веры посвящены Сыну Божьему — Иисусу Христу. По православному учению, Иисус Христос имеет двойную природу: божественную и человеческую. Он рождён (а не сотворён) Богом Отцом до сотворения мира. В своей земной жизни Иисус Христос был рождён в результате непорочного зачатия Девы Марии от Святого Духа. Православные верят в искупительную жертву Иисуса Христа. Ради спасения людей Он пришёл на Землю и принял мученическую смерть на кресте. Они верят также в воскресение Иисуса Христа и вознесение Его на небо. Они ждут второго пришествия Иисуса Христа (когда же оно будет, известно только Богу) и установления на Земле Царства Божьего. Восьмой член символа веры посвящён Святому Духу, который, согласно православному вероучению, исходит только от Бога Отца. В девятом члене символа веры говорится о Церкви, которая является единой, святой, соборной и апостольской. Она едина, потому что Бог един и потому что единый глава Церкви — Иисус Христос. Святость церкви исходит от Бога. Церковь считается соборной (или кафолической), поскольку она полная, законченная, не нуждающаяся в дополнениях. Церковь называется апостольской, так как она основана на Иисусе Христе и Святом Духе, посланных Богом Отцом, а также на апостолах, посланных Иисусом Христом распространять его веру. Приобщение к Церкви происходит через крещение — этому посвящён десятый член символа веры. Православные считают, что в этом члене подразумеваются также 6 других таинств. В одиннадцатом и двенадцатом членах символа веры говорится о вере в воскресение из мёртвых и в вечную жизнь.

На II Вселенском соборе было решено впредь не вносить в символ веры никаких изменений и дополнений, чтобы не исказить веру.
Православные верят в посмертное воздаяние — рай и ад.
Религиозным символом у православных является крест, причём признаётся и четырёх-, и шести-, и восьмиконечный крест.
В православии признаётся семь таинств (священнодействий, в которых под видимым знаком даётся невидимая Божественная благодать). Это крещение, миропомазание, причащение (евхаристия), исповедь (покаяние), брак, священство, елеосвящение (соборование). Особо выделяются так называемые евангельские таинства — крещение и причащение — как таинства, непосредственно установленные Иисусом Христом. Крещение рассматривается как духовное рождение, во время которого умирает природный человек с его первородным грехом и рождается новый. В православной церкви крещение обычно совершается путём троекратного погружения крещаемого в воду. Причащение — это приобщение Тела и Крови Христовых, в которые, как считается, во время таинства пресуществляются подаваемые для причащения хлеб и вино. Евхаристия имеет значение бескровной жертвы. Сразу же после крещения в православной церкви совершается таинство миропомазания. Оно означает всеобщее рукоположение в звание мирян, во время которого человек призван получить дар Святого Духа. Таинство исповеди (покаяния) имеет целью примирить человека с Богом. Если при крещении человек освобождается от первородного греха, то на исповеди человеку отпускаются личные грехи. Таинство елеосвящения имеет двоякую направленность: в результате его, считают православные, человек освобождается от частных нераскаянных грехов и ему даётся оздоровление и исцеление от болезни либо даются силы для христианской смерти. Таинства брака и священства совершаются не над всеми членами церкви. Таинство брака освящает супружеский союз мужчины и женщины. Считается, что христианский брак заключается силою Святого Духа и не прекращается со смертью, а продолжается в Царстве Божьем. Священство — это таинство передачи через епископское рукоположение даров Святого Духа священнослужителям: епископам, священникам и диаконам.
Наряду с 7 отмеченными таинствами в церкви совершаются и другие действия, сообщающие благодать, хотя и не считающиеся таинствами. Это освящение икон и крестов, освящение святой воды, хлебов, другой пищи и т. д., погребение, пострижение в монашество (два последних действия в раннем христианстве считались таинствами).
Православные признают как Священное Писание, так и Священное Предание. Священное Писание (Библия) состоит из Ветхого и Нового Заветов. Православная церковь считает подлинными не только канонические книги Ветхого Завета, но и книги, не вошедшие в канон, рассматривая их как добавление к Священному Писанию, как книги, хотя и не богодухновенные, но добрые, назидательные и священные. В Новый Завет входят четыре Евангелия, а также книги «Деяния святых Апостолов»,21 послание Апостолов и книга «Откровение Иоанна Богослова» (Апокалипсис). Священное Предание в широком смысле слова — это живая память Церкви, это сохранение Церковью своего учения разными способами. В этом смысле и Библия (Cвященное Писание) может рассматриваться как часть Священного Предания. В более же узком смысле Священное Предание понимается как постановления признаваемых церковью соборов и учения отцов Церкви II—VIII вв. Православная церковь признаёт лишь 7 первых Вселенских соборов, состоявшихся до отделения западной ветви: I Никейский (325), I Константинопольский (381), Эфесский (431), Халкидонский (451), II Константинопольский (553), III Константинопольский (680), II Никейский (787).
По православному вероучению, для спасения человеку необходима помощь духовенства. Начало православному духовенству было положено апостолами, которые через рукоположение передали верующим дары Святого Духа и таким образом создали церковную иерархию. Подчёркивается, что сила этой иерархии заключается в её непрерывной апостольской преемственности. В настоящее время у православного духовенства существует трёхстепенная иерархия: диаконы, иереи (священники) и архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи), причём в харизматическом отношении все архиереи равны. Священный сан могут иметь только мужчины. У православных практикуется монашество (существуют мужские и женские монастыри). В зависимости от пострижения или непострижения в монашество православное духовенство делится на чёрное (монашествующее) и белое. Для белого духовенства доступны лишь две первые иерархические степени. В архиереи рукополагаются только монашествующие священники. Белые священники до принятия сана имеют право жениться, чёрное же духовенство даёт обет безбрачия. Большинство православных таинств могут совершать как архиереи, так и иереи. Таинство священства совершают только архиереи, причём по сложившейся традиции при поставлении епископов рукополагающих архиереев должно бытьне менее двух (хотя в истории православия были исключения из этого правила). Таинство крещения в исключительных случаях может совершить и мирянин (мужчина или женщина, исповедующие христианство).
В православии распространено почитание Богородицы, ангелов и святых, а также поклонение святым мощам и священным реликвиям, принято общение с Богом и святыми перед иконами.
У православных сложный, детально разработанный и чрезвычайно торжественный культ. Богослужения более длительные, чем в большинстве других христианских конфессий. Имеется богослужение для каждого дня седмичного и годичного циклов, а также для особых периодов: постов, праздников и т. д.
В православии кроме общественного богослужения существуют ещё и частные, совершающиеся для удовлетворения нужд конкретного лица (совершение таинств, молебны о болящих, путешествующих и др., богослужения об усопших, панихиды и т. д.). Главным из общественных богослужений является литургия. В настоящее время у православных совершаются литургия Иоанна Златоуста, литургия Василия Великого и литургия Преждеосвященных Даров. Чин литургии состоит из трёх частей: проскомидии (во время которой священник или архиерей готовит хлеб и вино для причастия), литургии оглашенных и литургии верных. Раньше на литургии оглашенных могли присутствовать все желающие, а на литургию верных допускались только крещёные. В настоящее время на литургии верных разрешили присутствовать даже нехристианам.
Во время богослужения возжигаются свечи, употребляется ладан, духовенство одето в нарядные облачения. Православное богослужение сопровождается хоровым пением (музыкальные инструменты в богослужении не используются, так как считается, что нельзя заменять человеческий голос неразумными, хотя и красивыми звуками).

У православных нет жёсткой церковной централизации. Крупные местные церкви полностью самостоятельны, или автокефальны. Все автокефальные церкви равноправны независимо от того, как именуется глава той или другой церкви: патриарх, митрополит или архиепископ. В настоящее время автокефальность имеют 15 церквей: Константинопольская (Вселенская), Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии, Американская. Кроме того, есть автономные православные церкви, которые находятся в подчинении от какой-то из автокефальных церквей: Синайская церковь зависима от Иерусалимской православной церкви, Финляндская — от Константинопольской, Японская — от Русской. В последнее время значительную автономию получила Украинская православная церковь Московского патриархата. Некоторые православные церкви (например, Македонская православная церковь, Украинская православная церковь Киевского патриархата) объявили себя независимыми, но их самостоятельность не была признана автокефальными церквами. Имеются также православные церковные организации, не признающие руководства ни одной автокефальной церкви, хотя и не претендующие на автокефальность. К таким церковным организациям относится, в частности, Русская православная церковь за границей, которая отделилась от Русской православной церкви.
У православных нет единого календаря. Большинство автокефальных православных церквей перешло на григорианский календарь. Юлианского календаря по-прежнему придерживаются Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская церкви. Однако почти во всех церквах, принявших григорианский календарь, есть группы духовенства и верующих, которые продолжают пользоваться в церковной жизни юлианским календарём. Наиболее многочисленны группы сторонников старого календаря в Греции. Юлианский календарь сохранён и в пользующихся автономией монастырях Афона (Греция), насельники которых особенно последовательно выступают против перехода на григорианский календарь.
Из-за того что в разных православных церквах приняты разные календари, отмечаемые в них праздники, хотя в своей основе идентичны, приходятся на разные дни.
Самым большим праздником у православных считается Пасха — «праздников праздник». Пасха отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния при условии, чтобы она не совпадала с иудаистской Пасхой. Ещё 12 праздников считаются главными, их называют двунадесятыми. К двунадесятым праздникам относятся Рождество Христово (отмечается 25 декабря в церквах, принявших григорианский календарь, и 7 января по новому стилю в церквах, сохранивших юлианский календарь), Крещение Господне, или Богоявление (6/19 января), Сретение Господне (2/15 февраля), Преображение Господне (6/19 августа), Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября), Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля), Введение во Храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря), Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа), Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября), Вход Господен в Иерусалим (последнее воскресенье перед Пасхой), Вознесение Господне (сороковой день после Пасхи) и Пятидесятница, или День Святой Троицы (пятидесятый день после Пасхи).

Кроме двунадесятых праздников все православные отмечают Обрезание Господне, Покров Пресвятой Богородицы, Рождение Иоанна Предтечи и усекновение его главы, праздник апостолов Петра и Павла, дни памяти некоторых святых, например Николая Угодника, Великомученика Георгия, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова. В каждой поместной церкви имеются свои особо почитаемые святые. Многие большие праздники предшествуются у православных предпразднествами. Перед некоторыми праздниками (Пасхой, Рождеством, Успением, праздником апостолов Петра и Павла) соблюдаются многодневные посты. Особенно строгим считается Великий пост перед Пасхой. Существуют и однодневные посты.
Общая численность православных в 1996З — 182 млн. человек. Наибольшее число их имеется в России — по разным оценкам,70—80 млн. Православные живут также на Украине (около 30 млн.), в Румынии (20 млн.), Греции (9,5 млн.), Белоруссии (около 5 млн.), Югославии — Сербии и Черногории (около 7 млн.), Болгарии (6 млн.), Молдавии (около 3 млн.), Боснии и Герцеговине (1,2 млн.), Македонии (1,2 млн.), Германии (свыше 550 тыс.), Польше (800 тыс.), Хорватии (700 тыс.), Албании (свыше 350 тыс.), Великобритании (440 тыс.), Эстонии (300 тыс.), Франции (свыше 260 тыс.), Латвии (около 400 тыс.), Литве (150 тыс.), Швеции (около 75 тыс.), Австрии (70 тыс.), Швейцарии (70 тыс.), Финляндии (56 тыс.), Бельгии (53 тыс.), Италии (36 тыс.), Словакии (34 тыс.), Венгрии (30 тыс.), Чехии (около 75 тыс.). В России православие исповедует прежде всего подавляющее большинство русских верующих. Православия придерживается также основная часть карел, вепсов, ижорцев, саамов, коми, коми-пермяков, удмуртов, бесермян, марийцев, мордвы, чувашей, нагайбаков, осетин, цыган, кумандинцев, телеутов, чулымцев, хакасов, якутов, камчадалов. Православными считается большинство ненцев, манси, хантов, селькупов, кетов, тубаларов, шорцев, нанайцев, ульчей, ороков, орочей, алеутов, ительменов, юкагиров, чуванцев, хотя православие обычно сочетается у них с пережитками традиционных верований. Православную веру исповедует и Большая часть живущих в России украинцев, белорусов, молдаван, грузин, болгар, гагаузов, греков. Православными являются и многие западные буряты, часть калмыков, татар (кряшены), кабардинцев (моздокские), долган, чукчей, коряков, алюторцев, нивхов.
На Украине православия придерживаются кроме большинства украинцев живущие в стране русские, белорусы, молдаване, болгары, румыны, греки, цыгане. В Белоруссии православными являются помимо основной части белорусов русские и украинцы, в Молдавии кроме молдаван — украинцы, русские, гагаузы и болгары. В Румынии, Болгарии, Македонии, Греции православие в первую очередь исповедуют представители основных этносов этих стран, в Югославии — сербы и черногорцы, в Боснии и Герцеговине — сербы, в Хорватии — также сербы, в Албании — часть албанцев. В Латвии и Литве подавляющее большинство православных — русские, в Эстонии же кроме русских православия придерживается и часть эстонцев. В Польше православными являются часть украинцев и белорусов, а также русские, в Германии, Австрии и Швеции к ним принадлежат в первую очередь приехавшие на работу греки и сербы, в Великобритании — греки, часть украинцев и русские, в Бельгии — греки и русские, в Швейцарии и Италии — греки, во Франции — русские и греки, в Чехии — русские и небольшая группа чехов, в Словакии — часть словаков, венгров и карпатороссов, в Венгрии — сербы и румыны, в Финляндии — сильно ассимилированные финнами карелы.
Немало православных и в Америке. Особенно их много в США (около 7 млн.), есть они также в Канаде (свыше 700 тыс.), Бразилии (свыше 150 тыс.), Аргентине (около 200 тыс.), Чили (20 тыс.), Венесуэле (20 тыс.). В США это прежде всего греки (свыше 2 млн.) и русские (более 1 млн.), а также часть украинцев и карпатороссов, сербы, часть арабов, болгары, часть албанцев, румыны, часть белорусов, небольшая группа эстонцев и др., в Канаде — греки, часть украинцев, русские, часть арабов, румыны, сербы и др., в Бразилии — русские, часть арабов и украинцев и др., в Аргентине — часть арабов, греки, русские, часть украинцев, румыны и др., в Чили и Венесуэле — греки и др.
В Азии православные сконцентрированы либо в странах, ранее входивших в состав СССР, либо в государствах Ближнего Востока. Они преобладают в Грузии (2,8 млн.) и составляют значительные меньшинства в Казахстане (свыше 4 млн.), Узбекистане (около 900 тыс.), Киргизии (свыше 400 тыс.), Таджикистане (около 200 тыс.), Туркмении (свыше 150 тыс.), Азербайджане (100 тыс.) и сравнительно небольшую группу населения Армении. Если в Грузии основная масса православных — грузины, то в других странах это преимущественно русские, украинцы и белорусы.
В азиатских ближневосточных странах довольно значительное число православных сосредоточено на Кипре (свыше 500 тыс.), а также в Сирии (свыше 300 тыс.), Ливане (около 240 тыс.), Иордании (84 тыс.), Объединённых Арабских Эмиратах (свыше 50 тыс.) и Израиле (около 50 тыс.), причём на Кипре — это греки, а в остальных странах часть арабов (в большинстве случаев являющихся коренными жителями, а в ОАЭ — приезжими).
В Африке существенные группы православных имеются в Кении (свыше 700 тыс.), ЮАР (120 тыс.), Египте (15 тыс.), Уганде (свыше 20 тыс.), Танзании (свыше 10 тыс.), Зимбабве (10 тыс.). В ЮАР, Зимбабве и Египте — это в основном греки, в Кении — часть кикуйю и лухья, в Уганде — небольшая часть ганда и ланго (ланги), в Танзании — переселившиеся сюда кикуйю и маленькая группа фермеров — греков-киприотов. В Австралии живущие там православные (480 тыс.) — в первую очередь греки, а также сербы, русские, часть украинцев, македонцы и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *