Миссиология

Федеральное агентство по образованию
Филиал «Севмашвтуз» государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет» в г. Северодвинске
Кафедра № 16 «Экономика и менеджмент»
Факультет 2 «Экономика и управление»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ГОРОДСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ»
Северодвинск
2011
Федеральное агентство по образованию
Филиал «Севмашвтуз» государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет» в г. Северодвинске
Кафедра № 16 «Экономика и менеджмент»
Факультет 2 «Экономика и управление»
ЗАДАНИЕ
на выполнение контрольной работы
по дисциплине «Стратегическое управление в городском хозяйстве»
Студент:
Группа:
Перечень вопросов подлежащих разработке

    Выполнить контрольную работу № 1 по теме «Формирование миссии организации» в соответствии с методическими указаниями и номером варианта, который соответствует последней цифре порядкового номера в зачетной книжке.
    Выполнить контрольную работу № 2 по теме «Формирование продуктовой стратегии предприятия» в соответствии с методическими указаниями и номером варианта, который соответствует последней цифре порядкового номера в зачетной книжке.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4

    Контрольная работа № 1…………………………………………….5
    Контрольная работа № 2……………………………………………16
    ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….24

ВВЕДЕНИЕ
Термин «стратегическое управление» был введен на стыке 1960-70 гг. ХХ века для того, чтобы внести различие между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость проведения такого различия была вызвана переходом к новой модели управления развитием организации в меняющейся среде. Актуальность стратегического управления в современных условиях обусловило выделение стратегического менеджмента в самостоятельную отрасль экономических знаний, объединяющих в себе наряду с общей теорией стратегического управления такие дисциплины, как финансовый менеджмент, финансовый анализ, риск-менеджмент, экономическую статистику и другие экономические дисциплины.
Выделяют четыре фактора-условия, определяющие актуальность стратегического управления:
1. Во второй половине XX в. число задач, обусловленных внутрифирменными и внешними изменениями, неуклонно возрастало.
2. Множественность задач наряду с расширением географических рамок деятельности национальных экономик приводила к дальнейшему усложнению управленческих проблем.
3. Возрастала роль высшего звена управления, в то время как совокупность управленческих навыков, выработанных в первой половине века, все меньше соответствовала условиям решения возникавших задач.
4. Усиливалась нестабильность внешней среды, что повышало вероятность стратегических внезапных изменений, их непредсказуемость.
Исключительно важным стало использование гибкого управления, которое обеспечивало бы адаптацию предприятия к быстро меняющейся окружающей среде. Своевременное реагирование на возникавшие изменения достигалось посредством стратегического управления развитием предприятия.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

ЗАДАНИЕ № 1

    Как создавалась миссия компании «Акрополь»

Риелторская компания «Акрополь» невелика: по сути, до конца прошлого года в ней работало полтора десятка человек. Сейчас компания расширилась – у нее более полусотни сотрудников. Но уже в прошлом году на сайте «Акрополя» было опубликовано: «Миссия компании – оказывать качественные риелторские услуги по международным стандартам».
В тот момент мы еще не конкретизировали формулировку, и она скорее воплощала наше представление о заграничном – какие они, международные стандарты, и насколько соответствуют ожиданиям наших заказчиков, да и нашим ли? Поэтому в определенный момент, после того как мы задали себе несколько уточняющих вопросов, миссия подверглась мгновенной корректировке: «Стать эталоном оказания риелторских услуг». С этой формулировкой уже можно было начинать работать.
В этом месте хотелось бы написать, что учредители и менеджеры заперлись в кабинете, решив не выходить, пока миссия не будет готова, и выпили две тысячи чашек кофе и выкурили десять блоков «Парламента». Хотелось бы, конечно, так написать – уж больно фактурно все это выглядело бы… Увы, никто из присутствующих не курил, все предпочли зеленый чай черному кофе, и миссия была написана приблизительно за два часа. Но нужно учитывать, что необходимость формализовать свои представления о миссии компании понимали все – нужды во внешних консультантах не было. У всех присутствующих был опыт управления и представления о том, какой бизнес должен быть. Само формулирование миссии мы рассматривали как первый шаг к реструктуризации и введению регулярного менеджмента на предприятии.
В выходной день в полупустом офисе головной компании собрались учредители и руководители подразделений. Все помнили, что миссия должна учитывать интересы различных групп влияния: от учредителей и сотрудников до потребителей и общества в целом.
В первые полчаса выяснилось, что сочинение может занять неопределенное время и не привести к результату. Это был путь «двух тысяч чашек кофе». Можно было, конечно, взять чужую миссию и переписать ее под особенности компании, но это было бы что-то не то…
Поэтому применили набор специальных методов (МАИС – Методы Активизации Интуиции и творческих Способностей специалистов). Их применение превзошло все ожидания: если опустить подробности, то менее чем через час у компании «Акрополь» была сформулирована миссия. Этот текст был органичен всем участникам, но самое главное – полностью соответствовал бизнес-философии компании. То есть был таким, каким мы хотим его видеть. Все, что оставалось, – это перенести формулировки в электронный вид, распечатать и раздать участникам собрания.
Полученная миссия учитывала интересы компании, учредителей, сотрудников, общества. Поскольку присутствующие большинством голосов решили перед опубликованием литературно обработать формулировку, тут же подверглась переработке старая формулировка, она превратилась в девиз компании: «Через развитие компании, сотрудников и технологии – стать эталоном оказания риелторских услуг».
На основе анализа опыта создания миссии компании «Акрополь» ответьте на следующие вопросы:

    Что необходимо знать, чтобы сформулировать миссию компании?

Как считает Ф. Котлер, миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:
— история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировались ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;
— существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;
— состояние среды обитания организации;
— ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей:

— отличительные особенности, которыми обладает организация.

Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация и какой она стремится быть, а также показывает отличие организации от других ей подобных. Для этого в сопровождающей миссию расшифровке должны быть отражены следующие характеристики :

    целевые ориентиры организации, отражающие то, на решение каких задач направлена деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе;
    сфера деятельности организации, отражающая то, какой продукт организация предлагает покупателям, и то, на каком рынке организация осуществляет реализацию своего продукта;
    философия организации, находящая проявление в тех ценностях и верованиях, которые приняты в организации;
    возможности и способы осуществления деятельности организации, отражающие то, в чем сила организации, в чем ее отличительные возможности для выживания в долгосрочной перспективе, каким способом и с помощью какой технологии организация выполняет свою работу, какие для этого имеются технологии, ноу-хау, передовая техника.
    Кто принимает участие в определении миссии?

Важным условием формулирования миссии является понимание и принятие ее большинством сотрудников компании. Это обеспечит то, что цели и интересы отдельных лиц, участвующих в деятельности компании, будут подчинены целям компании как целого.
Поэтому желательно в процесс разработки миссии вовлечь всех ключевых сотрудников компании. Это высшее руководство, начальники структурных подразделений (отделов, департаментов) и ведущие специалисты.
Текст миссии организации должна составить группа стратегического планирования при обязательном участии руководителя компании. Если подготовка проекта миссии будет перепоручена какому-то одному специалисту, например начальнику отдела маркетинга, можно считать, что все пропало, поскольку миссию организации должен определять коллектив.

    Какова роль миссии в деятельности компании?

При самом обобщенном и в то же время при самом углубленном понимании роль миссии организации состоит в том, что она как бы устанавливает связку, ориентирует в едином направлении интересы и ожидания тех людей, которые воспринимают организацию изнутри, и тех, кто воспринимает организацию извне. Более того, миссия позволяет сориентировать или же даже подчинить интересы «внутренних» по отношению к организации людей интересам «внешних» людей. Определяя то, для чего создана и существует организация, миссия придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие им лучше видеть и осознавать не только что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия.

    Чьи интересы и каким образом отражает миссия компании?

Основными группами людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации, а следовательно, должны быть учтены при определении ее предназначения, являются:
• собственники организации, создающие, приводящие в действие и развивающие организацию для того, чтобы за счет присвоения результатов деятельности организации решать свои жизненные проблемы;
• сотрудники организации, своим трудом непосредственно обеспечивающие деятельность организации, создание и реализацию продукта и продвижение ресурсов извне, получающие от организации за свой труд компенсацию и решающие с помощью этой компенсации свои жизненные проблемы;
• покупатели продукта организации, отдающие ей свои ресурсы (чаще всего деньги) в обмен на продукт, предлагаемый им организацией, и удовлетворяющие с помощью этого продукта свои потребности;
• деловые партнеры организации, находящиеся с ней в формальных и неформальных деловых отношениях, оказывающие организации коммерческие и некоммерческие услуги и получающие аналогичные услуги со стороны организации;
• местное сообщество, находящееся с организацией во взаимодействии, имеющем многогранное содержание, связанном в первую очередь с формированием социальной и экологической среды обитания организации;
• общество в целом, в первую очередь в лице государственных институтов, взаимодействующее с организацией в политической, правовой, экономической и других сферах макроокружения, получающее от организации часть создаваемого ею богатства для обеспечения общественного благополучия и развития, плодами которого наряду с другими членами общества также пользуется и организация.
Миссия организации в большей или меньшей мере должна отражать интересы всех шести вышеназванных субъектов. Степень проявления в миссии интересов каждого из данных шести субъектов принципиально зависит от того, какие размеры имеет организация, в каком она состоит бизнесе, где расположена и т.п. Наиболее устойчивое, сильное и специфичное влияние на миссию организации независимо от того, что организация собой представляет, оказывают интересы собственников, сотрудников и покупателей.

    Можно ли для формулирования миссии своей организации использовать миссию чужой организации?

Каждая компания выбирает собственное уникальное предназначение, отличающее ее от других компаний. Копирование чужой индивидуальности : миссия, название, логотип и т. д. – допустимо только для изначально слабых компаний в качестве способа выйти на рынок. Говорить о долгосрочной реализации такой организации не предоставляется возможным.

    Как соотносятся между собой миссия и имидж организации?

Миссия играет немалую роль в создании корпоративного имиджа. О миссии много было сказано и мы уже понимаем, что она представляет собой некую сверхзадачу корпорации. Она объясняет, зачем нужна организация и каково ее значение и цель.
Значение миссии для деятельности организации заключается в том, что:
Миссия — это то, с чего начинается принятие решения.
Миссия создает уверенность, так как четко сформулированы цели организации.

Миссия формирует понимание и поддержку среди внешних участников организации.
Содержание миссии должно включать в себя и внешний образ компании, то есть ее имидж. Он подчеркивает ее экономическую и социальную ответственность компании перед партнерами и потребителями. То есть миссия должна передать впечатление, которая фирма хочет произвести на потребителя.
Имидж, несомненно, — инструмент достижения стратегических целей организации. Стратегическими являются цели, затрагивающие основные стороны деятельности организации и ориентированные на перспективу, а стратегические цели неотъемлемо связаны с миссией.
Очень важно укреплять внешние связи с общественностью, так как это укрепляет имидж организации. Даже если конкуренты выбирают меры по борьбе с организацией, то сильный имидж организации будет показывать авторитет и вес общественного мнения.
ЗАДАНИЕ № 2
На основе известных теоретических требований к миссии организации проанализируйте достоинства и недостатки формулировок миссий и стратегического видения ниже следующих известных фирм. Как в них отражаются удовлетворенные потребности, целевой рынок и способы удовлетворения потребностей?
Макдоналдс – «Быстрое обслуживание клиентов ограниченным набором горячей вкусной пищи в чистых и уютных ресторанчиках по приемлемой цене по всему миру».
В данной миссии сформулирована сфера деятельности компании, социальная направленность. Недостатком является то, что слово «ограниченным» сокращает рамки организации. Компания может предоставить широкой аудитории, только определённый набор готовой пищи. Главные покупатели – это люди со средним и низким доходом.
Полароид – «Совершенствование и развитие рынка мгновенных фотографий для удовлетворения растущей потребности американских и европейских семей запечатлеть на фотографии лица родных и друзей, дорогие сердцу места и смешные мгновения жизни».
В миссии говорится об удовлетворении потребностей клиентов. Компания работает с разными слоями населения. Но сама миссия очень перегружена, что является недостатком.
Форд – (начало ХХ в.) – «Предоставление людям дешевого транспорта».
Миссия компании нацелена на потребителя и решает проблемы потребителя, а не внутренние проблемы организации. Но слово «дешёвого» ассоциируется в некачественном товаре.
Кодак – «Стать мировым лидером в химическом и электронном изображении».
В миссии прослеживается основная долгосрочная цель компании – «стать мировым лидером» и конкретизируется в какой отрасли. Но мы знаем эту компанию, как производителя фотопродукции, руководство компании не ограничивает себя только этой продукцией.
В миссии компании Кодак достоинством будет долгосрочная перспектива. Недостатками такой миссии является то, что нет ориентира на потребителей, каким образом будут удовлетворятся потребности.

ЗАДАНИЕ № 3 (для вариантов 5-9)

Постановка задачи:
Ресторан специализируется на французской кухне. Блюда предназначены для гурманов и приготовлены высококвалифицированными поварами и кулинарами. Меню ресторана содержит более 50 блюд по достаточно высоким ценам. Сформулируйте миссию ресторана.
Методические указания к решению:
Формулировка миссии ресторана в текстовой форме осуществляется исходя из:

    целевых ориентиров;
    определения сферы бизнеса;
    определения группы потребителей и сегментов рынка;
    технологического и функционального исполнения товара:
    философии компании.

Решение задачи представить в предлагаемой табличной форме.
Таблица 1
Формирование миссии ресторана

Алгоритм Решение
Целевой ориентир Получение прибыли, производство блюд
Сфера бизнеса Ресторанный бизнес, сфера общественного питания
Группа потребителей Граждане с высоким доходом
Технологическое и функциональное исполнение товара Блюда французской кухни для гурманов, разнообразное меню, высококачественные повара и кулинары
Философия компании Профессионализм, ответственность, качественное обслуживание.
Миссия ресторана Разнообразные блюда для гурманов, приятная атмосфера, качественное обслуживание — всё это есть у нас в «Romantiques Ville»

ЗАДАНИЕ № 4
Ответьте на тест, выбрав один или несколько правильных ответов, или сформулируйте ответ на поставленный вопрос
1. Миссия организации сформулирована следующим образом: «Организация существует для производства товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации». Такая формулировка миссии характерна для:
б) оперативного управления
2. Верно ли, что миссия является средством достижения целей организации?
Нет, не верно, т.к. миссия – это цель.

    Верно ли, что эффективные цели устанавливаются только на верхних уровнях организации?

Нет. Цели деятельности организации устанавливаются, начиная с менеджеров верхнего уровня до исполнителей включительно, т.е. сверху вниз. Эффективные цели могут быть установлены как на верхнем, так и нижнем уровне организации.
4. Цели организации должны:
б) четко и конкретно фиксировать конечное состояние
в) задавать конкретные сроки выполнения
5. Перечислите основные характеристики целей. Что лучше: отказаться от постановки целей вообще или иметь цели, не отвечающие этим критериям?
Цели должны обладать рядом характеристик :
Во-первых, они должны быть конкретными и измеримыми. Выражая свои цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы. Руководители среднего звена будут иметь ориентир для решения, следует ли направить больше усилий на обучение и воспитание работников. Также будет легче определить, насколько хорошо организация работает в направлении осуществления своих целей.
Во-вторых, конкретный срок (горизонт) прогнозирования представляет собой другую характеристику эффективных целей. Следует точно определять не только, что организация хочет осуществить, но, также, когда должен быть достигнут результат.
В-третьих, цель должна быть достижимой, чтобы служить повышению эффективности организации. Цели представляют собой важные мотивы поведения людей в организациях, потому что люди обычно хотят достичь те цели, которые установлены для организации. Если цели недостижимы либо из-за недостаточности ресурсов, либо из-за внешних факторов, стремление работников к успеху будет блокировано и их мотивация ослаблена.
И, наконец, чтобы быть эффективными, множественные цели организации должны быть взаимно поддерживающими — то есть действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей. Невозможность сделать цели взаимно поддерживающими ведет к конфликту между подразделениями организации, которые отвечают за достижение установленных целей.
6. Для каких целей организации характерна наибольшая детализация и конкретизация:
а) для краткосрочных
7. Один известный теоретик в области менеджмента высказал предположение, что временные горизонты всех стратегических планов уменьшаются в силу высокой турбулентности внешней среды. Согласны ли Вы с этой точкой зрения?
Да.
8. Какова может быть миссия города, в котором Вы живете?
Северодвинск – крупный промышленный и научно–технический центр Севера России. Ведущей отраслью экономики является строительство и ремонт подводных лодок и надводных кораблей и судов, а также строительство морских буровых платформ, металлообработка, утилизация атомных подлодок.
9. Какие цели развития города можно поставить в рамках стратегии развития этого города?
Целью является возрождение и процветание нашего славного северного города Северодвинска, повышение уровня жизни горожан за счет развития промышленного комплекса города, улучшения сферы жизнедеятельности, развитие эффективного производства с опорой на передовые отрасли, устойчивое функционирование и развитие инфраструктуры и систем жизнеобеспечения города, формирование благоприятной социальной среды, обеспечивающей всестороннее развитие личности на основе образования, культуры, здорового образа жизни.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2
ПО ТЕМЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОДУКТОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Постановка задачи:
Предприятие специализируется на выпуске фотоаппаратов, кинокамер, видеокамер и высокоточных оптических приборов. Продукция предприятия имеет спрос в России, ближнем зарубежье, развивающихся странах, а также в странах Западной Европы. Основные потребители оптических приборов – медицина, сельское хозяйство, оборонная промышленность. Объем реализации продукции в денежных единицах (ДЕ) и доля рынка предприятия и его сильнейшего конкурента по каждому виду продукции представлены в табличной форме по вариантам (таблица 3-12).
Используя матрицу БКГ, сформулируйте продуктовую стратегию предприятия.
Характеристика портфеля предложений предприятия (вариант 7)

№ п/п Продукция Объем реализации по годам, ДЕ Доля рынка во 2-м году, %
1 год 2 год предприятия конкурента
Фотоаппараты: для России и ближнего зарубежья
для развивающихся стран
для Западной Европы
3125
4200
150
3125
4300
200
20
19
5
19
15
и т.д……………..

Смотреть полный текст работы бесплатно

Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Миссиология — наука о миссии Церкви во всех её аспектах.

Писания о благовествовании Церкви, о верном образе свидетельства о Христе, о необходимых качествах проповедника известны с апостольской эпохи. Понятие о миссии, постепенно охватившее эти предметы, стало оформляться в римо-католической среде с конца XVI века. Однако, собственно дисциплина миссиологии как академически-богословской науки стала оформляться со второй половины XIX века, в первую очередь в протестантских кругах. Основателем дисциплины часто называют лютеранского пастора и первого профессора миссии в Германии (в Университете Галле), Густава Варнека, который никогда сам не занимался миссионерством и никогда не бывал в заморском «миссионерском поле.» Среди других фигур у истоков академической миссиологии называют пресвитерианца шотландца Александра Даффа, первого заведующего кафедрой миссилогоии в Эдинбургском университете с 1867 года, а также римо-католика Джозефа Шмидлина в Мюнстерском университете в первой половине XX века. Термин «миссилогия» окончательно закрепился за дисциплиной во второй половине XX века — ещё в 1962 году среди римо-католиков обсуждалось альтернативное название «миссионология».

После закрепления дисциплины за системе образования протестантских и римо-католических школ, постепенно предмет «Миссиологии» стал вводиться и в православных духовных школах. В Санкт-Петербургской духовной академии в сентябре 1993 года появилось «Отделение миссиологии, экуменизма и новых религиозных движений» , а около 1998 года предмет был включен в программу Санкт-Петербургской духовной семинарии . В сентябре 1994 года на базе Богословско-педагогического отделения Русского христианского гуманитарного института был создан Православный институт миссиологии, экуменизма и новых религиозных движений. По мере распространения предмета в системе духовных школ Русской Церкви, встала задача создать учебник по миссиологии котором стала книга Миссиология. Учебное пособие, Изд. Белгородской семинарии, 2009.

Библиография

Учебники

Использованные материалы

С чего началась современная евангельская церковь «Христианская Миссия»? Именно об этом расскзывается в первой части документального фильма «Наследие», где рассказывается об история церкви от лица ее участников. В фильме принимают участие Начальствующий епископ РОСХВЕ(п) Сергей Ряховский, Заместитель Начальствующего епископа в Южном федеральном округе епископ Эдуард Дерёмов, Полномочный представитель Начальствующего епископа по Черноморскому побережью Краснодарского края пастор Виталий Любченко, Полномочный представитель Начальствующего епископа по Краснодарскому краю епископ Олег Сторожев и другие служители.

Церковь «Христианская миссия» — это тысячи посвящённых Богу людей в более чем 100 городах Российской Федерации. Это современная церковь с древним посланием.
В уходящем году церкви «Христианская Миссия» исполнилось 18 лет, и по случаю её «совершеннолетия» вышла в свет первая часть документального фильма «НАСЛЕДИЕ», в которой пасторы и служители церкви рассказывают о своём обращении, освобождении от зависимостей, поиске выхода из проблем.

О чём этот фильм:
о том, с чего началось служение церкви;
о чуде, которое произвёл Бог в жизнях посвящённых Ему людей;
и ещё о разных интересных фактах из жизни нашей церкви.
Смотреть фильм «Наследие»

Просмотры: 1 381

Протопресвитер Иоанн Мейендорф — выдающийся деятель Православной Церкви в Америке, богослов, патролог, церковный историк.

***

Подлинное миссионерство

Миссионерство присуще самой природе Церкви, и в Символе веры мы называем Церковь Апостольской. Это предполагает не только непрерывность апостольской веры, но и обязанность проповедовать христианскую истину ради спасения всех.

Но миссионерство — это не только «проповедование», не только разговоры о Боге или распространение «своего учения». Миссионерство не является своего рода христианской коммерцией. Это свидетельство и действие любви. Оно включает в себя любовь к тем, на кого направлено, и любовь эта означает самоотдачу, а не только отдачу чего-либо.

Православная миссия на Аляске была успешной в прошлом не только благодаря финансовой поддержке из России, а главным образом потому, что св. Герман оставался на Алеутских островах до самой смерти, а также благодаря нескольким истинным миссионерам, таким как св. Иннокентий Вениаминов, которые отдали всю свою жизнь ради людей, которым хотели проповедать Евангелие.

И сейчас любовь также означает принятие людей такими, как они есть, желая только одного: чтобы они приняли Христа. Это не требует никакого национального или культурного отчуждения. Апостол Павел был «с иудеями как иудей, с эллинами как эллин», чтобы и тех, и других привести ко Христу. Так было и со всеми истинными апостолами, и потому для алеутов и индейцев Аляски Церковь действительно стала «их собственной».

Церковь в Америке должна быть точно такой же.

Конечно, она не может быть Церковью в полном смысле этого слова, если не светит всем своей любовью, желая всем только спасения и жизни вечной. Миссионерское измерение природы Церкви является единственным ключом для решения «этнических» проблем в американском православии. Церковь не имеет права навязывать своим членам никакой идеологии или культуры, кроме Евангельской Истины: эта Истина сделает людей «свободными», как объясняет ап. Павел в своем послании к Галатам. Св. Герман боролся с теми, кто в его время пытался эксплуатировать и «русифицировать» население Аляски. Его дух должен оставаться с нами сегодня. Как мы уже говорили, никто не имеет права запрещать американцам, которые хотят быть православными, оставаться американцами. Но и с другой стороны нужно помнить, что «американизация» не является требованием членства в Церкви! Семьи, так же как и большие группы и организации, имеют полное право сохранять свою индивидуальность внутри Единой Церкви, которая сохраняет свою миссионерскую природу и помнит чудо Пятидесятницы, когда все народы слышали Слово Божие на своем языке. А также нужно принять то, что Церковь должна строить свое настоящее и будущее для Америки. В нашей Церкви действительно есть американцы. Но также в ней есть албанцы, греки, украинцы, сербы, румыны и русские. Есть черные и белые. Церковь не имеет права подавлять кого-либо из них, но должна продолжать чудо Пятидесятницы, которое упразднило Вавилонское смешение языков, когда все народы «были призваны в соединение» и начали «согласно славить Всесвятаго Духа» (Кондак Пятидесятницы).

Март 1972 г.

Что значит миссионерство?

Развитие миссионерского духа и активности является, конечно же, одним из самых обнадеживающих признаков полноты нашей Православной Церкви, цель которой — принести Христово Царство нашим современникам. Церковь начинает понимать, что миссионерство — это задача всей Церкви, а не только отдельных ревностных священников или специальных учреждений.

Это и есть причина того, почему мы должны подумать над значением миссионерства и задать себе следующие вопросы:

— Хочет ли наш отдельно взятый приход принимать участие не только в пополнении коллекции различных миссий где-то далеко, но и заботиться о собственных соседях? Почему православные до сих пор не открыли миссии в своем собственном городе?

— Является ли наша литургическая жизнь достаточно выразительной, чтобы быть понятной для новообращенных? Или с ее помощью мы только обеспечиваем себе комфорт и удовлетворяем чувство своего постоянного членства в Церкви (которое полностью законно, но глубоко не осознается)?

— Замечали ли мы когда-нибудь, что в нашей Божественной Литургии есть обращения к «оглашенным», т. е. новообращенным, — кто посещает службы, но еще не принят в число верных Церкви? И если в нашем приходе нет оглашенных, это может значить, что мы не заботимся в полной мере о миссионерстве Церкви.

— Действительно ли наше поведение, как православных христиан, отличается от поведения тех, кто не называет себя так, или же мы на самом деле принимаем образцы поведения секулярной цивилизации (которую на словах осуждаем как безбожную)?

И еще несколько вопросов для тех, кто говорит о миссионерстве и активно занимается им:

— Всегда ли вы помните слова Христа, обращенные к фарисеям, которые «обходят море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делают его сыном геенны, вдвое худшим себя» (Мф. 23:15), или слова св. Серафима Саровского: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи»?

— Замечали ли вы основное отличие, которое существует между многочисленными протестантскими евангелистами и проповедниками мгновенного «возрожденного» христианства — и православными миссионерами, которые заняты строительством кафолической Церкви, вводя людей в богатую жизнь Православной традиции, при этом признавая — как всегда должно быть в Церкви — все лучшее, прекрасное и подлинное в каждом, кто призывает имя Христово, даже если он еще не принадлежит формально к Православной Церкви?

Все эти вопросы указывают нам на некоторые существенные составляющие миссионерской задачи Церкви, которые никогда нельзя забывать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *